Педагогика начального образования
Исходя из этого принципа, определяется степень пользы учебного материала, которая является необходимым условием для затраты сознательного и напряженного труда при обучении. В этом условии важным является то, что процесс преодоления трудностей обучения рождает самостоятельное творческое мышление. Доступность определяет меру эффективности учебного процесса. D = У1„, где Iz— информация, превращающаяся в знания; 1п — вся учебная информация. Однако эта мера всегда носит эмпирический характер — она субъективна и не подкрепляется доказательными средствами. Принцип доступности требует опоры на психологию обучения и некоторые положения теории педагогической информации. Для выражения доступности как меры ограничения объема, степени сложности информации, затрат времени изучения нужны критерии оценки, единицы измерения, для чего могут быть использованы величины измерения информации. Принцип доступности, таким образом, может приобрести четкий информационно-аналитический смысл. Такой анализ потребует оперирования не только количеством, но, главным образом, нормой оптимальной учебной информации. Принцип прочности знаний. Приобретаемые учащимися знания должны быть прочными, т.е. обладать высокой степенью их запоминания. Знания приобретают не только для их объема, но и для использования в дальнейшей самостоятельной работе, для формирования научного мировоззрения и для практического применения. Исходя из современных задач теории обучения, принцип прочности знаний не обладает условиями достаточной четкости и всеобщности. Принцип надежности обучения. Надежность в решении задач обучения в теоретическом плане рассматривается как вероятность того, что выпускник школы будет хорошо адаптирован к жизни и творчески, инициативно, на высоком научном, идейном уровне, и с достаточной практической подготовкой выполнять свои функции как член сообщества.
Принцип преемственности предполагает последовательное продвижение в обучении с опорой на совершившиеся циклы развития: учет уровня актуального развития детей и ориентацию на их зону ближайшего развития. Принцип пропедевтики реализуется в процессе организованной предварительной подготовки учащихся к усвоению учебных предметов. Например, подготовительная языковая работа (обогащение словарного запаса, активизация словаря, развитие фонематическо- ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ го слуха и умения проводить звукобуквенный анализ слов, уточнение смысла слов) предшествует обучению грамоте, усвоению грамматических правил, формированию навыков чтения; целенаправленная система упражнений по развитию мелкой моторики руки предваряет формирование графических навыков; специальная актуализация представлений о множестве, пространственно-временных ориентирах, количественных и качественных признаках предметов, подлежащих сравнению и анализу, измерительная деятельность готовят детей к овладению математическими понятиями и решению математических задач. Принцип рационализации учебного процесса реализуется посредством структурирования содержания учебного материала, предусматривающего: актуализацию сущностных (а не формальных) признаков изучаемых явлений; структурирование учебного материала с опорой на объективные внутренние связи между элементами; соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности. Принцип личностного подхода предполагает опору в учебно-воспитательной работе на наиболее сильные качества учебной деятельности и личности ребенка, направлен на максимальное стимулирование развития и саморазвития каждого ученика и реализуется в процессе педагогизации всех сфер личностно значимых отношений.
Принцип победности учения в условиях преодоления посильных трудностей диктует необходимость индивидуализации и дифференциации педагогических методов, приемов и средств, исходя из индивидуального темпа, характера усвоения учебного материала, ведущего типа восприятия учебной информации, необходимости психологической комфортности ребенка в ситуации учения, уверенности его в своих силах и радости от достигаемых результатов с одновременным упражнением в преодолении посильных трудностей, культивированием волевых усилий. Принцип педагогического оптимизма подчеркивает важность высокого уровня ожиданий по отношению к ребенку, веры в его силы и возможности, акцентирует решающую роль благоприятных педагогических условий для стимулирования и активизации внутренних компенсаторных механизмов психической деятельности, гармонизации развития. В коррекционной педагогике реализуются специфические принципы. Принцип коррекционной направленности предполагает всесторонний учет имеющихся у детей недостатков в развитии при построении модели учебно-воспитательной работы; этот принцип реали- 92 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГОоБрДЗОВАНИЯ зуется посредством использования методов и приемов обучРНИЯ пп„ ентированных на зону ближайшего развития, а также правленного создания зоны ближайшего развития средств™? ofiv" чения и воспитания с учетом нормативности развития J ином возрастном этапе. Развития на том или Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекиии ппр* полагает осуществление всестороннего психолого-медикопедГГгичес" кого обследования ребенка с целью определения как нарушенных функции, так и сохранных, установления причин, приводят^ к тем или иным особенностям развития. На основании полученных лТ ных выстраивается модель общей и индивидуальной коррекции не" достатков развития ребенка. «РРекции не- Принцип направленности учебно-воспитательного проиесса на сохранение и развитие здоровья детей предполагает иТользо вание специальных технологий, нацеленных на интегп цесса обучения и направленного формирования ряда функций опгГ низма ребенка (зрительных, двигательно-координационных по™" статических). К таким технологиям, в частности, относятся-'
• динамизация рабочей позы (дети работают то стоя ct для чего используются настольные конторки); ' сидя> • обучение в режиме «зрительных горизонтов»' (удаление ли дактического материала соразмерно остроте зрения)- • изучение по «экологическим букварям» предметов и'явлений окружающего мира (бескнижное обучение); • обучение письму с помощью перьевой ручки. Принцип возрастной и дидактической регрессии ппослежи вается в том, что в процессе начального обучения ребенок как бы возвращается к дошкольным видам деятельности не впо лизовавшим свое развивающее значение (игра, ле'Пка, рисование" конструирование, ознакомление с окружающим миром) или в ходе решения образовательных задач ученик использует способы уже не актуальные на данном этапе обучения. ' Принцип направленности образования на социальную адап тацию детей и интеграцию их в общество подчеркивает необходимость специального педагогического внимания к отношен торые складываются у ребенка на основе учебной деятельности°в школе и дома, как к главному объекту педагогической работы (отношение к себе как субъекту деятельности, отношения с однокласс никами, со значимыми взрослыми — учителями, воспитателями" родителями), предполагает необходимость грамотного педагогического влияния на складывающиеся отношения, регулирование циальное конструирование их с позиций утверждения достоинства личности, удовлетворения ее социальных потребностей в пои ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ нии и уважении, воспитание социально-нравственных норм поведения в системах ответственной зависимости. Принцип интегративного характера коррекционно-развива-ющего образовательного процесса утверждает необходимость органичного соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными.
Принцип деятельностного подхода. Предметно-практическая деятельность, в процессе которой успешно развиваются высшие психические функции ребенка (восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация), является мощным коррекционно-ком-пенсирующим педагогическим средством в работе с детьми группы риска. В силу этого коррекционная педагогика организует образовательный процесс на наглядно-действенной основе. В КРО распространена коллективная предметно-практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами», «бригадами» и др.), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в нем. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его функциональных составляющих, мыслительными операциями, различными ситуациями общения и социального взаимодействия. Принцип толерантности подразумевает терпимое, не дискриминационное отношение к школьникам, испытывающим определенные трудности в обучении и имеющим адаптационные нарушения. Принцип вариативности предполагает наличие нескольких вариантов организации коррекционно-развивающего обучения, учитывающих сложившуюся в регионе (районе, городе) педагогическую практику, кадровые и финансовые возможности, уровень научно-методического обеспечения. Методы обучения Метод есть не внешняя форма, Но душа и понятие содержания. Г. Гегель
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|