Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания к выполнению задания




При построении композиций нельзя полностью вырезать и удалять участки бумаги, т.е. если привести законченную работу в исходное состояние, то прямоугольный лист бумаги должен полностью восстановить свой первоначальный вид.

При работе с бумагой не разрешается пользоваться клеем, скрепками, нитками и т.п. для соединения или фиксации элементов в нужном положении.

Все композиции, выполняемые в материале по данной теме, требуют высокой чистоты и точности технического исполнения, правильного определения пропорций, масштаба, оптимальной степени сложности строения элементов и их пространственной активности.

Содержание понятия «пространство» включает в себя формально-композиционный смысл неограниченного, ограниченного и замкнутого видов пространства. При построении композиций нужно учитывать особенности восприятия материальных тел и их комплексов в зависимости от того, какая из их характеристик должна визуально доминировать – поверхность, объем, или пространственная структура (фронтальная, объемная, объемно-пространственная композиции).

Для успешной работы необходимо разбираться в вопросах, касающихся различных видов пластики: геометрической и скульптурной.

Говоря о геометрической пластике, следует подчеркнуть, что само понятие геометризма связано не столько с характером составляющих ее элементов, сколько с особенностями их художественно-композиционных взаимодействий, способами достижения их визуальной целостности, художественной выразительности. Геометризм всегда ассоциируется со строгостью и точностью построения различных фигур как результатом расчетной воспроизводимости их существенных характеристик на основе математических законов и формул. Однако сам по себе геометризм с его точностью и строгостью построений еще не является гарантом достижения композиционной гармонии и необходимой степени художественно-образной выразительности. Работа над пластической организацией совокупности разнообразных геометрических фигур является с художественной точки зрения наиболее сложной, поскольку каждый ее элемент обладает определенной самодостаточностью, завершенностью и автономностью. Ни одна из геометрических фигур не содержит в себе принципиального начала или причины закономерного перехода, превращения, преобразования в какую-либо иную фигуру, что вытекает из строгости математических определений этих фигур. Поэтому геометрическая пластика требует промежуточные, переходные элементы для обеспечения гармонизации композиционного строя как закономерного перехода от одного пластического мотива (геометрической формы) к другому.

Главную роль в композиционной организации геометрической пластики играют принципы и средства гармонизации размерных величин самих элементов и интервалов (масштабная, пропорциональная соразмерность, метроритмические отношения, включение дополнительных связующих элементов в виде материализованных силовых полей и т.п.).

Скульптурная пластика имеет свои формообразующие особенности. В самом термине «скульптурная» подразумевается признак монолитности, сплоченности, органичности, непрерывности развития и движения формы, когда один ее элемент плавно переходит, перевоплощается в другой, являясь его естественным продолжением. Это мир форм со сложной кривизной формообразующих поверхностей, находящихся в состоянии непрерывной зрительной текучести в нескольких направлениях одновременно (человеческое тело, ухо). В композиционной организации скульптурной пластики главную роль играют принципы естественно-закономерного саморазвития пластического мотива.

С точки зрения активности воздействия на зрителя, оба рассмотренных вида пластики оказываются обращенными к двум различным типам восприятия человека: рациональному и эмоциональному. Геометрическая пластика строится и воспринимается как визуальная констатация факта закономерной связи элементов композиции, придавая этой взаимосвязи гармонизирующий характер и тем самым обеспечивая художественную выразительность произведения в целом. Скульптурная же пластика строится на основе чувственного сопереживания самого процесса становления и развития гармоничной формы, исходя из энергии внутренних импульсов ее естественно-органичного самодвижения.

Процесс построения объемно-пространственной композиции осуществляется как взаимопереход, взаимопроникновение объема и пространства друг в друга с изменением их композиционной значимости. В результате этого взаимодействия объема и пространства образуются композиционные доминанты: а) пространство организованного объема; б) организованный объем в пространстве и в) объем организованного пространства. Их сочетание с двумя видами пластики (геометрическая и скульптурная) и основными типами композиционных построений (фронтальное, объемное и объемно-пространственное) определяет разнообразие формально-композиционных задач по пластической организации.

В качестве основных технологических приемов формообразования используется надрез бумаги и ее сгиб по надрезу (причем надрез делается со стороны внешнего угла сгиба в половину толщины листа), а также прорез на всю толщину бумаги и ее отворот с плавной кривизной изгиба.

Необходимо построить шесть объемно-пластических композиций, формообразование которых должно осуществляться с учетом различных сочетаний трех основных факторов: вида пластики, типа пространства, технологии формообразования.

Композиционная активность каждой работы будет зависеть от того, насколько в ее содержание заложена возможность выхода в пространство, и как эта возможность может быть проявлена за счет остальных факторов композиционно-пластического формообразования. Наименьшая пространственная активность будет свойственна первой работе, а наибольшая — последней.

Формообразующие факторы первых двух работ заданы таким образом, чтобы основная композиционная работа велась в направлении пластической организации поверхности исходного листа бумаги, а следующих двух работ - в направлении композиционно-пластической организации точного объема пространства, заданного параметрами исходного листа бумаги и соразмерной с его общей активностью высоты. Последние две - в направлении композиционно-пластической организации пространственно-развитого объема с визуально неограниченной пространственной активностью.

Для более эффективной работы студентов над заданием следует сделать несколько замечаний:

· второй ряд работ должен строиться таким образом, чтобы ни физически, ни композиционно не нарушалась граница внешнего контура листа бумаги;

· поскольку в третьем ряду работ должно доминировать третье измерение, т. е. развитие объема в высоту, то композиционный поиск может быть начат с расположения листа бумаги вертикально по его короткой или длинной стороне, что позволяет с самого начала избежать его привычного восприятия как горизонтально расположенной плоскости. Эскизный поиск композиционно-пластического решения объемной формы должен быть подчинен стремлению не просто любым способом замкнуть поверхность листа бумаги прямоугольного формата. Необходимо отыскать такой способ, который позволил бы это сделать, не нарушая общего замысла, как органичный элемент его логически закономерного развития [18]. Для фиксации листа бумаги в замкнутом состоянии, предполагается использование замков (см. практическая работа №5).

· В первом и втором задании следует использовать следующие технологические приемы работы с бумагой: надрез, сгиб.

· В третьем и четвертом задании следует использовать следующие технологические приемы работы с бумагой: надрез, прорез, сгиб.

· В пятом и шестом задании следует использовать следующие технологические приемы работы с бумагой: надрез, прорез, сгиб, отворот.

Лабораторная работа № 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...