Уровни морального развития в отрочестве
Моральные нормы как основной регулятор человеческих отношений, естественно, подвергаются пересмотру в отрочестве – в пору пристального, обостренного интереса к этой сфере жизни. В исследованиях Л.Кольберга выделяются три основных уровня развития моральных суждений: преконвециональный, конвенциональный и постконвенциональный. В начале подросткового возраста ребенку присущ конвенциональный уровень развития моральных суждений, т.е. уровень, который достигается тогда, когда ребенок некритично принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины. Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются как истина в последней инстанции. Закон выполняется ради того, чтобы получить одобрение или избежать наказания, а не в силу ценности закона как такового. Действия на основе узаконенных группой правил поведения дают ребенку основания считать себя “хорошим” (законопослушным). Эти правила могут быть всеобщи, как, например, заповеди Моисея. Но не выработанные самим ребенком, они не являются итогом его свободного выбора, а принимаются как норма той человеческой общности, с которой подросток идентифицируется. Постконвенциональный уровень развития моральных суждений достигается, с точки зрения Л. Кольберга, достаточно редко даже взрослыми людьми, но принципиально доступен, начиная с подросткового возраста, а точнее – с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления. Это уровень выработки личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отличаться от норм референтной группы. Выведенные самим человеком, эти принципы имеют, однако, общечеловеческую широту и универсальность. Речь идет о поиске всеобщих оснований человеческого достоинства, с помощью которых преодолевается ограниченность моральных законов отдельных человеческих общностей. Таково золотое правило, нравственный императив и др.
Если подростка поставить в ситуацию поиска оснований различных моральных выборов, то такая ситуация развивает способность к моральным суждениям. Продуктивной парадигмой изучения морального развития подростка, проявляющегося в нравственном поведении, является деятельностный подход (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Развивая тезис Л.С.Выготского о социальном характере психики ребенка, отечественные психологи рассматривают нравственное развитие как присвоение подростком моральных норм, их обобщение и превращение во внутренние “моральные инстанции”, реализуемые в нравственном поведении. Согласно А.Н.Леонтьеву, усвоение морального требования происходит на уровне значений и на уровне личностных смыслов: знаемая норма становится действенной лишь тогда, когда она входит в контекст ведущей деятельности и приобретает психологически действенный смысл. Поскольку в основе развития сферы значений и сферы личностных смыслов лежат разные психологические причины, познавательный и мотивационный аспекты нравственного развития могут не совпадать, между вербальным и реальным поведением в ситуации нравственного конфликта может наблюдаться разрыв. В исследовании Н.А. Хазалии было установлено, что честность, являясь важнейшим качеством личности, в силу ее особых структурно-содержательных и процессуальных характеристик выступает активно образующим фактором развития, определяющим условием становления самосознания, самоопределения 10-15-летнего подростка. Становление и развитие честности как возможности подростка приобщиться к обществу в качестве реального его члена, как было показано Д.И.Фельдштейном, подразделяется на несколько стадий. На первой стадии (в 10-11 лет) подросткового периода ребенок стремится быть значимым среди взрослых, получить со стороны других признание своих возможностей, добиться доверия. Вторая стадия данного периода (12-13 лет) характеризуется формированием уровня самосознания ребенка в системе общественных отношений, осознания себя общественно значимым субъектом. Стремление проявиться в обществе ведет к развитию честности как возможности отвечать за себя на уровне взрослого, актуализации себя в других, выходе за пределы самого себя, когда “Я” не растворяется в системе взаимосвязей, а проявляет силу – “Я для всех”, приводя к развитию сознательного отношения к другим людям, стремлению найти свое место в коллективе. Именно в 13 лет актуализируется потребность выделиться, не быть заурядным, честно играть определенную роль среди не только сверстников, но и взрослых. Формирование готовности к функционированию в обществе порождает на следующей, третьей, стадии подросткового периода (14-15 лет) осознание своей социальной приобщенности, обостряет потребность в самоопределении, самореализации.
В настоящее время, при всем разнообразии условий, в которых оказываются современные подростки, в том числе за счет многообразия учебных заведений, различных программ и, особенно, появившихся возможностей раннего включения в разные взрослые формы функционирования, наблюдается тенденция, проявляющаяся в желании молодых людей сохранить свои позиции беззаботного детства, с одной стороны; с другой – намечаются попытки подростков реально проявить себя, утвердить свою честность как личностное отношение, личностное качество. Основу развития когнитивного компонента честности составляет познание социально-нравственных норм, регулирующих поведение, становление обобщенного этического сознания (“этического мировоззрения” по Л.И.Божович). Мотивационный компонент честности связан в своем развитии с расширением пространства социальных интересов ребенка, формированием общественной направленности личности. Растущие люди осознают возможности собственного участия в жизни общества, выделяя одновременно “границы” действия нормы честности применительно к этим новым для них сферам деятельности и отношений. В этих условиях возникает возможность осознания различий между честностью как общечеловеческим нравственным принципом и честностью как социально-моральным явлением, специфика которого определяется особенностями сферы общения ребенка, конкретными видами его деятельности. Поведенческий компонент, выражающийся в реальном честном поведении, складывается в рамках социально ориентированной, социально одобряемой, социально признаваемой деятельности и в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
По данным экспериментального исследования Н.А.Хазалии: в определениях 10-11-летних детей поведенческие признаки честности содержатся в 82%, тогда как мотивационные составляют 11%, а когнитивные – 2%. 12-13-летние подростки, в первую очередь, выделяют мотивационные признаки - 57%, а затем поведенческие – 26% и когнитивные – 14%. У 14-15-летних подростков преобладают мотивационные – 45% и когнитивные признаки - 30% над поведенческими признаками честности - 20%. Таким образом, 10-летние дети характеризуются низким уровнем развития когнитивного компонента, тогда как у 15-летних преобладает высокий уровень осознания честности.
Подводя итоги особенностей развития человека в подростковом возрасте, можно отметить, что главной задачей отрочества являются формирование нового уровня самопознания, а также самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей, общения людей. Остальные задачи развития вторичны по отношению к выше перечисленным задачам. Это - 1) освоение “нового тела”; физиологическая и психологическая полоидентичность; 2) развитие абстрактного мышления; 3) приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола; 4) становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке; 5) выработка жизненной философии, системы ценностей; 6) постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи решением вопроса: “На что я годен?”.
ПЕРИОД ЮНОСТИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|