Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особо следует выделить явления и процессы, существенно влияющие на формирование и усиление межэтнической напряженности.




Одним из них является отсутствие в стране последовательной политики осуждения и пресечения проявлений национального насилия.

Напр., так было до распада СССР, когда события в Сумгаите, Фергане, Новом Узене, а после распада СССР - в Пригородном районе и г. Владикавказе РСО, не получили осуждения со стороны правящих кругов. Более того, в РСО в расправе над мирными жителями-ингушами принимали явное или косвенное участие местное и цент­ральное руководство страны. Здесь - налицо политика «двойных стандартов» и лицемерие властей.

Особой проблемой в России является положение народов, подвергшихся депортации и массовым преследованиям в период сталинских репрессий, особенно тех, которые не были возвращены в места своего первоначального проживания.

В условиях усугубления социально-экономических проблем и относительного снижения уровня жизни население многих регионов нашего государства начинает также испытывать и проявлять в разных формах чувство национальной вражды по отношению к тем национальностям, которые, с их т. зр., «живут лучше нас».

Эти представления бывают вызваны самыми разными причинами, в т.ч. отождествлением всего народа с наиболее часто встречаемыми его представителями.


Так, «торговцы - воротилы» для центра европейской части России - «кавказцы». Для Сибири подобные предубеждения вызывают «зашибающие» большие деньги строительные бригады представителей Украины, немцы, корейцы, евреи, традици­онная рачительность, трудолюбие, способность к освоению новых специальностей которых позволяют им достигать более высокого среднего уровня жизни.

Социальная напряженность - феномен XX века. Он связан не только с общественными кризисами, но и со все ускоряющимся темпом жизни, с возрастающей стрессовой нагрузкой, с ухудшением экономики.

Содержание социальной напряженности развивается во взаимосвязи с понятиями социальной дезинтеграции, девиации (в отношениях стабильного общества), аномии (отсутствие закона, организации; разложение системы ценностей) в отноше­ниях нестабильного общества, утраты социальной идентичности, классовой борьбы, межэтнических столкновений и социальных кризисов (Степанов, 1996).

В России о феномене социальной напряженности заговорили лишь к концу XX века в связи с возникновением аналогичных явлений в постсоветском пространстве 1990-х гг.

В.И. Рукавишников определяет социальную напряженность как понятие, характеризующее особое состояние общественной жизни, отличающееся обострением внутренних противоречий объективного и субъективного характера.

Рассматривая проявления напряженности прежде всего на социально-психологическом уровне, он выделяет следующие характерные для нее признаки:

- неудовлетворенность существующим положением дел в жизненно важных
сферах общественной жизни;

- социальным порядком в широком смысле слова;

- утрата доверия к властям, рост пессимизма, усиление циркуляции слухов в
обществе, возникновение атмосферы массового психического беспокойства и
эмоционального возбуждения;

- усиление вынужденных и добровольных миграций;

- активизация различных общественно-политических движений и усиление
борьбы за власть;

- активизация массовых действий - митингов, демонстраций, забастовок.

Межэтническая напряженность - это форма социальной напряженности, трансформация которой в межэтническую является закономерным процессом в условиях глубоких изменений полиэтнического общества.

В контексте межэтнических отношений субъектами межгруппового взаимодействия являются этнические группы или народы. В периоды переходного кризисного развития в понятии «межэтническая напряженность» находят отражение характеристики внутренних состояний этнических групп и их взаимоотношений.

Напряженность чаще всего трактуется как характеристика нарушения гомеостаза социальных систем. В соответствии с теорией социальных изменений Т. Парсонса, межгрупповая напряженность возникает в случаях изменения установившегося равновесия в балансе обмена между группами как элементами социальной системы (1962)


Это происходит сразу же, как только одна из сторон организуется по какому-либо новому социальному признаку, например, этническому. Происходят внутрисистемные изменения и начинаются новые отношения, которым с самого начала не суждено обойтись без противоречий. Такую тенденцию Т. Парсонс обозначал как категорию напряженности и придавал ей важнейшее значение для понимания социальных трансформаций в обществе.

В соответствии с этим положением межэтническая напряженность - это

итоговое нарушение баланса взаимоотношений на всех уровнях поликультурного общества, в результате которого происходит раскол массового сознания на множество этнических идентичностей, и межэтнические отношения пере структурируются согласно новым социальным условиям.

Возникновение состояния напряженности связано с осознанием «противоположного» субъекта взаимодействия.

В словаре Вебстера «напряженность» -это состояние латентной враждеб­ности или оппозиции между индивидами или группами.

СИ. Ожегов определяет напряженность как «неспокойное, чреватое опасностью или ссорой состояние каких-нибудь отношений» (1997).

Оппозиция или ссора могут возникнуть на основе несовместимости социальных ценностей (Парсонс, 1962), несоответствия между компонентами действий (Смелзер,1995), несовпадения инициатив (целей и стратегий межгруппового поведения) в структуре общества (Wright, 1990), разрыва между ожидаемым удовлетворением потребностей и действительным их удовлетворением (Бертон, 1990; Куконков, 1995; Степанов, 1996; Рукавишников, 1990).

Нарастание социальной напряженности активизирует процесс формирования «образа врага» - выявление и идентификацию предполагаемых (прямых или косвенных) виновников групповых состояний неудовлетворенности, вызванных негативными процессами в обществе (Riber, Kelli, 1991).

Исследования социальной напряженности в рамках теории социального

стресса (см. Давыдов, 1992) определяют ее как результат «общего адаптационного синдрома», возникающего на групповом уровне в ответ на внешние неблагоприятные воздействия.

В связи с этим в качестве основной функции межэтнической напряженности выделяется функция адаптации группы в кризисных условиях на основе этничности, как сложной смеси менталитета и культуры.

С этой точки зрения межэтническая напряженность отражает не только изменения в структуре межэтнических отношений, но и внутренние процессы мобилизации и самоорганизации этнической группы в переходный период ее развития.

Рост социальной напряженности связывается с ущемлением или неадекватным удовлетворением онтологических (основных, закономерных) человеческих потребнос­тей.

«Этническое» преломление онтологических потребностей в идентичности и безопасности непосредственно связано с существованием этнической группы в качестве самостоятельного и целостного субъекта деятельности. Состояние неудовлетворен­ности, вызванное фрустрацией этнических потребностей, является глубинной причиной роста межэтнической напряженности.


Межэтническая напряженность охватывает все этапы развития противоречий между этническими группами. Т.е., напряженность может возникнуть задолго до конфликта и влиять на межэтнические отношения еще длительное время после его разрешения.

По В.О. Рукавишникову, напряженность - это социально - психологическая сторона социального кризиса или конфликта.

Конфликт в этом случае - одна из стадий межэтнической напряженности, наряду с расхождениями, спорами, противоречиями и любыми другими межэтническими проблемами.

Конфликт зарождается, вызревает и затухает в психологическом поле межэтнической напряженности, которое в значительной степени формируется под влиянием целенаправленной политики, осуществляемой национальными элитами.

Состояние межэтнической напряженности можно легко усугубить извне, если, напр., неблагоприятные внешние условия представить как ущемляющие интересы этнической группы, дестабилизирующие состояние и затрудняющие ее развитие.

Сложнее регулировать и снижать уровень межэтнической напряженности. Для этого необходимо понимать общие социально-психологические закономерности развития взаимоотношений между народами, их существующие и зарождающиеся потребности, связь с прошлым, социокультурные и психологические характеристики.

Феноменологическое поле межэтнической напряженности - это особые конструкты межэтнического взаимодействия. Среди них системы представлений, этнические образы, установочные образования, ценностные ориентации, в совокупности отражающие психологические состояния этнических групп.

Под влиянием роста межэтнической напряженности они либо трансформи­руются, либо реанимируются из прошлого как продукты неблагополучных межэтничес -ких отношений. Эти когнитивно-эмоциональные образования перестраивают картину мира этнической группы и являются частью реальности, в которой она существует.

Современный россиянин, бывший советский человек воспитан в духе большевистской нетерпимости, основанной на нелюбви к различиям и непримиримости в борьбе с врагами. Как отметила одна писательница, в советской литературе националь­ные герои, прославляемые в книжках для дошкольников, были, как правило, из числа тех, кто больше других пролил крови (Век XX и мир. 1990. №7).

Подводя итог прошлому, наш человек накопил букет обид и несет в себе жажду возмездия. В разных поколениях и в разных культурах возмездие принимает свои формы, но его психологическая основа одна - нетерпимость. Обиды же в психологическом плане являются накопителями раздражения и ненависти.

Бывший советский человек в определенном смысле отказался от своей истории. В результате вытеснения общей памяти из массового сознания в сочетании с невозможностью уйти от самого себя он пребывает в постоянном конфликте.

Ощущение опасности не только не покидает россиянина, но и возрастает. Ожидание неприятностей мобилизует защитные психологические механизмы, среди которых не последнее место занимает агрессия.

И все это на фоне массовых депрессий, неврозов, фрустраций, злокачествен­ность природы которых состоит в снижении симпатий не только к окружающему миру, но и к самому себе. Такова не слишком благоприятная психологическая основа развития диалога в стране и питательная почва для взращивания интолерантных лиц и проявления ими своих агрессивных качеств.


Интолерантные лица более позитивно оценивают собственную этническую группу и менее положительно, по сравнению с толерантными лицами, другие этнические группы. Это означает, что в их автостереотипах безусловно доминируют позитивные характеристики, а среди представлений, составляющих гетеростереотипы, растет число негативных характеристик.

Помимо общих психологических факторов, рост этнически нетерпимых есть, возможно, результат и политической практики этнического национализма, доставше­гося республикам в наследство от бывшего СССР (Тишков, 1994), и следствие законо­мерной генерализации негативных эмоций, вызванных самыми разными причинами, в сферу межэтнических отношений.

В современной этнополитической ситуации в республиках этническая терпимость этнических меньшинств - вынужденный защитный механизм. Объективная ситуация ставит их в такие условия, когда приходится в целях адаптации стремиться к «пониманию» интересов титульных народов.

Чтобы избежать напряженности и конфликтов, каждая нация в процессе своего развития должна совершенствовать свои отношения с другими этническими общностями, вырабатывать такие формы взаимодействия и общения, которые облегчают совместную жизнь людей, их интеграцию и адаптацию в полиэтничной среде.

Адаптация к новым условиям межнациональных отношений требует вместе с
тем известного отказа от ряда традиционных представлений и норм, что является необходимым условием эффективной совместной деятельности представителей различных культур. :

Трансформация внешнего поведения, приспособление его к нормам и требова­ниям другой нации не означают полного отказа от традиционных ценностей, представлений, а лишь способствуют эффективности совместного проживания и сотрудничества.

Совершенно очевидно, что напряженность в межнациональных отношениях -результат различий между народами. Но какими бы они ни были, они не должны выступать причиной межнациональных трений и тем более конфликтов.

В межличностных отношениях между людьми разных национальностей должны доминировать общечеловеческие нормы общения и взаимодействия, хотя и опосредованные специфическими привычками восприятия, принятыми в том или ином народе.

У каждого субъекта межнациональных отношений должно стать правилом поведение, состоящее в уважении к тем чертам психологии народов, которые проявляются в контактах между представителями различных этнических общностей, хотя бы на первый взгляд они и казались отжившими, и даже смешными.


ЛЕКЦИЯ 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...