Психологические особенности этнической стереотипизации
Традиционно под национальным (этническим) стереотипом понимается схематизированный образ своей или чужой этнической общности, который отражает упрощенное ( иногда одностороннее или искаженное ) знание о психологических особенностях и поведении представителей конкретного народа и на основе которого складывается устойчивое и эмоционально окрашенное мнение одной нации о другой или о самой себе. Опираясь на свои национальные стереотипы, люди могут делать предвзятые выводы и неверно вести себя по отношению к представителям той или иной этнической общности. Национальные стереотипы являются особым видом социальных стереотипов. Возникают стереотипы в силу действия по меньшей мере двух тенденций человеческой психики: - конкретизация - стремление к пояснению абстрактных, трудно усваиваемых - упрощение, суть которого сводится к выделению одного или нескольких Стереотип во многих случаях - примитивное суждение. Приняв его, мы навешиваем популярный «ярлык» на многовариантный в действительности образ. Пример тому формулировка Г. Лебона «низшая раса». «Когда она используется применительно к какому-то народу,- отмечает А.Д. Карнышев, - в сознании всплывают суждения о «дикости нравов», отсутствии идеалов и культуры, стремлений к красоте..., хотя в большинстве случаев это не так». Социальные стереотипы зачастую охватывают не существенные, а наиболее броские, яркие черты явления или события. Оценка их, соответствующая стереотипу, в большинстве случаев принимается без доказательств и считается наиболее правильной, а всякая другая подвергается сомнению.
Социальные стереотипы: - оказывают непосредственное влияние на поведение и деятельность людей и по - возникают чаще всего стихийно; - служат защите сложившихся традиций и представлений; - несут в себе оценочный элемент в виде эмоционального отношения к объекту, - экономят мышление и суммируют исторический опыт; - не отражают действительность; - предельно устойчивы, но в то же время изменяемы; - не могут быть абсолютно истинными, иногда могут быть абсолютно ложными; - становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная Американский психолог Г. Тэжфел выделил следующие социальные функции стереотипа: - социальной причинности, ориентирующую на необходимость осмысления - дифференциации, оправдывающую формирование позитивно-ценностной На деле фактически получается так, что главные функции национальных стереотипов сводятся к тому, что они служат оправданием враждебности личности на межэтническом уровне и выполняют функцию позитивной ценностной дифференциации собственной группы [ напр., взаимоотношения белых американцев и чернокожих, где белые из-за социальной значимости расовых различий в США просто не считают черных людьми, обладающими индивидуальностью ]. Значительную роль в национальном стереотипе восприятия играет явление этноцентризма, согласно которому собственная группа является центром всего, а все другие общности в целом шкалируются и оцениваются в сопоставлении с ней. Этноцентризму свойственно пассивное самолюбование и самомнение, причем даже негативная оценка других по собственным меркам может совершенно не проявляться во внешних реакциях, скрываться под маской добропорядочности и доброжелательности.
Понятие «этноцентризм» ввел в научный обиход в нач. XX века американский ученый У. Самнер. Позиции зарубежных психологов в объяснении влияния этноцентризма на процесс формирования этнических стереотипов и предрассудков основываются на двух подходах. - По мнению сторонников одного из них, почва, на которой развивается - Более многочисленная группа ученых, придерживающихся второго подхода, В этом случае конфликт между группами интерпретируется как проективный симптом внутренних психологических состояний индивида (напр., врожденной агрессивности). Качественное изменение этноцентризма происходит в тех случаях, когда он наполняется политическим и идеологическим содержанием, т.е., из сугубо внутреннего отношения превращается во внешнюю готовность к действиям. Наиболее часто встречающимся примером политизированных движений, с которыми увязывают стратегию поведения одного этноса по отношению к другим, является понятие национализм, заимствованный из франц.языка, но претерпевший в нашей стране определенной смысловой трансформации, приняв негативную окраску. Для большинства русскоязычных народов национализм - это система воззрений, чувств и практических действий, сущностью которых является утверждение своей национальной исключительности, национальной обособленности и самодостаточности, сочетающееся с умалением или даже игнорированием достоинств других народов. Психологической основой формирования негативных национальных стереотипов служат предубеждения, определяющей характеристикой которых является отрицательный эмоциональный фон.
Преломление предубеждений сквозь призму этноцентризма приводит к усилению отрицательных аффективных моментов в структуре национальных стереотипов и превращает их в национальные предрассудки. Национальные предрассудки представляют собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической общностью по отношению к другим группам и отличающиеся большой живучестью и консервативностью. Их основное назначение заключается в формировании определенной предубежденности членов этнической общности в отношение соответствующих объектов. Функционирование национальных предрассудков способствует сохранению социальной дистанции между этническими общностями. Формируются они под влиянием социально-экономических условий существования этноса, его культуры, образа жизни, поведения. Сформирование системы национальных стереотипов является той основой, на которой строится соответствующее поведение по отношению к представителям других этнических групп. Национальные стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. - Автостереотипы - это мнения, суждения, оценки, относимые к своей - Гетеростереотипы - совокупность оценочных суждений о других народах. Гетеростереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными - в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. То, что применительно к собственному народу называется разумной экономией, применительно к другим может именоваться скупостью То, что у себя характеризуется как настойчивость, твердость характера, у «чужака» называется упрямством.
Нередко гетеростереотипы отражают представления, бытующие в определенных группах населения. Напр., специальное исследование, проведенное в Ленинграде среди представителей интеллигенции, были зафиксированы следующие высказывания: - «русский - добрый, трудолюбивый, патриот, безалаберный»; - «украинец - веселый, трудолюбивый, хитрый, скупой, гостеприимный»; - «татарин - хитрый, злой, скрытный, жестокий, националист»; - «американец - деловой, общительный, практичный, энергичный, запрограммиро - «поляк - националист, гордый, ленивый, замкнутый, хитрый» [ Психологи - Национальные стереотипы скорее свидетельствуют о чувстве вражды или дружбы, чем являются объективным отражением характеристик того или иного народа. Характерный пример тому - суждение эстонского профессора Тийта Маде шведской газете «Свенска дагбладет»: «Русские на протяжении столетий жили под монгольским или татарским игом, и поэтому с этнической точки зрения они отчасти смешанная нация. Редко можно найти приятного, дружелюбного и добродушного русского... Сегодня русский народ - смесь тех народов, которые однажды насиловали русских женщин- отсюда эта агрессивность...». Стереотипы могут радикально меняться в ответ на драматические или крайне яркие события. Западные психологи приводят пример: чье-либо представление об аккуратности и пунктуальности, свойственным немцам, может быть пересмотрено, если человек сталкивается с немцем, который опаздывает на встречи и теряет билет на самолет. Таким обра -зом, считают социальные психологи, информация об одном-двух представителях определенной национальности, которая сильно противоречит сложившемуся этническому стереотипу, может вызвать аффект и резкое изменение этого стереотипа. Вопросы для самоконтроля 1. Перечислить явления и процессы, которые лежат в основе функционирования этно 2. Охарактеризовать особенности межнационального взаимодействия. 3. Дать определение национальной (этнической) установки. 4. Что представляет собой национальный (этнический) стереотип? 5. Описать механизмы функционирования национальных установок и стереотипов. Вопросы для самостоятельной работы 1. Описать механизмы влияния национально-психологических особенностей на деятель 2. Описать, какие, на ваш взгляд, национальные предрассудки мешают взаимодействию 3. Составить программу-схему бесконфликтного общения и взаимодействия представи
Лекция № 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|