Формы использования памятников археологии (археологических объектов)
Наряду с различными типами музеефицированных археологических памятников выделяются следующие формы их использования: — уникальная историко-культурная территория (или экомузей), — археологический музей-заповедник, археологический парк, «живой памятник». Археологические памятники в системе УИКТ, как правило, не играют определяющей роли. Их использование сводится в основном к исследованию и наблюдению за их состоянием. Пока эта форма использования наследия в России недостаточно популярна. Из наиболее перспективных проектов можно было бы упомянуть военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» и экомузей «Тазгол», где городища-убежища, курганные могильники и т. п. планируется включить в число объектов экспозиции под открытым небом. Археологический памятник в археологическом музее-заповеднике используется наиболее полно, он является главным предметом экспонирования и исследования, с ним связана основная музейная деятельность. Например, в музее-заповеднике «Танаис», в состав которого ныне входит несколько историко-культурных комплексов, все-таки основным объектом показа является городище. Памятники археологии в системе археологического парка. В отличие от археологического музея-заповедника в археологическом парке памятники могут дополняться этнографической экспозицией, современными реконструкциями древних сооружений. Эта форма пока недостаточно популярна в России («Томская писаница» и «Аркаим», возможно, единственные примеры археологических парков). «Живой памятник». В этом случае на памятнике (объекте) проводятся лишь необходимые консервационные и реставрационные работы. Говорить о полном цикле музеефикации в этом случае не приходится, так как ни экспозиционной, ни туристской деятельности на таких памятниках не ведется. Как правило, эти объекты являются частью городской среды. Наиболее эта форма развита в ряде европейских стран (Италии, Болгарии, Греции, Турции). Из зарубежных примеров можно было привести «Арены Лютеции» — античный амфитеатр, расположенный в парижском квартале Жар-ден де План. Арены были возведены во II-III вв. н.э. В 280 г. н.э. во время нашествия варваров они подверглись разрушению. В 1869 г. Арены были вновь открыты, а в 1883 окончательно раскопаны. Уже в нашем веке объект полностью отреставрирован и открыт для показа. Сохранились несколько рядов мест для сидения, открыты клетки для диких животных (восстановлены решетки этих клеток) и вход на арену. Реставраторы отказались от создания музея на месте объекта, проведя лишь необходимые консервационные работы. Интересно, что Арены и сейчас используются по своему назначению: жители прилегающего квартала каждый вечер играют там в спортивные игры. В России эта форма использования археологического наследия пока не практикуется (исключением здесь, видимо, служит лишь основание Варварской башни в Москве).
9. Способы показа археологических памятников Традиционно выделяются три способа: — открытый (объекты полностью открыты для осмотра) (рис. 1); — полуоткрытый (показ объектов в бортах раскопа, либо, еслиречь идет об архитектурном комплексе, демонстрация интерьера раскопанного сооружения с засыпкой наружных стен); закрытый (такой способ состоит из засыпки раскопанных объектов и выведения современной «экспозиционной» кладки на поверхность) (рис. 2); К трем основным способам мы можем добавить и четвертый, который условно назовем — павильонный (этом случае памятник экспонируется в специально построенном помещении или внутри здания) (рис. 3).
Каждый из этих способов имеет свои недостатки и достоинства. Открытый способ дает наибольшую информацию о памятнике, но вреден для его физического состояния. Полуоткрытый способ менее опасен для памятника, но его внешний вид менее привлекателен, а «информативная» ценность памятника снижается. Наконец, при закрытом способе разрушение памятника приостанавливается, но экспозиция теряет предмет экспонирования — подлинный памятник. Неизбежное разрушение памятника при открытом и полуоткрытом способе показа вынуждает прибегать к «павильонному» способу, при котором, однако, памятник археологии теряет визуальные связи с современной архитектурной средой. Хотелось бы подробнее остановиться на проблеме использования «закрытого» способа показа археологических объектов на примере Довмонтова города. Метод, применявшийся при музее-фикации археологических остатков Довмонтова города, состоял в надстройке стен вскрытых сооружений защитной кладкой, которая перекрывалась более широкими, нежели стена, железобетонными плитами толщиной 6-7 см153. Вскрытые остатки полов вновь засыпались землей. Таким образом, на поверхности оставалась современная кладка, повторяющая очертания древних построек. К сожалению, часть проекта так и осталась нереализованной. Например, реставраторами предлагалось выводить защитную кладку на разные уровни, чтобы снять ощущение статичности экспозиции, применить покрытие несколько иного характера — вместо железобетонных накладок использовать прозрачный пластик, который позволял бы видеть подлинную средневековую кладку164. Однако, видимо, из-за отсутствия средств эти предложения не получили развития. Не было реализовано и другое предложение: применить менее дорогостоящий метод показа древней кладки, соорудив на лицевой поверхности построек смотровые окна155. Созданная экспозиция под открытым небом вызвала критику археологов. Так, В.Д. Белецкий (в течение многих лет возглавлявший Псковскую археологическую экспедицию) посчитал неприемлемым показ архитектурных остатков подобным образом. По его мнению, в этом случае памятник теряет свою достоверность, искажается его внешний вид156. Кроме того, автор посчитал необоснованной засыпку землей части памятников. По его мнению, архитектурные остатки Довмонтова города должны быть восстановлены в том виде, в каком они предстали после завершения раскопок, т.е. максимально открытом. Причем, в этом случае возможно и экспонирование интерьеров раскопанных сооружений157. Н.М. Булатов также считал неудачной консервацию Довмонтова города, предложив открыть древние фундаменты для обозрения.
Метод, примененный при консервации церквей Довмонтова города, впрочем, имеет с некоторые основания. Можно усомниться в уверенности Н.М. Булатова относительно долговечности материалов, из которых сложены остатки. Местный плитняк, связующие растворы, несмотря на высокое качество исполнения все равно довольно интенсивно разрушаются. Здесь иллюстрацией могут послужить остатки архитектурного объекта Псковского Кремля — Вар-лаамской башни. На ней пока не проводилось реставрационных работ и поэтому и кладка, и связующий раствор башни подлинные. Налицо явные следы выветривания, растрескивания блоков плитняка из-за попадания внутрь влаги и интенсивной растительности. Довмонтов город, расположенный в отличие от Варлаамской башни не на берегу реки (а, следовательно, в какой-то степени защищенный от выветривания), тем не менее, также подвергался бы активному воздействию атмосферных осадков и растительности. Кстати, на современной защитной кладке некоторых объектов Довмонтова города тоже наблюдаются разрушения. В основном они происходят от интенсивного воздействия растительности. Реставрационно-консервационные работы в Довмонтовом городе, возможно, будут продолжены: Псковским филиалом Института «Спец-проектреставрация» разработан проект музеефикации трех наиболее сохранившихся храмов — церквей Рождества Христова, Покрова Богородицы и Сошествия Св. Духа. Их стены, долгое время находившиеся под насыпью так называемой «Рождественской батареи» (земляно го бастиона XVIII в.) сохранились местами на высоту 3-5 м. Это наиболее хорошо сохранившиеся здания Довмонтова города. Начата их реставрация (впрочем, из-за отсутствия средств реставрационные работы приостановлены). К сожалению, автору не удалось ознакомиться с проектом музеефикации этих объектов, однако то, что уже сделано реставраторами вызывает ряд вопросов. Так, например, одна из построек, сложенная из плитняка, достраивается современным кирпичом.
Ко всем критическим замечаниям хочется добавить еще одно: большинство церквей Довмонтова города усилиями археологов «обрели» свои исторические имена. Почему бы у остатков церквей Дмитрия Солунского, Николы с Гребли, Кирилла, Федора Страти-лата и др. не поставить простые указатели с указанием основных сведений об этих храмах (название, время постройки)? Что же касается павильонного способа показа, то он может использоваться не только в городских условиях. Например, он применяется в Булгарском музее-заповеднике, где археологические остатки экспонируются внутри Восточного мавзолея158. В состав экспозиции входит несколько белокаменных сарокфагов, деревянные остатки гробов, хозяйственные ямы и остатки кирпичного гончарного горна. Осмотр экспозиции осуществляется с обзорной площадки, проходящей по середине мавзолея на уровне современного пола. Также можно упомянуть и пока не реализованный проект музеефикации Маяцкого городища (Дивногорский историко-культурный и природный музей-заповедник)152. Проект состоит в следующем: над сохранившимися остатками стены в юго-западной и юго-восточной частях крепости возводится металлический каркас, облицованный меловыми блоками, имитирующими кладку подлинной крепостной стеньг. Причем, нижние ряды блоков должны полностью повторять кладку сохранившихся остатков. «Имитационная» ст_ена не соприкасается с подлинной кладкой, поэтому ее ширина на 1,5 м больше, нежели ширина существовавших крепостных стен. Юго-западный участок стены восстанавливается от южного угла до воротного проема (длина этого участка составляет 30 м), юго-восточный участок восстанавливается от южного угла на длину 22 м. Таким образом, речь идет о реконструкции лишь части крепости. Высота стен с зубцами — 6 м160. «Имитация крепости» служит одновременно и павильоном для экспонирования подлинных остатков Маяцкого городища (рис. 4). Подобное решение несколько отличается от обычных методов консервации и экспонирования белого камня. Это и понятно, ведь в данном случае реставратор имеет дело с совершенно особым материалом — мелом — отторгающим любой традиционный консервационный раствор, кроме приготовленного на меловой основе. Мел по своей структуре гораздо мягче известняка, он гораздо сильнее, нежели известняк, подвержен разрушительному воздействию атмосферных осадков и выветривания. Открытый способ экспонирования меловых остатков на данный момент невозможен. Следующий вопрос касается разборки найденного комплекса. Разборка — необходимое действие, даже если памятник запланировано музеефицировать. Разборка оправдана в тех случаях, когда ниже найденного сооружения предполагается наличие более древних культурных слоев. Ее можно применять, если комплекс мешает проведению строительных работ (находится на пути движения машин, вывозящих грунт, подъемных кранов и т.п.), с условием восстановления комплекса по их завершении. Однако существует оговорка: не всегда возможно восстановить разобранный объект.
Восстановление объекта на его исконном месте, на наш взгляд, является важнейшим условием музеефикации. Следование этому принципу избавит от его вынужденного вырывания из места его бытования. Кроме того, археологический объект является историческим источником (особенно если речь идет об уникальном объекте), следовательно, любое изменение снизит его информативность. Естественно, восстановление должно производиться из тех материалов, из которых состоял объект. Частью проблемы организации показа является создание площадок для осмотра экспозиций—от их расположения зависит восприятие му-зеефицированного объекта посетителями (рис. 5). Большая часть из них касается объектов, музеефицированных с помощью «павильонного» способа. С этой проблемой связана проблема закрепления стенок раскопов. Нужно признать, что идея, высказанная Н.М. Булатовым161, о необходимости делать скосы бортов раскопа на данный момент является наиболее продуктивной. Остается только добавить, что наиболее оптимальным является устройство скошенных бортов крутизной не более 45 °. Однако здесь необходимо учитывать, месторасположение музеефици-рованного памятника (объекта). Дело в том, что при скошенных бортах увеличивается площадь раскопа. Причем, чем глубже раскоп, тем большую площадь он будет занимать (если будут сделаны скошенные борта). Если раскоп музеефицируется на территории крупного археологического заповедника, то эта проблема не стоит столь остро. Но как быть при организации показа павильонным способом? Очевидно, выход здесь нужно искать в создании бортов небольшой градусности, а осмотр объекта производить не с борта раскопа, а с площадки, чуть приподнятой над раскопом, либо опущенной в него. При такой организации показа площадь раскопа увеличивается несущественно, но при этом посетители могут осмотреть музеефицированный объект. В этом случае снижается опасность обрушения стенки раскопа, с которой производится осмотр. Главной особенностью экспонирования археологических памятников in situ является их «жесткая» привязка к определенному месту. Экспозиционеры, работающие с археологическими памятниками, вынуждены строить экспозицию, исходя из расположения музеефи-цируемых памятников. Иначе говоря, само расположение вскрытых памятников диктует условия и методы экспонирования. В этом отличие от стационарной музейной экспозиции, где есть возможность комбинации вещевых памятников и размещения их в определенном порядке (хронологическом, тематическом, коллекционном и т.п.) и этнографического музея под открытым небом, где этнографические архитектурные комплексы могут размещаться достаточно свободно. Что же касается экспозиций существующих археологических музеев, то их основой, «стержнем» является стремление к выявлению и показу планировки археологического комплекса. Еще одной особенностью экспонирования археологического комплекса (памятника) является компактность его расположения. Это позволяет дать более полную и понятную картину планировки древнего города (либо отдельного района). Естественно, если комплекс не нарушен поздними переотложениями культурного слоя, что случается крайне редко. Отдельную проблему составляет использование в экспозиции музея-заповедника реконструкций и памятников, привезенных извне. Реконструкции, выполняемые зачастую на высоком научном уровне, являются скорее гипотезой. Они могут использоваться во время исследований, но их существование в экспозиции музея-заповедника, на наш взгляд, спорно. Невольно организаторы музея вводят экскурсантов в заблуждение, особенно когда речь идет о не совсем удачных реконструкциях. Вместе с тем, реконструкции разнообразят экспозицию, делают ее более наглядной. Возможно, выход в создании полной реконструкции памятника вне археологически ценной его части в уменьшенном масштабе. Это будет интересно и для исследователей, и для посетителей. Выше мы уже упоминали, что реконструкции древних сооружений используются в основном в археологических парках. Так, например, в 1997 г. в Аркаиме велись работы по воссозданию сарматского кургана в натуральную величину, погребальных сооружений эпохи бронзы, раннего железного века и раннего средневековья162. Более корректным, на наш взгляд, является исключение реконструкций из экспозиции под открытым небом, перенос их в закрытую экспозицию. Здесь примером такого осторожного отношения к реконструкциям может служить проект музеефикации Юловского городища (Пензенская обл.), где места жилых и хозяйственных построек лишь обозначаются нижними венцами срубов, а рядом на стендах помещены реконструкции этих строений163. В «Танаисе» существуют реконструкции городских башен, выполненные в уменьшенном масштабе (см. рис. 7). Также возможно использование элементов реконструкции на археологическом памятнике (объекте). Например, можно было бы «достраивать» гончарный горн, печь, архитектурный свод из плексиглаза прозрачной пластмассы и т.п. Подобный способ весьма экономичен, безопасен для состояния объекта (нагрузка на древнюю кладку минимальная), он может предохранить объект от вредных воздействий извне. При этом можно будет наблюдать подлинный объект. Есть еще один вариант: создание точных уменьшенных копий археологических памятников и размещение их вне исторически ценной части музея-заповедника. Эти копии могут создаваться из тех же материалов (дерева, камня и пр.), что и подлинный памятник. Думается, что созданием таких «городков в миниатюре» можно заинтересовать археологов, ведь в этом случае будет возможно осуществить осязаемую реконструкцию раскопанного памятника. О популярности таких моделей городов среди посетителей музеев свидетельствуют примеры зарубежных стран, где в парках представлены точные копии европейских архитектурных памятников. В зарубежной практике мы можем встретиться с комбинированным способом экспонирования археологического памятника. Так, в Германии на территории, принадлежащей общине Гешинген в 1973 г. были обнаружены остатки римской виллы III в. н.э. Раскопки позволили полностью выявить планировку памятника, а также отдельные хорошо сохранившиеся части здания. Было принято решение о музеефикации виллы. Большинство вскрытых частей памятника законсервированы и ныне экспонируются без каких-либо попыток реконструкции, а часть главного дома (включая интерьер) восстановлена по материалам раскопок Помпеи164 (рис. 8). Иначе построена экспозиция в шведском музее «Экеторп» на о. Эланд, созданном на месте раскопок крепости викингов (300-1200 гг. н.э.)165 (рис. 9). Организаторы музея попытались воссоздать средневековые укрепления и внутреннюю организацию крепости. средневековые укрепления и внутреннюю организацию крепости. Здесь реконструкции используются как основа экспозиции под открытым небом, хотя наряду с восстановленными сооружениями экспонируются основания подлинных домов викингов. На наш взгляд, не самым удачным является включение реконструкций в экспозицию археологического музея в Стокгольме186 (рис. 11). Идея авторов экспозиции «представить дух средневекового Стокгольма, повседневную жизнь его обитателей» нашла свое отражение в создании реконструкций городских построек. Из-за этого археологический музей напоминает скорее этнографический музей Скансен, а деревянные новоделы несколько контрастируют с подлинными остатками городской стены 1-й половины XVI в. Что же касается объектов, привезенных с мест других раскопок и включенных в экспозицию музея-заповедника, то здесь необходимо помнить о том, что археологический объект является, прежде всего, историческим источником. Его научное значение, в свою очередь, находится в большой зависимости от места расположения, а «вырывание» объекта (каменной бабы, деревянного сруба, мостовой) и помещение в чуждую историческую среду снижает его информативность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|