Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представление людей об Отце




В большинстве случаев люди неверно понимают истину о Боге Отце. Многие знакомы с тем, что совершил Христос на земле для человечества и что совершает Святой дух в человеческой сердце, но какое отношение имеет к нам Отец? Разве он не изолировался полностью от нашего мира в противоположность милостивому Сыну и Духу? Разве Он не отсутствующий господин земли и не равнодушная Первопричина?

Разве он не «ветхозаветный Бог», как думают некоторые, Бог мщения, действующий по принципу: «око за око и зуб за зуб» (Мф. 5:38; ср. Исх. 21:24); не взыскательный Бог, Который требует совершенных дел, грозя возмездием. Для них этот Бог полностью противоположен новозаветному образу любящего Бога, Который учит подставлять другую щеку и идти второе поприще (Мф. 5:39–41).

БОГ ОТЕЦ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Единство Ветхого и Нового Заветов и общего для них плана искупления раскрывается в том, что в каждом из них для спасения Своего народа говорит и действует Один и Тот же Бог. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1, 2). Хотя личности Божества упоминаются в ветхом Завете, они не различаются в нем конкретно. Новый же Завет ясно показывает, что Христос, Бог Сын, был активным посредником при творении (Ин. 1:1–3,14; Кол. 1:16) и что Он был Богом, Который вывел Израиль из Египта (1 Кор. 10. 1–4; Исх. 3:14; Ин. 8:58). По сказанному в Новом Завете о роли Христа в творении и выводе Израиля из Египта можно судить, что даже Ветхий Завет часто изображает нам Бога Отца через служение Сына. «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19). Ветхий Завет так описывает Бога отца:

Бог милости. Ни один грешный человек никогда не видел Бога (Исх. 33:20). У нас нет изображения Его лица. Бог проявил свой характер посредством милостивых дел и описал его Моисею такими словами: «Господь, Господь, человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:6, 7; ср. Евр. 10:26, 27). Однако милость – это не слепое прощение, она руководствуется принципом справедливости. Отвергающие эту милость пожинают Его наказание за беззаконие.

На Синае Бог выразил Свое желание быть другом Израилю, быть вместе с этим народом. Он сказал Моисею: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8). Поскольку святилище было местом обитания Бога, оно стало центром религиозного служения в Израиле.

Бог завета. Стремясь установить с людьми прочные взаимоотношения, Бог заключил торжественный завет с Ноем (Быт. 9:1–17) и Авраамом (Быт. 12:1–3, 7; 13:14–17; 15:1, 5, 6; 17:1–8; 22:16–18, см 7-ю гл. этой книги). Этот завет открывает любящего, близкого нам Бога, Которому дороги интересы Его народа. Ною Он дал уверение в регулярной смене времени года (Быт. 8:22) и в том, что всемирный потоп никогда не повторится (Быт. 9:11). Аврааму обещал многочисленное потомство (Быт. 15:5–7) и землю. Где сможет жить он и его потомки (Быт. 15:18; 17:8).

Бог искупитель. Являясь Богом Исхода, Он чудесным образом вывел нацию рабов к свободе. Это великое освобождение является лейтмотивом всего Ветхого Завета и показывает страстное желание Бога быть нашим Искупителем. Бог – не далекая, оторванная от нас, безучастная личность Он глубоко заинтересован во всех наших делах.

Глубина Божьей любви и Его участия особым образом вдохновила псалмопевца, сказавшего: «Когда взираю я на небеса Твои, – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:4, 5). «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой. – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое» (Пс. 17:2–3), «Ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего» (Пс. 21:25).

Бог – убежище. Давид видел в Боге свое убежище, очень напоминающее те шесть израильских городов-убежищ, которые давали приют невинным беглецам. Книга Псалмов представляет Бога как наше убежище. Бог был убежищем псалмопевца. «Ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, укрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу» (Пс. 26:5). «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс. 45:2). «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек» (Пс. 124:2).

В сердце псалмопевца жило глубокое, томительное желание быть ближе к Богу: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс. 41:2–3). Пережитое побудило Давида написать такие слова: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс. 54:23), «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше; Бог нам прибежище» (Пс. 61:8), «Боже щедрый и благосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Пс. 85:15).

Прощающий Бог. Совершив грехи – прелюбодеяние и убийство – Давид искренне взывал к Богу: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот твоих изгладь беззакония мои», «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:3, 13). Его утешало уверение в удивительной милости Божией: «Как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его. Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть» (Пс. 102:11–14).

Благой Бог. Бог «творит суд обиженным, дает хлеб алчущим. Господь разрешает узников; Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных; Господь любит праведных. Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову» (Пс. 145:7–9). Как прекрасно изображен Бог в Псалмах!

Верный Бог. Бог являл Свое величие Израилю, и несмотря на это Израиль почти постоянно отступал от Бога (Лев. 26; Втор. 28). В писании любовь Бога к Израилю сравнивается с любовью мужа к своей жене. Книга Осии в очень выразительной форме описывает Божью верность перед лицом вопиющей измены и неприятия. В постоянном прощении открывается Божий характер, главным свойством которого является безусловная любовь.

Допустив Израилю испытать бедствия, которые тот навлек на себя своей неверностью, Бог продолжал проявлять к нему милость, пытался исправить его пути. Он уверял Израиль: «Ты – Мой раб, Я избрал тебя, и не отвергну тебя, не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:9–10). Несмотря на неверность израильтян, Он с нежностью обещал: «Если признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершили преступления против Меня... если покорится необрезанное сердце их, и они признают свою вину. Тогда и Я вспомню завет Мой с Иаковом... с Исааком... с Авраамом» (Лев. 26:40–42, англ. пер.; ср. Иер. 3:12).

Бог напоминает Своему народу, что искупил его: «Израиль, не забывай Меня. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис. 44:21, 22). Неудивительно, что Он мог сказать: «Ко мне обратитесь и будете спасены, все концы земли; ибо Я Бог, и нет иного» (Ис. 45:22).

Бог спасения и возмездия. Иногда Ветхий Завет описывает Бога как Бога, наказывающим за преступления. Такое описание следует рассматривать не изолированно, а в контексте, где речь обычно идет об угнетении Его верного народа нечестивыми. Предвозвещая о «дне Господнем», пророки показывают, как Бог будет действовать во благо Его народа в конце времени. То будет днем спасения для Божьего народа, но днем возмездия для его врагов, которые будут уничтожены. «Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас» (Ис. 35:4).

Бог – наш Отец. Обращаясь к израильтянам, Моисей назвал Бога их Отцом, Который искупил их: «Не Он ли Отец твой, Который искупил тебя?» (Втор. 32:6, англ. пер.). Посредством искупления Бог усыновил Израиля. Пророк Исаия писал: «Господи, Ты – Отец наш» (Ис. 64:8; ср. 63:16). Через пророка Малахию Бог подтвердил: «Я – Отец» (Мал. 1:6). В другом месте Малахия говорит о Боге и как об Отце, и как о Творце: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» (Мал. 2:10). Бог – наш Отец, потому что Он сотворил и искупил нас. Какая славная истина!

БОГ ОТЕЦ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Бог Ветхого Завета не отличается от Бога Нового Завета. Бог Отец изображен как источник всего, Отец всех истинно верующих и, в особом смысле, Отец Иисуса Христа.

Отец всего творения. Апостол Павел говорит об Отце и об Иисусе Христе как о двух разных Личностях: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все... и один господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6; ср. Евр. 12:9; Ин. 1:17). Он свидетельствует: «Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3:14, 15).

Отец всех верующих. В новозаветное время эти духовные взаимоотношения: отеческое, со стороны Бога, и сыновнее. Со стороны Израиля, существуют не между Богом и народом израильским, а между Богом и каждым верующим в отдельности. Иисус руководит этими взаимоотношениями, которые устанавливаются через принятие верующим Иисуса Христа (Ин. 1:12, 13).

Верующие усыновляются Богом через искупление, совершенное Христом. Дух Святой содействует этому. Христос пришел «искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4:5, 5; ср. Рим. 8:15, 16).

Иисус открывает Отца. Иисус является откровением Бога о Самом Себе. Бог Сын открыл характер Бога Отца полнее всего тогда, когда пришел в мир в человеческой плоти (Ин. 1:1, 14).

Иоанн утверждает, что «Бога не видел никто никогда; единородный Сын... Он явил» (Ин. 1:18). Иисус сказал: «Я сошел с небес» (Ин. 6:38), «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9).

Знать Иисуса – значит знать Отца.

В Послании к Евреям подчеркивается важность этого личного откровения: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил... будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:1–3).

1. Бог, Который дает. Иисус открыл Своего Отца как Бога дающего. Мы видим Его таким при Творении, в Вифлееме, на Голгофе.

При творении Отец и Сын действовали сообща. Бог дал нам жизнь, хотя знал, что это приведет к смерти Его Собственного Сына.

В Вифлееме, отдавая Сына, Он давал Самого Себя. Какую боль испытал Отец, когда Его Сын сошел на эту оскверненную грехом планету! Представьте себе чувства Отца, видевшего, что Его Сын предпочел ненависть грешников любви и восхищению ангелов, путь смерти – славе и блаженству небес.

Но именно голгофа помогает нам понять наилучшим образом Отца. Боль, которую пережил Бог Отец от разделения со Своим Сыном в жизни и смерти, была невыразимо мучительней любого страдания, выпавшего на долю людям здесь, на земле. Отец страдал со Христом в одинаковой мере. Что еще могло бы глубже раскрыть характер Отца? Именно Крест, как ничто другое, открывает истину об Отце.

2. Любящий Бог. Иисус любил говорить о нежности и глубокой любви Бога. «Любите врагов ваших, – говорил Он, – благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44, 45).

«И будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:35, 36).

Склонившись и омыв ноги Своему предателю (Ин. 13:5, 10–14), Иисус тем самым показал, что Бог Отец есть любовь. Когда мы смотрим на Иисуса, питающего голодных (Мк. 6:39–44; 8:1–9), исцеляющего глухих (Мк. 9:17–29), дающего дар речи немым (Мк. 7:32–37), отверзающего глаза слепым (Мк. 8:22–26), поднимающего парализованных (Лк. 5:18–26), исцеляющего прокаженных (Лк. 5:12, 13), воскрешающего мертвых (Мк. 5:35–43; Ин. 11:1–45), прощающего грешников (Ин. 8:3–11) и изгоняющего бесов (Мф. 15:22–28; 17:14–21), мы видим Отца, находящегося среди людей, дающего им Свою жизнь, Отца, Который освобождает их, приносит надежду и направляет их взор к грядущей новой земле. Христос знал, что открыть драгоценную любовь Его Отца – значит привести людей к покаянию (Рим. 2:4).

Три притчи Христа показывают, насколько сильно Бог любит потерянное человечество и заботится о нем (Лк. 15). Притча о потерянной овце учит, что спасение совершается по Божьей инициативе, а не потому, что мы ищем Бога. Как пастырь любит своих овец и, когда одна из них теряется, рискуя жизнью, ищет ее, так, и даже гораздо сильнее. Бог любит каждого заблудшего человека.

Эта притча имеет также и вселенское значение: потерянная овца символизирует собою наш восставший мир, ничтожный атом в огромной Божьей Вселенной. Бог принес бесценный дар, Своего Сына, чтобы вернуть нашу планету в небесную семью. Значит, наш павший мир так же дорог Ему, как и остальное творение!

Притча о потерянной драхме подчеркивает, как высоко Бог ценит нас, грешников. А притча о блудном сыне показывает безмерную любовь Отца, Который приглашает домой Своих кающихся детей. Если небо радуется об одном грешнике кающемся (Лк. 15:7), то представьте себе радость Вселенной при Втором пришествии Господа.

Новый завет делает очевидным прямое участие отца в возвращении Сына. При Втором пришествии нечестивые взывают к горам и камням: «Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр. 6:16). Иисус сказал: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими» (Мф. 16:27) и «узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26:64).

Отец с величайшим желанием ожидает Второго пришествия, когда искупленные наконец войдут в их вечный дом. Тогда будет ясно. Что не напрасно Бог «послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него» (1 Ин. 4:9). Только непостижимая, бескорыстная любовь сможет объяснить, почему, даже «будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его» (Рим. 5:10). Можно ли отвергнуть такую любовь и не познать Его как нашего небесного Отца?


Бог Вечный Сын воплотился в Иисусе Христе. Через Него все было сотворено, посредством Него был открыт характер Бога, благодаря Ему совершилось спасение человечества и через Него происходит суд над нашим миром. Будучи вовеки истинным Богом, Он стал также истинным человеком, Иисусом Христом. Он был зачат Святым Духом и рожден Девой Марией. Он жил и переносил искушения как человек, однако явил Собой совершенный пример праведности и любви Божьей. Совершенные Им чудеса были проявлением силы Божьей и свидетельством того, что Он был действительно Богом — обещанным Мессией. Он добровольно пострадал и умер на кресте за наши грехи, заняв наше место. Воскрешенный из мертвых, Он вознесся, чтобы ради нас совершать служение в небесном святилище. Он опять придет в этот мир во славе, для окончательного избавления Своего народа и для того, чтобы восстановить все вновь (Основание веры, 4).

ГЛАВА 4

БОГ СЫН

Пустыня стала сплошным кошмаром. Змеи заползали под кухонные горшки, сворачивались кольцами возле шатров. Они прятались среди детских игрушек и поджидали свои жертвы на спальных тюфяках. Их ядовитые зубы глубоко вонзались в кожу, выпуская смертельный яд.

Пустыня, бывшая некогда убежищем для Израиля, стала его кладбищем. Сотни людей лежали при смерти. Сознавая безвыходность положения, охваченные ужасом родители спешили к шатру Моисея, умоляя о помощи. «И помолился Моисей о народе», – говорит Библия.

Как на это ответил Бог? Сделай медного змея и подними его повыше: кто взглянет на него – будет жить. «И сделал Моисей медного змея, и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числ. 21:9).

Змей всегда был символом сатаны (Быт. 3; Откр. 12), изображающим грех. Израильский стан был предан в сатанинские руки. Какое же средство избавления предложил Бог? Вместо того чтобы смотреть на агнца, закалываемого на жертвеннике святилища, Израиль должен был смотреть на медного змея.

Как странно, что Христос представлен таким символом! Как изображение жаливших змей было водружено на шест, так и Иисус, явившийся «в подобии плоти греховной» (Рим. 8:3), должен был быть вознесен на крест (Ин. 3:14, 15). Он стал грехом, взяв на Себя все грехи каждого человека, который когда-либо жил или будет жить. «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас грехом (англ. пер.), чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Взирая на Христа, потерявшего надежду человечество может найти жизнь.

Как могло воплощение Христа принести спасение человечеству? Как Бог мог стать человеком, и почему это было необходимо?

ВОПЛОЩЕНИЕ:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...