Методические рекомендации к лекции
Для усвоения материала лекции необходимо обратить особое внимание на обозначенные в ней основные черты «поворота в философии», произошедшего в конце XIX – начале ХХ веков, так как весь последующий материал является конкретизацией этих основных черт. В ходе работы над темой лекции акцентируйте внимание на основных понятиях, попытайтесь уяснить их суть, исходя из контекста неклассической модели философии. Приведенные в тексте лекции высказывания философов, необходимо запомнить и осмыслить, так как они выражают сущность неклассических философских концепций. Философия экзистенциализма представляет собой яркое воплощение неклассической философии, поэтому, приведенные в тексте имена и высказывания философов – экзистенциалистов, имеют особое значение и требуют дальнейшего самостоятельного изучения по текстам-первоисточникам. Задания для СРС Уровень репродуктивной деятельности: 1.Провести анализ одной из прочитанных работ философов неклассического направления: А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, А.Камю, Ж.-П. Сартра.
Уровень репродуктивно-практической деятельности: 1.Подготовить рефераты на тему (по выбору): «Подлинное и неподлинное бытие» М. Хайдеггера; «Метаморфозы несчастного сознания» Ж.-П.Сартра; «Человек абсурда» А. Камю. 2.Составьте словарь терминов «фундаментальной онтологии» М.Хайдеггера. 3.С. Кьеркегор как анти-Гегель (в противоположность Гегелю) создал экзистенциальную диалектику. Составьте таблицу сравнения концепций Гегеля и С. Кьеркегора.
Уровень критически-творческой деятельности: 1.Напишите письменную работу на тему: «Концепция сверхчеловека:
2.Прочитать и проанализировать с точки зрения неклассической философии в виде сочинения-эссе рассказ Ф.Кафки «Превращение». 3.Проанализируйте кризис сознания современного человека на примере произведений Ж.-П.Сартра «Бог и дьявол» и А.Камю «Посторонний» и напишите сочинение «Мысли вслух…»
Методические рекомендации к лекции При работе над лекцией попытайтесь уловить тенденцию развития современной философии: от экзистенциализма до постмодерна. Ведь радикально меняется сам проект философии. Обратите внимание на герменевтический метод, который заключает в себе большой креативный потенциал. Акцентируйте внимание на концепции постмодерна, так как именно постмодернистский дискурс определяет сейчас философское мышление.
??? Вопросы контроля теоретических знаний Репродуктивный уровень: 1. Как А.Камю описывает абсурдность человеческого существования? 2. Какие проблемы ставятся и решаются герменевтикой. 3. Раскройте понятие «деконструкция»..
Репродуктивно-практический уровень: 1. Дайте определение понятию «отчуждения». Сравните «отчуждение» в марксистско-ленинской и экзистенциальной философии. 2. Интерпретируйте фразу А.Камю «Человек – чужой во Вселенной». 3. Почему А.Камю определяет «Жизнь как грех без Бога».
Творческий уровень: 1. Что означает в философии постмодерна следующее: конец истории, конец автора, конец реальности. 2. Раскройте образ зеркала в культуре постмодерна. 3. Какое место занимает женщина в философии постмодерна.
Задания СРС
Уровень репродуктивной деятельности: 1. Проанализируйте ситуацию отчуждения, исходя из философии А.Камю. Обязательно прочтите работу А.Камю «Миф о Сизифе» где он подробно рассматривает тему абсурда. Найдите подтверждение основным положениям лекции.
Уровень репродуктивно-практической деятельности: 1.Подготовьте рефераты на тему (по выбору): «Проблема отчужденного сознания в современной философии»; «Герменевтика: сущность и перспективы развития»; «Философия деконструкции Ж.Дерриды»; «Проблема отчуждения в экзистенциальной философии».
2. Прочтите указанные в списке литературы страницы из «Истины и метода» Х.Г.Гадамера. Исходя из этого, составьте герменевтический проект преодоления отчуждения и определите его достоинства и недостатки. 3. Проанализируйте и выскажите свое мнение на точку зрения постмодерна относительно судьбы европейской культуры. Прочтите отрывки из Ж.Лиотара и Ж.Бодрийяра обратите внимание на проблематику и стиль изложения. Насколько мысли постмодернистов коррелирует с современной ситуацией.
Уровень критически-творческой деятельности: 1. Напишите эссе на тему «Бесчеловечное в человеке. Мысли вслух». В этом эссе вы должны применить основные положения темы, отраженные в лекции и дополнительной литературе, к современной ситуации. Почему, сейчас столь популярны разговоры о дегуманизации человека, о потере человечности. В эссе отразите собственное мнение по теме. 2. Проанализируйте рассказ А.Камю «Посторонний» с точки зрения прокурора и с точки зрения адвоката. При анализе имейте в виду абсурдную философию жизни главного героя. Обозначьте свою позицию к такому восприятию жизни. Затем, попытайтесь осудить героя, постройте свою обвинительную речь, далее, займите позицию адвоката и попытайтесь понять главного героя. 3. Подготовьте реферат на тему «Феминизм в контексте постмодерна». Вспомните основные положения постмодернистской парадигмы и примените к современным феминистском идеям. Определите, действительно ли постмодерн является идейным истоком феминистского движения или же он совершенно нигилистически относится и к патриархальным, и к феминистским проявлением.
& Литература Бодрийар Ж. О соблазне // Иностранная литература. 1994 г., №1, С. 80-89 Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988, С.403-547 Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2000, С.453-482, 520-596, 675-740 Камю А. Миф о Сизифе.// Сумерки богов. М., 1989, С.50-96 Лиотар Ж. О смысле пост.// Иностранная литература. 1994, №1, С.70-79 Соловьева Г.Г. Современная западная философия (от С.Къеркегора до Ж.Дерриды). Алматы, 2002, С.215-240, 311-337, 397-426
Лекция13. Проблема бытия
Цель: раскрыть содержание основного вопроса метафизики: соотношения бытия и небытия.
План лекции 1. Метафизика и философия. 2. Основные идеи-сценарии мироустройства. 3. Типы исхождения бытия из небытия Основные понятия по теме: метафизика, бытие, небытие, дао, абсолют, ум-перводвигатель
Философия – часть метафизики, они целиком не совпадают. В определенные исторические периоды метафизика дается человеку как философия, т.е. как к любовь к мудрости. Соотношение бытия и небытия – основной вопрос метафизики и самого миротворения. «Как (и почему) из небытия (ничто) возникает бытие (нечто)? В древнеиндийской метафизике абсолют (Брахман) явно предпочитает небытие, рассматривая бытие как иллюзорно-призрачное становление. Бытие к тому же есть кармическое наказание, дисгармония мира. Самое трудное не в том, чтобы быть, а в том, чтобы избавиться от бытия и достичь центра, первоистока мира – небытия. Древнекитайская метафизика тяготеет к опосредованию бытия и небытия. Все вещи существуют для бытия, бытие существует для небытия, а небытие существует для Дао. Дао и свет опосредуют соотношения бытия и небытия. Свет и Дао-закон видимы и невидимы, не имея вкуса, запаха, т.е. выступают как некие метафизические работники мира. К подобным же идеям склоняется и современное естествознание, рассматривающее вакуум (небытие) как ту протоматерию, в которой возникают все её остальные формы. Имеется четыре принципиальных идеи-сценария, в которых развертываются миротворческие ответы на этот вопрос-вызов абсолюта: мифология, религия, философия, мистика. В мифологическом мироустройстве бытие совпадает с Космосом как упорядоченном общении судьбы, богов, героев, людей, вещей. Небытие – хаос, бездна, мрак. Хаос, чувствуя свою аномальность, начинает стремиться к более упорядоченным образам реальности. Из воздействия героев и богов на мир хаоса возникает бытие, царство светлой и соразмерной жизни. В религиозном мироустройстве небытие (всевозможность) актуализируется и переводится в бытие волей Бога.
В философии рассматриваются различные типы исхождения бытия из небытия, объясняя его метафизическим воздействием логоса, разума, духа, осмысляющих органов абсолюта. В европейской культуре метафизика бытия рационально была оформлена Парменидом. Есть только бытие, а небытие невозможно даже в качестве мысли, ибо последняя сразу же превращает его в бытие. Небытие неопределимо, непознаваемо. У Платона бытийность присуща лишь идеям, идейной реальности. Небытие – это материя, лишенная ума, души, идеи, т.е нечто мертвое. Становление – ложное, мнимое бытие, его имитация. Но бытие отделяется, отграничивается от небытия благом и умом-демиургом. У Аристотеля «небытие» (первоматерия) уходит в бытие через активность ума-«перводвигателя», представляющего «творческое сотрудничество» этих начал в процессах миротворения. В то же время идея ума-перводвигателя служит критерием метафизического знания. Согласно Гегелю, бытие есть первый метафизический младенец абсолютной идеи. Небытие суть отрицательная сила абсолюта, оно зависимо, производно и должно подчиняться бытию. В мистической картине миротворения само небытие выступает как высший абсолют, из которого самозарождается бог, творящий мир. В учении Якоба Бёме (1575-1624) ничто дано как «бездна, рождающая основу». Ничто присуща бесконечная свобода и воля, которые, не имея «потребителей» становятся мукой, страданием для самого ничто. Ничто испытывает голод, жажду по нечто, начинает чего-то искать. И в бездне зажигается свет, из энергий которого самовозникает бог, энергии которого застывают, объективируются в природе. Бытие есть угасший, объективированный огонь ничто. Небытие есть абсолютная реальность, данная в ощущениях и разуме не обычным людям, а людям особого качества, людям-экзистенциям.
Выводы
Проблемы соотношения бытия и небытия досталась философии от восточной метафизики. «Все вещи возникают из бытия, а бытие из небытия». В дальнейшем, в ходе развития философии это соотношение изменилось: статус небытия неожиданно получило сознание, так как оно не материально, следовательно, не существует. А все вещественное свелось к материальному. В результате, небытие в метафизическом понимании исчезло, осталось противопоставление материи и сознания. С метафизической точки зрения бытие едино в различных проявлениях сущего. Сознание, дух, мышление – проявления бытия. Следовательно, основной вопрос философии оказывается основным вопросом науки. Философия, понимаемая как метафизика, различая бытие и не-бытие, не должна раскалывать бытие и противопоставлять его части друг другу. Философия не должна превращать свою деятельность в борьбу двух направлений – материализма и идеализма, а пытаться понять бытие в его многослойности, изучать сознание.
Бытие на языке метафизики фиксирует опыт встреч мира и мысли с небытием. В бытии все лишь продолжается, но ничего не начинается и не кончается. Поэтому жизненная формула-пароль бытия всегда одна и та же: «В этом что-то есть…», или «Это ещё не конец».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|