Библиотечная инноватика как направление образования и постобразования
Библиотечная инноватика Как направление библиотечного образования Данное приложение включает учебно-тематический план и программу по курсу «Инновационно-методическая работа библиотек», рекомендованного Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Предваряют разработки по курсу материалы из ГОС, определяющие основные дидактические единицы курса и его объем в часах.
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по курсу: Фрагмент ГОС по специальности «Библиотечно-информационная деятельность»
СД.Ф.05 ИННОВАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕК
Предмет, структура и задачи курса. Особенности инновационного менеджмента в библиотеке. Управление инновационными процессами в библиотеке. Классификация инноваций. Комплексное обеспечение инновационной деятельности в библиотеке. Планирование и организация инновационных процессов в библиотеке. Анализ эффективности инновационной деятельности библиотеки. Методическая работа в системе инновационного менеджмента. Современные формы и направления методической работы библиотек. Курс читается студентам квалификации «Менеджер информационных ресурсов» в 6-8 семестрах. На его изучение стандартом рекомендовано отвести 366 часов, из них 184 аудиторных. Итоговая форма контроля — экзамен. Пояснительная записка к специальной Дисциплине «Инновационно-методическая работа библиотеки» Цель курса — сформировать у студентов, будущих специалистов биб-лиотечно-информационной деятельности — менеджеров библиотечно-информационных ресурсов, основные знания, умения и навыки по осуществлению и управлению изменениями в библиотеках.
Данный курс содержательно взаимосвязан со специальными дисциплинами и спецкурсами: «Информационные технологии», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Экономика библиотечно-информационной деятельности», «Управление библиотечным делом», «Документационное обеспечение управления». Из 184 часов аудиторных занятий предлагается 62 отвести на лекционные занятия, 54 на семинарские и 68 на практические. Практические занятия могут предусматривать помимо осуществления и обсуждения разработок студентов («дерева целей», проектов, ассортимента библиотеки, программ исследований, форм документирования инновационной деятельности и пр.) работу студентов в библиотеках с целью изучения инновационной ситуации, выявления особенностей отдельных видов инноваций (технологических инноваций), характеристики условий внедрения новшеств.
4.1.3. Учебно-тематический план курса
Окончание таблицы
Программа курса Раздел 1. Инноватика как теория изменений Тема 1. Введение в курс. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности Предмет и задачи курса, его место в системе подготовки библиотечного специалиста. Взаимосвязь курса с другими дисциплинами, содержание курса, формы и методы учебной деятельности студента при изучении курса, основная и дополнительная литература. Новая общественная реальность: основные противоречия. Сущность, понятия «устойчивое развитие общества». Основные задачи общественного развития и пути их решения. Информация как фактор и ресурс устойчивого развития общества. Миссия библиотек в контексте новой концепции общественного развития. Ограничения и противоречия библиотечной деятельности. Инновационная деятельность как способ решения усложняющихся задач и разрешения противоречий, средство повышения конкурентоспособности итоговых продуктов библиотечной деятельности.
Тема 2. Инноватика: содержание и направления развития Инноватика как теория инновационной деятельности. Эволюция инноватики как самостоятельной области знания. Взгляды И. Шумпетера на роль изменений в развитии производства продукции. Теория «больших циклов» Н.Д. Кондратьева и ее связь с инновационной активностью. Концепция неравномерности инновационной активности и ее значение для прогнозирования социально-экономической деятельности. Влияние цикличности активизации научной и изобретательской деятельности на деятельность информационных структур и библиотек. Центральные проблемы теории инноваций в условиях новой общественной реальности. Терминологическая система современной теории инноваций. Теоретические подходы к рассмотрению сущности основных понятий инноватики. Основные разновидности инноваций. Инновационный процесс и жизненный цикл инноваций. Государственная и организационная инновационная политики: назначение и взаимосвязь. Инновационный менеджмент как направление стратегического управления организацией. Экономические, организационные и социально-психологические средства инновационного менеджмента. Роль менеджера в инновационной активности организации. Преломление теории лидерства в инноватике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|