Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективность различных форм педагогической деятельности




Еще два десятка лет назад в книге «Оптимизация учебно-воспи­тательного процесса» академик Ю.К. Бабанский делал попытку выявить эффективность различных форм занятий, для чего ввел в книгу одноименный раздел. Однако конкретной математической оценки разных форм обучения в книге не приводится. В наши дни, когда учитель получил полную свободу в педагогическом творче­стве, необходимость в оценке эффективности различных форм педа­гогической деятельности стала весьма актуальной. Попытка сфор­мулировать коэффициент эффективности учебного процесса была сделана нами на второй Южно-Российской конференции по вита-генной педагогике.

Эффективность обучения зависит, по мнению В.П. Беспалько, от вида используемых информационных потоков, которые могут быть разделены по основным характеристикам на три группы (табл. 1).

Первая характеристика — цикличность. По цикличности инфор­мационные потоки бывают: разомкнутые и циклические. Разомк­нутый поток — информация передается в одном направлении.

Таблица 1

Характер информационных потоков

Цикличность   Направленность потока   Управление   Дидактическая система   № системы  
         
р   Тотальный   Личностное   РТЛ (классическая)    
Программное   РТП (лекция + ТСО)    
разомкнутый поток   Направленный   Личностное   РНЛ (плохой репетитор-консультант)    
Программное   РНП (учебник)    
Ц — циклический   Тотальный   Личностное   ЦТЛ (малые группы, 7-8 ч)    
Программное   ЦТЛ класс (автоматизир.)    
Направленный   Личностное   ЦНЛ (хороший репетитор)    
Программное   ЦНЛ (программное обучение)    

Циклические потоки: информация идет и в одном и в другом направлении. При рассеянном потоке информация подается на весь класс, без учета индивидуальных особенностей учеников. Направ­ленный поток учитывает индивидуальные особенности учеников. Это вторая характеристика — направленность потока.

Средства управления: личностное управление — учебная инфор­мация передается интонацией, мимикой, голосом преподавателя. Программное управление — информация передается посредством любого технического устройства (видеозапись, магнитофонная за­пись, зрительные устройства).

Эффективнее всегда личностное управление, поэтому техничес­кие средства нужно использовать лишь в случае, когда мы не мо­жем чего-то достигнуть «живым» способом.

Исходя из указанных характеристик информационных потоков, можно выделить 8 основных способов обучения (монодидактичес­ких систем). Начиная с 5 уровня, можно говорить о творческом развитии ребенка.

Уровень воспроизведения — с учебника и выше (в крайнем слу­чае, с первой системы). Уровень умений — с практических занятий, малыми группами — 5 система, а уровень творчества возможен толь­ко при индивидуальном обучении — 7 и 8 систем.

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В педагогической практике используется различное сочетание ди­дактических систем:

• дидахография — 1-4;

• современная система обучения — 1-2-4;

• система малых групп — 5-7;

• программированное обучение-— 1-2-7-8.

Возможности различных дидактических систем представлены в табл. 2.

Возможности различных дидактических систем

Таблица 2

Уровни усвоения знаний   Дидактические системы  
               
Знакомство   +   +   +   +   +   +   +   +  
Воспроизведение   Для спец. школ   +   +   +   +   +  
Умение   Вузы и ссузы   +   +   +   +  
Творчество                           +   +  

Таким образом, независимо от типа образовательного учрежде­ния цели образования мы можем достигнуть не ниже, чем в 5 ди­дактической системе.

Рассмотрим эффективность двух форм занятий, используя их хро­нокарты (табл. 3).

Хронокарты двух учебных занятий

Таблица 3

Этапы урока   Затраты времени, мин.   Дидактические системы  
               
Комбинированный урок  
Оргмомент (в том числе перекличка)     чел.                              
Повторение пройденного материала (проверка домашнего задания)                              
Объяснение нового материала                                
Закрепление материала                              

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Окончание табл. 3

Этапы урока   Затраты времени, мин.   Дидактические системы  
               
Выдача домашнего задания                                  
Тобщ= 30x40= 1200ч. м  
Т эффект =8x10+5x20+5 х 4 = 200 ч. м  
К эффект = 200 х 100/1200= 16,6%  
Урок-экскурсия по биологии      
Оргмомент                                  
Время на переход                                  
Общая информация                                  
Экскурсионная информация                              
Выполнение творческого задания                                
Подведение итогов                                  
Тобщ= 30 х 60= 1800ч. м  
Т эффект = 10 х 15 + 25 х 15 = 525 ч. м  
К эффект = 525 х 100/1800= 29,2%  

Таким образом, анализируя хронокарты различных форм заня­тий, можно выбрать наиболее предпочтительные варианты.

В педагогической практике коэффициент эффективности позво­ляет проектировать урок, вводя те или иные формы, те или иные формы общения.

Обычно коэффициент эффективности колеблется в пределах 10-30%, 25-35% — достижения высококвалифицированных педаго­гов, а у начинающих коэффициент падает до 3%.

Уместно вспомнить и другие математические критерии качества обучения. При современных формах проведения уроков, когда в опрос вовлекается почти весь класс или группа, важно объективно оце­нить знания учащихся. Коэффициент объективности оценки зна­ний вычисляется по формуле:

О = 4/D,

где Ч — общее число заданных на уроке вопросов, D — число полу­чивших оценку учащихся (не менее 3).

Важно также представлять экономическую эффективность при­меняемых технических средств обучения (ТСО). Э = 3 сов/3(1+ К эффект),

* Педагси. нач. обрагюв.66

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...