Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дух пророчества в Церкви христиан-




АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ

Дар пророчества обильно проявился в служении Елены Г. Уайт, одной из основательниц Церкви адвентистов седьмого дня. Она передавала вдохновенные наставления для народа Божьего, живущего в последнее время. Мир начала XXI в., когда Елена Уайт начинала свое служение, принадлежал мужчинам. Не удивительно, что ее пророческое призвание было подвергнуто критическому рассмотрению. Выдержав библейскую проверку, она продолжала свое служение в соответствии с этим духовным даром на протяжении 70 лет. С 1844 г., когда ей было 17 лет, вплоть до самой смерти (1915). Через нее Бог дал более 2000 видений. В течение жизни она трудилась в Америке, Европе и Австралии, наставляя, организуя работу Церкви, проповедуя и занимаясь писательской деятельностью.

Елена Уайт никогда не считала себя пророчицей, хотя и не возражала, когда кто-либо называл ее так. Об этом она говорила так: «Еще в молодости меня несколько раз спрашивали: «Ты пророчица? – и я всегда отвечала: Я вестница Господа. Хотя мне известно, что многие называют меня пророчицей, но я никогда не претендовала на это звание... Почему? Потому что в наше время многие, уверенно называя себя пророками, в действительности вредят делу Христа; кроме того, мое служение включает много больше, чем подразумевает слово «пророк»... Претендовать на звание пророчицы мне нисколько не присуще. Если же другие так называют меня, то я не спорю с ними. Однако моя работа охватывает такие сферы жизни, что я не могу называть себя иначе, как вестницей Господа»13.

Насколько соответствует служение Е. Уайт библейским требованиям, предъявляемым к пророку?

1. Соответствие Библии. Ее многочисленные труды содержат десятки тысяч библейских текстов, зачастую с подробными комментариями. Внимательное изучение показало их последовательность, точность и полное соответствие Писанию.

2. Точность предсказаний. В трудах Е. Уайт содержится относительно небольшое число предсказаний. Некоторые из них исполняются сейчас, другие ожидают времени своего исполнения. Но те, которые мы уже сейчас можем проверить, исполнились с поразительной точностью. Вот два примера ее пророческих предсказаний:

а) активизация современного спиритизма. В 1850 г., когда спиритизм – движение, основанное на общении с миром духов и с умершими, – находился в зачаточном состоянии, Е. Уайт предсказала его рост и назвала это обольщением последнего времени. В те дни спиритизм отличался откровенно антихристианским настроем, но она предвидела, что эта враждебность изменится, указала на будущее благосклонное отношение к нему со стороны христиан14. К нашему времени спиритизм распространился по всему миру, приобретя миллионы сторонников. Антихристианская направленность стала менее заметной, некоторые из его приверженцев вообще называют себя христианскими спиритами, претендуя на обладание истинной христианской верой и утверждая, что «спириты – это те немногие верующие, которые воспользовались обещанными Христом дарами. Этими дарами они исцеляют больных, доказывают присутствие сознания в потустороннем мире и возможность развития в нем»15. Спириты даже утверждают, что «спиритизм позволяет получить обобщенное понятие о всех великих религиозных системах и, более того, он даст большее знание о Библии, чем все комментарии вместе взятые. Библия – спиритическая книга»16;

б) тесное сотрудничество между протестантами и римскими католиками. Между протестантами, современниками Е.Уайт, и католиками существовала непреодолимая пропасть, исключавшая любое сотрудничество. Среди протестантов процветали антикатолические настроения. Е.Уайт предсказала такие перемены в протестантизме (отступление от веры реформаторов), которые приведут к исчезновению отличий от католицизма и к сужению пропасти, разделявшей их несколько веков17.

Через некоторое время после ее смерти возникло экуменическое движение, возглавляемое Всемирным Советом Церквей, а также был созван Второй Ватиканский собор католической церкви. В среде протестантов множится невежество относительно основополагающих принципов протестантизма. В их среде встречается открытое неприятие истолкований пророчеств, унаследованных от реформаторов18. Эти серьезные перемены устранили барьеры, изначально разделявшие протестантов и католиков, и привели к возрастающему сотрудничеству.

3.Признание воплощения Христа. Е. Уайт много писала о Христе. Мессия как Господь и Спаситель, Его искупительная жертва на кресте и ходатайственное служение – вот главные темы ее литературных трудов. Книга «Желание веков» признана наиболее полным духовным исследованием жизни Христа, а «Путь ко Христу» – самая распространенная ее книга – побудила миллионы верующих искать более глубоких отношений с Ним. В ее трудах Христос – истинный Бог и истинный человек. Ее взвешенный подход к этому вопросу в совершенстве согласуется с Библией, не допуская преобладания одного естества над другим. Эта проблема вызывала жаркие споры на протяжении всей истории христианства.

Главная тема ее трудов – служение Христа – преподана очень актуально. Любая сторона жизни, которую она затрагивает, непременно сближает читателя со Христом Спасителем.

4. Влияние ее служения. С того времени, как Е. Уайт получила пророческий дар, прошло больше столетия. Церковная и личная жизнь тех, кто принимал ее советы, свидетельствует о положительном влиянии ее учения и самой жизни.

«Никогда не занимая официальных должностей, не будучи рукоположенным служителем, не получая материальной поддержки от Церкви до смерти мужа, она оказывала благословенное влияние на деятельность Церкви христиан адвентистов седьмого дня»19. По ее предложению была начата издательская работа, открывались школы, развернулась медицинская деятельность и всемирное миссионерское служение, благодаря чему Церковь адвентистов седьмого дня стала одной из самых больших и быстро растущих протестантских организаций.

Е.Г. Уайт написала более 80 книг, 200 трактатов и брошюр и 4600 статей. Проповеди, дневники, особые свидетельства и письма составляют еще 60000 страниц рукописного материала.

В своих трудах она затрагивает самые разные вопросы, никогда не ограничиваясь сугубо религиозной тематикой. Господь посылал через нее советы по здоровому образу жизни, воспитанию и образованию, семейным отношениям, воздержанию, евангельской работе, питанию, медицинской помощи и многим другим вопросам. Пожалуй, ее наставления в области охраны здоровья особенно впечатляют, если учитывать, что записаны они были более века назад, а получили подтверждение в научной среде только сейчас.

Главная особенность трудов Е. Уайт – связь любой темы с личностью Иисуса Христа, а также высокий уровень моральных и этических требований в соответствии с иудейско-христианским нравственным наследием.

Большинство ее трудов адресовано адвентистам седьмого дня, но многие из них получили высокую оценку в более широких кругах. Ее известная книга «Путь ко Христу» переведена более чем на 100 языков, и тираж ее превзошел 15 миллионов экземпляров. Ее крупнейшая работа – пятитомник «Противостояние веков» – описывает великую борьбу между Христом и сатаной, начиная с момента возникновения греха во Вселенной и кончая его окончательным устранением.

Ее труды оказывают несомненное влияние на читателя. Недавно в Институте церковного служения при университете Андрюса проводилось сравнительное изучение взглядов и поведения тех адвентистов, которые постоянно читают ее книги, и тех, кто пренебрегает ими. Вывод получился однозначным: труды Е.Г. Уайт положительно влияют на тех, кто внимателен к советам, записанным в них. Вот выдержка из опубликованного исследователями заключения: «Читающие (труды Е. Уайт) имеют более тесные отношения со Христом, лучше принимают свои духовные дары и свое положение перед Богом. Они больше склонны жертвовать на евангелизацию, и их вклад в местные миссионерские программы более весом. Они чувствуют себя более способными к благовестию и охотнее участвуют в проповеди Евангелия и миссионерских программах. Они более склонны к ежедневному исследованию Библии, к молитве за определенных людей, к неформальному общению с собратьями и к ежедневным семейным богослужениям. Они живо воспринимают дело Церкви и чувствуют ответственность за приобретение новых членов Церкви»20.

Дух пророчества и Библия. Труды Е. Уайт не заменяют Писания. Их нельзя ставить на один уровень, потому что Священное Писание стоит отдельно как непревзойденное мерило, по которому оцениваются не только ее труды, но и произведения всех других авторов. Библия – авторитет, которому они должны быть подвластны.

1. Библия – высшее мерило истины. Адвентисты седьмого дня безоговорочно придерживаются реформаторского принципа «Соло Скриптура!» – «только Писание», согласно которому Библия принимается как единственный толкователь самой себя и считается единственным основанием для всякого учения. Основы вероучения Церкви были разработаны и уточнены благодаря исследованиям Библии, они не были получены из видений Е. Уайт.

Главная ее роль во время формирования доктрины заключалась в направлении понимания Библии и утверждении выводов, полученных в результате исследования Писания.

Сама Е. Уайт верила и учила, что Библия является основным законом для Церкви. В первой своей книге, опубликованной в 1851 г., она писала: «Рекомендуя вам, дорогой читатель, Слово Божие как мерило нашей веры и жизни. По этому слову мы все будем судимы»22. Она никогда не изменила эту точку зрения. Спустя много лет Е. Уайт писала: «В Своем Слове Бог предоставил людям познания, необходимые для спасения; Священное Писание следует принимать как авторитетное и непогрешимое откровение Его воли. Оно служит мерилом характера, откровением учения и проверкой всякого жизненного опыта»23. В 1909 г. в последнем своем обращении к генеральной сессии Церкви она открыла Библию, подняла ее и сказала: «Братья и сестры, я рекомендую вам эту Книгу»24.

Отвечая верующим, которые рассматривали ее труды как дополнение к Библии, она писала: «Я брала драгоценную Библию и обрамляла ее несколькими «Свидетельствами для Церкви», посланными народу Божьему... Вы плохо знаете Писания. Если бы вы сделали Слово Божие предметом вашего исследования, желая достичь библейского образца и подняться до христианского совершенства, вам не понадобились бы «Свидетельства». Именно потому, что вы пренебрегли богодухновенной Книгой, Бог решил пробудить вас простыми и прямыми свидетельствами, обращая ваше внимание на те богодухновенные слова, которыми вы пренебрегли, и побуждая построить ваши жизни согласно ее чистому возвышенному учению»25.

2. Руководство к Библии. Е. Уайт считала целью своей работы возвращать людей к Библии. «Очень мало внимания уделяется Библии, – говорила она, – поэтому Господь и послал меньший свет, влекущий людей к свету большему»26. Слово Божие, – писала Е. Уайт, – содержит достаточную истину, чтобы просветить самый помраченный ум. Оно может быть понято всеми, кто имеет хоть малейшее желание понять его. Но, несмотря на это, многие, утверждающие, что они исследуют Слово Божие, в действительности живут во вражде с открытыми в нем наставлениями. И тогда, чтобы не осталось у людей оправдания, Бог дает ясные и определенные свидетельства, возвращая их к Слову, которому они отказались следовать»27.

3. Руководство к пониманию Библии. Е. Уайт считала свои труды руководством, помогающим яснее понимать Библию. «Это не дополнительная истина. Бог через «Свидетельства» упростил великие истины, данные ранее, и избранным Им способом представил их людям, чтобы пробудить умы и запечатлеть в сознании. Извинения не будет... Свидетельства записаны не для того, чтобы стать новым светом, но чтобы живо запечатлеть в сердцах вдохновенные истины, открытые прежде»28.

4. Руководство к применению библейских принципов. Большинство трудов Е. Уайт посвящены применению библейских наставлений в практической жизни. Она говорила, что ей было «дано указание объявить как устно, так и письменно общие принципы и одновременно указать на опасности, ошибки и грехи отдельных личностей, чтобы никто не остался не предупрежденным, без обличения и совета»29. Христос обещал такое пророческое руководство Своей Церкви. Как заметила Е. Уайт: «То обстоятельство, что Бог открыл людям Свою волю в Слове, не упраздняет необходимости в постоянном присутствии и руководстве Святого Духа. Напротив, Дух был обещан нашим Спасителем, чтобы открывать Слово Его народу, чтобы просвещать и учить применять его наставления»30.

Призыв к верующим. Пророчество Книги Откровение о том, что «свидетельство Иисуса» проявится в «духе пророчества» в последние дни земной истории, призывает нас не оставаться равнодушными или неверующими и побуждает «все испытывать» и «хорошего держаться». Мы многое можем приобрести или потерять в зависимости от того, будем ли мы осуществлять это доверенное нам Библией исследование. Иосафат сказал: «Верьте Господу, Богу вашему и будете тверды; верьте пророкам, и будет успех вам» (2 Пар. 20:20). Его слова верны и сегодня.


УЧЕНИЕ

О ХРИСТИАНСКОЙ

ЖИЗНИ

Великие принципы Закона Божьего изложены в Десяти Заповедях и явлены в жизни Иисуса Христа. В них отражена Божья любовь, Его воля и намерения в вопросах поведения человека и его взаимоотношений с Богом и ближними. Они обязательны для людей всех времен. Эти постановления лежат в основе Божьего завета с Его народом. Это высшее мерило праведности на суде Божьем. Посредством заповеди Дух Святой приводит к познанию греха и пробуждает сознание необходимости Спасителя. Спасение – это дар благодати, его невозможно заслужить делами, но спасенный человек послушен заповедям. В этом послушании совершенствуется христианский характер, и его результатом пребудет мир с Богом. Оно говорит о любви к Господу и нашим ближним. Послушание по вере доказывает, что Христос силен преображать жизнь и тем самым служить на пользу делу благовестия (Основание веры, 18).

ГЛАВА 18

ЗАКОН БОЖИЙ

Народ, собравшийся у подножия горы, с тревогой смотрел на ее вершину, скрытую густым облаком, которое, темнея, опускалось вниз, покуда вся гора не была окутана таинственным мраком. Во тьме вспыхивали молнии, сопровождаемые раскатами грома. «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым от печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее» (Исх. 19:18, 19). Явление присутствия Божьего было столь величественно, что весь Израиль вострепетал.

Наконец раскаты грома и трубный звук стихли, воцарилась благоговейная тишина. Тогда был услышан голос Божий из густой тьмы, скрывавшей Его от взоров людей. Движимый глубокой любовью к Своему народу, Он провозгласил Десять Заповедей. Своему народу Моисей сказал: «Господь пришел от Синая... и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона. Истинно Он любит народ Свой; все святые Его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим» (Втор. 33:2, 3).

Когда Бог дал Свой Закон на горе Синай, Он не только явил Свое величие и верховную власть во Вселенной, но представил Себя и как искупителя Своего народа (Исх. 20:2). Он – Спаситель, потому что Он призвал не только Израиль, но и все человечество (Екк. 12:13) соблюдать десять кратких, но всеобъемлющих и авторитетных повелений, охватывающих обязанности людей перед Богом и другими людьми.

И сказал Бог:

«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов и любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:3–17).

Природа Закона. Как отражение Божьего характера Закон Десяти Заповедей нравственен, духовен, всеобъемлющ и содержит универсальные принципы.

Отражение характера Законодателя. Писание усматривает в Законе Божием качества Его характера. Как и Бог, «закон Господа совершен» и «Заповедь Господа светла» (Пс. 18:8, 9). «Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12). «Заповеди Твои – истина. Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их навеки» (Пс. 118:151, 152); поистине, «все заповеди Твои праведны» (Пс. 118:172).

Нравственный Закон. Десять Заповедей выражают образец поведения, переданный Богом человечеству. Они определяют наши отношения с нашим Творцом и Искупителем и наши обязанности по отношению к людям. Преступление Закона Божьего Писание называет грехом (1 Ин. 3:4).

Духовный Закон. «Закон духовен» (Рим. 7:14). Потому только духовные и имеющие плод Духа могут повиноваться ему (Ин. 15:4; Гал. 5:22, 23). Дух Божий дает нам силы исполнять Его волю (Деян. 1:8; Пс. 50:12–14). Пребывая во Христе, мы обретаем силу, которая необходима нам, чтобы приносить плоды во славу Его (Ин. 15:5).

Человеческие законы затрагивают только явные действия. Но Десять Заповедей «безмерно обширны» (Пс. 118:96) и затрагивают наши наиболее сокровенные мысли, желания и чувства, такие как ревность, зависть, похоть и честолюбие. В Нагорной проповеди Христос подчеркнул духовную сторону Закона, открыл, что преступление начинается в сердце (Мф. 5:21, 22, 27, 28; Мк. 7:21–23).

Позитивный Закон. Десять Заповедей – это нечто большее, чем краткий сборник запретов. Он содержит обширные принципы, которые распределяются не только на то, чего мы не должны делать, но и на то, что следует делать. Мы должны не только удерживаться от злых дел и мыслей; мы также должны учиться использовать во благо данные нам Богом таланты и дары. Поэтому каждое запретное повеление имеет и побудительное значение.

Например, шестая заповедь «не убивай» имеет свой побудительный смысл: «Содействуй жизни». «Воля Божия состоит в том, чтобы Его последователи стремились содействовать благополучию и счастью каждого, кто оказывается в сфере их влияния. В самом глубоком смысле призыв благовествовать – нести добрую весть о спасении и вечной жизни в Иисусе Христе – опирается на побудительный принцип, заключенный в шестой заповеди»1.

Закон десяти Заповедей следует рассматривать «не столько со стороны запрещений, сколько со стороны милости. Его запреты служат надежной гарантией счастья при условии послушания. Принятый во Христе Закон содействует чистоте характера, который принесет нам радость на вечные времена. Для послушных Закон – это защищающая их стена. В нем мы видим благость Бога, Который, открыв людям неизменные принципы праведности, стремится спасти их от зла, которое есть следствие преступления Закона2.

Простой Закон. Глубина Десяти Заповедей заключается в их простом и всеобъемлющем характере. Они настолько кратки, что даже ребенок может их быстро запомнить, но обладают таким широким значением, что охватывают все возможные грехи.

«В Законе Божьем нет тайны. Все могут постичь великие истины, заключенные в нем. Самый слабый ум способен понять эти правила, самый невежественный человек может руководствоваться ими в жизни и формировать характер в соответствии с Божественным образцом»3.

Закон, содержащий принципы. Десять Заповедей – это краткое изложение всех верных принципов, они обращены ко всему человечеству во все временя. Писание говорит: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13).

Декалог – Десятисловие, или Десять Заповедей (Исх. 34:28) – состоит из двух частей, по числу каменных скрижалей, на которых он был написан Богом (Втор. 4:13). Первые четыре заповеди определяют наши обязанности по отношению к нашему Творцу и Искупителю, остальные шесть – к людям4.

Закон разделен на две части, и это связано с двумя основополагающими принципами любви, на которых основано Царство Божие: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27; ср. Втор. 6:4, 5; Лев. 19:18). Те, которые живут по этим принципам, будут в полной гармонии с Десятью Заповедями, ибо они выражают эти же принципы более подробно.

Первая заповедь учит поклоняться единому истинному Богу. Вторая запрещает идолопоклонство5. Третья осуждает непочтительное отношение к Богу и ложную клятву, призывая Его имя. Четвертая призывает к соблюдению субботы и показывает, что истинный Бог есть Творец неба и земли, Своего народа.

Пятая заповедь требует от детей повиновения родителям как избранным Богом исполнителям, передающим Его волю последующим поколениям (См. Втор. 4:6–9; 6:1–7). Шестая защищает жизнь как святой Божий дар. Седьмая предписывает соблюдать чистоту в супружестве и оберегает семейные отношения. Восьмая защищает собственность. Девятая охраняет истину и запрещает лжесвидетельство. А десятая обращена к основам человеческих взаимоотношений и запрещает желать того, что принадлежит другим6.

Уникальный Закон. Уникальность Десяти Заповедей заключается в том, что это единственные слова, которые Бог изрек вслух ко всему народу (Втор. 5:22). Не доверив этого Закона забывчивым людским умам, Бог написал эти заповеди перстом Своим на дух каменных скрижалях, которые должны были храниться в ковчеге скинии (Исх. 31:18; Втор. 10:2). Чтобы помочь Израилю соблюдать эти заповеди, Бог в дополнительных законах подробно определил отношения людей к Нему и друг к другу. Часть этих дополнительных законов касалась гражданской жизни Израиля (гражданские законы), другие регулировали порядок служения в святилище (церемониальные законы). Эти дополнительные законы Бог передал людям через посредника – Моисея, который записал их в «Книгу Закона» и положил ее «одесную ковчега завета» (Втор. 31:25, 26), а не в ковчег, где находилось высшее Божие откровение – Декалог. Эти дополнительные законы известны как «Книга Закона Моисеева» (Ис. Нав. 8:31; Неем. 8:1; 2 Пар. 25:4) или просто – «Закон Моисеев» (4 Цар. 23:25; 2 Пар. 23:18)7.

Радующий Закон. Закон Божий – вдохновение для души. Псалмист сказал: «Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем». «А я люблю заповеди твои более золота, и золота чистого». «Даже когда скорбь и горесть постигли меня, – сказал он, – заповеди Твои – утешение мое» (Пс. 118:97, 127, 143). Тем, кто любит Господа, «заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5:3). Те, кто почитает Закон Божий тяжелым бременем, сами являются преступниками Закона, ибо греховные умы «закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7).

Назначение Закона. Бог дал Свой Закон с тем, чтобы обильно благословить народ и во имя спасения привести его к личному общению с Собой. Обратите внимание на следующие назначения Закона:

1. Он открывает волю Божию человеку. Будучи отражением характера Божьего и Его любви, Десять Заповедей открывают Его волю и намерения по отношению к человечеству. Они требуют совершенного послушания, ибо «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Послушание Закону как принципам жизненно важно для нашего спасения. Христос сказал: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17). Это послушание возможно только силой пребывающего в нас Святого Духа.

2. Он – основа Божьего завета. Моисей записал Десять Заповедей и пояснительные законы в книгу, названную книгой завета (Исх. 20:1; 24:7)8. Позже он назвал Десять Заповедей «скрижалями завета», отметив их важность как основы вечного завета (Втор. 9:9; ср. 4:13). (Подробное о заветах см. 7-ю гл. этой книги).

3. Он служит критерием суда. Как и Сам Бог, Его «заповеди... праведны» (Пс. 118:172). Поэтому Закон устанавливает критерий праведности. Каждый из нас будет судим по этим праведным принципам, а не по нашей совести. «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, – говорит Писание, – ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13, 14; ср. Иак. 2:12).

Совесть у людей бывает разной. У некоторых совесть «немощная», у других – «оскверненная», «прозрачная», «сожженная» (1 Кор. 8:7, 12; Тит. 1:15; Евр. 10:22; 1 Тим. 4:12). Подобно часам, как бы хорошо они не работали, их нужно «ставить» по некоторому эталону, чтобы они имели какую-либо ценность. Наша совесть подсказывает нам, что мы должны поступать правильно, но она не говорит нам, что правильно. Только совесть, поставленная по великому Божьему эталону – Его Закону, – может уберечь нас от греха9.

4. Он указывает на грех. Без Десяти Заповедей люди не могут правильно понимать ни Божией святости, ни своей вины, ни необходимости покаяться.

Не сознавая себя нарушителями Божьего Закона, они не чувствуют ни собственной потерянности, ни нужды в примирительной крови Христа.

Закон действует подобно зеркалу, помогая людям увидеть свое истинное состояние (см. Иак. 1:23–25). Те, кто «смотрится» в него, видят недостатки своего характера в свете Божьего праведного характера. Тем самым нравственный Закон показывает, что весь мир виновен перед Богом (Рим. 3:19) и все ответственны перед Ним.

Посредством Закона мы познаем грех (Рим. 3:19). Так как «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Апостол Павел сказал: «Я не иначе узнал грех, как посредством Закона» (Рим. 7:7). Обвиняя грешников в их грехах, Закон помогает им осознать, что суд Божьего гнева сулит им наказание вечной смертью. Через него они осознают свою полную беспомощность.

5. Он – посредник в деле обращения. Закон Божий – это то средство, с помощью которого Святой Дух ведет нас к обращению. «Закон Господа совершен, обращает душу» (Пс. 18:7, англ. пер.). Увидев свой истинный характер, мы осознаем себя грешниками, приговоренными к смерти и не имеющими надежды, мы чувствуем нужду в Спасителе. И тогда благая весть Евангелия приобретает для нас смысл. Таким образом, Закон указывает на Христа, единственного, Кто может помочь нам выбраться из нашего безвыходного положения10. Именно в этом смысле апостол Павел называл как моральный, так и обрядовый закон «детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:24)11.

Закон открывает нашу греховность, но он не может спасти нас. Как водой смывают грязь с лица, так и мы, обнаружив свою ущербность посредством зеркала нравственного Закона Божьего, тянемся к «источнику... для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13:1) и очищаемся «кровью Агнца» (Откр. 7:14). Мы должны взирать на Христа, и, когда мы видим Его на голгофском кресте, умирающего под тяжестью грехов всего мира, Дух Святой открывает нам то, как Бог относится ко всем тем, кто раскаивается в своих преступлениях12. Тогда надежда наполняет наши сердца, и мы с верой устремляемся к нашему Спасителю, наделяющему нас даром вечной жизни (Ин. 3:16).

6. Он обеспечивает истинную свободу. Иисус сказал, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Преступая Закон Божий, мы теряем свободу, а послушание Десяти заповедям обеспечивает нам истинную свободу. Жизнь в пределах, ограниченных Законом Божиим, означает свободу от греха. Это также и свобода от всего того. Что сопутствует греху: «постоянного беспокойства, угрызений совести, растущего чувства вины и сожаления, истощающих наши жизненные силы. Псалмист сказал: «Буду ходить свободно; ибо я взыскал повелений Твоих» (Пс. 118:45). Апостол Иаков называл Декалог «Законом царским», «совершенным Законом свободы» (Иак. 2:8; 1:25). Чтобы обрести эту свободу, Иисус Христос приглашает нас прийти к Нему с бременем наших грехов. Он предлагает взамен Свое иго, которое легко. Иго (или ярмо) – это орудие труда. Оно распределяет тяжесть и с ним легче работать. Христос предлагает нам соединиться с Ним. Иго – это Закон, «великий Закон любви, открытый в Едеме, провозглашенный на Синае и в Новом Завете, написанный в сердце, – именно он соединяет трудящегося человека с волей Божьей»13. Когда мы соединены со Христом, Он несет тяжесть нашего бремени и делает послушание радостью. Он делает нас способными преуспевать там, где раньше это было невозможным. И Закон, написанный в сердцах наших, становится радостью и наслаждением. Мы свободны, потому что мы хотим делать то, что Он заповедал.

Если Закон представлен без спасительной силы Христа, тогда мы не свободны от греха. Но спасающая благодать Божия, не отменяя Закона, наделяет нас силой, освобождающей от греха, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).

7. Он обуздывает зло и приносит благословения. Волна преступности, насилия, безнравственности и злодеяний, захлестывающая мир, есть следствие пренебрежения к Декалогу. Там, где этот Закон принимается, он обуздывает грех, побуждает к правильным поступкам и содействует утверждению праведности. Те народы, которые включили Его принципы в свои Законы, испытали великие благословения. И наоборот, отказ от Его принципов ведет к упадку.

В ветхозаветные времена Бог часто посылал отдельным людям и целым народам Свои благословения, соизмеримые с их послушанием Его Закону. «Праведность возвышает народ, – говорится в Писании, – правдою утверждается престол» (Притч. 14:34; 16:12). Непослушные заповедям Божиим навлекают на себя бедствия (Пс. 88:31–33). «Проклятие Господне на дом нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет» (Притч. 3:33; ср. Лев. 26; Втор. 28). Этот же общий принцип действует и сегодня14.

ВЕЧНОСТЬ ЗАКОНА

Поскольку Десятисловный нравственный Закон есть отражение Божьего характера, его принципы вечны и не зависят от обстоятельств. Они абсолютны, неизменны и имеют постоянную силу для человечества. Во все века христиане твердо отстаивали непреложность Закона Божьего, утверждая его непреходящую действенность15.

Закон до Синая. Закон существовал задолго до того, как Десять Заповедей были даны Богом Израилю. В противном случае грех не существовал бы до Синая, ибо «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Грех, совершенный Люцифером и его ангелами, свидетельствует о том, что Закон существовал еще до Сотворения (2 Петр. 2:4).

Создав Адама и Еву по Своему образу и подобию, Бог запечатлел в их сознании нравственные принципы Своего Закона, сделав соблюдение Его воли естественным для них. Их преступление привнесло грех в человеческую семью (Рим. 5:12).

Позже Бог сказал об Аврааме, что он «послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и Законы Мои» (Быт. 26:4, 5). И Моисей объявлял уставы Божии и Законы Его до Синая. Изучение Книги Бытие показывает, что Десять заповедей были хорошо известны и до Синая. Эта книга свидетельствует, что деяния, запрещенные впоследствии Богом в Декалоге, задолго до того осознавались людьми как неправедные16.

Это общее понимание нравственности Закона свидетельствует о том, что человечество получило от Бога познание Десяти Заповедей.

Закон на Синае. В течение долгих лет рабства в Египте, стране, народ который не признавал истинного Бога (Исх. 5:2), израильтяне жили среди идолопоклонства и растления. Вследствие этого они во многом утратили представления о Божией святости и чистоте, о Его нравственных принципах. Рабское положение препятствовало им свободно поклоняться живому Богу.

В ответ на их отчаянный призыв о помощи Бог, помня Свой завет с Авраамом. Решил избавить Свой народ из этой «печи железной» (Втор. 4:20) и привести их в такую землю, где бы они «соблюдали уставы Его и хранили Законы Его» (Пс. 104:43–45).

После освобождения израильтян Бог привел их к горе Синай, чтобы дать им нравственный Закон, являющийся образцом Его правления, и церемониальные законы, целью которых было научить их, что путь спасения лежит через примирительную жертву Спасителя. На Синае Бог дал Свой Закон, непосредственно выразив его в ясных, простых выражениях «по причине преступлений» (Гал. 3:19), «так что грех становится крайне грешен посредством заповеди» (Рим. 7:13). Только имея нравственный Закон Божий, ясно показывающий их положение, израильтяне могли осознавать свои преступления, обнаруживать свою беспомощность и чувствовать потребность в спасении.

Закон перед Вторым пришествием Христа. Библия свидетельствует, что Закон Божий – это предмет яростных нападок сатаны, чье противоборство Закону достигнет высшей точки перед самым Вторым пришествием Христа. Пророчество показывает, что сатана склонит великое множество людей к непослушанию Богу (Откр. 12:9). Действуя через власть «зверя», он направит внимание мира на зверя, а не на Бога (Откр. 13:3; подробнее эти пророчества разъясняются в 12-й гл. этой книги).

1. Нападки на Закон. В 7-й главе Книги Даниила эта же власть представлена как небольшой рог. В этой главе говорится о четырех больших зверях. Со времен Христа толкователи Библии отождествляли четырех зверей с мировыми державами: Вавилон, Мидо-Персией, Грецией и Римом. Десять рогов четвертого зверя представляют части Римской империи после ее падения в 476 г. по Р.Х17.

Видение Даниила сосредоточено на малом роге – ужасной и богохульной власти, вышедшей между десятью рогами, что означает возникновение внушающей страх власти после распада Римской империи. Эта власть попытается произвести перемену в Законе Божьем (Дан. 7:25) и будет существовать вплоть до возвращения Христа (см. 19-ю гл. этой книги). Эти нападки сами по себе свидетельствуют о непреложном значении Закона в плане спасения. В конце видения народ Божий получает заверение, что власти не удастся устранить Закон, что этот небольшой рог будет уничтожен судом (Дан. 7:11, 26–28).

2. Святые защищают Закон. Святых, ожидающих Второго пришествия, отличает послушание. В последней схватке со злом они сплотятся для защиты Закона Божьего. Писание называет их «сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17; 14:12), и терпеливо ожидающим возвращение Христа.

Готовясь ко Второму пришествию, эти люди провозглашают Евангелие, призывая поклоняться Богу как Творцу (Откр. 14:6, 7). Те, кто поклоняется Богу в любви, будут повиноваться Ему. Как сказал апостол Иоанн: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (Ин. 5:3).

3. Суд Божий и Закон. Божий суд, ниспосланный непокорным посредством семи последних язв, исходит от храма «скинии свидетельства» на небе (Откр. 15:5). Выражение «скиния свидетельства» было хорошо известно Израилю; оно обозначало скинию, построенную Моисеем (Чис. 1:50, 53; 17:8; 18:2). Она была названа так потому, что в скинии находился «ковчег свидетельства» (Исх. 26:34), в котором хранились «две скрижали свидетельства» (Исх. 31:18, англ. пер.). Таким образом, Десять Заповедей – это «свидетельство» человечеству о воле Божией (Исх. 34:28, 29, англ. пер.).

Но в Откровении 15:5 говорится о «храме скинии свидетельства на небе». Скиния Моисея была лишь подобием небесного храма (Исх. 25:8, 40; ср. Евр. 8:1–5), в котором хранится великий оригинал Десятисловного Закона. То, что последние суды тесно связаны с преступлением Закона Божьего, еще раз доказывает непреложность Десяти Заповедей.

В Книге Откровение также показано, как отверзся храм небесный, явив взору «ковчег Его завета» (Откр. 11:19). Выражение «ковчег завета» обозначало ковчег земного святилища, в котором находились скрижали, содержащие «слова завета, десятисловие» (Исх. 34:27, 28 ср. Числ. 10:33; Втор. 9:9). Ковчег завета, находящийся в небесном святилище, – это подлинный ковчег, содержащий слова вечного завета – подлинный Декалог. Поэтому понятно, почему время последних Божиих судов над миром (Откр. 11:18) связано с открытием этого небесного храма, центральное место в котором занимает ковчег с Десятью Заповедями – поистине достойная картина возвеличения закона Божьего как критерия суда.

ЗАКОН И ЕВАНГЕЛИЕ

Спасение даруется благодатью через веру, его нельзя получить делами Закона (Еф. 2:8). Никакие дела Закона, никакие старания, как бы похвальны они не были, и никакие добрые дела – будь их много или мало, будь они жертвенны или нет – ни в коей мере не могут оправдать грешника (Тит. 3:5; Рим. 3:20)18.

Всюду в Писании Закон и Евангелие находятся в совершенной гармонии, утверждая друг друга.

Закон и Евангелие до Синая. Когда Адам и Ева согрешили, они познали, что такое вина, страх и нужда (Быт. 3:10). Бог откликнулся на их нужду, но не устранением Закона, осуждавшего их, а послав им благую весть, которая восстановила бы их общение с Богом и послушание Ему.

Эта благая весть была обещанием искупления, которое совершит Спаситель, «семя жены», придя однажды и победив зло (Быт. 3:15). Система жертвоприношений, которую установил Бог, учила их важной истине о примирении: прощение может быть получено только через пролитие крови – через смерть Спасителя. Веря в то, что принесение в жертву животного символизировало примирительную смерть Спасителя, Который умрет ради них, они получали прощение грехов19. Они получали спасение по благодати.

Это евангельское обетование было сутью вечного Божьего завета благодати, предложенного человечеству (Быт. 12:1–3; 15:4, 5; 17:1–9). Оно было тесно связано с послушанием Закону Божьему (Быт. 12:18, 19; 26:4, 5). Поручителем Божьего завета стал Сын Божий, Который как центр Евангелия был «Агнцем, закланным от создания мира» (Откр. 13:8). Таким образом, благодать Божья вступила в действие сразу после того, как согрешили Адам и Ева. Давид говорил: «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его... на... хранящих заповеди Его, чтобы исполнять их» (Пс. 102:17, 18).

Закон и Евангелие на Синае. Десять Заповедей и Евангелие связаны между собой. В преамбуле к Закону, например, сказано о Боге как об Искупителе (Исх. 20:1). После того как было провозглашено Десятисловие, Бог учил израильтян, как строить жертвенник и начинать приношение жертв, которые должны были открывать Его спасательную благодать.

Именно на горе Синай Бог дал Моисею значительную часть церемониального Закона, касающуюся устройства святилища, где Он будет обитать со Своим народом и встречаться с ним, чтобы посылать Свои благословения и прощать их грехи (Исх. 24:9–31, 18). Это расширение простой системы жертвоприношений, существовавшей до Синая, предвещало посредническое служение Иисуса Христа для искупления грешников и защиты авторитета и святости Закона Божьего.

Место обитания Бога было в Святом Святых земного святилища, над крышкою ковчега, в котором находились Десять Заповедей. Каждый аспект служения символизировал Спасителя. Кровь жертвенных животных указывала на Его примирительную смерть, которая искупит род человеческий от осуждения Закона (см. 4-ю и 9-ю гл. этой книги).

Декалог находился внутри ковчега, а церемониальные законы и гражданские установления, данные Богом, были записаны в «Книгу Закона» и положены рядом с ковчегом как «свидетельство» против народа (Втор. 31:26). Если люди совершали грех, «свидетельство» осуждало их действия; ожидалось исполнение подобных требований, чтобы примириться с Богом. От Синая и до самой смерти Христа преступники Десятисловия обретали надежду, прощение и очищение верою в Евангелие, представленное служением в святилище по церемониальному закону.

Закон и Евангелие после креста. Как верно замечают многие христиане, Библия учит, что смерть Христа упразднила церемониальный закон, но утвердила непреложность нравственного закона20. Обратите внимание на следующие свидетельства:

1. Церемониальный закон. Когда Христос умер, Он исполнил пророческий символизм системы жертвоприношений. Образ встретился с прообразом, и церемониальному закону был положен конец. Несколькими столетиями ранее пророк Даниил предсказал, что со смертью Мессии «прекратится жертва и приношение» (Дан. 9:27; см. 4-ю гл. этой книги). Когда Иисус Христос умер, завеса была сверхъестественным образом разодрана сверху донизу (Мф. 27:51), указав тем самым на то, что служения в храме более не имели духовного значения.

Хотя церемониальный закон имел жизненно важное значение до смерти Христа, но он был совершенен лишь будучи «тенью будущих благ» (Евр. 10:1). Он служил временной цели и был установлен для народа Божьего до «времени исправления» (Евр. 9:10; ср. Гал. 3:19), до времени, когда умер Иисус Христос, истинный Агнец Божий.

Со смертью Христа юрисдикция церемониального закона закончилась. Его примирительная жертва принесла прощение всех грехов, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол. 2:14; ср. Втор. 31:26). Не было более необходимости совершать замысловатые обряды, которые никоим образом не могли уничтожить грехи или очистить совесть (Евр. 10:4; 9:9, 14). Не нужно было более беспокоиться об исполнении церемониальных законов с их сложными требованиями, касающимися приношений и возлияний, празднования различных праздников (Пасхи, Пятидесятницы и т.д.), новомесячий и церемониальных суббот (Кол. 2:16; ср. Евр. 9:10), которое были лишь «тенью будущего» (Кол. 2:17)21.

Со смертью Иисуса верующие не нуждались более в тенях, бывших лишь отражением действительности во Христе. Теперь они могли приблизиться к Самому Спасителю непосредственно, ибо «тело – во Христе» (Кол. 2:17).

Церемониальный закон был так истолкован иудеями, что сделался стеною между ними и другими народами. Он стал серьезным препятствием их миссии просвещения мира славой Божией. Смерть Христа упразднила «закон заповедей, выраженный в обрядах» (англ. пер.), разрушив «стоящую преграду между иудеями и язычниками, чтобы создать новую семью верующих, примиренных в одном теле посредством креста» (Еф. 2:14–16).

2. Декалог и крест. Смерть Христа, положив конец авторитету церемониального закона, в то же время утвердила авторитет Десяти Заповедей. Христос устранил проклятие Закона, освободив тем самым верующих от осуждения. Но это не означает, что Закон был упразднен и нем дано право нарушать его принципы. Многочисленные свидетельства в Писании о непреложности Закона опровергают подобную точку зрения.

Кальвин выразился очень метко по этому поводу: «Мы не должны считать, что пришествие Христа освободило нас от власти Закона, ибо он служит вечным мерилом благочестивой и святой жизни, и поэтому должен быть таким же неизменным, как и правосудие Божие»22.

Апостол Павел описал взаимосвязь между послушанием и благой вестью о спасающей благодати. Призывая верующих к святой жизни, он требовал, чтобы они представляли себя «Богу в орудия праведности, и грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под Законом, но под благодатью» (Рим. 6:13, 14). Потому христиане не соблюдают Закон с целью получить спасение. Те, кто пытается это сделать, попадают в более жестокое рабство к греху. «До тех пор, пока человек находится под Законом, грех также господствует над ним, ибо Закон никого не может спасти ни от осуждения, ни от власти греха. Но те, кто под благодатью, получают не только освобождение от осуждения (Рим. 8:1), но и силу побеждать (Рим. 6:4). Тем самым грех не имеет больше власти над ними»23. «Конец закона – Христос, – продолжает апостол Павел, – к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). Поэтому всякий верующий во Христа осознает, что Он – конец Закона как способа достижения праведности. Сами по себе мы грешники, но в Иисусе Христа – праведники, ибо нам вменяется Его праведность»24.

Однако пребывание под благодатью не дает верующим права «оставаться... во грехе, чтобы умножалась благодать» (Рим. 6:1). Наоборот, благодать наделяет силой, делающей послушание и победу над грехом возможными. «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по Духу» (Рим. 8:1).

Смерть Христа возвеличила Закон, утвердив его всеобщий авторитет. Если бы можно было изменить Декалог, Ему не нужно было бы умирать. Но поскольку этот Закон абсолютен и непреложен, исполнением вынесенного им приговора должна была стать смерть. Христос полностью удовлетворил Своей смертью на кресте это требование, предложив жизнь вечную всем, кто принимает Его величественную жертву.

ПОСЛУШАНИЕ ЗАКОНУ

Люди не могут заслужить спасение своими добрыми делами. Послушание – плод спасения во Христе. Своей удивительной благодатью, с особой силой явленной на кресте, Бог освободил Свой народ от наказания и проклятия греха. Хотя люди были грешниками, Христос отдал Свою жизнь, чтобы они могли обрести дар жизни вечной.

Великая любовь Божия пробуждает в кающемся грешнике ответную любовь, которая проявляется в послушании силою благодати, столь щедро ниспосланной Богом. Верующие, которые понимают, что Христос ценил Закон, и осознают благословение послушания, будут испытывать сильное желание жить во всем уподобляясь Христу.

Христос и закон. Христос чтил закон Десяти Заповедей превыше всего. Будучи великим «Я есмь», Он лично провозгласил нравственный закон Отца с Синая (Ин. 8:58; Исх. 3:14; см. 4-ю гл. этой книги). Частью Его миссии на земле было «возвеличить и прославить закон» (Ис. 42:21). Отрывок из книги Псалмов, приведенный в Новом Завете по отношению ко Христу, объясняет Его отношение к Закону: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9; ср. Евр. 10:5, 7).

Его благая весть давала веру, утверждающую непреложность Декалога. Апостол Павел сказал: «Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31).

Таким образом, Христос пришел не только искупить человека, но и защитить авторитет и святость Закона Божьего, явив его величие и славу перед людьми и показав пример отношения к нему. Как Его последователи христиане призваны возвеличивать Закон Божий в своей жизни. Прожив жизнь в любящем послушании, Христос подчеркивал, что Его последователи должны соблюдать заповеди. На вопрос об условиях приобретения вечной жизни Он ответил: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17). Он также предостерегал против нарушения этого принципа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Нарушители Закона не войдут в жизнь вечную.

Сам Христос исполнил Закон, не уничижив его, но прожив жизнь в послушании. «Помните, – сказал Он, – что пока существуют небо и земля, ни одна точка, ни малейшая часть Закона не будет отменена» (Мф. 5:18, англ. пер.). Христос особо подчеркивал, что необходимо постоянно иметь в виду великую цель Закона: любить Господа Бога всем сердцем, душою и разумением и ближнего, как самого себя (Мф. 22:37, 38). Однако Он хотел, чтобы Его последователи любили друг друга не так, как мир понимает любовь – чувственно и эгоистично. Чтобы объяснить, о какой любви Он говорит, Христос назвал «заповедь новую» (Ин. 13:34). Эта новая заповедь должна была не заменить собою Декалог, но служить для верующих примером того, что есть истинная самоотверженная любовь, такая любовь, какой никто никогда прежде на земле не встречал. В этом смысле о Его заповеди можно говорить как о новой. Она предписывала: не просто любите друг друга, «а как Я возлюбил вас» (см. Ин. 15:12). Строго говоря, мы имеем здесь еще одно свидетельство того, как Христос возвеличил Законы Своего Отца25.

Такая любовь открывается в послушании. Иисус Христос сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:14); «если заповеди Мои соблюдаете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15:10). Также и мы если любим народ Божий, то любим Бога и «соблюдаем Его заповеди» (1 Ин. 4:20; 2:3).

Только пребывая во Христе, мы можем проявлять искреннее послушание. «Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, – сказал Он, – так и вы, если не будете во Мне... кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:4, 5). Чтобы пребывать во Христе, мы должны сораспяться Христу и испытать то, о чем апостол Павел сказал: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Для тех, кто пребывает в этом состоянии, Христос может исполнить Свое новозаветное обетование: «Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8:10).

Благословения послушания. Послушание развивает христианский характер и приносит ощущение благополучия. Оно содействует возрастанию верующих, как «новорожденных младенцев», и преображению их в образ Христа (см. 1 Петр. 2:2; 1 Кор. 3:18). Это преобразование из грешника в дитя Божие – лучшее свидетельство силы Христа.

Писание провозглашает «блаженными» («благословенными», англ. пер.) всех «ходящих в Законе Господнем» (Пс. 119:1), у кого «в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» (Пс. 1:2). Послушание приносит множество благословений:

1) мудрость и разум (Пс. 119:98, 99); 2) мир (Пс. 118:165; Ис. 48:18); 3) праведность (Втор. 6:25; Ис. 48:18); 4) чистая нравственная жизнь (Притч. 7:1–5); 5) значение истины (Ин. 7:17); 6) защита от болезней (Исх. 15:26); 7) долголетие (Притч. 3:1, 2; 4:10, 22); 8) уверенность, что Бог ответит на молитвы (1 Ин. 3:22; ср. Пс. 66:18).

Призывая нас к послушанию, Бог обещает обильные благословения (Лев. 26:3–10; Втор. 28:1–12). Когда мы откликаемся на Его призыв, мы становимся Его «особым сокровищем» («удел», русск. Пер.), «царственным священством, народом святым» (см. Исх. 19:5, 6; 1 Петр. 2:5, 9), превознесенным «выше всех народов земли», «головою, а не хвостом» (Втор. 28:1, 13).


Милосердный Творец после шести дней Творения мира покоился в седьмой день и установил субботний покой для всех людей как памятник Творения. Четвертая заповедь неизменного Закона Божьего требует соблюдения седьмого дня, субботы, как дня покоя, дня особого поклонения и служения в соответствии с учением и примером Иисуса Христа – Господина субботы. Суббота – это день радостного общения с Богом и друг с другом. Это символ нашего искупления во Христе, знак нашего освящения, нашей верности и предвкушения нашей вечной будущей жизни в Царстве Божьем. Суббота – это постоянное Божье знамение вечного завета между Им и Его народом. Радостное проведение этого святого времени с вечера до вечера, от захода до захода солнца, есть торжественное воспоминание совершенного Богом Творения и искупления (Основание веры, 19).

ГЛАВА 19

СУББОТА

Вместе со своим Создателем Адам и Ева созерцали рай – их неземную обитель. Картина неописуемой красоты предстала перед их взорами: солнце медленно опускалось за горизонт и на небе вспыхнули звезды, – это был вечер шестого дня. «Увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Так Бог завершил сотворение «неба и земли и всего воинства их» (Быт. 2:1).

Но как бы прекрасен ни был созданный Им мир, самым большим даром, который могли получить Адам и Ева от Бога, было преимущество личного общения с Ним. С этой целью Он дал им субботу: день, на котором покоилось Его особое благословение, день, отведенный для дружеского общения с их Создателем.

СУББОТА ВО ВСЕЙ БИБЛИИ

Суббота занимает центральное место в нашем поклонении Богу. Являясь нерукотворным памятником Творения, она наглядно показывает, почему Бог достоит поклонения: Он является Творцом, а мы – Его творением. «Именно по этой причине суббота служит основанием богопоклонения. Она, как никакое другое установление, открывает эту великую истину самым впечатляющим образом. Истинное богопоклонение, и не только в седьмой день, а богопоклонение вообще, основано на том факте, что между Творцом и Его творением существует различие. Этот важный фактор будет существовать вечно, и забывать о нем никогда не следует»1. Бог установил субботу с тем, чтобы люди постоянно помнили эту истину.

Суббота при Сотворении. Суббота пришла к нам из безгрешного мира. Она представляет собою особый дар Божий, помогающий людям испытать реальность небес здесь, на земле. Суббота установлена посредством трех определенных Божественных действий:

1. Бог покоился в субботу. В день седьмой Бог «почил и покоился» (Исх. 31:17), но не потому, что Он в этом нуждался (Ис. 40:28). Глагол «почил», «шабат» – буквально «прекратил», оставил на некоторое определенное время Свой труд и Свои дела (см. Быт. 8:22). «Бог почил не потому, что Он изнемог или устал. Он просто прекратил дело, которым занимался»2.

Бог сделал это по причине своего желания дать отдых людям. Он оставил им пример (Исх. 20:11).

Если Бог закончил Сотворение мира в шестой день (Быт. 2:1), то почему в Св. Писании сказано, что Он «совершил... дела Свои» в седьмой день (Быт. 2:22, англ. пер.)? Небо и земля были созданы Богом в шесть дней. А в седьмой день Он сотворил субботу и почил в этот день. Суббота была последним необходимым штрихом, завершающим все Его дело.

2. Бог благословил субботу. Бог не только сотворил субботу, но и благословил ее. Благословение Богом седьмого дня означало, что теперь на этот день будет изливаться особое Божье благоволение и оно принесет благословение всему Божьему творению3.

3. Бог освятил субботу. Освятить что-либо – значит сделать это священным, т.е. отделить как святое и для святого употребления. Освящены могут быть люди, места (такие, как святилище, храм или церковь) и время (святые дни). Освящение Богом святого дня означает, что этот день свят, что Бог отделил его для возвышенной цели: обогатить богочеловеческие взаимоотношения.

Бог благословил и освятил субботу потому, что покоился в этот день от всех дел. Он благословил и освятил его для людей, а не для Самого Себя. Суббота несет в себе благословение и освящение благодаря Его личному присутствию.

СУББОТА НА СИНАЕ

События, последовавшие за выходом израильтян из Египта, показывают, что значение субботы во многом было утеряно богоизбранным народом. Видимо, жестокое рабство сделало очень тяжелым ее соблюдение. Вскоре после освобождения израильтян Бог убедительным образом напомнил им об их обязанности соблюдать седьмой день – субботу. Для этого Он использовал чудо ниспослания манны, а также провозгласил с Синая Десять Заповедей.

1. Суббота и манна. За месяц до того, как Бог с горы Синай провозгласил Закон, Он обещал Своему народу защитить его от болезней, если люди с полным вниманием и ответственностью отнесутся к «заповедям Его» (Исх. 15:26; 26:5). Некоторое время спустя Бог напомнил израильтянам о святости субботы. Используя чудо с ниспосланием манны, Он в конкретных словах объяснил им, насколько важным Он считал их покой в седьмой день.

Ежедневно Бог посылал израильтянам такое количество манны, которого было достаточно для удовлетворения их насущных нужд именно в этот день. Им было нельзя оставлять манну до следующего дня, иначе она просто испортилась бы (Исх. 16:4, 16–19). В шестой день израильтяне собирали манны вдвое больше обычного с тем, чтобы ее хватило на два дня. Обучая народ Свой тому, что шестой день должен быть днем приготовления, а также тому, как следует соблюдать субботу, Бог устами Моисея сказал: «Завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра» (Исх. 16:23). Заготовленная впрок манна не портилась только в седьмой день (Исх. 16:24). Словами, очень похожими на четвертую заповедь, Моисей сказал: «Шесть дней собирайте его; а в седьмый день – суббота; не будет его» (Исх. 16:26).

В течение сорока лет, или двух тысяч чередою сменявшихся еженедельных суббот, когда израильтяне странствовали по пустыне, чудо с манной напоминало им о необходимости шесть дней трудиться, а седьмой день – отдыхать.

2. Суббота и Закон. Бог поместил заповедь о субботе в центре Декалога. Она звучит так:

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8–11).

Все заповеди Декалога очень важны, и ни одной из них пренебрегать нельзя (Иак. 2:10). Однако Бог из всех других выделил заповедь о субботе. В ней Он повелел «помнить» субботу, тем самым предупреждая людей об опасности забывать ее важность.

Слова, которыми начинается заповедь: «помни день субботний, чтобы святить его», показывают, что суббота как Закон проистекает не с Синая. Из них видно, что она появилась раньше – фактически при Сотворении, как об этом говорит вторая часть заповеди. По Божьему замыслу, мы должны соблюдать субботу как памятник Творения. Она устанавливает временные границы для отдыха и богопоклонения, направляя нас к размышлению о Боге и Его делах.

Соблюдение субботы как памятника Сотворения служит противоядием от идолопоклонства. Напоминая нам, что Бог сотворил небо и землю, заповедь о субботе противопоставляет Его всем ложным богам. Таким образом, соблюдение седьмого дня становится символом нашей верности истинному Богу и признания Его владычества как Творца и Повелителя.

Заповедь о субботе играет роль печати Закона Божьего4. Как правило, печать содержит три элемента: имя владельца, его титул и область владения. Официальные печати используются для подтверждения особо важных документов. Если на документе ставится печать официального лица, то он облекается определенной властью. Печать подразумевает, что данное лицо одобрило содержание законодательного документа и что за этим стоит вся полнота его полномочий.

Среди Десяти Заповедей именно заповедь о субботе отвечает этой важной роли. Только она обладает совокупностью трех элементов: называет Бога «Господь Бог твой», подтверждает Его титул Творца и указывает на Его владения – «небо и землю» (Исх. 20:10, 11). Только четвертая заповедь показывает, чьей властью был дан Декалог. Поэтому она «содержит печать Божью», поставленную на Его Законе в доказательство подлинности последнего и необходимости его соблюдения5.

Действительно, Бог сотворил субботу как напоминание или значение Его силы и власти в мире, не запятнанном грехом и восстанием. Это установление должно было стать вечным. Оно призывало к постоянному личному послушанию «помнить день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8)6.

Эта заповедь делит неделю на две части. Бог дал человеку шесть дней, чтобы «трудиться и делать всякие дела», но в седьмой день «не делай никакого дела» (Исх. 20:9, 10). «Шесть дней» по заповеди – это рабочие дни, а «седьмой день» – день покоя. То, что «седьмой день» является единственным в своем роде Божьим днем покоя, ясно видно из начальных слов заповеди: «Помни день субботний (покой), чтобы святить его»7.

Хотя для восстановления своих сил люди нуждаются в физическом отдыхи, основой Божьей заповеди о субботнем покое служит Его личный пример. Поскольку Он почил от Своих дел именно в седьмой день первой недели существования мира, мы тоже должны покоиться по субботам.

3. Суббота и завет. Подобно тому, как Закон Божий является необходимой частью в завете Бога с Его народом (Исх. 34:27), так и суббота, помещенная в центре этого Закона, играет существенную роль в Его завете. Бог назвал субботу «знамением между Мною и (вами), чтобы (вы) знали, что Я – Господь, освящающий... (вас) (Иез. 20:12; ср. Иез. 20:20; Исх. 31:17); вот почему Он назвал празднование субботы «заветом вечным» (Исх. 31:16). «Как завет основан на Божьей любви к Его народу (Втор. 7:7, 8), так и суббота – знамение этого завета – является знаком Божественной любви8».

4. Ежегодные субботы. Наряду с еженедельными субботами (Лев. 23:3) в Израиле существовало семь годовых церемониальных суббот, особо отмеченных в израильском религиозном календаре. Годовые субботы не имели прямого отношения к седьмому дню или недельному циклу. Этими днями покоя, «кроме суббот Господних» (Лев. 23:38), являлись: первый и последний дни праздника Опресноков, день Пятидесятницы, праздник труб, День примирения и первый и последний день праздника кущей (см. Лев. 23:7, 8, 21, 24, 27, 28, 35, 36).

Поскольку эти субботы высчитывались от начала священного года, исчислявшегося по лунному календарю, они могли прийтись на любой день недели. Когда они совпадали с еженедельными субботами, их называли «великими днями» (см. Ин. 19:31). «Если еженедельная суббота была установлена в конце творческой недели для всего человечества, то годовые субботы относились к иудейской обрядовой системе, учрежденной на горе Синай... они указывали в будущее на грядущего Мессию и были отменены с Его смертью на кресте9.

Суббота и Христос. Св. Писание открывает, что Иисус Христос воистину был Творцом так же, как и Небесный Отец (см. 1 Кор. 8:6; ср. Евр. 1:1, 2; Ин. 1:3). Следовательно, это Он отделил седьмой день как день покоя для человечества.

Христос соотносил субботу не только с Его творческим делом, но и с искуплением. Являясь великим «Я есмь» (см. Ин. 8:58; Исх. 3:14), он включил субботу в Декалог как убедительное напоминание о том, что каждую неделю человеку следует совершать богопоклонение, общаясь с Творцом. Кроме того, он указал еще одну причину для соблюдения субботы: искупление Его народа (Втор. 5:14, 15). Поэтому суббота отличает тех людей, которые приняли Иисуса не только как Творца, но и как Спасителя.

Признавая во Христе Творца и Искупителя, легко понять, почему Он – Сын Человеческий – называл Себя также «Господином субботы» (Мк. 2:28). Обладая такой властью, Он мог бы отменить субботу, если бы захотел, но не сделал этого. Напротив, сказав, что суббота – для человека, Христос показал, что она является достоянием всех людей.

На протяжении всего Своего земного служения Иисус Христос являл нам пример того, как следует правильно соблюдать седьмой день. Он по «Своему обыкновению» поклонялся Богу в субботу (Лк. 4:16). Его участие в субботнем богослужении доказывает, что Он считал субботу днем особого поклонения Богу.

Для Иисуса святость субботнего дня была настолько важна, что упоминая о преследовании, ожидающем учеников после Его вознесения, Он советовал им «молиться», чтобы бегство их не случилось «зимою или в субботу» (Мф. 24:20). Смысл этих слов достаточно ясен. Как заметил Ионафан Эдвардс, они означают, что «даже тогда христиане были обязаны строго соблюдать субботу»10.

Когда Христос закончил дело Сотворения – Свое первое великое дело в истории нашего мира, Он покоился в седьмой день. Этот отдых ознаменовал собою успешное завершение Его творческого труда. Почти то же самое Он сделал в конце Своего земного служения, когда завершил Свое второе великое дело в истории. К исходу пятницы, в шестой день недели, Христос закончил Свою искупительную миссию на земле. «Совершилось» – было Его последним словом. В Св. Писании подчеркивается, что, когда Он умер, «день тот был пятниц

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...