Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей




Психологическая наука рассматривает взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, общение, совместные переживания, симпатии и антипатии.

Взаимодействие человека с человеком в обществе - это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в социальной психологии понимается кроме того не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющих группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.

Взаимодействие людей является ведущим фактором регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Межэтническое взаимодействие - это прежде всего разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой их взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств.

Взаимодействуя, представители различных этнических общностей изменяют свои собственные черты и качества, делая их несколько иными, непохожими на прежние, с другой стороны, - превращают некоторые уникальные особенности каждой из них в нечто общее, в совместное достояние. Выявить принадлежность данных особенностей только представителям одного этноса со временем становится проблематичным.


Выделяют три основных вида этнического взаимодействия:

- воздействие, т.е. преимущественно одностороннее, однонаправленное влияние
одной общности на другую (другие), когда один этнос является активным,
доминирующим, другой же - инертен, пассивен по отношению к данному воздействию
(конкретными проявлениями могут быть принуждение, манипулирование и т.п.);

Воздействие может варьироваться от жестко-тиранического до мягкого, учитывающего особенности объектов воздействия.

- содействие, когда два или несколько этносов на равноправных началах
оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают единства в делах и намерениях;
высшей формой содействия выступает сотрудничество;

- противодействие, т.е. препятствие действиям, противоречие в позициях,
блокирование усилий другого этноса или создание ему помех, а также активное
противостояние, вплоть до военных действий.

Оно может быть представлено гаммой проявлений от непримиримых противоречий до незначительных разногласий.

Для того, чтобы противоречить, препятствовать, вступать в столкновение с кем-то, нужно обязательно иметь и определенные качества, проявлять энергичность и боевитость.

Вероятность противодействия возрастает в тех случаях, когда этнос или его представители встречаются с чем-то новым, необычным, нетрадиционным, в частности, с непривычным складом мышления, иными нравами и порядками, альтернативными взглядами.

При названных обстоятельствах реакция противодействия является вполне объективной и нормальной.

Особенность каждого из видов этнического взаимодействия отражается и в превалирующей специфике их результативности.

Так, итогом длительного воздействия может стать ассимиляция (естественная или насильственная), которая проявляется, с одной стороны, в активном подавлении одного этноса другим, а с другой стороны, - в потере «пассивным» этносом некоторых своих характеристик, в частности, традиций, обычаев, верований, языка.

Определенным результатом этнического взаимодействия можно назвать и дискриминацию, т.е. ограничение или лишение прав какой-либо категории граждан по признаку национальной или (и) языковой принадлежности. Т.е. это необоснованное лишение прав, которыми пользуются все другие граждане.

Одной из крайних форм межэтнического взаимодействия может стать геноцид.

Геноцид (от греч. Genos -род, племя и лат. caedere - убивать) - одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп.

В отличие от других видов насилия, геноцид осуществляется одним этносом над другим (другими), а, значит, характеризуется не только общим количеством жертв, но и большим числом преступников.


Другой крайней формой проявления расовой и этнической дискриминации является сегрегация (от лат. segregation - отделение), представляющая собой ограничение в правах по мотивам расовой или этнической принадлежности.

Сегрегация порождает, у людей неуважение и презрение к другим народам, национальное высокомерие, чувство национальной отчужденности.

Диктуют специфику проявления национально-психологических особенностей, национальных установок и стереотипов национальные нормы, традиции и обычаи.

Национальное самосознание проявляется в восприятиях, мышлении, особенностях действий и поведения представителей этнической общности, «вплетается» во все сферы их жизнедеятельности. Точно таким же свойством обладают и этнические нормы, являющиеся в то же время и составляющими этнического самосознания и средствами его реализации.

Этническая норма - это требования к личности и специфическими малым группам (семья, род, община) со стороны этноса в целом. Это и образец этнических суждений и (или) предписание поведения, действий, поступков, целесообразных и обязательных с точки зрения этноса.

К конкретным проявлениям этнических норм можно отнести традиции, обычаи, верования, этнические правила и принципы, этнические стереотипы...

Как считает А.Д Карнышев, - любой психологический стереотип основывается на привычности, повторяемости и схематичности явлений, суждений, действий, а эти характеристики - непременные атрибуты этнической нормы.

Особую роль в закреплении и проявлении национальной психологии играют традиции, сложившиеся и закрепившиеся в ходе исторического развития этноса формы деятельности и поведения, «доказавшие» свою положительную значимость, а также соответствующие им правила, ценности, представления.

Традиции и нормы накапливаются в практике жизни и деятельности этноса, отражая положительный опыт всех предшествующих поколений.

К традициям относятся прежде всего действия и мнения, ставшие для данного народа привычными, устоявшимися, и в этом смысле они близки к понятию стереотипа.

Важнейшие факторы формирования традиции (как и в целом социальных установок) - это потребности, запросы людей и ситуация их реализации.

Обобщено говоря, традиция - это всегда зафиксированный, передаваемый из поколения в поколение положительный опыт жизнедеятельности этноса, консолидирующий психологию его представителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...