Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание структуры причинно-следственных связей процессов с помощью когнитивных моделей.




Для качественного моделирования сложных систем используется математический аппарат знаковых и взвешенных графов, который позволяет формализовать взаимодействие основных положительных и отрицательных связей, существующих между процессами, определяющими функционирование и развитие сложных систем. При построении таких моделей может использоваться неполная, нечеткая и противоречивая информация.

Системная методология реализуется при когнитивном моде­лировании путем формирования когнитивных карт, отображаю­щих знания экспертов об исследуемом процессе. Когнитивная карта формируется в виде произвольного графа. Существуют различные способы формирования когнитивных карт.

Например, вершины когнитивной карты социально-эконо­мической системы соответствуют блокам показателей: конечное потреб­ление, производство, занятость, доходы населения, валовое накопление, федеральные регулирующие системы, межрегиональный внешнеэконо­мический обмен, природная среда, население.

Для разработки рекомендаций необходимо каждый блок развернуть до соответствующей когнитивной карты, отражающей состояние изу­чаемой социально-экономической системы. Характер взаимного влия­ния вершин отражается в когнитивной карте знаками «+» и «-». На основе когнитивной карты проводится сценарное моделирование, результаты которого отражаются на графиках, с помощью которых можно судить о ходе процессов в системе (монотонных, резонансных, неустойчивых). При выборе варианта процесса можно руководствоваться критериями монотонности процесса, минимизации числа управляющих воздействий и числа шагов, за которые будут достигнуты желаемые значения пара­метров. Может проводиться анализ укрупненных когнитивных карт либо формируются двухуровневые карты.

3 Раздел

Основные черты системного подхода. Системные задачи. Особенности реализации системного подхода.

Основные черты системного подхода. Системный подход представляет одну из форм методологического знания, связанную с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам (первая черта системного подхода).

Второй чертой системного подхода является иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - "собственный" уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - "вышестоящий" уровень и, наконец, изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - "нижестоящий" уровень.

Третьей чертой системного подхода является изучение интегративных свойств и закономерностей систем и комплексов систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого.

И наконец, четвертой чертой системного подхода является его нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок.

Другими словами, системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.

Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.

Рассмотрим особенности реализации системного подхода

Любое исследование предваряет его формулировка, из которой должно быть понятно, что нужно делать и на основании чего это делать.

В формулировке задачи исследования надо постараться различить общий и частный планы. Общий план определяет тип задачи анализ или синтез. Частный план задачи отражает функциональное предназначение системы и описывает характеристики, подлежащие исследованию.

Меняется представление о системе, и это приводит к тому, что почти всегда имеются различия между поставленной и решаемой задачами. Чтобы они были несущественными, формулировка задачи должна корректироваться в процессе ее решения. Изменения в основном будут касаться частного плана сформулированной задачи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...