Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические и практические занятия




Теоретические занятия проводились по трем основным темам:

1. Библиотечная инноватика как теория изменений;

2. Новые библиотечные услуги и сервисные инновации: поиск новых возможностей;

3. Управление, изучение и документирование инноваций в библиотеках.

Первое занятие было нацелено на то, чтобы дать участникам семинара возможность осмыслить, что же считать инновацией: идею совершенствования библиотечной деятельности, процесс изменений или результат полученный от внедрения достижения библиотечной науки или смежных областей деятельности.

Затем, предстояло разобраться в том, где, что, для чего и как можно изменить в библиотеках на основе инноваций. Таким образом, были определены основные понятия библиотечной инноватики, объект и предмет ее изучения, уточнены основные объекты изменений: услуги и продукция, технологические процессы, организационная и социальная база, рассмотрена последовательность осуществления инновационной деятельности от зарождения идеи до ее практического осуществления и распространения в социальной среде.

Вторая теоретическая тема была посвящена одному из основных объектов библиотечных изменений —созданию новых библиотечных услуг и продукции. На занятии были даны основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в библиотеках, определен механизм

формирования ассортиментной политики библиотеки и стратегии развития ее продуктовых изменений, установлена последовательность действий по определению групп целевых потребителей и свойств новых (модифицированных) услуг/продукции, механизм создания продуктовых инноваций, рассмотрены основные вопросы, позволяющие осуществлять в библиотеках ассортиментное регулирование.

Третья тема теоретических занятий была связана с вопросами управления нововведениями в библиотеке, научной и организационно-методической поддержке инновационной деятельности библиотек. В ходе занятий были рассмотрены основные этапы процесса управления и решаемые задачи, определены факторы, позволяющие создать в библиотеке инновационный климат и уточнить роль руководителя библиотеки как лидера преобразований. Особое внимание было уделено вопросам изучения и документирования инновационной деятельности. Для этого были рассмотрены основные направления и методы изучения инноваций, формы распространения и продвижения новшеств в профессиональном сообществе.

Следует отметить, что материал, предложенный библиотекарям для изучения, был для них, в большинстве своем, новым и сложным. Поэтому раздаточные материалы, включающие основные понятия и схемы основных процессов, значительно способствовали лучшему восприятию новой информации.

Практические занятия осуществлялись на основе работы в группах. Для этого все участники были формально разделены на четыре условных группы. В каждую из них вошли представители различных областей и типов библиотек, что позволило, в целом, уравновесить возможности всех участников.

Практические занятия проводились по двум темам:

1) моделирование ассортимента новых библиотечных услуг;

2) инновационный менеджмент: определяем точки роста. Практические занятия строились в следующей последовательности:

· получение задания и разъяснений тренеров по существу его выполнения;

· работа в группах по коллективному выполнению задания, определение лидера обсуждения;

· выступление лидера — руководителя группы с презентацией результатов обсуждения;

· общее обсуждение всеми участниками семинара достигнутых группой результатов, вариантов альтернативного выполнения задания.

Первое практическое занятие было посвящено вопросам продуктовых инноваций. Каждой группе было предложено выполнить три учеб-ных задачи в рамках заданного ассортиментного комплекса услуг. В перечень задач вошли:

· сформулировать идею создания новой услуги, в рамках заданной ассортиментной группы; определить основные свойства новой услуги, ее характеристики, выгодно отличающие ее от аналогичных услуг других организаций (данной библиотеки);

· разработать сервисное подкрепление к данной услуге на основе формирования кластера продуктовой инновации;

· определить этапы реализации идеи в продуктовую инновацию, охарактеризовать комплекс необходимых действий, позволяющих осуществить реализацию инновации в конкретной библиотеке.

Второе практическое занятие было посвящено разработке рекламы новой услуги, определению средств ее продвижения к читателю. Предлагалась написать заметку (статью) в местную газету о новой услуге, используя следующий пиан изложения:

· слоган: основная идея услуги;

· зачин: основные разъяснения кто, где и что предлагает;

· социальная проблема, на решение которой направлено предложение данной услуги

· известный вариант решения проблемы в регионе кто, что и для кого предлагал ранее, предлагает сейчас, принесло ли это результаты и почему;

· в чем состоят особенности предложений библиотеки по решению данной проблемы и почему есть уверенность в том, что будет результат;

· когда и где можно будет воспользоваться новой услугой и ЧТО для этого необходимо;

· слоган: эхо-фраза, подтверждающая значимость данной услуги и необходимость ее использования.

Наибольшую трудность для участников семинара представляло первое задание, когда необходимо было определить новую услугу (бесплатную) и предложить к ней комплекс (инновационный кластер) дополнительных (платных) услуг.

Добиться позитивных результатов при работе в группах удалось благодаря организации занятий с использованием элементов «мастер-класса».

 

4.2.5.4. Подведение итогов работы семинара

Подведение итогов работы семинара осуществлялось в двух формах: ежедневно в заключение работы каждого дня и на итоговом собрании участников — закрытии семинара.

Ежедневно участникам семинара предлагалось выступить с оценкой полезности полученной информации, приобретенных знаний, умений и навыков, о возможностях применения их на практике. Выяснялись спорные вопросы, требующие уточнения или более детального рассмотрения.

Участники семинара отмечали, что в результате его осуществления им удалось упорядочить свои представления о природе и сущности основных понятий библиотечной инноватики: «инновация», «новшество», «нововведение», «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «стратегия и тактика изменений». Упорядочение этих представлений позволило многим участникам пересмотреть свое отношение к собственной деятельности, увидеть новые возможности для получения практического результата, оценки эффективности изменений. Всеми участниками подчеркивалась слаженность подготовительной и организационной деятельности специалистов Брянской областной библиотеки, обеспечивших осуществление данного семинара. Особую благодарность участники семинара высказали совместной работе двух тренеров (педагога и опытного практика). Благодаря такому решению организации семинара, один обеспечивал изучение теории и определял методику выполнения задания, определяя что, как и почему нужно сделать, другой — контролировал реализацию практических заданий, оценивал их с позиций конкретных региональных условий решения инновационных задач. В этом отношении неоценимую помощь автору настоящей работы оказала О. Ю. Куликова — заместитель директора по научной работе Брянской областной библиотеки им. Ф. И. Тютчева, превосходно выполнившая функции тренера-практика.

На заключительном собрании участников семинара было подведены общие итоги и сформулированы основные результаты его работы, которые сводились к следующему.

· По итогам презентации установлено, что инновационная деятельность библиотек не носит характер целенаправленной и планомерной деятельности, осуществляющейся на основе определенной инновационной политики и стратегии изменений. Оценивая ситуацию, можно говорить о процессах изменений, которые нацелены на улучшение традиционных приемов и методов работы, повышение социальной значимости библиотечных услуг и продукции.

· Библиотекарями не осознаются проводимые изменения как реализация инноваций. Под инновациями понимается не результат изменений, а процесс их осуществления. Вопросы об оценке результативности изменений и необходимость трансляции продуктивных изменений библиотекарями не ставится по причине отсут-

ствия представлений об особенностях и процедуре осуществления изменений.

· В библиотеках, в основном, осуществляются продуктовые и организационные изменения. Продуктовые изменения связаны с поиском новых форм работы с пользователями, услугами и продукцией по социально значимым проблемам: гражданственности, краеведения, содержания чтения. Организационные изменения представляют собой деятельность библиотек по поиску новых форм по связям с общественностью и по повышению квалификации библиотечных специалистов.

· Инновационная деятельность библиотек не всегда рассматривается в контексте проектной работы. Инициация идеи построена не на основе изучения инновационной ситуации, а на инициативе библиотечных сотрудников.

· Инновационные процессы в библиотеках не исследуются, как на предмет выявления потребности в изменениях, так и на предмет оценки социальной востребованности и полезности проводимых изменений.

· Инновационные процессы практически не документируются, что не позволяет как исследовать их эффективность, так и транслировать продуктивные новшества в профессиональной среде.

Проведение семинара позволило упорядочить представления библиотекарей об особенностях инновационной деятельности, разобраться в терминологии, последовательности осуществления инновационных процессов, в специфике управления нововведениями и их документировании. Удалось также определить проблемы, требующие более тщательного изучения. К ним были отнесены следующие:

· методы оценки результативности библиотечных изменений;

· продуктовые ассортиментные стратегии;

· подготовка библиотеки к организационным изменениям;

· разработка фандрейзинговых программ;

· привлечение общественности к модернизации библиотек, работа с попечительскими советами;

· психологические проблемы внедрения новшеств;

· работа с кадрами и повышение квалификации руководителей и персонала библиотек.

По итогам работы семинара его организаторы определили дальнейшую стратегию повышения квалификации персонала библиотек, нацеленную на совершенствование обслуживания пользователей, повышение комфортности и доступности библиотечных ресурсов.

Приложение 5

Словарь основных терминов

 

Ассортимент — группы услуг/продукции библиотеки, в совокупности отражающие ее рыночные возможности, прогнозируемую конъюнктуру спроса и наличие продуктовых инноваций. Формируется на принципах адресности, обновляемости набора услуг/ продукции и вариативности версий, востребованности (ликвидности) и конкурентоспособности, предполагает соответствующий уровень профессионализма исполнителей, оперативность и качество предоставляемых библиотекой услуг. Характеризуется определенными показателями: глубина, широта, насыщенность ассортимента.

Ассортиментные группы услуг — перечень однородных групп и входящих в них услуг.

Базисная (или радикальная) инновация — инновация, предусматривающая использование принципиально новых подходов, технологий, замену старых объектов новыми, как правило, вызывает необходимость во внедрении комплекса взаимосвязанных новшеств, так называемых, инновационных кластеров.

Библиотечная технология — совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей библиотечного развития. Определяет последовательность действий (процессов и операций), необходимых для эффективного функционирования библиотеки и выполнения ее основных функций.

Библиотечный маркетинг — концепция управления, ориентирующая библиотеку на наиболее полное удовлетворение познавательных, информационных и прочих потребностей ее пользователей при максимальной реализации ее собственных ресурсов и возможностей.

Внешняя среда библиотеки — быстро меняющиеся факторы внешнего воздействия, непосредственно (среда прямого воздействия) или опосредованно (среда косвенного воздействия) влияющие на деятельность библиотеки.

Внутренняя среда библиотеки —переменные, характеризующие цели, структуру, задачи, технологию и персонал библиотеки.

Гармоничность ассортимента — достижение наибольшей близости, взаимодополняемости, сочетаемости услуг/продукции библиотеки внутри и между ассортиментными группами с точки зрения их содержания, использования, требований производства, каналов распространения и иных показателей.

Глубина ассортимента — степень вариативности, наличие модификаций отдельных услуг/продукции в рамках соответствующей ассортиментной группы.

Грант — безвозмездные субсидии, средства (деньги или оборудование), безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) организации или частному лицу на выполнение какой-либо конкретной работы (проекта), которая оговаривается соискателем гранта и грантодателем. Средства, полученные на реализацию проекта, могут быть израсходованы лишь на цели, утвержденные согласно смете расходов.

Грантодатель — организация или частное лицо, объявляющее конкурс на предоставление благотворительной финансовой (материальной) поддержки, определяет и устанавливает правила, выдвигает свои требования и ограничения

Делегирование — передача задач, функций и полномочий на низшие иерархические уровни управления.

Деловые качества сотрудника — совокупность качеств сотрудника организации, отражающих как его потенциальные возможности к выполнению определенного вида работы, так и степень реализации этих качеств в процессе труда (29).

Диверсификация — стратегия развития организации, направленная на расширение числа сфер деятельности на новых рынках по производству продуктов/услуг, не связанных с основным профилем ее деятельности (91).

Дифференциальные преимущества — отличительные свойства, выгодно отличающие продукты/услуги данного производителя (одной библиотеки) от аналогичных на рынке (от услуг других библиотек).

Диффузия инновации — распространение («трансляция») однажды освоенной инновации в профессиональной среде (в новых условиях: рынках, регионах, в учреждениях другого профиля и пр.)

Жизненный цикл инновации — этапы реализации инновационной идеи в готовый объект, от ее инициации до слияния с существую-щим производством и возникновения новых инновационных потребностей.

Заявка инновационная — документ, подтверждающий готовность организации к осуществлению изменений с использованием услуг сторонних структур (инновационных организаций).

Заявка о выделении гранта — (заявочные материалы) пакет документов, содержащих письменное обращение к грантодателю, аргументирующее необходимость финансовой (материальной) поддержки проекта (оформляется в соответствии с требования грантодателя).

Избыточный (чрезмерный) спрос — состояние спроса, при котором потребители новых видов продуктов проявляют к ним чрезмерный интерес, не соответствующим ресурсным возможностям производителя.

Индикатор изменений — признак, присутствующий в тексте документа в явном виде и свидетельствующий о принадлежности документа к сфере инновационной деятельности

Инициация инновации — деятельность, состоящая в поиске идеи, выборе цели инновации, постановке задач и технико-экономическом обосновании изменений.

Инноватика — междисциплинарная методология, интегрирующая разнородные научные знания в целях повышения практической эффективности инноваций (18, с. 4).

Инновационная деятельность — комплекс научных, технологических, организационных и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к реализации инноваций, внедрению инновационной идеи в производство и получение ожидаемого эффекта.

Инновационная политика библиотеки — система идей, задач и направлений, форм и методов инновационного развития библиотеки, выражает основные цели и альтернативные возможности библиотечного развития в условиях конкретной рыночной ситуации.

Инновационная ситуация — противоречия, характеризующие деятельность определенной организации (библиотеки) и свидетельствующие о необходимости изменений; сочетание определенных условий и обстоятельств, наличие определенных противоречий между объективными потребностями библиотеки в ее развитии и имеющимися для этого возможностями.

Инновационный кластер — см. кластер инновационный.

Инновационный «климат» — особые условия, позволяющих раскрыть творческий потенциал персонала и устранить препятствия психологического и организационного характера, лежащие на пути реализации инноваций.

Инновационный менеджмент — особая организационно-управленческая деятельность, обеспечивающая библиотечное развитие путем использования инноваций. Составляющая стратегического управления библиотечной деятельностью.

Инновационный потенциал — способность и готовность организации к осуществлению инновационной деятельности. Способность выражается в наличии и сбалансированности структуры потенциала (ресурсов, необходимых для инновационной деятельности), а готовность определяется как достаточность уровня развития потенциала для ее осуществления. В состав инновационного потенциала как основного ресурса инновационной деятельности включаются: кадры организаторов и исполнителей инновационной деятельности, ученых и специалистов; научные школы; материально-техническая база и финансирование (государственное, местное, муниципальное и пр.); интеллектуальная собственность отрасли (готовые разработки новшеств (патенты, зафиксированные в документальных источниках формы организации и управления инновационной деятельностью, идеи по созданию новых продуктов и услуг и пр.)) (18; 87).

Инновационное предложение — см. предложение инновационное

Инновационный прогноз — предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т. п.). При их составлении строятся сценарии освоения и распространения инноваций и последствий практического использования новых продуктов/услуг и технологий.

Инновация — конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде новых объектов (продуктах, технологиях, услугах), отличающихся от предыдущих новыми свойствами.

Исследования инноваций — систематическое определение круга данных, необходимых при решении задач управления изменениями; их сбор, анализ и учет полученных сведений в управленческих решениях.

Качество обслуживания — совокупность свойств (параметров) услуг/продукции, процессов и условий их предоставления, обес-печивающих удовлетворение соответствующих потребностей пользователей(42).

Квалификация сотрудника — наличие у специалиста определенных знаний и умений в их динамическом развитии в сравнении с требованиями и особенностями современного производства.

Кластер инновационный — совокупность инноваций, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном пространстве, как целостная система новых продуктов, технологий и организационных преобразований.

Колеблющийся (неравномерный) спрос — состояние спроса при котором потребители проявляют интерес к новому продукту эпизодически, это колебания спроса на определенных участках времени от чрезмерного до отсутствующего.

Команда — группа людей, взаимодействующая друг с другом ради достижения общих целей, считающих себя единомышленниками и высоко ценящими свою принадлежность к группе. Считаются членами одной группы с точки зрения посторонних.

Компенсационный пакет — средство стимулирования инновационной активности персонала. Включает две группы мотиваторов инновационного поведения, основанных на факторах: «условий труда» и «условий роста». К первым относят: режим работы, социальные гарантии и т. д., ко вторым: возможность интеллектуального и профессионального развития, повышения профессионального мастерства и пр.

Конкурентоспособность — оптимальное сочетание качественных и стоимостно-ценовых параметров итоговых продуктов деятельности библиотеки, позволяющее выдержать конкуренцию при наличии на профильном (прежде всего информационном) рынке аналогичных или близких по характеристикам услуг и продукции других производителей.

Кооптация — предоставление лицу, которое может оказать или оказывает сопротивление переменам, нововведениям, ведущей роли в принятии решений и их реализации.

Корпоративность —дух единства, общности; совместная деятельность в согласии.

Кружки качества — группы работников, которые на добровольных началах собираются для того, чтобы обсудить проблемы повышения качества продукции и выработать идеи по совершенствованию производства.

Логотип — элемент фирменного стиля представляющий собой оригинальное начертание названия организации и/или ее товара.

Маркетинг — определенный вид управленческой деятельности, нацеленной на производство и сбыт итоговых продуктов деятельности с учетом всестороннего изучения рыночной ситуации, реальных и потенциальных потребностей пользователей продукта и максимально эффективного использования имеющихся в конкретной рыночной ситуации шансов (возможностей) и внутренних ресурсов организации.

Миссия библиотеки — социальная концепция ее деятельности в настоящем и будущем; важнейший компонент организационной культуры.

Мотивация — функция управления, направленная на стимулирование деятельности людей в плане достижения целей организации при восприятии этих целей как личностно-значимых.

Насыщенность ассортимента — общее число отдельных услуг/продукции, содержащихся в предлагаемой потребителям номенклатуре.

Негативный спрос — состояние спроса, при котором большинство потребителей отвергают новый продукт (продуктовую инновацию).

Нежелательный (иррациональный) спрос — состояние спроса, при котором потребители проявляют интерес к продуктам «опасным» для их физического или психического здоровья.

Нововведение — промежуточный результат внедрения новшества, когда оно еще не стало инновацией и находится на стадии производственного освоения.

Новшество — результат освоения новой идеи, закрепленный в документе и воплощенный в опытном образце техники, продукции или материала, описании технологии или услуги.

Общественное участие — право граждан на получение от правительства, местных властей, отдельных организаций необходимой информации по готовящимся проектам; право высказывать мнение и опротестовывать решения.

Организационная культура — это совокупность господствующих в учреждении ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей (14; 20; 105; 112).

Организационное поведение — согласованный образ действий руководства и персонала внутри и за пределами организации, обусловленный ценностями и нормами организационной культуры.

Организационное развитие — направление менеджмента, ориентированное на решение социо-гуманитарных вопросов управления, формирование организационной культуры, мотивацию и профессиональный рост персонала, повышение восприимчивости организации к нововведениям, успешное преодоление кризисов.

Отсутствующий спрос — состояние спроса при котором большинство потребителей игнорируют (не проявляют интереса) к новому продукту.

Паблик рилейшнз (public relations, PR) — деятельность по организации общественных коммуникаций, применительно к библиотекам, призвана обеспечить общественное взаимодействие, создать управляемый образ библиотеки, формировать ее деловую репутацию. Принято разделять общественные коммуникации на политические (внешние) и корпоративные (внутренние).

Партнерское (соучаствующее, партисипативное) управление — управление, предполагающее регулярные совещания руководителя с подчиненными; открытость в их отношениях; вовлеченность персонала в принятие решений; делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий; создание групп, наделенных правом самостоятельного принятия решений, направленных на внедрение новшеств.

Персонал-технологии — способы повышения жизнестойкости и конкурентоспособности организации путем комплексной работы с персоналом с использованием для этого административных, экономических, психологических и культурологических подходов.

Планирование карьеры — совместное составление сотрудником и менеджером карьерного сценария, отражающего программу профессионального роста специалиста в его интересах и интересах организации. Один из инструментов персонал-технологии.

Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Пресс-релиз — средство PR, небольшой по объему предназначенный Для прессы документ, содержащий актуальную информацию, к которой организация стремится привлечь внимание общественности.

Позиционирование услуг/продукции библиотеки — определение итоговым продуктам библиотечно-библиографической и информационной деятельности желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей, важнейший инструмент управления библиотечным развитием, позволяющий концентрировать ограниченные ресурсы на социально-значимых направлениях деятельности. Это поиск своего места на рынке, определение того, ЧТО и КАК производить, быть востребованными целевыми аудиториями.

Полный спрос — состояние спроса, при котором потребители проявляют активный интерес к продукту.

Предложение инновационное — готовая интеллектуальная продукция, удовлетворяющая спрос на новшества.

Программа инновационная — комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

Продвижение инновации — комплекс мер, направленных на популяризацию и использование новых объектов (результатов инновационной деятельности) в профессиональном сообществе и среди целевых категорий пользователей библиотек. Осуществляется посредством средств и методов библиотечной рекламы, publicity, public relations.

Продуктовые и сервисные инновации библиотек — результат инновационных изменений библиотечного обслуживания (продуктов (услуг/продукции)).

Проект инновационный — комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени. Проект (программа) поддержки инновационной деятельности — проект (программа) развития инновационной инфраструктуры. Проектная группа — группа творческих сотрудников, созданная для комплексного осуществления инновационного процесса от идей до разработки новшества или внедрения новшества в производства (осуществления нововведения).

Потенциальный спрос на новый продукт см. формирующийся спрос. Потенциальный (отложенный) спрос на новшества (инновации) — потребность в разработке, внедрении, освоении (заказе) новшеств не подкрепленная инвестициями, то есть заказчик инноваций не имеет в определенный момент финансовых средств для разработки и движения новшества в производство.

Развитие библиотек — запланированная, целенаправленная деятельность библиотеки по качественному изменению услуг/продукции, формированию новых условий и расширению возможностей доступа пользователей к информации (27).

Риск — затрата усилий, средств при определенном соотношении выигрыша и потерь, шансов и угроз.

Слоган — сжатая, ясная и легко воспринимаемая формулировка рекламной идеи.

Стиль руководства — обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей.

Снижающийся спрос — состояние спроса, при котором большинство потребителей утратили интерес к продукту.

Спрос на новшества (инновации) — платежеспособная потребность во внедрении новшеств, обеспеченная инвестициями (платежеспособными ресурсами) в инновационный процесс в каждый конкретный момент времени.

Стимулирование инновационной активности персонала — применение форм материального / нематериального поощрения (денежного вознаграждения и набора различных льгот (компенсационного пакета)) инновационно активных сотрудников. Применяется в качестве «регулятора» инновационного поведения сотрудников, их привлечения и сохранения в организации, регулирования затрат.

Стратегия инновационная — определение приоритетных направлений инновационной деятельности библиотеки

Субъекты (участники) инновационной деятельности библиотек — юридические и физические лица, которые ведут, организовывают, регулируют, поддерживают и стимулируют инновационную деятельность библиотек. К ним относятся: библиотеки, методические центры, вузы и учреждения повышения квалификации, структуры управления, учреждения бизнеса и сферы образования, книготоргового и издательского дела и другие организации, выполняющие функции заказчиков, исполнителей или инвесторов инноваций. Между ними существует сложная система взаимоотношений, осуществляемая посредством договоров, соглашений, совместной разработки и реализации инновационных проектов, целевых программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

Технологические инновации — результат разработки и внедрения оптимального набора технологических процессов, совершенство-вания отдельных работ и включающих их операций. Предполагают модификацию или радикальное обновление/замену старой технологии новой.

Традиции — элементы социокультурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени.

Фандрейзинг — привлечение и аккумулирование организацией (библиотекой) финансовых средств из различных источников.

Фирменный стиль — словесное, графическое, цветовое, поведенческое проектирование внешнего облика организации (библиотеки), соответствующего ее миссии и ценностям, обеспечивающее единство всех ее продуктов/услуг, демонстрирующее отличие от конкурентов.

Формирующийся (потенциальный) спрос — состояние спроса, при котором большинство потребителей испытывают потребность в продукте, отсутствующем в форме готового предложения.

Целевая программа — плановый комплекс научно-технологических, производственных и организационных мероприятий, объединенных одной генеральной целью, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и осуществляемых под единым менеджментом.

Хостинг — размещение электронных представительств компаний в Интернете.

Целевая аудитория — конкретное устойчивое множество индивидов, объединенных на какое-то время единой целью, общими ценностями и интересами, стилем жизни, симпатиями. Сознательно избираемая аудитория, к которой обращены услуги/продукция, информационные обращения и деловые предложения организации (библиотеки).

Широта ассортимента — количество используемых библиотекой ассортиментных групп.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...