Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Богодухновенность Св. Писания




«Все Писание богодухновенно», – говорит Павел (2 Тим. 3:16). Греческое слово «теопнеустос», переведенное словом «вдохновение», означает буквально «то, что Бог вдохнул». Бог «вдохнул» истину в умы людей. Они, в свою очередь, выразили ее словами Св. Писания. Поэтому вдохновение есть процесс, посредство которого Бог передает человеку Свою вечную истину.

Как Бог вдохновляет. Божественное откровение было дано по Божественному вдохновению «святым Божьим мужам», которые были «движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21). Они записали эти откровения человеческим языком, со свойственными ему ограниченностью и несовершенством, и вместе с тем, данные откровения остаются свидетельством Божьим. Бог вдохновлял людей, а не диктовал им слова.

Можно ли сказать, что пророки были пассивны, словно магнитофон, точно воспроизводящий запись на магнитной пленке? Иногда авторы Св. Писаний получали повеление написать именно те слова, которые сказал Бог, но в большинстве случаев они описывали то, что они видели и слышали, пользуясь доступными им языковыми средствами. Апостол Павел заметил, что «духи пророческие послушны пророкам» (1 Кор. 14:32). Подлинное вдохновение не стирает индивидуальности пророка своеобразия его мышления и личности.

В некоторой степени взаимоотношения Моисея и Аарона служат иллюстрацией взаимоотношений между Святым Духом и библейским писателем. Бог сказал Моисею: «Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх. 7:1; ср. Исх. 4:15, 16). Моисей сообщал Аарону Божьи вести, а тот, в свою очередь, передавал их фараону своими словами. Точно так же библейские писатели передавали Божественные повеления, мысли и идеи средствами того языка, которыми они владели. Вследствие этого язык разных книг Библии не одинаков и отражает особенности образования и культуры разных писателей.

Библия «не является образцом Божьей мысли и Его стиля. Часто приходится слышать, что какое-либо выражение не свойственно Богу. Но Бог не предлагает судить о Себе по словам, логике или стилистике Библии. Библейские писатели были Божьими писцами, а не Его пером, потому что вдохновение действует не на слова человека или обороты его речи, а на него самого, и тогда под влиянием Святого Духа он становится вместилищем Божественной вести. Слова же имеют отпечаток индивидуального мышления. Таким образом, Бог внушает Свои мысли, Божественный ум и воля соединяются с умом и волей человека, таким образом, высказывания человека становятся словом Бога»[1].

Только один раз Бог высказался лично и собственноручно записал Свои слова – Десять заповедей. Они составлены Богом, а не человеком (Исх. 20:1–17: 31:18; Втор. 10:4, 5), но даже и тут Автору пришлось прибегнуть к несовершенному человеческому языку.

Следовательно, Библия – это Божественная истина, выраженная человеческим языком. Представьте себе попытку научить ребенка квантовой физике. Перед такой же примерно проблемой стоит и Бог, пытаясь передавать Божественные истины греховному, ограниченному разуму человека. Из-за нашей ограниченности Он не может передать нам во всей полноте то, что хотел бы.

Между воплощенным Иисусом и Библией существует аналогия: Иисус был Богом и человеком одновременно, в Нем сочеталось божественное и человеческое естество. Так и Библия является одновременно и божественной, и человеческой книгой. Сказанное о Христе можно сказать и о Библии: «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14).

Это сочетание двух начал – божественного и человеческого – и делает Библию уникальной книгой.

Вдохновение и писатели. Дух Святой подготавливал определенных людей для передачи Божественной истины. В Библии нет подробного объяснения тому, как эти личности были наделены необходимыми способностями, однако, тем или иным образом, Дух Божий объединял божественное с человеческим.

Люди, участвовавшие в написании Библии, избирались не по своим природным талантам. Божественное откровение не всегда обращало таких людей и не гарантировало им вечную жизнь. Валаам по вдохновению провозглашал Божественную весть, а действовал вопреки Божьим советам (Числ. 22–24 главы). Давид, которого использовал Святой Дух, совершил тяжкие преступления (см. 50-й псалом). Все библейские писатели по своей природе были подобны нам, грешным людям, и постоянно нуждались в Божьей благодати (см. Рим. 3:12).

Библейские писатели чувствовали в себе вдохновение, бывшее чем-то большим, чем озарение или божественное руководство, которое испытывают все, ищущие истину. Фактически, случалось так, что библейские писатели не всегда полностью понимали Божественную весть, которую передавали людям (1 Петр. 1:10–12).

По-разному относились писатели к вестям, глашатаями которых они были. Даниил и Иоанн признавались, что они были озадачены полученным ими откровением (Дан. 8:27; Откр. 5:4), а в 1 Петр. 1:10 показано, что некоторые писатели пытались вникнуть в смысл вестей, открытых им или же переданных через других. Иногда эти люди боялись провозглашать вдохновенное свидетельство, а некоторые даже спорили с Богом (Авв. 1; Ион. 1:1–3; 4:1–11).

Способ передачи и содержание откровения. Нередко Святой Дух передавал людям божественное знание посредством видений и снов (Числ. 12:6). Иногда Он говорил внятным голосом или влиял на их сознание. Бог говорил Самуилу «на ухо» (1 Цар. 9:15, англ. пер.). Захарии была показана символическая картина и дано ее объяснение (Зах. 4) Небесные видения, которые получали апостолы Павел и Иоанн, сопровождались словесными объяснениями (2 Кор. 12:1–4; Откр. 4:5). Иезекииль наблюдал события, происходившие в этот момент в совершенно другом месте (Иез. 8). Некоторые писатели оказывались непосредственными участниками своих видения, играя определенную роль в самом видении (Откр. 10).

Что касается содержания, то некоторым Дух открывал будущее (Дан. 2; 7; 8; 12). Другие описывали исторические события либо на основании личного опыта, либо используя материал существующих исторических хроник (Суд.; 1 Цар.; 2 Пар; Евангелия; Деян.).

Вдохновение и история. Библия утверждает, что «все Писание богодухновенно» (или «вдохнуто Богом»), полезно и заслуживает доверия в вопросах нравственной и духовной жизни (2 Тим. 3:15, 16).

Это утверждение не оставляет сомнений в том, что Бог руководил подбором библейского материала. Приходило ли знание из личных наблюдений, устных или письменных источников или через непосредственное откровение – в любом из случаев писатель получал это знание под руководством Святого Духа. Этим гарантировалась достоверность Библии.

Библия раскрывает Божий план, показывая нам не набор абстрактных идей, а показывая Бога в Его активном взаимодействии с человечеством. Бог открывает Себя в реальных событиях, происходивших в определенное время в определенном месте. Достоверность исторических свидетельств чрезвычайно важна, потому что они формируют основу нашего представления о Божьем характере и Его целях относительно нас. Правильное представление ведет к вечной жизни, а искаженное – к заблуждению и смерти.

Бог повелел определенным людям написать историю Его взаимоотношений с Израилем. Эти исторические повествования написаны иначе, чем была бы написана светская история, и они составляют важную часть Библии (ср. Числ. 33:1–2; Ис. Нав. 24:25, 26; Иез. 24:2). Они дают нам точные, объективные сведения в перспективе божественного видения. Дух Святой наделял писателей особым духовным зрением, чтобы они могли описывать события в контексте борьбы между добром и злом, раскрыть характер Бога и помогать людям в поисках спасения.

Эти исторические события суть «образы» или «примеры», которые «описаны в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11). Апостол Павел говорит: «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4). Уничтожение Содома и Гоморры служит «примером» или «предостережением» (2 Петр. 2:6; Иуд. 7). Опыт оправдания, пережитый Авраамом, также является примером для каждого верующего (Рим. 4: 1–25; Иак. 2:14–22). Даже ветхозаветные гражданские законы, исполненные глубокого духовного смысла, написаны и для нашей пользы (1 Кор. 9;8–9).

По собственному признанию, Лука написал свое Евангелие с целью рассказать о жизни Иисуса, «чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:4). Когда Иоанн решал, какие именно события из жизни Христа включить в свое Евангелие, он руководствовался одним желанием: «дабы все уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). Под руководством Божьим писатели Библии подавали историю в таком изложении, которое могло бы направлять нас ко спасению.

Биографии библейских личностей служат еще одним доказательством богодухновенности Библии. Эти сообщения содержат в себе тщательно изложенные сведения как о слабых, так и о сильных сторонах их характеров, откровенно изображают их грехи и победы.

Не остались сокрытыми от нас недостаток самообладания у Ноя или обман Авраама. Мы узнаем о вспышке раздражения у Моисея, Павла, Иакова, Иоанна. Библейская история высвечивает недостатки мудрейшего из израильских царей, слабости двенадцати патриархов и двенадцати апостолов. Св. Писание не оправдывает их и не делает попытки приуменьшить их вину. Оно изображает их именно такими, какими они были и какими они стали посредством Божьей благодати или же не смогли стать, воспротивившись ей. Такого тонкого духовного анализа личности, который дает Библия, без Божественного вдохновения не смог бы сделать ни один биограф.

Библейские писатели рассматривали все исторические повествования Библии как подлинные исторические свидетельства, но не как мифы или аллегории. Многие современные скептики отрицают повествования об Адаме, Еве, Ионе и потопе. Однако Иисус принимал их как исторически подлинные и духовно насущные (Мф. 12:39–41; 19:4–6; 24:37–39).

В Библии не сказано о частичном вдохновении или вдохновении разных степеней. Подобные теории – всего лишь необоснованные умозаключения, которые лишают Библию ее божественного авторитета.

Точность Писания. Подобно тому как Иисус «стал плотью и обитал среди нас» (Ин. 1:14), так и Библия, чтобы сделать истину понятной для нас, дана на человеческом языке. Богодухновенность Писания служит гарантией его достоверности.

В какой мере Бог проявлял заботу о самом сохранении библейского текста, кроме того, что Он обеспечивал верность и подлинность содержащейся в нем вести? Хотя древние библейские рукописи имеют некоторые расхождения, существенно важные истины оказались сохраненными[2]. Вполне возможно, что переписчики и переводчики Библии допускали незначительные ошибки, однако открытия в области библейской археологии доказали, что многие кажущиеся неточности фактически были следствием непонимания со стороны исследователей. Некоторые проблемы вызваны тем, что и библейская история, и изображенные в ней обычаи читаются людьми, воспитанными на западной культуре. Следует признать, что человеческое знание ограничено. Люди постигают божественные действия лишь отчасти. Поэтому все то, что воспринимается нами как неточности, не должно подрывать наше доверие к Св. Писанию Зачастую мы видим ошибки не потому, что они есть в действительности, а потому, что мы нечетко воспринимаем библейский текст. Можно ли судить о Боге по одному тому, что мы не можем полностью понять какой-либо текст или предложение в Библии? Нам никогда не постичь до конца все тексты Писания, да перед нами и не стоит такая задача. Исполнившиеся пророчества подтверждают достоверность Писания.

Несмотря на все попытки уничтожить Библию, он оказалась сохраненной, причем с удивительной, даже чудесной точностью ее текста. Сравнение рукописей Мертвого моря с более поздними манускриптами Ветхого Завета показывает, насколько скрупулезно ее переписывали.[3] Древние рукописи подтверждают достоверность Писаний как безошибочного откровения Божьей воли.

АВТОРИТЕТ СВ. ПИСАНИЯ

Св. Писание имеет Божественный авторитет, поскольку в нем говорит Бог посредством Святого Духа. Следовательно, Библия – это написанное Слово Божье. Как доказать это и какое это имеет отношение к нашей жизни и нашим поискам истины?

Утверждения Писания. Библейские писатели утверждают, что они получали свои вести непосредственно от Бога. Именно «Слово Господне» было обращено к Иеремии, Иезекиилю, Осии и другим пророкам (Иер. 1:1, 2, 9; Иез. 1:3; Ос. 1:1; Иоил. 1:1; Ин. 1:1). Бог давал указания пророкам как Своим вестникам (Агг. 1:13; 2 Пар. 36:16) говорить от Его имени и начинать свою весть словами: «Так говорит Господь» (Иез. 2:4; ср. Ис. 7:7). Его слова – это небесные верительные грамоты, они наделяют вестников особыми полномочиями и властью.

Иногда человек, используемый Богом, остается в тени. Матфей приводит слова ветхозаветного пророка, но при этом ссылается на авторитет, стоящий за ним: «Все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка» (Мф. 1:22). Он видит Господа как непосредственно воздействующую силу и авторитет, а пророка – как посредника.

Петр называет послания Павла Писаниями (2 Петр. 3:15, 16). А Павел так говорит относительно того, что написал: «Я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:12). Писатели Нового Завета воспринимали Христовы слова как Писание и считали, что они имеют авторитет наравне с ветхозаветным словом (1 Тим. 5:18; Лк. 10:7).

Христос и авторитет Писания. Иисус Христос подчеркивал авторитет Писания на всем протяжении Своего земного служения. Был ли Он искушаем сатаной или боролся со Своими противниками, «Написано» – было Его оружием и средство защиты (Мф. 4:4, 7, 10; Лк. 20:17). «Не хлебом одним будет жить человек, – сказал Он, – но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). На вопрос, как войти в жизнь вечную, Он ответил: «В законе что написано? Как читаешь?» (Лк. 10:26).

Иисус ставил Библию выше человеческих традиций и мнений. Он обличал иудеев за то, что они пренебрегли авторитетом Писаний (Мк. 7:7–9), и призывал их изучать Писания более тщательно: «Неужели вы никогда не читали в Писании?» (Мф. 21:42; ср. Мк. 12:10, 26). Он твердо верил в авторитет пророческого слова и объяснял, что это слово указывало на Него. Писания, говорил Он, «свидетельствуют о Мне». «Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин. 5:39, 46). Убедительнейшее подтверждение божественной миссии Иисуса содержится в том факте, что Он исполнял ветхозаветный пророчества (Лк. 24:25–27).

Христос принимал Св. Писание без каких-либо исключений как авторитетное откровение Божьей воли для всего человечества. Он видел в Писании сокровищницу истины, беспристрастное откровение, данное людям, чтобы вывести их из тьмы ложных традиций и мифов к истинному свету спасающего знания.

Дух Святой и авторитет Писания. При жизни Иисуса ни религиозные вожди, ни беспечная толпа не увидели в Нем Того, Кем Он воистину являлся. Некоторые принимали Его за пророка, подобного Иоанну Крестителю, Илии или Иеремии, то есть просто за человека. Когда Петр признал в Иисусе «Христа, Сына живого Бога», Иисус сказал, что только благодаря Божественному просвещению он мог высказать такое признание (Мф. 16:13–17). Павел подчеркивал ту же истину: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3).

Точно так же обстоит дело с написанным Словом Бога. Если бы Святой Дух не просвещал наш ум, мы никогда бы не могли правильно понимать Библию или даже признавать ее за авторитетное изложение Его воли[4]. Поскольку «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11), то «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Поэтому «слово о кресте для погибающих юродство есть» (1 Кор. 1:18).

Только с помощью Святого Духа, Который проникает в «глубины Божии» (1 Кор. 2:10), человек может убедиться в авторитете Библии как откровения Бога и Его воли. Тогда крест становится «силой Божией» (1 Кор. 1:18), и человек может сказать вместе с Павлом: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12).

всей человеческой мудростью и литературой. Не нам судить Библию, но все мы будем судимы ею, потому что она есть мерило человеческого характера и переживание всякого опыта и всякой мысли.

Св. Писание и Святой Дух не могут быть никогда отделены друг от друга. Святой Дух является автором, открывающим библейские истины.

Авторитет Св. Писания в нашей жизни зависит от того, насколько мы признаем его богодухновенность. Если Библия для нас просто собрание человеческих свидетельств и если мы признаем ее авторитет постольку, поскольку она влияет на наши чувства, то мы умаляем ее значимость. Но если мы различаем голос Божий, говорящий устами библейских писателей, какими бы по-человечески немощными они ни были, то Св. Писание становится для нас абсолютным авторитетом в вопросах научения, обличения, исправления и наставления в праведности (2 Тим. 3:16).

Авторитет Писания и сферы его воздействия. Противоречия между Св. Писанием и наукой – зачастую лишь плод умозрительных рассуждений. Если мы не можем совместить науку и Писание, то происходит это из-за «несовершенного понимания либо науки, либо откровения.., но правильно понятые, они находятся в совершенной гармонии»[5].

Человеческая мудрость должна быть подчинена авторитету Писания. Библейские истины являются мерилом всех других идей. Оценивать Слово Божье ограниченными человеческими критериями – это все равно что измерять звезды с помощью обычной линейки. Библию нельзя подстраивать под человеческие мерки. Она возвышается над Наконец, авторитет Писания стоит даже выше тех даров, которые даются Святым Духом, включая дар пророчества и способность говорить на иных языках (1 Кор. 12; 14:1; Еф. 4:7–16). Дары Духа не возвышаются над Библией. В действительности, они должны проверять ею, и, если не находятся в согласии с ней, их не следует признавать истинными. «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20). (См. 17-ю гл. этой книги)[6].

ЕДИНСТВО ПИСАНИЯ

Поверхностное чтение Св. Писания приводит к поверхностному пониманию его. При таком чтении Библия может показаться беспорядочным сборником рассказов, проповедей и исторических хроник. Однако люди, открытые для просвещения Духом Божьим и желающие терпеливо, со многими молитвами исследовать сокрытые истины, увидят, что Библии присуще внутреннее единство в изложении принципов спасения. Библия – это не монотонное повторение идей. Наоборот, в ней представлена богатая красочная палитра гармоничных свидетельств редкостной и удивительной красоты. Благодаря ее удивительной разносторонности она может наиболее полно удовлетворять человеческие нужды во все времена.

Бог открывал Себя человечеству не в сплошной цепи непрерывных высказываний, а постепенно, на протяжении ряда поколений. В книгах Библии, написаны ли они Моисеем в земле Мадиамской или Павлом в римской тюрьме, видна та же, исходящая от Духа Святого, передача истины. Постижение этого «прогрессирующего откровения» содействует пониманию Библии и ее единства.

Хотя Ветхий и Новый Заветы писались в разные периоды времени, представленные в них истины нераздельны и не противоречат друг другу. Оба свидетельства едины, подобно тому, как един Бог. Ветхий Завет через пророчества и символы возвещает Евангельскую весть о грядущем Спасителе, а Новый Завет через повествование жизни Иисуса возвещает о Спасителе, Который пришел, – это Евангелие в его реальности. Оба открывают одного и того же Бога. Ветхий Завет служит основанием Нового. Он дает ключ к его пониманию, а Новый Завет объясняет тайны Ветхого.

Бог милостиво приглашает нас познакомиться с Ним через исследование Его Слова. В нем мы можем найти благословенную уверенность во спасении. Мы можем сами убедиться, что Писание «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Через него мы можем стать «совершенными», готовыми ко «всякому доброму делу» (2 Тим. 3:16, 17).


Бог един. Отец, Сын и Святой Дух – единство трех взаимовечных Личностей. Бог бессмертен, всемогущ, всеведущ, превыше всего и вездесущ. Он безгрешен и выше человеческого понимания, однако познаваем посредством Его откровений о Себе Самом. Он вовеки достоин поклонения, чести и служения всего творения (Основание веры, 2).

ГЛАВА 2

БОЖЕСТВО

На Голгофе почти все отвергли Иисуса. Только немногие признали в Нем Того, Кем Он действительно являлся. Среди них – умирающий разбойник, который назвал Иисуса Господом (Лк. 23:42), и римский воин, сказавший: «Истинно, Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39).

Когда апостол Иоанн писал: «Пришел к своим, а свои Его не приняли» (Ин. 1:11), он думал не только о толпе возле креста и даже не только об Израиле, а обо всех поколениях, живших на земле. За исключением немногих людей, все человечество, подобно той хрипло кричащей толпе на Голгофе, не признало в Иисусе своего Бога и Спасителя. Эта величайшая и самая трагическая ошибка показывает, что людям более всего недостает знания о Боге.

ПУТИ ПОЗНАНИЯ БОГА

Многие теории, которые пытаются объяснить Бога, и многие доводы «за» и «против» Его существования говорят о том, что человеческая мудрость не в состоянии рационально осмыслить Божество. Попытка только человеческой мудростью познать Бога похожа на попытку изучать созвездия с помощью обычной линзы. А поэтому для многих Божья мудрость – это «сокровенная мудрость» (1 Кор. 2:7). Для них Бог является тайной, «которой, – как писал апостол Павел, – никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2:8).

Одна из основных заповедей Писания призывает любить «...Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22:37; ср. Втор. 6:5). Но мы не можем любить того, о ком мы ничего не знаем, да и исследованием нам тоже не раскрыть Божьих глубин (Иов. 11:7). Тогда где же выход? Что же нам делать, чтобы мы могли знать и любить своего Творца?

Познать Бога возможно. Понимая затруднительное положение, в котором находимся мы, люди, Бог, по Своей любви и милости, открылся нам через Библию. В ней показано, что «христианство – это не повесть о том, как человек ищет Бога, а плод Божьего откровения о Себе Самом и о Его целях относительно человечества»1. Это откровение Бога о Самом Себе дано с целью установить мост через пропасть между восставшим миром и милосердным Богом.

Величайшая любовь Божия была явлена посредством откровения – Иисуса Христа, Сына Его. Через Иисуса мы можем узнать Отца, как утверждает Иоанн: «Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного» (1 Ин. 5:20).

А Иисус: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Это дивная весть! Хотя постичь Бога полностью невозможно, все же Св. Писание дает практические знания о Боге, достаточные для того, чтобы нам установить с Ним спасительные взаимоотношения.

Получение познания о Боге. В отличие от обычного рассудочного знания, познание Бога требует участия как ума, так и сердца, то есть всей человеческой личности, а не только ее интеллекта. Человек должен быть открыт для Святого Духа и готов исполнять Божью волю (Ин. 7:17; ср. Мф. 11:27). Иисус сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Вот почему неверующие не могут понять Бога. Апостол Павел восклицает: «Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1.Кор. 1:20, 21).

Изучая Библию, мы приходим к познанию Бога совершенно иначе, чем приобретаем прочие знания. Мы не можем поставить себя выше Бог и рассматривать Его как объект анализа и количественных измерений. В наших поисках познания о Боге мы должны покориться авторитету Его откровения о Самом Себе, то есть Библии. Поскольку Библия объясняет сама за себя, нам следует подчиниться принципам и методам, которые она предлагает. Без этого библейского руководства Бога познать нельзя. Почему многие во дни Иисуса не увидели в Нем самооткровения Бога? Они неправильно поняли Божью весть и распяли своего Спасителя, потому что отказались покориться водительству Святого Духа, открытому в Писании. Их проблема не была проблемой интеллекта. Закрытое сердце – вот что омрачило их разум и привело к вечной потере.

СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА

О существовании Бога свидетельствуют два основных источника: книга природы и Св. Писания.

Свидетельство творения. Всякий может узнать о Боге через природу и человеческий опыт. Давид писал: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:1). Иоанн утверждал, что Божье откровение, в том числе и природа, просвещает всякого человека (Ин. 1:9). А Павел заявлял: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20).

Поведение людей также свидетельствует о существовании Бога. В том, что афиняне поклонялись «неведомому Богу», Павел увидел доказательство веры в Бога. Он сказал им: «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:23). Говоря о поведении нехристиан, Павел замечает, что Божий Закон написан «в их сердцах, о чем свидетельствует совесть их» (Рим. 2:14, 15). Интуитивное чувство, что Бог существует, имеется даже у тех, для кого Библия недоступна.

На основании этого общего откровения возникла классическая система рациональных доводов в пользу существования Бога2.

Свидетельство Писаний. Библия не доказывает существования Бога. Она подразумевает Его. Ее первый текст гласит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Библия описывает Бога как Творца, Хранителя и Правителя всего творения. Откровение Бога посредством творения настолько убедительно, что атеизм, порожденный либо подавлением божественной истины, либо отказом признать доказательства существования Бога, не имеет под собою основания (Пс. 13:1; Рим. 1:18–22, 28). Для всякого, кто серьезно пытается найти истину о Боге, имеется достаточно доказательств Его бытия. Однако вера остается необходимым условием, так как «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

Тем не менее, вера в Бога – это не слепая вера. Она основана на достаточных свидетельствах из Божьего откровения, явленного через Св. Писания и через природу.

БОГ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Божественная сущность, раскрываемая в Библии, совершается через сообщение о Его именах, Его действиях и Его свойствах.

Имена Бога. В то далекое время, когда создавалось Св. Писание, имена имели большое значение, как это поныне сохраняется в странах Востока. Считалось, что имя человека указывает на его характер и говорит о нем как о личности. О важности Божьих имен, раскрывающих Его характер и свойства, сказано в заповеди: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7). Давид пел: «Пою имени Господа Всевышнего» (Пс. 6:17). «Свято и страшно имя Его» (Пс. 110:9). «Да хвалят имя Господа; ибо имя Его единого превознесено» (Пс. 147:13).

Еврейские имена «Эл» и «Элохим» («Бог») открывают силу, присущую Богу. Они представляют Его как Сильного и Могущественного, как Бога, все сотворившего (Быт. 1:1; Исх. 20:2; Дан. 9:4). Имена «Элион» («Всевышний») и «Эл Элион» («Бог Всевышний») указывает на Его возвышенное положение (Быт. 14:18–20; Ис. 14:14). Имя «Адонай» («Господь») говорит о Боге как о Всемогущем Владыке (Ис. 6:1; Пс. 34:23). Эти имена подчеркивают величественный и необыкновенный характер Бога.

Другие имена открывают Божье стремление иметь общение с людьми. Имена «Шаддай» (Всемогущий») и «Эл Шаддай» («Бог Всемогущий») изображают Всемогущего Бога, Который является источником благословения и утешения (Исх. 6:3; Пс. 90:1). Имя «Яхве»3, переведенное «Иегова», или ГОСПОДЬ, свидетельствует о верности завету со стороны Бога и Его милости (Исх. 15: 2, 3; Ос. 12:5, 6). В 14-м стихе 3-й главы Книги Исход Яхве называет Себя «Я есмь Сущий», или «Я буду Тем же», указывая на Свое неизменное отношение к Своему народу. Иногда Бог открывался даже более близко как «Отец» (Втор. 32:6; Ис. 63:16; Иер. 31:9; Мал. 2:10), называя Израиль «сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4:22; ср. Втор. 32:19).

За исключением имени «Отец», имена Бога в Новом завете равнозначны по смыслу Его именам в Ветхом Завете. В Новом Завете Иисус называет Бога «Отцом», чтобы привести нас в более тесное и личное общение с Ним (Мф. 6:9; Мк. 14:36; ср. Рим. 8:15; Гал. 4:6).

Действия Бога. Библейские писатели уделяли больше внимания описанию Божьих дел, чем изображению Его Самого. Он показан как Творец (Быт. 1:1; Пс. 23:1, 2), Вседержитель мира (Евр. 1:3), Искупитель и Спаситель (Втор. 5:6; «Кол. 5:19), Который взял на Себя ответственность за конечную судьбу людей. Он составляет планы (Исх. 46:11), предвозвещает (Ис. 46:10), дает обещания (Втор. 15:6; 2 Петр. 3:9). Он прощает грехи (Исх. 34:7) и потому достоин нашего поклонения (Откр. 14: 6, 7). Наконец, Писание раскрывает Бога как Владыку, «Царя веков; нетленного, невидимого, единого Бога» (1 Тим. 1:17). Его дела подтверждают то, что Он личностный Бог.

Свойства Бога. Библейские писатели проливают дополнительный свет на сущность Бога, свидетельствуя о Его божественных свойствах.

Бог обладает некоторыми лишь Ему присущими свойствами, которые не передаются сотворенным существам и характеризуют Его Божественное естество. Бог обладает не заимствованной ни от кого жизнью, ибо Он имеет «жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26). Он не зависим в Своей воле (Еф. 1:5) и власти (Пс. 114:3). Он всеведущ, знает все (Иов. 37:16; Пс. 138:1–18; 146:5; 1 Ин. 3:20) и, будучи Альфой и Омегой (Откр. 1:8), знает конец от начала (Ис. 46:9–11).

Бог вездесущ (Пс. 138:7–12; Евр. 4:13). Он находится над всем пространством Вселенной и полностью присутствует в каждой его части. Он вечен (Пс. 89:2; Откр. 1:8), существует вне пределов времени, однако полностью присутствует в каждый момент времени.

Бог всесилен, всемогущ, и, так как для Него нет ничего невозможного, мы можем быть уверены, что Он осуществляет все Свои намерения (Дан. 4:17, 25, 35; Мф. 19:26; Откр. 19:6). Он постоянен, или неизменяем, потому что совершенен. Он говорит: «Я–Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:5; см. Пс. 32:11; Иак. 1:17). Эти свойства присущи только Богу. Другими же Своими качествами Бог в Своей любви делится с нами. К таковым относятся любовь (Рим. 5:8), благость (Рим. 3:24), милость (Пс. 144:9), терпение (2 Петр. 3:15), святость (Пс. 98:9), праведность (Езд. 9:15; Ин. 17:25), справедливость (Откр. 22:12) и правдивость (1 Ин. 5:20). Эти дары приходят только с Самим Подателем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...