Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дух Святой, обещанный миру




Согласно Божьему замыслу Дух Святой изначально должен был обитать в человеке. Но грех Адама и Евы лишил их сада Едемского, и общения со Святым Духом. Этот разрыв творения со своим Творцом привел допотопную цивилизацию к трагедии. И Бог был вынужден сказать: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» (Быт. 6:3).

В ветхозаветные времена именно Дух Святой своим воздействием формировал ту или иную личность, готовя к особому служению (Числ. 24:2; Суд. 6:34; 1 Цар. 10:6). Были случаи, когда Он пребывал в сердце отдельных людей (Исх. 31:3; Ис. 63:11).

Бесспорно, истинные верующие всегда сознавали Его присутствие, но в библейских пророчествах говорится об особом излитии Духа «на всякую плоть» (Иоил. 2:28), когда более мощное проявление Духа ознаменует собой новую эру.

Пока мир был подвластен дьяволу, излитие полноты Духа предполагалось в будущем и его следовало ожидать. Христос, по промыслу Божию, должен был выполнить Свою земную миссию, принести искупительную жертву, только после этого Дух Святой мог быть излит на всякую плоть. Указывая на Христово служение как на служение Духа, Иоанн Креститель сказал: «Я крещу вас в воде, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф. 3:11). Но в Евангелии мы не находим конкретных свидетельств о том, что Иисус крестил Духом Святым. Только за несколько часов перед Своим распятием Христос пообещал ученикам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины» (Ин. 14:16–17). Есть ли основания говорить о том, что крещение Духом совершилось на кресте? Отнюдь: в момент распятия голубь как символ Святого Духа не появился – спустилась лишь кромешная тьма и были слышны раскаты грома.

Только после Своего воскресения Иисус излил Святой Дух на Своих учеников (Ин. 20:22). В Евангелии от Луки мы читаем: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49). Последователи великого Учителя должны были принять силу, «когда сойдет на них Дух Святый» и сделает их Его свидетелями даже до края земли (Деян. 1:8).

Евангелист Иоанн писал: «...не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:39). По замыслу Божию, излитие Святого Духа должно было последовать только после принятия Отцом жертвы Иисуса Христа.

Заря новой эры взошла лишь тогда, когда наш Господь – Победитель воссел на небесном престоле. Это и есть то время, которое ознаменовало излитие Святого Духа во всей Его полноте. По словам Петра, Иисус, «быв вознесен десницею Божию... излил» Святого Духа (Деян. 2:33) на Своих учеников, которые с волнением ожидали этого события и, собравшись, «единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян. 1:5, 14). День Пятидесятницы, наступивший через пятьдесят дней после Голгофы, мощным проявлением Духа ознаменовал собой начало новой эпохи. «И внезапно сделался шум с неба, написано в Деяниях Апостолов, – как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они (ученики) находились... И исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:2–4).

Миссия Иисуса Христа и Духа Святого взаимозависима и взаимообусловлена. Дух Святой не мог быть дан во всей полноте, пока Иисус не исполнил предначертанного Богом. В Свою очередь, Иисус был зачат от Святого Духа (Мф. 1:8–21), крещен Духом (Мк. 1:9–10), водим Духом (Лк. 4:1), совершал Свои чудеса посредством Духа (Мф. 12:24–32), принес Себя в жертву на Голгофе через Духа (Евр. 9:14–15) и был воскрешен Духом (Рим. 8:11).

Иисус Христос первым испытал на Себе полноту Святого Духа. Отрадно знать, что Господь готов излить Свой Дух на всех, кто от всего сердца стремится к Нему.

МИССИЯ СВЯТОГО ДУХА

Вечером, накануне Своей смерти, Христос сказал ученикам, что скоро покинет их. Его слова встревожили учеников. Но господь уверил их: «Не оставлю вас сиротами... Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14:16, 18).

Откуда миссия Духа взяла свое начало. Новый Завет открывает истину о Святом Духа. Святой Дух называется здесь «Духом Иисуса» (Деян. 16:7, англ. пер.), «Духом Его Сына» и «Духом Иисуса Христа» (Флп. 1:19). Возникает вопрос: кто обладает авторитетным правом посылать Дух Святой в этот мир – Иисус Христос или Отец?

Иисус Христос указывает, во-первых, на Бога Отца: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» (Ин. 14:16, ср. 15:26 «от Отца»). Именно Крещение Святым Духом Спаситель назвал «обещанным от Отца» (Деян. 1:4). Во-вторых, Христос указывает на самого Себя: «Я пошлю Его (Духа) к вам» (Ин. 16:7). Следовательно, Дух Святый исходит и от Отца, и от Сына.

Его миссия в мире. Признать Христа Господом можно только через влияние Святого Духа. Павел писал: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3).

Слово Божье уверяет нас, что через Святого Духа Христос, «истинный Свет», «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Его задача – «убеждать мир во грехе, праведности и суде» (Ин. 16:8, англ. пер.).

Во-первых, именно Святой Дух открывает сознанию нашу греховность, обличает полное равнодушие ко Христу (Ин. 16:9). Во-вторых, Дух Святой побуждает людей принять праведность Христа. В-третьих, Святой Дух предупреждает нас о суде, что заставляет омраченные грехом сердца покаянно воспрянуть и обратиться к Богу.

Пережив обновляющую силу покаяния, мы можем родиться вновь через водное крещение и крещение Святого Духа (Ин. 3:5). Это, бесспорно, является событием в нашей жизни, ибо мы становимся жилищем Духа Христа.

Миссия для верующих. Большинство библейских текстов, в которых говорится о Святом Духе, освещают проблему Его взаимоотношений с Божьим народом. Оказывая освящающее влияние, Он ведет нас к послушанию (1 Петр. 1:2). Однако для того, чтобы Его влияние было постоянным и созидательным, христианину необходимо учитывать определенные условия. Апостол Петр подчеркивает мысль о том, что Бог дает Духа тем, кто постоянно повинуется Ему (Деян. 5:32)1. Более того, верующим дано предостережение не противиться Духу Святому, не огорчать и не угашать Его своей неуравновешенной жизнью (Деян. 7:51; Еф. 4:30; 1 Фес. 5:19).

КАКОВО ЖЕ УЧАСТИЕ ДУХА СВЯТОГО В ЖИЗНИ

ХРИСТИАНИНА

1. Он помогает верующим, духовно поддерживая их. Иисус Христос называет Духа Святого древнегреческим словом «Параклетос» (Ин. 14:16). В переводе на русский язык это слово означает «Помощник», «Утешитель», «Советник». Оно также может иметь значение «Ходатай», «Посредник» или «Адвокат».

Кроме вышеупомянутого «Параклетос», Св. Писание говорит только об одном «Параклетос» – Самом Христе. Он наш Защитник или Ходатай перед Отцом. «Дети мои! – восклицает апостол Иоанн, – сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» (1 Ин. 2:1).

Как Ходатай, Посредник и помощник Христос представляет нас Богу и открывает Бога нам. Подобным же образом Дух ведет нас ко Христу и делает нас причастными Христовой благодати. Вот почему Дух Святой назван «Духом благодати» (Евр. 10:29). Святой Дух содействует тому, чтобы спасительная благодать Христова стала достоянием людей. Без этого немыслимо дело спасения человечества.

2. Он открывает истину о Христе. Иисус Христос говорит о Святом Духе как о «Духе истины» (Ин. 14:17; 15:26; 16:13), который призван, по словам Христа, «напоминать вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26) и наставлять «вас на всякую истину» (Ин. 16:13). Он свидетельствует об Иисусе Христе (Ин. 15:26). «Он не от Себя говорить будет, – подчеркивает Христос, – но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:13–14).

3. Он делает реальным присутствие Христа. Дух Святой не только возвещает о Христе, Он делает реальным само присутствие Спасителя. Иисус сказал: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель (Дух Святой, Ин. 14:16–17) не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7).

Благословенное служение Иисуса в этом мире было стеснено и обусловлено ограниченными человеческими возможностями, вследствие чего Его спасительная миссия не была всеохватна.

Поэтому Его возвращение к Отцу является закономерным фактом, открывающим иные перспективы: посредством Духа Святого присутствовать везде и всегда. Иисус сказал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Дух истины» Он уверил, что Дух пребудет «с вами» и «в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14:17–18). «Дух Святой есть представитель Христа, необремененный человеческим естеством, а потому свободный»2.

Дева Мария зачала Иисуса Христа от Духа Святого. В день Пятидесятницы Дух Святой явил Христа-Победителя миру. Через Святого Духа осуществились обещания Христа: «Не оставлю тебя и не покину тебя: (Евр. 13:5) и «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Вот почему Новый Завет дает Духу Святому имя, которым Он нигде не назван в Ветхом Завете, – «Дух Иисуса» (Флп. 1:19).

Именно через Святого Духа Отец и Сын пребывают в сердцах Своих последователей (Ин. 14:23). Точно так же только через Духа Святого верующие могут пребывать во Христе.

4. Он руководит деятельностью Церкви. Поскольку Дух Святой своим влиянием делает явным присутствие Христа в жизни того или иного человека, Он – истинный Наместник Христа на землею. Именно Он, Святой Дух, как неизменный авторитет в вопросах веры и учения, ведет Церковь путями истины и добра в полном соответствии принципам библейского учения. «Отличительной чертой протестантизма среди других религиозных конфессий, без которой не было бы протестантизма, является убеждение, что Дух Святой – это истинный наместник или приемник Христа на земле. Полагаться на церковную организацию, на главу Церкви или мудрость человеческую – значит возвысить человека над авторитетом Бога»3.

Дух Святой реально и зримо участвовал в становлении первоапостольской Церкви. В тот ответственный день поста и молитвы, когда избирались миссионеры для Церкви, «Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:1–4). Избранные служители выразили свою готовность повиноваться руководству Духа Святого. Книга Деяния говорит о них как о людях, «исполненных Духа Святого» (Деян. 13:9, ср. 52), деятельность которых находилась под Его Божественным ведением (Деян. 16:6–7). Апостол Павел считал необходимым напомнить ведением Церкви о том, что Дух Святой избрал их быть благовестниками Божиими (Деян. 20:28).

Дух Святой играл исключительно важную роль в тех Церквах, где возникали серьезные противоречия, угрожающие братскому единству. И действительно, в Писании, упоминающем о постановлении первого церковного совета, говорится: «Ибо угодно Святому Духу и нам...» (Деян. 15:28).

5. Он наделяет Церковь особыми дарами. Дух Святой наделил особыми дарами Божий народ. В ветхозаветные времена «Дух Господень» снисходил на отдельные личности, наделяя их мудростью и способностью руководить духовной и политической жизнью Израиля (Суд. 3:10; 6:34; 11:29 и т.д.), а также пророчествовать (Числ. 11:17, 25, 26; 2 Цар. 23:2). Дух Святой сошел на Саула и Давида, когда они были помазаны в правители Божьего народа (1 Цар. 10:6, 10; 16:13). Кроме того, согласно Св. Писанию Дух Святой наделял отдельных людей различными дарованиями в области искусства (Исх. 28:3; 31:3; 35:30–35).

В раннехристианской Церкви Христос также ниспослал Свои благодатные дары для Церкви через Святого Духа. Дух Святой распределял эти духовные дары верующим по своему усмотрению для пользы всей Церкви (Деян. 2:38; 1 Кор. 12:7–11). И еще: Святой Дух поддерживал особой силой всех, кто возвещал Евангелие до концов земли (Деян. 1:8; см. 16-ю гл. этой книги).

6. Он наполняет сердца верующих. Апостол Павел спросил учеников в Ефесе: «приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?» (Деян. 19:2). Этот вопрос является решающим для каждого христианина по сей день.

Получив отрицательный ответ, Павел возложил свои руки на учеников и крестил их Духом Святым (Деян. 19:6).

Этот случай в миссионерской деятельности Павле показывает, что убеждать во грехе и обновлять жизнь людей (то и другое совершает Дух Святой) – далеко не одно и то же.

Иисус Христос указал Никодиму на необходимость родиться от воды и Духа (Ин. 3:5). Непосредственно перед Своим вознесением Он дал указание крестить вновь обращенных «во имя Отца и сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Вот почему Петр сказал в своей проповеди, при крещении должен быть получен «дар Святого Духа» (Деян. 2:38). Апостол Павел подтверждает важность крещения Святым Духом (см. 14-ю гл. этой книги) и настойчиво призывает верующих «исполняться Духом» (Еф. 5:18).

Дух Святой, духовно преобразующий нас по образу и подобию Божию, продолжает дело освящения, начатое при новом рождении. Бог спас нас по Своей милости «банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3:5–6).

«Евангельское служение не имеет силы, когда оно лишено Духа. Можно иметь хорошее образование, блистательные таланты, неповторимый дар красноречия, но без влияния Духа Божьего сердце человека не будет тронуто и грешник не будет обращен ко Христу. С другой стороны, если последователи Христа духовно соединены с Ним и владеют дарами Духа, их ожидает успех, самый немощный из них будет обладать силой, способной влиять на сердца. Бог совершил через них великую работу в этом мире»4.

Дух Святой имеет исключительно важное значение в жизни христиан. Все изменения в нашем сердце Иисус совершает через дар Духа Святого. И нам, верующим людям, необходимо постоянно сознавать, что без Святого Духа мы не можем делать ничего (Ин. 15:5).

Сегодня Дух Святой побуждает нас взирать на величайший дар любви, который Бог предлагает в Своем Сыне. Он умоляет нас не сопротивляться Его призывам, но принять единственный путь, которым мы можем примириться с нашим любящим и добрым Отцом Небесным.


УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Бог есть Творец всего. В Библии мы находим подлинное сообщение о Его творческой деятельности. «В шесть дней создал Господь небо и землю» и все живущее на земле, а в седьмой день той первой недели «почил». Таким образом, Господь установил субботу как вечный памятник Его завершенного созидательного труда. Первые мужчина и женщина созданы по образцу Божьему как венец Творения, получив право владения миром и обязанность заботиться о нем. Мир, при завершении его Сотворения, как сказано в Библии, был 2весьма хорош», и его совершенство провозглашало славу Божию (Основание веры, 6).

ГЛАВА 6

СОТВОРЕНИЕ

Библейский рассказ о Сотворении мира прост в своем изложении. По творческому слову Бога появились «небо и земля, море и все, что в них» (Исх. 20:11). Буквально за шесть дней земля, которая была «безвидна и пуста», стала удивительной планетой, изобилующей многообразными формами жизни. Остановимся вкратце на библейском сообщении о Начале.

«В начале сотворил Бог небо и землю» – читает в 1-й главе Бытия. Земля, погруженная в водяную стихию, была окутана тьмой. В первый день Бог отделил свет от тьмы и назвал свет «днем», а тьму «ночью».

На второй день Создатель «разделил воды», отделив атмосферу от вод на поверхности земли и создав условия, необходимые для существования жизни. На третий день Творец собрал воды в одно место, образовав сушу и море. Затем, по Божьему слову, оделись растительностью обнаженные берега, горы и долины. «И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его» (Быт. 1:12).

На четвертый день Бог создал солнце, луну и звезды «для знамений и времен, и дней, и годов». Солнце – «для управления днем», луну – «для управления ночью» (Быт. 1:14–16).

Птиц и обитателей моря Бог создал на пятый день «по роду их» (Быт. 1:21), указывая тем самым на то, что все живое будет воспроизводить себе подобных

На шестой день Создатель сотворил более высокие формы животной жизни. Он сказал: «Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей и земных по роду их» (Быт. 1:24).

Венцом всего Творения был человек, которого Бог создал «по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Бог увидел, что все, сотворенное Им, было «Хорошо весьма» (Быт. 1:31).

ТВОРЧЕСКОЕ СЛОВО БОГА

Псалмопевец Давид писал: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6). Каким образом действует это творческое слово?

Творческое слово и ранее существовавшая материя. В словах книги Бытие: «И сказал Бог» сокрыта тайна Божественного повеления. Непостижимой Божьей силой характеризуются великие события шести дней Творения (Быт. 1:3; 6:9; 11:14; 20:24). Каждое повеление Творца несло в себе творческую энергию, которая превратила в рай «безвидную и пустую» планету. «Он сказал – и сделало; Он повелел – и явилось» (Пс. 32:9). Воистину, «вселенная устроена словом Божиим» (Евр. 11:3).

Творческое слово Бога не зависело от ранее существовавшей материи: «Верою познаем, что вселенная устроена словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3, англ. пер.). В то же время важно подчеркнуть, что в некоторых случаях Бог использовал ранее существовавшую материю (например, Адам и звери земные были сотворены из земли, а Ева – из ребра Адама (Быт. 2:7; 19:22). В сущности, вся материя была сотворена Богом.

ИСТОРИЯ СОТВОРЕНИЯ

Библейское повествование о Сотворении, изложенное в Книге Бытие, вызывает много вопросов. Не противоречат ли тексты о Творении, приводящиеся в 1-й и 2-й главах Бытия, один другому? Или они согласуются между собой? Являются ли дни творения буквальными или их надо понимать как большие промежутки времени? Действительно ли создал Бог небеса, солнце, луну и даже звезды только 6000 лет тому назад?

Повествование о Творении. Есть все основания говорить, что оба библейских рассказа о Творении (Быт. 11–3:3; 2:4–25) согласуются между собой.

Первый рассказ в хронологической последовательности знакомит нас с тем, как все началось. Второй начинается словами: «Вот происхождение» (зарождение, англ. пер.), подразумевая тем самым, что речь пойдет о создании семьи (ср. Быт. 5:1; 6:9; 10:1). Этот рассказ описывает место человека в Творении. Целью этого рассказа является не описание хронологической последовательности событий, а тех условий, которые Бог создал для жизни человека1.

Первый рассказ более подробно, чем второй, описывает сотворение Адама и Евы, создание природных условий, предусмотренных для них Творцом в Едемском саду. Кроме того, он дает сведения о природе человека и о Божественном правлении. Эти два библейских сообщения о Творении согласуются для нас с остальным Писанием только в том случае, если их принимать за буквальные и исторически достоверные.

Дни Сотворения. Каждый день библейского рассказа о Творении состоит из буквальных 24 часов. Внимательно перечитывая Библию, мы видим, что для народа Божия в ветхозаветные времена выражение «был вечер и было утро» (Быт. 1:5, 8, 13, 19, 23, 31) означает полный день, причем начинается он вечером, с захода солнца (Лев. 23:32; Втор. 16:6). Неправомерно заявлять, что в Книге Левит, например, это выражение означает буквальный день, а в Книге Бытие – тысячи и миллионы лет.

В Книге Бытие слово «день» переведено с древнееврейского слова «йом». В том случае, когда слово «йом» употребляется в сочетании с конкретным числом, оно всегда обозначает буквальные сутки (Быт. 7:11; Исх. 16:1). Таким образом, это еще одно указание на то, что в сообщении о Творении имеются в виду буквальные сутки, состоящие из 24 часов.

Важно подчеркнуть, что четвертая заповедь Закона Божия еще раз убедительно подтверждает эту идею.

Бог, обращаясь к человеку, говорит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела... Ибо в шесть дней почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8–11).

Моисей весьма кратко излагает историю Творения. Каждый день «йом» творческой недели был насыщен деятельностью Бога-Творца, а венчающим событием явилась суббота. Вот почему 24-часовой субботний день служит памятником буквальной недели Творения. Четвертая заповедь не имела бы никакого смысла, если бы каждый день длился очень долгие периоды времени2.

Некоторые исследователи цитируют апостола Петра: «у Господа один день, как тысяча лет» (2 Петр. 3:8) в доказательство того, что дни Творения не были буквальными днями, состоящими из двадцати четырех часов. Однако эти богословы упускают из вида, что тот же самый стих заканчивается словами: «и тысяча лет, как один день». Полагать, что дни Творения – это тысячи лет или немыслимо огромные периоды времени в миллионы и даже миллиарды лет – значит сомневаться в подлинности Божьего слова. Именно с этого началась трагедия грехопадения.

Что такое небеса? Некоторых озадачивают, и вполне понятно, по какой причине, библейские тексты, в которых сказано, что Бог «сотворил небо и землю» (Быт. 1:1; ср. 2:1; Исх. 20:11). Более того, что Он создал солнце, луну и звезды в четвертый день творческой недели 6000 лет тому назад (Быт. 1:14–19). В это ли время было создано бесконечное множество небесных тел?

Во-первых, едва ли Бог в первую неделю создал небеса, на которых Он обитает от вечности. «Небеса», о которых идет речь в 1-й и 2-й главах Книги Бытие, относятся, возможно, к планетам и звездам, ближайшим к земле.

Во-вторых, вероятнее всего, земля была не первым, а последним творением Бога. Библия описывает, как сыны Бога, возможно, Адамы непавших миров, встретились с Богом в каком-то отдаленном уголке Вселенной (Иов. 1:6–12). До сих пор исследования космического пространства не обнаружили другие населенные планеты. Возможно, они находятся в далеких просторах космоса вне досягаемости нашей оскверненной грехом солнечной систем в целях их защиты от инфекции зла.

БОГ СОЗДАННОГО МИРА

Что мы знаем о Боге, Творце нашего мира? Вправе ли мы думать, что такая беспредельно великая Личность озабочена нами, людьми, затерянными в одном из уголков этой обширной Вселенной? Сотворив землю, продолжает ли Бог творить по сей день?

Заботливый Бог. Библейское описание Творения начинается с личности Бога-Творца и завершается описанием личности человека. Оно повествует, что Бог, творя небо и землю, тем самым готовил совершенные условия для жизни человеческой семьи. Созданные им Адам и Ева были венцом Его Творчества.

Библия раскрывает Бога как любящего Творца, заботящегося о Своем Творении. Он насадил для них прекрасный сад, который стал их домом, и поручил им возделывать его и заботиться о нем. Человек был создан с внутренней потребностью духовного общения со своим Творцом. Эти сознательные взаимоотношения не были вынужденными, неестественными. Бог наделил человека свободой выбора, способностью любить и служить Ему.

Кто был Богом-Творцом? В Творении участвовали все три Личности Божества (Быт. 1:2, 26). Однако Библия особым образом выделяет творческую активность второй Личности Божества, Сына Божьего – Христа. В прологе к своему рассказу о Творении Моисей написал: «В начале сотворил Бог небо и землю». Но Святое Евангелие от Иоанна говорит нам следующее: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1–3). И немного ниже Иоанн очень ясно показывает, о ком идет речь: «И Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14). Тот же Иисус Христос, Который пришел на нашу землю, был и Творцом, создавшим нашу планету (см. Еф. 3:9; Евр. 1:2).

Откровение Божьей любви. Глубина Божьей любви непостижима для смертного человека. Когда Христос творил человека, Он, конечно же, знал, что когда-то руки Адама взметнутся в небо, протестуя против Его законов. Кто, если не руки его потомков пригвоздят своего Создателя ко кресту? И в этом смысле два события, разделенные веками, слились воедино, ибо Христос-Творец, как говорит Писание, «был заклан от создания мира» (Откр. 13:8). И хотя Бог предвидел вызов3, который бросит Ему Его творение, Он не отказался от своего замысла и с любовью изваял Адама, вдохнув в него дыхание жизни. Для нас непостижима эта любовь, ибо кто может пойти на такой шаг, зная о том, что именно человек, получивший дар жизни, в конце концов посягнет на жизнь своего Создателя.

ЦЕЛЬ ТВОРЕНИЯ

Любовь являет себя во всех творениях Бога, потому что это Его суть: «Бог есть любовь» (2 Ин. 4:8). Он сотворил нас не только потому, что нуждался в том, чтобы кто-то Его любил, но потому, что Сам любил нас. Именно любовь побудила Его поделиться с нами одним из величайших Его даров – жизнью. Но говорит ли Библия нам о том, с какой целью существует Вселенная и ее обитатели?

Чтобы явить славу Бога. Через Свои творческие дела Бог являет Свою славу: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (Пс. 18:1–5).

Почему необходимо это откровение Божьей славы? Природа свидетельствует нам о Боге. По Божьему намерению, изучение Его Творений должно вести человека к Творцу. Апостол Павел говорит: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны (остаются без извинения, англ. пер.)» (Рим. 1:20).

Когда мы, вникаем в явления природы, становимся ближе к Богу, мы больше узнаем о Его характере, черты которого мы тоже можем проявить в своей жизни. А отражая Божий характер, мы приносим Ему славу и, следовательно, осуществляем цель, для которой мы созданы.

Чтобы населить мир. Творец не хотел, чтобы земля была мертвой, пустой планетой. Он сотворил ее для жительства (Ис. 4:58). Когда первый человек почувствовал нужду в общении, Бог сотворил женщину (Быт. 2:20; 1 Кор. 11:9). Им было дано брачное установление (Быт. 2:22–25). Творец дал человеческой паре не только владычество над этим вновь сотворенным миром. Словами «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28) Он дал им преимущество участвовать в Его Творении.

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЕНИЯ

Люди часто не интересуются учением о Творении. «Нас не должно волновать, – говорят они, – как Бог сотворил землю. Гораздо важнее знать то, благодаря чему мы можем вернуться в потерянные обители». Однако учение о Божественном Творении образует «необходимый для христианства и библейского богословия фундамент»4. Многие библейские истины имеют в своей основе учение о Божественном Творении5. На самом деле знание того, как Бог сотворил «небо и землю», может в конечном счете помочь человеку найти путь в новое небо и новую землю, о которых говорит автор Откровения Иоанн. Посмотрим вкратце, какой практический смысл имеет учение о Творении.

Противоядие от идолопоклонства. Творческая способность отличает Бога от всех других богов (1 Пар. 16:24–27; Пс. 95:5; Ис. 40:18–26; 42:5–9; 44). Мы должны поклоняться Богу, Который сотворил нас, а не бокам, которых сотворили мы. Поскольку Бог – Творец всего, Он достоин нашей беззаветной преданности. Любые связи, ослабляющие эту преданность, являются идолопоклонством и подлежат божественному осуждению. Таким образом, верность Творцу – это вопрос жизни или смерти.

Основа истинного поклонения. Наше поклонение Богу основывается на том, что Он есть наш Творец, а мы Его творения (Пс. 94:6). О важности этой истины свидетельствует тот факт, что она возвещается вместе с призывом. Обращенным к обитателям земли непосредственно перед возвращением Христа: «...поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14:7).

Суббота – памятник Творения. Бог установил седьмой день, субботу, чтобы еженедельно напоминать нам о том, что мы являемся творением Его рук. Суббота являлась даром благодати. Она свидетельствовала не о том, что сделали мы, а о том, что сделал Бог. Он особым образом благословил этот день и освятил его, чтобы в нашей жизни мы помнили не только о работе, но и о наших взаимоотношениях с Творцом, о покое, о праздновании чудесных творческих дел Бога (Быт. 2:2, 3). Чтобы подчеркнуть важность этого установления, Творец поместил заповедь о субботнем дне в центре нравственного закона как вечное знамение и вечный символ Творения (Исх. 20:8–11; 31:13–17; Иез. 20:20, см. 19-ю гл. этой книги.

Брак есть Божественное установление. В библейском повествовании о Творении есть еще одно важное Божие откровение – установление – брак. По Его намерению этот святой союз между двумя личностями должен быть нерушимым: «мужчина соединяется со своей избранницей и они будут как «одна плоть» (Быт. 2:24; см. Мк. 10:9; см. 22-ю гл. этой книги).

Основа для истинного самоуважения. В сообщении о Творении сказано, что мы были созданы по образу и подобию Божиему. Понимание этого факта создает правильное представление о достоинстве человеческой личности, исключающее уничижительную самооценку своих возможностей. Действительно, нам отведено уникальное место в Творении и дано особое преимущество постоянного духовного единения, общения с Творцом и возможность уподобляться Ему.

Основа для истинного содружества людей. Бог-Творец является и нашим любвеобильным Отцом (Мал. 2:10), следовательно, все люди – братья. Он – наш Отец, а мы – Его дети. Все люди независимо от пола, национальной принадлежности, образования или положения были сотворены по «образу и подобию» Божиему. Безусловно, только понимая эту истину, можно избежать извечной вражды между людьми, искоренить проявления расизма, фанатизм и любые другие формы дискриминации.

Ответственность за данные Богом способности. Поскольку Бог сотворил нас, мы принадлежим Ему. Отсюда следует, что на нас возложена святая обязанность добросовестно заботиться о нашем физическом, умственном и духовном состоянии. Действовать совершенно независимо от Творца – значит проявлять вопиющую неблагодарность (см. 20-ю гл. этой книги).

Ответственность за окружающую среду. Бог, сотворив Адама и Еву, предложил им для жительства сад Едемский (Быт. 2:8). Они должны были возделывать землю и «владычествовать» над всем животным миром (Быт. 1:28). Следовательно, Бог возложил на нас обязанность беречь окружающую среду.

Достоинство физического труда. Творец поручил Адаму «возделывать и хранить» Едемский сад (Быт. 2:15). Эта священная обязанность свидетельствует о том, что Бог ожидал от первых людей творческого отношения к миру, в котором они живут.

Совершенство Вселенной. Каждый этап сотворения характеризовался своим совершенством (Быт. 1:10, 12, 17, 21, 25). Закончив Свое Творение, Бог произнес: «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Следовательно, материя по сути не имела недостатка.

Нет причин для пессимизма, чувства одиночества и бессмысленности жизни. Библейская концепция о Творении, исключающая идею эволюционного возникновения жизни, свидетельствует о том, что человек создан Богом с определенной целью. То есть человечество было создано для духовного единения со своим Творцом. Когда мы понимаем, для чего мы появились на свет, жизнь наполняется смыслом и полнотой содержания. Болезненная пустота и неопределенность, на которые жалуются многие, исчезают, уступая место Божией любви.

Святость Божьего закона. Божий закон существовал и до грехопадения. Люди были послушны ему, пока они не пали. Цель закона состояла в удержании людей от самоуничтожения, определении границ их свободы (Быт. 2:17) и гарантии их счастья, мира и безопасности (Быт. 3:22–24; см. 18-ю гл. этой книги).

Священный дар жизни. Бог-Источник изо дня в день поддерживает нашу жизнь, поэтому она священна. Давид славит Бога, дающего ему жизнь: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Но сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные» (Пс. 138:13–16). В Книге пророка Исаии Господь говорит о Себе как об «образовавшем тебя от утробы матерней» (Ис. 44:24). Поскольку жизнь есть Божий дар, мы обязаны уважать ее. На нас возложена моральная ответственность беречь ее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...