Цели и задачи исследования
Цель исследования — оценить готовность библиотечных специалистов региона к получению дополнительного образования в условиях вуза. Достижение обозначенной цели предполагает оценку исходного уровня содержания деятельности библиотек и происходящих в них изменений. Поэтому данная цель была разбита на три взаимосвязанных подцели: изучить отношение библиотекарей к происходящим изменениям, определить с их слов состояние и перспективы развития инновационной деятельности в библиотеках региона и затем, определить возможности вуза в развитии дополнительной образовательной деятельности. В качестве основных задач исследования рассматривалась оценка мнений библиотекарей по следующим вопросам: · готовность библиотечных специалистов к изменениям и объекты реорганизации; · условия обновления и особенности осуществления инновационного процесса в библиотеках; · условия, обеспечивающие результативность инноваций; · стимулы и препятствия на пути инноваций; · потребность в переобучении и повышении квалификации (готовность, тематика обучения).
Методы исследования Основным методом проведения исследования был выбран анкетный опрос (образцы анкет см. ниже). Пилотаж анкет проводился с 1 по 17 декабря, сам опрос — с 25 декабря 2000 г. по 17 января 2001 г. (доля отказов от участия составила 5%). Участниками опроса явились библиотекари Дальневосточного региона. В опросах приняли участие две условно обозначенные группы респондентов: «технологи» (170 чел.), имеющие многолетний опыт работы по выполнению различных процессов библиотечного производства, и «руководители» (130 чел), представляющие различные уровни управленческой деятельности: высший — административно-управленческий персонал (дирекция); средний — функци-
ональных руководителей (заведующих отделов) и низший — линейных руководителей (заведующих секторами, главных библиотекарей). Исследование осуществлялось в 3 этапа. На первом этапе собиралась, изучалась и анализировалась вторичная информация по проблеме исследования, разрабатывалась программа исследования и формы анкет для проведения опросов. На втором этапе проводился сбор и осуществлялась первичная обработка данных. На третьем этапе проводился анализ и интерпретация результатов исследования, составлялись основные выводы и рекомендации. В качестве интервьюеров и аналитиков выступали студенты специализации «Маркетинг и менеджмент информационных ресурсов», специальности «Библиотековедение и библиография» и преподаватели кафедры книговедения и библиотечно-информационной деятельности Хабаровского государственного института искусств и культуры.
Образец анкеты №-1 Уважаемый, коллега! Просим Вас принять участие в исследовании Хабаровского государственного института искусств и культуры по изучению изменений, происходящих в библиотеках региона и отношения к ним библиотечных работников. В российском обществе происходят глобальные изменения, влияющие на все сферы жизни, в том числе и на библиотеки. Нас интересует Ваше мнение о том, какие проблемы изменений стоят в Ваших библиотеках особенно остро? Для участия в нашем исследовании предлагается заполнить анкету: внимательно прочитать входящие в нее вопросы и отметить любым знаком (подчеркнуть), вариант ответа, соответствующий вашему мнению на поставленный вопрос. Если же мы не смогли включить в анкету нужного вам варианта ответа, просим Вас сформулировать его самостоятельно и вписать в нашу анкету. 1 Как Вы относитесь к любым изменениям и переменам в вашей жизни?
· С охотой принимаю любые положительные изменения · К изменениям отношусь настороженно · Ничего не люблю менять · Ваш вариант:____________________________ 2. Признавая тот факт, что все вокруг изменяется, какие перемены Вам больше всего неприятны: происходящие в личной жизни, на работе или в социальной среде (просим Вас отметить не более двух позиций по каждому аспекту): · В личной жизни: внезапное одиночество; перемена места жительства; финансовый крах; психологический кризис; Ваш вариант: ___________________________ · На работе: сокращение штата; замена руководителя; конфликт с коллегами; реорганизация деятельности на основе инноваций; обновление штата (коллектива) библиотеки; снижение зарплаты; лишение льгот и привилегий; снижение показателей деятельности библиотеки; жалобы читателей; недооценка вашего профессионального вклада коллегами и руководством; Ваш вариант:_________________ · В обществе: смена государственного лидера и правящего политического блока, военные конфликты и террористические акты в мире, стихийные бедствия, мировые катастрофы, экологические загрязнения, Ваш вариант:_________________ Сегодня любая библиотека ставит перед собой цели развития и использует для этого инновации как результат изменений. 3. Какие, на Ваш взгляд, объекты библиотечных инноваций наиболее.«видимы» профессиональному сообществу, то есть, всем заметен результат изменений (укажите не более двух позиций): · Изменение услуг/продукции; · Совершенствование библиотечной технологии · Структурные преобразования · Новые приемы в управлении персоналом · Ваш вариант_________________________ 4.Укажите, пожалуйста, что, по Вашему мнению, необходимо изменить в вашей библиотеки в первую очередь?
(Внимание! Из девяти вопросов входящих в этот, Вам необходимо выбрать и заполнить только пять самых важных, при этом, в каждом вопросе просим Вас подчеркнуть только один вариант ответа. Последовательность предпочтений оценить по степени важности, в 1, 2, 3, 4, 5 очередь...) 1. Считаю, что в___очередь необходимо изменить систему комплектования фонда: · изменить структуру комплектования · изменить источники комплектования · Ваш вариант:_______________________ 2. Считаю, что в___очередь необходимо изменить принципы управления библиотекой:
· принять за основу маркетинговый подход к организации деятельности · использовать практику стратегического планирования · обеспечить развитие системы public relations · сделать библиотеку хозрасчетной информационной структурой · Ваш вариант:________________________________ 3. Считаю, что в___очередь необходимо реорганизовать структуру библиотеки: слить определенные отделы (указать какие именно):____ · разделить определенные отделы (указать какие именно):____ · ликвидировать определенные структуры библиотеки (указать · какие именно):______________________ · создать новые структуры (указать какие именно):__ · Ваш вариант- _______________________ 4. Считаю, что в___очередь необходимо реорганизовать технологические процессы на основе применения новых информационных технологий (указать какие именно):_________ 5. Считаю, что в___очередь необходимо повысить интеллектуальный потенциал библиотеки за счет: · переобучения и повышения квалификации персонала по вопросам управления, применению новых информационных технологий, психологии общения (нужное подчеркнуть) · стимулирования профессионального роста сотрудников · аттестации работников · Ваш вариант:__________________________ 6. Считаю, что в___ очередь необходимо изыскать пути дополнительного финансирования (разработать стратегию фандрейзинговой деятельности) и привлечь общественность к решению библиотечных проблем. · Для этого считаю необходимым: · определить круг спонсоров и меценатов · для работы на вакантных штатных должностях привлекать «друзей библиотеки» (из числа общественности) (волонтеров), вырученные средства использовать для развития библиотеки · создавать клубы друзей или попечительские советы для управления библиотекой и улучшения ее финансирования · участвовать в конкурсных проектах · Ваш вариант:_____________________________ 7.Считаю, что в___очередь необходимо расширить ассортимент предлагаемых пользователям услуг/продукции за счет новых: · библиотечно-информационных услуг, указать каких именно:
· досуговых услуг, указать каких именно:__________ · консалтинговых услуг, указать каких именно:___________ · других видов информационных услуг, указать каких именно: 8. Считаю, что в___очередь необходимо повысить заработную плату библиотечным работникам за счет: · программ фандрейзинга · расширения внебюджетной деятельности · бюджета · сокращения штата · Ваш вариант:_________ 9. Считаю, что в___очередь необходимо изменить социально-психологический климат в коллективе за счет: · обеспечения доверия к руководителям умелой кадровой политики · поощрения инициативных и творческих начинаний в коллективе · коллегиального решения всех внутри библиотечных проблем «прозрачности» деятельности библиотеки для ее коллектива, т. е. полной информированности персонала · Ваш вариант:_________________________ 5. Как Вы думаете, сколько времени потребуется для того, что бы изменения дали ожидаемые результаты: · 2 года · 3 года · 4 года · 5 лет · Ваш вариант:_________________________ 6. Считаете ли Вы возможным для разработки и реализации планов развития и инновационных проектов привлекать консультантов из других организаций: · да · нет · не уверен, что это необходимо · если «да», то какие специалисты потребуются: 7. Как Вы думаете, что мешает Вашей библиотеке более результативно изменяться к лучшему (внедрять новые услуги, совершенствовать технологию, применять новые формы и методы управления): · инертность сотрудников · инертность руководителя · отсутствие стимулов и поддержки руководства библиотеки · отсутствие необходимых ресурсов и инновационной способности у коллектива · Ваш вариант:__________________________ 8. Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять для того, чтобы улучшить инновационный климат в коллективе: · создать специализированную службу (службу маркетинга, развития, др.) · материально стимулировать инициативных сотрудников · создать в библиотеке «банк идей», работать над его пополнением привлекая для этому пользователей, партнеров, проводить конкурсы и пр. мероприятия по сбору инновационных идей · регулярно обучать сотрудников новым инновационным методикам, изучать опыт инновационной деятельности библиотек и доводить эту информацию до коллектива (проводить обзоры литературы, характеризующей новые разработки, пригодные для заимствования, выпускать информ-листки и пр.) · Ваш вариант:____________________________________ 9. Ощущаете ли лично Вы потребность в дополнительной подготовке по вопросам осуществления и управления инновационной деятельностью и как вы решаете эту проблему, Что для этого делаете? ________________________
Благодарим Вас за терпение и конструктивную помощь в проведении опроса В заключении просим Вас сообщить некоторые сведения о себе: Ваш возраст: · до 25 лет · до 30 лет · до 35 лет · до 40 лет · свыше 40 лет Ваше образование: · средне специальное · не полное высшее · высшее Стаж практической работы в библиотеке: · до 3 лет · до 5 лет · свыше 5 лет · свыше 10 лет · свыше 15 лет Укажите, пожалуйста, тип библиотеки, в которой Вы работаете: · массовая библиотека · вузовская библиотека · областная (краевая) библиотека · другой тип библиотеки, укажите какой именно:___ · Место жительства_______________________ · Занимаемая должность:_______________________ Благодарим Вас за проделанную работу, данные опроса будут представлять конфиденциальную информацию и использованы в обобщенном виде. С результатами исследования можно ознакомиться на кафедре книговедения и библиотечно-информационной деятельности Хабаровского государственного института искусств и культуры после 1 апреля 2000 г., по адресу г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 112, аудитория 219 или по телефону 36-48-60. Зав. кафедрой КиБИД: Качанова £. Ю., Лаборант: Малькова Ю. А. Спасибо за сотрудничество! Образец анкеты №2
Уважаемые коллеги! Просим Вас принять участие в анкетном опросе Хабаровского государственного института искусств и культуры. Наша цель — изучить скопленный библиотеками инновационный опыт, оценить успехи и неудачи сложившейся практики инновационной деятельности в библиотеках, определить пути ее дальнейшего развития Нас интересует Ваше мнение о том, как меняются Ваши библиотеки, какие проблемы при внедрении новых услуг, технологий, методов управления остро стоят перед Вами, в чем Вы видите перспективы библиотечных инноваций? Для участия в нашем исследовании прочтите внимательно входящие в анкету вопросы и постарайтесь отметить любым знаком (подчеркнуть), вариант ответа, соответствующий вашему мнению на поставленный вопрос. Если же мы не смогли включить в анкету нужного вам варианта ответа, просим Вас сформулировать его самостоятельно и вписать в анкету. 1. Как вы считаете, какими главными особенностями должна, по Вашему мнению, обладать библиотечная деятельность, чтобы считаться инновационной (укажите не более трех позиций, отметив последовательность Ваших предпочтений цифрами: 1; 2; 3, где 1 — наивысшая степень оценки предпочтения): ()обладать новизной ()соответствовать рыночной ситуации ()соответствовать спросу потребителей ()способствовать улучшению качества обслуживания, быть социально эффективной (давать ощутимый социальный эффект) ()приносить прибыль библиотеке ()ваш вариант ответа 2. Как Вы оцениваете ситуацию в Вашей библиотеке, считаете ли Вы Вашу библиотеку «инновационно-ориентированной» и готовой к дальнейшим изменениям: · да · нет · затрудняюсь ответить Если ваш ответ — «нет», то укажите, пожалуйста, причины, позволяющие Вам придерживаться такой точки зрения_______________ Благодарим Вас за участие в опросе и просим вернуть форму анкеты нашему консультанту. Если Ваш ответ «да», то, пожалуйста, продолжайте дальнейшее заполнение анкеты. 3. Какие именно качественные изменения характеризуют работу Вашей библиотеки? (по каждой позиции перечислите наиболее характерные изменения). 3.1. Обновление ресурсной и технологической базы библиотеки (использование новой техники; компьютеризация библиотечных процессов; разработка новых технологических процессов, предоставление новых видов услуг и пр.)__________________ 3.2. Организационные изменения (организация новых отделов; проведение исследований; поиск дополнительных финансовых средств; новые формы рекламы и связей с общественностью...) 3.3. Обновление методов повышения квалификации библиотечных работников (участие сотрудников библиотеки в конкурсных проектах, в работе библиотечных школ, региональных/общероссийских, международных конференций и пр.)________ 3.4. Обновление корпоративных отношений (выборность должностных лиц, развитие форм внутренних коммуникаций, создание новых общественных структур и пр.)________________ 3.5. Ваш вариант ответа____________________ 4. Укажите, пожалуйста, отделы (отдел) Вашей библиотеки, наиболее активно занимающиеся нововведениями:___________ 5. Что, по Вашему мнению, является «толчком» для развития инноваций в вашей библиотеке: · потребности библиотечного производства, инициатива сотрудников библиотеки · успешное развитие других библиотек (известный инновационный опыт) · потребности и предложения пользователей · изменения в сопредельных сферах деятельности и активность «смежников» (книгоиздателей, книготорговых организаций, создателей электронных информационных продуктов) · предложения вышестоящих организаций, спонсоров · Ваш вариант______________________ 6. Чувствуете ли Вы необходимость в постоянном совершенствовании и интеллектуализации своего участка работы_____________или расположены, придерживаться «откатанной временем» технологии ее выполнения?___________________________К какой категории работников Вы могли бы себя отнести: · новаторы · консерваторы · затрудняюсь ответить 7. Кто, на ваш взгляд, должен нести основную ответственность за развитие библиотеки и контролировать исполнение намеченных изменений: · Директор библиотеки · Методисты · Заведующие отделами · Вышестоящая организация · Ваш вариант ответа 8. Укажите, пожалуйста, какие, на Ваш взгляд, факторы способствуют развитию в библиотеках инновационной деятельности? (укажите не более трех позиций, отметив последовательность Ваших предпочтений цифрами: 1; 2; 3, где 1 — наивысшая степень оценки предпочтения): () слежение за результатами и достижениями библиотечной науки и практики, постоянный анализ достижений отечественных и зарубежных коллег () организация научно-исследовательской деятельности по изучению интересов и потребностей пользователей, угроз и шансов развития, противоречий в библиотечной работе () инновационная активность руководителя библиотеки () распоряжения и контроль вышестоящих структур ()материальное стимулирован не инновационной активности библиотекарей со стороны руководства библиотеки () психологическая и профессиональная подготовленность библиотекарей к изменениям, сплоченность персонала, наличие дополнительной подготовки к работе в условиях изменений ()организационная и финансовая поддержка реализации инноваций «со стороны» 9. Проводятся ли в вашей библиотеке занятия для персонала по обучению инновационной деятельности, обсуждению опыта других организаций? · да, приведите любой пример_____________________ · нет, как Вы думаете, почему______________________ 10. Считаете ли Вы, что внедрение новшеств повлияло на психологический климат в вашем коллективе; · да · нет Если «да», то в какую сторону: · в лучшую, способствовало сплочению библиотечного персонала; · в худшую, способствовало разобщению, возникновению конфликтов · Ваш ответ____________________.____• 11. Считаете ли вы полезным для активизации инновационных процессов специально привлекать каких либо «узких» специалистов «со стороны» (из инновационной организации)? (укажите не более трех позиции отметив последовательность Ваших предпочтений цифрами: 1; 2; 3, где 1 наивысшая степень оценки предпочтения) () методист () психолог () библиограф () менеджер, маркетолог () социолог () специалист по организации хранения фондов () Ваш вариант В заключение укажите, пожалуйста некоторые сведения о себе! Ваш возраст: · до 25 лет · до 30 лет · до 35 лет · до 40 лет · свыше 40 лет Ваше образование: · средне специальное · не полное высшее · высшее (укажите какое именно) Стаж практической работы в библиотеке: · до 3 лет · до 5 лет · свыше 5 лет · свыше 10 лет · свыше 15 лет Укажите, пожалуйста, тип библиотеки, в которой Вы работаете: · массовая библиотека · вузовская библиотека · областная (краевая) библиотека · другой тип библиотеки, укажите какой именно:__________ · Место жительства _________ · Занимаемая должность: Благодарим Вас за проделанную работу, данные опроса будут представлять конфиденциальную информацию и использованы в обобщенном виде. С результатами исследования можно ознакомиться на кафедре книговедения и библиотечно-информационной деятельности Хабаровского государственного института искусств и культуры после 1 апреля 2000 г., по адресу г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 112, аудитория 219 или по телефону 36-48-60.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|