Методические рекомендации к лекции
Обратите внимание на то, что определение цивилизации как синонима культуры не может быть признано обоснованным, прежде всего, по исторической и логической причинам. Их отождествление означало бы, что цивилизация распространяется на все необозримое первобытное общество, где существовала родовая культура. Тем самым снимались бы существенные различия между эпохами дикости и варварства, с одной стороны, и цивилизацией, с другой. Общепризнанное положение о том, что цивилизация следует за варварством, означает не то, что с нее начинается культура и они синонимичны, а то, что цивилизация продолжает и развивает первобытную культуру в другое историческое время и на значительно более высоком качественном уровне. При сопоставлении культуры и цивилизации важно уяснить, что сущность всякой культуры - религия, следовательно, сущность всякой цивилизации - иррелигиозность. Обратите внимание на аксиологические аспекты соотношения культуры и цивилизации. Подумайте, в чем состоит высокое предназначение культуры.
& Литература Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 1989. – С. 521. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. – С. 33-509. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М., 1969. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992. Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991. Тойнби А. Дж. Цивилизации перед судом истории. – М., 1996. Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. – С. 485-487. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М.: Фаир-пресс, 2001. – С.565-573. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.
??? Вопросы контроля теоретических знаний Репродуктивный уровень: 1. Какой философ рассматривает историю развития человечества в виде цепочки: дикость – варварство-цивилизация? 2. Перечислите пять законов развития культурно-исторического типа Н.Я.Данилевского. 3. Какой философ впервые удивительным образом противопоставил культуру и цивилизацию? 4. По какому критерию Тойнби классифицировал цивилизации? Сколько их он выделяет?
Репродуктивно-практический уровень: 1.В чем заключается смысл противопоставления культуры и цивилизации? 2.Назовите и разьясните противоречия культуры. 3.Поясните смысл слов Н.Бердяева: «культура по глубочайшей своей сущности и по религиозному своему смыслу есть великая неудача». 4.Поясните смысл слов О.Шпенглера: «цивилизация – это старость культуры».
Творческий уровень: 1.Выявите все возможные аспекты соотношения культуры и цивилизации и представьте их в таблице. Подумайте, что ожидает человеческую цивилизацию в будущем? Задания для СРС Уровень репродуктивной деятельности: 1. Восстановите по памяти и воспроизведите письменно таблицу различения культуры и цивилизации.
Уровень репродуктивно-практической деятельности: 1.Оформите в письменной форме ответ на вопрос «Ф.Ницше и З.Фрейд о культуре как репрессивной форме, подавляющей силы человека». 2. Раскройте соотношение таких понятий как общественная формация и цивилизация.
Уровень критически-творческой деятельности: 1. Проведите сравнительный анализ видения проблем и ценностей современной цивилизации в различных философских концепциях культуры. 2. Подготовьте реферат на тему: «НТР и культура».
Лекция:15 Общество как саморазвивающаяся система: в историческом и аксиологическом измерении Цель: раскрыть содержание понятия «общество» в историческом и аксиологическом контексте.
План лекции 1. Общество как предмет социальной философии 2. Исторические и аксиологические аспекты социального бытия 3. Разнообразие подходов к толкованию общества
Основные понятия по теме: общество, социум, социальная философия, социальная реальность, прогресс, регресс, социализация личности.
Проблема общества является основным предметом исследования социальной философии, а также философии истории, философской антропологии. Предмет социальной философии включает в себя три аспекта: онтологический, гносеологический и аксиологический. Онтологический аспект включает в себя прежде всего всеобщие общественные законы. Эти законы связывают человеческую историю в единое целое и раскрывают характер взаимодействия между основными сторонами всякого человеческого общества: производительными силами и производственными отношениями, базисом и надстройкой, личностью и обществом и т.д. Также в данный аспект предмета входят движущие силы истории, ее основные тенденции, основные структурные связи общества. Гносеологическая сторона предмета социальной философии включает характер, особенности связи между материальным и духовным, объективным и субъективным, общественным бытием и общественным сознанием. И, наконец, третья, аксиологическая сторона – это наиболее важные и общие человеческие ценности: смысл жизни, “истинное” предназначение человека, прекрасное, героическое, драматическое в жизни, добро и зло и т.д. Применение принципа развития, историзма в исследовании общества – ключевой вопрос социальной философии. Существенно важным является вопрос о направленности исторического процесса. В этом случае обычно вычленяют две основные концепции философии истории: так называемую теорию “общественного круговорота”, или локальных цивилизаций и культур, и теорию общественного прогресса. Теория общественного круговорота, или локальных цивилизаций и культур активно разрабатывалась и защищалась многими философами и историками еще с древности. Наиболее яркое воплощение ее идей нашли свое отражение у О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина, Н.Я.Данилевского.
Немало своих сторонников имеет также теория общественного прогресса. Многие мыслители (Тюрго, Кондорсе, Гердер, Гегель, Маркс и др.) придавали важное значение идее о том, что развитие человечества идет по восходящей линии. Так, оценку социального прогресса философы осуществляют, исходя из самых различных критериев: с точки зрения повышения экономической эффективности общества, степени свободы его членов, его мобильности и уровня согласованности различных сфер общественной жизни. Но в любом случае, суть прогресса – это поступательное движение от низшего к высшему независимо от того, каким будет это движение – линейным или нелинейным, спиралевидным или волнообразным, прерывным или непрерывным. В понимании общественного прогресса различают два основных подхода: суммативный и субстанциальный. Суммативный подход рассматривает прогресс как простую совокупность несводимых друг к другу и независимых друг от друга изменений в различных сферах общества. При этом считается, что нет общей меры социального прогресса, поскольку в каждой сфере общественной жизни существует своя система ценностей и свое мерило их оценки. Соответственно здесь и разные критерии прогрессивности: для экономического развития общества – это уровень производительности труда и уровень развития производительных сил; для политического развития общества – степень его демократизации и т.п. Субстанциальный подход, напротив, рассматривает прогресс как поступательное восходящее развитие общества в целом. При субстанциональном подходе важное значение имеет выбор критерия прогресса. Естественно, это должен быть такой критерий, который определял бы поступательность развития всего общества, всех его сфер жизни. Таким критерием может выступать только сам человек, его положение в социальной деятельности, с учетом тех возможностей, которые ему представляет общество для его интеллектуального, духовного и физического развития. Все прогрессы – реакционны, если рушится человек. В общественном развитии имеет место не только прогресс, но и регресс, свертывание, нисходящее движение общества. Регресс характеризуется тем, что, во-первых, происходит понижение уровня организации системы; во-вторых, наблюдаются элементы застоя, т.е. фиксации изживших себя общественных форм и структур; в-третьих, снижается сопротивляемость общественной системы внешним и внутренним дестабилизирующим фактором.
Согласно философии истории К.Ясперса, процесс объединения людей, несмотря ни на что, пробивает себе дорогу в истории. Единство истории и есть та цель и смысл, к которой она стремится. Он подчеркивает, что “единство вырастает из смысла, к которому движется история”. Цель же истории выступает с его позициии как скрытый смысл. Соответственно, К. Ясперс выделяет ряд таких целей истории: цивилизация и гуманизация человека; свобода и создание свободы; величие человека, проявление его творческих способностей; открытие бытия в человеке. Каждое поколение людей осуществляет эти цели в соответствии со своими потребностями и интересами. Поэтому полного единства мировой истории никогда не будет. Ведь если бы процесс завершился, то пришел бы конец и самой истории. Хотя люди стремились и всегда будут стремиться к единению, тем не менее всегда будут сохраняться самые разные культуры, обычаи, традиции. Таким образом, история у Ясперса имеет свою логику и смысл, которые выявляются в процессе движения человечества к единству. Исторический аспект бытия общества у Ясперса неразрывно связан с аксиологическим. К высшим общечеловеческим ценностям относятся: смысл жизни, добро, справедливость, истина, свобода и т.д. Именно эти ценности оказывают первостепенное влияние на социализацию личности. Личность же является важнейшим элементом структуры общества. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Так или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархия выступают регуляторами развития личности. Они служат критериями норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация. Несомненно, высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, которые составляют важный фактор детерминации ценностных ориентаций и поведения личности, а также способы ее социализации. Например, каждая из двух наиболее значительных в истории человечества ценностных парадигм – восточная и западная – отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего общества. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как справедливость, гуманность, искренность, человечность, уважение к родителям и старшим. Особое место в процессе социализации личности принадлежит здесь семье, собственно говоря, само общество рассматривается как большая семья. Главная установка в воспитании и социализации личности делается не на изменение мира, а на изменение себя, на самосовершенствование.
Для западной же традиции характерным является противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей над общественными. В соответствии с этим социализация личности связывается здесь, прежде всего, с изменением социальной среды. Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное, которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Наряду с этим, общество рассматривается как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром. В современной социальной философии при классификации, рассматривая вопросы идеала общества, философы выдвигают концепции “открытого общества” в противовес “закрытому” (А.Бергсон, К.Поппер), “здорового общества” в противовес “больному” (Э.Фромм). Попытки выявления влияния глобальных проблем современной цивилизации на все стороны жизни общества: экономическую, политическую, культурную – также нашли отражение в социально-философской мысли. Так, Д.Белл, О.Тоффлер, И.Масуда и др. представляют философскую концепцию постиндустриального общества. В ней рассматриваются перспективы развития современной цивилизации в условиях существования глобальных проблем и формирования информационного общества.
Выводы Итак, предметом социальной философии выступает общество, социум как упорядоченное единое. Общество представляет собой социальную систему, которая выступает как единство элементов и их взаимоотношений. Многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид деятельности людей. Человеческая деятельность представляет собой сущность, первооснову всего социального. Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и развития включает в себя такие проблемы, как направленность совершающихся в обществе изменений и источники, факторы, причины изменений в обществе. Важным фактором существования общества являются общечеловеческие ценности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|