Создание первых археологических музеев-заповедников в России
Послевоенные годы являются особым временем для развития российского музейного дела и охраны памятников. В этот период предстояло осмыслить те огромные культурные потери, понесенные в войне, изменение общей социокультурной ситуации. К этому же времени относится и официальная кампания по укреплению патриотизма, развернутая в 1948-1949 гг. Такой «симбиоз» политических и культурных причин способствовал появлению целого комплекса документов: Постановления СМ от 14 октября 1948 г. «О мерах улучшения охраны памятников» и «Положения об охране памятников культуры». Нельзя не отметить, что данное Постановление базировалось на некоторых положениях декрета 1924 г. Вместе с тем, именно в 1948 г. появилась законодательная возможность объявлять заповедниками «памятники культуры комплексного характера, имеющие особое научное, историческое или художественное значение» Пб. Первые музеи-заповедники создаются в 1958 г. на базе историко-архитектурных комплексов116. В Постановлении 1948 г. содержалось разрешение на создание при Академии наук научно-методического совета по охране памятников культуры. Такой Совет был создан позже и стал одним из важных консультативных органов при организации новых музеев (в том числе и археологических заповедников). Также в Постановлении указывалось на необходимость разработки инструкции о порядке учета, регистрации и содержания археологических и исторических памятников. По сути работа над регистрацией археологических памятников, проводившаяся в 1930-х гг., начинается заново. К этому же периоду относится введение в научный оборот термина «музеефикация». Он утвердился в музееведческой науке после Великой Отечественной войны в период широкомасштабных работ по реставрации историко-культурного наследия и последующей организации музеев-заповедников. В те годы этот термин применялся в основном по отношению к памятникам архитектуры и подразумевал реставрацию и приспособление памятника под музейные нужды.
В археологической науке также происходят изменения, касающиеся, прежде всего, древнерусских памятников. Начинаются крупномасштабные работы по изучению культурного слоя в Новгороде, Пскове, Москве. Именно в это время можно говорить о начале городской средневековой археологии. Возрождается экспедиционная деятельность вне городов. Но нельзя не отметить такой парадокс: расширение и увеличение объемов археологических работ в послевоенное время не способствовало сохранению памятников археологии. Методика раскопок, например, древнерусских памятников не позволяла произвести их последующее восстановление. И если в 1910 г. А.А. Спицын ратовал за восстановление раскопанных курганов, тов1951г.Д.А. Авдусин рисовал такую «методически правильную» картину окончания раскопок: «После раскопок от насыпи кургана не остается ничего, кроме груд выброшенной земли, кольцом окружающей площадку раскопанного кургана, представляющую собой древнюю поверхность, на которой он был насыпан»117. Первые примеры создания археологических музеев-заповедников приходятся на начало 1960-х годов. Назвать этот период благоприятным для дела сохранения археологического наследия вряд ли можно. Интенсивное строительство, сельскохозяйственная деятельность вновь (как и в 1930-х гг.) заставили вспомнить о необходимости охраны памятников. Даже в официальных документах того времени обрисована довольно тревожная картина. Так, в Постановлении СМ РСФСР от 30 августа I960 г. «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» отмечалось, что многие памятники культуры (в том числе и археологические) находятся в запущенном состоянии, средства, выделенные для их ремонта и реставрации зачастую расходуются не по назначению. Констатировано, что за несколько лет (2-я пол. 1950- х гг.) «имели место разрушения памятников археологии и архитектуры в Краснодарском и Ставропольском краях, Калужской, Рязанской, Сталинградской и других областях»118. В числе первоочередных мероприятий по улучшению содержания памятников культуры в 1960-1965 гг. планировалось «провести научное исследование археологических памятников, длительная сохранность которых не может быть обеспечена. Установить на памятниках щиты с объяснением значения этих памятников... Установить вокруг памятников охранные зоны, в пределах которых не могут допускаться работы, причиняющие ущерб памятникам»11в.
Примечательно, что в это же время происходят изменения в области понимания задач реставрации памятников культуры. В 1964 г. под эгидой ЮНЕСКО принимается «Венецианская хартия», где дается расширенное понятие исторического памятника, который определяется как «произведение или среда, носящие характерные признаки определенной цивилизации, особого пути развития или исторического события»120. Влияние положений хартии на менталитет российских реставраторов ощущается до сих пор. Тогда же советская реставрационная школа восприняла основные положения Хартии: приоритет консервации памятника перед реставрацией, необходимость по-новому осмыслить роль памятника как «живой» части культурного наследия, неотделимость памятника и исторически сложившейся среды, окружающей его. Описывая состояние дела охраны памятников археологии в 1960-е гг. нельзя не упомянуть и правительственные меры по организации туристической деятельности. В 1966 г. принимается Постановление СМ РСФСР «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории и культуры в РСФСР». Данный документ был направлен прежде всего на развитие туристических маршрутов. Отражением подобных стремлений стало приложение («Перечень») к Постановлению, где устанавливалась очередность проведения ремонтных работ на памятниках истории и культуры, находящихся на основных туристических маршрутах. Среди прочего в «Перечне» упоминались и работы по музеефикации в 1966-1967 гг. средневековых археологических памятников Новгорода, Смоленска121, а в 1967-197 0 гг. и погребального комплекса в г. Орджоникидзе122.
В этих условиях в конце 1960-х — начале 1970-х гг. начинает свою деятельность целый ряд музеев-заповедников, имеющих в своем составе музеефицированные археологические памятники и объекты, принимается ряд решений об организации археологических музеев: 1961 г. — организуется и начинает функционировать первый археологический музей-заповедник «Танаис»123; 1967 г. — начинаются работы по подготовке к показу остатков палеолитической постройки в Костенках124; 1968 г. — издается Постановление Совета министров РСФСР «О создании на базе Псковского историко-художественного музея и памятников истории и культуры г. Пскова и его окрестностей Псковского историко-архитектурного музея-заповедника125 и Постановление СМ РСФСР об организации на территории городища Старая Рязань археологического заповедника126; на базе общественного краеведческого музея создается музей «Беломорские петроглифы» (г. Беломорск, Карелия). 1969 г. — территория Булгарского городища, а также городищ Биляр и Сувар объявляется заповедником, в том же году принимается решение о музеефикации городища Селитренное (Астраханская обл.)127. Появляется первая работа, посвященная музеефикации памятников археологии128. 1971 г. — основан Староладожский историко-археологический и архитектурный музей-заповедник (в 1984 г. включен в список музеев республиканского значения). 1977 г. — создан музей на месте античного памятника Горгиппия (Анапа) (VI в. до н.э. — III в. н.э.). Чуть позже на памятнике начинаются долговременные консервационные работы а сам заповедник расширяется -— кроме античного городища в его состав входит средневековая Турецкая крепость. Кратко мы остановимся на двух первых археологических музеях, где археологические объекты были музеефицированы in situ. Опыт их работы, несомненно, оказал влияние на деятельность других археологических музеев, созданных в более поздний период.
Первым действующим археологическим музеем-заповедником в России стал «Танаис», организованный в 1961 г. на базе раскопок, проводившихся с 1955 г. Нижне-Донской экспедицией, на Танаисе-Недвиговском городище. Танаис, основанный в III в. до н.э., являлся самой северной точкой греческой колонизации. Уникальность этого города — в его пограничном положении между греческой ойкуменой и «варварской» культурой. При музеефикации древнего Танаиса организаторы преследовали следующие цели: 1) создание экспозиции под открытым небом; 2) выставка находок, найденных во время раскопок; 3) создание базы работы экспедиции и хранения экспонатов; 4) пропаганда самого памятника, археологических и исторических знаний129. При организации экспозиции возник основной вопрос: какой период истории Танаиса наиболее предпочтителен для показа. Организаторы музея столкнулись здесь с проблемой, характерной для многослойных памятников — как сочетать в экспозиции поздние и древние культурные слои, ведь раскрытие и показ более древних напластований возможны за счет уничтожения более поздних. Проблема была решена следующим образом: основная часть экспозиции представляла собой остатки Танаиса III в.-I в. до н.э., другая часть — постройки II — IV в. н.э. Экспозиционное пространство решено в виде отдельных законсервированных раскопов. Организаторы музея не пошли на показ полностью открытого города (как, например, в Помпеях). Это вполне объяснимо: организаторы не планировали проведение экскурсий непосредственно на танаисских улицах. Посетители должны были осматривать памятники с борта раскопа. При таком способе показа памятники не подвергаются разрушению. Состав экспозиции разнообразен: экспонируется часть городской стены, участок крепостного рва, отдельные дворы и части улиц. Нужно отметить, что компактность расположения музеефицированных раскопов позволяет воссоздать довольно цельную картину города. Интересно, подход к использованию реконструкций в музее в разные годы был различным. Первоначально в подлинную экспозицию была включена реконструкция хозяйственной постройки III в. н.э., остатки которой были обнаружены у крепостной стены. В этой постройке предполагалось восстановить интерьер: хлебопекарную печь, ручную мельницу, амфоры с зерном130. Однако с годами взгляды на использование реконструкции в музее-заповеднике несколько изменились. Было признано, что наиболее оптимальным является проведение на памятнике только консервационных работ; в крайнем случае — частичной реставрации. Реставрация с элементами реконструкции пригнана неприемлемой131.
Вместе с тем, в экспозицию вошли макеты строений, выполненные как в натуральную величину, так и в масштабе 1:10. Так, например, созданы макеты крепостных башен Танаиса и макет хижины, выполненный по итогам раскопок Подазовского городища. Причем, эти макеты расположены вне раскопов и носят скорее вспомогательный характер. Кроме того, было признано возможным размещение графических реконструкций непосредственно у раскопов или в стационарной экспозиции. Отметим несколько основных моментов, характерных для нынешней экспозиции «Танаиса»: — раскрытие и показ городища относительно небольшими участками; — открытый способ показа всех объектов; — использование макетов и реконструкций вне экспозиции. Однако лишь в начале 1970-х гг. решение о создании музея начало реализовываться. Первоначальный проект предусматривал показ палеолитического жилища из костей мамонтов, участка раскопа с различными культурными напластованиями (их планировалось показывать зачищенными на разных уровнях) и геологический разрез верхне-червертичных отложений132. Проект не был полностью реализован. На сегодняшний день экспозиция музея в Костенках включает в себя музеефицированный in situ раскоп с остатками жилища из костей мамонта и вскрытыми хозяйственными ямами. Раскоп экспонируется в специальном павильоне площадью 720 кв. м. Стенки раскопа закреплены бетоном, наверху расположены смотровые площадки. Одна из стенок раскопа частично раскрыта для показа геологического профиля. Основную же часть музея занимает экспозиция, где представлены археологические находки. В настоящее время готовится изменение экспозиции музея, что, впрочем, касается ее части, где экспонируются вещи (например, запланирован показ чучела мамонта). Отметим особенности экспозиции в Костенках: — показывается не комплекс памятников, но один памятник; —открытый способ показа объекта в специальном павильоне; —включение предметной экспозиции как части музеефицирован- Возвращаясь к концу 1960-1970 гг., упомянем, что в Белоруссии проводится поэтапная консервация древнерусского городища Берестье133, ведутся работы по консервации основания Варварской башни Китай-города в Москве. В 1976 г. принимается «Закон СССР об охране и использовании памятников». Закон пришел на смену Постановлению 1948 г. и во многом повторил положения этого документа. В1979 г. общесоюзный Закон «дублируется» принятием «Закона РСФСР об охране и использовании памятников». Таким образом, 1960-е-19 70-е гг. представляют собой определенный рубеж в развитии идей музеефикации памятников археологии. Практически в одно время (но с разным успехом) начались работы по музеефикации Довмонтова города, Булгарского городища, Танаиса, Костенок. Именно тогда были разработаны основные методики консервации археологических объектов, определились способы их показа134. Однако нельзя не отметить, что не все постанов ления были выполнены. Так, например, прекратился процесс му-зеефикации Селитренного городища, долгое время не велись никакие работы по созданию охранных зон и разработке проекта музее-фикации Старорязанского городища (его музеефикация до сих пор не проведена). Не проводились также и запланированные в Постановлении СМ РСФСР от 1966 г. и работы по музеефикации археологических памятников Новгорода и Смоленска. Анализ истории музеефикации археологических памятников показывает, что формирование отношения к памятникам археологии как к части культурного наследия в России прошло довольно долгий путь. Этому способствовали не только внешние факторы (войны, революции), влияющие на сохранность привычной среды обитания (и включенные в нее памятники археологии), но и постепенное внутреннее осознание необходимости сохранения этих памятников как напоминания о прошлом. Можно говорить о формировании у населения страны к 1950-м гг. взгляда на археологические памятники как на часть культурного наследия, требующую охраны. Во многом благодаря такой «культурной подготовленности» стала возможной успешная деятельность первых археологических музеев, в состав которых вошли экспозиции под открытым небом (прежде всего, на Юге России). К факторам роста популярности этих музеев можно отнести и то, что их организаторы старались творчески использовать зарубежный опыт. Отечественная школа реставрации и консервации вышла на достаточно высокий уровень. Вместе с тем в плане создания экспозиций наблюдалась некоторая ограниченность, «сухость» и стремление к методической «унификации», когда не самые успешные опыты музеефикации становились примером для подражания. Это отражало общую тенденцию к унификации экспозиций, характерную для отечественного музееведения конца 1940-начала 1980-х гг. и детерминированную особенностями идеологической системы советского государства. В конце 1980-х — 1990-х гг. в российской археологической и музееведческой периодике идут дискуссии о целесообразности раскопок неразрушающихся памятников135, возникают и активно раз-подсознательной) уйти от экспозиционного «гнета», расширить горизонты музейной деятельности. Впрочем, и для этого типа музеев вскоре возникла опасность попасть в прокрустово ложе схем, методических рекомендаций и указаний. Прежде всего, это касается первых лет деятельности «Танаиса». виваются теории «археологического районирования» (археологических микрорегионов)136, уникальных историко-культурных территорий (археологической уникальной территории как производного от УИКТ)137, экомузеев138. Список археологических музеев за этот период пополнился: 1985 г. — в селе Юдиново Брянской области на месте раскопок палеолитической стоянки организуется музей. 1988 г. — основан музей-заповедник «Томская писаница» (Кеме 1989 г. — создан филиал Воронежского областного краеведческого музея природный, историко-археологический музей-заповедник «Дивногорье» (с 1991 г. музей-заповедник работает как самостоятельная единица). Включает Маяцкое городище, ката-комбный могильник, селище. 1992 г. — на базе крупнейшего в Центральном Предкавказье памятника археологии создается археологический и природный музей-заповедник «Татарское городище» (г. Ставрополь). Ныне музей включает в себя три городища общей площадью около 200 га. 1991-1992 — организуется музей-заповедник «Аркаим» (Челябинская область). 1996 г. — постановлением Правительства РФ на основании закона РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» организован Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово Поле» (в орстав этого музея включен ряд средневековых селищ и городищ). 1997 г. — в Москве проведена музеефикация Воскресенского моста — памятника археологии XVI — XVII вв. Анализируя нынешнее состояние дела охраны археологического наследия и музеефикации памятников археологии, можно сказать, что ситуация постепенно приобретает угрожающие черты. Расширяется деятельность грабителей (из традиционно «горячих» южных областей России это движение постепенно добирается до относительно «спокойных» районов средней полосы), ведется интенсивное строительство, при котором археологический надзор осуществляется не всегда на должном уровне, недостаточно средств выделяется на поддержание памятников, взятых на охрану и т.дш. Законы об охране памятников СССР и РСФСР 1976 и 1979 гг. морально устарели и требуют серьезных изменений. Попыткой облегчить такое тяжелое положение стал разработанный в 1993 г. проект Закона Российской Федерации об археологическом наследии140. В нем учитываются многие реалии новой ситуации (например, оговариваются права собственности на памятники археологии, порядок финансирования охранных мероприятий, оговариваются права лиц, получивших Открытый лист на проведение раскопок, вводится понятие лицензирования на право использования памятников археологии и археологических территорий и т.д.). Правда, в этом проекте не рассматриваются законодательные основания для создания археологических музеев-заповедников. А именно эти меры наиболее действенны при сохранении уникальных археологических комплексов (памятников). К сожалению, проект Закона так и не принят российскими законодательными органами. Не принят также и Указ Президента РФ «О неотложных мерах по сохранению археологического наследия народов РФ», проект которого был направлен главе государства участниками совещания «Неотложные задачи сохранения археологического наследия народов РФ» еще в 1994 г. Совещание проходило под эгидой НИИ культурного и природного наследия при участии крупнейших археологов и специалистов по охране памятников141. Отчасти скудость законодательной базы компенсирует Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», принятый Государственной Думой 24 мая 2002 г. Однако остается еще огромное количество нерешенных вопросов в области охраны и использования памятников археологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|