Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор спутника жизни и создание семьи




Психологическое содержание стадии молодости составляет стремление организовать свою жизнь, включающее поиск партнера для жизни, приобретение жилья, освоение профессии и начало профессиональной жизни, стремление к интимным и дружеским связям с другими людьми. Интимные и дружеские отношения схожи по своей психологической сути. Интимность – понятие, отражающее особые межличностные отношения, отличающиеся своей предельной сокровенностью, глубокой привязанностью и преданностью, полнотой духовного, эмоционального и физического общения.

Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.

Как отмечал Э. Эриксон, молодой человек психологически готов к таким отношениям, более того, избегание переживаний и контактов, требующих близости, может привести к чувству изоляции и глубокого одиночества. Вместо чувства близости и открытости по отношению к другому возникает стремление сохранить и удлиннить дистанцию, не пускать других на свою психологическую “территорию”, в свой внутренний мир. На этой основе в молодости могут формироваться психопатии. Психопатия – патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Преодолеть многие психологические проблемы молодости помогает любовь как важнейшая человеческая ценность.

Наиболее разработанная, опирающаяся на эмпирические данные современная классификация различает шесть стилей, или «цветов» любви: 1) эрос – страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию; 2) людус – гедонистическая любовь – игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены; 3) сторге – спокойная, теплая и надежная любовь-дружба; 4) прагма – рассудочная, совмещающая людус и строге, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету; мания – иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения; 6) агома – бескорыстная любовь – самоотдача, синтез эроса и сторге. Любовные переживания молодых мужчин содержат больше «эротических» и особенно «людических» компонентов, тогда как у женщин ярче выражены прагматические, строгические и маниакальные черты. Маниакальные увлечения типичны для подростков и юношей, нежели для взрослых. Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки.

В социальной психологии по этому поводу есть 3 гипотезы:

1. идеальный образ любимого предшествует выбору реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу.

Идеальный образ любимого, особенно у молодых, неопытных людей, большей частью расплывчат и содержит много нереальных, завышенных или несущественных требований, тогда как некоторые очень важные качества сплошь и рядом не осознаются, их значение не проясняется лишь в практическом опыте брака.

Не следует смешивать идеал с эталоном. Эталон - всего лишь образец постоянства, принципиально неизменная единица измерения. Идеал – живой, развивающийся образец. Люди, жестко придерживающиеся эталона, часто оказываются неудачниками в любви, потому что слепы к реальным качествам своих избранников.

2. – выводит «романтические ценности» из бессознательной идеализации предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле. По мнению Фрейда, напряженность любовных переживаний объясняется главным образом переоценкой объекта влечения, обусловленной его недоступностью. Согласно теории идеализации, страстная любовь по самой сути своей противоположна рациональному объективному видению. Недаром любовь издревле называли слепой. Психологические исследования подтверждают идеализацию влюбленными друг друга, особенно в начале романа. Однако сводить романтическую любовь к идеализации также неверно. Если бы это было так, любовь всегда и довольно быстро завершилась бы разочарованием.

3. – не идеальные образы определяют выбор любимого, а, наоборот, свойства реального, уже выбранного объекта обусловливают содержание идеала.

Таким образом, все три гипотезы имеют под собой известные основания. В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других – имеет место идеализация, в третьих - идеал формируется или трансформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково их соотношение и как сочетаются – наука сказать не может.1

В молодости особое значение имеет эротическая сторона любви, желание полного слияния, соединения с одним человеком. Это желание по самой своей природе исключительно, а не всеобще, поэтому Э. Фромм называет эротическую любовь самым обманчивым видом любви.

На этапе молодости может сохраняться как подростково-юношеское, незрелое чувство любви, так и обретаться зрелое, мудрое. Э. Фромм отмечал разницу между такой детской любовью и любовью зрелой. Незрелая любовь следует принципу: “Я люблю, потому что меня любят”; в основе зрелой любви лежит принцип: “Меня любят, потому что я люблю”.

На последующих возрастных этапах любовь не покинет человека, но во многом изменит свое качественное содержание в связи с рождением детей, появлением новых отношений с собственными родителями, наращиванием социального и личностного опыта, переживанием невозвратимых утрат и т.д. Любовь станет искусством любить.

Э. Фромм считает, что на этапе молодости и взрослости человеку открывается также содержание братской любви как чувства ответственности, заботы, уважения, знания другого человека, как желания помочь ему в жизни; материнской (отцовской) любви – установок, которые привьют ребенку любовь и вкус к жизни, дадут ему почувствовать, как прекрасно жить; любви к самому себе – не в смысле эгоизма, а в форме уважительного и бережного отношения к собственной жизни, счастью, развитию, свободе; любви к Богу как жизненному принципу, уважение мирового порядка и гармонии.

1. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: МГУ, 1987

Хотя молодые люди часто демонстрируют довольно широкое и либеральное понимание отношений между полами и форм семейно-брачных отношений, для многих (особенно женщин) брак и семья остаются важной жизненной ценностью. В основе брачных отношений, по результатам опроса студентов, чаще всего лежит эмоциональное и сексуальное тяготение друг к другу (40%), дружба и совместимость (20%), жертвенность (20%), спокойствие (17%), реализм/практицизм (3%).

Молодость предъявляет собственные требования к брачному партнеру. Так, в частности, идеальная жена должна демонстрировать такие качества, как верность, опрятность, трудолюбие, скромность, честность и добросовестность, чуткость и заботливость, умение вести домашнее хозяйство, а идеальный муж – верность, честность и добросовестность, трудолюбие, чуткость и заботливость, опрятность, ум и скромность.

Как отмечала В. Сатир, семейная жизнь создается, а не вырастает просто из сексуального влечения партнеров друг к другу. Возможность создать семью требует совместимости во многих сферах жизни (от сексуальной сферы до управления предметным и социальным миром), своеобразной практической этики взаимоотношений. Семейная жизнь предполагает создание и поддержание общего комфортного психологического пространства. После первых лет брака у многих молодых людей исчезают иллюзии, романтический настрой, обнаруживается несходство взглядов, конфликтность позиций и ценностей, партнеры чаще прибегают к спекуляциям на взаимных чувствах и манипулированию друг другом (“если ты меня любишь, то…”). В основе кризиса семейных отношений могут также лежать агрессия, жестко структурированное восприятие партнера и нежелание принять во внимание многие другие стороны его личности (особенно те, которые противоречат сложившемуся о нем мнению).

Рождение детей и привносит в жизнь человека новые социальные роли, и напрямую сталкивает его с историческим временем. Это не только уже освоенные роли мужа и жены, профессиональные роли, а еще и роли матери и отца. Освоение этих ролей во многом составляет специфику процесса взросления. Социальная роль в психологии – нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию.

Очень часто в молодости отмечаются ролевые конфликты – столкновение ролевых позиций. Например, молодой отец разрывается между ролью отца и семьянина и ролью профессионала, делающего карьеру, или молодая женщина должна совместить в себе роль жены, матери и профессионала. Ролевые конфликты такого типа в молодости практически неизбежны, поскольку для личности невозможно жестко разграничить в пространстве и времени своей жизни самореализацию в разных видах деятельности, разные формы социальной активности. Выстраивание личностных ролевых приоритетов и иерархий ценностей – особая задача молодости, связанная с переосмыслением собственного “Я”.

Мать и отец для ребенка – не просто самобытные личности, это еще и носители определенных ценностей, норм и правил жизни в обществе. До рождения ребенка человек мог воплощать преимущественно собственные представления о жизни, но, став родителем, он уже связан необходимостью представить для ребенка модель правильной жизни, контролировать следование этой модели и доказывать ее истинность. Но для того чтобы сформировать для ребенка эту модель, молодой человек должен сам для себя решить вопрос, что есть правильная жизнь, и это делает освоение родительской роли одновременно личностной задачей человека.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...