Витальные и культурные ценности
Ценности жизни. Ценности культуры Ценности многообразны по своим основаниям и могут быть сгруппированы по различным признакам (мате-
190 Глава 9. Аксиология (теория ценностей) риальные - духовные, личные - общественные, традиционные - инновационные и т.д.)- Однако для понимания человека как амбивалентного (природного и культурного, биологического и социального) существа первоочередное значение имеет разделение ценностей на жизненные и культурные. Ценности жизни, иначе называемые витальными ценностями (от лат. vitalis - жизненный), основаны на первичных потребностях человека как живого существа - физиологических нуждах и нужде в защите. Такие ценности, как пища, вода, жилище, безопасность и т.п., направлены прежде всего на обеспечение выживания человека. Ценности выживания представляются первостепенными. Очевидно, что при отсутствии еды и питья, жилья и защиты нет смысла говорить ни о творчестве, ни о любви, ни об уважении: все это приобретает ценность только в ситуации, когда жизни человека ничего серьезного не угрожает. Однако верно и другое: если человек ограничится исключительно выживанием, его жизнь нельзя будет назвать человеческой в полном смысле этого слова; по своей сути она ничем не будет отличаться от растительной жизни, которая определена исключительно целями выживания самого растения и его вида. Ценности наслаждения также относятся к сфере витальных ценностей. Для каждого человека характерно стремление к удовольствию и желание избежать страданий. В некоторых философских традициях (например, в утилитаризме) жизнь считается полноценной только в том случае, если общий уровень наслаждения превышает уровень страданий. Так, в случае эвтаназии важно ответить на следующий вопрос: «Можно ли прервать жизнь безнадежно больного человека, если каждая минута его жизни приносит ему сильную боль и мучения?»
Хорошая смерть далеко лучше и предпочтительнее, чем дурная жизнь. Мудрый человек живет лишь до тех пор, пока его жизнь имеет большую ценность, чем его смерть. Долгая жизнь не всегда есть лучшая жизнь. Дж. Элиот (1819-1880) Такая же неоднозначность проявляется и в аргументации обыденного сознания по поводу качества жизни. С одной стороны, «даже самая несчастная жизнь лучше смерти», а с дру-
§ 9.2. Витальные и культурные ценности гой — «лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Окончательное решение вопроса, видимо, невозможно: каждый человек делает свой выбор в зависимости от конкретной ситуации и своего субъективного понимания смысла жизни. Потребительские ценности пользы, которые основаны на обеспеченности человека внешними благами, довольно близки к ценностям наслаждения. Еще Аристотель заметил: для того чтобы чувствовать себя счастливым, человек должен по крайней мере «ни в чем не нуждаться». Однако, хотя материальный достаток и необходим для полноценной жизни, он ее вовсе не гарантирует. Для полноценной жизни определенно недостаточно простого набора из выживания, наслаждения и пользы; иначе человек никогда бы не вышел за границы животного состояния. Подлинная жизнь обладает смыслом, выходящим за границы чисто природного существования, т.е. подразумевает нечто из социальной сферы — ценности привязанности, дружбы, сопричастности, любви, уважения. Здесь ценности жизни граничат и частично пересекаются с ценностями культуры. Платон в свое время говорил о трех частях души — разумной, страстной, вожделеющей — и о тех сферах жизни, за которые отвечает каждая часть души: вожделение соответствует жизни растительной, страсть — жизни животной, разум — жизни социальной, подлинно человеческой. Витальные ценности, таким образом, в итоге могут быть разделены на три класса в соответствии с областью жизни, которую они обслуживают:
о «растительная жизнь» — выживание (пища, вода, жилье, безопасность); о «животная жизнь» — наслаждение, удовольствие, польза; о «социальная жизнь» — привязанность, сопричастность, уважение и т.д. Культурные ценности включают в себя все то, что выходит за узкие пределы природной человеческой активности, необходимой для поддержания жизнедеятельности. К культурным ценностям относится то, что составляет «вторую», сверхприродную сущность человека, — самореализацию, искусство, религию, творчество. Данные ценности не удовлетворяют перво- 192 Глава 9. Аксиология (теория ценностей) § 9.3. Где находятся ценности? 193
степенных нужд выживания, и человек в принципе способен прожить без них. Однако такая жизнь уже не будет полноценной: человек, отказавшийся от культурных ценностей, неминуемо будет ущербным, а любое общество без культуры обречено на быструю деградацию и гибель. Немецкий философ Генрих Риккерт (1863-1936), один из основателей аксиологии, выделяет шесть областей культуры и определяет ведущие ценности для каждой из областей1: Область культуры Ценность Наука................................................................................................... Истина Искусство............................................................................................. Красота Мистика........................................................................................ Откровение Мораль................................................................................................... Добро Личная жизнь........................................................................................ Любовь Религия........................................................................................................ Бог Традиционно важнейшими областями современной культуры считаются наука, мораль и искусство. Соответственно высшими ценностями культурной жизни признается триада «истина, добро, красота». В отечественной философии триада «истина, добро, красота» стала ценностным центром творческих поисков Вл.С. Соловьева. Всеединство как высший идеал как раз представляет собой синтез красоты, истины и добра. В основе этого синтеза, по мнению философа, должен лежать «нравственный момент» - добро. Последнее подразумевает также благоговение перед богом.
В современной философии (как отечественной, так и западной) сама культура все чаще рассматривается как совокупность человеческих ценностей (такой подход называется аксиологическим), а ее целью объявляется гармоничная деятельность по законам высших человеческих ценностей. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Ценности можно разделить на витальные (выживание, наслаждения, польза, стремление к общению) и культурные (самореализация, искусство, религия, творчество и т.д.). Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 374-387. 2. Высшими человеческими ценностями считаются истина, добро, красота. ЗАДАНИЯ 1. Назовите области жизни человека и ценности, соответствующие им. 2. Перечислите основные области культуры и назовите ведущие ценности в каждой из выделенных областей. § 9.3. Где находятся ценности? Объектный подход. Субъектный подход и проблема оценки. «Царство ценностей». Диалог и ценности Теория ценностей — самый молодой из разделов философии и, как в любой другой формирующейся области знаний, здесь развиваются наиболее острые философские дискуссии. Разногласия существуют уже в ответе на основополагающий вопрос аксиологии: «Где находятся ценности?» Часть философов полагает, что ценность находится в самом объекте и не зависит от точки зрения человека {объектный подход). Другие размещают ценность в субъекте, указывая, что она существует только для человека и исключительно в его сознании {субъектный подход). Третьи придерживаются мнения о существовании особого «царства ценностей», которое не зависит ни от субъекта, ни от объекта {автономный подход). Наконец, ряд мыслителей усматривает месторасположение ценностей в сфере взаимодействия субъекта и объекта, человека и окружающего мира {диалогический подход). Рассмотрим эти точки зрения подробнее. В объектном подходе ценности напрямую ассоциируются с предметами, явлениями и свойствами. Представители этого подхода утверждают: если предмет ценен, он ценен сам по себе вне зависимости от мнений людей.
Однако практика показывает, что предметы становятся ценными только при условии взаимодействия людей со своим окружением, в процессе оценивания мира человеком. Так, денежная купюра по своей природе является лишь бумагой с нане- 11-1 760 Глава 9. Аксиология (теория ценностей) § 9.3. Где находятся ценности?
сенной на нее типографской краской. Ценность ей придает лишь соответствующее отношение человека и общества (банкноты, вышедшие из употребления, теряют покупательную ценность, хотя физически при этом не изменяются). Произведения искусства также не обладают ценностью, если отсутствует человек, который может ими восхищаться. Если ценность должна удовлетворять потребности человека (физиологические, социальные, эстетические) и соответствовать его интересам, то очевидно, что вне человека, только в предмете она выражаться не может. Это доказывают случаи, когда в одном и том же объекте разные люди усматривают или не усматривают ценность; так, для культурного и цивилизованного человека живопись будет ценностью, для нецивилизованного - нет. Следовательно, ценность расположена не в самом предмете. Субъектный подход можно возвести к идее софиста Протаго-ра, утверждавшего, что именно человек есть мера всех вещей. Человек отличается от животных, помимо прочего, и тем, что он способен оценивать значимость предметов, явлений для своей жизни, т.е. ценностно относиться к миру. Логично считать, что в таком случае ценности существуют только в сознании человека. Однако этот тезис тоже вызывает вопросы. Все та же денежная купюра сама по себе - бумага с краской, и ее ценность действительно ощущается только человеком. Но представления о денежной купюре и сама денежная купюра - не одно и то же. И. Кант говорил, что деньги в уме и деньги в кармане - это различные вещи и соответственно различна их ценность. Выбирая между ними, мы, конечно, выберем реальные деньги (даже если их будет намного меньше, чем «денег в уме»). Ценность не может находиться исключительно в сознании человека, если без материального носителя она уже не воспринимается как ценность. Г. Риккерт по этому поводу указывает, что в субъекте можно обнаружить только акт оценки ценности, но не саму ценность. Оценку не следует смешивать с ценностью. Оценка есть лишь представление о ценности, ее количественная характеристика. В акте оценки человек дает интерпретацию вещам и явлениям, указывает на их значимость или несущественность для
себя. Например, в культурной жизни человек, указывая на что-то, располагает это в определенном месте на шкале доброе—злое, хорошее—плохое, прекрасное—безобразное. Иначе говоря, человек, сравнивая предметы, определяет свое отношение к ним — положительное, отрицательное или нейтральное. Отчасти эта интерпретация окружающего мира основывается на заранее заданных традициях, но, как правило, человек сам постоянно устанавливает для себя ценность тех вещей и явлений, с которыми сталкивается. Таким образом, в сознании человека присутствует оценка, но здесь также нельзя обнаружить ценности как таковой. Если ценности не существуют ни в объекте, ни в субъекте, то логично предположить, что они находятся в неком особом, автономном мире — «по ту сторону» человека и вещей. Если вещи и человек составляют мир сущего, то ценности — мир должного, где нет ни объектов, ни субъектов. Риккерт говорит об особом мире ценностей: Субъекты вместе с объектами составляют одну часть мира — действительность. Им противостоит другая часть — ценности. Мировая проблема есть проблема взаимного отношения обеих этих частей и их возможного единства1. При этом, если различные науки изучают действительность — объективную (например, физика) или субъективную (психология и др.), то лишь философия изучает мир в его целостности. Риккерт отмечает, что она рассматривает не только действительность, но и ценности — значимость различных явлений и объектов для человека. Другим вариантом относительно автономного расположения ценностей является «третий мир» Карла Полпера. Он не изолирован от действительности, как у Риккерта, напротив — он тесно связан как с сознанием, так и с предметами. По своей сути это мир человеческих идей, «освободившихся от человека» и воплощенных в конкретных предметах (книгах, предметах искусства и т.д.). Согласно диалогическому подходу ценности существуют не в объекте, не в субъекте, а в сфере их взаимодействия (подобно 1 Риккерт Г. Указ. соч. С. 24. i >• Глава 9. Аксиология (теория ценностей) § 9.4. Классификации ценностей
тому, как электричество не существует ни в положительном, ни в отрицательном полюсе батареи, а появляется при их соединении). Ценность возникает только в месте встречи человека и мира. Человек окружен безгласными вещами. Оценить - значит выделить нечто значимое из этой массы, почувствовать способность какой-то вещи откликнуться, ответить интересам и потребностям человека, т.е. вступить в диалогические отношения. Здесь вещи раскрывают свой глубокий смысловой потенциал, вступая в резонанс с сознанием; и в этом резонансе рождаются ценности. 1 Дерево можно описать научно: кору, ствол, форму листьев, возраст и т.д. Но то же дерево при определенных условиях может стать ценностью, как дуб для Андрея Болконского в известном эпизоде романа Льва Толстого «Война и мир». Таким же образом радуга для физика будет примером преломления, отражения и дифракции света, кто-то же просто будет любоваться ею. К одному и тому же предмету можно относиться и как к безответной вещи, и как к чему-то, имеющему значение для человека. Ценностное отношение к вещи в отличие от чисто познавательного всегда субъективно окрашено, связано с чувствами и переживаниями. Во всех случаях являться ценностью - значит не только испытывать влияние человека, но и в свою очередь влиять на него. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Существуют четыре точки зрения на вопрос о местонахождении ценностей: они могут находиться в субъекте, в объекте, в пространстве их взаимодействия или вне субъекта и объекта - в автономном мире ценностей. 2. Ценность устанавливается в акте оценки - установлении значения вещи для человека. 3. Являться ценностью - значит взаимодействовать с человеком, от ЗАДАНИЯ 1. Перечислите подходы к проблеме расположения ценностей. 2. Какой из подходов представляется вам наиболее достоверным? Классификации ценностей Материальные и духовные ценности. Общечеловеческие и личные ценности. Инструментальные и терминальные ценности Ценности настолько многообразны и уникальны, что полное и исчерпывающее их описание невозможно. Только оснований для классификации различных групп ценностей можно выделить бесконечное множество. Однако, хотя сама по себе любая классификация ценностей и не способна охватить их в полной мере, она все же способна дать представление об общей структуре и основных уровнях ценностной сферы жизни общества. В зависимости от формы проявления выделяются материальные и духовные ценности. К материальным ценностям можно отнести различные вещи, которые необходимы для выживания (пища, вода, одежда, жилье), а также не менее важные для человека орудия (от каменного скребка до компьютера). Но не все материальные ценности удовлетворяют только первичные потребности. Некоторые из них имеют символический смысл (дорогая одежда, техника как показатель высокого социального статуса человека) и не являются безусловно необходимыми для жизнедеятельности. Духовные ценности нематериальны и выступают как объединенный продукт разума, чувств, убеждений. Они включают в себя знания и истину, красоту и творчество, добро и справедливость, святость и милосердие и т.д. В совокупности эти ценности составляют духовную культуру человечества, прежде всего науку, искусство, мораль и религию. В зависимости от субъекта оценки выделяются общечеловеческие и личные ценности. Общечеловеческие ценности присущи каждому индивиду, вне зависимости от особенностей социальной и культурной среды, в которой он был воспитан. Например, Абрахам Маслоу на основе своих наблюдений относил к ним истину, добро, красоту, целостность, совершенство, справедливость, порядок, богатство, игру, самодостаточность и т.д. В конституциях большинства стран в качестве общечеловеческих ценностей трактуются жизнь, свобода и
198 Глава 9. Аксиология (теория ценностей) собственность. Именно на них основываются «священные и неотчуждаемые» права человека. Общечеловеческие ценности универсальны, т.е. признаются везде независимо от региональных и культурных традиций, хотя конкретные интерпретации этих ценностей в различных культурах могут различаться (например, идеалы красоты меняются от эпохи к эпохе и от культуры к культуре, но идея красоты всегда и везде остается в числе важнейших ценностей). Личные ценности настолько же индивидуальны и уникальны, насколько уникален каждый человек. Они определены личными интересами и значительно варьируются в широком диапазоне персональных желаний и предпочтений: кто-то считает ценным спорт, музыку, политику, кто-то — предметы коллекционирования, кто-то — материальный достаток. Между общечеловеческими и личными ценностями находится широкий диапазон ценностей групповых — внутрисемейных, корпоративных, национальных, конфессиональных и т.д. В зависимости от отношения к целям выделяются инструментальные и терминальные ценности. Терминальными (от лат. terminalis — конечный) называют ценности, ценные сами по себе, то, к чему человек стремится в течение всей своей жизни. Например, психолог Милтон Рокич (1918—1988) назвал такие терминальные ценности, как жизненная мудрость, равенство, внутренняя гармония, чувство собственного достоинства, безопасность, комфортная жизнь, признание, уважение, полноценная любовь, надежная семья, дружба, счастье, удовольствие, свобода, воодушевление, спасение души, красота, мир во всем мире. В философской мысли в качестве терминальных ценностей чаще всего выделяют счастье, пользу и наслаждение. Инструментальные ценности — это ценности, используемые для того, чтобы добиться цели. Иными словами, они ценны не сами по себе, а как инструменты, средства достижения целей. В качестве инструментальных ценностей обычно называются различные черты и качества человека, которые способствуют конечному успеху его деятельности. К этой категории, по Рокичу, можно отнести интеллигентность, логичность, остроумие, честность, независимость, вежливость, ответственность, храбрость и т.д. Этот список можно значительно расши-
§ 9.4. Классификации ценностей рить, если учесть, что инструментальной можно считать любую ценность, если она не терминальна. Ценность инструментам ь-на, если можно ответить на вопрос: для чего она необходима человеку. Например, человек получает образование. Образование - инструментальная ценность, поскольку оно необходимо для того, чтобы получить профессию. Профессия также инст-рументальна: она необходима, чтобы зарабатывать на жизнь. Деньги инструментальны, если необходимы, например, для поддержания высокого качества жизни. Качество жизни -путь к счастью. Поскольку невозможно ответить на вопрос, для чего необходимо счастье, эту ценность надо признать конечной - терминальной. В итоговом виде классификация ценностей (учитывая и формы, рассмотренные ранее) представлена в табл. 9.2. Таблица 9.2. Классификация ценностей
200 Глава 9. Аксиология (теория ценностей) Ряд ценностей в табл. 9.2 повторяется: например, пища является ценностью одновременно материальной, витальной и первичной; красота - духовной, культурной и общечеловеческой. Таким образом, ценности не изолированы и не оторваны друг от друга, а пребывают в постоянном движении и тесном взаимодействии, составляя сложную систему взаимных пересечений, совпадений и влияний. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Существует ряд классификаций ценностей. Важнейшими основаниями для их выделения служат формы проявления (материальные и духовные), субъект оценки (общечеловеческие и личные) и отношение к целям (терминальные и инструментальные). 2. В совокупности ценности формируют разветвленную систему ценностных координат, необходимую человеку для полноценной жизни в обществе. ЗАДАНИЯ 1. Перечислите различные основания для классификации ценностей. 2. Назовите основные группы ценностей. Приведите примеры ценностей из разных групп. § 9.5. Счастье как высшее благо Высшее благо. Подходы к счастью: от судьбы до нигилизма Аристотель, рассуждая о соотношении причин и целей, пришел к выводу, что определяющим основанием для всего сущего является цель: все стремится к наиболее полной реализации своих возможностей, иными словами, все в мире целесообразно. Цели, к которым стремится человек, Аристотель называет благами. Блага, которые служат средствами для достижения других благ (инструментальные блага), согласно Аристотелю, считаются низшими. Соответственно высшее благо — это то единственное благо, которое никогда не может служить средством, а является ценным само по себе. В системе классификаций ценностей высшее благо будет, во-первых, терминальным, т.е. выражающим конечную § 9.5. Счастье как высшее благо 201 «цель всех целей»; во-вторых, общечеловеческим, т.е. абсолютным и универсальным, независимым от мнений, обстоятельств, культурных факторов; в-третьих, духовным, т.е. не связанным с достатком и материальным статусом человека, поскольку материальные ценности - всегда средства (если только человек не отличается патологической жадностью и любовью к вещам). На статус высшего блага могут претендовать различные ценности. Чаще всего их список ограничивается жизнью, пользой, удовольствием, спасением души и счастьем. Отметим, что жизнь, польза или удовольствие не могут быть однозначно признаны высшим благом для человека, поскольку они свойственны не только ему. Например, считать, что высшая цель человека совпадает с целями животных, — значит принижать человека до животного уровня. Спасение души может быть высшим благом, но только в пространстве религиозного мировоззрения, а философия, склонная подвергать все сомнению, не может признать это благо общечеловеческой ценностью без достаточных оснований. Таким образом, наиболее логично признать счастье высшим благом. К этому выводу в итоге приходит и Аристотель. Говоря о деятельности человека, счастье выдвигают на первое место и многие другие мыслители. Так, Вл.С. Соловьев пишет: «Нормальная цель практической деятельности есть достижение блаженства, или счастливой жизни»1. Важным аргументом в пользу этого выбора служит то, что жизнь, удовольствие, польза, спасение души могут рассматриваться как составляющие элементы счастья. Польский философ Владислав Татаркевич (1886-1980) подчеркивает многозначность в понимании счастья, последовательно определяя его как удовольствие, везение и судьбу, обладание материальными благами и т.д. При всей субъективности восприятия счастья можно выделить и нечто общее, объединяющее различные его смыслы. Счастье прежде всего это состояние высшей удовлетворенности жизнью в целом, обладающее рядом определенных характеристик: 1 Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал // Философское начало цельного знания. Минск, 1999. С. 417. 202 Глава 9. Аксиология (теория ценностей) о счастье включает в себя ряд эмоциональных переживаний - радости, веселья, удовольствия и т.д. Артур Шопенгауэр отмечает: «Пусть человек молод, красив, богат, пользуется почетом; при оценке его счастья появляется вопрос, весел ли он при всем этом... если он весел, то безразлично, молод он или стар, строен или горбат, беден или богат, - он счастлив»1; о счастье основывается на активном оптимистическом мироощущении. Пессимист в силу своей пассивности более склонен «пройти мимо своего счастья»; о счастье должно иметь моральное оправдание. Угрызения совести и опасность разоблачения тем или иным образом отравляют счастье; о счастье часто называют мимолетным, поскольку, с одной стороны, человек никогда не останавливается на достигнутом и всегда жаждет большего, а с другой стороны, на смену эмоциональному подъему рано или поздно приходит неминуемый спад - невозможно постоянно находиться в напряжении подъема. Кроме того, если бы счастье было постоянным, то человек потерял бы высшую цель деятельности, что сделало бы его жизнь бессмысленной. Все эти характеристики в различной мере свойственны взглядам на сущность счастья, предлагаемым историей человеческой мысли. Детерминизм является наиболее древним из подобных взглядов. С этой точки зрения счастье есть благосклонность судьбы, т.е. удача, милость богов. Древняя мифология представляет жизненный путь человека изначально предопределенным. В греческом пантеоне царит богиня Ананке - необходимость, подчиняться которой обязаны даже высшие олимпийские боги. Судьбу невозможно изменить. Именно на этом трагическом противостоянии благих намерений и жестокого рока построена большая часть древнегреческих мифов.
Согласно греческим мифам, царю Эдипу было предначертано убить своего отца и жениться на собственной матери, а Медее - лишить жизни своих детей. Но некоторым выпадает и более счастливая доля. Например, Ге- 1 Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Соч.: В 6 т. М., 2001. Т. 4. С. 238. § 9.5. Счастье как высшее благо 203 раклу, невзирая на все испытания, изначально было суждено совершить знаменитые подвиги и войти в сонм бессмертных небожителей. Древнеримская богиня Фортуна изображалась стоящей на неустойчивом колесе, поворот которого отмерял людям счастье или несчастье, и изменить выбор судьбы было уже невозможно. Древнерусские парные богини плодородия Рожаницы изображались одна со смеющимся лицом, другая - с плачущим. От того, каким ликом повернется богиня к новорожденному, зависела его судьба — счастливая или несчастливая. Само русское слово «счастье» имеет своим корнем «часть» (сравните, например: участь), т.е. «удел, надел; нечто, предначертанное судьбой». Ряд выражений современного языка сохранил эту связь; так, мы говорим: «выпало счастье», «счастливая доля», «посчастливилось», подразумевая под счастьем дар судьбы. Со временем детерминистский подход потерял свою однозначность. История неоднократно доказывала, что судьба дает шанс тому, кто дает шанс ей — трудом, борьбой, непрестанными поисками. Пассивность не приносит счастья, и даже неожиданная удача, полученная без приложения усилий, ценится человеком гораздо ниже и не приносит желаемого удовлетворения. С переходом от мифологического мировоззрения к философскому взгляды на сущность счастья меняются. Судьба и случайность становятся лишь сотрудницами счастья. Аристотель пишет, что «было бы опрометчиво» предоставлять случаю самое великое и прекрасное. Гедонистический подход, который приходит на смену детерминистскому, находит смысл счастья в удовольствиях и наслаждении. Согласно философу-киренаику Аристиппу, критерием истины являются ощущения, которые сводятся к чувствам удовольствия и страдания. Длительное наслаждение удовольствиями и избежание страданий приводят к счастью. Эпикур видел счастье в разумном наслаждении, его последователи — в чувственных удовольствиях, прежде всего телесных. В XVII в. английский философ Томас Гоббс предложил целый список удовольствий, составляющих счастье: здоровье, умение, дружба, доброе имя, власть, благочестие, доброжела- Глава 9. Аксиология (теория ценностей) § 9.5. Счастье как высшее благо
тельность, злорадство, память, воображение, ожидание, общение и утешение. Несомненно, что удовольствие и наслаждение напрямую связаны со счастьем, однако между ними нельзя ставить знака равенства. Во-первых, удовольствия могут принести не только счастье, но и несчастье: «Нет большего несчастья, чем незнание меры своих наслаждений», - писал древнекитайский философ Лао-цзы. Во-вторых, жизнь показывает, что большинство людей, которым доступны разнообразные удовольствия, не всегда чувствуют себя из-за этого более счастливыми, чем другие. Счастье - это сад, а удовольствия - это деревья. Как отдельные деревья не составляют сада, так и различные удовольствия не являются счастьем. Для этого необходимо нечто большее. В. Татаркевич. О счастье и совершенстве человека (1975) Потребительский подход - широко известная точка зрения, согласно которой счастье основывается на обеспеченности внешними благами. Еще Аристотель заметил, что счастливый человек должен по крайней мере «жить, не нуждаясь». Действительно, социологические опросы показывают, что обеспеченные люди чувствуют себя в целом более счастливыми, чем бедные. Тем не менее более трети из них назвали свою жизнь несчастливой: из-за морально-правовых проблем, связанных с заработанными деньгами; страха перед конкурентами; проблем со здоровьем как последствиями изнурительной работы; неверия в искренность близких и т.д. Таким образом, хотя материальные блага и способствуют счастью, богатство все же далеко не гарантирует его. Не завидуй богатому, Богатый не знает Ни приязни, ни любви, Он все нанимает. Т. Шевченко (1814-1861) Нигилистическое понимание счастья, отрицающее возможность его достижения, появилось в XIX-XX вв. в связи с развитием иррационализма. Экзистенциалисты — С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр - занимались исследованием фено- мена так называемого «несчастного сознания», определяющего человеческую жизнь. Люди, по образному выражению Артура Шопенгауэра, подобны дикобразам в холодную ночь, которых мороз заставляет прижиматься друг к другу, а иглы — вновь отдаляться. Таким образом, ни одиночество, ни общество не могут дать человеку счастья. Действительно, жизнь человека зачастую трагична. Но нельзя забывать и о тех, кто с чистым сердцем говорит «Я счастлив!» или хотя бы «Я был счастлив!». О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства. Лао-цзы. Дао дэ цзин (ок. VI в. до н.э.) Однозначно ответить на вопрос о сущности счастья невозможно. Называть что-либо — богатство, наслаждение, судьбу, власть — абсолютным олицетворением счастья бессмысленно. Остается признать, что счастье есть гармоничное сочетание высших качеств личности, где удовольствие, материальное благополучие и удача играют важную, но подчиненную роль. Таким образом, гармоничная реализация личности, ее деятельность, активность, творчество — необходимые объективные условия достижения высшей ценности человеческой жизни — счастья. Счастье в этом отношении — ощущение полноты бытия. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Высшим благом называется конечная цель человека. Традиционно к разряду высших благ относят жизнь, пользу, удовольствие, спасение души или счастье. 2. Счастьем называют состояние высшей удовлетворенности жизнью в целом. В философской мысли счастье рассматривается с позиций детерминизма, гедонизма, потребительского подхода и нигилизма. ЗАДАНИЯ 1. Дайте определение понятия «благо». Что может считаться высшим благом для человека? 2. Назовите основные характеристики, необходимые для ощущения счастья. 3. Перечислите основные подходы к счастью. Какой вы считаете лучшим? Объясните свой выбор. § 10.1. Метаэтика
П Е I W (ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ) Этика - относительно самостоятельная философская наука, предметом изучения которой является мораль. В системе философского знания она занимает особое место. В отличие от гносеологии, онтологии и других разделов философии изучение этики направлено не только на познание теорий, норм и принципов, но и на формирование правильного поведения в соответствии с данными нормами и принципами. По этой причине эту науку часто называют практической философией. Как и любая другая наука, этика имеет ряд разделов: о метаэтика представляет базовые понятия этики, обрисовывает ее проблемное поле и рассматривает общие вопросы моральной аргументации; о дескриптивная этика описывает реально существующие нравы на различных исторических этапах или в разных культурных и социальных условиях; О нормативная этика обосновывает нормы и принципы, регулирующие поведение человека; о профессиональная этика изучает особенности функционирования моральных норм в той или иной профессии; о прикладная этика рассматривает общезначимые моральные проблемы современности в различных областях науки и социальной жизни. § 10.1. Метаэтика Этика, мораль, нравственность. Добро и зло. Язык морали Понятие «этика» в качестве названия науки было образовано Аристотелем от греческого слова «ethos», которое первоначально обозначало место обитания, совместное жительство, а потом нрав, обычай, характер. Аналогично происхождение понятий «мораль» (от лат. mos - нрав, характер) и нравственность (от русского «нрав»). В обыденной речи эти понятия часто взаимозаменяемы, но в философской традиции имеются различия в их употреблении. Этика понимается как философская наука о морали. Мораль является предметом изучения этики; это принятая в обществе система норм, идеалов, предписаний. Нравственность — выражение этих норм и идеалов в реальной жизни людей. В современной этике, впрочем, понятия «мораль» и «нравственность» часто используются как синонимы, обозначая сложную совокупность норм, отношений, поступков, характеристик личности и отношений между людьми. Многогранность морали (нравственности) наилучшим образом проявляется в ее структуре. В табл. 10.1 представлены основные ее элементы: Таблица 10.1. Структура морали
Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности между добром и злом. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека. Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. В соответствии с этим можно выделить некоторые функции морали: о оценочная — рассмотрение поступков в координатах добра и зла (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных); о регулятивная — установление норм, принципов, правил поведения;
208 Глава 10. Этика (философия морали) § 10.1. Метаэтика
о контролирующая — контроль над выполнением норм при помощи общественного осуждения и/или совести самого человека; о интегрирующая — поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека; о воспитательная — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора. Из определения морали и из ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает поступки. Язык морали значительно отличается от языка других наук. Моральные рассуждения, как правило, выражаются в повелительной форме или включают в себя особые оценочные и нормативные слова. Например: 0 оценочные слова — «добро», «зло», «хороший», «плохой», «морально», «аморально», «нравственно», «безнравственно», «лучше», «хуже», «справедливо»; о нормативные слова — «должен», «не должен», «позволено», «рекомендуется», «возбраняется», «обязательно», «разрешено», «запрещено», «поступай так...», «не поступай так...», «нужно», «необходимо». К области рассмотрения этики можно отнести высказывания «Предательство — это зло», «Хороший воин храбр», «Спешите делать добро», «Человек должен любить своего ближнего», «Не укради» и т.д. Конечно, эти слова могут вйражать и другие отношения (например, в сочетании «хорошая вещь»), а моральные рассуждения могут быть выражены иначе: всегда необходимо принимать во внимание контекст. Как правило, оценочные моральные суждения можно переводить в нормативные. Так, из фразы «Предательство — это зло» можно вывести норму «Не предавай», а утверждение «Хороший воин храбр» можно понять как предписание «Воин должен быть храбрым». Моральные нормы следует отличать от других норм, например правовых или норм техники безопасности. Специфика моральных норм коренится в особых санкциях. Если за невыполнение правовых норм следует административная или уго- ловная ответственность (например, штраф или приговор суда), а невыполнение норм техники безопасности может привести к увечьям, то моральные санкции выражаются в общественном неодобрении и муках совести. Некоторые моральные нормы могут совпадать с правовыми, например норма «не укради». В таком случае можно задать вопрос: почему человек отказывается от кражи? Если из страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража — это плохо, то поступок основан на моральных основаниях. Иногда бывают ситуации, когда право и мораль конфликтуют: то, что человек считает своим моральным долгом, является нарушением закона. Следующим шагом после умения находить моральные утверждения является умение выстраивать моральные аргументы, которые повторяют общую логическую схему: из нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (вывод). Например: Посылка 1. Все должны исполнять свои обещания. Посылка 2. Я обещал вернуть книгу в библиотеку. Вывод. Значит, я должен вернуть книгу в библиотеку. Для правильной моральной аргументации следует избегать некоторых ошибок. Ниже описаны самые частые из них: о «принцип Юма». Согласно метаэтическому «принципу Юма», из высказываний, описывающих факты, нельзя логически вывести нормативное высказывание. Юм пишет, что многие моралисты часто воспроизводят такую ошибку в своих рассуждениях, незаметно переходя от предложений со связкой «есть» к предложениям со связкой «должно»; о «натуралистическая ошибка». Английский метаэтик Джордж Мур (1873-1958) указывает на еще одну частую ошибку, названную им «натуралистической». По его мнению, нельзя отождествлять добро с тем или иным природным качеством (удовольствием, пользой и т.д.). Можно сказать, что «Удовольствие — это добро», но неправильно логически выводить отсюда фразу «Добро — это удовольствие» (ср.: «Сократ — это человек» и «Человек — это Сократ»). 14- 1760 Глава 10. Этика (философия морали) Для правильной моральной аргументации следует по меньшей мере учитывать приведенные ниже особенности рассуждений по поводу морали. 1. Следует четко представлять смысл используемых категорий, чтобы не отождествлять несоизмеримые понятия («натуралистическая ошибка»). 2. Для того чтобы сделать правильный нормативный вывод, в одной из посылок должно быть нормативное высказывание («принцип Юма»), а вторая посылка может просто описывать факты. Так, из одной Посылки 2 в аргументе про книгу не следует вывод о том, что я должен вернуть ее в библиотеку. Для моральной аргументации требуется еще и нормативная Посылка 1. 3. Всякое нормативное высказывание выводится из другого, более общего («Я должен вернуть книгу» из «Все должны исполнять свои обещания»). Самыми общими высказываниями являются далее невыводимые универсальные принципы. Например, высказывание «Все должны исполнять свои обещания» можно вывести из универсального принципа Канта «Всегда относись к человеку как к цели, а не только как к средству» (см. §10.3). 4. Во многих случаях, говоря об универсальных принципах, следует учитывать иерархию ценностей; так, если мое исполнение обещания может угрожать чьей-то жизни, я должен отказаться от своих обязательств, поскольку ценность жизни выше. В целом современная этика говорит о том, что в каждом конкретном случае нужно учитывать все возможные обстоятельства. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Этикой называется философская наука, предметом которой является мораль (нравственность) и которая рассматривает действительность сквозь призму добра и зла. 2. Добро понимается как стремление к гармоничной целостности в отношениях между людьми и во внутреннем мире личности. Зло — все то, что разрушает межличностные связи и разлагает духовный мир человека. 3. Этика в отличие от других наук занимается не тем, что есть, а тем, что должно быть. Она не описывает факты, а предписывает нормы и оценивает поступки с точки зрения морального идеала. § 10.2. Дескриптивная этика 211 ЗАДАНИЯ 1. Раскройте соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность». Опишите структуру морали. 2. Назовите основные функции морали. Насколько, по вашему мнению, они значимы для современности? 3. Перечислите отличительные особенности моральных норм. Каким образом эти особенности проявляются в языке морали и моральной аргументации? Дескриптивная этика Происхождение морали. Историческое развитие морали Дескриптивная (или описательная) этика занимается реально существующими обычаями, традициями, нравами, добродетелями, системами ценностей хого или иного общества на различных исторических этапах или в разных культурных и социальных условиях. Ее задача — конкретно-социологический или исторический анализ морали. Мораль наряду с разумом и языком является важнейшим качеством, определяющим природу человека. Поэтому не удивительно, что вопрос о происхождении морали вызывает не меньше споров, чем вопрос о происхождении человека. Ответ на этот вопрос, как правило, отражает представления философов об основании морали: таковым признается либо биологическая природа человека, либо божественное откровение, либо законы функционирования общества. Соответственно можно обозначить несколько точек зрения на происхождение морали. Натуралистические концепции (Ч.Дарвин, П.А. Кропоткин) выводят мораль из природно-биологических закономерностей. Зачатки морали они усматривают в поведении животных: фактах взаимопомощи, заботы о потомстве и т.д. По мнению некоторых исследователей, альтруизм и способность различать добро и зло заложены уже в генотипе человека (В.П. Эфроимсон). Супернатуралистические концепции связывают мораль с каким-либо сверхприродным началом. Так, в религиозном понимании нравственные принципы вкладываются в человека 14» Глава 10. Этика (философия морали) § 10.2. Дескриптивная этика
богом и поддерживаются заповедями. Некоторые философы указывают и на другие сверхприродные начала - идеальный мир (Платон), абсолютную идею (Г. Гегель) и т.д. Социологические концепции (Э. Дюркгейм, М. Вебер) понимают мораль как способ общественной регуляции и упорядочения всей системы человеческих взаимоотношений. Представители этой традиции возводят мораль ко времени формирования половых запретов и норм, трудового взаимодействия или классовых отношений и т.д. Для современной науки, где человек трактуется как социально-биологическое существо, характерна обобщающая трактовка морали, не отрицающая ни природных, ни социальных ее предпосылок и признающая важную роль религии как социального института в формировании моральных норм. Дальнейшее развитие морали демонстрирует множество типов поведения, норм, ценностей в обществе, зависящих от исторической эпохи, культурных и профессиональных особенностей. В дескриптивной этике реально существующая система норм, иерархия ценностей и особый стиль жизни в совокупности называются этосом. Так, можно выделять героический или мещанский этос, этос конфуцианский или протестантский, этос ученых или крестьян. В глобальном историческом плане можно выдел ить три основных этоса: родовой (соответствующий первобытному обществу), сословный (охватывающий период развития древних цивилизаций, а также европейское Средневековье) и индустриальный (сформировавшийся в Новое время). Родовой этос имел первоочередной целью выживание рода. Приветствовались взаимоотношения, которые позволяли при отсутствии риска получить гарантированный минимум благ, необходимых для жизни. Система первобытной морали организовывалась по принципу уравнительной справедливости, с одной стороны, поощрявшей такие положительные качества, как терпение, самопожертвование, уважение к старшим, семейственность, взаимопомощь и проч., а с другой — проявлявшейся в пассивности, несамостоятельности, безответственности индивида, небрежении к личности. Критерии добра и зла не находились в компетенции личности, а становились прерогативой общественного мнения. Коротко основные черты родового этоса можно представить так: о доминирование морали рода и коллектива над отдельным человеком; о поддержание порядка при помощи жестких запретов (табу); о опора на проверенные временем обычаи и традиции; боязнь нового; о приоритет уравнительной справедливости; о главенство принципа равного воздаяния в виде кровной мести (талиона). Некоторые элементы родового этоса сохранились и в более поздние эпохи (например, в сельских общинах). Сословный этос формируется с появлением древних цивилизаций и развитием государственной жизни. Обязанности и добродетели в значительной мере зависят от места, которое человек занимает в обществе. Так, Платон говорил о необходимости мудрости для философов, храбрости — для воинов и умеренности — для прочих граждан полиса-государства, а Конфуций считал, что главное качество государя — человечность, а подданного — преданность и т.д. Крайний случай такого разделения морали — описанные Ф. Ницше «мораль господ» и «мораль рабов»: если первым доступны многие удовольствия, то морали вторых приписываются униженность и раболепие. Впрочем, эта униженность имеет и оборотную сторону — скрытую злобу и зависть, прорывающуюся в бунтах и мстительности (Ницше называл эти чувства ресентиментом). Аристотель выделял следующие добродетели: интеллектуальные — мудрость и рассудительность; нравственные — мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, кротость, дружелюбие, правдивость, остроумие, стыдливость. Существует и высшая добродетель, объединяющая остальные, — справедливость. «Расслоение» морали продолжается в эпоху Средневековья с ее жесткой иерархией и вассальным подчинением: появляются цеховые моральные кодексы ремесленников, уставы монахов, куртуазный придворный этикет, кодекс рыцарской чести, где декларировались подчинение сеньору и любовное служение даме сердца. Глава 10. Этика (философия морали) 1 В эпоху Средневековья к списку Аристотеля добавились три христиан-| ские добродетели - вера, надежда и любовь. В целом характеристики сословного этоса таковы: о иерархичность, жесткая система господства и подчинения; о определение ценности человека по его месту в обществе; о высокая роль сословной чести и знатности; о развитие ритуальных и этикетных форм в общении, церемонность; о корпоративность моральных норм. Индустриальныйэтос формируется в Новое время. Это внесо-словный этос. Если в сословной морали главное - безупречное выполнение заданной традициями социальной роли, то в индустриальной это уже нечто иное - «качество, которое полезно для достижения успеха на земле и на небе»1. При этом успех понимается однозначно: как материальное благополучие, а добродетели выступают только средством достижения этого успеха. Ради экономического успеха можно (и даже нужно) значительно ограничить природные потребности, ведя аскетический образ жизни. Черты буржуазной морали таковы: о индивидуализм, способность самостоятельно добиться успеха; о высокая роль трудолюбия, профессионализма; о приоритет полезности, функциональности над церемонностью; о бережливость, способность к самоограничению; о честность, верность слову как основа коммерческого успеха. Б. Франклин выделил добродетели, которые должны привести к материальному благополучию: умеренность, молчаливость, порядок, решимость, невзыскательность, трудолюбие, откровенность, справедливость, сдержанность, опрятность, спокойствие, целомудрие и кротость. Постиндустриальный этос находится в стадии формирования. Современная ситуация отличается, с одной стороны, слабостью моральной регуляции и девальвацией ценностей в практической жизни, а с другой - пониманием, что мораль является необходимым условием для благополучия и качества жизни людей. Характеристики этого этапа можно представить только в качестве тенденций: 1 Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М.; Екатеринбург, 2000. С. 252.
§ 10.3. Нормативная этика 215 о включение природы в круг моральной ответственности; 0 ограничение потенциально опасных для морали действий науки; о приоритет терпимости, плюрализма в межчеловеческих отношениях; о повышение роли личности в процессе морального выбора; о постепенный переход этики от теории к практическим рекомендациям. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Источник морали усматривается либо в биологической природе человека (натурализм), либо в божественном откровении (супернатурализм), либо в общественных взаимоотношениях (социологизм). 2. Этос понимается как система норм, иерархия ценностей и особый стиль жизни (сообщества. В истории общества можно выделить три наиболее общих этоса - родовой, сословный и индустриальный. ' ЗАДАНИЯ 1. Назовите основные концепции происхождения морали. Перечислите их особенности. 2. Перечислите отличительные особенности общих исторических типов этоса. Какие тенденции, по вашему мнению, наиболее четко проявляются в морали современного общества? Нормативная этика Моральные нормы в религии. Универсальные моральные принципы Первоочередной задачей этики является не описание морали, а установление правил поведения для человека и общества. Обоснованием норм и принципов занимается нормативная этика. На ранних этапах моральное нормотворчество тесно связано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все мировые религии предлагают набор норм, заповедей, запретов, предписаний, обязательных для исполнения всеми верующими: Глава 10. Этика (философия морали) 0 Заповеди Ветхого и Нового Завета: Ветхий Завет: 1. Верь в единого бога. 2. Не сотвори себе кумира. 3. Не произноси имени бога напрасно. 4. Чти день субботний. 5. Почитай родителей. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не лжесвидетельствуй. 10. Не завидуй. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем. Возлюби ближнего своего как самого себя. 0 Нормы поведения в буддизме: 1. Не убивай. 2. Не прелюбодействуй. 3. Не лги. 4. Не употребляй одурманивающих веществ. 0 Основные нормы ислама: «Столпы ислама»: 1. Свидетельствование: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». 2. Обязательная молитва 5 раз в день. 3. Соблюдение поста в месяц рамадан. 4. Материальная помощь нуждающимся. 5. Хадж - паломничество в Мекку. Запрещенные действия в исламе: многобожие, вероотступничество, детоубийство, прелюбодеяние, воровство и др. Особенностью религиозной морали является наличие норм, регулирующих отношение не только между человеком и человеком, но и между человеком и богом («свидетельствование» в исламе, требование единобожия и любви к богу в христианстве и т.д.). Собственно моральными, впрочем, можно признать только нормы межчеловеческих отношений (так, в десяти ветхозаветных заповедях это последние шесть норм). В целом по поводу таких норм нет разногласий: убийство, во- § 10.3. Нормативная этика 217 ровство, ложь, прелюбодеяние считаются предосудительными во всех трех мировых религиях. Религия обладает мощной нравственной составляющей. В истории ей принадлежит неоценимая роль в установлении и поддержании нравственных норм. Однако верно и то, что нравственность способна существовать без религии: нет оснований считать, что атеист не способен быть моральным человеком, а верующий не может совершать безнравственные поступки. Современная этика учит уважать различные религиозные убеждения, учитывать точку зрения верующих, но не считает «аргументы от Священного Писания» решающими при совершении свободного морального выбора. Помимо конкретных моральных норм, таких, как «не укради» или «будь милосердным», существуют и универсальные моральные принципы. Их особенность состоит в том, что они задают наиболее общие формулы, из которых можно вывести все остальные конкретные нормы. 1. Правило талиона можно назвать первым универсальным принципом. Он определял степень возмездия, при котором наказание строго соответствует причиненному вреду. В Ветхом Завете формула талиона выражена так: «око за око, зуб за зуб». В родовом обществе талион осуществлялся в виде кровной мести. Большая часть исследователей сомневается в моральности этого принципа, однако до возникновения государства он играл положительную роль, ограничивая насилие: человек мог отказаться от насилия из страха перед возмездием; талион ограничивал и ответное насилие, оставляя его в пределах причиненного вреда. Появление государства, принявшего на себя функции правосудия, превратило талион в пережиток нецивилизованных времен, вычеркнув его из списка принципов моральной регуляции. 2. Золотое правило нравственности формулируют первые цивилизации независимо друг от друга. Его можно встретить среди изречений Будды, Конфуция, Фалеса, Мухаммеда, Христа и т.д. В наиболее общем виде это правило выглядит так: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». В отличие от талиона золотое правило опирается не на страх перед местью, а на собственные представления о добре и зле, а также отменяет Глава 10. Этика (философия морали) § 10.3. Нормативная этика
деление на «своих» и «чужих», представляя общество как совокупность равных людей1. 3. Заповедь любви становится основным универсальным Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя2. Если этика Ветхого Завета была этикой закона, то новозаветная этика — это этика любви. Главным становится не формальное и педантичное подчинение законам и правилам, а взаимная любовь. Если человек действует по принципу «люби ближнего своего», то он не может неправильно исполнять божественные заповеди: Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона3. Заповедь любви более требовательна, чем золотое правило: она призывает не только учитывать желания всех людей, но и любить их, не разделяя на друзей и врагов. 4. Принцип золотой середины представлен в работах Аристо 5. Категорический императив в качестве универсальной 1 См.: Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1988. 2 Библия. Матф., 22:37-39. 3 Библия. Рим., 13:8-10. гда относись к человеку как к цели, а не только как к средству; иначе говоря, никогда не используй человека только как средство для своих целей. 6. Принцип наибольшего счастья в качестве универсального предложили философы-утилитаристы Иеремия Бентам (1748-1832) и Джон Стюарт М илл Ь (1806-1873). Он гласит, что каждый должен вести себя так, чтобы обеспечить наибольшее счастье для наибольшего числа людей. При этом счастье понимается натуралистически: как польза, выгода, удовольствие. Поступки оцениваются по их последствиям: чем больше пользы принес поступок разным людям, тем выше он оценивается по моральной шкале (даже если сам по себе поступок был эгоистический). В утилитаризме считается, что последствия каждого возможного поступка можно просчитать, взвесить все плюсы и минусы и выбрать то действие, которое принесет больше пользы большему числу лиц. Поступок морален, если выгода от него перевешивает вред. 7. Американский философ Джон Ролз (1921 —2002) для проверки моральности норм и законов предложил мысленный эксперимент в ситуации «занавеса неведения». Представьте, что члены общества забыли все о своем социальном положении, религиозной, расовой принадлежности и т.д. Перед тем как вспомнить всё, они должны совместно и свободно выбрать общие правила социальной жизни. Конечно, они не выберут рабовладельческого общества или национализма, поскольку, когда «занавес неведения» спадет, они могут оказаться рабами или представителями национального меньшинства. В подобной ситуации незнания разумные люди, по Ролзу, выберут универсальные принципы справедливости: Первый принцип: каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод. Второй принцип:социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: (а) от них можно было бы ра
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|