Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Санкт-Петербургский государственный университет




 

Санкт-Петербургский государственный университет

 

 

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Маргинальные политические дискурсы (на английском языке)

Marginal Political Discourses (in English)

 

Язык(и) обучения

 

английский

 

 

Трудоемкость в зачетных единицах: 2

 

Регистрационный номер рабочей программы: 059451

 

 

 

Раздел 1.    Характеристики учебных занятий

 

1. 1. Цели и задачи учебных занятий

Основными целями курса является представление дискурсологии как новой дисциплины гуманитарного знания, показ методов изучения политического дискурса, классификация современных теорий дискурса, анализ природы российского официального политического дискурса, сравнительный анализ американского, европейского и российского пути развития политического дискурса, анализ трансформации политического дискурса в постсоветской и новейшей политической истории Отечества, расширение границ гуманитарного знания обучающихся.

Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач курса:

  • осуществлением подготовки обучающихся по вопросам методики и методологии дискурс анализа;
  • ознакомлением обучаемых с источниками и закономерностями, вытекающими из их сопоставления;
  • выявлением особенностей политического и официального политического дискурса как особого вида политического дискурса;
  • представлением жанров российского политического дискурса;
  • обнаружением связи российского и советского политических дискурсов;
  • анализом причин и последствий трансформации политического дискурса в современной России;
  • сравнительным анализом методов и результатов исследований в рамках политической дискурсологии в России и за рубежом;
  • анализом трансформации политического дискурса – как по вертикали (от адресантов высшего уровня низшим), так и по горизонтали (хронологически);
  • формированием навыков самостоятельного сравнительного анализа источников и эмпирической базы.

 

1. 2. Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Специальная дисциплина «Маргинальные политические дискурсы» конкретизирует знания и навыки, приобретенные при изучении дисциплин «Политический анализ и прогнозирование», «Политическая культура», «Политическая коммуникация», «Политический дискурс: методы и результаты исследования».

Данная дисциплина является специальным курсом по выбору (входит в вариативную часть обучения) и должна читаться в третьем семестре.

 

1. 3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

o знать теорию дискурса, подходы к политическому и официальному дискурсу;

o уметь сопоставлять различные источники и самостоятельно искать материалы для эмпирической базы;   

o уметь выявлять различные типы маргинальных дискурсов, выявлять специфику и тезаурус маргинальных политических дискурсов

o владеть методикой и методологией дискурс анализа.

У обучающихся по данному курсу по итогам учебного процесса должны быть сформированы такие компетенции в соответствии с компетентностно-ориентированным учебным планом ООП ВО «Политика и современные информационные технологии», как УК-1, УК-2, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6, ОПК-8, ПКА-1, ПКА-3, ПКА-4, ПКП-1, ПКП-2, ПКП-3, ПКП-8, ПКП-9, УКМ-1 и УКМ-3.

1. 4. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Преподавание курса осуществляется с применением активных методов обучения. Все лекции и семинары носят проблемный характер. На семинарах каждый обязан в рамках проработки теоретического материала представить аудитории для последующего обсуждения пример (case-study) из реальной политической или международной жизни.

По каждому занятию предусмотрено выполнение заданий (домашних работ). Предусматривается выполнение самостоятельных и контрольных работ. Контрольные работы проводятся по темам, входящим в определенный модуль. В качестве самостоятельных работ (по согласованию с преподавателем) могут быть засчитаны: рефераты, эссе, аннотированный список литературы по теме/темам, аннотированный список Internet-ресурсов по теме/темам, анализ события.

Активные методы обучения:

Лекционные занятия в интерактивном режиме – 6 ч.

Семинары в диалоговом режиме – 10 ч.

Выполнение практических заданий – 14 ч., в том числе:

Эссе – 2 ч.

Контрольные работы – 2 ч.

Подготовка и представление презентаций – 4 ч.

Разбор конкретных ситуаций – 4 ч.

Дискуссии – 2 ч.

Каждый семинар предполагает самостоятельную работу, которая должна быть выполнена к моменту занятия. Во-первых – это самостоятельное ознакомление с основной и дополнительной литературой к каждой из тем курса. Во-вторых, обучающемуся необходимо подготовить ответы на перечень вопросов, которые даются к каждому семинару. Для этого он также может использовать конспект лекций. Кроме того, рекомендуется по отдельным темам поручать подготовку докладов и презентаций.

При подготовке доклада необходимо учитывать, что его продолжительность должна составлять не более 10-15 минут. При наличии возможности использовать проектор, рекомендуется подготовить небольшую презентацию c помощью программы MS PowerPoint. На слайдах можно показать визуальную информацию по теме доклада, а также резюмировать основные положения своего выступления. Преподаватель должен рекомендовать представлять список использованных для подготовки доклада источников. При подготовке доклада рекомендуется использовать основную и рекомендуемую литературу к курсу. Возможно также использование других источников, которые необходимо предварительно обсудить с преподавателем.

За каждым докладом должно следовать обсуждение. Для стимуляции дискуссии на каждый из докладов можно назначать оппонента, который готовит несколько вопросов к докладчику. Вопросы должны быть четко сформулированы и должны соответствовать теме семинара. Вопросы задаются непосредственно докладчику, но при затруднении на них может ответить любой член группы. Кроме того, можно попросить, чтобы сам докладчик приготовил 1-2 вопроса к группе по теме своего выступления. Вопросы, которые задает сам докладчик, должны стимулировать внимание аудитории к докладу. Вопросы к докладчику в основном должны задавать сами обучающиеся. На семинаре необходимо учиться отстаивать свою точку зрения и аргументированно представлять ее аудитории.

При оценке качества работы на семинарском занятии преподаватель должен учитывать степень активности в обсуждении основных вопросов, содержание ответов на вопросы и полноту раскрытия темы в рамках презентаций, структуру выступления, умение правильно формулировать вопросы по теме семинарского занятия, проработку и использование основной и дополнительной литературы к курсу, умение приводить примеры, раскрывающие ту или иную политологическую тему.

На семинарских занятиях крайне необходимо уделять внимание разборке кейсов. Кейс-метод, как образовательная технология, предполагает анализ ситуаций. Разборка конкретных случаев составляет существенную часть работы по подготовке специалистов. Задача состоит в том, чтобы обучающиеся научились иллюстрировать теоретические положения на конкретных примерах. Кейс-метод направлен на то, чтобы обучающийся мог применить полученные в ходе обучения знания в практической ситуации. Разбор ситуаций на семинарском занятии способствует активному усвоению и закреплению знаний. Он направлен на развитие аналитического мышления. Кроме того, преподаватель может предложить проанализировать конкретную ситуацию, распределив обучающихся на маленькие группы по 3-4 человека. Для обсуждения проблемы дается некоторое время, и затем преподаватель выбирает одного из членов группы, который должен резюмировать итог обсуждения. Данная практика способствует развитию коммуникативных способностей.

Эссе – самостоятельная работа, связанная с изложением собственной позиции относительно предложенной темы не менее, чем на 4 страницах. Для сдачи зачета необходимо написание эссе, которое проверяется преподавателем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...