Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Христово воскресение и спасение




«Если Христос не воскрес, – сказал Павел, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» и «вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15:14, 17). Иисус Христос был физически воскрешен (Лк. 24:36–43), Он вознесся как Богочеловек на небеса и начал Свое основное ходатайственное служение одесную (по правую руку) Бога Отца как Посредник (Евр. 8:1, 2; см. 4-ю гл. этой книги).

Благодаря воскресению Христа крест приобрел особый смысл, какой потрясенные ученики не могли увидеть при распятии в пятницу. Его воскресение превратило этих людей в мощную силу, изменившую человеческую историю. Весть о воскресении, всегда вместе с вестью о распятии, была средоточием их миссии. Они провозглашали живого Христа, Который был распят, но восторжествовал над силами зла. В этом была сила апостольской вести.

«Воскресение Христа, – писал Ф. Шафф, – есть проба христианской религии. Оно определяет, какой является эта религия: истинной или ложной. Христианство – либо величайшее чудо, либо величайший обман из всех, какие только знала история»13. Вилбер М. Смит рассуждал: «Воскресение Христово есть оплот христианской веры. Не что иное, как это учение перевернуло мир вверх дном в первом столетии и возвысило христианство над иудаизмом и языческими религиями Средиземноморья на недосягаемую высоту. Если исключить воскресение, то теряют смысл и все другие важные и удивительные истины в Евангелии Господа Иисуса Христа: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна» (1 Кор. 15:17)14.

Служение, которое Христос совершает теперь, основано на Его смерти и воскресении. Хотя искупительная жертва на Голгофе была достаточной и завершенной, без воскресения мы не имели бы уверенности, что Христос успешно закончил Свою Божественную миссию на земле. Воскресение Христа, подтверждает, что жизнь не оканчивается могилой, что Божье обетование о вечной жизни в Нем непременно сбудется.

ПЛОДЫ СПАСИТЕЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ ХРИСТА

Искупительное служение Христа оказывает влияние не только на человечество, но и на всю Вселенную.

ПРИМИРЕНИЕ ВО ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ

Апостол Павел открывает величие спасения Христа как в самой Церкви, так и через нее: «Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3:10). Далее он утверждает, что угодно было Богу через Христа «примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:20). Павел показал замечательные плоды этого примирения: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:10, 11).

ОПРАВДАНИЕ БОЖЬЕГО ЗАКОНА

Совершенная искупительная жертва Христа защитила справедливость, доброту и праведность Его святого Закона. Его милостивый характер. Смерть Христа и совершенное Им искупление удовлетворили требования закона (закон требует наказания греха) и в то же время оправдали кающихся грешников посредством Его благодати и милости. Павел сказал: «Бог... осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8:3, 4).

ОПРАВДАНИЕ

Примирение только тогда имеет силу, когда человек принимает прощение. Блудный сын примирился с отцом, когда он принял любовь отца и его прощение.

«Те, кто верит, что Бог во Христе примирил с собою мир, и кто покоряется Ему, получат от Бога бесценный дар оправдания, а так же мир с Богом (Рим. 5:1). Над оправданными верующими более не тяготеет гнев Божий, но Его благоволение простирается над ними. Получив через Христа прямой доступ к престолу Божьему, они получают силу Святого Духа, чтобы сокрушить все барьеры или все разделяющие людей преграды, которые возведены враждой. Эта враждебность символически представлена преградой между иудеями и язычниками»15.

ТЩЕТНОСТЬ СПАСЕНИЯ ДЕЛАМИ

Божье служение примирения показывает тщетность человеческих попыток получить спасение посредством дел закона. Понимание же Божественной благости побуждает человека принять оправдывающую праведность, которая становится доступной для него через веру во Христа. Испытавшие прощение наполняются благодарностью, которая делает послушание Богу радостным. Тогда дела перестают быть основой для дарования спасения, а становятся его плодом16.

НОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С БОГОМ

Бог в благодати Своей предлагает нам даром совершенную жизнь послушания, Его праведность и искупительную смерть. Приняв этот дар, человек вступает в более глубокие взаимоотношения с Ним. В нем возникает благодарность, желание славить Бога, радость; послушание становится для него приятным, изучение Его Слова – отрадой, Дух Святой как желанный гость поселяется в его сердце. Между Богом и кающимся грешником возникают новые взаимоотношения. Это общение основано на любви и восхищении, а не на страхе и принуждении (см. Ин. 15:1–10).

Чем глубже мы будем понимать Божью благодать во свете креста, тем меньше самоправедности будет у нас и тем больше мы осознаем, насколько же мы счастливые люди. Сила того же Святого Духа, Который действовал во Христе, когда Он воскрес из мертвых, преобразует в нашу жизнь. Вместо того чтобы терпеть поражение, мы будем иметь ежедневную победу над грехом.

СТИМУЛ ДЛЯ СЛУЖЕНИЯ

Через Иисуса Христа В Божьем служении примирения нам открылась дивная любовь Бога. Она вдохновляет нас делиться Евангелием с другими. Когда мы испытали любовь Бога на себе, то не можем не поделиться замечательной вестью о том, что Бог не вменяет грехи тем, кто принимает Христову жертву за грехи. Мы будем передавать другим трогательное евангельское приглашение: «Примиритесь с Богом. Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:20, 21).


По бесконечной любви и милости Бог соделал так, что Христос, не знавший греха, ради нас понес на Себе наши грехи, 2стал грехом за нас», чтобы в Нем мы соделались праведными пред Богом. Под влиянием Святого Духа мы сознаем нашу нужду, признаем нашу греховность, раскаиваемся в наших преступлениях и верою принимаем Иисуса как Господа и Христа, как Того, кто занял наше место и оставил нам пример. Вера, посредством которой мы получаем спасение, приходит к нам от Божественной силы Его Слова и является даром Божьей благодати. Благодаря Христу Бог оправдывает и принимает нас как своих сыновей и дочерей, избавившихся от господства греха. Действие Духа Святого производит в нас возрождение и освящение. Дух обновляет наши умы, пишет в наших сердцах Божий закон любви, и нам дается сила, чтобы жить святой жизнью. Пребывая в Нем, мы становимся причастниками Божественной природы и имеем уверенность в спасении как теперь, так и на суде (Основание веры, 10).

ГЛАВА 10

СПАСЕНИЕ ВО ХРИСТЕ

Много веков тому назад пастух по имени Гермес увидел во сне старую, покрытую морщинами женщину. Шло время, и он видел, что женщина начала изменяться: хотя ее тело оставалось старым, а волосы седыми, лицо ее становилось все моложе. Наконец к ней вернулась красота юности.

Т.Ф. Торрэнс сравнил эту женщину с Церковью1. Христиане не могут стоять на месте. Если в их сердцах царствует Святой Дух (Рим. 8:9), они обязательно будут изменяться.

Павел сказал: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25–27). Такое очищение является целью, к которой стремится Церковь. Следовательно, верующие, составляющие Церковь, могут засвидетельствовать, что хотя «внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Это преобразование можно назвать завершающей Пятидесятницей сердца.

Там, где Писание говорит о духовном опыте христианина – о его спасении, оправдании, освящении, очищении и искуплении, оно представляет их как факты: 1) уже свершившиеся; 2) осуществляющиеся в настоящее время; 3) которые осуществятся в будущем. Эта тройная перспектива времени помогает преодолеть кажущиеся затруднения в понимании, когда подчеркиваются оправдание и освящение. Поэтому эта глава поделена на три основные части, связанные со спасением христианина в прошлом, настоящем и будущем.

ОПЫТ СПАСЕНИЯ И ПРОШЛОЕ

Знания о Боге, о Его любви и доброте, основанного только на внешних фактах, недостаточно. Попытка развить в себе добродетельный характер независимо от Христа часто приводит к противоположным результатам. Опыт спасения, проникающий глубоко в душу, дается только Богом. Об этом опыте Христос сказал: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:3, 5).

Только через Иисуса Христа человек может испытать спасение, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6).

Опыт спасения включает покаяние, исповедание, прощение, оправдание и освящение.

ПОКАЯНИЕ

Незадолго перед распятием Иисус обещал Своим ученикам послать Святой Дух, Который явит им Его Христа, убеждая «мир о грехе, о правде, о суде» (Ин. 16:8). Когда в день Пятидесятницы Дух Святой убедил людей в том, что они нуждаются в Спасителе, они спросили, что им теперь следует делать. Петр ответил: «Покайтесь» (Деян. 2:37, 38; ср. 3:19).

Что такое покаяние? Слово покаяние переведено с еврейского слова «нахам», что значит «печалиться, «каяться». На греческом языке ему равнозначно слово «метаноэо», что значит «менять мысли человека», «чувствовать угрызения совести», «каяться». Истинное покаяние приводит к совершенно иному отношению к Богу и греху. Дух Божий убеждает принимающих Его в серьезности греха. Делает Он это, приводя их к сознанию Божьей праведности и их собственного погибшего состояния. Те, кто раскаивается, испытывают печаль и чувство вины. Соглашаясь с тем, что «скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Прит. 28:13), они сознаются в своих конкретных грехах. Через решительное усилие воли они полностью покоряются Спасителю и оставляют свои греховные поступки. Таким образом, покаяние достигает своего апогея в обращении – повороте грешника к Богу (греч. «эпистрофэ», что значит «обращение к», ср. Деян. 15:3)2. Покаяние Давида в его грехах – прелюбодеянии и убийстве – служит живым примером того, как покаяние приготавливает путь к победе над грехом. Убежденный Духом, он презирал, оплакивал свой грех и умолял о чистоте сердца: «Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я, лукавое пред очами Твоими сделал». «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот твоих изгладь беззакония мои». «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:5, 3, 12). Последующая жизнь Давида показывает, что Божье прощение не только дает прощение греха, но и отвращает от греха.

Хотя покаяние предшествует прощению, грешник не может через покаяние гарантировать себе Божье благословение. Грешник фактически даже не может сам вызвать в себе покаяние, потому что оно – дар Божий (Деян. 5:31; ср. Рим. 2:4). Дух Святой привлекает грешника ко Христу, чтобы он мог обрести покаяние, эту чистосердечную печаль о грехе.

ПОБУЖДЕНИЕ ДЛЯ ПОКАЯНИЯ

Христос сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Сердце наше умиляется и покоряется, когда мы чувствуем, что смерть Христа оправдывает нас и избавляет от вечной смерти. Представьте себе, что почувствует узник, который приговорен к смерти и ждет исполнения этого приговора, когда ему вдруг вручают помилование.

Грешник, кающийся во Христе, не только прощен, но и оправдан. Он провозглашается праведным! Он не заслуживает да и не может заслужить такое к себе отношение. Как явствует из слов апостола Павла, Христос умер, чтобы даровать нам оправдание, когда мы были слабые, греховные, нечестивые и находились во вражде с Богом (Рим. 5:6–10). Ничто так сильно не затрагивает сердечных глубин, как сознание прощающей любви Христа. Когда грешники размышляют над этой непостижимой Божественной любовью, явленной на кресте, ими овладевает самое сильное, какое только может быть, побуждение покаяться. Это благость Божья ведет к покаянию (Рим. 2:4).

ОПРАВДАНИЕ

По Своей безграничной любви и милости Бог сделал Христа «незнавшего греха... жертвою за грех (грехом, ориг.), чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Через веру в Иисуса сердце человека наполняется Его Духом. Посредством той же самой веры, которая является даром Божьей благодати (Рим. 12:3; Еф. 2:8), кающиеся грешники оправдываются (Рим. 3:28).

Слово «оправдание» переведено с греческого слова «дикайома», что значит «праведное требование или дело», «упорядочение», «судебный приговор», «поступок праведности». Оно также переводится со слова «дикайосис», что значит «оправдание», «реабилитирование», «освобождение». Глубже понять слово «оправдание» помогает родственный выше упомянутым греческим словам глагол «дикайоо», означающий: «быть провозглашенным праведным и испытывать к себе соответственное отношение», «быть реабилитированным», «быть оправданным», «быть освобожденным, очищенным», «оправдывать», «делать справедливым»3.

В богословском смысле оправдание следует понимать как «Божественное действие, посредством которого Бог провозглашает кающегося грешника праведным и относится к нему как таковому. Оправдание противоположно осуждению (Рим. 5:16)»4. Основой для оправдания служит не наше послушание, а послушание Христа, ибо «правдою одного всем человекам оправдание к жизни... послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:18, 19). Он вменяет это послушание тем верующим, которые принимают оправдание «даром по благодати Его» (Рим. 3:24). «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит. 3:5).

1. Вера и дела. Многие ошибочно считают, что их положение перед Богом зависит от их добрых или худых дел. Рассуждая о том, как люди могут оправдаться перед Богом, Павел определенно заявил, что он все почитает «тщетою... чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью... но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3:8, 9). Он указал на Авраама, который «поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3; Быт. 15:6). Авраам был оправдал до того, как подвергся обрезанию, а не по причине его (Рим. 4:9, 10).

Какого рода веру имел Авраам? В Писании сказано, что «верою Авраам повиновался» призыву Божьему, оставил свою родину и пошел, «не зная, куда идет» (Евр. 11:8–10; ср. Быт. 12:4; 13:8). Его искренняя живая вера в Бога проявилась в послушании. Он был оправдан благодаря этой действенной вере.

Апостол Иаков предостерегал против еще одного искаженного понимания оправдания верою: будто человек может оправдаться верою, не подкрепляя ее делами. Он показал, что истинная вера не может существовать без дел. Подобно Павлу, Иаков в подтверждение своей точки зрения привел пример Авраама. Авраам проявил свою веру, принося в жертву своего сына Исаака (Иак. 2:21). «Видишь ли, – спрашивает Иаков, – что вера содействовала делам его, и делами его вера достигла совершенства?» (Иак. 2:22). «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17).

Из опыта Авраама видно, что дела являются доказательством верных взаимоотношения с богом. Поэтому вера, ведущая к оправданию, – это живая действующая вера (Иак. 2:24).

Относительно оправдания Павел и Иаков имеют одинаковую точку зрения. В то время как Павел показывает, что попытка получить оправдание посредством дел – это заблуждение, Иаков имеет дело с одинаково опасной ересью, утверждающей, что оправдание возможно без сопровождающих его дел. Ни дела, ни мертвая вера не ведут к оправданию. Оно может совершиться только через истинную веру, которая действует любовью (Гал. 5:62) и очищает душу.

2. Опыт оправдания. Праведность Христа вменяется нам через оправдание по вере во Христа. Мы становимся праведными в очах Бога, потому что Христос занял наше место. Апостол Павел сказал, что «незнавшего греха» Бог «сделал для нас жертвою за грех (греч. Грехом), чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5:21). Как кающиеся грешники мы испытываем полное и совершенное прощение. Мы примирились пред Богом!

Истину об оправдании прекрасно изображает видение Захарии о Первосвященнике Иисусе. Иисус стоит перед ангелом Господним в запятнанных одеждах, которые символизируют осквернение грехом. Сатана требует его осуждения. Обвинения сатаны справедливы: Первосвященник Иисус не заслуживает оправдания. Но Бог по Своей дивной милости укоряет сатану: «Не головня ли он, исторгнутая из огня?»(Зах. 3:2). Не дорог ли он Мне? Не хранил ли Я его особым образом?

Господь повелевает быстро снять с него запятнанные одежды и провозглашает: «Смотри, Я снял с тебя вину твою, и облекаю тебя в одежды торжественные» (Зах. 3:4). Наш любящий всемилостивый Бог опровергает все обвинения сатаны, оправдывает трепещущего от страха грешника и покрывает его одеждой Христовой праведности. Подобно тому, как грязная одежда Первосвященника Иисуса символизировала собою грех, так и новая его одежда была олицетворением нового духовного опыта, который верующий приобрел во Христе. При оправдании исповеданный и прощенный грех переносится на чистого и святого Сына Божьего, на Агнца, понесшего на Себе грех. «Кающийся грешник, хотя и незаслуженно, облекается во вмененную ему праведность Христа. Эта перемена одежды есть Божественное дело спасения и представляет собою открывает три стадии освящения: 1) действие, совершенное в прошлой жизни христианина; 2) процесс, происходящий в его настоящем; 3) конечный результат, который библейское учение об оправдании»5. Оправданный грешник испытал прощение и очищен от грехов.

Последствия. К чему же приводят покаяние и оправдание?

1. Освящение. Слово «освящение» переведено с греческого слова «хагиасмос», что значит «святость», «посвящение», «освящение». Оно, в свою очередь, произошло от слова «хагиасо», означающего «делать святым», «посвящать», «освящать», «отделять». Ему равнозначно еврейское слово «кадаш» – «отделять из общей массы»6. Истинное покаяние и оправдание ведут к освящению Оправдание и освящение тесно связаны между собой7. Они отличаются друг от друга, но всегда нераздельны. Они отражают две фазы спасения: оправдание является тем, что Бог делает для нас, а освящение – тем что Бог делает в нас.

Ни оправдание, ни освящение не являются результатом добрых дел. Они даются исключительно по благодати Христа и Его праведности. «Праведность, которой мы оправдываемся, есть вменяемая праведность, а которой освящаемся – наделяемая праведность. Первая открывает нам доступ на небо, а вторая делает нас пригодными для неба»8.

Библия христианин ощутит при возвращении Христа.

Что касается прошлой жизни христианина, то в момент оправдания он также освящается «именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11). Христианин становится «святым». В этом смысле вновь обращенный получает спасение и начинает полностью принадлежать Богу.

Верующие, откликнувшиеся на Божий призыв (Рим. 1:7), названы «святыми», потому что они пребывают «во Христе» (Флп. 1:1; см. Ин. 15:1–7), а не потому, что они достигли безгрешного состояния. Спасение совершается в настоящем. «Он спас нас, – сказал Павел, – не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом», отделив нас и посвятив для славной цели и жизни со Христом.

По мере возрастания нашей веры все более полным становится наше исцеление и преобразование. Он посылает нам новые победы над силами тьмы. Его победа над миром гарантирует наше избавление от рабства греха (Ин. 16:33).

2. Принятие в Божью семью. В то же самое время вновь обращенные христиане принимают «Дух усыновления». Бог усыновил их Себе, то есть сделал их Своими детьми, сыновьями и дочерьми Царя! Он сделал их своими наследниками, «сонаследниками Христу» (Рим. 8:15–17). Какое это для них замечательное преимущество, честь и радость!

3. Уверенность в спасении. Оправдание приносит также чувство уверенности, что христианин принят Богом. Оно приносит также радость от нового соединения с Богом, которое совершается прямо теперь. Какой бы греховной ни была наша прошлая жизнь, Бог прощает все грехи, и мы больше не находимся под осуждением и проклятием закона. Искупление стало действительностью: «В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1:7).

4. Начало новой и победоносной жизни. Исцеление нашему телу, духу и уму приносит сознание того, что кровь Спасителя покрывает наше греховное прошлое. Мы освобождаемся от чувства вины, потому что во Христе все наши грехи прощены и все стало совсем иным. Ежедневно даруя нам Свою благодать, Христос начинает преобразовывать нас по образу Божьему.

5. Дар вечной жизни. Наши новые взаимоотношения со Христом приносят нам дар вечной жизни. Апостол Иоанн подтвердил эту мысль: «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин. 5:12). С нашим греховным прошлым все кончено. Через пребывающего в нас Святого духа мы можем наслаждаться благословениями спасения.

ОПЫТ СПАСЕНИЯ В НАСТОЯЩЕМ

Посредством крови Христа, которая приносит очищение, оправдание и освящение, христианин становится новым творением, – «древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

Призыв к жизни освящения. Иметь спасение – значит жить освященной жизнью, полагаясь на искупление, совершенное Христом на Голгофе. Апостол Павел призывал христиан к святой и добродетельной жизни (1 Фес. 4:7). Желая сделать освящение достоянием верующих, Бог дает им «Дух святости» (Рим. 1:4, англ. пер.). «Да даст вам Бог, по богатству славы Своей, – сказал апостол Павел, – крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:16, 17).

Христиане становятся новым творением, поэтому на них возлагаются новые обязанности. Апостол Павел сказал: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию не дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим. 6:19). Теперь они должны жить «Духом» (Гал. 5:25).

Исполненные Духа верующие «живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1; ср. 8:4). Они преобразуются, потому что «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир» (Рим. 8:6). Посредством Духа Божьего, пребывающего в них, они живут «не по плоти, а по Духу» (Рим. 8:9).

Если христианин исполнен Духа, то Его наивысшей целью будет угождать Богу (1 Фес. 4:1). Павел сказал, что освящение есть Божья воля. Поэтому «вам следует воздерживаться от блуда», и «никто не должен поступать с братом своим противозаконно и корыстолюбиво... Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4:3, 6, 7, англ. пер.).

Внутреннее изменение. При Втором пришествии Христа мы изменимся физически. Это тленное смертное тело облечется в бессмертие (1 Кор. 15:51–54). Что же касается нашего характера, он должен измениться в процессе приготовления ко Второму пришествию.

Преобразование характера затрагивает умственные и духовные стороны образа Божьего, который мы должны отражать, так что «внутренний наш человек» должен со дня на день обновляться (2 Кор. 4:16; ср. Рим. 12:2). Следовательно, подобно старой женщине в истории о пастухе Гермесе, Церковь становится все моложе; каждый христианин, вполне отдавшийся Богу, изменяется от славы в славу, пока при Втором пришествии он не преобразуется окончательно по Божьему образу.

1 Участие Христа и Святого Духа. Только Творец может совершить созидательное дело преобразования нашей жизни (1 Фес. 5:23). Однако без нашего участия Он не делает этого. Мы должны быть открыты для влияния Святого Духа, а достигается это посредством взирания на Христа. Когда мы размышляем о жизни Иисуса, Дух Святой восстанавливает наши физические, умственные и духовные силы (см. Тит. 3:5). Целью служения Святого Духа является открыть нам Христа и восстановить нас по Его образу (см. Рим. 8:1–10).

Бог желает жить в Своем народе. Он обещал: «Вселюсь в них» (2 Кор. 6:16; ср. 1 Ин. 3:24; 4:12). Поэтому Павел мог сказать: «Живет во мне Христос» (Гал. 2:20; ср. Ин. 14:23). Пребывание Творца в сердце христианина изо дня в день оживляет его внутренне (2 Кор. 4:16) и обновляет его ум (Рим. 12:2;ср. Флп. 2:5).

2. Приобщение к Божественной природе. «Великие и драгоценные обетования» Христа заверяют, что Божественная сила завершит преобразование нашего характера (2 Петр. 1:4). Доступ к Божественной силе дает нам возможность со всяким старанием показать «в вере» нашей «добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Петр. 1:5–7). «Если это в вас есть и умножается, – говорит Петр, – то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа; а в ком нет сего, тот слеп» (2 Петр. 1:8, 9).

А. Только через Христа. Только облекшись в Господа Иисуса Христа, или, другими словами, приобщившись к Нему (Рим. 13:14; Евр. 3:14) и испытав на себе «обновление Святого Духа» (Тит. 3:5), люди могут измениться по образу их Творца. Таки образом Божья любовь проявляет себя в нас (1 Ин. 4:12). Здесь совершается таинство, похожее на таинство воплощения Сына Божьего. Благодаря Святому Духу Божественный Христос приобщился к человеческому естеству. Точно так же благодаря Духу мы приобщаемся к достоинствам характера Бога. Это усвоение Божественного естества обновляет наше внутреннее «я» и делает нас подобными Христу, хотя степень этого подобия у нас и у Христа разная: если Христос стал человеком, то верующие не становятся Божеством. Они становятся подобными Богу в своем характере.

Б. Освящение есть постоянное возрастание. Освящение не стоит на месте, посредством молитвы и изучения Слова мы постоянно возрастаем в общении с Богом.

Недостаточно понимать план спасения только умом. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, – открыл ученикам Христос, – то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин. 6:53–56).

Этим Христос ясно показывает, что верующие должны усваивать Его слова. Иисус сказал: «Слова, которые говорю Я вам, есть дух и жизнь» (Ин. 6:63; ср. Мф. 4:4).

Характер состоит из того, что «ест и пьет» наш ум. Если мы питаемся Хлебом жизни, то преображаемся в подобие Христа.

3. Два преображения. В 1517 г., в том же самом году, когда Лютер прибил к церковной двери в немецком городе Виттенберге свои 95 тезисов, Рафаэль начал рисовать в Риме свою известную картину «Преображение». Эти два события имели нечто общее. Поступок Лютера ознаменовал собою появление протестантизма, а картина Рафаэля, хотя он сам того не сознавал, выразила дух Реформации.

На картине изображен Христос, стоящий на склоне горы. Внизу, у подножия, показан бесноватый, взгляд которого с надеждой устремлен на Христа (Мк. 9:2–29). Две группы учеников – одна группа на горе, другая в долине – олицетворяют собою два типа христиан.

Ученики на горе хотели остаться с Христом. По-видимому, их не интересовали нужды людей внизу, в долине. На протяжении столетий многие устраивались на «горах», далеко от нужда этого мира. Их жизнь – это жизнь молитвы без дел.

С другой стороны, ученики в долине трудились без молитвы, и их усилия изгнать демона оказались тщетными. Множество людей попалось в ловушку, пытаясь либо трудиться для других без молитвы, либо много молиться без труда для других. Те и другие нуждаются в том, чтобы в них был восстановлен образ Божий.

А. Истинное преобразование. Бог надеется восстановить в падших людях Свой образ, изменяя их волю, ум, желания и характер. Под влиянием Святого Духа верующие совершенно иначе смотрят на жизнь. Хотя до пришествия Христа они еще остаются тленными, смертными людьми, их жизнь исполнена плодов Святого Духа: «любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания» (Гал. 5:22, 23).

Если мы не станем сопротивляться Христу, то Он «настолько сольется с нашими мыслями и целями, настолько сообразует наше сердце и наш ум со Своей волей, что, повинуясь Ему, мы будем, в сущности, исполнять наши собственные желания. Наша воля, очищенная и освященная, найдет наивысшую радость в служении Ему»9.

Б. Два предназначения. Преображение Христа открывает другой поразительный контраст. Да, Христос был преображен. Но в некотором смысле был преображен и юноша в долине. Он был преображен в демонический образ (см. Мк. 9:1–29). Перед нами предстают два противоположных замысла: замысел Бога – восстановить нас и замысел сатаны – погубить. В Св. Писании сказано, что Бог силен соблюсти нас «от падения» (Иуд. 24). Сатана, напротив, делает все возможное со своей стороны, чтобы держать нас в падшем состоянии.

Жизнь не стоит на месте. В ней не существует нейтральной полосы. Мы либо духовно совершенствуемся, либо деградируем. Мы либо «рабы греха», либо «рабы праведности» (Рим. 6:17, 18). Нами владеет тот, кто занимает наши мысли. Если посредством Святого Духа наши мысли заняты Христом, то мы уподобимся Христу: исполненная Духом жизнь приведет «каждое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5). Но без Христа мы отрезаны от источника жизни, лишены возможности преобразования. Наша окончательная гибель неизбежна.

СОВЕРШЕНСТВО ХРИСТА

Что такое совершенство во свете Библии? Как можно его получить?

1. Совершенство во свете Библии. Слова «совершенный» или «совершенство» переведены с еврейских слов «там» или «тамим», что значит «законченный», «правильный», «мирный», «здравый», «здравомыслящий», «безупречный». Как правило, греческое слово «телейос» также означает «завершенный», «совершенный», «вполне возросший», «зрелый», «вполне развитый» и «достигший своей цели»10.

В Ветхом Завете это слово используется применительно к людям в относительном смысле. О Ное, Аврааме и Иове сказано как о людях совершенных или непорочных (Быт. 6:9; 17:1; 22:18; Иов. 1:1, 18), хотя каждый из них имел недостатки (Быт. 9:20, 21; Иов. 40:2–5).

В Новом Завете совершенными часто названы зрелые личности, которые жили в соответствии с лучшим, доступным для них светом и которые достигли наиболее возможного развития своих духовных, умственных и физических способностей (ср. 1 Кор. 14:20; Флп. 3:15; Евр. 5:14). Христос сказал, что верующие должны быть совершенными в своей ограниченной сфере, как Бог совершенен в Своей безграничной и абсолютной сфере (см. Мф. 5:48). Для Бога совершенный человек – это человек, сердце и жизнь которого полностью посвящены поклонению и служению Богу. Это человек, который постоянно возрастает в познании Бога и который посредством благодати Божьей живет в согласии со всем полученным им светом, радуясь жизни победы (см. Кол. 4:12; Иак. 3:2).

2. Полное совершенство во Христе. Как же нам стать совершенными? Дух Святой наделяет нас совершенством Христа. Посредством веры совершенный характер Христа становится нашим характером. Никому никогда нельзя притязать на независимое совершенство, полагая, будто оно может быть врожденным или принадлежать кому-либо по праву. Совершенство – это дар Божий.

Без Христа люди не могут обрести праведность. «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, – сказал Христос, – тот приносит много плода; ибо без Меня не может делать ничего» (Ин. 15:5). Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30).

Во Христе эти качества составляют наше совершенство. Он совершил раз и навсегда наше освящение и искупление. Добавить к тому, что Он сделал, нечего. Наша брачная одежда, или, другими словами, одежда праведности, соткана Христовой жизнью, смертью и Его воскресением. Таким образом, мы можем «исполниться всею полнотою Божией» (Еф. 3:19).

3. Стремитесь к совершенству. Какое же участие принимаем во всем этом мы, верующие люди? Посредством Христа, пребывающего в нашем сердце, мы возрастаем до духовной зрелости. Через Божьи дары, посланные Его Церкви, мы можем усовершенствовать себя до «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Нам нужно выйти из нашего духовного младенчества (Еф. 4:14), уже давным-давно усвоить основные истины христианства и стремиться к «твердой пище», приготовленной для зрелых верующих (Евр. 5:14). «Посему, – говорит Павел, – оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству» (Евр. 6:1). «Молюсь о том, – говорит он в другом послании, – чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Флп. 1:9–11).

Освященная жизнь не приходит без суровых трудностей и препятствий. Павел наставляет верующих, чтобы они «со страхом и трепетом совершали свое спасение». Но тут же добавляет ободряющие слова: «Потому что Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:12, 13).

«Наставляйте друг друга каждый день, – сказал он, – доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом; ибо мы сделались причастниками Христу, обольстившись грехом; ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:11, 13; ср. Мф. 24:13).

Но Св. Писание предостерегает: «Если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грех, но некое страшное ожидание суда» (Евр. 10:26, 27).

Эти увещания ясно показывают, что христианам нужно «не только юридическое оправдание или освящение. Им нужна святость характера, хотя спасение всегда совершается по вере. Только праведность Христа дает право на небеса. Но Божий план спасения состоит в том, чтобы человек получил не только оправдание, но и был пригоден для жизни на небесах благодаря Христу, пребывающему в сердце человека. Эта пригодность должна быть видна в характере человека как доказательство того, что в нем «совершилось» спасение»11. Что это значит с человеческой точки зрения? Для освещенной жизни, которая совершенна на каждой ступени своего развития, необходима постоянная молитва. «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас... чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол. 1:9, 10).

ЕЖЕДНЕВНОЕ ОПРАВДАНИЕ

Все верующие, которые живут исполненной Духом, освященной жизнью (когда сердцем владеет Христос), постоянно нуждаются в ежедневном оправдании (когда заслуги Христа посылаются как дар). Мы нуждаемся в Нем, потому что совершаем сознательные грехи и потому что грешим невольно. Понимая греховность человеческого сердца, Давид молился о прощении своих «тайных» погрешностей (Пс. 18:13; ср. Иер. 17:9). Имея в виду в особенности грехи верующих, Бог уверяет нас, что «если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника» (1 Ин. 2:1).

Наше спасение окончательно и полностью совершится тогда, когда мы будем либо прославлены при воскресении, либо взяты живыми на небо. Прославляя искупленных, Бог поделится с ними Своею лучезарною славою. Мы как дети Божьи с нетерпением ожидаем исполнения славной надежды. По словам Павла: «Мы хвалимся надеждою славы Божьей» (Рим. 5:2).

Надежда эта исполнится при Втором пришествии, когда Христос явится «для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28).

Прославление и освящение. Пребывание Христа в нашем сердце является одним из условий будущего спасения – прославления нашего смертного тела. «Христос в вас, – сказал апостол Павел, – есть упование славы» (Кол. 1:27). В другом месте он объясняет: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). Павел уверяет нас, что Бог «от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал нас ко спасению... для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фес. 2:13, 14).

В Нем мы уже находимся в тронном зале небес (Кол. 3:1–4). Те, кто сделался «причастниками Святого Духа», действительно вкусили «сил будущего века» (Евр. 6:4, 5). Думая о славе Господа и глядя духовным взором на привлекательность характера Христа, мы «преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Мы готовимся к преображению, которое испытаем при Втором пришествии.

Наше окончательное искупление и усыновление Богом произойдет в будущем. Павел говорит: «Тварь (творение) с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» – и добавляет при этом: «мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:19, 23; ср. Еф. 4:30).

Это кульминационное событие происходит «во время совершения всего» (Деян. 3:21). Христос называет его «восстановлением» или «обновлением всего» (Мф. 19:28, англ. пер.). Затем «сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих» (Рим. 8:21).

Получается, что, с одной стороны, усыновление и искупление, или спасение, «уже» совершилось, а с другой – они совершатся в будущем. Некоторых смущает подобный подход. Однако изучение служения Христа как Спасителя причем служения, взятого в целом, проясняет этот вопрос. Спасение в настоящем Павел относил к Первому пришествию Христа. В распятии, воскресении, служении Христа на небесах наше оправдание и освящение обеспечено раз и навсегда. Однако наше будущее спасение, прославление нашего тела Павел относил ко Второму пришествию Христа.

«Именно поэтому Павел мог сказать одновременно: «Мы спасены», имея в виду крест и воскресение Христа в прошлом, и «мы не спасены», имея в виду будущее возвращение Христа, когда Он искупит наши тела»12. Подчеркивание нашего спасения в настоящем и потеря спасения из вида в будущем создает неверное понимание завершенного спасения Христа.

Прославление и совершенство. Некоторые ошибочно считают, что окончательное совершенство, которое принесет с собой прославление, доступно людям уже сейчас. Но Павел, этот посвященный муж Божий, писал о себе ближе к концу своей жизни так: «Не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:12–14).

Освящение продолжается всю жизнь. Сейчас мы владеем совершенством только во Христе, но окончательное, всестороннее преобразование нашей жизни по образу Божьему произойдет при Втором пришествии. Павел предупреждает: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12). История Израиля, жизнь Давида, Соломона и Петра являются серьезным предостережением для всех. «Пока человек живет, он должен контролировать свои привязанности и страсти, держась одной твердой цели. Испорченность человеческой природы проявляется изнутри, искушения действуют извне, и где бы ни намечались успехи в деле Божьем, сатана сразу создает такие обстоятельства, когда искушение с силой давит на душу. Ни одного мгновения мы не можем быть в безопасности, разве только тогда, когда мы полагаемся на Бога и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге»13. Окончательное преобразование нашей тварной природы завершится тогда, когда мы облечемся в нетление и бессмертие, когда Дух Святой полностью восстановит первоначальное творение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...