Описание структуры причинно-следственных связей процессов с помощью когнитивных моделей.
Для качественного моделирования сложных систем используется математический аппарат знаковых и взвешенных графов, который позволяет формализовать взаимодействие основных положительных и отрицательных связей, существующих между процессами, определяющими функционирование и развитие сложных систем. При построении таких моделей может использоваться неполная, нечеткая и противоречивая информация. Системная методология реализуется при когнитивном моделировании путем формирования когнитивных карт, отображающих знания экспертов об исследуемом процессе. Когнитивная карта формируется в виде произвольного графа. Существуют различные способы формирования когнитивных карт. Например, вершины когнитивной карты социально-экономической системы соответствуют блокам показателей: конечное потребление, производство, занятость, доходы населения, валовое накопление, федеральные регулирующие системы, межрегиональный внешнеэкономический обмен, природная среда, население. Для разработки рекомендаций необходимо каждый блок развернуть до соответствующей когнитивной карты, отражающей состояние изучаемой социально-экономической системы. Характер взаимного влияния вершин отражается в когнитивной карте знаками «+» и «-». На основе когнитивной карты проводится сценарное моделирование, результаты которого отражаются на графиках, с помощью которых можно судить о ходе процессов в системе (монотонных, резонансных, неустойчивых). При выборе варианта процесса можно руководствоваться критериями монотонности процесса, минимизации числа управляющих воздействий и числа шагов, за которые будут достигнуты желаемые значения параметров. Может проводиться анализ укрупненных когнитивных карт либо формируются двухуровневые карты.
3 Раздел Основные черты системного подхода. Системные задачи. Особенности реализации системного подхода. Основные черты системного подхода. Системный подход представляет одну из форм методологического знания, связанную с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам (первая черта системного подхода). Второй чертой системного подхода является иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - "собственный" уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - "вышестоящий" уровень и, наконец, изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами - "нижестоящий" уровень. Третьей чертой системного подхода является изучение интегративных свойств и закономерностей систем и комплексов систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого. И наконец, четвертой чертой системного подхода является его нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок. Другими словами, системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта. Рассмотрим особенности реализации системного подхода Любое исследование предваряет его формулировка, из которой должно быть понятно, что нужно делать и на основании чего это делать.
В формулировке задачи исследования надо постараться различить общий и частный планы. Общий план определяет тип задачи анализ или синтез. Частный план задачи отражает функциональное предназначение системы и описывает характеристики, подлежащие исследованию. Меняется представление о системе, и это приводит к тому, что почти всегда имеются различия между поставленной и решаемой задачами. Чтобы они были несущественными, формулировка задачи должна корректироваться в процессе ее решения. Изменения в основном будут касаться частного плана сформулированной задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|