Направления и методика изучения инноваций
За пределами библиотечного дела изучение инновационной деятельности рассматривается в контексте проведения маркетинговых исследований, необходимых для решения задач управления изменениями. Цель таких исследований — выявление приоритетных инновационных проблем, на решение которых должны быть направлены имеющиеся финансовые, материальные и людские ресурсы (34; 35). В ходе проведения исследований осуществляется изучение, анализ и оценка всех элементов и факторов, оказывающих воздействие на тенденции развития, структуру и характер отношений на конкретном рынке, анализ влияния внешних факторов, как угроз и шансов развития инновационной деятельности (18, с. 147). Учитывая, что рынок подвержен постоянным изменениям, проведение исследований рассматривается как постоянная деятельность по изучению спроса, требований рынка и состояния среды. Результаты исследований позволяют создать развернутую и обоснованную платформу для организации и осуществления инновационной деятельности, используются для составления прогнозов, корректировки планов, проектов и текущей деятельности организаций (18; 35; 87). Опыт осуществления инновационной деятельности, накопленный в библиотечном деле, и осмысление особенностей ее изучения в других отраслях, позволяют считать, что основными направлениями исследования этой проблемы в библиотековедении являются:
По результатам изучения инновационной ситуации инициируются инновации, начинается цикл инновационного процесса. Под инновационной ситуацией понимается сочетание определенных условий и обстоятельств в конкретной библиотеке, наличие проявляющихся противоречий между объективными потребностями в развитии и совершенствовании ее деятельности и имеющимися для этого возможностями. Оценка инновационной ситуации позволяет определить условия и факторы, свидетельствующие о необходимости изменений. К условиям и факторам, оказывающим воздействие на библиотеку, и, как следствие, вызывающим необходимость в осуществлении изменений относятся:
· требования пользователей к организации и содержанию библиотечного обслуживания; характер потенциального спроса на библиотечные услуги и продукцию; ожидания потребителей услуг/продукции относительно возможностей удовлетворения познавательных (информационных) и сопутствующих потребностей на основе использования библиотечных ресурсов; состав целевого рынка (пользователей) библиотеки; · тенденции развития библиотечного дела в мире, стране, регионе, определяющие применение новых библиотечных технологий, услуг и продукции, обеспечивающих доступность информации и конкурентоспособность библиотек на профильном и смежных рынках, использование передового библиотечного опыта, направлений деятельности ведущих отраслевых центров (инновационных организаций, библиотек методических центров, вузов, лабораторий и пр.), занимающихся разработкой принципиально новых вопросов библиотечной деятельности, технологий и методик;
· состояние инновационной деятельности библиотек региона (смежных организаций), объем и качество (достижения) изменений, осуществляемых библиотеками различных типов в зоне функционирования библиотеки; · состояние деятельности (в том числе и инновационной) конкретной библиотеки — устойчивость и достаточность ресурсов, стабильность (рост/снижение) показателей деятельности, результативность освоения новых направлений, эффективность достижений инновационной деятельность (продуктивность применяемых стратегий, используемых каналов коммуникаций, распространения опыта, стабильность имиджа, отношения со СМИ, властными структурами, расширение круга «друзей библиотеки»), сильные и слабые стороны деятельности.
На основе полученных данных создается «идеальный образ» (замысел) будущего нововведения. В дальнейшем происходит сравнение этого образа с существующими аналогами, то есть отраженными в документальном потоке результатами научных исследований и «передовым библиотечным опытом», пригодном для внедрения, и появляются основания, позволяющие приступить к проектной работе по реализации замысла нового объекта в инновацию. По результатам изучения рынка новшеств определяется, где и кто будет выполнять цикл проектных работ, как будет строиться весь процесс разработки новшества. В ходе этих исследований изучается емкость и насыщенность рынка определенными видами библиотечных услуг и продукции, оценивается возможности разработки новшества в инновационной организации (в вузе, методическом центре) или в условиях библиотеки. Изучение внутренней среды библиотеки обеспечивает процесс внедрения новшества и превращения нововведения в инновацию, выявляется информация для принятия решений по управлению персоналом в условиях нововведений. И, наконец, на основе анализа эффективности оценивается результативность инновационной деятельности или отдельных ее этапов.
Исследование инноваций, как и любое другое прикладное исследование, проводится по специально разработанной программе. В процессе ее составления осмысливаются цели и задачи исследования, определяются особенности сбора и обработки данных, применимость результатов. Обязательными разделами программы являются:
· обоснование проблемы исследования; · цель, объект и предмет исследования; · гипотезы исследования; · задачи исследования; · база исследования, обследуемая совокупность (характеристика выборки); · методы и приемы сбора первичной информации — назначение каждого из используемых методов, правила процедуры и логическая последовательность операций, проект обработки и интерпретации, обобщения, отображения и использования результатов); · рабочий план исследования (этапы, показатели, нормативы, ответственные исполнители).
Учитывая, что составление программ подробно рассмотрено в специальной литературе, остановимся на специфике изучения инноваций. Проведение любого исследования требует больших ресурсных затрат. Библиотекарю-исследователю (методисту, менеджеру) важно понимать необходимость исследования и доказать ее в обосновании. Обоснование проблемы отвечает на вопросы: «Зачем проводится исследование?», «Насколько оно актуально в современных условиях деятельности конкретной библиотеки?». В программе исследования указывают, какие основания «подталкивают» библиотеку к изучению проблемы. В чем состоит первопричина инновационной ситуации, вызывающая необходимость в проведении исследования данной проблемы. Цель исследования отвечает на вопрос, что будет изучено, к чему следует стремиться? Формулировка цели исследования зависит от того, какого вида исследование проводится: поисковое; описательное; экспериментальное или оправдательное (8, с. 259). Поисковое исследование заключается в сборе информации, проливающей свет на проблему, оно помогает выработать несколько гипотез для дальнейшего изучения. Цель формулируется с указанием конкретного результата, который должен быть найден в результате «поиска».
Приведем несколько формулировок целей такого рода исследований: · выявление факторов, препятствующих и способствующих инновационной активности библиотекарей; · выявление достижений смежных областей, значимых для использования в деятельности библиотек; · выявление мотиваторов инновационного поведения сотрудников библиотек; Описательные исследования предполагают детальное описание отдельных фактов и явлений, а также их взаимосвязей и влияния.
Примерами формулировок целей таких исследований являются:
· анализ состояния инновационной деятельности библиотек региона; · анализ связей взаимодействия библиотек с другими учреждениями в ходе инновационной деятельности; · характеристика состояния проектной работы в библиотеках области и пр.
Сущность экспериментальных исследований заключается в проверке гипотез о существовании и формах причинно-следственных связей между спросом на инновации и существующими характеристиками объектов изменений и их потребителей.
Примерами формулировок целей таких исследований могут быть:
· оценка влияния внутрибиблиотечной рекламы на спрос новых видов · библиотечной продукции/услуг; · оценка воздействия методов нематериального стимулирования (компенсационного пакета) на инновационную активность библиотекаря; · оценка влияния ценовой политики на востребованность сервисных услуг различными категориями пользователей библиотеки.
Оправдательные исследования призваны подкрепить объективной информацией уже сформированное мнение, убеждение, позицию руководителя (зав. отделом культуры, директора библиотеки, заведующего отделом) или его точку зрения.
Примерами цели являются:
· доказать целесообразность (или не целесообразность) объединения сети массовых и детских библиотек в условиях области; · обосновать эффективность реорганизации отдела научно-методической работы в инновационно-методическую службу; · подтвердить готовность библиотечного персонала к переходу на новые · условия оплаты труда.
Цель исследования может быть только одна, в то время как задач —. несколько. Задачи определяют «путь» к достижению цели, разбивают его на этапы, где каждая задача — шаг к достижению цели. Задачи отвечают на вопрос: «Что нужно сделать для того, чтобы достигнуть цели?». Приведем пример. Допустим, целью исследования является — анализ состояния инновационной деятельности библиотек. В этом случае, задачами исследования могут выступать:
· определение основных объектов изменений в библиотеках; · выявление условий и особенностей осуществления инновационного процесса; · определение стимулов и препятствий на пути инноваций; · выявления факторов, влияющих на эффективность инноваций; · определение направлений повышения квалификации библиотечного персонала.
Особое значение для получения репрезентативных результатов имеет выбор методов исследования. Использование комплекса взаимодополняющих методов позволяет получить объективную информацию, достаточную для принятия управленческих решений. При изучении инноваций используются различные общенаучные и специальные методы исследований: наблюдение, эксперимент, фокусирование, опрос, классификационный и морфологический анализы и другие. В связи с тем, что первые четыре метода изучения инноваций подробно рассмотрены в литературе (8,13), остановимся на двух последних. Классификационный и морфологический методы применяются для оценки состояния инновационной ситуации и инновационного развития библиотеки (отрасли, региона). Классификационный анализ используется в качестве ведущего метода для составления многоаспектной характеристики инновационной деятельности, а многомерная классификация инноваций рассматривается — инструментом исследования. Такая классификация обладает способностью всесторонне и полно характеризовать объекты и явления, позволяет в компактной форме описать их. Найти все значимые основания характеристики объекта, значит определить его свойства и отношения с другими объектами. Для этого при построении классификаций используется перебор возможных вариантов, то есть классифицируются не только те свойства и отношения, которые известны составителю, но и те, которые остались за рамками его знания. Именно поэтому считается, что эвристический потенциал имеют только многомерные классификации, так как они обладают способностью (85):
· давать естественные классы, т. е. группировать объекты по наиболее существенным признакам, определяемым самой природой; · всесторонне и полно характеризовать объекты и явления; · включать все, что известно об объектах; · оставаться жизнеспособными на протяжении длительного периода времени.
Совмещение и упорядочение различных признаков характеристики инноваций, известных в библиотечном деле и за его пределами, позволило предложить подробную многоаспектную классификацию библиотечных инноваций (табл. 5.1). Для анализа информации, характеризующей ход и результаты осуществления инновационной деятельности, могут рассматриваться различные аспекты классификации инноваций, они же берутся за основу и при применении морфологического метода. Морфологический метод может использоваться применительно к изучению рынка новшеств и оценки инновационной активности библиотек. Он призван решать три основных задачи: определять приемы, позволяющие получить всю возможную информацию о данном классе явлений; определять полную цепочку следствий, вытекающих из определенной причины; отыскивать все приемы (методы, проявления) данного явления, все решения данной проблемы (155, с. 213). Таблица 5.1. Многомерная классификация библиотечных инноваций
Морфологический метод основан на выявлении структуры объекта изучения и последующего многомерного и многовариантного его описания с демонстрацией распространенности различных вариантов. Он предполагает выбор аспектов и объектов слежения (изучения) (112, с. 504). На основе выделения множества возможных структур и характеристических признаков определяется состояние объекта изучения и его функциональные возможности (87, с. 162). Этапами осуществления морфологического анализа являются следующие:
1) формулировка проблемы, подлежащей решению; 2) определение класса явлений, от которых зависит решение проблемы, выявление максимального количества параметров, характеризующих эти явления; 3) составление матрицы и определение цепочек рассмотрения (вариантов решения) проблемы, где каждый параметр разбивается на неопределенное число независимых свойств, где различное сочетание свойств и параметров составляет определенный вариант решения проблемы; 4) определение функциональной ценности всех полученных решений; 5) выбор наиболее желательных конкретных действий.
Однако, трудность применения как классификационного, так и морфологического методов изучения состоит в том, что многие аспекты характеристики библиотечных инноваций либо вообще не фиксируются в библиотечной практике, либо отражаются в библиотечной печати в неявном виде. Поэтому важно правильно определить основные источники первичной информации: различного рода научные и методические документы, отчетную и плановую документацию. Затрудняет исследование тот факт, что многочисленные и разноплановые документы, характеризующие библиотечные изменения, основаны на использовании различных (не совмещенных) лингвистических оборотов, терминов, речевых образов.. Это требует определения индикаторов изменений — признаков, присутствующих в тексте документа в явном виде и свидетельствующих о принадлежности документа к сфере инновационной деятельности. Аспекты и признаки библиотечных изменений, положенные в основу классификационного анализа, могут использоваться в качестве вопросника для проведения контент-анализа текстов документов. В этом случае аспекты и признаки характеристики инноваций будут отвечать на вопрос «что меняется?», а из текстов документов (отчетно-плановой документации библиотек) будет выявляться информация о внешних проявлениях изменений, то есть о том, «как меняется библиотечная деятельность?». Форма анализа текстов документов может иметь следующий вид:
В качестве примера приведем выявленные и упорядоченные индикаторы изменений по такому аспекту характеристики библиотечных инноваций, как «объект изменений»:
При использовании морфологического метода сведения, относящиеся к изучению объекта, вносятся в морфологическую матрицу. Она отражает возможности развития инновационной деятельности, включая те, реализация которых может показаться относящейся к далекому будущему. Представить матрицу наглядно можно при комбинации двух или трех параметров. В первом случае представление конкретных возможностей развития инновационной деятельности вносятся в матрицу в виде некоторого «дерева целей». Так, например, определение социально-психологических условий внедрения инноваций потребует внесения в матрицу ответов на ряд важнейших вопросов, позволяющих охарактеризовать особенности реализации конкретных видов инноваций:
Во втором случае матрица принимает форму двумерной прямоугольной «морфологической карты». За двумерные параметры принимается комбинация различных аспектов характеристики инноваций. Сочетание каждого аспекта характеристики с другими, позволяет рассмотреть особенности реализации инноваций под различным «углом зрения». При этом каждый из аспектов (А, В, С, О, Е) может выступать в качестве основного. Выбор основного аспекта обуславливается целями изучения. Если в качестве основного аспекта принять объект изменений (А), то в сочетании с аспектами А, В, С, В, Е в двумерной матрице будут отражены общие и специфические характеристики инноваций различных видов. В этом случае форма такой карты может иметь следующий вид:
В том случае, если за основной аспект характеристики будет принят [ругой аспект, например, источники инициативы (С), то будут получены данные, характеризующие другие возможности развития инноваций. Относительно приведенного примера, это особенности реализации инноваций, обусловленных различными источниками инициации. В этом случае морфологическая карта будет построена иначе:
Заполнение «морфологической карты» осуществляется в ходе изучения документов. Далее определяется частота встречаемости различных признаков изменений (вариантов). Полученные варианты изменений оцениваются с позиций функциональной ценности для конкретных условий инновационной ситуации и осуществляется выбор наиболее желательных конкретных действий для их реализации. На основе матрицы составляются «цепочки» вариантов решения проблемы. Например: объект изменений (продукция — дайджест) — источник инициативы (социальный заказ) — цели изменений (обеспечивает комфортность 1 высокое качество обслуживания) — отношение к своему предшественнику (замещает бюллетени новых поступления) — объем применения (точечное нововведение) — условия внедрения (не требует специальных условий) — степень рыночной новизны (новые для организации). Таким образом, классификационный и морфологический методы являются инструментами оценки инновационной деятельности, высту-1 средством обработки и упорядочения данных. Их применение дает основания для управления осуществлением инновационных процессов и людьми, вовлеченными в изменения, позволяет разрабатывать меры преодоления психологического сопротивления изменениям и стимулировать творческую активность персонала, оценивать эффективность и направления продвижения инновационных разработок на рынок новшеств. Они позволяют не только изучить, что и как происходит в библиотеках, но и определить, кто отвечает и привлекается к этим изменениям, какие условия необходимы для внедрения, кого они касаются и в какой степени. Все это позволяет изучать инновационную деятельность, управлять ею, упорядочить инновационные отношения в отрасли, построить систему инновационных коммуникаций, обеспечить продвижения инноваций в профессиональном сообществе. Полученная в результате применения различных методов исследования информация подвергается статистическому (обобщение результатов), корреляционному (установление связей и зависимостей), регрессионному (поиск причин) и вероятностному анализу, на основе которого формируются основные выводы, подтверждаются или отвергаются рабочие гипотезы и даются рекомендации. По итогам обобщения и интерпретации результатов составляется подробный отчет о проведении исследования, состоящий из текстовой части (целей, задач, методики исследования, характеристики его результатов) и приложений (схем, диаграмм, графиков и пр.). Отчет включает следующие разделы: * предыстория исследования; * общая характеристика инновационной ситуации; * цели исследования; * методы исследования; * общая характеристика базы исследования, выборки; * основные результаты исследования (выполнение задач исследования); * приложения (таблицы, графики, диаграммы, комментарии участников, формы полевых документов — анкеты, схемы анализа документов и пр.). На основе отчета принимаются решения об изменении стратегии развития библиотеки, определяются новые направления деятельности, корректируется кадровая, коммуникационная и пр. политике библиотеки, составляются различного рода документы внешнего информирования о содержании, направлениях и перспективах развития библиотечной деятельности: информационные письма в структуры власти, учреждения СМИ, партнерские организации, подготавливаются статьи, выступления на семинарах и конференциях и пр. (см. приложение 3).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|