Эффективность различных форм педагогической деятельности
Еще два десятка лет назад в книге «Оптимизация учебно-воспитательного процесса» академик Ю.К. Бабанский делал попытку выявить эффективность различных форм занятий, для чего ввел в книгу одноименный раздел. Однако конкретной математической оценки разных форм обучения в книге не приводится. В наши дни, когда учитель получил полную свободу в педагогическом творчестве, необходимость в оценке эффективности различных форм педагогической деятельности стала весьма актуальной. Попытка сформулировать коэффициент эффективности учебного процесса была сделана нами на второй Южно-Российской конференции по вита-генной педагогике. Эффективность обучения зависит, по мнению В.П. Беспалько, от вида используемых информационных потоков, которые могут быть разделены по основным характеристикам на три группы (табл. 1). Первая характеристика — цикличность. По цикличности информационные потоки бывают: разомкнутые и циклические. Разомкнутый поток — информация передается в одном направлении. Таблица 1 Характер информационных потоков
Циклические потоки: информация идет и в одном и в другом направлении. При рассеянном потоке информация подается на весь класс, без учета индивидуальных особенностей учеников. Направленный поток учитывает индивидуальные особенности учеников. Это вторая характеристика — направленность потока.
Средства управления: личностное управление — учебная информация передается интонацией, мимикой, голосом преподавателя. Программное управление — информация передается посредством любого технического устройства (видеозапись, магнитофонная запись, зрительные устройства). Эффективнее всегда личностное управление, поэтому технические средства нужно использовать лишь в случае, когда мы не можем чего-то достигнуть «живым» способом. Исходя из указанных характеристик информационных потоков, можно выделить 8 основных способов обучения (монодидактических систем). Начиная с 5 уровня, можно говорить о творческом развитии ребенка. Уровень воспроизведения — с учебника и выше (в крайнем случае, с первой системы). Уровень умений — с практических занятий, малыми группами — 5 система, а уровень творчества возможен только при индивидуальном обучении — 7 и 8 систем. ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В педагогической практике используется различное сочетание дидактических систем: • дидахография — 1-4; • современная система обучения — 1-2-4; • система малых групп — 5-7; • программированное обучение-— 1-2-7-8. Возможности различных дидактических систем представлены в табл. 2. Возможности различных дидактических систем Таблица 2
Таким образом, независимо от типа образовательного учреждения цели образования мы можем достигнуть не ниже, чем в 5 дидактической системе.
Рассмотрим эффективность двух форм занятий, используя их хронокарты (табл. 3). Хронокарты двух учебных занятий Таблица 3
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Окончание табл. 3
Таким образом, анализируя хронокарты различных форм занятий, можно выбрать наиболее предпочтительные варианты.
В педагогической практике коэффициент эффективности позволяет проектировать урок, вводя те или иные формы, те или иные формы общения. Обычно коэффициент эффективности колеблется в пределах 10-30%, 25-35% — достижения высококвалифицированных педагогов, а у начинающих коэффициент падает до 3%. Уместно вспомнить и другие математические критерии качества обучения. При современных формах проведения уроков, когда в опрос вовлекается почти весь класс или группа, важно объективно оценить знания учащихся. Коэффициент объективности оценки знаний вычисляется по формуле: О = 4/D, где Ч — общее число заданных на уроке вопросов, D — число получивших оценку учащихся (не менее 3). Важно также представлять экономическую эффективность применяемых технических средств обучения (ТСО). Э = 3 сов/3(1+ К эффект), * Педагси. нач. обрагюв.66
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|