Педагогика начального образования
вий, при которых новшество эффективно; по этой причине эффективность всякого новшества требует экспериментальной проверки; • каждое новое педагогическое средство имеет технологическую, связанную со спецификой его использования сторону, и личностную, позволяющую учитедю и руководителю школы путем проявления своих индивидуальных качеств (профессиональной подготовленности, коммуникабельности, эмоциональности, обаяния и др.) влиять на эффективность его освоения. Новое (согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова) — это «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший совсем недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный». Заметим, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового. Нельзя отожествлять все новое прогрессивное с прогрессивным и современным. Далеко не все новое прогрессивно. О прогрессивности или не прогрессивности нового можно судить лишь по результатам его освоения. Прогрессивно только то, что эффективно, т.е. позволяет при тех же или меньших затратах физических, материальных и моральных сил получить оптимальным путем более высокие результаты. Поэтому процесс освоения нового предполагает изучение опыта его использования другими школами, прогнозный анализ, мысленное экспериментирование. Новшество — это средство (новый метод, методика, технология, программа), а инновация — процесс освоения этого средства. В идеале грамотно отобранное новшество должно гарантировать успех нововведения в максимально возможной степени. Инновационный процесс — комплексная деятельность по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств.
Новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном (историческом) плане. То, что ново для одного руководителя, одной школы, одного учителя, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Например, изобретенная Я. Коменским еще в XVI в. классно-урочная система обучения, гуманистическая педагогика В.А. Сухо-млинского, концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К. Бабанского, опорные конспекты В.Ф. Шаталова и другие новшества были и остаются выдающимися идеями своего ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ времени, и их нельзя рассматривать и, тем более, оценивать внеис-торически. В настоящее время в российской школе встречаются следующие типы нововведений: - в содержании образования; - в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах учебно-воспитательного процесса; - в организации учебно-воспитательного процесса; - в управлении школой. Инновации в содержании образования В 1993 г. в образовательном пространстве России произошло знаменательное событие: в целях развития общего образования, а также учета национальных, региональных и местных социо-культур-ных особенностей и традиций министр образования подписал приказ № 237 от 07.06.93 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ». По существу это был стандарт содержания образования, выгодно отличающийся от предыдущих. Если есть содержание, но нет технологии, не будет хорошего результата. Если есть технология, но нет содержания — то же. Результат = Содержание + Технология Отсюда вытекает важность содержания обучения и воспитания. В структуре базисного учебного плана (табл. 4) теперь выделены две части: - инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
- вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их личностные особенности, интересы и склонности. Инвариантная и вариативная части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любой школы выделяются три основные вида занятий: - обязательные, составляющие базовое ядро общего среднего образования; - обязательные занятия по выбору учащихся, школы и местного отделения отдела образования; - факультативы. На основе Базисного учебного плана, утвержденного федеральным Министерством образования, составляются: 76 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ • региональный базисный учебный план (разрабатывается региональными органами управления образованием; носит рекомендательный характер, табл. 5); • учебный план школы на длительный период или рабочий учебный план (утверждается ежегодно, так как составляется на текущий учебный год с учетом-конкретных условий). Таблица 4 Базисный учебный план общеобразовательных учреждений России 1993 года
Традиционно общеобразовательная школа в нашей стране, как и во многих других странах, строится на трехступенчатой основе: начальная, основная и полная средняя. При этом в основной школе фактически выделяются две ступени: первая (переходная от начальной) и вторая, что связано с возрастными особенностями учащихся 5 и 6 классов. Хотя они имеют черты начальной школы, с точки зрения организации учебного процесса они относятся к основной школе, в которой предметная дифференциация учебных курсов достигает максимального значения.
ю 4 ю g 0> «а v о и О
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|