Общим для всех культур является то, что мужчины имеют более высокий статус и власть, чем женщины.
[ Уровень неравенства полов иллюстрируется следующими цифрами: женщины составляют 1/2населения мира, работают 2/3 общего рабочего времени, получают 1/10 мирового дохода и владеют менее 1/100 мировой собственности ]. Даже в культурах, провозглашающих равенство полов, на практике жизнь расходится с идеалом. Мужчина и женщина больше равны в простых охотничьих и собирательских сообществах, чем в сложных и стратифицированных обществах (лат. stratum -слой; строение общества и отдельных слоев в зависимости от соц. различий между ними), где женщину обычно ставят на ее «место». В простых сообществах чаще встречается мужская и женская взаимозаменяемость, чем иерархия. В дополнение, авторитет религии часто узаконивает неравенство через религиозные догмы и иерархию (особенно неравенство полов поддерживается в мусульманстве и католицизме). Главным фактором, лежащим в основе неравенства является, возможно, то, что существуют традиционные виды занятий для мужчин и женщин. Домашняя работа женщин считается менее престижной, чем публичная работа мужчин. Традиции возведения в славу деятельности мужчин (война, охота) развивались во всех обществах и дошли до наших дней. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному: мальчиков растят независимыми, уверенными в себе, агрессивными и стремящимися к достижениям, а девочек - ответственными, заботливыми, мягкими. Существует значительная согласованность между мужчинами и женщинами в половых стереотипах во многих культурах: мужчины воспринимаются как авантюристы, агрессивные, автократичные, дерзкие, доминирующие, изобретательные, сильные, независимые, грубые и мудрые; женщины - как эмоциональные, мечтательные, чувствительные, впечатлительные, покорные и суеверные. Т.о., стереотипы и модели полоролевой социалиации к большинстве культур очень сходны.
В странах с высоким социоэкономическим развитием идеология пола - это равенство, в более традиционных культурах (особенно в мусульманских странах -Индия, Пакистан, Нигерия) идеология пола обосновывает желательность половых различий. [ Интересен пример Японии - современной страны с традиционной тендерной идеологией. Но, как показали исследования, гендерная идеология значительно отличается у разных поколений: более старшие японцы придерживаются идеологии неравенства; более молодые - равенства, но специфического типа. Так, напр., 200 лет назад японские женщины не отвечали за воспитание своих детей и большинство семейных решений принималось иерархией во главе со старшими мужчинами. Сейчас забота о детях - главная забота японской женщины, которая образованна настолько, что может обучать своих детей от школы до университета. Кроме того, в Японии нередки случаи смертей в результате слишком усердной работы - 30 %, согласно опросам, боятся умереть от работы ].
КУЛЬТУРА И МОРАЛЬ В коллективистских культурах морально то, что хорошо для коллектива, а в индивидуалистических главное - права отдельного человека. В коллективистских культурах конфликт между индивидом и группой разрешается моральным подчинением индивида ожиданиям коллектива. Такой конфликт в индивидуалистических обществах разрешатся с абстрактных позиций типа «наибольшая польза для большинства». В таких культурах люди могут преследовать индивидуальные цели, не боясь быть отвергнутым обществом, тогда как в коллективистских культурах люди за это нередко подвергаются остракизму (изгнанию, отвержению). [ Напр., индийцы осуждают отказ в помощи другому человеку в любой ситуации, а американцы - только в условиях опасности для жизни этого человека. Это -также расхождения между ценностями индивидуализма (главное -личные цели индивида) и коллективизма (главное -гармония в обществе)].
Т.о., культура - это сумма всех способов жизни, которые передавались от поколения к поколению в форме ритуалов, традиций, культурного наследия и моделей поведения. Культура - это совокупность запрограммированных ответов, которыми наши предки учились адаптироваться к среде и другим людям в повседневной жизни, и с этой точки зрения - это программа нашего мозга. КУЛЬТУРНЫЕ СИНДРОМЫ / Г. ТРИАНДИС / Существует несколько культурных характеристик, которые изменяются в связи с изменением среды, из которых состоят т.н. «культурные синдромы». Культурный синдром, по мнению Триандиса, - это определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой. Триандис выделил 3 культурных синдрома: - простота - сложность; - индивидуализм - коллективизм; - открытость - закрытость 1. Простота - сложность: Выявлено, что чем более сложной является культура, тем более внимательно люди в ней относятся ко времени. [ Напр., на вопрос: «Если у вас назначена встреча с другом, как долго вы намерены его ждать? Люди в индустриальных культурах (США, Япония) ответили - в минутах, а люди в культурах, средних по сложности (Греция, Италия) - в часах; а в наименее сложных (некоторые культуры Африки, Латинской Америки) - в сутках]. В западных культурах принято делать одно дело в единицу времени и разговоры вести последовательно, а не одновременно В других культурах (напр., Саудовская Аравия) = полнее приемлемо вести разговоры одновременно с несколькими людьми. Чем более сложной является культура, тем более специфичны в ней роли, а в менее сложных культурах роли более диффузны, размыты. Напр., в сложных культурах от продавца ожидается определенная модель поведения, основанная на его социальной роли, и покупателя совершенно не интересуют религиозные взгляды, партийная принадлежность... В менее сложных культурах, напр., в Иране, - религиозная принадлежность человека - главный определяющий фактор его социального поведения и это может влиять на оценку его социальной роли окружающими.
Практические следствия этих различий. В результате разного отношения ко времени может возникнуть непонимание: представители сложных культур могут расценивать длительное опоздание или одновременный разговор со многими людьми как неуважение к ним лично. Различия в специфичности ролей также могут привести к непониманию: - в культурах, где роли диффузны, трудно разделить человека и его идеи, поэтому критика идей небезопасна - она может быть воспринята как критика данного человека в целом, что в таких культурах недопустимо. С другой стороны, в культурах с диффузными ролями к вам могут демонстрировать хорошее отношение, считая в душе полным ничтожеством, что практически невозможно в западных культурах, и при этом поведение людей из культур Запада представляется грубым и высокомерным. Все эти различия должны быть понимаемы в культурном контексте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|