Дебет Счет 52 «Текущий валютный счет» Кредит
Пример 1. Продажа иностранной валюты (в т.ч. обязательная продажа части валютной выручки на 2006 г. – 0%) отражается в бухгалтерском учете следующими записями: Д сч. 57 "Переводы в пути" К 52 "Валютные счета" - сумма иностранной валюты, заявленная на продажу; Д сч. 51 "Расчетные счета" К сч. 91 "Прочие доходы и расходы" - зачислены на расчетный счет рубли от продажи иностранной валюты; Д сч. 91 К сч. 57, 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - отражены расходы по продаже иностранной валюты (стоимость проданной иностранной валюты, услуги банка и др.). Финансовый результат определяется на сч. 91 "Прочие доходы и расходы" в общеустановленном порядке. Пример 2. Операция покупки организацией иностранной валюты отражается в бухгалтерском учете следующими записями: Д 57 К 51 - сумма перечисляемых рублей на покупку иностранной валюты; Д 52 К57 - сумма приобретенной иностранной валюты, зачисленная на валютный счет организации, по курсу ЦБР на дату зачисления.
Поскольку организации, как правило, покупают валюту по курсу выше, чем курс ЦБР, образующаяся разница между фактическим курсом покупки и курсом ЦБР отражается: Д 91 К 57 - расходы, связанные с покупкой иностранной валюты (услуги банка и др.). Финансовый результат определяется на сч. 91 в общеустановленном порядке.
35. Учет денежных средств на специальных счетах в банке. СЧЕТ 55 "СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЧЕТА В БАНКАХ"
Счет 55 "Специальные счета в банках" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению. Порядок осуществления расчетов при аккредитивной форме расчетов, чеками и иными платежными документами (кроме векселей) регламентируется законами, нормативными актами Центрального банка России и правилами кредитных организаций. К счету 55 "Специальные счета в банках" могут быть открыты субсчета: 55-1 "Аккредитивы"; 55-2 "Чековые книжки"; 55-3 "Депозитные счета"; 55-4 "Прочие счета". На субсчете 55-1 "Аккредитивы" учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах. Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и других аналогичных счетов. Принятые на учет по счету 55 "Специальные счета в банках" средства в аккредитивах списываются по мере использования их (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55"Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета".
КонсультантПлюс: примечание. Положение, утв. ЦБ РФ от 08.09.2000 N 120-П, утратило силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 12.04.2001 N 952-У. Аналитический учет по субсчету 55-1 "Аккредитивы" ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву. Данный субсчет и субсчет 55-2 "Чековые книжки" вводятся в рабочий план счетов при использовании аккредитивной и чековой формы расчетов согласно "Положению о безналичных расчетах в Российской Федерации", утв. ЦБ РФ от 08.09.2000 N 120-П. На субсчете 55-2 "Чековые книжки" учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках. Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются ГК РФ, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами. Статьей 877 ГК РФ определено, что чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счетов 51"Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и других аналогичных счетов. Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных организацией чеков, т.е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации), с кредита счета 55 "Специальные счета в банках" в дебет счетов учета расчетов (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.). Выдача чека не погашает денежного обязательства организации, во исполнение которого он выдан. Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55 "Специальные счета в банках"; сальдо по субсчету 55-2 "Чековые книжки" должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются по кредиту счета 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета".
Контроль за движением средств в чековых книжках, выданных под отчет работникам предприятия для расчетов с предприятиями - кредиторами, ведется оперативно. Кредиторская задолженность перед поставщиком может считаться погашенной только после оплаты банком выданного чека. Поэтому выдачу чека в бухгалтерском учете до момента его оплаты целесообразно отражать на забалансовом счете 009 "Обеспечения обязательств и платежей", выданные в сумме, на которую выписан чек. Аналитический учет по субсчету 55-2 "Чековые книжки" ведется по каждой полученной чековой книжке. На субсчете 55-3 "Депозитные счета" учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады. Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета". При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи. Аналитический учет по субсчету 55-3 "Депозитные счета" ведется по каждому вкладу. На отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 "Специальные счета в банках", учитывается движение обособленно хранящихся в кредитной организации средств целевого финансирования. В частности, поступивших бюджетных средств, средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета, и т.д. Филиалы, представительства и иные структурные подразделения организации, выделенные на отдельный баланс, которым открыты текущие счета в кредитных организациях для осуществления текущих расходов (оплата труда, отдельные хозяйственные расходы, командировочные суммы и т.п.), отражают на отдельном субсчете к счету 55 "Специальные счета в банках" движение указанных средств.
Кроме того, организации АПК могут открывать дополнительно отдельные субсчета: 55-6 "Специальный счет бюджетных средств по компенсациям и пособиям физическим лицам, пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС"; 55-7 "Специальный счет по финансированию капитальных вложений" вводится при наличии у организаций целевых средств на данные мероприятия (приобретение взрослого племенного скота и т.п.), которые хранятся обособленно; 55-7 "Специальный счет для расчетов с населением за принятые для реализации скот и продукцию по договорам"; 55-8 "Специальный счет по банковским картам" вводится организациями для осуществления расчетов при использовании банковских корпоративных карт в установленном ЦБ РФ порядке. Сельскохозяйственные и другие организации АПК при наличии объекта учета в установленном порядке могут открывать и другие субсчета по учету операций по прочим специальным счетам в банках. Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учитываются на счете 55 "Специальные счета в банках" обособленно с введением отдельных субсчетов. Построение аналитического учета по этому счету должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, депозитах и т.п. на территории Российской Федерации и за ее пределами.
СЧЕТ 55 "СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЧЕТА В БАНКАХ" КОРРЕСПОНДИРУЕТ СО СЧЕТАМИ:
36. Учет подотчетных сумм. Наряду с выплатой денежной наличности через кассу организации допускается ее расход через подотчетных лиц. Это практикуется в случаях, когда оплата расходов с расчетного счета или из кассы затруднительна или невозможна. Деньги под отчет рекомендуется выдавать только из кассы. Выдача денежных чеков для получения подотчетных сумм непосредственно с расчетных счетов в банках, как правило, не допускается. Это необходимо для того, чтобы весь расход наличных денег отражался через кассу. В установленные организацией сроки подотчетные лица должны отчитываться об использовании полученных сумм. Авансовый отчет о произведенных расходах с приложением оправдательных документов представляется в бухгалтерию. Неиспользованные остатки наличных денег сдаются в кассу организации, а приобретенные ценности приходуются на склады или списываются непосредственно на текущие расходы. Своевременно невозвращенные суммы авансов удерживаются из причитающейся подотчетным лицам заработной платы. Бухгалтерия проверяет авансовые отчеты подотчетных лиц и приложенные к ним документы по форме и существу. Особое внимание обращается на командировочные расходы. Для них в целях налогообложения установлены нормы возмещения суточных и найма жилья. Бухгалтерия обязана проверить законность командировки, обоснованность произведенных расходов по авансовому отчету, соответствие их утвержденным нормативам. Руководителю организации предоставлено право возмещать расходы командировочных сверх этих норм. К бухгалтерскому учету расходы принимаются только с письменного разрешения руководителя организации на авансовом отчете командированного работника. В случае превышения фактических расходов над нормами их полностью относят на себестоимость продукции, но суммы превышения в дальнейшем включаются в величину налогооблагаемой прибыли. Для учета расчетов с подотчетными лицами ведется специальный журнал-ордер или другой накопительный регистр по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Записи в этих регистрах производят позиционным способом по каждому авансовому отчету в отдельности. В результате обеспечивается совмещение синтетического и аналитического учета подотчетных сумм. На выданные под отчет суммы дебетуют счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и кредитуют счет 50 «Касса». На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитывают затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов и операций. Подотчетные суммы, невозвращенные работниками в установленные сроки, отражают бухгалтерской записью: Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Если эти суммы могут быть удержаны из заработной платы работника, делается бухгалтерская запись: Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на сумму удержаний. Когда удержание из заработной платы работника невозможно, не-взысканная сумма относится с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Аналитический учет по расчетам с подотчетными лицами ведется по каждой авансовой выдаче линейно-позиционным способом. В начале отражается сумма выданного аванса, затем величина утвержденных расходов с указанием, на какой счет они отнесены. Данные об остатках ранее выданных подотчетных сумм берутся из журнала-ордера или аналогичного ему регистра за прошлый месяц, выданные суммы - из расходных кассовых ордеров, а утвержденный расход - из авансовых отчетов.
37. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками. Расчеты между поставщиками и покупателями производятся в основном в безналичной форме; в настоящее время они сами выбирают форму расчетов при заключении договоров. Для учета расчетов организации с поставщиками и подрядчиками за приобретенное сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также за потребленные услуги (электроэнергию, воду, газ и пр.) и работы (текущий и капитальный ремонт, строительство и пр.) в системе счетов бухгалтерского учета используют самостоятельный синтетический счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Аналитический учет ведут в хронологическом порядке по каждому поставщику или подрядчику. Причем он должен быть организован так, чтобы сведения можно было получать сгруппированными по срокам оплаты (долгосрочная или краткосрочная задолженность); расчетным документам, срок оплаты которых еще не наступил; не оплаченным в срок расчетным документам; выданным неоплаченным и просроченным векселям; неотфактурованным поставкам и т.д. На суммы предъявленных на оплату счетов поставщиков за поставленные ценности, оказанные услуги (работы) или фактически поступившие товары и материалы, потребленные услуги и работы составляется бухгалтерская запись: Д-т 10 «Материалы», 41 «Товары», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.д. К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сумма налога на добавленную стоимость включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя записью: Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По действующему законодательству налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям или услугам, стоимость которых списывается на затраты организации (или издержки обращения), после погашения обязательств перед поставщиками предъявляется бюджету, т.е. на сумму налога, уплаченного поставщикам, уменьшаются обязательства организации перед бюджетом по уплате НДС. Это отражается записью: Д-т 68 «Расчеты с бюджетом» К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным по материально-производственным запасам». Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления товарно-материальных ценностей, а при приемке их на склад обнаружилась недостача, или при последующей проверке счета было обнаружено несоответствие цен условиям договора или арифметические ошибки, до выяснения их причин делают следующие бухгалтерские записи: Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Субсчет «Расчеты по претензиям» предназначен для обобщения информации о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным им, признанным и присужденным штрафам, пеням и неустойкам. Этот счет дебетуется на суммы причиненного ущерба по вине поставщиков материальных ценностей, подрядчиков, банков или других организаций, а кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонденции со счетами денежных средств или расчетов. Суммы неудовлетворенных претензий или не подлежащих взысканию, относятся на те счета, с которых они были приняты на учет. Суммы штрафов, пеней и неустоек, предъявленные другим организациям за несоблюдение договорных условий, отражаются: Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» К-т 91 «Прочие доходы и расходы». При получении штрафов - Д-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета». К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» Оплата счетов поставщиков, т.е. погашение задолженности перед ними, отражается на счетах следующей записью: Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 71 «Расчеты сподотчетными лицами». Схемы бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками и подрядчиками зависят от применяемых форм расчетов. Если задолженность погашается кредитами банка, то делается запись: Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». В случае оформления участниками сделки их обязательств векселями учет расчетов отражается обычным порядком. Для целей бухгалтерского учета векселя подразделяются на финансовые и товарные (коммерческие). Приобретение финансовых векселей рассматривается как совершение организацией финансовых вложений. Факт получения (или приобретения) организацией товарных векселей рассматривается как трансформация долга (по договорам купли-продажи, подряда и прочим сделкам торгового характера), в погашение которого получен вексель, в обязательство по приобретенной ценной бумаге. Из этого следует, что с момента выдачи векселя прекращается задолженность, в погашение которой был выдан документ (например, задолженность перед поставщиком), и возникает обязательство нового типа – обязательство по векселю. Это позволяет определить доход по векселю как разницу между его суммой (номинал векселя и процент по нему) и величиной обязательства, погашаемого с его приобретением. В этом случае величина задолженности перед поставщиками или подрядчиками увеличивается на вексельный доход, который повышает и стоимость полученных организацией ценностей или работ; на счетах делается запись: Д-т 10 «Материалы», 41 «Товары», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. К-т60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные». А на сумму причитающихся к уплате по векселю процентов - Д-т 97 «Расходы будущих периодов» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные». Организация в целях равномерного включения в затраты (издержки обращения) доходов по векселю может ежемесячно равными долями в течение срока действия векселя списывать их: Д-т 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» К-т 97 «Расходы будущих периодов». Но во время совершения расчетов организация может и сама выступать поставщиком или подрядчиком, т.е. сама продавать покупателям и заказчикам товарно-материальные ценности, выполнять работы или оказывать услуги. Учет расчетов с покупателями за отгруженную продукцию (работы, услуги) отражается на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К этому синтетическому счету открывается несколько субсчетов по видам расчетов. Аналитический учет ведется в хронологическом порядке по каждому покупателю или заказчику. По мере отгрузки продукции и оказания услуг к оплате предъявляются расчетные документы, в которых величина выручки от их реализации (по договорной цене с налогом на добавленную стоимость) отражается: Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка». Погашение задолженности покупателями и заказчиками (оплата расчетно-платежных документов) отражается - Д-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 50 «Касса» К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Организации могут получать авансы (предварительную оплату) под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ или при частичной оплате продукции и услуг, производимых для заказчиков. На счетах бухгалтерского учета это отражается записью: Д-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др. К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные». При зачете сумм ранее полученных авансов при предъявлении покупателям (заказчикам) счетов за полностью произведенные работы, проданные изделия делается проводка: Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Если расчеты производятся при совершении товарообменной операции, то по соглашению сторон может производиться взаимный зачет задолженностей. Такая операция может отражаться по: Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При оформлении отсрочки платежа полученным векселем на счетах бухгалтерского учета делается запись: Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные» К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»(если задолженность была показана ранее на этом счете) или К-т 90 «Продажи». Если векселедержатель получает доход по векселю в виде процентов на его сумму, то их начисление (как доход, относящийся к этому месяцу) ежемесячно отражается в бухгалтерском учете: Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные» К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Доходы по векселям». Если доходом по векселю служит разница между его номиналом и суммой погашаемой им задолженности покупателя (заказчика), то эта разница является доходом будущих периодов и отражается: Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные» К-т 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Доходы по векселям». В дальнейшем соответствующая часть дохода по векселю ежемесячно относится на прибыль отчетного месяца: Д-т 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Доходы по векселям» К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Доходы по векселям».
38. Учет дебиторской и кредиторской задолженности. Система счетов учета расчетов с дебиторами и кредиторами. Осуществляя свою деятельность, предприятия должны закупать материальные ценности, потреблять услуги сторонних предприятий, продавать свою продукцию и услуги. В результате совершения таких хозяйственных фактов между организациями и физическими лицами возникают расчетные отношения. Такие отношения отражают взаимные обязательства сторон по поставке ценностей, работ, услуг и соответственно оплаты их другой стороной. Кроме того, деятельность организаций приводит к возникновению у них обязанностей к расчетам с бюджетом, банком. Все расчеты между организациями можно разделить на 2 вида : 1) расчеты по товарным операциям (связаны с продажей и поставкой товаров, продукции, услуг, работ); 2) расчеты по нетоварным операциям (все остальные, например, по финансовым. В случае возникновения временного разрыва между поставкой материальных ценностей, работ, услуг и их оплаты, а также сроками возникновения и погашения финансовых обязательств возникает краткосрочная или долгосрочная зависимость (от срока). Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам. Дебиторская задолженность отражается в основном на счетах 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а кредиторская – на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов. Списание задолженности оформляется приказом руководителя и следующими бухгалтерскими записями: Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит счетов 62, 76; Дебет счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" Кредит счетов 62, 76. Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности дебетуют счета учета денежных средств (50, 51, 52) и кредитуют счет 91 "Прочие доходы и расходы". Одновременно на указанные суммы кредитуют забалансовый счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов". Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты и оформляется следующими бухгалтерскими записями: Дт60, 76 Кт91.
39. Учет расчетов с учредителями и акционерами. Счет 75 "Расчеты с учредителями" предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями предприятия (акционерами акционерного общества, участниками хозяйственного товарищества, членами кооператива и т.п.): по вкладам в уставный фонд предприятия, по выплате доходов и др. К счету 75 "Расчеты с учредителями" открывают субсчета: 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный фонд"; 75-2 "Расчеты по доходам". На субсчете 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный фонд" учитывают расчеты с учредителями предприятия по вкладам в его уставный фонд. При создании акционерного общества по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетом 85 "Уставный фонд" принимается на учет сумма задолженности лиц, подписавшихся на акции. При фактическом поступлении сумм вкладов учредителей производят записи по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетами по учету денежных средств. При предоставлении материальных и иных ценностей (кроме денежных средств) в собственность предприятия делают записи по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетами 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", учета производственных запасов и др. При предоставлении зданий, сооружений и оборудования в пользование предприятию делают записи по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетом 04 "Нематериальные активы". Одновременно на забалансовый учет по счету 001 "Арендованные основные средства" принимается стоимость указанных зданий, сооружений и оборудования. Оприходование имущества, предоставленного в натуральной форме в собственность предприятия в счет вкладов в уставный фонд (в оплату акций), производят в оценке, определенной по договоренности участников. Оприходование имущества, предоставленного в натуральной форме в пользование предприятию в счет вкладов в уставный фонд (в оплату акций), производят в оценке, определенной исходя из арендной платы за пользование этим имуществом, исчисленной за весь указанный в учредительных документах срок, если иное не предусмотрено учредительными документами. В аналогичном порядке отражают в бухгалтерском учете расчеты по вкладам в уставный фонд с участниками хозяйственных товариществ других видов. При этом запись по дебету счета 75 и кредиту счета 85 "Уставный фонд" производят на всю величину уставного фонда, объявленную в учредительных документах. В том случае, когда акции предприятия, созданного в форме акционерного общества, реализуют по цене, превышающей номинальную стоимость их, вырученную сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью относят в кредит счета 86 "Резервный фонд". На субсчете 75-2 "Расчеты по доходам" учитывают расчеты с учредителями предприятия по выплате им доходов. Начисление и выплату доходов работникам предприятия, входящим в число его учредителей, учитывают на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Начисление доходов от участия в предприятии отражают записью по дебету счета 87 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (за счет прибыли отчетного года или нераспределенной прибыли прошлых лет) и кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями". При отсутствии или недостаточности прибыли для выплаты доходов, но при наличии обязательств, предусмотренных законодательством или учредительными документами, по выплате доходов за счет резервного фонда начисление доходов отражают по дебету счета 86 "Резервный фонд" и кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями". Выплату начисленных сумм доходов отражают по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетный счет или 52 "Валютный счет". При выплате доходов от участия в предприятии продукцией (работами, услугами) этого предприятия в бухгалтерском учете производят записи по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетом 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Суммы налога на доходы от участия в предприятии, подлежащие уплате у источника, т.е. на этом предприятии, учитывают по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом". Аналитический учет по счету 75 "Расчеты с учредителями" ведут по каждому учредителю, кроме учета расчетов с акционерами-собственниками акций на предъявителя и акционерными обществами. Счет 75 "Расчеты с учредителями" корреспондирует со счетами: ┌──────────────────────────────────────────────────────┬─────────┐│ Хозяйственная операция │Коррес- ││ │пондирую-││ │щий счет │├──────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤│ По дебету счета │ ││ │ ││Оплата начисленных дивидендов и иных обязательств │ 50, 51, ││учредителей │ 52, 55 ││ │ ││Начисление налога на доходы от участия в предприятии │ 68 ││ │ ││Сумма задолженности лиц, подписавшихся на акции │ 85 ││ │ ││Расчеты по вкладам в уставный фонд │ 85 ││ │ ││Зачисление средств в резервный фонд │ 86 ││ │ ││Погашение непокрытого убытка отчетного года (прошлых │ 87 ││лет) за счет целевых взносов учредителей (участников) │ ││предприятия │ ││ │ ││Образование фондов специального назначения (накопления│ 88 ││и потребления) за счет целевых взносов учредителей │ ││(участников) предприятия │ ││ │ ││ По кредиту счета │ ││ │ ││Предоставление учредителями материальных и иных │ 01, 04, ││ценностей (кроме денежных средств) в собственность │ 07, 08, ││предприятия в счет взносов │ 10, 11, ││ │ 12, 41 ││ │ ││Отражены предоставленные учредителями долгосрочные │ 06 ││финансовые вложения в ценные бумаги, процентные │ ││облигации государственных и местных займов, а также │ ││представленные учредителями (участниками) другие │ ││долгосрочные финансовые вложения │ ││ │ ││Поступление сумм вкладов учредителей в оплату │ 50, 51, ││обязательств │ 52, 70 ││ │ ││Поступление ценных бумаг в оплату подписки на акции │ 58 ││ │ ││Начисление дивидендов акционерам (учредителям) за счет│ 81, 87 ││прибыли, остающейся в распоряжении предприятия │ ││ │ ││Изменение уставного фонда за счет возврата вклада │ 85 ││учредителю или уменьшения номинальной стоимости акций │ ││ │ ││Начисление дивидендов участникам за счет резервного │ 86 ││фонда (при отсутствии или недостаточности прибыли │ ││отчетного года для этих целей) │ ││ │ ││Распределение сумм прибыли, числящихся в фондах │ 88 ││накопления, между учредителями предприятия │ │└──────────────────────────────────────────────────────┴─────────┘
40. Учет расчетов по налогам. Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки" - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму подоходного налога, со счетами по учету расходов по обычным видам деятельности - на сумму земельного налога, со счетом 90 "Продажи" на сумму налога на добавленную стоимость, акцизам и другим косвенным налогам, со счетом 91 "Прочие доходы и расходы" - по налогам, относимым по действующему законодательству на финансовые результаты (операционные расходы). Штрафные санкции, наложенные налоговыми органами по всем налогам и сборам, отражают по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом". По дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Субсчета к счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" открывают по видам налогов и сборов "Налог на прибыль", "Налог на добавленную стоимость", "Налог на доходы физических лиц" и т.п. Аналитический учет по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" ведется по каждой налоговой декларации. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: текущим налоговым платежам; просроченным налоговым платежам; штрафным санкциям; отстроченным и рассроченным суммам по уплате налога и сбора.
СЧЕТ 68 "РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ" КОРРЕСПОНДИРУЕТ СО СЧЕТАМИ:
41. Учет финансовых вложений. К финансовым вложениям относятся: 1) инвестиции предприятия в уставные капиталы других организаций; 2) государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других предприятий (облигации, векселя); 3) предоставленные другим предприятиям займы на территории РФ и за ее пределами; 4) депозитные вклады; 5) дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования; 6) вклады организации-товарища по договору простого товарищества. Учет регулируется ПБУ 19/02 от 27.12.2002 г. «Учет финансовых вложений». Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий: § наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов; § переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.); § способность приносить организации экономические выгоды в будущем в форме процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи финансового вложения его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств, увеличения текущей рыночной стоимости).
Финансовые вложения подразделяются на долгосрочные (на срок более одного года) и краткосрочные (на срок менее одного года). Финансовые вложения принимаются к учету по первоначальной стоимости (в сумме фактических затрат для инвестора). Для синтетического учета используется активный счет 58 «Финансовые вложения». Могут быть открыты субсчета: 58-1 «Паи и акции», 58-2 «Долговые ценные бумаги», 58-3 «Предоставленные займы», 58-4 «Вклады по договору простого товарищества» и др. Аналитический учет финансовых вложений ведется таким образом, чтобы обеспечить информацию по единицам учета финансовых вложений и организациям, в которые осуществлены эти вложения (эмитентам ценных бумаг, другим организациям, участником которых является предприятие, организациям-заемщикам и т.п.). По принятым к бухгалтерскому учету ценным бумагам других организаций в аналитическом учете должна быть сформирована как минимум следующая информация: - наименование эмитента и название ценной бумаги, номер, серия и т.д., - номинальная цена, цена покупки, расходы, связанные с их приобретением, - общее количество, - дата покупки, дата продажи или иного выбытия, место хранения.
Для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы: 1) финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Указанную корректировку можно производить ежемесячно или ежеквартально. Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений относится на финансовые результаты (в составе операционных доходов или расходов). 2) финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в учете и в отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.
По долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, организации разрешается разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода относить на финансовые результаты.
К фактическим затратам на приобретение ценных бумаг относятся: - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; - суммы, уплачиваемые специализированным организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг; - вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги (кредитные организации, брокеры) и иные расходы. В учете на сумму произведенных затрат делаются следующие записи: Д 58 К 60, 76 – на сумму задолженности по оплате фактических затрат по приобретению ценных бумаг; Д 60, 76 К 51, 50, 52 – при оплате стоимости ценных бумаг денежными средствами; Д 60, 76 К 62 – при оплате приобретаемых ценных бумаг готовой продукцией или товарами, материалами; Д 76 К 50, 51 – при оплате за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг, вознаграждения посредническим организациям и т.п. Ценные бумаги могут быть получены: o в качестве вклада в уставный капитал по стоимости, оговоренной в учредительных документах: Д 58 К 75; o могут поступить безвозмездно: Д 58 К 91. Погашение (выкуп) и продажа ценных бумаг отражаются записью: Д 91 К 58 (кроме организаций, которые отражают эти операции на счете 90). По своей форме вклады разделяются на вклады денежными средствами и вклады имуществом, передаваемым участником (учредителем) в счет погашения своих обязательств по вкладу. При осуществлении операций по вкладам в уставный (складочный) капитал других организаций в учете инвестора производятся следующие записи: Д 58 субсчет «Паи и акции» К 50, 51, 52 – при передаче в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в сумме согласно учредительным документам; Д 58-1 К 01, 04, 10, 20, 23, 41, 43 – при передаче в счет вклада в уставный (складочный) капитал имущества организации. При этом разница между оценкой вклада, отраженной по счету 58, и стоимостью переданного имущества отражается по кредиту 91 (как операционный доход) или дебету 91 (как операционный расход); Д 76 субсчет «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» К 91 -отражаются суммы доходов от участия в уставном капитале организации. Фактическое получение причитающихся доходов отражается: Д 50, 51, 52 К 76; Д 50, 51,52, 01,04,10, 41 К 58 – отражены операции возврата участнику (учредителю) его вклада в уставный капитал организации при ее ликвидации или выходе организации-вкладчика из состава ее участников (учредителей) в виде денежных средств, основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, товаров. Предоставление займов другим организациям отражается проводкой: Д 58-3 К 50, 51. При возврате займов: Д 50, 51 К 58-3. Проценты по займу зачисляются в доход организации-займодавца и отражаются в составе операционных доходов по счету 91. При выбытии актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которому не определяется текущая рыночная стоимость, его стоимость определяется исходя из оценки, определяемой одним из следующих способов: · по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений; · по средней первоначальной стоимости; · по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
42. Основные средства: понятие, определение инвентарного объекта, синтетический и аналитический учет. Основные средства — это средства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимостьс помощью амортизации. Основные средства — материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он длится дольше года). Стоимость основных средств за вычетом накопленной амортизации называется чистыми основными средствами [1] или остаточной стоимостью.
Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности. Основные средства, веденные в эксплуатацию, являются инвентарными объектами и учитываются в специальных инвентарных карточках учета объектов основных средств форма № ОС–6 (форма № ОС–6а, если принимается к учету группа одинаковых объектов основных средств). В небольших организациях вместо инвентарных карточек можно использовать инвентарную книгу учета объектов основных средств (форма № ОС–6б). Эти регистры аналитического учета предназначены для отражения наличия объектов основных средств, а также учета их движения внутри организации. Инвентарные карточки ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре. Записи в карточку производятся на основании актов о приеме-передаче объектов, технических паспортов заводов-изготовителей, спецификаций и других документов. В карточках отражается перемещение объектов внутри организации, проведение реконструкции, модернизации или частичной ликвидации, данные о переоценке объекта, а также данные о выбытии объектов или их списании. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплексе предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Например, компьютер как совокупность монитора, системного блока, клавиатуры и других частей подлежит постановке на бухгалтерский учет как единый инвентарный объект (в случае, если все его части имеют одинаковый срок полезного использования). В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Так, авиационный двигатель самолета является отдельным инвентарным объектом. Бухгалтерский учет в организации ведется в двух измерителях — денежном и натуральном. Это позволяет обеспечивать пользователей достоверной информацией независимо, в первую очередь, от конъюнктуры цен на материально-производственные запасы. Целям обобщения данных бухгалтерского учета служит инструментарий синтетического учета, реализующийся в систематизации учетной информации на синтетических счетах. Более детальная расшифровка данных обеспечивается с помощью аналитического учета с использованием натуральных измерителей наряду со стоимостными и системы субсчетов. Таким образом, синтетический учет — это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический учет — это учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Для оперативного управления и контроля за деятельностью организации пользователям учетной информации необходимы данные различной степени обобщенности — сводные и детализированные (подробные) показатели. В бухгалтерском учете для получения различных по степени детализации показателей используются синтетические и аналитические счета. Синтетические счета содержат информацию по более общим группировочным признакам об имуществе, его источниках, хозяйственных процессах только в денежном измерении, а учет, осуществляемый на этих счетах, называют синтетическим. Аналитические счета используются в целях детальной характеристики учитываемых объектов как в денежном, так и неденежном измерении, а учет, осуществляемый на этих счетах, называют аналитическим. Методология аналитического учета предусматривает использование различных по своей структуре аналитических счетов. Так, для учета материальных ценностей используются аналитические счета количественно-суммовой формы, в которых остатки и движение материальных ценностей отражаются как в денежном, так и в количественном (натуральном) выражении. Учет расчетов с персоналом по оплате труда в части начисленной заработной платы ведется в трудовом и денежном измерителях, а по другим расчетным операциям — только в денежном выражении. Порядок ведения учета по аналитическим счетам, содержащим информацию только в денежном выражении, аналогичен учету по синтетическим счетам, а следовательно, менее трудоемок, чем по аналитическим счетам учета материальных ценностей и расчетов с персоналом по оплате труда. В аналитических счетах не применяется метод двойной записи, здесь простая запись. Однако в аналитических счетах всех видов может предусматриваться отражение содержания хозяйственной операции. что повышает их информативность. Группировка данных аналитического учета в пределах соответствующего синтетического счета осуществляется на субсчетах. Субсчета - это промежуточные счета между синтетическим счетом и аналитическими счетами, ведущимися в развитие данного синтетического счета. Каждый субсчет объединяет несколько аналитических счетов; в свою очередь, субсчета объединяются синтетическим счетом, в развитие которого они ведутся. Субсчета используются при составлении отчетности и анализе хозяйственной деятельности в целях получения обобщающих показателей в дополнение к информации. содержащейся на синтетическом счете. Связь между синтетическим счетом и его субсчетами можно показать на примере счета 10 «Материалы», к которому в текущем учете выделяют субсчета: § 10/1 — «Сырье и материалы»; § 10/2 — «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»; § 10/3 — «Топливо»: § 10/4 — «Тара и тарные материалы»: § 10/5 — «Запасные части»; § 10/6 — «Прочие материалы»; § 10/7 — «Материалы, переданные в переработку на сторону»; § 10/8 — «Строительные материалы»; § 10/9 — «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»; § 10/10 — «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»; § 10/11 — «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» и др. В свою очередь, внутри каждого субсчета детализация идет на аналитические счета на каждый конкретный вид материалов, а затем продолжается его характеристика по техническим и другим требуемым параметрам. Синтетические счета являются счетами первого порядка, субсчета — счетами второго порядка, аналитические счета могут быть счетами третьего, четвертого, пятого и т.д. порядка в зависимости от поставленной цели, связанной с подготовкой, обоснованием и принятием соответствующих управленческих решений или выяснением положения организации на рынке, конкурентоспособности вырабатываемой продукции и т.д. Отдельные синтетические счета не имеют субсчетов и конкретизируются непосредственно аналитическими счетами. Все счета — синтетический счет, его субсчета и аналитические счета, относящиеся к нему, — взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена тем. что: § все хозяйственные операции отражаются в этих счетах на основании одних и тех же документов и по той же стороне счета, по которой произведена запись в синтетическом счете; § на аналитических счетах отражаются те же качественно однородные объекты учета, что и на синтетических счетах, но по более детализированным экономическим группировкам; § по структуре и синтетические, и аналитические счета состоят из двух частей — дебета и кредита, и в них отражаются остатки (сальдо) и обороты; § итоги оборотов и сальдо по аналитическим счетам равны оборотам и сальдо по синтетическому счету, объединяющему их; § если на синтетическом счете учитываются активы (имущество, дебиторская задолженность и т.д.), то и на относящихся к этому синтетическому счету аналитических счетах отражаются те же активы; и наоборот: если на синтетическом счете показаны капитал и обязательства. то и на детализирующих его аналитических счетах отражаются аналогичные объекты бухгалтерского учета; § аналитические счета не участвуют в корреспонденции с другими счетами, такая корреспонденция проявляется только через синтетический счет, который их объединяет. Данные синтетического учета по всем синтетическим счетам находят отражение в Главной книге. Для ведения аналитического учета используются карточки, различные группировочные и накопительные ведомости. книги и другие учетные регистры. Нередко данные синтетического и аналитического учета совмещаются в одном учетном регистре. Для контроля правильности произведенных записей на счетах и составления бухгалтерского баланса служат оборотные ведомости, представляющие собой сводки итоговых данных, характеризующих наличие и движение объектов бухгалтерского наблюдения за отчетный период. Оборотные ведомости составляются как по синтетическим, так и по аналитическим счетам. Данные для составления оборотных ведомостей берутся из бухгалтерских (аналитических и синтетических) счетов, в которых по истечении каждого месяца (отчетного периода) подсчитываются обороты и выводится конечное сальдо (остаток). В оборотной ведомости указываются наименование счетов, сальдо на начало отчетного периода, обороты по дебету и кредиту за отчетный период, сатьдо на конец отчетного периода. При правильном ведении бухгалтерского учета составляемая оборотная ведомость по синтетическим счетам должна отвечать следующим требованиям: § итог дебетовых начальных сальдо должен равняться итогу кредитовых начальных сальдо. Это равенство обусловливается строением бухгалтерского баланса, так как итог дебетовых сальдо по счетам показывает наличие имущества на начало отчетного периода, а итог кредитовых сальдо — источники образования этого имущества; § итоги оборотов по дебетуемым и кредитуемым счетам за отчетный период должны быть равны между собой. Равенство деб
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|