Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возраст и его определение в культурно-исторической теории




Отечественная возрастная психология преимущественно базируется на работах Л.С.Выготского. Смысловой центр этих работ -проблема генезиса высших психических функций, проблема опосредствования. В конце своей жизни Л.С.Выготский готовит большую книгу по проблемам детского развития, читает лекции по этой проблематике. К сожалению, творческие планы Выготского не были осуществлены, он умер от тяжелой болезни в 1934 г. Многие из его работ, на которые мы далее будем опираться, представляют собой не вполне законченные тексты, иногда - просто стенограммы лекций. Это обстоятельство имело свое влияние на развитие культурно-исторической теории в работах последователей Выготского. Возможно, именно незаконченность работ Выготского привела к неправомерной абсолютизации одних положений его теории и к недооценке других.

В работе «Проблема возраста», написанной в 1932-1934 гг., Л.С.Выготский впервые поставил именно проблему возрастного развития, т. е. предположил, что онтогенез есть регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Основное место в этой работе отведено анализу критических возрастов, но прежде всего в связи и по отношению к общей логике развития в детстве. Рассматривая феномены детского развития, в частности специфические аспекты поведения в так называемые критические периоды, Л.С.Выготский предлагает анализировать их как характеризующие общий ход развития, т. е. по отношению к целому, каковым для Л.С.Выготского является возрастное движение индивида от рождения до взрослости.

Характерно, что свой анализ проблем развития Выготский начинает с анализа различных периодизаций психического развития в детстве. Возраст при этом полагается чем-то исходно существующим, объективным. Вопрос для Выготского состоит в том, как определить возраст, а не в том, следует ли вообще выделять отдельные возрасты в общем ходе изменения психики по мере взросления.

Причины, по которым Выготский столь определенно сразу же ставит вопрос, требуют особого - исторического и содержательного - анализа ситуации в психологической науке того времени. Можно назвать, по крайней мере, две из них.


Во-первых, первая половина XX века - период относительной стабильности возрастной стратификации детства. Несмотря на кардинальные перемены в социальной структуре российского общества, представление о периодах детства все еще сохранялось. Не произошло еще кардинальных сдвигов в представлениях о ребенке и его месте в обществе - месте, обусловленном возрастом.

Во-вторых, Выготский и его современники в России того времени создавали марксистскую психологию. Методология марксизма не могла не повлиять и на такие кардинальные «вечные» вопросы, как вопрос о происхождении психического, о генезисе общего возрастного развития. Поэтому исходное членение детства на отдельные периоды - возрасты - было для Выготского чем-то естественным.

Таким образом, исходно в разработке периодизации встретились практика, с относительно устойчивыми представлениями о возрасте, выраженными в требованиях к ребенку, отношении к нему, ожиданиях и действиях взрослых, и исходная методологическая установка на рассмотрение развития с позиций диалектики. Следовательно, во взгляде культурно-исторической теории заключено представление о возрасте, представление, взятое из социальной практики, существующее исходно, a priori (до опыта).

Идея регулярной смены возрастных периодов является для Выготского принципиальной, поскольку именно таким образом можно описать развитие как диалектический процесс.

«Развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. Эта точка зрения схватывает в развитии нечто существенное для диалектического понимания процесса» [1, с. 248].

Л.С.Выготский называет возраст целостным динамическим образованием, структурой, определяющей роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Понятие «возраст» определяется через представление о социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития - это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». И далее: «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода» [там же, с. 258].

Для того чтобы в полной мере понять мысль Выготского, необходимо рассматривать представление о социальной ситуации развития (да и все другие базовые определения Выготского) в контексте его идей о соотношении реальной и идеальной форм.

Рассмотрим представление об идеальной форме подробнее. Начнем с большой и важной цитаты.


 




«Можно ли себе представить, что когда самый первобытный человек только-только появляется на Земле, одновременно с этой начальной формой существовала высшая, конечная форма -«человек будущего» и чтобы эта идеальная форма как-то непосредственно влияла на первые шаги, которые делал первобытный человек? Невозможно это себе представить... Ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходит так, чтобы в момент, когда складывается начальная форма... уже имела место высшая, идеальная, появляющаяся в конце развития, и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми шагами, которые делает ребенок по пути развития этой начальной, или первичной, формы» [12, с. 395].

Проблема идеальных форм позже разрабатывалась в культурно-исторической теории Д. Б. Элькониным, а в настоящее время исследуется Б. Д. Элькониным в связи с проблемами акта развития.

Представление об идеальной форме сложно и многоаспектно. Можно, хотя и несколько упрощенно, понять его следующим образом. Современная человеческая культура есть мир идеальных объектов. Это означает, что не только материальные «вещи», но и образы, идеи, символы и знаки - все это мир культуры, предстоящий человеку. «Предстоящий» означает «стоящий перед». Человек, развиваясь, встречается не только с реальными людьми, но и с миром идей, представлений, а также с миром человеческих действий. Весьма упрощенно можно проиллюстрировать сказанное на следующем примере. Семимесячный малыш ползает, но все окружающие его взрослые ходят. Развитие моторики ребенка от ползания к ходьбе происходит не стихийно. В данном примере ползание есть реальная форма действия, а ходьба - высшая, идеальная.

Или другой пример. В современном обществе весьма значимой является идея самостоятельности. Существуют действия, поступки, которые можно понять и объяснить как самостоятельные. По мере взросления человек все чаще сталкивается с требованием самостоятельности. И он начинает действовать так, чтобы его признали самостоятельным. Это означает, что его действия изменяются не стихийно, не случайно, а относительно некоторой идеи -идеи самостоятельности.

По мысли Выготского, мир идеальных (высших) форм, мир культуры есть источник, из которого ребенок черпает образцы или образы. Идеальные, культурные образы обнаруживаются, сравниваются с собственными действиями ребенка. Это сравнение и есть источник развития.

Развитие происходит не слепо, а целенаправленно. Выготский считает, что детское развитие, понятое таким образом, есть уникальный тип развития. Сравним его, например, с эволюцией П0| Дарвину. Там изменяющиеся условия жизни (например, резкое


изменение климата) требуют быстрого приспособления. Особи, которым удалось приспособиться, выживают и дают потомство. Остальные - исчезают. При этом заранее никогда нельзя сказать, какой именно тип приспособления будет оптимальным. В детском же развитии сразу же, исходно, существует не только реальная форма действия, но и та, которую ребенку еще предстоит достичь.

«Среда выступает в развитии ребенка... в роли источника развития» [1, с. 258]. И теперь, после рассмотрения представления об идеальной форме, это утверждение Выготского становится понятным. Действительно, источником развития является среда, поскольку именно в ней и «живут» идеальные, высшие формы.

Какова же роль взрослого? Взрослый оказывается посредником между ребенком и миром высших, идеальных, культурных форм. Он задает образцы действия, которые ребенок в процессе своего развития осваивает (присваивает, делает своими). Ребенок, например, не просто сам учится пользоваться ложкой. Он прежде видит, как ложкой пользуется взрослый, затем вместе со взрослым пытается сделать это самостоятельно. Взрослый подчас просто берет ручку ребенка с ложкой в свою, и так они вместе действуют ею. И лишь позже ребенок начинает сам пользоваться орудиями. Взрослый, таким образом, не просто помогает ребенку, но и выстраивает последовательность доступных ребенку действий по овладению орудием.

Теперь рассмотрим подробнее понятие социальной ситуации развития. Мы уже указали, что, по Выготскому, именно социальная ситуация развития и является тем понятием, которое описывает возраст.

Понятие социальной ситуации развития акцентирует крайне важное соотношение: среда («прежде всего социальная») и отношение ребенка к этой среде.

Во-первых, в связи с идеей о соотношении реальной и идеальной форм определение социальной ситуации развития может быть понято как снятая форма определения источника развития. Это рассуждение восходит к основным определениям акта развития Б.Д.Эльконина. В сопоставлении «своего» и «иного», наличного и идеального заключено содержание и движущая сила развития: не только и не столько сама по себе среда, сколько отношение к ней, избирательное ее восприятие ребенком оказывается ключом -< пониманию возраста. Б.Д.Эльконин пишет: «Общим и абстрактным представлением акта развития является идущее от Л.С.Выготского представление о нем как о соотнесении реальной и идеальной форм... Акт развития есть преодоление наличного Функционирования в идеальной форме действия» [ 10, с. 165].

Во-вторых, когда просто говорят о среде, ясно, что, по сути, это никак не определенное понятие. Среда бесконечна, в ней как бы


изначально присутствует все, определяющим же является лишь то, что «воспринимается» ребенком, к чему он «относится». Например, над кроваткой ребенка вешают игрушки уже в конце первого месяца, тянуться же к ним, видеть их, «относиться» к ним ребенок начинает много позже. Таким образом, для определения картины детского развития следует не просто описать среду, в которой объективно находится ребенок (а эта задача, по сути, невыполнима), но выделить те компоненты среды, к которым у ребенка возникло или лишь возникает некоторое отношение.

Л.С.Выготский фактически выделяет две определяющие характеристики социальной ситуации развития: объективную - среду и субъективную - отношение ребенка - и на их сопоставлении строит свою концепцию возрастного развития.

Прежде чем закончить этот параграф, обратим внимание на еще одно важное обстоятельство. Социальная ситуация развития - это отношение ребенка к среде, прежде всего социальной. Но если это понятие определяет возраст, то это означает, что существует последовательность ситуаций развития, соответствующих отдельным возрастам. Однако в самом определении такой последовательности не предполагается. Ведь если возраст есть отношение, то отношение может постепенно меняться, и тогда линия взросления есть не последовательность стадий, а череда микроизменений. Как же тогда возникло представление об отдельном возрасте?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть позицию Л.С.Выготского глубже. В конце каждого периода у ребенка возникает возрастное новообразование. «Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и окружающей средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту». Далее Выготский пишет: «Раз возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существенных последствий для дальнейшего развития» [1, с. 259].

Вводя представление о новообразовании, Выготский теоретически дает основания для введения стадиальной структуры онтогенеза. Действительно, если рассматривать лишь внешние условия развития - социальную ситуацию развития, нет основания, как мы показывали выше, настаивать на стадиальности. Можно признать постепенное изменение этих условий. Но при введении представл< ния о новообразованиях вводится еще одно условие развития внутреннее строение личности или строение сознания. Для Выготского эти два термина, как правило, синонимичны. Таким образом, развитие определяется сложными отношениями внешних и внутренних условий развития - строения личности и социальной ситуации


развития. Эти сложные отношения и составляют внутреннюю логику развития, о которой постоянно пишет Выготский. Далее мы увидим, что эта диалектика совпадения и противопоставления внешнего и внутреннего и приводит к различению разных типов возрастов - стабильных и критических.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...