Научная и организационно-методическая поддержка инновационной деятельности библиотек
5.1. Роль и функции научно-методических служб библиотек в реализации инноваций
Реализация инноваций связана с решением множества организационных проблем. Вопрос состоит в том, специалисты каких организационных структур (отделов) библиотеки их готовы решать? Традиционно организацией нововведений занимались методические отделы библиотек. Происходящая в последние годы реорганизация методических служб привела к утрате и сокращению объемов многих направлений методической деятельности, в том числе и функций по распространению передового библиотечного опыта (нововведений) (112, с. 351). Основными причинами такого сокращения, по мнению специалистов, является слабая эффективность этой работы, нечеткость функций методических отделов и целей методистов в реализации инноваций, не разработанность технологии сбора и использования информации о «новом». Существовавшая система информационного обеспечения инноваций не охватывала те новшества, которые по каким-либо причинам остались невостребованными в библиотеке, а сами библиотекари практически не фиксировали свои инновационные разработки (71). К сожалению, смысл инновационной деятельности для многих библиотечных специалистов, виделся в обобщении уже достигнутого опыта (системы ЦБС, методического объединения библиотек и пр.), описании собственной инновационной деятельности, а не в реализации инноваций, в научном и информационном обеспечении инновационного процесса. При этом зачастую за инновации принимались не внедренные в практику новшества, а инновационные идеи, не проверенные практикой. К указанным причинам сокращения объемов этой деятельности в библиотеках следовало бы добавить и то, что методисты обычно не осознавали, а некоторые и до сих пор не осознают цели изучения инновационной деятельности. Это вызывало проблемы отбора источников информации и направлений ее использования (то есть того, какая информация, из каких источников будет выявляться и как в последствии использоваться). Кроме этого, из объектов изучения исключались наиболее значимые вопросы — такие, как эффективность инновационной деятельности, продвижение и распространение инновационных идей, инновационная активность отдельных отделов и сотрудников (достижения и резервы), инновационный потенциал отрасли (новые разработки в библиотечной науке и практике), направления деятельности научных школ и пр.
Оценивая современную ситуацию, многие библиотечные специалисты подчеркивают важность радикального обновления деятельности методических служб. В качестве необходимых задач совершенствования их деятельности предлагается:
· развивать научно-исследовательскую деятельность, ориентировать ее на обоснованный выбор актуальных для данной библиотеки проблем, комплексное использование форм и методов исследовательского труда. Проводимые исследования должны иметь практическую направленность, выход на организационно-методические решения, позволяющие внедрять результаты в практику (6); · наладить работу по обучению библиотечных сотрудников методикам документирования инновационной деятельности и формированию в масштабе всей страны корпоративного «банка библиотечных инноваций» (86, с. 4); · развивать функции управленческого консультирования и повышать научный уровень методических пособий, усиливать возможности их применения в практике библиотек, более тесно контактировать с ведущими исследовательскими коллективами; · проводить самостоятельные аналитические разработки, выступать в качестве специализированных «банков данных», способных предоставлять библиотекам информацию, характеризующую современные теоретические и практические инновационные разработки (120).
Деятельность методической службы зависит от масштабов и статуса библиотеки, чьей структурной единицей эта служба является, от выбранного профиля и объекта методического обеспечения. При этом деятельность методической службы может быть направлена на собственную библиотеку, сеть библиотек, профессиональное библиотечное сообщество или читательскую общественность. В каждом конкретном случае, методическая служба может играть роль научно-исследовательского института, инновационной организации, консалтингового, обучающего (образовательного) центра для библиотек различных типов или рекламного агентства/службы библиотечных общественных коммуникаций. В том случае, если она берет на себя роль инновационной организации, ее основными функциями будут являться:
· информационно-аналитическая (проведение исследований по изучению потребностей в инновациях, влияния факторов внешней и внутренней среды библиотек, свидетельствующих о необходимости изменений и инициации инноваций и пр.); · производственная (организация инициации инноваций, формирование проектных групп для разработки и внедрения новшеств в библиотечное производство, осуществление разработок и опытного производства новых объектов для конкретного потребителя(библиотек сети, региона и пр.)); · продвижения нововведений (организация распространения информации о достижениях библиотеки (сети библиотек) в социальной среде, реклама библиотечных инноваций (новых услуг продукции) или делегирование этой деятельности внутри библиотеки; организация диффузии инноваций, разработанных и используемых в библиотеках, в профессиональной среде для внедрения новшеств за пределами сети, региона, библиотечного дела (функция распространения опыта); · обеспечения эффективности инновационной деятельности библиотек (информационное обеспечение инновационной деятельности и управленческое консультирование; оценка эффективности, шансов и угроз инновационного развития; обучение методиками инновационной деятельности; организация инновационных отношений и коммуникаций).
Все названные функции такой методической службы имеют важное значение для развития инновационной деятельности библиотек. В ней каждый сотрудник — это библиотекарь-исследователь, информационный менеджер, тренер и консультант. Деятельность такой инновационно-методической службы библиотеки нацелена на:
· оказание помощи (консультативной, методической, ресурсной и пр.) библиотечному персоналу в понимании целей инновационного развития, политики, стратегии и тактики изменений, в раскрытии творческих способностей, в реализации инноваций; · удовлетворение потребностей библиотекарей в информации, необходимой для реализации инноваций; · обеспечение двусторонней коммуникации с библиотекарями-новаторами и формирование у них инновационной активности; · обучение/воспитание библиотекарей-новаторов, способных самостоятельно решать проблемы, позитивно мыслить, предотвращать конфликты и другие негативные проявления в условиях нововведений, строить эффективную коммуникацию с общественностью: СМИ, структурами власти, пользователями, профессиональным сообществом и пр.
Особое значение для превращения методических служб в инновационно-методические, в центры содействия инновационной активности библиотек имеет реорганизация исследовательской деятельности, постановка ее на более качественный научный уровень.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|