Этапы музеефикаиии памятников археологии
На основании мирового и отечественного опыта можно выделить несколько этапов музеефикации памятников археологии: — выявление; — исследование (при необходимости включающее в себя разборку); — восстановление (либо проведение консервационных работ); — организация показа (установление охранной зоны, консервация, На наш взгляд, особенностью создания археологического музея-заповедника является то, что проектные работы могут (а в ряде случаев должны) вестись параллельно с раскопками. Причем фиксация памятника в процессе исследований ведется с учетом его последующей музеефикации. К этому следует добавить, что проект создания археологического музея-заповедника, как правило, не является окончательным и корректируется в зависимости от итогов каждого нового полевого сезона. П роведение раскопок и музеефикация археологических памятников В процессе музеефикации необходимо учитывать разницу в подходах к памятнику археологии у археологов и музейных работников. Для первых главное — выявление и максимальное исследование памятника. Причем, чаще всего эти исследования завершаются его разрушением. И это разрушение изначально заложено в методике проведения раскопок. Задача музейных работников — сохранение, популяризация и дополнительное исследование выявленных памятников. Для выполнения этой функции, естественно, надо иметь сам музейный предмет. Его-то зачастую и не хватает после завершения раскопок. Что же касается соотношения методики археологических исследований и интересов музеефикации, то эта сложная проблема, на наш взгляд, может быть решена в пользу музеефикации.
Рассмотрим несколько наиболее характерных примеров, когда методика проведения археологических исследований вступает в противоречие с задачами музеефикации. Довольно часто в исторически ценной части поселения позднейшими строительными работами уничтожается более ранний культурный слой. Скажем, средневековый слой нарушает слой раннего железного века, а постсредневековый объект (например, хорошо сохранившаяся деревянная мостовая 2-й пол. XVII в.) строится на безусловно исторически ценных, но невыразительных (с точки зрения музейщика) и с трудом реконструируемых остатках средневекового объекта. Таким образом, основное методическое требование — разборка и раскопка до материка зачастую не имеет смысла, так как основание только что разобранного объекта может покоиться на частично либо полностью разрушенном более раннем слое. Хорошо, если речь идет о деревянном сооружении, каменных остатках, сложенных без применения связующих растворов (либо с сильно поврежденными связующими швами) — эти объекты, после консервации их элементов можно заново собрать. Но как быть с сооружениями из глины, кирпича-сырца, разборка которых приведет к их полному уничтожению? В результате — соблюдается методика, но гибнет интересный объект, который можно было бы сделать частью музейной экспозиции. Можно предложить такой компромиссный подход. Если на памятнике обнаружен хорошо сохранившийся объект (например, остатки средневековой постройки) и точно известно о наличии под ним более раннего культурного слоя, то предпочтительнее будет сохранить этот объект, не выбирая ранний слой. Представляется, что можно пожертвовать неисследованными 100-200 кв. м раннего слоя для сохранения пусть и более позднего, но аттрактивного объекта. А общую картину существования на месте позднего, поселения более раннего города могут дать другие раскопы на этом памятнике. Впрочем, этот вопрос остается открытым для дискуссий...
Также в целях сохранения только что раскопанных объектов раскопки можно вести методом «подвижного» раскопа, когда выбираемый грунт не выносится за пределы раскопа, им засыпаются уже раскопанные и зафиксированные сооружения (например, землянки, ямы и т.п.). Такой способ естественной консервации представляется наиболее простым и эффективным, если нет возможности провести оперативную полевую консервацию с использованием химических средств. Правда, при этом нарушается важное методическое требование: невозможна фотофиксация общего вида раскопа. Раскопки земляных валов и рвов можно вести небольшим участком (такой ширины, которая потребуется для обеспечения безопасного проведения работ). Это позволит снизить риск разрушения археологического объекта. Важно помнить, что раскрытие объекта из-под дернового покрова — первый шаг к его постепенному разрушению (если не при помощи лопаты, то от воздействия окружающей среды). Это касается не только земляных объектов, но и сооружений сложенных из известняка, мела и ряда других материалов. Таким образом, методика раскопочных работ на памятниках, где запланирована музеефикация объектов, должна учитывать интересы музеефикации. В литературе уже подчеркивалась необходимость создания комплексных экспедиций, куда включались бы не только археологи, но и специалисты-музеологи, реставраторы147. Примеров создания подобных групп в «средневековых» экспедициях мы пока не имеем. Реализованные проекты, как правило, не являются плодом коллективного творчества археологов, реставраторов, музейных работников.'Примером может служить Довмонтов город, музеефикация которого вызвала резкую критику археологов148. Большинство из известных нам проектов создания археологических заповедников преследуют основную цель — сохранение археологического наследия для проведения раскопок149. Однако это половинчатая мера, которая нуждается в корректировке. Таким образом, проблема соотношения методики проведения раскопок и музеефикации памятников археологии пока еще весьма актуальна. Создание экспозиции.
Эту проблема сводится к решению двух основных вопросов: «Что показывать?» и «Как показывать?». Ответы на эти вопросы можно получить, рассмотрев критерии отбора археологических памятников (объектов) для музеефикации, формы использования памятников археологии в музейной деятельности и способы показа памятников. Критерии отбора археологических памятников (объектов) для музеефикации: —историческая значимость; —сохранность памятника (объекта); —информативность; —доступность; —современное значение. Если четыре первых критерия не нуждаются в более подробном объяснении, то на тезисе о необходимости учета современного значения археологического памятника (объекта) следует остановиться чуть подробнее. При проектировании музея, его организаторы должны представлять себе, чем этот музей сможет выделиться из ряда других музеев такого же типа (от этого зависит деятельность музея, его популярность у населения). Например, «Аркаим» — не просто памятник эпохи бронзы, но и место паломничества астрологов, магов всех мастей. Организаторы музея удачно использовали идеи об Аркаиме, как прародине арийской расы, как о святом месте, «заряженном» некоей потусторонней энергией. В результате — огромная популярность у туристов, и как следствие — возможность проводить научные исследования. Другой пример — Булгарское городище. Среди большинства мусульман России Булгар известен не просто как один из главных городов Волжской Булгарии, но прежде всего, как место принятия ислама предками современных татар. Как и сто и двести лет назад, городище ныне является местом паломничества для групп мусульман. В связи с этим организация заповедника на этом месте в принципе была оправдана. Однако ныне эта «символичность» почти никак не используется. Впрочем, критерии отбора могут варьироваться, так как есть определенная разница между музеефикацией памятника в условиях города и в не городской среды. На наш взгляд, можно выделить два основных типа археологических музеев:
— городской археологический музей; — археологический музей, расположенный вне черты города. методах музеефикации памятников археологии в городских и внегородских условиях. f, 7. Музеефикация а рхеологических памятников в условиях города В городе, как правило, музеефицируется лишь отдельный памятник. Создание археологического заповедника здесь (за редкими исключениями) невозможно, что обусловлено, во-первых, недостаточной сохранностью культурного слоя и, во-вторых, трудностями, связанными с вычленением обширной территории из городского организма. Поэтому для городских археологических музеев, как правило, характерен показ не комплекса памятников, а одного объекта, отобранного в соответствии с определенными критериями — сохранность, информативность, историческая значимость, приемлемое для музеефикации месторасположение. Причем, отметим, что в случае с городским памятником археологии такой критерий, как доступность не столь важен — до любой точки города можно довольно легко добраться. Гораздо большее значение приобретают геологические условия, влияющие на экспонирование, и сочетание с окружающей средой. Особенностью показа археологических памятников в условиях города является то, что их экспонирование осуществляется чаще всего в закрытых павильонах, т.е. памятник теряет визуальную связь с культурным ландшафтом города. Это обусловлено объективными причинами: при открытом показе расположенный в городском центре памятник может мешать уличному движению, подвергаться интенсивному воздействию выхлопных газов. Таким образом, следует признать, что «павильонный» способ показа памятника в городе пока не имеет альтернативы. Здесь лишним доказательством служит опыт зарубежных стран. Например, в центре Стокгольма у рикгсдага существует подземный археологический музей, основу экспозиции которого составили археологические находки, обнаруженные в ходе строительства подземных гаражей. Кроме вещей, в экспозиции представлена и часть городской стены средневекового Стокгольма. В России примером подобного экспонирования может служить Музей археологии Москвы. Впрочем, можно привести и примеры, когда памятники архитектурной археологии в условиях города экспонируются и на открытом воздухе. Здесь показателен опыт Польши. Так, в Кракове на Вавельском холме экспонируются остатки средневековых культовых сооружений. В этом случае были реставрированы верхние части кладки. На подлинной кладке посажены скальные растения. Такой метод «естественной» консервации позволил выявить особенности планировки раскопанного комплекса и придал ему определенное художественное значение150.
Основные положения, выдвинутые польскими реставраторами, сводятся к следующему: —развалины сохраняются в том виде, в котором они дошли до нашего времени; —реставрационные мероприятия должны предусматривать упорядочивание развалин в определенные формы с объединением их элементов незаметным для глаза способом; любые работы, направленные на реконструкцию развалин должны быть исключены; —допустимо восстановление только существующих частей, а не их фрагментов (при этом современные скрепляющие элементы должны использоваться как можно меньше и быть отличимы от более древних частей)151. Подобный подход, на наш взгляд, возможен в том случае, когда памятник располагается в городской заповедной зоне или в районе, где отсутствуют крупные промышленные предприятия и нет интенсивного дорожного движения. В условиях города чаще всего музеефицируются остатки архитектурных памятников. Однако нужно отметить, что в российских условиях подготовка к показу памятника археологии в городе сводится лишь к укреплению кладки, дополненной в лучшем случае гидроизоляционными работами. О каких-либо продуманных экспозициях речь, как правило, не идет. Это относится и к организации пространства вокруг памятника. В зарубежных странах проблеме экспонирования памятника археологии традиционно уделяется гораздо больше внимания152. В связи с таким отношением определяется и место памятника в городской среде. Чаще всего он — фон, антураж, но не полноценный музейный экспонат со своей «легендой» и своим особым местом в «коллекции», имя которой — исторический город. В богатой археологическими памятниками Москве можно привести лишь один пример консервации памятника архитектурной археологии in situ — основание Варварской башни Китай-города в переходе к станции метро «Китай — город». Он не включен в традиционный экскурсионный маршрут по Москве, да и включение памятника в современный контекст оставляет желать лучшего (многие москвичи его даже не замечают). Могут быть предложены следующие критерии музеефикации памятников в условиях крупной городской агломерации (в данном случае подразумевается Москва как один из самых крупных мировых мегаполисов): — Музеефикации подлежат наиболее аттрактивные и сохранившиеся в достаточно полном виде памятники — остатки мостовых, строительных сооружений, гончарные горны, печи и т.п. — Древность памятника не имеет определяющего значения (могут музеефицироваться и сооружения XIX в., если они необычны и редко встречаются во время археологических работ — например, деревянные водостоки и водопроводные трубы). — В случае обнаружения уникальных археологических памятни — При музеефикации следует учитывать особенности грунта в данном месте (это важно в том случае, когда памятник находится
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|