Раздел 1. История музеефикации археологических памятников
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Историография проблемы. В курсе лекций использована литература, которую условно можно разделить на 3 группы: 1) работы, раскрывающие методы и принципы организации и функционирования археологических музеев-заповедников; 2) статьи, содержащие информацию о деятельности конкретных археологических музеев; 3) опубликованные проекты археологических музеев-заповедников. Общим вопросам музеефикации памятников археологии, посвящен целый комплекс литературы. Одной из первых опубликованных исследований на эту тему явилась работа Л.П. Воскресенской. В ней приведен список музеефицированных памятников археологии на территории России, рассмотрены общие вопросы, касающиеся музеефикации памятников археологии, существующие методы построения экспозиции таких музеев. Наибольшее внимание автор уделила проблемам консервации археологического камня (причем, речь идет в основном об античных комплексах). Однако автор не рассматривает проблему понимания памятника археологии как музейного объекта, вопросы организации музейного пространства. Подробнее на методах и принципах организации археологического музея-заповедника остановился Н.М. Булатов2. В его статье обосновываются важные положения о музеефикации памятника по месту его расположения (в ином случае перевезенный объект становится музейным экспонатом), организации заповедной зоны вокруг памятника или группы памятников как обязательного условия музеефикации. Н.М. Булатов определяет типы музеефицируемых памятников. Булатов предлагает создавать музее-заповеднике междисциплинарной экспедиции, включающей в себя реставраторов, археологов и музейных работников. (Как показала практика, деятельность таких групп при музеефикации архитектурно-археологических комплексов Пантикапея и Херсонеса оказалась весьма эффективной3.)
Автор выделяет критерии отбора памятника для показа: историческая ценность, степень сохранности, доступность для посещения. Особо Н.М. Булатов настаивает на обособлении, «специализации» археологических музеев-заповедников, что, по его мнению, позволило бы превратить их в самостоятельные научно-производственные центры. В этом случае подобные музеи могли бы распространять свою деятельность на другие регионы страны. Критический характер носит другая статья Н.М. Булатова4. Она является как бы «практическим» продолжением теоретической работы того же автора, опубликованной в 1975 г.5 По словам самого Н.М. Булатова, в задачу этой статьи входило «определить общие положительные и отрицательные моменты в процессе подготовки памятников археологиик музейному показу, выявить отличие в методике консервации каменных археологических остатков и методике выведения их на уровень музейного показа»6. Таким образом, рассматривает один из начальных этапов музеефикации археологических памятников. Рассматривая несколько музеефицированных археологических памятников (Довмонтов город в Пскове, Болгарское городище, Танаис), автор на их примере выявляет некоторые недостатки, присущие археологическим заповедникам вообще. Недостатки эти носят как объективный характер (например, «полуоткрытый» показ археологического памятника способствует его сохранности, но снижает степень эмоционального воздействия на посетителя), так и субъективный. Отмечена неудачная, с точки зрения Н.М. Булатова, музеефикация Довмонтова города, так как показ очертаний древних сооружений, выложенных современными кладками, не является показом подлинных древних зданий. Обеспокоенность автора статьи вызывает и не всегда научно обоснованное воссоздание на территории заповедника «Танаис» сооружений-реконструкций.
Несомненный интерес представляет статья известного археолога О.Н. Бадера «Музеефикация археологических памятников»7. Бадер выделяет четыре типа археологических заповедников: 1) города (подтипы — а) с каменными стенами и зданиями; б) с сырцовыми постройками; в) древнерусские и булгарские города с земляными укреплениями); 2) древние поселения и погребения (подтипы а) эпохи палеолита; б) других эпох); 3) пещеры, скалистые навесы и ниши (подтипы а) древние обиталища и б) святилища); 4) наскальные рисунки8. По мнению Бадера «наиболее целесообразна такая музеефикация на территории крупных населенных пунктов или рядом с ними. Именно в этих условиях памятникам часто угрожает разрушение»9. Недостатки предложений О.Н. Бадера. Например, предлагается переносить и воссоздавать архитектурно-археологические памятники на территории уже существующих музеев под открытым небом, т.е. вне места их происхождения. Недостатки типологии археологических музеев под открытым небом, предложенная О.Н. Бадером. Не всегда археологический памятник состоит из однородного материала (например, камня). Древние погребения зачастую являются частью археологического комплекса (вместе с крепостями, поселениями и т.п.), и как объект музейного показа могут входить в состав музея-заповедника. Необходимость увеличения числа археологических музеев-заповедников стала очевидной после проведения в Ереване в 1980 г. Всесоюзной конференции «Проблемы охраны памятников археологии в населенных местах». Общим проблемам организации археологического заповедника в условиях города был посвящен доклад Д.Б. Шелова, прочитанный на этой конференции10. Автор предлагал ряд мер, необходимых для создания и работы такого музея, главными из которых являются: «вычленение территории заповедника из сферы городской застройки; создание защитных сооружений — павильонов, навесов, водоотводов; определение охранной зоны вокруг заповедника и режима ее застройки с целью органического сочетания заповедника и его построек с окружающим городским пейзажем»11. Другой путь — консервация памятников археологии на месте их обнаружения. Предлагается включение отдельных памятников в современный пейзаж, в современные постройки с ограниченным экспонированием их внутри зданий.
Попыткой обобщить опыт работ некоторых археологических музеев-заповедников может служить обзорная работа Г.А. Федорова — Давыдова и Н.М. Булатова, опубликованная в 1987 г.18. Авторами выделены типы музеефицированных археологических памятников: комплексы археологических памятников: отдельные объекты; археологические памятники, расположенные в пределах крупных историко-архитектурных комплексов (на наш взгляд, последний тип можно отнести к «объектам»). Также определены проблемы, с которыми приходится сталкиваться при создании музеев-заповедников: дальнейшая конкретизация критериев отбора памятников для музеефикации (научная ценность, сохранность, доступность для обзора, гарантии для защиты музеефицированных комплексов); методов музеефикации памятников; способов закрепления подлинных остатков после очистки их от земли. В статье О.Г. Чизбековой дан краткий обзор истории консервации и реставрации городских археологических памятников в СССР и зарубежных странах13. Музеефикация памятников археологии в городских условиях особо интересна. В ней осмысливается место памятника археологии в урбанизированной среде, отмечено, что «объекты археологии помимо познавательного значения имеют еще и эстетическое и градоформирующее значения»14. Ппризнается, что и по прошествии веков памятник археологии может играть роль в городской застройке. О.Г. Чизбековай поднимает вопрос о соответствии памятнику окружающего пространства. Необычна мысль автора о «разрушительном» моральном воздействии руинированных остатков памятника как противопоставления будущему города. Для решения этой проблемы предлагается устройство вокруг памятника парковой зоны, «вписание» памятника в современное здание, превращение памятника археологии в декоративный элемент городского пейзажа15. Однако, превращение памятника в «декоративный элемент» в корне меняет его смысловую нагрузку и, соответственно, силу влияния на жителей города, экскурсантов, тогда как при определенных обстоятельствах памятник может обрести «вторую жизнь», вновь стать активным, а не декоративным элементом городской застройки. Работа О.Г. Чизбековой является на сегодняшний день единственной серьезной попыткой понять роль и место памятника археологии в городе.
От проведения реставрационных работ, от «философии» реставрации зависит и удачная музеефикация памятника археологии, его аттрактивность и информативность. Эти проблемы затрагиваются в подгруппе литературы, посвященной вопросам консервации археологических памятников. К этой подгруппе относится статья Б. Л. Альтшуллера и О.Н. Постниковой, где высказываются положения, апробированные в процессе музеефикации античных памятников Крыма16. В статье рассматриваются существующие способы сохранения памятников (содержание под кровлей, под открытым небом, засыпка памятника в случае невозможности обеспечить его сохранность) и связанных с ними методов экспонирования (проблема внешнего вида защитного сооружения, способы показа памятника и т.п.). В статье уделенно внимание проблеме реставрации археологического памятника. Отмечены несколько видов реставрационных работ: —метод анастилоза, при котором перемещенные подлинные фрагменты сооружения возвращаются на свое место; —«аналитическая» реставрация — максимальное раскрытие культурных напластований с ограниченными реконструкциями, созданными на основе бесспорных аналогий; целостная реконструкция. Пследний вид работ должен представлять собой «редчайшее явление, решающее кардинальную градостроительную и экспозиционную задачу»17. Но этот вид реставрационных работ не согласуется с международными нормами реставрации археологических объектов. В статье О.Н. Постниковой сделан обзор различных работ (книг, статей, отчетов), посвященных консервации и реставрации памятников архитектурной археологии18. Основное внимание уделяется технологическим вопросам, раскрываются взгляды исследователей на проблему восприятия руинированных сооружений, их эстетическое и историческое значение. Исследование О.Н. Постниковой является вехой на пути обобщения отечественного и зарубежного опыта консервации и организации показа памятников архитектурной археологии. Отдельную подгруппу составляют статьи, где рассматривается опыт консервации отдельных памятников и объектов в разных регионах России и СНГ — Анапа, Москва, Псков, Брест (этот белорусский памятник является единственным на территории СНГ примером успешной консервации деревянных остатков древнерусского города, и, возможно, опыт проведения консервационных работ на нем будет полезен российским специалистам)19.
В статье А. А. Куратова20 представлена информация о различных археологических заповедниках на территории СССР, рассматрива ются проблемы реконструкции и музеефикации каменных лабиринтов на Соловецких островах. Определяются задачи сохранения и использования «археологических скансенов» (под «скансеном» обычно понимается музей, созданный на основе памятников, свезенных из мест бытования на специально отведенную территорию), среди которых: 1) вычленение главных критериев отбора памятников для музеефикации (они полностью повторяют принципы, уже выраженные Н.М. Булатовым); 2) обоснование основных методов в создании скансенов (среди них обращает на себя внимание пункт, предусматривающий перенос памятников из мест обнаружения на специальную территорию — мера, допустимая лишь в самых крайних случаях); 3) эффективное использование археологических скансенов в научно-просветительной и познавательно-воспитательной работе21. Данная статья представляет интерес в части, посвященной музеефикации археологических памятников Соловков. Основные же теоретические положения, изложенные А.А. Куратовым, не раз рассматривались в музееведческой литературе. Упомянем сборник, изданный Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия, «Археологический фактор в планировочной организации территории» (1997 г.). В нем опубликован ряд статей, имеющих в основном практическое значение и анализирующих опыт использования памятников средневековой археологии в современной социокультурной и экономической ситуации22. Из новых работ, посвященных данной тематике, можно обратить внимание на статью И.М. Минеевой23, где автор рассмотрела особенности и перспективы «музейной археологии». Интересны мысли о сопряжении работы археолога и музейщика (использование исторических экспериментов как части музейной деятельности). Автор считает, что в археологической экспозиции должна быть представлена реконструкция «жизненной сферы, экологических и экономических условий среды обитания человека в древности». По мнению автора, нынешние экспозиции в полной мере не отражают эти требования. Автор озабочен современным состоянием музеефикации археологических памятников. Дданная работа вызывает вопросы. Так, автор выделяет ряд «направлений, позволяющих археологические исследования поставить на музейную основу». Это суть: — Музеефикация археологического памятника; — Археологическое экспериментирование и реконструкция; — Комплексный, полидисциплинарный подход к проектированию Во-первых, последнее «направление» это скорее часть первого (ибо какое может быть проектирование экспозиции на памятнике, если не проведена его музеефикация?). Во-вторых, «археологическое экспериментирование» в музее является опять же частью процесса музеефикации памятника археологии (так как оно может входить в экскурсионные и исследовательские программы музея и способствовать популяризации музеефицированного памятника археологии)24. Кроме того, некоторые сведения, представленные автором, не совсем точны: так, ни во Владимиро-Суздальском, ни в Билярском заповеднике не проводилось никаких работ по консервации и организации показа археологических объектов. Следующая группа литературы посвящена работе отдельных археологических музеев. Довольно подробная информация о работе трех археологических музеев-заповедников (Танаис, Довмонтов город, Великие Булгары) содержится в уже упоминавшейся статье Н.М. Булатова25. Ценность этой работы в том, что автор привлек достаточной большой круг литературы и источников — отчеты об археологических и реставрационных работах. Содержательной является статья С.С. Айдарова26 о методах консервации архитектурных объектов. Несомненный интерес представляет статья известного археолога О.Н. Бадера «Музеефикация археологических памятников»7. Рассматривая несколько проектов музеефикации памятников археологии, автор выделяет четыре типа археологических заповедников: 1) города (подтипы — а) с каменными стенами и зданиями; б) с сырцовыми постройками; в) древнерусские и булгарские города с земляными укреплениями); 2) древние поселения и погребения (подтипы а) эпохи палеолита; б) других эпох); 3) пещеры, скалистые навесы и ниши (подтипы а) древние обиталища и б) святилища); 4) наскальные рисунки8. Признается, что «наиболее целесообразна такая музеефикация на территории крупных населенных пунктов или рядом с ними. Именно в этих условиях памятникам часто угрожает разрушение»9. Некоторые положения, выдвигаемые О.Н. Бадером, вызывают сомнения. Например, предлагается переносить и воссоздавать архитектурно-археологические памятники на территории уже существующих музеев под открытым небом, т.е. вне места их происхождения. Вряд ли можно разделить и положительную оценку автором музеефицированного Довмонтова города, где представлены не подлинные памятники археологии, но лишь «намек» на них. Типология археологических музеев под открытым небом, предложенная О.Н. Бадером, также вызывает ряд вопросов. Например, отнюдь не всегда археологический памятник состоит из однородного материала (например, камня). Древние погребения зачастую являются частью археологического комплекса (вместе с крепостями, поселениями и т.п.), и как объект музейного показа могут входить в состав музея-заповедника. Необходимость увеличения числа археологических музеев-заповедников стала очевидной после проведения в Ереване в 1980 г. Всесоюзной конференции «Проблемы охраны памятников археологии в населенных местах». Общим проблемам организации археологического заповедника в условиях города был посвящен доклад Д.Б. Шелова, прочитанный на этой конференции10. Автор предлагал ряд мер, необходимых для создания и работы такого музея, главными из которых являются: «вычленение территории заповедника из сферы городской застройки; создание защитных сооружений — павильонов, навесов, водоотводов; определение охранной зоны вокруг заповедника и режима ее застройки с целью органического сочетания заповедника и его построек с окружающим городским пейзажем»11. Другой путь — консервация памятников археологии на месте их обнаружения. Предлагается включение отдельных памятников в современный пейзаж, в современные постройки с ограниченным экспонированием их внутри зданий. Попыткой обобщить опыт работ некоторых археологических музеев-заповедников может служить обзорная работа Г.А. Федорова — Давыдова и Н.М. Булатова, опубликованная в 1987 г.18. Авторами выделены типы музеефицированных археологических памятников: комплексы археологических памятников: отдельные объекты; археологические памятники, расположенные в пределах крупных историко-архитектурных комплексов (на наш взгляд, последний тип можно отнести к «объектам»). Также определены проблемы, с которыми приходится сталкиваться при создании музеев-заповедников: дальнейшая конкретизация критериев отбора памятников для музеефикации (научная ценность, сохранность, доступность для обзора, гарантии для защиты музеефицированных комплексов); методов музеефикации памятников; способов закрепления подлинных остатков после очистки их от земли. Статья О.Г. Чизбековой содержит краткий обзор истории консервации и реставрации городских археологических памятников в СССР и зарубежных странах13. Музеефикация памятников археологии в городских условиях представляет особый интерес, будучи одной из составляющих комплексной проблемы музеефикации археологических памятников. Автор попыталась осмыслить место памятника археологии в урбанизированной среде, отметив, что «объекты археологии помимо познавательного значения имеют еще и эстетическое и градоформирующее значения»14. То есть автор признает, что и по прошествии веков памятник археологии может играть роль в городской застройке. В этой связи О.Г. Чизбековой поднимается вопрос о соответствии памятнику окружающего пространства. Необычна мысль автора о «разрушительном» моральном воздействии руинированных остатков памятника как противопоставления будущему города. Для решения этой проблемы предлагается устройство вокруг памятника парковой зоны, «вписание» памятника в современное здание, превращение памятника археологии в декоративный элемент городского пейзажа15. Но превращение памятника в «декоративный элемент» в корне меняет его смысловую нагрузку и, соответственно, силу влияния на жителей города, экскурсантов, тогда как при определенных обстоятельствах памятник может обрести «вторую жизнь», вновь стать активным, а не декоративным элементом городской застройки. Работа О.Г. Чизбековой является на сегодняшний день единственной серьезной попыткой понять роль и место памятника археологии в городе. От проведения реставрационных работ, от «философии» реставрации зависит и удачная музеефикация памятника археологии, его аттрактивность и информативность. Эти проблемы затрагиваются в подгруппе литературы, посвященной вопросам консервации археологических памятников. К этой подгруппе относится статья Б. Л. Альтшуллера и О.Н. Постниковой, где высказываются положения, апробированные в процессе музеефикации античных памятников Крыма16. Основной темой данной работы стало рассмотрение существующих способов сохранения памятников (содержание под кровлей, под открытым небом, засыпка памятника в случае невозможности обеспечить его сохранность) и связанных с ними методов экспонирования (проблема внешнего вида защитного сооружения, способы показа памятника и т.п.). Также авторы уделили внимание проблеме реставрации археологического памятника. Ими отмечены несколько видов реставрационных работ: —метод анастилоза, при котором перемещенные подлинные фрагменты сооружения возвращаются на свое место; —«аналитическая» реставрация — максимальное раскрытие культурных напластований с ограниченными реконструкциями, созданными на основе бесспорных аналогий; —целостная реконструкция. Авторы считают, что последний вид работ должен представлять собой «редчайшее явление, решающее кардинальную градостроительную и экспозиционную задачу»17. Однако, этот вид реставрационных работ не согласуется с международными нормами реставрации археологических объектов. В другой работе О.Н. Постниковой сделан обзор различных работ (книг, статей, отчетов), посвященных консервации и реставрации памятников архитектурной археологии18. Основное внимание в ней уделяется технологическим вопросам, однако автор попытался раскрыть и взгляды исследователей на проблему восприятия руинированных сооружений, их эстетическое и историческое значение. Несмотря на небольшой круг привлеченных источников, исследование О.Н. Постниковой можно считать определенной вехой на пути обобщения отечественного и зарубежного опыта консервации и организации показа памятников архитектурной археологии. Отдельную подгруппу составляют статьи, где рассматривается опыт консервации отдельных памятников и объектов в разных регионах России и СНГ — Анапа, Москва, Псков, Брест (этот белорусский памятник является единственным на территории СНГ примером успешной консервации деревянных остатков древнерусского города, и, возможно, опыт проведения консервационных работ на нем будет полезен российским специалистам)19. В статье А. А. Куратова20 представлена информация о различных археологических заповедниках на территории СССР, рассматриваются проблемы реконструкции и музеефикации каменных лабиринтов на Соловецких островах. Определяются задачи сохранения и использования «археологических скансенов» (термин, применяемый автором, быть может, не совсем удачен, так как под «скансеном» обычно понимается музей, созданный на основе памятников, свезенных из мест бытования на специально отведенную территорию), среди которых: 1) вычленение главных критериев отбора памятников для музеефикации (они полностью повторяют принципы, уже выраженные Н.М. Булатовым); 2) обоснование основных методов в создании скансенов (среди них обращает на себя внимание пункт, предусматривающий перенос памятников из мест обнаружения на специальную территорию — мера, допустимая лишь в самых крайних случаях); 3) эффективное использование археологических скансенов в научно-просветительной и познавательно-воспитательной работе21. На наш взгляд, данная статья представляет интерес в части, посвященной музеефикации археологических памятников Соловков. Основные же теоретические положения, изложенные А.А. Куратовым, уже не раз рассматривались в музееведческой литературе. Упомянем также сборник, изданный Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия, «Археологический фактор в планировочной организации территории» (1997 г.). В нем опубликован ряд статей, имеющих в основном практическое значение и анализирующих опыт использования памятников средневековой археологии в современной социокультурной и экономической ситуации22. Из новых работ, посвященных данной тематике, можно обратить внимание на статью И.М. Минеевой23, где автор рассмотрела особенности и перспективы «музейной археологии». Интересны мысли автора о сопряжении работы археолога и музейщика (использование исторических экспериментов как части музейной деятельности). Автор считает, что в археологической экспозиции должна быть представлена реконструкция «жизненной сферы, экологических и экономических условий среды обитания человека в древности». По мнению автора, нынешние экспозиции в полной мере не отражают эти требования. Нельзя не согласиться и с озабоченностью автора, относящейся к современному состоянию музеефикации археологических памятников. Вместе с тем, данная работа вызывает вопросы. Так, автор выделяет ряд «направлений, позволяющих археологические исследования поставить на музейную основу». Это суть: — Музеефикация археологического памятника; — Археологическое экспериментирование и реконструкция; — Комплексный, полидисциплинарный подход к проектированию экспозиции. Во-первых, последнее «направление» это скорее часть первого (ибо какое может быть проектирование экспозиции на памятнике, если не проведена его музеефикация?). Во-вторых, «археологическое экспериментирование» в музее является опять же частью процесса музеефикации памятника археологии (так как оно может входить в экскурсионные и исследовательские программы музея и способствовать популяризации музеефицированного памятника археологии)24. Кроме того, некоторые сведения, представленные автором, не совсем точны: так, ни во Владимиро-Суздальском, ни в Билярском заповеднике не проводилось никаких работ по консервации и организации показа археологических объектов. Следующая группа литературы посвящена работе отдельных археологических музеев. Довольно подробная информация о работе трех археологических музеев-заповедников (Танаис, Довмонтов город, Великие Булгары) содержится в уже упоминавшейся статье Н.М. Булатова25. Ценность этой работы в том, что автор привлек достаточной большой круг литературы и источников — отчеты об археологических и реставрационных работах. Содержательной является статья С.С. Айдарова26 о методах консервации и музеефикации Соборной мечети на Булгарском городище. Автор в основном затронул технологические вопросы, однако интересны рассуждения автора о проблеме восприятия памятника, его связи с природным окружением и т.п. Проблемам создания археологического музея под открытым небом на территории Довмонтова города посвящена небольшая статья О.А. Кондратьевой27. Из нее явствует, что не все предложения, выдвинутые реставраторами в процессе подготовки к музейному показу памятников Довмонтова города, были реализованы, из-за чего экспозиция музея страдает незаконченностью. Этой же теме был посвящен доклад В. Д. Белецкого, прочитанный в Чернигове28. Автор (много лет руководивший Псковской археологической экспедицией) критически оценил реализованный проект музеефикации Довмонтова города и предложил свое видение археологического музея под открытым небом. Статья А.Н. Кирпичникова о музее в Старой Ладоге носит скорее информационный характер. Автор описал уникальный в своем роде музей, где на территории 190 га представлено около 30 памятников археологии и архитектуры (сопки, курганы, остатки оборонительных сооружений IX-XVII вв.), этнографии (застройка поселка XIX в.) и природы29. Упомянем также работы, касающиеся деятельности музея-заповедника «Танаис»30 (в них авторы попытались объективно оценить полученный опыт, не скрыв ошибок и проблем, с которыми пришлось столкнуться музею) и статью А.Н. Рогачева31, содержатся сведения об истории и планах музея «Костенки» по состоянию на 1973 г. Отметим также и две работы, посвященные формирующемуся ныне музею-заповеднику «Старая Рязань». В статье А.В. Панкина32 излагаются основные идеи проекта музеефикации Старорязанского городища, В.П. Челяпов основное внимание уделил трудностям реализации этого проекта33, отметив важную проблему — отсутствие методики консервации земляных остатков. Следующая небольшая группа литературы — проекты археологических музеев-заповедников. Это, как правило, материалы различных научных конференций, симпозиумов и т.п. Так, в 1989 г. воронежскими археологами были опубликованы проектные предложения по музеефикации Семилукского городища34. Авторы высказывают несколько основных положений, при которых возможно создание музея: максимальное сохранение облика памятника в процессе археологических исследований, установление охранной зоны памятника. Предлагается реконструировать планировку древнерусского городка ХП-ХШ вв., причем «для этого могут использоваться бетонные модули-балки, имитирующие основания срубов на месте древнерусских жилищ. По мнению авторов, эти же модули, установленные на валу, позволят воссоздать основания деревянных укреплений древнерусского времени»35. Кроме того, в отдельном павильоне предложено экспонировать подлинные остатки некоторых сооружений городища. Отдельные информационные сообщения о проектах археологических музеев под открытым небом были представлены на научной конференции «Памятники археологии Центральной России: охранное изучение и музеефикация», прошедшей в 1994 г. в г. Рязани36. Можно упомянуть также проектные предложения по созданию музея на месте средневековой крепости в устье р. Годлик (Лазаревский район, г. Сочи)37. Авторами предложено три варианта консервации крепости и ее последующего музейного использования. Очевидно, что ни достаточных средств, ни возможностей (при большом научном потенциале) у организаторов таких музеев нет. Отсутствует четкая региональная (а еще лучше — федеральная) программа, ориентированная на создание таких музеев — они организуются за счет личной инициативы авторов раскопок. Очень редко к разработке проектов привлекаются специалисты по проектированию экспозиции. В конце 1980-х гг. появляются единичные работы, где затрагиваются вопросы организации и содержания экспозиции, рассматриваются виды деятельности археологических музеев-заповедников. В качестве наиболее интересного примера можно привести статью А. Д. Пряхина38, где автор определил цели и методы создания регионального музея-заповедника в Воронежской области. Причем, в задачи проектируемого музея автор включил новые для отечественных археологических музеев-заповедников положения: разработка научно-прикладной тематики «Музеефикация и охрана памятников археологии», проведение на территории заповедника исторических экспериментов (воссоздание и воспроизведение жизни в различные исторические эпохи), создание на основе «исторических» поселков туристско-гостиничных комплексов, подготовка на базе музея кадров археологов не только для Воронежской области, но и Советского Союза и зарубежных стран39. Плюсом этой программы стало предложение использовать как основу для создания такого комплекса уже существующие Костенковский и Дивногорский музеи, а также научные фонды, хранящиеся в областном краеведческом музее и в музее археологии Воронежского университета. К сожалению, этот проект не был реализован. До сих пор нет специальных работ, посвященных проблемам использования памятников археологии в туристической деятельности. Можно упомянуть лишь доклад В.Ф. Чеснока40, где автор поставил вопрос о создании «туристического кольца» по памятникам археологии Нижнего Дона. На сегодняшний день имеется лишь одна программа использования археологических музеев-заповедников как объекта туризма41. В ней предложено несколько экскурсионных маршрутов по памятникам археологии Воронежской области. Заканчивая наш обзор, отметим, что основная масса литературы посвящена технологии консервации археологических памятников. (Так, даже в работах Н.М. Булатова больше внимания уделяется технике закрепления каменных кладок, нежели организации экспозиции и внутренней структуры музея.) Вместе с тем, проанализированный нами комплекс литературы дает представление о развитии процесса музеефикации памятников археологии, идеях, возникавших на этом пути.
Раздел 1. ИСТОРИЯ МУЗЕЕФИКАЦИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|