Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распространение и продвижение новшеств




Инновация — явление рыночной среды. Рыночный механизм запускается тогда, когда есть определенное соотношение спроса и предложения, когда под воздействием определенных факторов повышается или понижается интерес исследователей и разработчиков новых объектов к созданию того или иного новшества, доходам и выгодам, получаемым от реализации результата и распределения дохода, когда создана определенная инфраструктура инновационной деятельности, обеспечивающая взаимодействие различных субъектов инноваций, рыночных взаимоотношений сторон.

Наличие инфраструктуры инновационной деятельности имеет принципиальное значение для реализации инноваций, так как обеспечивает процесс внедрения, распространения новшества (его применения в других организациях), продвижение новых продуктов и технологий к потенциальному потребителю (посредством рекламы инноваций, publicity и PR через систему профессиональных коммуникаций).

Проблемы формирования инфраструктуры и взаимодействия различных субъектов инноваций, использования механизмов распространения и продвижения библиотечных новшеств в социальной среде, как и другие вопросы библиотечного дела, исследуемые с рыночных позиций, сегодня являются менее всего разработанными. Неразвитость рыночных регуляторов в библиотечном деле вынуждает при изучении данного вопроса обратиться к особенностям взаимодействия субъектов новаций и применению механизмов продвижения новшеств за пределами библиотечного дела.

Участниками инновационной деятельности в научно-технической сфере являются:

· создатели новшеств — отдельные специалисты или/и коллективы разработчиков: научно-исследовательские и инновационные подразделения предприятий и организаций; творческие коллективы (научные школы) вузов; малые и средние инновационные организации, специализирующиеся на разработке отдельных оригинальных направлений и поэтому владеющих ноу-хау;

· заказчики инноваций (предприятия и учреждения, общественные организации и ассоциации);

· инвесторы — поставщики материальных и финансовых ресурсов и прочих ресурсов (центральные и местные органы государственной власти, учреждения образования и постобразования, общественные организации (центральные и региональные фонды и ассоциации), предприятия (организации);

· структуры, объединяющие исполнителей работ по реализации инновационных проектов и учреждения проектного обслуживания: средства массовой информации (СМИ), инновационно-информационные центры, консалтинговые и маркетинговые фирмы, и т. п.;

· другие заинтересованные субъекты — физические или юридические лица (включая иностранные).

Взаимодействуя между собой, различные участники инновационной деятельности создают условия для удовлетворения спроса на новшество и его внедрения в практику.

Современный рынок новшеств в различных сферах общественной практики развивается как рынок заказов, что позволяет создавать инновационные предложения на основе общего интереса и различного рода «выгод» и для заказчиков, и разработчиков. Потенциальный производитель или разработчик новшества (инновационная организация) выходит на рынок не с готовой продукцией для неизвестного покупателя, а со своей способностью качественно выполнить заказ потребителя (заказчика). Заказы на разработку новшества составляют совокупный реальный спрос на инновации.

Спрос представляет собой осознанную и подкрепленную ресурсами потребность в новшествах. Он формируется в процессе инициации инновации, когда происходит осознание потребности и определяются источники получения необходимых ресурсов и инвестирования разработки. В силу этого спрос проявляет не только потребности в разработках новшеств, но и реальную возможность организаций их осуществить (заплатить инновационной организации за разработку новшества, либо найти другие формы взаиморасчетов).

Взаимоотношения между участниками инновационной деятельности в теории инноваций получили название «инновационные отношения и коммуникации». Они выполняют следующие функции:

· служат средством реализации инновационной политики;

· оказывают воздействие на инвестиционный процесс, способствуя привлечению дополнительных средств финансирования; для реализации инноваций;

· подсказывают государственным органам управления необходимость и направления поддержки инновационной деятельности;

· формируют новые требования к потенциальным новшествам (потенциальный спрос на инновации), тем самым оказывая влияние на науку;

· влияют на внедрение новшеств и совершенствование производства через повышение требований к качеству итоговых продуктов деятельности.

Спрос на новшества удовлетворяется готовой разработкой (инновационным предложением) — результатом освоения новой идеи, закрепленном в документе (воплощенном в опытном образце техники, продукции или материала, описании технологии или услуга).

Инновационное предложение состоит из следующих составляющих:

· основной информации, характеризующей особенности и потенциальные преимущества новшеств, возможности его применения и коммерциализации;

· иллюстративной информации (иллюстративные, видео- и аудио-материалы; электронные документы и демо-версии и пр.) для демонстрации особенностей новшества в экспериментальных условиях владельца и/или покупателя;

· прогнозной информации о рыночных испытаниях опытных образцов, использовании экспериментальных партий и пр., о возможном применении в других сферах деятельности и пр.

К основным особенностям рынка инновационных предложений, относятся следующие:

· адресность предложения, когда результаты интеллектуальной деятельности четко нацелены на определенного потребителя, на трансформацию в конкретное производство (имеют четкое позиционирование в рамках конкретной рыночной ниши); стоимость и цена инновационного предложения формируются под влиянием факторов заданного производства, определенной инновационной потребности, конкретной инновационной ситуации (функция свободного спроса и предложения как форма регулирования при этом не исключается, но имеет более ограниченный характер);

· отсутствие самостоятельной потребительской стоимости, а лишь наличие способности к репродуцированию потребитель-скок стоимости других объектов деятельное) и (объектов изменений), в силу чего ярко проявляется зависимость цены и стоимости новшества не от затрат на его создание, а от его полезности для удовлетворения нужд конкретного производства. В этом случае непосредственным носителем свойства стоимости выступает разработчик новшества, то есть практическая полезность новшества взвешивается по стоимости, а стоимость — по полезности, при этом цена инновационного предложения соответствует цене инвестиционного спроса. Это означает, что выбор спонсора, инвестора зависит от суммы необходимых инвестиций в инновацию, при этом основой формирования объемов инвестиций служит стоимостное выражение полезности новшества;

· зависимость эффективности купли-продажи новшества от результатов взаимодействия участников рынка до подписания договора на разработку новшества, то есть от результативности коммуникации между продавцом и покупателем и информационного обеспечения сделки, осуществления организационных и инвестиционных мероприятий;

· асимметричность рыночной информации о качестве новшества из-за его нематериальности и интеллектуальной сущности; не возможно физически увидеть и оценить полезность новшества, поскольку оно относится к неосязаемым активам, и заказчик не может проверить достоверность информации о нем до того, как он приступил к использованию новшества. В результате он всегда будет иметь подозрения насчет качества нововведения;

· подверженность моральному старению; срок реализации и использования инновационного предложения зависит от появления на рынке новых разработок, ориентированных на удовлетворение аналогичных потребностей на более качественном уровне с меньшими затратами;

· многократность продажи и использования новшества; инновационный интеллектуальный продукт может быть продан многократно, так как он не отчуждается от разработчика новшества, не уничтожается при использовании, как другие товары, и чем чаще повторяется продажа, тем больше совокупный экономический результат от его использования.

 

В библиотечном деле рынок новшеств только формируется. Несформированность рынка проявляется в отсутствии важнейших его участников (специализированных инновационных организаций, структур, объединяющих исполнителей работ по реализации инновационных проектов и учреждений проектного обслуживания), неразвитости инновационных отношений между участниками, а также слабом использовании библиотеками возможностей фандрейзинга (привлечения инвесторов к финансированию проектов). В то же время для многих библиотек объективно существует потребность в изменениях, необеспеченная платежеспособными ресурсами. Это говорит о наличии, так называемого, отложенного (потенциального) спроса на новшества. Для превращения потенциального спроса в реальный библиотекам необходима действенная инфраструктура инновационной деятельности, государственная и негосударственная поддержка реализации инноваций.

Формирование инфраструктуры библиотечных инноваций требует создания инновационных организаций на базе крупных библиотек, вузов, обладающих достаточным инновационным потенциалом, позволяющим удовлетворить реальные и потенциальные потребности библиотек в новых разработках.

Развитие форм государственной поддержки требует, прежде всего, государственных мероприятий, направленных на стимулирование инновационной активности библиотек и оказания финансовой и материальной помощи библиотекам при реализации инноваций. Эта поддержка выражается в осуществлении конкурсов инновационных проектов, предоставлении грантов от различных государственных организаций, региональных учреждений муниципального управления, образования, культуры, в инициации программ развития и пр.

Развитие форм негосударственной поддержки требует вовлечения в инновационный процесс библиотек различных коммерческих организаций, фондов и ассоциаций, благотворителей (меценатов), спонсоров, что в свою очередь требует от библиотек публичной активности, использования методов фандрейзинга.

Чтобы претендовать на государственную и негосударственную поддержку своей деятельности, библиотека должна быть «видимой» в обществе, проявлять себя, как активная, социально значимая организация. Поэтому особое значение для развития инновационной деятельности библиотек имеет применение методов public relations (PR), усиление делового сотрудничества через активизацию профессиональных коммуникаций.

PR как система общественных коммуникаций библиотек призвана обеспечить общественное взаимодействие, создать управляемый образ библиотеки, сформировать ее деловую репутацию. В контексте реализации инноваций ее задачами будут являться:

· поиск ресурсов для осуществления инноваций, спонсоров (инвесторов) инновационных проектов и поддержание устойчивых коммуникаций при выполнении инновационного цикла по созданию инновации со всеми участниками инновационной деятельности;

· формирование во властных структурах представления о библиотеках как об активно развивающихся учреждениях с одновременным обоснованием необходимости выделения дополнительных государственных средств для осуществления инновационной деятельности;

· продвижение готовых разработок (новшеств) в социальной среде, способствующее как использованию новых продуктов и технологий реальными и потенциальными пользователями, так и диффузии инноваций — многократному использованию новшества в других организациях.

Для определения средств и каналов действенных коммуникаций принципиальное значение имеет тщательное изучение среды и формирование «банка» данных. В качестве аспектов сбора данных могут вы ступать:

· деятельность государственных и негосударственных структур (органов власти и политических организаций, отдельных политических и хозяйственных деятелей, благотворительных фондов, коммерческих фирм и организаций) в поддержку культуры науки и просвещения (конкурсы проектов, условия предоставления поддержки, требования грантодателей; контактные данные ответственных исполнителей, их предпочтения, отношение к библиотеке, читательские интересы и потребности, данные о поддержке, осуществлявшейся в прошлом (победители, объемы выделенных средств, формы отчетности и пр));

· деятельность структур СМИ по отражению событий из жизни учреждений культуры, науки и просвещения (перечень издательств, телерадиокомпаний проявляющих потенциальный интерес к деятельности библиотек, ответственных редакторов и журналистов, характер (информационный, просветительский, критический и пр); их программ (публикаций); характеристика их профессионализма и компетентности; способы и периодичность контактов с библиотекой, требования к пресс-релизам, дайджестам и пр.), условия подачи информационных материалов (требования к тексту и т. п.),

· потенциальные меценаты и дарители, «друзья библиотек», способные оказать безвозмездную помощь библиотеке, содействовать укреплению ее имиджа (конкретные имена, предпочтения, условия и формы взаимодействия);

· профессиональные контакты библиотек с другими библиотеками и другими организациями библиотечной сферы (ассоциациями, библиотечными образовательными учреждениями, библиотечными коллекторами) и смежными учреждениями (издательствами, книжными магазинами, информационными и сервисными службами, WEB-студиями, учреждениями науки, культуры, просвещения), возможности осуществления контактов с целью решения инновационных задач.

Результаты изучения позволят библиотеке определить политику взаимоотношений с различными участниками инновационной деятельности, завязать контакты, построить взаимовыгодные (с учетом интересов сторон) инновационные отношения и коммуникации. Взаимовыгодность контактов строится на открытости и доступности различного рода информации, необходимой участникам (субъектам) инноваций для сотрудничества и совместной деятельности по реализации инноваций. Информированность участников инновационной деятельности (разработчиков, заказчиков, спонсоров или инвесторов разработки) относительно ожиданий сторон, возможностей и компетентности в выполнении различных инновационных задач, является главным условием взаимодействия, и, как следствие, реализации инноваций.

На протяжении многих лет главным средством распространения информации о библиотечных нововведениях являлись профессиональная печать и продукция библиотек методических центров. Как свидетельствует опыт, именно библиотечная печать и, в частности, журнал «Библиотека», оставался для многих библиотекарей основным источником получения информации о новшествах. Существовавшая система документирования результатов научных исследований, методические рекомендации центральных и региональных методических центров не позволяли практическим работникам библиотек адекватно оценивать, адаптировать и использовать результаты разработок и передовой опыт в библиотечном производстве. Как мы отмечали выше, существовавший ранее порядок распространения передового библиотечного опыта строился на принципах методического руководства и осуществлялся в следующей последовательности. Методические центры на основе анализа отчетной документации библиотек и фронтальных плановых проверок оценивали состояние развития библиотечного дела, выявляли достойный распространения опыт и на базе передовых библиотек создавали «Школы передового опыта». Затем формы и методы деятельности школ передового опыта «транслировались» в рамках методического объединения и за его пределами; при этом, школы передового библиотечного опыта, как правило, не обеспечивали библиотекарей всей необходимой документацией, позволяющей эффективно внедрить предложенный для распространения опыт, а сами библиотекари-новаторы редко фиксировали в документах (информационных картах) особенности внедрения опыта (за редким исключением); наиболее яркие достижения отражала профессиональная периодика, местные публикации (тезисы докладов и материалы различных конференций, семинаров и прочих мероприятий) и методические рекомендации библиотек.

Методические рекомендации (указания, инструкции и бюллетени, листовки, плакаты и пр.) о нововведениях остаются и сегодня основным видом документирования инновационных процессов в библиотеках (12, с. 81,89). В то же время специалистами признается факт, что существует необходимость как в поиске новых форм и видов инновационных сообщений, так и в совершенствовании методики изложения информации о новшествах, так как зачастую неверно расставляются акценты, имеющие первостепенное значение для инноваций: обстоятельно рассказывается о работе библиотеки, но не показываются ее результаты, методика внедрения. Рекомендации составляются не на основе изучения библиотечной практики, анализа и обобщения фактов, а в результате поверхностного ознакомления с ними (12, с. 78). Кроме этого, определены обязательные позиции содержания документов о новшествах и нововведениях, отсутствует «регламент обращений» в методические центры с инновационными запросами, механизм подготовки научно-методических разработок по внедрению новшеств (разработки инновационных предложений). Сами же библиотекари, в условиях отсутствия соответствующих указаний вышестоящих организаций, времени и стимулов для распространения инновационных идей не испытывали потребности в четкой фиксации всех особенностей собственных разработок.

Современные условия требуют новых подходов осуществления библиотечных инновационных коммуникаций, разработки методики составления инновационных информационных сообщений.

Основными формами документирования инновационного процесса предлагается считать:

· инновационную заявку и инновационное предложение;

· инновационный проект, инвестиционный проект (проект поддержки инновационной деятельности, фандрейзинговая программа), проект внедрения (бизнес-план) или освоения новшества;

· методическую разработку (указания, рекомендации) по внедрению и распространению новшества;

· план/отчет по НИР; отчет о выполнении инновационного проекта, проведении маркетингового исследования; результатах экспертизы проекта и пр.;

· договор (контракт о выполнении работ, творческом сотрудничестве и пр.);

· статьи в профессиональной печати и пр. печатные материалы, включая электронные документы;

· различные средства рекламной информации и publicity, призванные обеспечить продвижение готового продукта к потребителю.

Главными из этого перечня документов являются инновационная заявка и инновационное предложение. Они выполняют задачу построения взаимодействия между заказчиком и разработчиком новшества. Первый документ характеризует инновационную потребность библиотеки и необходим для осуществления научно-исследовательских разработок и работ по созданию новшества, а второй характеризует особенности применения новшества на практике и все присущие ему свойства. С его помощью формируется спрос на новые продуктовые, технические и технологические решения. Фактически, как инновационная заявка, так и инновационное предложение, характеризуют одно предметное поле — объект изменений. Инновационная заявка представляет собой запрос на новшество, ответ на который дает инновационное предложение.

Для совмещения содержания этих «инновационных» документов (отражающих ход и результаты инновационного процесса) существует потребность в определении единых структурных позиций плана инновационной заявки и инновационного предложения. Принимая за основу аспекты характеристики инноваций, можно получить позиции, которые одновременно характеризуют и что новое требуется, и что новое предлагается. В качестве таких позиций предлагается использовать аспекты классификации библиотечных инноваций, рассмотренные в табл. 5.1. Примеры оформления инновационной заявки и инновационного предложения приведены в приложении 2.

Перечень аспектов характеристики инновационной деятельности библиотеки может быть использован при составлении различных видов документов: методических разработок (указаний, рекомендаций) по внедрению и распространению новшества; рекламных материалов, статей об опыте работы и прочих документальных свидетельств инноваций. Все они в той или иной степени раскроют суть изменений и дадут ответы на ряд значимых для профессионального сообщества вопросов, а именно: что и как происходит в библиотеках, кто отвечает и привлекается к этим изменениям, какие условия необходимы для внедрения, кого они касаются и в какой степени?

Принципиальное значение для продвижения новшеств имеет выбор средств доведения информации до конечного потребителя — письменных, устных и визуальных сообщений, распространяемых с помощью различных каналов (по почте, телефону, факсу и прочим электронным средствам коммуникации, посредством радио и телевидения, путем прямой личной коммуникации, различных видео- и аудио средств) и разработка содержания текстов информационных сообщений.

В комплекс коммуникационных средств, обеспечивающих продвижение новшеств и библиотечных инноваций, включаются:

· печатные материалы (листовки, отчеты о деятельности библиотек, каталоги мероприятий и книжно-иллюстративных выставок, путеводители по библиотечно-информационным ресурсам, буклеты, пресс-релизы, информационные письма, газеты, бюллетени, пригласительные билеты, книжные закладки, открытки, календари с изображением здания и интерьеров библиотеки, ее читателей, попечителей и сотрудников и пр.);

· аудиовизуальные материалы (слайды и видеофильмы о библиотеке, составе ее ресурсов, видео- или звуковые экскурсии по библиотеке и пр.);

· наглядные материалы (указатели новых отделов, пиктограммы и прочие знаки информационного ориентирования пользователей в помещении библиотеки, указатели расположения фондов, отделов, каталогов и пр., плакаты различного назначения; предметы и аксессуары с символикой библиотеки и ее отделов);

· комплексные и смешанные средства (презентации, пресс-конференции, специальные телевизионные и радиопрограммы о деятельности библиотек, слайд- и видеофильмы, Интернет-конференции, сайты библиотек).

Текст PR-обращений представляет собой целостное произведение, предназначенное для эффективной передачи аудитории импульса к обращению в библиотеку, использованию ее новых продуктов и сотрудничеству с ней. Структура такого сообщения во всех сферах общественной практики едина и включает:

· слоган (основную мысль сообщения, своеобразный призыв, девиз, характеризующий предмет коммуникации);

· зачин (разъясняющий основную мысль обращения);

· информационный блок (основные сведения по предмету коммуникации и справочные денные (адрес, телефон, контактные лица и пр.).

 

Например, приглашая читателей воспользоваться новой услугой — электронной доставкой документов, может быть использован следующий текст сообщения:

Слоган: Библиотечная книга — в домашнем компьютере!

Зачин: Городская библиотека предлагает своим читателям

воспользоваться новой услугой — электронной доставкой документов

Информационный блок: Сегодня каждый наш читатель, заключивший договор с библиотекой, может без ее физического посещения получить по сети Internet информацию о наличии в библиотеке нужного ему документа, сделать автоматизированный заказ литературы с помощью межбиблиотечной поисковой системы и по электронной почте в кротчайшие сроки получить его в виде сканированных изображений страниц. Основными условиями заключения договора и получения услуги являются следующие:......

Справочные данные: Дополнительную информацию об услуге вы можете

получить на сайте библиотеки (электронный адрес сайта)

Названные структурные элементы сообщения являются составляющий различных средств коммуникации, в которых каждый из них дополняется и детализируется в заданных масштабах. К каждой категории участников инновационной деятельности необходимо применять различные коммуникационные средства, в зависимости от целей коммуникации. Так, например, для журналистов (СМИ) это пресс-релизы, пресс-конференции, брифинги и пр. Для органов власти — отчеты, дайджесты, информационные бюллетени, пригласительные билеты, деловые беседы и) и пр. Для спонсоров и меценатов — информационные письма с кратким содержанием инновационного проекта, программ развития и т.д.

Для организации эффективных коммуникаций учитываются два момента. Во-первых, для осуществления коммуникаций с каждой категорией используется «язык» этой категории, позволяющий библиотеке быть понятой и интересной для всех, учитывать различные ожидания и предпочтения. Многие ее партнеры имеют свойственные им PR-задачи, которые они намерены решить при помощи библиотек, поддерживая их инновационные преобразования. В силу этого библиотекам следует учитывать, что эффективная коммуникация является обязательно двухсторонней и взаимовыгодной. Во-вторых, необходим высокий уровень подготовки коммуникационных средств (их полнота и оперативность, эстетические параметры, соответствующий технологический уровень (применение новых информационных технологий).

Как отмечалось выше, инновационная деятельность — это работа на конечный результат, получение определенного экономического и социального эффекта, и поэтому любая деятельность, связанная с инновациями, предполагает оценку эффективности предпринятых шагов к достижению поставленных целей (в данном случае —эффективности мероприятий по распространению и продвижению новшеств в социальной среде). Контролируя и регулируя свои действия, библиотека приближает результат — реализацию инноваций.

Анализ эффективности мероприятий библиотеки по распространению и продвижению новшеств направлен на:

· поиск эффективных связей библиотеки с партнерами (субъектами инноваций) — органами власти, структурами СМИ, книготорговыми, издательскими, образовательными и культурно-досуговыми учреждениями, библиотеками различных типов и видов;

· выбор наиболее приемлемых средств коммуникации — отчетов, пресс-релизов, каталогов, путеводителей, телевизионных и радиопередач и пр., адресованных различным категориям участников инновационной деятельности и определение специфических особенностей каждого;

· расширение «круга друзей» библиотеки и усиление их вклада в модернизацию библиотеки, ее обновление на основе внедрения инноваций (привлечение новых спонсоров и меценатов, поиск новых аспектов сотрудничества, развитие деятельности попечительских советов и клубов друзей и пр.).

Таким образом, развитие библиотечных инноваций и инновационной активности библиотек во многом определяется состоянием инфраструктуры, позволяющей осуществлять взаимовыгодные инновационные отношения и коммуникации между различными участниками рынка инноваций. Укрепление рыночных механизмов в библиотечно-информационной сфере будет способствовать развитию инновационных отношений, появлению инновационных организаций. В настоящее время наблюдаются только первые шаги разработчиков технологических новшеств, направленные на продвижение своих разработок. Пока для этого используются крупные отраслевые конференции, позволяющие разработчикам не только сообщить профессиональному сообществу о своих достижениях, но и продемонстрировать опытные образцы на выставках, организованных в рамках конференции. В дальнейшем построение надежной инфраструктуры инновационной деятельности должно позволить библиотекам:

· привлекать и аккумулировать средства на научные исследования, прикладные разработки (разработку новшеств) и реализацию инноваций;

· беспрепятственно находить разработчиков и заказывать разработку новшеств в инновационных организациях, пользоваться их консалтинговыми услугами;

· координировать инновационные разработки с различными участниками рынка инноваций и совместно решать инновационные задачи;

· развивать международные контакты по совместному осуществлению инновационных проектов;

· своевременно информировать общественность о достижениях библиотеки, тем самым укреплять ее общественный рейтинг как инновационно активной и социально значимой организации.

 

Послесловие

Теория и практика библиотечных инноваций только начинает развиваться, еще многое предстоит осознать как в теории вопроса, так и на практике. Перспективными направлениями дальнейшего изучения теории библиотечных инноваций, по нашему мнению являются:

· Управление затратами и ценообразованием в инновационной сфере библиотек (состав и структура инновационных затрат в библиотеках; факторы, определяющие величину затрат и методы управления инновационными затратами в библиотеках; анализ, планирование и контроль затрат; управленческий учет и распределение затрат; ценообразование на инновационную продукцию библиотек, виды цен);

· Финансирование инновационной деятельности библиотек (формы финансирования инновационной деятельности библиотек (бюджетные ассигнования, внебюджетные фонды и другие источники негосударственного финансирования инновационной деятельности библиотек); оценка потребности в средствах и финансового состояния инновационного развития библиотеки; применение фандрейзинга для финансовой поддержки инновационной деятельности библиотек);

· Оценка эффективности библиотечных инноваций (виды эффекта; комплексная оценка эффективности библиотечных инноваций; научно-техническая (научно-практическая), социальная и экономическая эффективность библиотечных инноваций; методы оценки эффективности инновационных проектов библиотек; учет факторов риска при реализации инноваций в библиотеках; система статистических показателей инновационного развития библиотек);

· Правовое обеспечение инновационной деятельности (интеллектуальная собственность как результат творческой деятельности личности и объект гражданских прав библиотечных специалистов; объекты интеллектуальной собственности инновационной деятельности библиотек; международное сотрудничество в области интеллектуальной собственности на научные разработки в области библиотечного дела; использование патентных прав, лицензирование и юридический порядок передачи технологий в области библиотечно-информационной деятельности; ноу-хау и новые объекты интеллектуальной собственности в области библиотечного дела и их правовая охрана);

· Особенности применения и адаптации результатов библиотековедческих научных исследований (диссертационных исследований и НИР) к библиотечной практике; методика продвижения научных разработок в практическую деятельность библиотек; механизм диффузии и трансферта инновационных разработок.

Ко многим специалистам библиотечного дела постепенно приходит осознание того, что инновации открывают новые горизонты библиотечного развития, повышают качество обслуживания пользователей, положительно влияют на репутацию библиотек как социально значимых и активно развивающихся организаций.

Реализация инноваций сложный, но единственно возможный путь функционирования библиотек в условиях новой общественной реальности. Его выбор требует решения четырех основополагающих задач. Во-первых, повышения значимости прикладных библиотековедческих исследований, как базы инновационных процессов в библиотечном деле. Во-вторых, создания инновационного климата, государственной и негосударственной поддержки программ развития библиотек и культивирования в библиотечных коллективах представлений о значимости и необходимости интеллектуализации деятельности каждого библиотечного специалиста, поиска новых возможностей совершенствования, V.TG-чек роста», позволяющих улучшить качество выполняемой работы, повысить ее результативность. Bo-третьих, целенаправленной работы по повышению квалификации и переобучению руководителей и персонала библиотек. И, наконец, в-четвертых, реализацию инноваций невозможно осуществить без взаимодействия библиотек с различными организациями: структурами власти, СМИ, учреждениями смежных сфер деятельности, промышленными предприятиями.

Для реализации инноваций необходима благоприятная «атмосфера поддержки». Это, в свою очередь, потребует от библиотек усиления публичной активности, направленной на вовлечение в инновационный процесс новых участников, проведения четкой политики взаимовыгодного сотрудничества, широкого распространения информации о своих успехах и перспективах: реализуя политику сотрудничества, любая бизнес-структура или государственная организация, стремится выбрать надежного и известного партнера, осознающего свои цели и пути их достижения. В том, что библиотека именно такой деловой партнер, ей приходится убеждать и делами подтверждать декларируемые преимущества.

 

Выбор инновационного пути — это выбор осознанного преобразования содержания библиотечной деятельности, предполагающего активность и инициативу всех сотрудников. Наградой на этом очень нелегком пути является возможность постоянного развития как всего коллектива, так и каждого участника инновационного процесса, реализующего свой творческий потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акилина М. И. Классификация и типология библиотек. Вопросы методологии / М. И. Акилина //

Библиотековедение. - 1996. - № 3. - С. 40-54.

2. Арзуханов А. С. Методологические подходы к организации внутрибиблиотечной системы повышения квалификации кадров / А. С. Арзуханов // Библиотечная инфраструктура: Состояние и тенденции: Сб. науч. тр. / ГПНТБ России. - М.(2000. - С. 48-55.

3. Ашервуд Б. Азбука общения, или Public relations библиотеки: Пер. с англ / Б. Ашервуд. — М.: Либерея, 1995.-176 с.

4. Басов С. А. Методологическое значение категории цели в исследованиях библиотечной деятельности/ С. А. Басов // Вопросы управления библиотечными системами: Сб. науч. тр. / ГПБ.-Л., 1986. — вып. 7.-С. 45-64.

5. Басов С. А. Проблемы и перспективы перестройки методической работы / С. А. Басов // Науч. и техн. б-ки. -1988. - Mb 2. - С. 3-9.

6. Бачалдин Б. Н. Научно-методические службы: Состояние и перспектива / Б. Н. Бачалдин // Науч. и техн. б-ки. - 1994. - № 10. - С. 22-44.

7. Бездудный Ф. Ф. Сущность понятия инновация и его классификация / Ф. Ф. Бездудный, Г. А. Смирнова, О. Д. Нечаева // Инновации. - 1998. - № 2 -3. - С. 96-100.

8. Березин И. С. Маркетинг и исследования рынков / И. С. Березин. — М.: Русская деловая лит, 1999.-416 с.

9. Бойкова О. Ф. Платные услуги библиотеки в контексте рыночных отношений / О. Ф. Байкова, В. К. Клюев // Формирование рыночных отношений в библиотечном деле: Сб. науч. тр. / Рос. гос. б-ка.-М., 1995.-С. 48-73.

10. Борхард П. Концепция маркетинга для публичных библиотек / П. Борхард, Ш. Флодель, М. Мильц и др.; Науч. -внедренч. центр «Библиомаркет»; Пер. с нем. Е. М. Ястребовой. — М., 1993. — 144 с.

11. Бутковская М. С. ЦБС «Кунцево»: Новая стратегия, новые возможности / М. С. Бутковская, И. В. Харькова, В. Г. Шелудько. - М.: Либерея, 1997. - 96 с.

12. Ванеев А. Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности / А. Н. Ванеев. — М.: Профиздат,2000.-140с.

13. Васильев И. Г. Социологические исследования в библиотеках: Практ. пособие/ И. Г. Васильев, М. Е. Илле, Д. К. Равинский. — СПб.: Профессия, 2001. - 176 с. — (Библиотечный практикум).

14. Виханский О. С. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс/ О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 2-е изд. — М.: «Фирма Гардарика», 1996. - 416с.

15. Воропаев В. И. Управление проектами в России: Основные понятия. История. Достижения. Пер­спективы / В. И. Воропаев; Рос. Ассоц. упр. проектами СОВНЕТ. — М.: Алане, 1995. — 125 с.

16. Вчерашний Р. П. Об определении понятий «передовой опыт» и «научно-технические достижения» / Р. П. Вчерашний // Науч.-техн. информ. Сер. 1. - 1982. - №1. - С. 1-4.

17. Галлимор А. Стратегия развития библиотек в информационном обществе: [Выступл. на конф. «Онлайн-97». Лондон, дек. 1997 г.] // Науч. и техн. б-ки. - 1998. - Mb 5. - С. 3 - 20.

18. Гамидов Г. С. Основы инноватики и инновационной деятельности / Г. С. Гамидов, В. Г. Колосов, Н. О. Османов. - СПб.: Политехника, 2000. - 323 с.

19. Герасимова Л. Н. Маркетинг в библиотеке/Л. Н. Герасимова, О. Н. Кокойкина. — М.: МГИК, 1993. - 72 с.

20. Гительман Л. С. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению/Л. С. Гительман. -М.: Дело, 1999. - 496 с.

21. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность: Лекции / М. Я. Дворкина; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М.: Изд-во МГУКИ; ИПО «Профиздат», 2000. — 48с. — (Современная библиотека; Вып. 2)

22. Дорантес Д. X. Управление инновационными проектами: Методология и инструментальные средства/ Д. X. Дорантес, И. Л. Туккель. - СПб.: СПбГТУ, 1997. - 510 с.

23. Дрешер Д.Н. К вопросу о приоритетах в деятельности методических служб / Ю. Н. Дрешер, Т.И. Ключенко // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - №1. -С. 94 -101.

24. Дьячкова Н. Профилирование: Реальность и будущее / Н. Дьячкова // Библиотека. - 1996. №6.-С. 25-29.

25. Елепов Б. С. Роль библиотек в концепции устойчивого развития/ Б. С. Елепов, О. Л. Лаврик //Библиотеки и современное общество, СПб., 1996. — С. 151 -164,

26. Жадько Н. В. Проектное развитие библиотек / Н. В. Жадько. -- М.; Елена, 2000. — 96 с

27. Жадько Н. В. Стратегия развития тренинг-центров / Н. В Жадько. - М.: Елена, 2000. - 64 с.

28. Жданова Т. А. Требования к руководящим кадрам научной библиотеки в их самооценке / Т. А. Жданова, А. В. Чернышева// Управление научной библиотекой в условиях НТР- Сб. науч тр /ГПНТК СО АН СССР. - Новосибирск, 1991. - С. 130-141.

29. Жданова Т. А. Оценка управленческого труда в библиотеке: основные направления / Т. А. Жданова // Кадровый потенциал научных библиотек: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1992. — С. 16 -31

30. Завлин П. Н. Инновации в рыночной экономике/ П. Н. Завлин // Гуманитарные науки / Ин-т социально-экон. проблем РАН. - 1997. — №3. — С. 3-10.

31. Зусьман О. М. Библиографические исследования науки / О. М. Зусьман. — СПб.: Изд-во СПбГУ КИ 2000.— 215с.

32. Инициативная деятельность библиотеки: Платные услуги и обслуживание: Науч. -практ. пособие / Сост.: С. Д. Колегаева, О. Ф. Бойкова; Науч. ред. В. К. Клюев; Рос. гос. б-ка - М: РГБ, 1996. - 203 с.

33. Инновационные проекты в публичной библиотеке: (Программы, каталога, положения, прайс-листы, информ.-реклам. материалы) / Межрегион. Ассоц. деловых б-к; ЦБС «Киевская»- Сост И. Б. Михнова и др. - М.: МАБД, 1996 - 194 с.

34. Инновационный менеджмент: Справ, пособие / Под. ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева Л. Э. Миндели. - СПб.: Наука, 1997. - 560 с.

35. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов/ С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю Ягудин и др. Под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 328 с.

36. Кармовский В. В. Диверсификация библиотечного менеджмента: Типология и выбор альтернатив / В. В. Кармовский // Библиотековедение. — 2001. — № 3. - С. 13-21.

37. Карташов Н. С. Заметки о маркетинге, маркетинговой среде и организационной деятельности биб­лиотеки / Н. С. Карташов // Науч. и техн. б-ки. — 2001. — № 9. — С. 4-16.

38. Карташов Н. С. Инновационные процессы: Общее и частное / Н. С. Карташов // Библиотека. -1998. — № 3. — С. 39—42.

39. Карташов Н. С. О трех заблуждениях в науке управления/ Н. С. Карташов // Библиотека. -2001. — № 6. — С. 59-63.

40. Клаассен У. Маркетинг: Путь к признанию / У. Клаассен // Библиотека. - 1994. - № 6. - С. 12-15.

41. Клюев В. К. Основы инициативной хозяйственной деятельности библиотеки: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства/ В. К. Клюев. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1998. - 136 с.

42. Клюев В. К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности (Маркетинг в системе управления библиотекой): Учеб. пособие для вузов культуры и искусства / В. К. Клюев, Е. М. Ястребова. - М: Изд-во МГУ КИ, 1999. - 142 с.

43. Ковалев В. В. Бизнес и законы природы: Лекции о том, как жить и работать в гармонии с Миром/ B. В. Ковалев. — Харьков: Клуб «Гармония», 2001. — 240 с.

44. Ковалев Г. Д. Инновационные коммуникации / Г. Д. Ковалев. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. - 240 с.

45. Кожевникова Л. А. Библиотека в условиях рынка / Л. А. Кожевникова // Науч. и техн б-ки -1994. -№3.- С. 21-25.

46. Колегаева С. Д. Влияние рыночных отношений на стратегии управления библиотекой/ С. Д. Колега­ева // Формирование рыночных отношений в библиотечном деле: Сб. науч. тр. - М.: РГБ, 1995. -C. 10-29.

47. Комиссарова Л. Д. Традиционные и инновационные аспекты планирования: Размышления методи­ста/Л. Д. Комисарова// Библиотековедение. — 1998. -№ 4. - С. 35-39.

48. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры / Н. Д. Кондратьев, Д. И. Опарин. - М., 1928. -

49. Коноваленко М. Жизненный цикл инновации: Анализ, прогнозирование, модели / М Коноваленко // Бизнес-информ. - 1996. - № 23. - С. 47-50.

50. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы: Утв. постановлением Правительства Р Ф от 24 июля 1998 № 832. // Рос. газ. - 1998. - 19 авг.

51. Коптяева М. В. Специализация как путь к расширению социальных функций библиотек / М. В. Коптяева // Мир б-к сегодня: Информ. сб. / Рос. гос. б-ка. НИО Информкультура. - М., 1994. - Вып. 3.-С. 48-57.

52. Кормишина Т. М. О сущности и роли методической деятельности / Г. М. Кормишина // Библиотековедение. - 1998. - № 1. - С. 71-76.

53. Краюхин Г. А. Инновационные процессы: Субъекты и мотивы их деятельности: Лекция / Г. А. Краюхин, Л. Ф. Шайбакова; Санкт-Петербург, гос. инж.-экон. акад. -- СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, гос. инж.-экон. акад., 1996. — 94 с.

54. Кроз М. В. Социально-психологические характеристики инновационной установки / М. В. Кроз // Психол. журн. - 1988. - Т. 9. - № 2. - С. 12-19.

55. Крупенин О. А. Значение концепции маркетинга в управлении библиотекой / О. А. Крупенин // Библиотечное дело -2001: Российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве: Тез. докл. 6-ой Междунар. конф, Москва, 26-27 апр. 2001 г.: Ч. 2. — М., 2001. — С.229-230.

56. Крупенин О. А. Дилеммы библиотечного маркетинга / О. А. Крупенин, И. М. Суслова // Науч. и техн. б-ки. - 2001. - № 9. - С. 16-30.

57. Крылов И. В. Маркетинг/ И. В. Крылов. - М.: Центр, 1998. - 192 с.

58. Крылова Г. Д. Маркетинг: Теория и 86 ситуаций / Г. Д. Крылова, М. И. Соколова. - М.: ЮНИТИ-ДАН А, 1999.-516 с.

59. Кузнецова Т. Я. Сегментация библиотечного информационного рынка/ Т. Я. Кузнецова // Библиогр. - 1995. - № 1. - С. 3-11.

60. Куликова Л. В. Управление и экономика библиотек в переходный период: Материалы для руководителей библиотек / Л. В. Куликова, Н. В. Могилевер. - СПб.: РНБ, 1995. - 170 с.

61. Курикалов Ю. Л. Классификация как вид семиотического моделирования / Ю. Л. Курикалов // НТИ. - Сер. 2. - 1991. - № 11. - С. 1-5.

62. Куштанина Л. И. Перспективное планирование: актуализация проблемы / Л. И. Куштанина // Библиотековедение. - 1996. - № 2. - С. 20-28.

63. Лайн М. Взаимоотношения управления качеством и стратегия планирования / М. Лайн // Науч. и техн. б-ки. - 1995. - № 4. - С. 13-20.

64. Лось В. А. Устойчивое развитие. Учеб. пособие / В. А. Лось, А. Д. Урсул. — М.: Агар, 2000. — 254 с.

65. Мартин Е. С. Управление нововведениями в библиотеках (на примере государственных массовых библиотек): Автореф. дис. канд. пед. наук по спец. 05.25.02 / Е. С. Мартин. — Л.: Л ГИИК, 1988. —16 с.

66. Мастенбрук О. К невидимой библиотеке? Новые способы обеспечения информацией пользователей библиотек/О. Мастенбрук // Европейский опыт и перспективы развития сибирских библиотек: Материалы IV междунар. конференции, посвященной итогам работы в компакт-проекте ср. 98 — 20045. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. - С. 55-63.

67. Маркетинг — современная концепция управления библиотекой: Науч. — реф. сб. / Сост.: С. Д. Колегаева. - М.: РГБ, 1994. - 146 с.

68. Матлина С. Г. Библиотечный маркетинг: Практ. пособие для работников публ. б-к / С. Г. Матлина. — Пермь, 1993. - 65 с.

69. Матлина С. Г. Блеск и нищета библиотечно-библиографической инноватики/ С. Г. Матлина // Библиогр. - 1999. - № 2 (301). - С. 50-61.

70. Матлина С. Г. Взаимосвязь библиотечных традиций и инноваций/ С. Г. Матлина // Библиотекове­дение. - 1993. - № 4. - С. 18-32.

71. Матлина С. Г. Взаимосвязь традиций и инноваций / С. Г. Матлина // Профессиональное сознание библиотекарей: Необходимость перемен в переходный период: Материалы семинара. — М., 1994. — С. 32-35.

72. Матлина С. Г. Дорогого стоит.../ С. Г. Матлина // Библиотека. — 1996. — № 4. — С. 14-15.

73. Матлина С. Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики: (Постановка проблемы) / С. Г. Матлина// Библиотековедение. — 1998. — № 2. — С. 39-53.

74. Матлина С. Г. Новации библиотек в контексте культурных традиций региона / С. Г. Матлина // Библиотековедение. — 1995. — № 2. — С. 43-51..

75. Матлина С. Г. Обновление, или еще раз о миссии публичной библиотеки / С. Г. Матлина // Библиотека. - 2001.-№ 6. - С. 71-77.

76. Матлина С. Г От традиций к инновационному поиску: (По материалам «круглого стола» смолен­ских библиотекарей) /С. Г. Матлина// Библиотековедение. — 1998. — № 5. — С. 14-20.

77. Матлина С. Г. От традиций к инновационному поиску / С. Г. Матлина // Библиотека. - 1996. -№12.-С. 7.

78. Матлина С. Г. Традиции и новаторство в работе с читателями / С. Г. Матлина // Библиотековедение. - 1996. - № 6. - С. 51.

79. Медынский В. Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: Учеб. пособие для вузов / В. Г. Медынский, С. В. Ильдеменов; Под ред. проф. В. А. Ирикова. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 414 с.

80. Метод контроллинга в библиотеках: (По материалам Немецкого библиотечного института)/ Пер.с нем. Е. М. Ястребовой. - М.: ГПНТБ России, 1998. - 44 с.

81. Миндели Л. Э. Малое и среднее инновационное предпринимательство (МСИП): Условия развития и международное сотрудничество / Л. Э. Миндели, Л. К. Пиния. — М.: ЦИНС, 1995. — 147 с.

82. Минкина В. А. Корпоративная культура и профессионализация библиотекаря / В. А. Минкина Н. Васильева // Петербург, библ. школа. — 1999. — № 1. — С. 22-35.

83. Минкина В. А. Библиотечная конфликтология: Приглашение к продолжению дискуссии /B. А. Минкина// Науч. и техн. б-ки. - 2001. — № 10. — С. 39-48.

84. Минкина В. А. Библиотечно-библиографическое обслуживание в непрерывном образовании биб­лиотекарей: Автореф. дис.... д-ра пед. наук по спец. 05.25.03 / В. А. Минкина, СПбГИК. - СПб 1993.-41 с.

85. Минкина В. А. Классификационный анализ в научно-информационной и библиографической де­ятельности / В. А. Минкина// Информатика и науковедение: Тез. докл. 2-ой Всесоюз науч конф 10-15 сент. 1991г. - Тамбов, 1991. - С. 125-126.

86. Минкина В. А. Формирование восприимчивости к нововведениям как задача библиотечного постобразования / В. А. Минкина // Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов: Тез. докл. Междунар. конф, 5-7 дек. 2000 г. — М., 2000. — С. 3-4.

87. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Ю. П. Морозов - М ЮНИТИ-ДАНА,2000.-446с.

88. Муравьев А. И. Общая теория инновационных технологий: Монография /АИ Муравьев — СПб ИВЭСП, Знание, 2002.-84 с.

89. Осипова И. П. Библиотечное обслуживание: Тенденции и проблемы / И. П. Осипова // Библиоте­коведение. - 1997. - № 2,3. - С. 18-29.

90. Осипова И. П. Контуры преобразования / И. П. Осипова // Библиотековедение. - 1993. - № 3. –С.3— 13.

91. Основы маркетинга / Н. Т. Савруков, С. Г. Крапчан, П. Н. Тесля и др. - Л.: Политехника, 1991. - 192 с.

92. Панова Р. Положительный имидж: Как его создать? / Р. Панова // Библиотека. - 1997. - № - 2. - C. 11 — 15.

93. Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов: Тез. докл. Междунар. конф. — М., 2000. — 80 с.; М., 2001. — 192 с.

94. Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг/ Е. В. Песоцкая. - СПб.: Питер, 2000. - 160 с.

95. Петч П. Анализ сильных и слабых сторон библиотеки / П. Петч // Науч. и техн. б-ки - 1994 -№10.-С. 70-74.

96. Петяскина О. В. Технические инновационные предложения в потоке информации: Дис... канд. пед. наук по спец. 05.25.03. / О. В. Петяскина; Санкт Петербург, гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 2001.-331 с.

97. Поляков В. П. Инновации в библиотековедении: «Статус-кво» или альтернатива / П. П. Поляков // Библиотечное дело на пороге XXI в.: Тез. докл. и сообщ. междунар. науч. конф., Москва, 15-16 апр 1998 г.-М., 1998.-С. 48-49.

98. Пригожий А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) / А. И. Пригожий. — М.: Политиздат, 1989. — 271 с.

99. Пузыня К. Ф. Организация и планирование научных исследований и опытно-конструкторских разра­боток: Учеб. пособие/ К. Ф. Пузыня, А. К. Казанцев, Л. С. Барютин. - М.: Высш. шк, 1989. - 254 с.

100. Ратманова С. Б. Качество обслуживания в представлении читателя / С. Б. Ратманова// Науч. и техн. б-ки. - 1993.-№ 9. - С.45. - 55.

101. Розова С. С. Классификационная проблема в современной науке/ С. С. Розова. — Новосибирск-Наука, 1986.-224с.

102. Рокицкая Э. Е. Психолингвистический анализ как метод библиографических исследований / Э. Е. Рокицкая, В. А. Минкина // Методы исследований в библиотечной теории и практике- Сб. науч. тр.-Л.:Изд-воЛГИК, 1991.-С. 18-25.

103. Сазонов Б. В. Деятельностный подход к инновациям / Б. В. Сазонов // Социальные факторы но­вовведений в организационных системах. — М., 1980. — 180 с.

104. Санто Б. Инновация как средство экономического развития/Б. Санто; Общ ред. Б В Сазонова — М.: Прогресс, 1990. - 296с.

105. Сабинина Т. Б. Организационная культура как фактор развития персонала библиотеки: Автореф. дис. канд. пед. наук по спец. 05.25.03 / Т. Б. Сабинина; СПбГУ КИ. - СПб., 2002. - 22 с.

106. Серейчик С. С. Управление изменениями в библиотеках: Опыт и возможности реализации / С. С. Серейчик // Библиотековедение. — 1997. — № 4. — С. 64 — 80.

107. Силфверьерг П. Принципы проблемно-ориентированного целевого планирования: Пер. с англ. / П. Силфверьерг. - СПб.: РНБ, 1999. - 65 с.

108. Сиркин А. Ф. Маркетинговое планирование для максимальной эффективности / А. Ф. Сиркин // Маркетинг - современная концепция управления библиотекой: Науч. реф. сб. - М., 1994. - С. 46-51.

109. Скотт С. Д. Управление переменами в организации / С. Д. Скотт, Д. Т. Джэфф. — Челябинск, 1996.-180 с.

110. Советова О. С. Основы социальной психологии инноваций: Учеб. пособие/ О. С. Советова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - 152 с.

111. Справочник библиографа / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. — СПб.: Профессия, 2002. -528 с. — (Библиотека).

112. Справочник библиотекаря / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. — СПб.: Профессия, 2001. — 448 с. — (Библиотека).

113. Статистика науки и инноваций: Краткий терминол. слов. / Под ред. Л. М. Гохберга. - М.: ЦИСН, 1996. - 345 с.

114. Степанов С. Ю. Управленческая инноватика: Рефлепрактические методы / С. Ю. Степанов, С. П. Маслов, Е. М. Яблокова. - М., 1993. - 236 с.

115. Стефанова Т. Г. Управление инновационной деятельностью на основе программно-целевых мето­дов: Автореф. дис...канд. экон. наук/Т. Г. Стефанова; Санкт-Петерб. ун-т экономики и финансов. -СПб., 1997.-23 с.

116. Стратегия инновационной деятельности: Учеб. пособие / Е. В. Пушняк, Л. В. Пархоменко, В. В. Быковский и др. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 1997. - 124 с.

117. Сукиасян Э. Р. Восток и Запад: Библиотечное сознание в эпоху перемен / Э. Р. Сукиасян // Про­фессиональное сознание библиотекарей: Необходимость перемен в переходный период: Материа­лы семинара. — М., 1994. — С. 39-45.

118. Сукиасян Э. Р. Изменения как проблема развития классификационной системы / Э. Р. Сукиасян // Науч. и техн. б-ки. - 1997. - № 3. - С. 17-24.

119. Суслова И. М. Менеджер библиотеки: Учеб. пособие / И. М. Суслова. — М.: МГУ КИ, 1999. - 94 с.

120. Суслова И. М. Профессионализация методической библиотечной деятельности / И. М. Суслова // Науч. и техн. б-ки. - 1995. - № 5. - С. 3/13.

121. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс. — М.: Экономика, 1989. — 176с.

122. Теория и механизм инноваций / Под ред. Ю. В. Яковца. - М.: Изд-во РАН, 1997. - 184 с.

123. Титов А. Б. Маркетинг и управление инновациями / А. Б. Титов. — СПб.: Питер, 2001. — 240 с.

124. Тичи И. Лидеры реорганизации: Из опыта амер. корпораций / И. Тичи, М. А. Деванна. — М.: Экономика, 1990. - 203 с.

125. Толканюк Н. А. Инновационные процессы в библиотечном деле. Теория и методика: Автореф. дис. канд. пед. наук по спец. 05.25.03 / Н. А. Толканюк, МГУК. - М., 1994. - 16 с.

126. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации: Пер. с англ. / А. А. Томпсон, А.Д.Стрикланд.-М.:ИНФРА-М.,2000.-412с.

127. Турченко В. Н. О методологии устойчивого развития / В. Н. Турченко // Гуманит. науки в Сибири. - 1998. - № 1. - С. 44-49.

128. Тюгашев Е. А. Современная глобалистика: Центрация дискуса / Е. А. Тюгашев // Гуманит. науки в Сибири. - 1998. - № 1. - С. 54-57.

129. Тюлина Н. И. Стратегическое планирование как метод управления библиотекой / Н. И. Тюлина // Библиотековедение. — 1994. — № 1. — С. 11-17.

130. Тютина И. Ф. Некоторые аспекты управления библиотекой в теории и практике США/ И. Ф. Тютина // Управление библиотекой: Новые идеи и практ. решения: Сб. науч. тр. / Рос. гос. б-ка. — М., 1995. - Вып. 1.-С. 34-57.

131. Уотермен Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании / Р. Уотермен. - М., 1988. - 362 с.

132. Управление библиотекой: Новые идеи и практ. решения: Сб. науч. тр. / Сост. Е. А. Фенелонов. — М., 1995.-107 с.

133. Урсул А. Д. Перспективы экоразвития / А. Д. Урсул. -•- М.: Наука, 1990. — 270 с.

134. Уткин Э. А. Инновационный менеджмент/ Э. А. Уткин, Г. И. Морозова, Н. И. Морозова. - М.: АКАЛИС. 1996.-208 с.

135. Уэйнгард Д. Э. Управление современной публичной библиотекой: Стратегия развития / Д. Э. Уэйнгард. - М.: Рудомино, 1997. - 222 с.

136. Фатхудинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. - 2 изд. -М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 2000. - 624 с.

137. Фенелонов Е. А. Формирование дерева целей как основа составления стратегического плана круп­ной библиотеки / Е. А. Фенелонов // Библиотековедение. — 1995. — № 6. — С. 36-52.

138. Фенелонов Е. А. Теория управления библиотекой: Опыт систематизации накопленного знания / Е. А. Фенелонов // Управление библиотекой: Новые идеи и практ. решения: Сб. науч. тр. / Рос. гос. б-ка. - Мм 1995. - Вып. 1. - С. 6-20,

139. Феррейро Д. С. Эскиз будущего: Стратегическое планирование в деятельности исследовательских библиотек: Пер. с англ. / Д. С. Феррейро, Т. Л. Уилдинг. - СПб.: РНБ, 1999. - 50 с.

140. Фендриков А. А. Управление преодолением сопротивления персонала изменениям в организации. Автореф. дис... канд. экон. наук по спец. 08.00.05 / А. А. Фендриков, РЭА им. Плеханова. — М., 2000.-24 с.

141. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение / М. Хучек. — М.: Луч, 1992. — 237 с.

142. Цесарская Г. Бизнес: Встречное движение / Г. Цесарская // Библиотека. — 1995. — № 3. — С. 31-32.

143. Чайковская Н. В. Дисциплина инновационного рынка: Формирование и эффективность / Н. В. Чайковская. - М.: Луч, 1995. - 143 с.

144. Чернякова Ю, От удачного выбора проекта зависит успех / Ю. Ф. Чернякова // Библиотека. — 1998.-№5.-С. 29-31.

145. Чернякова Ю. Ф. Стратегическое планирование В ЦБС / Ю. Ф. Чернякова // Библиотека. — 1997.-№6.-С. 23-36.

146. Чернякова Ю. Ф. Чем отличается продукт от ресурса / Ю. Ф. Чернякова // Библиотековедение. — 1998.-№6.-С. 94-96.

147. Чернякова Ю. Ф. Публичная библиотека Голландии: Стратегия выживания: Упр. аспект / Ю. Ф. Чернякова // Библиотека и регион: Науч.-информ. сб. / Рос. гос. б-ка. — М., 1996. — Вып. 2.-С. 109-120.

148. Чуприна Н. Т. Профессиональная инноватика как фактор развития современной библиотеки: Ав­тореф. дис. канд. пед. наук по спец. 05.25.02 / Н. Т. Чуприна, МГУКИ. - М., 2003. - 16 с.

149. Шалыминова А. С. Инновационное бизнес-планирование развития приоритетной отрасли: Автореф. дис. канд. экон. наук по спец. 08.00.05 / А. С. Шалыминова, КФЭИ. — Казань, 2000. — 21 с.

150. Шевченко С. Ю. Инновационное развитие и конкурентоспособность: Методология обоснования стратегических решений / С. Ю. Шевченко. — СПб.: Изд-во Ун-та экон. и финансов, 1996. — 194 с.

151. Шрайберг Я Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: Главные тенденции окружения, основные положения и предпосылки, базовые принципы: Учебно-практическое пособие/ Я. Л. Шрайберг. — Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Либерия, 2001. - 104 с.

152. Шумпетер И. А. Теория экономического развития: Пер. с нем. / И. А. Шумпетер. — М.: Прогресс, 1982. — 454 с. — (Экономическая мысль Запада).

153. Щерба Н. Г. Инновационные процессы в деятельности библиотек и органов НТИ региона / Н. Г. Щерба // Информационное общество: Культурол. аспекты и проблемы: Тез. докл. Междунар. науч. конф, Краснодар — Новороссийск, 17-19 нояб. 1997 г. — Краснодар, 1997. — С. 326-328.

154. Юсупова А. X. Некоторые инновационные проекты Центральной научной библиотеки и их использование/А. X. Юсупова// Науч. и техн. б-ки. - 2001. - № 1. - С. 101-106.

155. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса / Пер с англ, общ. ред. и предисл. Д. М. Гвишиани. — 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1974. — 585 с.

156. Ястребова Е. М. Внутренний маркетинг в библиотеке / Е. М. Ястребова// Науч. и техн. б-ки. — 1993.-№10.-С.40-46.

157. Ястребова Е. М. Интеграция библиотек в рынок и демократию/Е. М. Ястребова // Науч. и техн. б-ки. - 1995. - № 5. - С. 55-61.

158. Ястребова Е. М. Маркетинг — самая эффективная система управления библиотеками в условиях рынка/ Е. М. Ястребова// Науч. и техн. б-ки. - 1994. - № 10. - С. 61-79.

159. Ястребова Е. М. Размышления о будущем библиотек / Е. М. Ястребова // Библиотековедение. — 1995. -№!.- С. 48-50.

160. Abegg М. G. Transforming the library: Strategic planning at Bradley University — the university perspective / M. G. Abegg, K. Goldberg//J. Libr. Admin. - 1990. - Vol. 3,N 3/4. - P. 131-136.

161. Adams R. Strategic information systems and libraries /R.Adams //Libr. Manag. — 1995. — 16, N 1.— P. 11-17.

162. Allen D. K. Strategic planning for information and technology in higher education / D. K. Allen, T. D. Wilson // New Rev. Inf. Network. - 1995. - N 1. - P. 1-15.

163. Allen J. A. Scientific innovation and industrial prosperity / J. A Allen. — London, 1966. — 306 p.

164. Baldock C. Marketing Libraries: A survival course? / C. Baldock // Libr. Manag. - 1993. - 14, N1.-P.4~8.

165. Campbell C. A. Product service strategies for information services / C. A. Campbell // FID News Bull. - 1996. - 46, N 4. - P. 126-129.

166. Charles R. Planning and Role Setting for Public Libraries: A Manual of Options and Procedures / R. Charles, McClure et all. — Chicago: American Library Association, 1987. — 49 p.

167. Corrall Sh. Creating change without chaos: Preparing Libraries for the 21st century / Sh. Corrall // Towards Worldwide Libr.: Ten Year Forecast.: 19th Int. Essen Symp, 23-26 Sept, 1996. - Essen, 1997. - P. 66-77.

168. Cram L. The marketing audit: Baseline for action/ L. Cram // Libr. Trends. - 1995. - N 3. - P. 326-348.

169. Dewey B. J. The university of Iowa libraries strategies plan / B. J. Dewey //J. Libr. Admin. — 1990. — Vol. 13, N3/4.-P. 99-112.

170. Dougherty R. M. Navigating permanent «Whitewater» of organizational change / R. M Dougherty // Towards Worldwide Libr.: Ten Year Forecast.: 19th Int. Essen Symp, 23-26 Sept, 1996. - Essen, 1997. - P. 53-65.

171. Drindley L. J. Library development plan — a case study: Aston Univ. Libr. and inform. Services / L. J. Drindley // Brit. J. Acad. Librarianship. - 1990. - Vol. 5, N 3. - P. 155-158.

172. Ferrieco D. S. Mapping the future: Strategies planning a research Libr. Environment/D. S. Ferrieco, T. L. Wilding//JATULQuart. - 1991.- Vol.5,N 1. - P.47-58.

173. Finlay K. The relative roles of knowledge and innovativeness in determining librarians attitudes toward and use of the internet: A structural equation modeling approach / K. Finlay, T. Finlay // Libr. Quart. — 1996. - Vol. 66, N 1. - P. 59-83.

174. Forsman R. B. Inclusion valuables organization in process of strategies planning /R. B. Forsman // J. of Acad. Librarianship. - 1990. -16.N3. - P. 150-153.

175. Freeman M. Consuming interest: a personal view of the student as a consumer of higher education library services / M. Freeman // Education Libr. J. - 1997. - Vol. 40, N 1. - P. 25-28.

176. Coding D. P. The more things change, the more they stay the same: The future of the library and the library profession / D. P. Coding// Collect. Manag. - 1997. - Vol. 22, N 1-2. - P. 9-28.

177. Haarala A.-R. Innovative strategies at Tempera University of Technology Library / A.-R. Haarala// JATUL Quart. - 1991. - Vol. 5, N 3. - P. 185-192.

178. Harris M. H. The treason of the librarians: Core / M. H Harris, S. A Hannah //J. of Acad. librarianship. — 1996. - Vol. 22, N1.-P. 3-8.

179. Hobrock B. G. Creating your library's future through effective strategies planning / B. G. Hobrock // J. Libr. Admin. - 1991. - Vol. 14, N 2. - P. 37-57.

180. Hoffmann W. Developing a strategic planning framework for information technologies for libraries / Wh. Hoffmann // Libr. Manag. - 1995. - Vol. 16, N 2. - P. 4-10.

181. Hurych S. Russian libraries in the time of transition / S. Hurych //J. Agr. and Food Inf. — 1995. — Vol.3,Nl.-P.39-46.

182. Johannsen C. G. Strategic issues in quality management / C. G. Johannsen //J. Inf. Sci. — 1996. — Vol. 22, N3.-P. 155-164.

183. Johannsen C. G. Strategic issues in quality management: Survey analysis / C. G. Johannsen //J. Inf. Sci. - 1996. - 22, N 4. - P. 231-245.

184. Jutow S. Building new futures for research libraries / S. Jutow, D. E. Webster. //J. Libr. Admin. — Vol. 14, N2.-P. 5-19.

185. Kinnell M. Quality management and library information services: Competitive advantage for the information revolution / M. Kinnell // IFLA j. - 1995. - Vol. 21, N 4. - P. 265-273.

186. Kirkus-Lamont J. The N-Strategy / J. Kirkus-Lamont// Wilson libr. bull. - 1993. - Vol. 67, N 8. -P. 52-54.

187. Line M. B. Is strategies planning oufmoted? / M. B. Line // Alexandrie. - 1995. - Vol. 7, N 3. - P. 137.

188. Line M. B. Chaos, strategy and planning: Can they be reconciled? / M. B. Line // Towards Worldwide Libr.: Ten Year Forecast.: 19th Int. Essen Symp, 23-26 Sept, 1996. - Essen, 1997. - P. 102-114.

189. Marigold C. The library is for turning: Human resource management and reengineering / C. Mari­gold // Libr. Manag. - 1995. - Vol. 16, N 4. - P. 37-41.

190. MelvinJ. Leadership Styles, Strategies and Tactics: Local Public Library Administration/J. Melvin, Le Baron and Marshall Pels; Ed. E. Altman. — Chicago: American Library Association, 1980. — 71 p.

191. Mitchell M. Planning for diversity: Strategic planning for an urban acad. Libr. / M. Mitchell, R. Fond, W. Witthus //J. Libr. Admin. - 1990. - Vol. 13, N 3/4. - P. 157-165.

192. Rooks D. С. Motivating Today's Library Staff: A Management Guide / D. C. Rooks. — Phoenix: Oryx Press, 1988.-P. 1-2.

193. Rowley J. Management development: New agendas for information professionals / J. Rowley // Libr. Manag. - 1995. - Vol. 16, N 1. - P. 5-10.

194. Sakamoto Masaharu. The strategy of development of special libraries // Senmon toshokan / M. Saka­moto // Bull. Jap. Spec. Libr. Assoc. - 1997. - N 165. - P. 1-4.

195. SecorJ. R. Digitizing as strategy/J. R. Secor//J. Libr. Admin. - 1997. - 24, N 4. - P. 99-109.

196. Schriesheim Ch. A. Leadership Theory: Some Implications for Managers / Ch. A. Schriesheim, M.James, O. C. Behling// R. L Albritton, Th. W. Shaughnessy. Developing Leadership Skills: A Source Book for Librarians. -Englewood, CO: Libraries Unlimited, 1990. — P. 10-11.

197. Shapiro B. J. Refocusing, rebalancing

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...