Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Библиотечная инноватика как направление образования и постобразования




Библиотечная инноватика

Как направление библиотечного образования

Данное приложение включает учебно-тематический план и программу по курсу «Инновационно-методическая работа библиотек», рекомендованного Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Предваряют разработки по курсу материалы из ГОС, определяющие основные дидактические единицы курса и его объем в часах.

 

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по курсу: Фрагмент ГОС по специальности «Библиотечно-информационная деятельность»

 

СД.Ф.05 ИННОВАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕК

 

Предмет, структура и задачи курса. Особенности инновационного менеджмента в библиотеке. Управление инновационными процессами в библиотеке. Классификация инноваций. Комплексное обеспечение инновационной деятельности в библиотеке.

Планирование и организация инновационных процессов в библиотеке. Анализ эффективности инновационной деятельности библиотеки.

Методическая работа в системе инновационного менеджмента. Современные формы и направления методической работы библиотек.

Курс читается студентам квалификации «Менеджер информационных ресурсов» в 6-8 семестрах. На его изучение стандартом рекомендовано отвести 366 часов, из них 184 аудиторных. Итоговая форма контроля — экзамен.

Пояснительная записка к специальной

Дисциплине «Инновационно-методическая работа библиотеки»

Цель курса — сформировать у студентов, будущих специалистов биб-лиотечно-информационной деятельности — менеджеров библиотечно-информационных ресурсов, основные знания, умения и навыки по осуществлению и управлению изменениями в библиотеках.

Данный курс содержательно взаимосвязан со специальными дисциплинами и спецкурсами: «Информационные технологии», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Экономика библиотечно-информационной деятельности», «Управление библиотечным делом», «Документационное обеспечение управления».

Из 184 часов аудиторных занятий предлагается 62 отвести на лекционные занятия, 54 на семинарские и 68 на практические. Практические занятия могут предусматривать помимо осуществления и обсуждения разработок студентов («дерева целей», проектов, ассортимента библиотеки, программ исследований, форм документирования инновационной деятельности и пр.) работу студентов в библиотеках с целью изучения инновационной ситуации, выявления особенностей отдельных видов инноваций (технологических инноваций), характеристики условий внедрения новшеств.

 

4.1.3. Учебно-тематический план курса

Наименование разделов и тем ЛЗ СЗ ПЗ Всего
         
Раздел 1. Инноватика как теория изменений        
1. Введение в курс. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности        
2. Инноватика: содержания и направления развития        
3. Библиотечная инноватика: основные проблемы изучения        
Раздел 2 Инновационная политика в стратегическом управлении библиотекой        
4. Цели и содержание стратегического управления изменениями        
5. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной политики        
Раздел 3. Реализация инновационного процесса в библиотеке        
7. Виды инноваций        
8.Последовательность осуществления инновационного процесса        
9. Разработка инновационных проектов        
10. Реализация продуктных и сервисных инноваций        

Окончание таблицы

11. Реализация технологических инноваций        
12. Реализация управленческих изменений        
Раздел 4. Управление нововведениями в библиотеке        
13. Создание инновационного климата в библиотеке        
14. Задачи и функции менеджера как лидера преобразований        
Раздел 5. Научная и организационно-методическая поддержка инновационной деятельности библиотек        
15. Научно-методическая работа библиотек и реализация инноваций. Основные направления и функции научно-методической работы        
16. Инновационно-методические службы библиотек и организация их работы        
17. Аналитическая деятельность библиотек. Направления и методика изучения инноваций        
18. Организация работ по распространению и продвижению новшеств        
19. Организация повышения квалификации и переобучения руководителей и персонала библиотек по вопросам управления изменениями        
Итого        

Программа курса

Раздел 1. Инноватика как теория изменений

Тема 1. Введение в курс. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности

Предмет и задачи курса, его место в системе подготовки библиотечного специалиста. Взаимосвязь курса с другими дисциплинами, содержание курса, формы и методы учебной деятельности студента при изучении курса, основная и дополнительная литература.

Новая общественная реальность: основные противоречия. Сущность, понятия «устойчивое развитие общества». Основные задачи общественного развития и пути их решения. Информация как фактор и ресурс устойчивого развития общества. Миссия библиотек в контексте новой концепции общественного развития. Ограничения и противоречия библиотечной деятельности. Инновационная деятельность как способ решения усложняющихся задач и разрешения противоречий, средство повышения конкурентоспособности итоговых продуктов библиотечной деятельности.

Тема 2. Инноватика: содержание и направления развития

Инноватика как теория инновационной деятельности. Эволюция инноватики как самостоятельной области знания. Взгляды И. Шумпетера на роль изменений в развитии производства продукции. Теория «больших циклов» Н.Д. Кондратьева и ее связь с инновационной активностью. Концепция неравномерности инновационной активности и ее значение для прогнозирования социально-экономической деятельности. Влияние цикличности активизации научной и изобретательской деятельности на деятельность информационных структур и библиотек. Центральные проблемы теории инноваций в условиях новой общественной реальности. Терминологическая система современной теории инноваций. Теоретические подходы к рассмотрению сущности основных понятий инноватики. Основные разновидности инноваций. Инновационный процесс и жизненный цикл инноваций. Государственная и организационная инновационная политики: назначение и взаимосвязь. Инновационный менеджмент как направление стратегического управления организацией. Экономические, организационные и социально-психологические средства инновационного менеджмента. Роль менеджера в инновационной активности организации. Преломление теории лидерства в инноватике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...