Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Земельные отношения основа модернизации аграрного сектора экономики республики





В Казахстане земельный вопрос не потерял своей актуальности, поскольку земля является необходимым условием жизнедеятельности человека. Сельское хозяйство Казахстана является важной отраслью экономики, которая составляет до 40 % национального дохода и большая часть населения страны занята именно в этой сфере.

Уровень развития сельскохозяйственного производства является важным фактором экономической и социальной стабильности в стране. Республика Казахстан располагает развитым сельскохозяйственным производством.

В условиях обретения политического суверенитета и начала кардинальных экономических реформ, проведение аграрной реформы в Казахстане имело принципиальное значение.

Основная цель проведения реформы в аграрном секторе - повышение эффективности сельскохозяйственного производства, наращивание его объемов, улучшение качества продукции и снижение ее себестоимости до уровня конкурентоспособности на мировых рынках, полное удовлетворение населения в продуктах питания, а промышленности - в сырье.

Аграрный сектор страны имеет огромный потенциал, который практически не используется. Реформы в агропромышленном комплексе республики связаны с глубокими преобразованиями в формах собственности, организации производства и реализации продукции.

Основной целью проведения земельной реформы в республике является изменение системы сложившихся земельных отношений, создание многообразия форм собственности землю. Реформа направлена на создание условий для развития многоукладности в экономике, на перераспределение земель и переход к правовым и экономическим методам управления в сельском хозяйстве.

Актуальность реформирования отношений собственности определяется тем, что частная собственность выступает как обязательный элемент рыночной экономики. Также большой земельный фонд республики находился в исключительной собственности государства, что привело к значительной деградации земель. Многие земельные массивы подверглись загрязнению и заражению различными вредными веществами. В этих условиях процесс приватизации в аграрном секторе при отставании реформы собственности на землю, не привел к улучшению использования земель. Наоборот, в ряде случаев земли сельскохозяйственного назначения выбыли из оборота, особенно плодородные участки орошаемых земель.



Необходима была трансформация земельных отношений, которая была обусловлена становлением рыночной экономики, т.е. введением частной собственности на землю. Формирование новых земельных отношений возможны на основе радикальных экономических преобразований, которые необходимо проводить, прежде всего, совершенствуя земельные отношения, являющиеся главным вопросом всей аграрной реформы.

Решение данного вопроса в Казахстане основывалось на учете современного состояния природных, экономических и исторических особенностей республики. В республике были разработаны свои подходы и варианты в решении данных проблем. С целью осуществления политики в области создания нового аграрного строя был создан Госкомитет Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству с соответствующими структурами на областном и районном уровнях в 1991 г., основными функциями которого являются, во-первых, разработка программ рационального использования земельного фонда; во-вторых, утверждение форм правовых документов на землю; в-третьих, решение вопросов об отводах и изъятии земель; в-четвертых, установление размеров налогообложения за землепользование и предоставление льгот; в-пятых, контроль и соответствующее регулирование действующего земельного законодательства.

В целях создания условий для равноправного развития различных форм собственности и хозяйствования на земле проводилось в республике приватизация сельскохозяйственных предприятий. Такое перераспределение земли преследовало цель формирования многоукладности форм собственности в сельском хозяйстве, рационального использования и охраны земельных ресурсов республики. Эти основные положения были положены в основу процесса приватизации, который осуществлялся, основываясь на демократических принципах, при котором всячески исключалось любое навязывание способов землевладения, землепользования и хозяйственной деятельности. Главным было соблюдение конституционных прав каждого гражданина на индивидуальность выбора собственности и хозяйственной деятельности, в частности в сельском хозяйстве.

Актуальность и важность преобразований в области земельных отношений заключается в том, что развитие на принципах рыночной экономики аграрной сферы республики основывается именно на совершенствовании данных отношений. Как мы рассматривали в первом параграфе нашей работы, сердцевиной аграрных преобразований являются земельные отношения, которые и определяют направление развития сельского хозяйства, поскольку именно формирование земельных отношений решает вопросы форм собственности и хозяйствования, которые будут присущи агарной сфере любой страны.

Формирование нового типа земельных отношений в республике прошло три этапа. Первый этап, который характеризуется периодом формирования новых земельных отношений, длился с 1990 по 1993 гг. Были приняты Земельный кодекс Казахской ССР 1990 г., законы «О собственности», «О крестьянском хозяйстве», а также определяющий на тот период закон «О земельной реформе в Казахской ССР» от 21 августа 1991 года. В законе «О земельной реформе в Казахской ССР» давалось определение целей, задач и содержания земельной реформы в республике. Земельная реформа определяется в нем, как совокупность правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих создание качественно новой структуры землевладения и землепользования в период вступления республики в рыночные отношения.

В результате создания такой правовой базы началось перераспределение сельскохозяйственного земельного фонда республики, формирование различных форм хозяйствования. Главное в этот период были созданы необходимые организационные, экономические и социальные условия для формирования многоукладности в сельскохозяйственной сфере экономики Казахстана [20].

Важнейшим направлением земельной реформы стало создание и формирование новой системы земельной собственности и землепользования, новых форм хозяйствования на земле.

Данное направление осуществлялось путем передачи части земель в ведение населенных пунктов для сельскохозяйственного использования, создания специального земельного фонда, предоставления земель гражданам для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства, организации других негосударственных хозяйствующих субъектов в аграрном секторе.

В Законе РК «О земельной реформе», принятой в 1992 г. указано, что основными направлениями земельной реформы в Казахстане являются:

1) создание специального земельного фонда районов и городов для последующего перераспределения;

2) предоставление земель в пожизненно наследуемое владение гражданам для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства, животноводства, садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства, занятия традиционными промыслами и т.д.;

3) перераспределение земель в случаях преобразования колхозов, разгосударствления и приватизации совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий;

4) установление и уточнение границ сельских населенных пунктов и их земельно-хозяйственное устройство;

5) оформление и переоформление документов на право владения и право пользования земельными участками [21].

Принятые законодательные акты позволили начать преобразования земельных отношений в республике, однако в дальнейшем, по мере, осуществления реформы, стало очевидным, что определенные в законе «О земельной реформе в Казахской ССР» 1991 г. основные направления, оказались соответствующими только для начального периода реформы, по мере ее развития, уже в 1993-1994 годах появились признаки необходимости принятия новых решений, в том числе и законодательных.

Начавшаяся в республике реорганизация старой системы землепользования привела к тому, что земля передавалась или в пожизненное владение с правом наследства, в постоянное и временное владение, на условиях аренды в пользование, в зависимости от целей и назначения использования земельными ресурсами. Так земля может использоваться в целях ведения крестьянского хозяйства, ЛПХ, садоводства и дачного строительства, также представлялась прежде всем государственным, кооперативным, общественным и религиозным предприятиям для ведения сельского и лесного хозяйства. Кроме этого земля представлялась всем категориям несельскохозяйственных землепользователей, а также в пользование на условиях аренды землю можно было предоставлять всем физическим и юридическим лицам.

Сельскохозяйственные землевладельцы и товаропроизводители имели право самостоятельного выбора форм хозяйствования на земле, т.е. они могли по своему усмотрению распоряжаться произведенной продукцией и доходами от ее реализации. Кроме этого право выбора хозяйствования дает возможность использовать плодородный слой и имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, возводить жилые и производственные сооружения, сдавать земельный участок в аренду, получать компенсацию затрат на повышение плодородия земли в случаях ее изъятия для государственных нужд.

На основании республиканского Закона «О земельной реформе» каждый член трудового коллектива, пенсионеры и работники социально-культурной сферы приватизируемых хозяйств наделены правом на получение и распоряжение своей земельной доли, а также могут самостоятельно выбирать формы землевладения, землепользования и хозяйствования на земле. Данный Закон положил начало формированию нормативно-законодательной базы для создания и развития разнообразных форм производства в сельском хозяйстве, а также формированию в отрасли многоукладности [21].

Наиболее важным в данный период было предусмотрено образование специального Земельного фонда республики, структура приведена нами в Приложении Б и порядок распределения с целью проведения земельных преобразований в республике. Данный фонд создан в интересах последующего перераспределения земельных ресурсов с целью более эффективного их использования. Местные власти имеют возможность за счет этого земельного фонда предоставлять определенные земельные наделы практически всем желающим гражданам, которые хотят заниматься крестьянским или личным подсобным хозяйством, либо садоводством или огородничеством (см. Приложение Б)

Основным моментом развития земельных отношений в данный период Казахстана стала разработка и принятие Закона «О земельном налоге», которая создала основу для развития законодательной базы в данной области развития земельных отношений. На основе данного Закона была введена плата за землю в форме земельного налога, базовые ставки которой установлены в зависимости от качества, местоположения, водообеспеченности земельного надела, а главное не зависят от результатов хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей [22].

В ходе проведения преобразований земельных отношений наблюдались не только положительные тенденции развития, но и отрицательные. Например, большинство фермерских и других сельхозпредприятий создавались формально с целью в основном получения налоговых льгот, дешевых кредитов. Некоторые создавались для того, чтобы сохранить земельные наделы и отчитаться о проведение процесса приватизации своего бывшего сельхозпредприятия. Как правило, такие предприятия не проводили изменения в производственно-экономическом механизме. Но с другой стороны, в тех сельхозпредприятиях, где реорганизация была проведена и фактически сложилась парадоксальная ситуация. В процессе выхода крестьяне, для создания фермерского хозяйства, получили на свои паи имущество и землю, но оставшиеся часть в сельхозпредприятиях была такова, что они не могли нормально функционировать. И наоборот общехозяйственная производственная инфраструктура, которая осталась за предприятием стала недоступной для самостоятельных землепользователей. При спешном проведении приватизации был нанесен немалый урон материально-технической базе сельского хозяйства.

Все недостатки при формировании новых земельных отношений были учтены и ликвидация их, а также дальнейшее развитие аграрной сферы обусловило необходимость нового этапа этих преобразований.

Новый этап охватывал период с 1994 по 1995 гг., когда акцент был сделан на преобразование государственных сельхозпредприятий в негосударственные формы собственности. Острой проблемой стало фактический передел земли, соответственно юридическое оформление прав землевладения и землепользования или аренды земли. Предыдущий опыт реформирования показал, что в целях формирования подлинных землевладельцев необходимо расширить права вновь созданных землепользователей. С этой целью был принят Указ Президента Республики Казахстан «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» и «О дальнейшем совершенствовании земельных отношений», в результате которого землепользователи получили значительную поддержку со стороны государства. Эти указы Президента способствовали дальнейшему развитию земельных отношений в части решения вопросов, которые тормозили развитие. Отменялись мораторий на продажу права землепользования, были подтверждены права землевладельцев и землепользователей по сдаче земли в аренду и использованию ее в качестве закладной. В республике впервые был введен институт купли-продажи права землепользования, т.е. земля фактически была вовлечена в рыночные отношения [23, 24].

В результате таких преобразований крестьяне получили возможность расширить размеры землепользования путем купли или аренды права землепользования у государства либо у других землепользователей. Формирование земельного рынка в форме аренды и купли-продажи права землепользования способствует достижению определенных целей: 1) в соответствии с неписанными законами рыночной экономики земля будет переходить от менее эффективных к более эффективным землепользователям; 2) рынок дает возможность использовать землю в качестве гарантии для получения кредита. Но, к сожалению, земельный рынок в республике до сих пор не получил соответствующего развития, основная причина которого отсутствие достаточных денежных средств у землевладельцев и землепользователей.

Важной ступенью в распределении земель, обеспечении ясности и четкости соблюдения, земельных прав, предоставлении государственных гарантий было проведение трудоемкой работы по уточнению размеров и юридическому оформлению новых форм хозяйствования. Это дало возможность разрешать споры о владении землей, в также облегчало проведение земельных сделок (продажа, закладные или аренда). Кроме этого государство может отслеживать изменения в структуре землепользования республики, т.к. земельные отношения стали более прозрачными.

Одним из основных моментов развития земельных отношений в этот период стало то, что расширились права по распоряжению земельных паев, и их роль в формировании собственности крестьян усилилась. Устранение недостатков, отмеченных на первом этапе, привел к тому, что труженики, которые выделились для самостоятельного хозяйствования, стали чувствовать себя защищенными и независимыми, а также дали возможность сравнивать доходы от труда в коллективном хозяйстве и от самостоятельного хозяйствования. Самое главное достижение это то, что в результате реорганизации земельных отношений произошло повышение социального статуса пенсионеров и ветеранов села, поскольку их земельные паи дают основание для обеспечения своего существования и старости.

Реформирование земельных отношений процесс сложный и длительный, при проведении которого возможны упущения и ошибки, Естественно, что по итогам второго этапа преобразований отмечены определенные недостатки. Разрушение традиционной системы севооборота, отсутствие необходимой материально-технической базы у новых землепользователей. Все это соответственно, привело к появлению неиспользуемых и нерационально используемых земель. Наметилась тенденция перехода к натурально-потребительскому хозяйству, усиленно начали развиваться личные подсобные хозяйства, а имеющиеся земельные паи стали использоваться для производства кормов личному скоту и под огороды. Кроме этого наблюдается частичное перемещение в частный сектор общественного животноводства. Материально-техническое снабжение осуществляется в большей части в порядке бартерного обмена, но также происходит натурализация системы распределения, т.е. зарплата, дивиденды по имущественным и земельным паям выдается продуктами. Наблюдается использование служебного положения руководителей предприятий, которые получили в собственность активную часть техники и лучшие земли.

При проведении преобразований земельных отношений акцент на двух этапах был сделан на переделе сельскохозяйственных угодий посредством наделения крестьян соответствующими земельными паями, включение земли в рынок, но эти меры оказались недостаточными, поскольку они не обеспечивают эффективного ведение сельскохозяйственного производства. Основная причина такого результата – это отсутствие эффективного экономического механизма регулирования земельных отношений. Поэтому был принят Закон «О земле» в 2001 г., который обозначил новый этап в формировании и развитии земельных отношений. Этот закон нацелен на углубление земельных преобразований и кардинальным образом отличается от многих положений ранее принятого земельного законодательства. Самой важной отличительной чертой этого Закона является признание и охрана частной собственности наряду с государственной [25].

Но уже в 2003 г. в новом Земельном Кодексе вводится частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения. Согласно Кодексу граждане и негосударственные юридические лица Республики Казахстан имеют право приобретать земельные участки сельскохозяйственного назначения на правах частной собственности и на правах землепользования на срок до 49 лет. Иностранцам же и лицам без гражданства на сельскохозяйственные участки предоставляются только на праве аренды сроком до 10 лет [26].

Земельный кодекс учитывает все сложившиеся в настоящее время земельные отношения и тем самым обеспечивает преемственность действий государства, что является очень важным моментом для сохранения стабильности в сельском хозяйстве. Внесены изменения, в частности отменяется краткосрочная аренда, вводится запрет на все виды сделок с правом аренды, за исключением передачи земли в залог.

Эти изменения существенно исправляют прежние недостатки, потому что, с одной стороны крестьяне теперь будут уверены в отношении сроков землепользования, а с другой стороны, позволяют воплотить принцип «арендатор работает на земле сам». Кодекс открывает возможность всем крестьянам выкупить землю в частную собственность, хотя и не требует обязательного выкупа. К тому же государство в одностороннем порядке не вправе расторгать арендные договоры с крестьянами с целью продажи земли другим покупателям. Лица, же приобретшие ранее право постоянного землепользования у государства для ведения сельскохозяйственного производства, становятся собственниками земли с момента вступления в силу настоящего кодекса без взимания дополнительной платы на приобретение права частной собственности.

В Казахстане в процессе проведения радикальных преобразований земельных отношений государством часть земельного фонда республики была продана в частную собственность (см. Приложение В). Всего по Казахстану было продано 102,2 тыс. земельных участков общей площадью 134,3 тыс. га на сумму 24,4 млрд. тенге. Среди «лидеров» по продаже земли в частную собственность выделяется Алматинская область, где продано 21,3 тыс. участков с общей площадью 53,8 тыс. га на сумму 2,9 млрд. тенге. В то же время в З-Казахстанской области было продано по сравнению со всеми остальными областями самое малое количество земельных наделов – 2,1 тыс. площадью 984 га на сумму 0,7 млрд. тенге. В Ю-Казахстанской области было продано в частную собственность – 10,5 тыс. земельных участков общей площадью 11,2 тыс. га на сумму 2,2 млрд. тенге. В таблице отражен процесс продажи земли в частную собственность в разрезе областей республики, где четко прослеживается тенденция: большее количество земельных участков продано в тех областях, в которых исторически сельское хозяйство было доминирующей отраслью региональной экономики.

Продажа земельных участков осуществлялась либо через аукционы или конкурсы. Несмотря на то, что в городах Астана и Алматы было продано 2803 и 6624 земельных надела, причем на земельный участок в среднем приходится 0,4 га и 0,1 га соответственно, но при этом средняя стоимость участка 1309,1 тыс. тенге в г. Астана и 713,3 тыс. тенге в г. Алматы. Интересный факт, стоимость 1 га в этих городах доходит в г. Алматы до 7062,9 тыс. тенге, а в г. Астана 3152,5 тыс. тенге. Такое положение свидетельствует, что спрос на земельные участки в центральных городах достаточно высок, при низком предложении. С другой стороны это является показателем достаточно успешного роста экономики в целом, поскольку население вкладывает свои сбережения в недвижимость, в т.ч. в землю.

Мировой опыт показал, что где существует частная собственность на землю, обязательно должны быть предусмотрены определенные законодательные ограничения прав землевладельца по распоряжению своим участком. Это делается с целью предупреждения негативных социально-экономических последствий функционирования земельных отношений. В настоящее время в республике необходимо выработать основания, условия и пределы, как оговорено в Конституции, для эффективного функционирования частной собственности на землю, при этом учитывая исторические, природные, экономические и социальные условия, как областей, так и республики в целом. Естественно, мировая практика функционирования института частной собственности на землю показала, что это не является первостепенным условием стабилизации и подъема сельского хозяйства.

Для развития аграрной сферы национального хозяйства форма собственности не играет существенной роли. Главное для стабильного и эффективного развития сельскохозяйственного производства, как показал опыт развитых стран, необходима развитая материально-техническая база села, цивилизованный аграрный рынок продовольствия и средств производства для крестьян, и самое основное взвешенная и разумная политика государственной поддержки сельских товаропроизводителей.

Вся наличная земля в республике является государственной собственностью, которая может предоставляться в постоянное или временное пользование практически всем физическим или юридическим субъектам хозяйствования Республики Казахстан. Наряду с государственной собственностью имеет место частная собственность соответственно Закону, которая гарантирует неприкосновенность собственности. На основе Закона иностранные граждане имеет право получить землю во временное землепользование на условиях аренды сроком до 99 лет.

Частная собственность на землю, а также право постоянного пользования и аренда земли по своей сути надежны и мобильны. Право пользования, как и частную собственность на землю, можно продать, подарить, завещать, заложить, обменять, сдать в аренду или передать в качестве доли в уставный фонд. Эти права по распоряжению землей позволило тем крестьянам, которые получили свой земельный пай, выбирать форму хозяйствования по своему личному усмотрению.

В результате проведенных преобразований в аграрной сфере республики сложились три системы землепользования, каждой из которых соответствует определенная форма организации сельскохозяйственного производства, имеющих свой определенный статус, который охраняется и неприкосновенность гарантируется законом республики. Согласно Закону только у предприятий с государственной формой собственности, которые не приватизировались, земля без раздела на паи может находиться в постоянном пользовании. А других видов негосударственных предприятий, в частности кооперативов, товариществ, акционерных хозяйств и других, земля, которая состоит из паев, находится в постоянном или временном пользовании. А земельные угодья с правом наследования находятся у крестьянских хозяйств.

Государственные сельхозпредприятия, находятся в непосредственном подчинении государства и поэтому все вопросы функционирования регламентированы соответствующими нормативными актами, в частности условия пользования землей, возможность выхода из предприятия для организации самостоятельного хозяйства. Но, учитывая специфику крупных сельскохозяйственных предприятий, имеющих замкнутый технологический процесс производства (племзаводы, крупные животноводческие комплексы, тепличные хозяйств и др.) - эти предприятия были преобразованы в акционерные предприятия и товарищества, земля в которых находится в коллективно-долевом пользовании.

Члены коллектива таких сельхозпредприятий являются владельцами своего земельного пая и соответственно обладают правом на получение дивидендов от стоимости своего земельного надела, а также получение земельного надела «в натуральной» форме или в форме денежной компенсации при выходе из предприятия. Остальные вопросы по распоряжению земельным наделом оговариваются уставом сельхозпредприятия. Сельскохозяйственные кооперативы, малые предприятия образуются главным образом на базе отделений, бригад, ферм, цехов, земля за которыми закрепляется на паевой основе и все права по распоряжению земельными наделами практически не отличаются от прав крупных коллективных предприятий.

Другой формой хозяйствования в сельском хозяйстве республики являются крестьянские хозяйства, которые образуются в основном на базе выделенного в натуре земельного надела из земель приватизируемого хозяйства соответственно размерам своей земельной доли, или из земель специализированного фонда в размере, который определила местная районная администрация. Стимулирование развития крестьянских хозяйств необходимо рассматривать, учитывая их самую высокую степень свободы в вопросах прав пользования на землю, а также ярко выраженный частный материальный интерес, который и является основным двигателем сельскохозяйственного производства .

Стать подлинными хозяевами земли труженикам сельского хозяйства в полном смысле этого слова не удалось. Естественно, на это были определенные причины, в первую очередь отсутствие опыта самостоятельного ведения и организации сельскохозяйственного производства, затем отсутствии знаний об аграрных реформах и выгодах, которые можно извлечь из этого. Кроме того, можно выделить трудности при формировании новых форм производства, отсутствии отлаженной системы материально-технического снабжения, которое соответствовало бы рыночной экономике. Зачастую в проведении земельных преобразований использовались методы административного убеждения, которые в свою очередь часто не действенны. Также уравнительный принцип исчисления средних земельных долей, который первоначально использовался к распыленности участков, которое не позволяет вести рентабельное товарное сельскохозяйственное производство.

При реформировании земельных отношений имело место мнение, что большой эффект в развитии сельского хозяйства достигается за счет кооперации мелких форм хозяйствования, в частности проведение реорганизации государственных сельскохозяйственных предприятий при делении хозяйства на несколько более мелких хозяйств или дробление на семейные фермерские хозяйства. Этот процесс можно рассматривать с разных сторон и он содержит как положительные, так и отрицательные моменты, но они могут перевешивать в каждом конкретном случае в зависимости от условий развития форм хозяйствования. Следовательно, создание и развитие новых организационно-правовых форм в сельскохозяйственном производстве требует оптимального и стабильного решения вопросов земельных отношений с учетом особенностей каждой области республики.

Существование и функционирование всех форм организации сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики необходимо для развития конкурентной среды в сельском хозяйстве. Поскольку именно конкуренция различных форм хозяйствования выявляет преимущества и недостатки каждой из них, что соответствует основной задаче, поставленной Президентом, создания конкурентоспособной экономики. Такая конкуренция определит на практике, какие формы хозяйствования в агарной сфере конкурентоспособны и утверждают сельского труженика подлинным хозяином на земле.

В настоящее время актуальным вопросом остается достижение главной цели преобразований земельных отношений, а, в конечном счете, реформирования аграрной экономики – это, во-первых, организация кооперативов; во-вторых, акционерных предприятий без участия государства. Все эти формы хозяйствования в сельском хозяйстве должны функционировать в системе разветвленной кооперации, на основе объединенных земельных наделов и собственных средств производства могли бы эффективно работать, а также рационально использовать имеющиеся земельные ресурсы, повышать продуктивность земледелия и в целом культуру сельскохозяйственного производства.

Реформирование агарного сектора национальной экономики республики основывается, прежде всего, на преобразовании земельных отношений. Поэтому в целях создания оптимальной структуры многоукладной экономики в сельском хозяйстве, преодоление отчуждения тружеников от земли, средств производства и результатов их труда необходимо введение экономических инструментов регулирования земельных отношений.

Экономические регуляторы должны включать в себя модернизированный механизм платы за землю, обеспечение оптимального землеустройства новым формам хозяйствования. Также регулированию подлежат такие вопросы как стимулирование улучшения качества земельных участков, санкции за нанесенный экологический ущерб от наложения штрафа до прекращения права землепользования; введение компенсационных выплат, возмещение убытков и потерь при изъятии земель, формирование рынка земельных ресурсов; усиление ответственности за нарушение земельного законодательства.

Эти мероприятия необходимо проводить, учитывая все проблемы земельных отношений, чтобы избежать негативных последствий и перекосов. Различные области республики не одинаковы по своим природным, экономическим и социальным условиям развития, исходя из этого условия, необходим строго обоснованный выбор и внедрение такого варианта решения проблем землепользования, который соответствовал бы специфики области и дал мощный толчок развитию сельскохозяйственного производства.


2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.