Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек, созданный по образу Бога




В Библии сказано, что живые существа, сотворенные Богом на шестой день Творения, были созданы «по образу Божию» (Быт. 1:27). Как понимать эти слова?

Сотворенное по образу и подобию Бога. Бытует мнение, что нравственные и духовные ценности человечества дают представление о нравственной и духовной природе Бога. Поскольку Библия учит, что человек представляет собой неделимое единство тела, ума и души, физические черты человека должны тоже в какой-то степени отражать образ Бога. Но ведь Бог – дух. Обладает ли дух какой-либо формой или образом?

Об ангелах Библия говорит, что они – духовные существа, подобные Богу (Евр. 1:7, 14). Людям они всегда являются в человеческом образе (Быт. 18:1–19, 22; Дан. 9:21; Лук. 1:11–38; Деян. 12:5–10). Возможно ли, чтобы эти высшие духовные существа были наделены «духовным телом» определенной формы (1 Кор. 15:44)?

В Священном Писании мы находим свидетельство о том, что некоторые праведники были удостоены видеть отчасти Божественный образ. Моисей, Аарон, Надав и семьдесят старейшин видели стопы Его ног (Исх. 24:9–11). Хотя Бог не стал показывать Свое Лицо, Моисей, покрытый Его рукой, увидел Его удаляющимся (Исх. 33:20–23). Бог явился Даниилу в видении суда как Ветхий днями, воссевший на престоле (Дан. 7:9, 10). О Христе сказано, что Он «образ Бога невидимого» (Кол. 1:15) и «ясный образ Его личности» (Евр. 1:3, англ. пер.). Из этих текстов следует, что Бог – это Личность, Которая имеет определенный образ. Это не должно вызывать удивление, ведь и человек был сотворен по образу Божьему.

Человек, сотворенный Богом, ненамного уступал ангелам в своем совершенстве (Евр. 2:7). Отсюда он, безусловно, должен был обладать выдающимися умственными и духовными дарованиями. Хотя, возможно, Адаму недоставало опытности и проницательности, он был сотворен «правым» (Екк. 7:29) в смысле нравственной чистоты7. Отражая образ Бога в нравственном аспекте, он был праведен и свят (Еф. 4:24), ведь он был частью Божественного Творения, которое Сам Бог назвал «весьма хорошим» (Быт. 1:31).

Наделенный нравственной природой, человек, подобно Богу, имел свободу выбора – свободу мыслить и действовать в соответствии с моральными критериями. Следовательно, он был волен любить и повиноваться или не доверять и не слушаться. Бог шел на риск, потому что человек мог сделать неправильный выбор. Но только свободный человек способен в полной мере познать любовь Божью и раскрыть ее в своем характере (1 Ин. 4:8). Совершенствуясь и развиваясь, человек все более и более отражал бы в себе образ Божий. Любовь к Богу всем сердцем, душою и разумением и любовь к другим людям, как к самому себе, должна была стать сущностью и смыслом бытия (Мф. 22:36–40).

Сотворенные для общения. Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18) – и сотворил Еву. Совершенная любовь соединяет воедино три Личности Божества. Точно так же и мы были сотворены для общения, которое обретается в дружбе и в браке (Быт. 2:18). Дружба и любовь дают нам понять, что значит жить друг для друга. Именно эти взаимоотношения и делают нас людьми и полном смысле этого слова. Людьми, несущими и развивающими в себе образ Божий, гармонию Его Царства.

Сотворенные, чтобы заботиться о природе. Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всякими гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). Здесь говорится и о Божественном образе в человеке, и о его владычестве на другими творениями. Человек как Божий представитель был поставлен над низшими сотворенными формами жизни. Животный мир не осознает владычества Бога, но многие животные способны любить человека и служить ему.

Давид говорит о владычестве человека в следующих словах: «Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс. 8:7–9). Высокое положение человека на новой планете увенчало его славой и честью (Пс. 8:6). Именно он должен мудро и милосердно управлять миром, отображая благостное Божье правление над всей Вселенной. Бог поручил нам усердно заботиться об окружающей среде. Мы должны делать все возможное для совершения Божьей воли.

Такой подход открывает верный путь к улучшению взаимоотношений человека с природой в этом мире, где все рушится. Нельзя мириться с эгоистичной тратой естественных земных ресурсов и необдуманным загрязнением воздуха и воды, что наносит все больший вред всему живому. Только в том случае, если люди примут библейскую точку зрения о природе человека, они смогут быть уверены в счастливом будущем.

Сотворенные, чтобы подражать Богу. Будучи людьми, мы должны во всем подражать Богу, уподобляться Ему, потому что для этого мы и были созданы. Хотя мы, люди, не обладаем Божественным естеством, нам следует стремиться как можно полнее отображать Создателя в своей жизни. К этому призывает и четвертая заповедь: работая шесть дней недели и покоясь в седьмой, мы следуем примеру нашего Творца (Исх. 20:8–11).

Сотворенные для условного бессмертия. При сотворении нашим прародителям было дано бессмертие. Но обладать им они могли только на условии послушания. Имея доступ к дереву жизни, они могли жить вечно. Их жизни угрожало только одно: нарушение повеления, запрещавшего им есть от дерева познания добра и зла. Непослушание влекло за собой смерть (Быт. 2:17; ср. 3:22).

ГРЕХОПАДЕНИЕ

Адам и Ева были сотворены по образу Божьему и были совершенными. Они жили в идеальном окружении. И все же, несмотря на это, они стали грешниками. Как это могло произойти?

Происхождение греха. Если Бог сотворил мир совершенным, откуда в нем мог появиться грех?

1. Бог и происхождение греха. Может быть, Творец Вселенной был также и виновником греха? Согласно Св. Писанию Бог свят по Своей природе (Ис. 6:3) и в Нем нет неправды. «Совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4). Св. Писание утверждает: «Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие» (Иов. 34:10). «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13). Он ненавидит грех (Пс. 5:5; 10:5). Из рук такого Творца мир вышел «весьма хорошим» (Быт. 1:31). Бог ни в какой мере не может быть причастен к греху. Напротив, Он источник «спасения вечного для всех послушных Ему» (Евр. 5:9).

2. Родоначальник греха. Бог мог бы не допустить грех, если бы Он населил Вселенную роботами, которые поступают по определенной, заданной им программе. Но природа Божьей любви такова, что Он мог сотворить только такие существа, которые обладали способностью свободно откликнуться на Его любовь, то есть сделать совершенно свободный и сознательный выбор.

Однако, наделяя Свои творения свободой выбора, Бог шел на определенный риск, потому что некоторые из них могли отвернуться от Него. К сожалению, Люцифер, занимавший наивысшее положение в ангельском мире, возгордился (Иез. 28:17; ср. 1 Тим. 3:6). Недовольный своим положением (см. Иуд. 6), он претендовал на место Самого Бога (Ис. 14:12–14). Пытаясь завладеть властью над Вселенной, этот падший ангел посеял семена недовольства среди близких ему ангелов и привлек на свою сторону многих из них. Это привело к войне на небе, закончившейся изгнанием Люцифера; ныне же известен он как противник, сатана. Он был изгнан с неба вместе с его ангелами (Откр. 12:4, 7–9, см. 8-ю гл. этой книги).

3. Как грех появился в людях. Сатану не остановило изгнание с неба. Он решил хитростью привлечь других жителей Вселенной к восстанию против Божьего правления. Его внимание привлекло новое Божьей Творение – человек. Но как вовлечь в восстание Адама и Еву? Ведь они жили в мире, где все было совершенно, и Сам Творец заботился обо всем, что было им необходимо. Как можно было посеять в них недовольство и недоверие к Тому, Кто был источником их счастья? Библейский рассказ о первородном грехе повествует, как это случилось.

Строя козни против первых людей, сатана решил прежде всего усыпить их бдительность. Однажды, когда Ева находилась недалеко от дерева познания добра и зла, сатана, принявший обличье змея, стал спрашивать ее о Божьем запрещении есть плоды с этого дерева. Ева подтвердила Божьи слова о том, что они умрут, если будут есть плоды дерева познания добра и зла. Тогда сатана бросил вызов Божественному запрету, говоря: «Нет, не умрете». Он возбудил в ней любопытство, высказав предположение, что Бог пытался утаить от нее неизведанное, захватывающее переживание: ощущение в себе Божественной сущности (Быт. 3:4, 5). Сомнение в Божием слове сразу пустило корни в ее сердце. Ева увлеклась мыслями о потрясающих возможностях, которые, по словам змея, могли дать плоды таинственного дерева. Искушение начало свое губительное действие в ее освященном уме. Вера в слово Бога незаметно для нее самой переродилась в веру слову сатаны. Ей сразу представилось, что «дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание». Ева вдруг почувствовала неудовлетворенность своим положением и поддалась искушению стать подобной Богу. Она «взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6).

Доверившись своим обманчивым чувствам, вместо того чтобы доверяться слову Бога, Ева разорвала тонкую нить своей зависимости от Бога, теряя вместе с этим и свое высокое положение. Следовательно, грехопадение человечества было отмечено, прежде всего, крушением веры в Бога и Его слово. Неверие привело к непослушанию, которое, в свою очередь, вызвало нарушение взаимоотношений и в конце концов привело к разрыву между Богом и человеком.

Влияние греха. Какие же из последствий греха проявились сразу, а какие сказались впоследствии? Как грех воздействовал на человеческую природу? И есть ли надежда на искоренение греха и восстановление безгрешной человеческой природы?

1. Немедленные последствия. Первое, что повлек за собой грех – это изменение в человеческом естестве, которое оказало влияние на отношения людей между собой и на их отношении с Богом. Их глаза «открылись», но новое захватывающее переживание принесло Адаму и Еве лишь чувство стыда (Быт. 3:7). Вместо того чтобы стать равными Богу, как обещал им сатана, они стали бояться Бога и пытались скрыться от Него (Быт. 3:8–10).

Когда Бог спросил Адама и Еву о содеянном, они, вместо того чтобы признать свою вину, пытались переложить вину на другого. Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3:12). В его словах намек на то, что Сам Бог причастен к этому греху, ведь это Он дал ему такую жену. Очевидно, сколь разрушителен оказался грех, так быстро нарушивший отношения Адама с женой и с его Творцом. Ева. В свою очередь, обвинила змея (Быт. 3:13).

Ужасные последствия, которые не заставили себя ждать, со всей серьезностью говорят о том, сколь губителен грех. Бог проклял змея, посредника сатаны, приговорив его всю жизнь ползать на собственном чреве в вечное напоминание о грехопадении (Быт. 3:14). Женщине Бог сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). А поскольку Адам послушал жену свою, вместо того чтобы слушать Бога, на землю пало проклятие. Много скорби и тяжелый труд ждали Адама впереди. «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (быт. 3:17–19).

Бог подтвердил неизменность Своего закона и то, что любое беззаконие неминуемо ведет к смерти. Он сказал: «Прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Бог изгнал беззаконников из Едемского дома, лишив их непосредственного общения с Собой (Быт. 3:8) и доступа к дереву жизни – источнику жизни вечной. Так Адам и Ева стали смертными людьми (Быт. 3:22).

2. Природа греха. Многие тексты Св. Писания, особенно повествующие о грехопадении, говорят о том, что грех – это нравственное зло. Когда свободное нравственное существо сознательно избирает нарушение воли Бога, результатом этого выбора будет грех (Быт. 3:1–6; Рим. 1:18–22).

А. Определение греха. Библия дает несколько определений греха: «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4) «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 14:17) и «все, что не по вере, грех» (Рим. 14:23). Вот еще одно емкое определение греха: «Грех – это отступление от известной воли Бога, в чем бы оно ни выражалось: в пренебрежении ли к тому, что Он специально повелел, или в совершении того, что Он специально запретил»8.

Грех не знает нейтралитета. Христос утверждает: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12:30). Отказ верить в Него является грехом (Ин. 16:9). Грех абсолютен по своей природе, потому что грех есть восстание против Бога и Его воли. Каким бы ни был грех, малым или большим, он влечет за собой приговор: «виновен». Таким образом, «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10).

Б. Грех совершается не только в поступках, но и в мыслях. Часто о грехе говорят только в смысле конкретных и явных нарушений закона. Но Христос сказал, что гнев на кого-либо уже есть нарушение шестой заповеди Десятисловного Закона: «Не убий» (Исх. 20:13); человек, вынашивающий похотливые желания, преступает заповедь «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14). Поэтому греховным является не только открытое непослушание, выраженное в реальных поступках, греховными могут быть также мысли и желания.

В. Грех и вина. Грех влечет за собой чувство вины. Согласно библейской точке зрения вина предполагает наказание того, кто совершил грех. Поскольку все люди – грешники, то весь «мир виновен перед Богом» (Рим. 3:19). Чувство вины может опустошить человека физически, умственно и духовно. Неразрешенная проблема вины влечет к смерти, потому что «возмездие за грех смерть» (Рим. 6:23).

Единственным противоядием от вины является прощение (Мф. 6:12), которое дарует чистую совесть и душевный мир. Бог очень хочет дать это прощение каждому кающемуся грешнику. Христос милостливо приглашает человечество, обремененное грехом и сознанием своей вины: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

Г. Средоточие греха в человеке. Библия говорит, что грех гнездится в сердце человека, то есть, как известно, в его сознании. Из сердца бьют «источники жизни» (Притч. 4:23). Христос показывает, что человека оскверняют его мысли, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19). Интеллект человека, его воля, привязанности, эмоции и тело, иными словами весь человек, находится, выражаясь Библейским языком, под влиянием сердца. А поскольку «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9), то можно сказать, что все человеческое естество порочно, испорчено и полностью греховно.

3. Влияние греха на человечество. Некоторым может показаться, что смертный приговор за употребление запретного плода – это слишком суровое наказание. Но постичь всю серьезность этого согрешения можно только во свете того влияния, которое грех Адама оказал на все человечество.

Первый сын Адама и Евы совершил убийство. Их потомки вскоре нарушили священный брачный союз, практикуя полигамию, и прошло совсем немного времени, как нечестие и насилие захлестнули землю (Быт. 4:8, 23; 6:1–5, 11–13). Божьи призывы к покаянию и преобразованию никого не трогали, и только восемь человек были спасены от вод потопа, которые уничтожили упорных в своем нераскаянии грешников. История человечества после потопа – это, за малым исключением, печальное повествование о проявлениях греховной человеческой природы.

А. Греховность человечества универсальна. История свидетельствует о том, что все потомки Адама наследовали греховную природу. Псалмопевец Давид сказал в молитве: «Не оправдается перед Тобой ни один из живущих» (Пс. 142:2; ср. Пс. 13:3). «Нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46). А Соломон произнес такие слова: «Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» (Притч. 20:9); «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Екк. 7:20). Новый Завет с такой же ясностью утверждает, что «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23) и «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8).

Б. Передается ли греховность по наследству или приобретается? Апостол Павел сказал: «В Адаме все умирают» (1 Кор. 15:22). В другом месте он заметил: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

Испорченность человеческого сердца оказывает влияние на всю личность человека. Примерно ту же мысль выражает Иов: «Кто родится чистым человеком от нечистого? ни один!» (Иов. 14:4). Давид сказал: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). А апостол Павел утверждает, что «плотские помышления суть вражда против Бога; ибо Закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:7, 8). Он подчеркнул, что перед обращением верующие «были по природе чадами гнева», как и все остальные люди (Еф. 2:3).

Несмотря на то что в детском возрасте мы учимся совершать греховные поступки, подражая другим, все же присущая нам греховность передается по наследству. Это подтверждают вышеприведенные библейские тексты. Всеобщая греховность человечества свидетельствует о том, что по природе мы склонны делать скорее зло, нежели добро.

В. Искоренение греховных поступков. Насколько успешны попытки людей избавиться от греха в своей жизни и жизни общества?

Любая попытка жить праведной жизнью, полагаясь на свои собственные сила, обречена на неудачу. Христос сказал, что всякий согрешающий есть «раб греха». Только Божественная сила может освободить нас от этого рабства. Но Христос уверил нас: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36). Жить праведно, сказал Он, вы сможете лишь в том случае, если «пребудете во Мне», потому что «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:4, 5).

Даже апостол Павел не смог достичь праведности собственными усилиями. Он знал совершенный идеал Божьего Закона, но не мог жить по нему. Вот как он рассказывал о своих попытках: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Он говорит, насколько сильно влияние греха в его жизни: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Несмотря на свои поражения, он восхищался совершенным Божьим идеалом, говоря: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в Законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:15, 19, 20, 22–24).

Наконец, Павел признал, что для победы ему нужна Божественная сила. «Облекшись во Христа», он оставил рабскую жизнь по плоти и начал новую жизнь по Духу (Рим. 7:25; 8:1). Эта новая жизнь в Духе есть дар от Бога, который преобразует человека. По Божественной благодати мы, «мертвый по преступлениям и грехам нашим», становимся победителями (Еф. 2:1, 3, 8–10). Духовное возрождение настолько преобразует жизнь (Ин. 1:13; 3:5), что это изменение можно сравнить лишь с новым творением – «древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Новая жизнь, однако, не исключает возможности снова впасть в грех (1 Ин. 2:1).

4. Эволюция и падение человека. Со времени Сотворения сатана постоянно стремится привести в замешательство умы людей, подрывая их доверие к библейскому рассказу о происхождении человечества и грехопадении человека. Для многих людей «естественным» мировоззрением принято считать эволюционную теорию. Эта теория основывается на предположении, что жизнь возникла случайно и что люди произошли от низших форм жизни в течение длительного эволюционного процесса развития. Благодаря выживанию более сильных особей люди развились до своего нынешнего состояния. Однако процесс развития не окончился. Люди все еще развиваются и не достигли предела своих возможностей.

Все большее число христиан принимают атеистическую эволюционную теорию, согласно которой, творя мир, Бог использовал эволюционный процесс. Те, кто принимает эту теорию, не считают первые главы Книги Бытия буквальными, а относятся к ним как к аллегории или мифу.

А. библейская точка зрения человека и эволюции. Христиане-креационисты (сторонники библейской теории Сотворения) озабочены тем влиянием, которое эволюционная теория оказывает на христианское мировоззрение. Джеймс Орр писал: «В настоящее время христианство столкнулось не с каким-то отдельными нападками на его догматы, а с популярным, всеобщим и противоположным мировоззрением, которое хорошо изложено, притязает на научную обоснованность, имеет своих защитников, но которое своими фундаментальными идеями подрубает корни христианства»9.

Библия не подразумевает аллегорического или мифического толкования Книги Бытие. Библейские писатели сами объясняют первые одиннадцать глав Книги Бытие как буквальное повествование. Адам и Ева, Бог и сатана – все предстают как исторические действующие лица в драме великой борьбы (см. Иов. 31:33; Екк. 7:29; Мф. 19:4, 5; Ин. 8:44; Рим. 5:12, 18, 19; 2 Кор. 11:3; 1 Тим. 2:14; Откр. 12:9).

Б. Голгофа и эволюция. В какой бы форме не излагалась эволюционная теория, она противоречит основным положениям христианства. Как сказал Леонард Вердин: «Вместо рассказа о грехопадении появился рассказ о восхождении»10. Христианство и эволюция не совместимы. Либо наши прародители были сотворены по образу Божьему и впали в грех, либо нет. Если нет, тогда зачем быть христианином?

Голгофа самым решительным образом опровергает теорию эволюции. Если не было грехопадения, тогда зачем Христос был распят за нас? Не смерть сама по себе, а Христова смерть ради нас говорит о том, что с человечеством произошла ужасная трагедия.

Теперь наша надежда только на Человека, Который умер на кресте. Лишь Его смерть открывает для нас возможность настоящей полноценной жизни, которая никогда не окончится. Голгофа провозглашает, что нам нужен Тот, Кто займет наше место, чтобы освободить нас. Предоставленные самим себе, мы продолжали бы вырождаться, и в конце концов все человечество погибло бы.

В. Воплощение и эволюция. Возможно, мы разрешим свои сомнения относительно Сотворения или эволюции, если вдумаемся в значение и смысл воплощения Иисуса Христа. Бог ввел в историческое повествование Христа, второго Адама. Воистину, это небывалое чудо: «Бог явился во плоти». И если оно свершилось, то можем ли мы сомневаться в Его способности сотворить первого Адама?

Г. Достиг ли человек совершеннолетия? Сторонники эволюции часто указывают на огромные научные достижения за последние несколько столетий как на доказательство того, что человек, видимо, становится властелином собственной судьбы. Они склонны думать, что передовая наука со временем разрешит все мировые проблемы.

Однако сегодня роль технического прогресса все чаще воспринимается с сомнением, потому что техника в руках современного человека привела планету на грань самоуничтожения. Человеческая природа совершенно неспособна покорить и обуздать греховное сердце. Следовательно, весь научный прогресс, вместе взятый, только сделал мир более опасным.

Иногда кажется, что философы нигилизма и отчаяния были во многом правы. Изречение папы Александра: «Надежда вливает вечное в человеческую грудь» становится ныне пустым звуком. Иов правильнее воспринимал реальность: «один день сменяется другим безнадежным днем» (Иов. 7:6, англ. пер.). Эра человечества катится к закату. Некто, находящийся вне пределов человеческой истории, должен прийти вмешаться и сделать ее новой, совершенно иной.

Лучи надежды. Страшно представить, до какой степени испорченности дошло человечество. На кресте люди убили Своего Творца. По сути, они совершили настоящее отцеубийство! Но даже после этого Бог не оставил человечество без надежды на прощение и восстановление.

Человек был сотворен совершенным и прекрасным. И все же, в сравнении с бесконечной и величественной Вселенной, нельзя не подумать о его ничтожестве. И вот с этим-то человеком Бог ищет общения, наделяет его чувством достоинства и ставит владыкою над землею. Вот как об этом говорит Давид: «Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих» (Пс. 8:5, 6; ср. Евр. 2:7).

Несмотря на грехопадение, сознание человеческого достоинства еще присуще человеку. Хотя образ Божий искажен, он все-таки не изглажен полностью. Человек, пусть даже падший, испорченный, греховный, еще остается представителем Бога на земле. Его естество ниже Божественного, и все же он занимает достойное положение Божьего попечителя над земным творением. И когда Давид в полной мере осознал это, он воскликнул с хвалой и благодарностью: «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле» (Пс. 8:10).

ЗАВЕТ БЛАГОДАТИ

Нарушив Закон, первая человеческая пара впала в грех. Теперь люди не способны были сопротивляться сатане. Так могли ли они снова стать свободными или были обречены на гибель? Была ли для них какая-нибудь надежда?

Завет, данный при грехопадении. Перед тем как произнести приговор первым людям, Бог дал им надежду, заключив с ними завет благодати. Он сказал: «Вражду положу между тобою и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

Божья весть несла людям надежду, несмотря на то что сатане удалось обольстить людей своими злыми чарами. Победа Бога над ним была неизбежна. Между Богом и людьми был заключен завет. Благодатью Своею Бог обещал воздвигнуть защиту от греха. Ненависть между змеем и женою, между последователями сатаны и Божьим народом разрушит связь человека с сатаной и откроет путь к обновленным взаимоотношениям с Богом.

Война между Божьей Церковью и сатаной должна была длиться веками. Она достигла своей кульминации в смерти Иисуса Христа, Который был пророчески предсказанным воплощением «семени жены». На Голгофе сатана ужалил «семя жены», но все же потерпел поражение.

Все, кто примет предлагаемую им Божью благодать, будут ощущать в себе враждебность ко греху и станут успешными в борьбе с сатаной. Через веру они приобщаются к победе Спасителя на Голгофе.

Завет, заключенный перед Творением. Св. Писания свидетельствуют, что еще до Творения Личности Божества замыслили искупление человечества в том случае, если люди впадут в грех. Апостол Павел сказал, что Бог «избрал нас в Нем (Христе) прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей (Еф. 1:4–6; ср. 2 Тим. 1:9). Говоря о Христовой искупительной жертве, Петр сказал: «Предназначенного еще прежде создания мира» (1 Петр. 1:20).

Завет благодати был основан на непоколебимом основании: на обещании и клятве Самого Бога (Евр. 6:18). Иисус Христос стал поручителем завета (Евр. 7:22). Поручитель – это лицо, которое берет на себя долг или обязательство другого лица, если последнее не в состоянии их выполнять. Христово служение в качестве поручителя означало, что, если люди впадут в грех, Он возьмет на Себя наказание, предназначенное им. Он уплатит цену за их искупление. Он совершит примирение за их грех. Он удовлетворит требования нарушенного Божьего Закона. Ни человек, ни ангел не мог принять на себя эту ответственность. Только Христос-Творец, представляющий главу человечества, мог сделать это (Рим. 5:12–21; 1 Кор. 15:22).

Сын Божий – не только поручитель завета, но и исполнитель его. Он Сам говорит о Своей миссии как о миссии воплощенного Сына человеческого. Его слова проливают свет на эту сторону Его служения: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38; ср. 5:30, 43). Воля Небесного Отца заключается в том, чтобы «всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную» (Ин. 6:40). «Сия же есть жизнь вечная, – сказал Он, – да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Оканчивая Свою миссию, Он засвидетельствовал о том, что исполнил поручение Своего Отца. Иисус сказал: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4).

На кресте Иисус исполнил Свое обещание стать поручителем человечества – поручителем завета. Его восклицание: «Совершилось!» (Ин. 19:30) ознаменовало завершение Его миссии. Отдав Свою жизнь, Христос понес на Себе наказание, которое требовал нарушенный Божий Закон. Благодаря Христу Спасителю у нас есть светлая надежда на спасение. Именно пролитая кровь Господа Иисуса Христа утвердила завет благодати. Через веру в Его искупительную кровь кающиеся грешники будут усыновлены Богом и станут наследниками вечной жизни.

Этот завет благодати открывает безграничную Божью любовь к людям. Заключенный перед Сотворением мира, Он был явлен после грехопадения. Таким образом, Бог и человек стали участниками договора.

Обновленный завет. К сожалению, человечество отвергло этот замечательный завет благодати как перед потопом, так и после него (Быт. 6:1–8; 11:1–9). Бог возобновил Свой завет с людьми на этот раз через Авраама. Он вновь подтвердил обетование искупления: «И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:18; ср. 12:3; 18:18).

Св. Писание особым образом подчеркивает верность Авраама условиям завета. Авраам поверил Богу, и Он «вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). «Отец верующих» пользовался благословениями завета не только потому, что тот был основан на благодати Божьей, а и потому, что Авраам выполнил определенные условия: он повиновался Богу. Отсюда следует, что завет поддерживает авторитет Божьего Закона (Быт. 17:1; 26:5).

Благодаря истинной вере в Бога Авраам был назван «отцом всех верующих» (Рим. 4:11). Его праведность является образцом праведности по вере, проявляемой в послушании (Рим. 4:2, 3; Иак. 2:23, 24). Завет благодати не переносит автоматически свои благословения на последующие поколения потомков Авраама. Благословения даются только тем, кто идет путем веры Авраама, доверяющего Богу. «Верующие суть сыны Авраама» (Гал. 3:7). Каждый человек может испытать в своей жизни обещания спасения, предложенные заветом, если выполнит определенные условия: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники»(Гал. 3:29). По замыслу Божию, синайский завет (он назван также первым заветом) был обновлением завета благодати, данного Аврааму (Евр. 9:1). Но Израиль извратил принципы этого завета, превратив его в завет оправдывающих дел (Гал. 4:22–31).

Новый завет. Позднее в Св. Писании говорится о «новом или лучшем завете»11. Он назван так не потому, что вечный завет был изменен, а потому, что: 1) неверность и падение Израиля обусловили его искажение и превращение в систему дел; 2) он был связан с новым откровением Божьей любви, явленной в воплощении, жизни, смерти, воскресении и ходатайстве Иисуса Христа (ср. Евр. 8:6–13); 3) до креста он не был утвержден Христовой кровью (Деян. 9:27; Лк. 22:20; Рим. 15:8; Евр. 9:11–22)12.

Завет Божий как основа взаимоотношений с человеком исключительно важен, ибо через благодать он предлагает, во-первых, прощение грехов и, во-вторых, жить в согласии с заповедями Божьими, написанными Духом Святым в сердце; наконец, завет восстанавливает в кающихся грешниках образ и подобие Творца (Иер. 31:33). Принятие нового завета, или нового рождения, приносит с собой праведность Христа и опыт оправдания верой.

Обновление сердца, которое оно предлагает, преобразует людей, так что они принесут плоды Духа: «любовь, радость, мир, благость, долготерпение, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23). Полагаясь на Божию благодать, они смогут жить так, как жил Христос, Который ежедневно жил в согласии с волей Божьей (Ин. 8:29). Единственная надежда для человечества, отвернувшегося от Бога, – это принять Божие приглашение войти в Его завет благодати. Через веру в Иисуса Христа мы можем обрести эту связь с Богом, которая делает нас детьми Божьими и наследниками со Христом в грядущем царстве Его.


Учение о спасении

Все человечество вовлечено в великую борьбу между Христом и сатаной. Она началась на небе в связи с тем, что был поставлен под сомнение характер Бога, Его закон и справедливость Божьего правления во Вселенной. Один из сотворенных ангелов, наделенный свободой выбора, в своем самовозвышении стал сатаной, противником Бога. Это привело к восстанию части ангелов. Сатана вызвал дух противления Богу в нашем мире, когда вовлек Адама и Еву в грех. В результате этого греха, соделанного людьми, образ Божий оказался искаженным в человечестве. По этой же причине сотворенный мир утратил свой порядок и был опустошен во время всемирного потопа. На виду у всего творения этот мир превратился в арену вселенской борьбы. В завершение этой борьбы Бог любви будет оправдал перед всей Вселенной. Христос посылает Святого Духа и верных ангелов, чтобы помочь своему народу (Основание веры, 8).

ГЛАВА 8

ВЕЛИКАЯ БОРЬБА

Св. Писание повествует о вселенской борьбе между добром и злом. Богом и сатаной. Понимание этой борьбы, в которую вовлечена вся Вселенная, помогает ответить на вопрос: почему Иисус пришел в наш мир?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...