Своеобразие проявления национальных установок
Основатель теории установки Д.Н. Узнадзе понимал под установкой определенное, возникающее под совокупным воздействием потребностей индивида и влиянием условий его существования психическое состояние, которое «можно охарактеризовать как готовность к совершению определенной деятельности. Он считал, что от характера возникающих на основе потребностей установок (а они могут определяться и национальной средой) зависит и способ восприятия, реакций, поведения человека. Возникнув, потребность требует удовлетворения, что может осуществляться лишь посредством реализации определенного вида поведения. Внешняя среда становится для человека ситуацией удовлетворения потребности. Основным исходным положением формирования установки, по Узнадзе, является существование потребности (субъективный фактор) и ситуации (объективный фактор) - существует субъект, потребности и среда, которая может удовлетворить ее. Ситуация влияет на человека, она необходимое условие поведения. До осуществления поведения в субъекте потребности отражена объективная ситуация. Т.о., осуществление поведения предопределено этими двумя факторами. У личности возникает установка на основе их совпадения. В свою очередь, установка предшествует поведению и определяет его. Поведение является целесообразным, поскольку его существование детерминировано установкой. Установка является неосознаваемым образованием, состоянием, которое предшествует той или иной деятельности и определяет ее осуществление. Установки, в отличие от отношений личности, возникнув, первоначально не осознаются и носят автоматический характер. В процессе деятельности установка объективируется, направляется на определенные предметы и становится осознанной.
Чем чаще установка возникает, тем устойчивее она становится. Такая установка приобретает определенное личностное значение и становится фиксированной. В теории установки Узнадзе подразумевается наличие двух видов установок - установки, направляющей поведение личности в каждый данный момент, и установки, сформированной и зафиксированной посредством опыта. Социальная установка (или аттитюд) является специфическим видом фиксированной установки и имеет следующие характерные признаки: - она является одной из главных характеристик личности; - имеет оценочную и валентную природу; - направлена на личностно и социально значимые объекты (ценности); - сформирована в процессе социализации и является осознанной; - за ней стоит стереотип социального поведения, аккумулирующий в себе некий В.А. Ядов, изучавший социальные установки, рассматривает их как диспозиции (осознанная готовность личности к оценкам ситуации и поведения, обусловленных предшествующим опытом), имеющие системное образование, в которое включены все жизненные устремления личности, обеспечивающие целенаправленное формирование состояния готовности человека к деятельности. Диспозиции, по его мнению, зависят от предшествующего опыта и обобщенных психологических особенностей субъекта, обеспечивая регуляцию, саморегуляцию и прогнозирование социального поведения личности. Социальная установка есть сложившаяся у индивида на основе имеющегося опыта предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом определенной социальной позиции, что выражается в системе ценностных ориентация субъекта. Социальные установки формируются в ходе взаимодействия и общения, где они выступают в качестве значимых объектов, являясь в то же время социальными раздражителями и выполняя три функции: условную, подкрепляющую, дискриминативную.
- Под условной функцией подразумевается, что оОъект социальной установки - Функция подкрепления означает, что объект стремится к поощрению, или к - Под дискриминативной функцией понимается стремление объекта социальной Американские психология Л. Терстоун, Д. Райт, И. Шоу и Ф. Хайдер доказали, «Социальную установку можно рассматривать как устойчивую систему положительных и отрицательных аффективных реакций, оценок, эмоций, а также благожелательных или враждебных поведенческих тенденций, которая отражает убеждения людей и приобретается на основе социального опыта». Социальная установка имеет определенную структуру, включающую когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. - Когнитивный компонент социальной установки представляет собой - Аффективный компонент представляет собой эмоциональные отношения ее - Поведенческий компонент социальной установки представляет собой Означает установление благожелательных или враждебных поведенческих тенденций относительно того же объекта. Самым устойчивым и своеобразным видом социальной установки является установка национальная. Она: - чрезвычайно консервативна по своему содержанию;
- содержит ярко выраженные и совершенно определенные образы; - передается из поколения в поколение; - всегда опосредует действия и поведение человека как представителя конкретной этнической общности. Л.М. Дробижева впервые дала определение национальной установки как готовности представителя определенной нации к своеобразному действию, поведению в межнациональных контактах. Основу фиксации национальной установки следует искать в образовании национальных стереотипов, которые формируются как единица социально-перцептивной деятельности представителей конкретной этнической общности. Национальные установки, являясь составной частью национальной психики человека, формируют определенный ее настрой, придавая особую специфику мотивации и целеполаганию людей, способам и приемам их деятельности. Социальные нормы поведения, взаимодействия и общения, принятые в том или ином государстве, актуализируют национальные установки, которые, в свою очередь, вызывают к жизни соответствующие этим нормам стереотипы поведения и действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|