Что необходимо для крещения
ГОТОВНОСТЬ К КРЕЩЕНИЮ Писание сравнивает отношения между Христом и Его Церковью с супружеством. Как вступающие в брак должны хорошо знать свои новые обязанности, так и желающие заключить союз со Христом через крещение должны явить в своей жизни веру, покаяние и плоды покаяния, а также понимание значения крещения и последующих духовных взаимоотношений со Христом20. Вера. Первый шаг на пути к крещению – это вера в искупительную жертву Христа как в единственное средство спасения от греха. Христос говорил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16). В первоапостольской Церкви только верующие в благовестие принимали крещение (Деян. 8:12, 36, 37; 18:8). Поскольку «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17), то важное место в подготовке к крещению должно отводиться наставлению в истине. О важности этого наставления говорится и в великом поручении Христа: «Идите, и приобретайте учеников из всех народов, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедовал вам» (Мф. 28:19, 20, англ. пер.). Ученичество подразумевает тщательное наставление. Покаяние. «Покайтесь, – сказал апостол Петр, – и да крестится каждый из вас» (Деян. 2:38). Наставление в Слове Божьем способствует обретению не только веры, но также покаянию и обращения. В ответ на призыв Божий люди осознают, что они – падшие существа, исповедуют свою греховность, покоряются Богу, раскаиваются во грехах, принимают искупительную жертву Христа и посвящают себя новой жизни в Нем. Глубокое личное общение с Иисусом Христом возможно только через обращение; и только покаявшись возможно умереть для греха – это еще один шаг к крещению. Плоды покаяния. Желающим принять крещение необходимо исповедовать свою веру и искренне покаяться. Пока они не сотворят «достойный плод покаяния» (Мф. 3:8), они не будут отвечать библейским требованиям, предъявляемым к крещению. Их жизнь должна стать ярким свидетельством их любви к Богу через послушание Его заповедям. Готовящимся к крещению необходимо отказаться от ошибочных убеждений и обрядов. Плоды Духа, явленные в жизни, обнаружат присутствие Господа и пребывание в Нем (Ин. 15:1–8). Без этого свидетельства своих взаимоотношений со Христом человек не готов присоединиться к Церкви21.
Испытание кандидатов на крещение. Стать членом Церкви – значит духовно расти, а не просто быть записанным в церковную книгу. Готовность кандидатов к крещению определяют служители. Они должны убедиться в правильном понимании принципов, исповедуемых Церковью, засвидетельствовать о рождении свыше и о радостном опыте в Господе Иисусе Христе22. При этом необходимо остерегаться сомнений в искренности желающих креститься. «Когда человек решает стать членом Церкви, мы должны обращать внимание на плод его жизни, а ответственность за мотивы, побудившие его к этому шагу, возложить на него самого»23. Есть люди, которые, принимая водное крещение, не отказываются полностью от своего «Я». Эти люди не получают новой жизни во Христе. Присоединившись к Церкви, они вносят в нее немощь и отступничество. Их неосвященное влияние зачастую смущает как членов Церкви, так и не принадлежащих к ней, подвергая опасности ее свидетельства. Следует ли крестить младенцев и детей? Лишь при условии рождения свыше новообращенные могут присоединиться к Церкви. Предшествующее этому обращение показывает их готовность к крещению и членству в Церкви. Принятие в члены Церкви следует именно за «рождением свыше», а не за «появлением на свет». Именно поэтому апостолы крестили верующих «мужчин и женщин» (Деян. 8:12, 13; 29–38; 9:17, 18; 1 Кор. 1:14). «Нигде в Новом завете, – признает Карл Барт, – нет ни позволения, ни повеления крестить младенцев»24. Дж. Р. Бизли – Мюррей говорит: «Я не нахожу возможным признать, что крещение младенцев – это крещение новозаветной Церкви»25.
Поскольку младенцы и маленькие дети не могут сознательно пережить обращение, то их крещение неправомочно. Но неужели по этой причине они не могут принадлежать к новозаветному обществу? Конечно, могут! Иисус никоим образом не исключал их из Своего Царства благодати. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, – говорил Он, – ибо таковых есть Царство Небесное. И возложив на них руки, пошел оттуда» (Мф. 19:14, 15). Важное значение для приобретения детьми опыта взаимоотношений со Христом имеет живая вера родителей. Иисус благоволил к матерям, приводившим своих детей для благословения, и это положило начало практике посвящения детей Богу. Родители приносят своих малышей в церковь, где осуществляется благословение и посвящение их Богу. В каком возрасте человек готов принять крещение? Крещение возможно, если человек: 1) достаточно созрел, чтобы осознать значение крещения; 2) доверился Христу и обратился; 3) понимает основополагающие принципы христианства; 4) осознает смысл и значимость членства в Церкви. Человек рискует своим спасением в том случае, если он уже в сознательном возрасте отвергает Духа Святого. Поскольку возраст человека не всегда адекватен его духовной зрелости, то одни могут принимать крещение раньше, другие позже, и поэтому невозможно определить минимальный возраст для крещения. Когда родители соглашаются на то, чтобы их дети были крещены, не достигнув зрелости, они должны учитывать особую ответственность, которая будет лежать на них за духовный рост и развитие характера их детей. ПЛОДЫ КРЕЩЕНИЯ Первый зримый плод крещения – это жизнь, посвященная Христу. Цели и надежды сосредоточены не на себе, а на Христа. «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1, 2). Крещение нельзя считать вершиной христианского опыта. Возрастая духовно, мы приобретаем такие христианские добродетели, которые побуждают нас к служению ближним, увеличиваясь в соответствии с Божиим замыслом умножения милости: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа нашего» (2 Петр. 1:2). Оставаясь верными обету, данному при крещении во имя Отца, Сына и Духа Святого, мы обретаем в Боге, во Имя Которого крестились, источник неизбывной силы в любых жизненных обстоятельствах.
Жизнь, посвященная Церкви Христа, – это второй плод крещения, поскольку мы живем уже не сами по себе, а стали членами Церкви Христовой. Как живые камни мы составляем Божий храм (1 Петр. 2:2–5) и ежедневно укрепляем особые взаимоотношения со Христом, Главой Церкви. От Него мы ежедневно получаем благодать для роста и совершенствования в любви (Еф. 4:16). Вступая в Церковь, мы принимаем на себя определенные обязанности, особую ответственность за новообращенных (1 Кор. 12:12–26). Новых членов ради их личного благополучия и для продвижения дела Церкви необходимо как можно активнее привлекать к жизни общины, к участию в служении, в молитвах и в делах милосердия (Еф. 4:12). И последний плод крещения – жизнь в мире и для мира. Воистину верно, что крещеные приобретают небесное гражданство (Флп. 3:20). Но мы для того вызваны из мира и наставлены в теле Христа, чтобы вернуться к людям в качестве Божьих слуг, соучастников спасительной миссии Христа, которые не отгораживаются от людей церковной оградой. Их предназначение – быть миссионерами. Помощь ближним в обретении царства благодати подразумевает верность нашему завету с Богом26. Бог горячо желает видеть нас вошедшими в полноту настоящей, полноценной жизни, которую Он дарует нам по Своей благодати. «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа (Иисуса)» (Деян. 22:16). Вечеря Господня – это участие в принятии тех символов, которые представляют собой тело и кровь Иисуса, и совершается она как выражение веры в Него, нашего Господа и Спасителя. При совершении этого священнодействия Христос присутствует среди Своего народа, чтобы встречаться с ним и укреплять его. Принимая участие в Вечере, мы возвещаем смерть Господню, доколе Он придет опять. Приготовление к Вечере включает в себя самоисследование, покаяние и исповедание. Служение ногоомовения было установлено Учителем как знак обновленного очищения и как выражение готовности служить друг другу в Христовом смирении, а также для того, чтобы содействовать объединению сердец в любви. Служение Вечери открыто для участия всех верующих христиан (Основание веры, 15).
ГЛАВА 15 ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ Ученики поднялись в верхнюю горницу для совершения Пасхи. Ноги были запылены с дороги. Кто-то уже позаботился о кувшине воды, умывальнице и полотенце, чтобы совершить принятый в то время обряд ногоомовения, но никто не пожелал исполнить роль слуги. Зная о приближающейся смерти, Иисус со скорбью сказал: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22:15, 16). Зависть, которую ученики питали друг к другу, очень огорчала Иисуса. Он понимал, что они все еще продолжали спорить о том, кто из них должен почитаться большим в Его царстве (см. Лк. 22:24; Мф. 18:1; 20:21). Желание занять более почетное положение, гордость и самолюбие помешали ученикам исполнить обязанности отсутствующего слуги и омыть друг другу ноги. Усвоят ли они когда-нибудь, что в Царствии Божием истинное величие проявляется в смирении и служении любви? Во время Вечери (Ин. 13:2, 4)1 Иисус молча поднялся, взял полотенце, налил воды в умывальницу, склонился и стал омывать ноги ученикам. Учитель омыл им ноги как слуга! Осознав невысказанное обличение, ученики устыдились. Закончив Свой труд и вернувшись на место, Он сказал: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:14–17). Затем вместо праздника Пасхи Иисус установил служение, которое должно было увековечить память о Его великой жертве – Вечерю Господню. Для этого Он взял пресный хлеб и «благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Потом, взяв чашу, сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови, за многих изливаемая во оставление грехов». «Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (см. Мф. 26:26–28; 1 Кор. 11:24–26; 10:16).
Ногоомовение и Вечеря Господня составляют служение Общения. Таким образом, Христос установил оба этих служения, чтобы помочь нам вступить в общение с Ним. НОГООМОВЕНИЕ Обычай требовал, чтобы перед праздником Пасхи, до наступления первого дня недели опресноков, в иудейских семьях удаляли из домов квасное, символизировавшее грех (Исх. 12:15, 19, 20). Поэтому верующие должны были исповедаться и покаяться во всех грехах: гордости, соперничестве, зависти, обидчивости и эгоизме, для того чтобы быть в состоянии глубочайшего благоговения, общаясь со Христом. С этой целью Христос установил служение ногоомовения. Он не только показал пример, но и указал, что они должны делать то же самое, обещав им благословение: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:17). Этот акт, предшествующий Вечере Господней, есть заповедь, согласно которой каждый должен исследовать себя, чтобы не участвовать в вечере «недостойно» (1 Кор. 11:27–29). Значение ногоомовения. Это служение раскрывает смысл миссии Христа и переживаний участвующих в нем. 1. Памятник Христова смирения. Ногоомовение увековечивает память об унижении Христа в Его воплощении и жизни, отданной служению2. Он пребывал рядом с Отцом в небесной славе, «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:7). Для Сына Божьего было унижением пожертвовать Собой так бескорыстно, с такой любовью только для того, чтобы быть отвергнутым большинством из тех, кого Он пришел спасти. На протяжении всей земной жизни Христа сатана изо всех сил стремился обесчестить Его. Какое унижение должен был испытывать Он, невинный, распятый как преступник! Жизнь Христа была жизнью самоотверженного служения. Он пришел не для того, «чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф. 20:28). Омыв ноги ученикам, Он показал, что совершит любое служение, каким бы унизительным оно ни было, чтобы спасти людей. Этим поступком Он запечатлел Свою жизнь смирения в сознании Своих последователей. Учредив это приготовление к вечери как заповедь, Христос хотел ввести верующих в состояние кротости и любви, что подвигнуло бы их на служение другим. Этот обряд побуждает тех, кто размышляет над его значением, относиться к другим со смирением и чуткостью. Следуя примеру Христа в служении ногоомовения, мы проявляем Его дух: «Любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Хотя участие в этом служении смиряет, оно вовсе не унизительно. Кто не счел бы преимуществом склониться перед Христом и омыть те ноги, которые были пригвождены ко кресту? Иисус сказал: «Так – как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). 2. Прообраз высшего очищения. Ногоомовение не просто очистило от пыли ноги учеников. Смысл его был очень глубок: оно говорило о высшем очищении – очищении сердца. Когда Петр попросил Иисуса омыть его всего, Иисус сказал: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин. 13:10). Тот, кто принимает ванну, чист. Но босые ноги, обутые в сандали, пылятся, и их следует омывать вновь. Так же обстояло дело и с духовным состоянием учеников. Их грехи были смыты крещением, но под влиянием искушения они вновь взлелеяли гордость, ревность и зло в своих сердцах. Они не были готовы ни к близкому общению с Господом, ни к тому, чтобы принять новый завет, который Он собирался заключить с ними. Омыв им ноги, Христос желал приготовить их к участию в Вечере Господней. Таким образом, сердца всех, за исключением предателя Иуды, были очищены благодатью Христа от эгоизма и гордости и объединены любовью друг к другу. Самоотверженный поступок Христа смирил их и сделал восприимчивыми к наставлениям. Подобно ученикам, мы, приняв образ Христа и крестившись, были очищены Его кровью. Но в повседневной христианской жизни мы порой терпим неудачи. Наши ноги снова пылятся. Мы вновь должны приходить ко Христу, чтобы Его очищающая благодать смывала с нас осквернение. Однако нам не нужно креститься снова, ибо «омытому нужно только ноги омыть» (Ин. 13:10)3. Ногоомовение как обряд напоминает нам о необходимости постоянного очищения и о нашей полной зависимости от жертвенной крови Христа. Само по себе ногоомовение не может удалить грех Только Христос силен очистить нас. 3. Единство в прощении друг друга. Дух прощения, царящий среди участников этого служения, свидетельствует о том, что очищение, символом которого оно служит, действительно касается сердец. Только прощая, мы можем получить прощение Божие. «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14, 15). Иисус сказал: «И вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13:14). Мы должны охотно омывать ноги другому, чтобы и наши ноги были омыты. Так сможем признать свою нужду в духовной помощи. Но вот служение ногоомовения завершено, и каждый, кто с верою участвовал в нем, ощущает себя вновь чистым и омытым от грехов. Мы омыты Христом! Но именно наши братья – верующие преподносят нам символы Христова смирения. Так постигается смысл братства и истинного прощения4. 4. Общение со Христом и с верующими. Заповедь о ногоомовении показывает, что Христос любит Своих последователей «до конца» (Ин. 13:1). Когда Петр не захотел, чтобы Господь умыл мыл ему ноги, Христос ответил: «Если не умею тебя, не имеешь части со Мною» (ст. 8). Этим Он сказал, что в таком случае истинное общение с Ним невозможно. Те, кто желает иметь постоянное общение со Христом, будут участвовать в этом служении. В тот же вечер Христос сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (ст. 34). Смысл ногоомовения ясен: «Любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Иметь такую любовь – это значит уступать лучшее место ближнему, «почитая других выше себя» (Флп. 2:3). Она побуждает нас любить тех, кто не разделяет наших взглядов. Она позволяет нам освободиться от чувства собственного превосходства и пристрастных суждений. Во всем будет проявляться любовь к нашим братьям по вере. Склоняясь перед ними во время ногоомовения, мы предвосхищаем то время, когда мы будем жить с ними в вечности. Все, кто последует примеру Христа, участвуя в этой служении, на личном опыте узнают, что значит любить так, как любил Христос. Такая любовь может быть могучим свидетельством в пользу истины. Однажды буддийский монах попросил миссионера предложить какую-либо сцену, которая олицетворяла бы христианство. Художники должны были украсить зал в монастыре фресками и барельефами, изображающими основные мировые религии. После некоторого размышления миссионер прочел 13-ю главу Евангелия от Иоанна. «Монах слушал не перебивая, – рассказывал миссионер, – и я ощущал благоговейный покой и силу, читая в этом отрывке, как Иисус омыл ученикам ноги». В буддизме публичное обсуждение чего-либо, связанного с ногами, считается бестактным. «Когда я закончил читать, наступила тишина. С недоверием взглянув на меня, он произнес: «Вы хотите сказать, что Основатель вашей религии омыл ноги Своим ученикам?» «Да! – ответил я. Обычно невозмутимое, круглое, как луна, лицо монаха с обритыми бровями и головой, от удивления и потрясения покрылось морщинами. Он был безмолвен. Молчал и я. У меня несколько раз подкатывал комок к горлу, и мы оба были поглощены драматизмом этой сцены. Я посмотрел на него и обнаружил, что выражение недоверия на его лице сменилось благоговением: Иисус – Основатель христианства – касался грязных ног рыбаков, чтобы омыть их! Наконец, овладев собой, он сказал: «Теперь я понимают сущность христианства»5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|