Предпроектные исследования инновационной ситуации: методика и оформление документов
Предпроектное исследование предшествует разработке инновационного проекта и является базой для обоснования его целей и задач. Изучение инновационной ситуации может осуществляться в библиотеке собственными силами или выполняться по заявкам специалистами инновационных организаций (НМО библиотек-методических центров, ВУЗами, консалтинговыми службами и пр.). Самостоятельно выполнить предпроектное исследование сможет библиотека, располагающая высококвалифицированными специалистами в области постановки задач, разработки программы и применении методов исследования. В том случае, если библиотека не располагает возможностями выполнить исследование самостоятельно, ей необходимо воспользоваться услугами инновационной организации и оформить заявку на проведение исследования. Результатом исследования будет являться отчет о его проведении, содержащий необходимую и достаточную информацию для принятия управленческих решений по проведению изменений I в библиотеках. В его структуру входят разделы: · предыстория исследования; · цели и задачи исследования; · методы исследования (с образцами анкет и других форм полевых документов); · основные результаты исследования; · общие выводы и основные рекомендации. Отчет является базовым документом для составления стратегическим документов, инновационных проектов и фандрейзинговых программ, определяющих цели, задачи, процедуру и расчет необходимых затрат планируемых изменений. В данное приложение включены три материала: · методические рекомендации, характеризующие особенности применения методов исследования, не рассмотренных в основной части работы, но являющихся, в то же время, наиболее распространенными: наблюдение, эксперимент, фокусирование и опрос. При
этом наибольшее внимание будет уделено анкетированию, как основному методу, использованному при проведении исследования, отчет которого приведен в данном приложении; · заявка на проведение исследования в инновационной организации; · образец текста отчета предпроектного исследования (в значительном сокращении).
3.1. Особенности применения основных методов изучения при проведении предпроектных исследований Наблюдение представляет собой самый простой метод изучения. Для его применения необходимо составить подробную четко структурированную инструкцию для наблюдателя (схему наблюдения), по результатам заполнения которой будет в дальнейшем оцениваться состояние инновационной деятельности. Наблюдение может применяться тогда, когда необходимо оценить: · активность сотрудников или категорий «друзей» библиотеки на различных мероприятиях по предложению инновационных идей: «мозговых штурмах», «ярмарках идей», «аукционах инновационных предложений», собраниях «друзей» библиотеки и пр.; · поведение пользователей в условиях внедрения новых форм и методов обслуживания, услуг/продукции, реконструкции читательских зон библиотеки и пр.; · отношение пользователей к организационным преобразованиям и созданию новых отделов, секторов и пр. В схеме наблюдения задается набор всех возможных вариантов поведения (пользователей, сотрудников, «друзей» библиотеки). В процессе наблюдения исследователю предстоит зафиксировать все имеющиеся варианты проведения за определенный период времени, что в последствии позволит определить наиболее типичные из них и сделать выводы о результативности нововведения, продуктивности отдельных сотрудников и пр. В целом же возможности этого метода весьма ограничены, и он не может использоваться в качестве основного, а лишь входить в комплекс взаимодополняющих методов исследования.
Эксперимент предполагает целенаправленное временное изменение отдельных параметров объекта в заданные сроки, с целью оценки его результативности и сравнения с типовой ситуацией. В качестве параметров могут быть приняты: цена на платные услуги, расположение фон- да (документальных коллекций), условия (график) обслуживания, дополнительный сервис, кадровые перестановки и пр. В ходе эксперимента также заполняются определенные формы фиксации его результатов, которые отражают состояние объекта до и во время эксперимента, что дает возможность определить целесообразность нововведений, прогнозировать отношение участников к нововведениям. Фокусирование состоит в целенаправленном отборе так называемой «фокус-группы» (6-9 человек) и всестороннем обсуждении интересующей исследователей проблемы, направляемом «медиатором», желательно психологом. Фокус-группа может состоять из представителей определенной социальной группы, «лидеров мнений»: библиотекарей, читателей, «друзей» библиотек, попечителей и пр. Цель фокусирования — обсудить проблему, например, сопротивления изменениям или проблему внедрения новых форм организации труда, новых услуг/продукции и пр. Подробное применение этого метода рассмотрено И. С. Березиным (8, с. 292-303), а также И. Г. Васильевым в контексте проведения социологических исследований в библиотеках (13, с. 118-144). Наиболее распространенным методом является опрос. Опрос применяется в двух формах: интервьюирования (устный опрос) и анкетирования (письменный опрос). Особенности проведения опроса достаточно широко освещены в специальной литературе (8,13). Поэтому остановимся на основных аспектах анкетирования, имеющих определяющее значение при изучении инноваций. Анкета — это полевой документ исследования. При письменном опросе анкетирование представляет собой весьма тонкий и гибкий инструмент изучения. Результативность проведения анкетирования во многом обусловлена тем, насколько умело, составлена анкета, соответствует ли она программе исследования, проста и понятна для респондента (участника опроса).
Как любой документ, анкета имеет определенную структуру, состоящую из трех основных частей: вводной, основной и заключительной. При составлении вводной части анкеты, так называемой «преамбулы», необходимо «ввести» респондента в проблему, убедить его в том, что его участие в исследовании значимо для библиотеки, дать инструкцию по заполнению анкеты. Текст вводной части должен сразу «расположить» участника опроса к «диалогу», дать почувствовать «серьезность проблемы» и необходимость ее решения совместными усилиями. В основной части анкеты — «вопроснике», содержатся блоки вопросов, выполняющие основные задачи исследования. Это главная часть анкеты, обеспечивающая результативность опроса. Для ее составления библиотечному менеджеру нужно хорошо владеть информацией о пред- мете исследования, иметь представление о состояния проблемы и условиях конкретной инновационной ситуации, знать основные правила и методику составления анкет. Особое значение имеет умелое использование разновидностей вопросов. По своему назначению все вопросы в анкетах подразделяются на содержательные, выполняющие основные задачи исследования, и функциональные, способствующие получению репрезентативных данных. Функциональные вопросы, в свою очередь, подразделяются на: контактные, вопросы-«фильтры» и контрольные. Контактные вопросы устанавливают контакт с респондентом. Они позволяют выявить основные сведения, характеризующие участника опроса (пол, возраст, образование, профиль деятельности, регулярность посещения библиотеки (предложения инновационных идей) и пр.) и обеспечивают позитивный настрой респондента, его готовность к опросу. Ответы на эти вопросы будут использованы при анализе результатов исследования для установления корреляционных связей, совмещения показателей и пр. Вопросы-«фильтры» выполняют функции сортировки опрашиваемых на подгруппы в процессе проведения опроса. Это необходимо для более корректного его проведения и получения наиболее точной информации.
Например, в библиотеке за определенный период значительно обновлен ассортимент (введено более 15 новых видов услуг/продукции). Была поставлена исследовательская задача — оценить отношение пользователей библиотеки к новым видам услуг и продукции. При составлении анкеты в ее текст включены все новые виды услуг/продукции с просьбой к пользователям оценить их качество и удобство использования. При этом, можно предположить, что не всем участникам опроса удалось воспользоваться всеми новыми услугами, и значит не все способны их адекватно оценить. Если новые услуги объединить в простой перечень и предложить читателям оценить их по пятибалльной шкале, то вполне вероятно, что многие респонденты подойдут к заполнению анкеты формально и по многим видам услуг будет получена неверная информация. Очевидно и другое, что у каждой группы услуг есть свои «потребители». Поэтому вопросы по выявлению отношения к новым услугам следует сгруппировать блоками по ассортиментным группам, перед каждым блоком поставить вопрос-фильтр в котором сориентировать респондента в том, что данный блок вопросов адресован пользователям определенной ассортиментной группы, если он не считает себя таковым, ему следует перейти к заполнению вопросов другого блока. Вопросы-фильтры сопровождаются указателями «перехода», которые указывают респонденту, к заполнению какого вопроса ему следует перейти. Контрольный вопрос применяется с целью обеспечения репрезентативности данных, он контролирует «правдивость» ответов респондентов. Например, проводится исследование по выяснению состояния морально-психологического климата в библиотечном коллективе в условиях внедрения инноваций. Важно выявить отношение библиотечных сотрудников к проводимым реорганизационным процессам, получить правдивую картину удовлетворенности работой, выявить факторы, препятствующие и способствующие изменениям, резервы, шансы и угрозы изменений. Учитывая всю серьезность проблемы, не все сотрудники библиотеки готовы откровенно ответить на поставленные вопросы, что, безусловно, приведет к получению искаженной «картины». Во избежании этого, исследователь может задать несколько вопросов направленных на решение одной исследовательской задачи, формулируя идею одного и того же аспекта изучения в различных формах. Анализ ответов на все вопросы позволит обеспечить достоверность информации.
Кроме деления вопросов на содержательные и функциональные, их разделяют также (по конструкции построения) на «открытые» и «закрытые». Открытый вопрос не предусматривает готового ответа (вариантов) в вопроснике, он направлен на то, что бы получить от респондента ответ, сформулированный им самим.
Закрытый вопрос содержит или предусматривает готовые ответы, позволяя респонденту выбрать ответ из предложенного перечня. Закрытые вопросы используются различных типов. Наиболее приемлемыми для нас являются дихотомические и альтернативные вопросы. Дихотомические вопросы предусматривают набор «полярных» категоричных ответов — «да», «нет», «не знаю» или «затрудняюсь ответить». Альтернативные вопросы предлагают респонденту набор готовых ответов (так называемое «меню»). Используются и пограничные формы, так называемые приоткрытые вопросы, которые являются закрытыми и альтернативными и в то же время, предоставляют респонденту возможность самостоятельно ответить на вопрос, «расширить» набор альтернатив и предложить свой вариант ответа. Применяют различные по конструкции вопросы, используя несколько правил составления анкеты. Во-первых, по каждой из задач анкетирования формируется весь вероятностный набор мнений, максимально возможных в данных условиях изучения. Если исследователь определил этот набор на основе различной вторичной информации (публикаций по теме, служебных документов и пр.), то вопрос в анкете следует ставить в «закрытой» форме, если нет (так как это не представляется возможным), то в «открытой». При составлении набора альтернативных ответов следует полагаться не на собственную интуицию, а на тщательное изучение предметной области. Предпочтения при построении анкеты следует отдавать закрытым, альтернативным вопросам в приоткрытой форме.
Например, в исследовании по изучению состояния «инновационного климата» в библиотеках региона поставлена задача «Оценить степень готовности нового сотрудника к инициированию инновационных идей». Одним из условий обеспечивающих эту готовность является прозрачность и доступность информации. В результате анкетирования предстоит оценить соблюдение этого условия в библиотеках. Для этого в анкету будут включены все формы информирования новых сотрудников. Этот вопрос в анкете может быть сформулирован так: Принято ли в вашей библиотеке при приеме нового сотрудника в штат знакомить его · с историей библиотеки и ее современными достижениями · со структурой и особенностями деятельности каждого подразделения · с преимуществами и перспективами работы · с существующими льготами для сотрудников затрудняюсь ответить. Ваш вариант:_________________________________________________
Мы привели пример закрытого (приоткрытого) альтернативного вопроса. Он «приоткрыт» (Ваш вариант), так как исследователь не может быть абсолютно уверен в том, что перечислил все возможные варианты, и участник опроса может дополнить перечень самостоятельно.
Примерами открытых вопросов, включенных в анкету данного исследования, могут быть следующие: 1. Вы, безусловно знаете, что в практике зарубежных библиотек получили распространение лозунги (слоганы) — фразы, в которых кратко выражена миссия библиотеки, существует ли нечто подобное в Вашей библиотеке, если «да», то укажите эту фразу — девиз:_______________ 2, Могли бы Вы назвать самого выдающегося специалиста вашей библиотеки — лидера преобразований:_______________________, в чем вы видите его основную заслугу? Следует обратить внимание на то, что вопросы должны сопровождаться пояснениями, подчеркивать уважение к участнику опроса и признание его компетентности. Он — эксперт, советчик, его мнение значимо для исследователя. Такой подход усиливает позитивность опроса, дает возможность получить адекватную реакцию, надежную информацию. Вторым важнейшим правилом составления вопросника является то, что на альтернативные вопросы, включающие большой перечень возможных вариантов ответа, должен быть поставлен «ограничитель». Его назначение — нацелить респондентов на осмысление своих предпочтений и выбор наиболее значимых для него вариантов из предложенного перечня. Ограничитель может быть использован в нескольких формах. Наиболее простой способ поставить «ограничитель» — это присоединить к вопросу пояснение исследователя о том, сколько вариантов ответа может выбрать респондент (при ответе на данный вопрос следует выбрать не более двух (одного, трех или пяти) вариантов ответа).
Например, вопрос: Чем привлекает Вас работа в Вашей библиотеке? (отметьте не более 3 позиций) · Возможностью заниматься интересным делом · Общением с широким кругом людей · Возможностью творческого и профессионального роста · Признанием и уважением коллег · Перспективами продвижения по службе · Возможностью заработать дополнительно · Социальной защищенностью · Возможностью интеллектуального общения · Психологической защищенностью, сплоченностью коллектива · Затрудняюсь ответить · Ваш вариант:____________________________________ Однако, в данном случае, все три предпочтительных для респондента варианта имеют «одинаковую силу», нельзя выделить главный фактор, воздействующий на сотрудника и побуждающий его не уходить из библиотеки на более «денежную» работу. Что бы выяснить, какой из факторов имеет «наибольшую силу», следует «поставить» к вопросу другую форму «ограничителя» — в форме ранга. При этом, участнику опроса предлагается расставить позиции (варианты ответов) в определенной последовательности (по возрастанию/убыванию). Конструкция вопроса может оставаться такой же, изменится только пояснение к нему: Чем привлекает Вас работа в Вашей библиотеке? (отметьте не более 3 позиций, поставив в скобки ранг Вашего предпочтения 1, 2,3) () Возможностью заниматься интересным делом () Общением с широким кругом людей () Возможностью творческого и профессионального роста () Признанием и уважением коллег () Перспективами продвижения по службе () Возможностью заработать дополнительно () Социальной защищенностью () Возможностью интеллектуального общения () Психологической защищенностью, сплоченностью коллектива () Ваш вариант:________________________ Затрудняюсь ответить
Предпочтения могут быть «измерены» и более тщательно — на основе «шкалы» предпочтений, когда каждому рангу присваивается определенное значение.
Например: При проведении исследования поставлена задача «Выяснить, существует ли необходимость в изменении режима работы библиотеки». Читателями предложено увеличить вечерние часы работы библиотеки до 22 часов. В анкете будет поставлен вопрос: Считаете ли вы целесообразным продлить режим работы нашей библиотеки до 22 часов? 1 —- да, совершенно уверен в такой необходимости 2 — да, уверен что это необходимо, так как сам испытываю в этом потребность; 3 — да, скорее уверен, чем нет — не считаю целесообразным 5 — никогда над этим не задумывался, затрудняюсь ответить Ранговому распределению может быть подчинена вся конструкция вопросника, при этом ранг будет определять логику заполнения анкеты. Приведем фрагмент такой сложной анкеты, использованной при опросе руководителей библиотек. Ее заполнение требует особого внимания и достаточного времени.
Укажите, пожалуйста, ЧТО, по вашему мнению, необходимо изменить в Вашей библиотеке в первую очередь? (Внимание! Из девяти вопросов входящих в этот, Вам необходимо выбрать и заполнить только пять самых важных, при этом, в каждом вопросе просим Вас подчеркнуть только один вариант ответа. Просьба последовательность предпочтений оценить по степени важности, в 1, 2, 3, 4, 5 очередь...) 1. Считаю, что в___очередь необходимо изменить систему комплектования фонда: · изменить структуру комплектования · изменить источники комплектования · Ваш вариант:____________________ 2. Считаю, что в___ очередь необходимо изменить принципы управления библиотекой: · принять за основу маркетинговый подход к организации деятельности · использовать практику стратегического планирования · обеспечить развитие системы public relations · сделать библиотеку хозрасчетной информационной структурой · Ваш вариант:____________________________ 3. Считаю, что в___очередь необходимо реорганизовать структуру библиотеки: · слить определенные отделы (указать какие именно):____________ · разделить определенные отделы (указать какие именно):__________ · ликвидировать определенные структуры библиотеки (указать какие именно):___________ · создать новые структуры (указать какие именно):_________________ · Ваш вариант:______________________________________ 4. Считаю, что в___очередь необходимо реорганизовать технологические процессы на основе применения новых информационных технологий (указать какие именно):___________________________________ 5.Считаю, что в___очередь необходимо повысить инновационный потенциал библиотеки за счет: · переобучения и повышения квалификации персонала по вопросам управления, применению новых информационных технологий, психологии общения (нужное подчеркнуть) · стимулирования профессионального роста сотрудников · аттестации работников · Ваш вариант:____________________________ 6. Считаю, что в___очередь необходимо изыскать пути дополнительного финансирования (разработать стратегию фандрейзинговой деятельности) и привлечь общественность к решению библиотечных проблем. Для этого считаю необходимым: · определить круг спонсоров и меценатов · для работы на вакантных штатных должностях привлекать «друзей библиотеки» (из числа общественности) (волонтеров), вырученные средства использовать для развития библиотеки · создавать клубы друзей или попечительские советы для управления · библиотекой и улучшения ее финансирования · участвовать в конкурсных проектах · Ваш вариант:_________________________
7. Считаю, что в___очередь необходимо расширить ассортимент предлагаемых пользователям услуг/продукции за счет новых: · библиотечно-информационных услуг, указать каких именно: · досуговых услуг, указать каких именно:__________ · консалтинговых услуг, указать каких именно:___________ · других видов информационных услуг, указать каких именно: 8. Считаю, что в___очередь необходимо повысить заработную плату библиотечным работникам за счет: · программ фандрейзинга · расширения внебюджетной деятельности · бюджета · сокращения штата · Ваш вариант:_________ 9. Считаю, что в___очередь необходимо изменить социально-психологический климат в коллективе за счет: · обеспечения доверия к руководителям · умелой кадровой политики · поощрения инициативных и творческих начинаний в коллективе · коллегиального решения всех внутри библиотечных проблем · «прозрачности» деятельности библиотеки для ее коллектива, т. е. полной информированности персонала · Ваш вариант:_________________________ Рассмотренные примеры позволяют сделать вывод о том, что составление вопросника к анкете — трудоемкий и ответственный процесс. Он строится на знании предмета изучения, глубоком уважении к участнику опроса, предполагает тщательную «проработку» каждого вопроса на основе изучения различных вторичных источников (литературы, документации библиотеки и пр.). Кроме названных правил, важнейшими требованиями к составлению вопросника являются следующие: · важно соблюсти логичность и последовательность расположения вопросов; · не допускать смыслового дублирования (не спрашивать об одном и том же дважды, только в случае контроля); · не использовать неизвестных респонденту специальных терминов и не понятных ему сложных слов (не соответствующих его статусу, достигнутому уровню знаний и пр.); · не задавать вопросы, напрямую или косвенно ставящие читателя в дискомфортное положение, унижающее и оскорбляющее его достоинство; · обстоятельно пояснять и объяснять вопросы, требующие разъяснения; · располагать респондента к позитивной оценке опроса и откровенности в ответах. Необходимо завершить разработку анкеты, составив заключение. Здесь можно разместить контактные вопросы, предварительно объяснив участнику, зачем это необходимо. Кроме этого, важно проинформировать респондента и о том, какой резонанс получит опрос, во что он выльется, когда, где и как будут реализованы высказанные им идеи, будут получены результаты, где и у кого можно с ними ознакомится. Следует, обязательно, поблагодарить участника, пожелав ему всяческих благ. Методика обработки результатов анкетирования подробно рассмотрена в литературе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|