Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




вий, при которых новшество эффективно; по этой причине эффективность всякого новшества требует экспериментальной проверки;

• каждое новое педагогическое средство имеет технологическую, связанную со спецификой его использования сторону, и лич­ностную, позволяющую учитедю и руководителю школы пу­тем проявления своих индивидуальных качеств (профессио­нальной подготовленности, коммуникабельности, эмоциональ­ности, обаяния и др.) влиять на эффективность его освоения. Новое (согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова) — это «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший совсем недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный».

Заметим, что в толковании термина ничего не говорится о про­грессивности, об эффективности нового. Нельзя отожествлять все новое прогрессивное с прогрессивным и современным. Далеко не все новое прогрессивно. О прогрессивности или не прогрессивности нового можно судить лишь по результатам его освоения. Прогрес­сивно только то, что эффективно, т.е. позволяет при тех же или меньших затратах физических, материальных и моральных сил по­лучить оптимальным путем более высокие результаты. Поэтому процесс освоения нового предполагает изучение опыта его исполь­зования другими школами, прогнозный анализ, мысленное экспе­риментирование.

Новшество — это средство (новый метод, методика, технология, программа), а инновация — процесс освоения этого средства.

В идеале грамотно отобранное новшество должно гарантировать успех нововведения в максимально возможной степени.

Инновационный процесс — комплексная деятельность по созда­нию, разработке, освоению, использованию и распространению нов­шеств.

Новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном (историческом) плане. То, что ново для одного руко­водителя, одной школы, одного учителя, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер.

Например, изобретенная Я. Коменским еще в XVI в. классно-урочная система обучения, гуманистическая педагогика В.А. Сухо-млинского, концепция оптимизации учебно-воспитательного про­цесса Ю.К. Бабанского, опорные конспекты В.Ф. Шаталова и дру­гие новшества были и остаются выдающимися идеями своего

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

времени, и их нельзя рассматривать и, тем более, оценивать внеис-торически.

В настоящее время в российской школе встречаются следующие типы нововведений:

- в содержании образования;

- в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, сред­ствах учебно-воспитательного процесса;

- в организации учебно-воспитательного процесса;

- в управлении школой.

Инновации в содержании образования

В 1993 г. в образовательном пространстве России произошло зна­менательное событие: в целях развития общего образования, а так­же учета национальных, региональных и местных социо-культур-ных особенностей и традиций министр образования подписал при­каз № 237 от 07.06.93 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ». По существу это был стан­дарт содержания образования, выгодно отличающийся от предыду­щих. Если есть содержание, но нет технологии, не будет хорошего результата. Если есть технология, но нет содержания — то же.

Результат = Содержание + Технология

Отсюда вытекает важность содержания обучения и воспитания. В структуре базисного учебного плана (табл. 4) теперь выделены две части:

- инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение уча­щихся к общекультурным и национально-значимым ценнос­тям, формирование личностных качеств, соответствующих об­щественным идеалам;

- вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный харак­тер развития школьников, учитывающая их личностные осо­бенности, интересы и склонности.

Инвариантная и вариативная части не являются полностью не­зависимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане лю­бой школы выделяются три основные вида занятий:

- обязательные, составляющие базовое ядро общего среднего об­разования;

- обязательные занятия по выбору учащихся, школы и местно­го отделения отдела образования;

- факультативы.

На основе Базисного учебного плана, утвержденного федераль­ным Министерством образования, составляются: 76

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• региональный базисный учебный план (разрабатывается ре­гиональными органами управления образованием; носит ре­комендательный характер, табл. 5);

• учебный план школы на длительный период или рабочий учеб­ный план (утверждается ежегодно, так как составляется на текущий учебный год с учетом-конкретных условий).

Таблица 4

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений России 1993 года

Образовательные области   Количество часов в неделю в классах  
I   II   III   I   II   III   IV   V   VI   VII   VIII   IX   X   XI  
Русский язык как государственный                           -   -  
Языки и литература                              
Искусство                         -   -   -  
Общественные дисциплины   -                            
Естественные дисциплины                
Математика                              
Физкультура   2                            
Технология   2                            
Всего                              
Обязательные занятия по выбору                              
Обязательная нагрузка учащегося                              
Факультативные, индивидуальные и групповые занятия                              
Итого                              

Традиционно общеобразовательная школа в нашей стране, как и во многих других странах, строится на трехступенчатой основе: на­чальная, основная и полная средняя. При этом в основной школе фактически выделяются две ступени: первая (переходная от началь­ной) и вторая, что связано с возрастными особенностями учащихся 5 и 6 классов. Хотя они имеют черты начальной школы, с точки зрения организации учебного процесса они относятся к основной школе, в которой предметная дифференциация учебных курсов до­стигает максимального значения.

ю

4 ю

g

0>

«а

v

о и О

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...