Общая характеристика возраста
Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Возрастные пределы зрелости (взрослости) определяются комплексом социальных и биологических признаков в зависимости от конкретных социально-экономических условий и индивидуального развития человека. Накопленные данные позволили в какой-то мере отграничить период зрелости от молодости, с одной стороны, и от старости – с другой, а также в самой зрелости выделить отдельные макропериоды – раннюю взрослость, средний возраст, пожилой возраст. Однако четкие хронологические рамки зрелости (взрослости) задать довольно трудно: в характеристиках и временных границах этого периода много неопределенности. Так, к примеру, раннюю взрослость многие авторы соотносят с периодом юности (ее хронологические рамки – от 15–16 до 22–25 лет); средний возраст – с периодом молодости от 20–35 лет (по Д. Векслеру) или зрелости от 25–40 лет (по Д. Бромлей) до 36–60 лет (по международной классификации возрастов); пожилой возраст – со старостью (от 55 лет и старше). Верхнюю границу взрослости в социальном плане соотносят с окончанием школы и началом самостоятельной жизни (17–18 лет), а нижнюю – с выходом на пенсию (55–60 лет). Поскольку юношеский возраст и молодость рассмотрены нами отдельно, определим теперь особенности психологического развития человека на этапе от 30 до 55–65 лет. Какого человека можно считать зрелым? Во-первых, зрелость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться – достигает оптимума функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26–30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет, мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.
Во-вторых, зрелость определяется социально и юридически – с точки зрения способности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, представленность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки. В-третьих, зрелость – категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, переживание себя относящимся к определенной возрастной когорте. Для последнего очень важны наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и в диапазоне 45-60 лет, когда люди прожили в браке более 15 лет). Понятие зрелости, в первую очередь, связано с исследованием отношения человека к собственной жизни среди людей; не только к себе самому, к своему “Я”, но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его. Самоактуализация личности Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Главная положительная характеристика личности на этой стадии – производительность (генеративность) реализуется в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве.
Если ситуация развития в зрелом возрасте неблагоприятная, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению, т.е. имеет место кризис зрелости. Казалось бы, человек полон сил, занимает прочное социальное положение, имеет профессию и т.д., но личностно не чувствует себя состоявшимся, нужным, а свою жизнь – наполненной смыслом. В этом случае, как пишет Э. Эриксон, “человек рассматривает себя как свое собственное и единственное дитя” (а если есть физическое или психическое неблагополучие, то они этому способствуют). Если условия благоприятствуют такой тенденции, то происходит физическая и психологическая деградация личности, подготовленная всеми предшествующими стадиями, если соотношение сил в их течении складывалось в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом человеке, креативность,потребность отстаивать свою индивидуальность помогают преодолевать возможную самопоглощенность и личностное оскудение. Креативность –этотворческиеспособности, которые характеризуют личность в целом или отдельные ее стороны. Большинство людей обретают к 40 годам устойчивость в жизни и уверенность в себе. Но одновременно в этот, казалось бы, надежный и спланированный взрослый мир прокрадывается сомнение, связанное с оценкой пройденного жизненного пути, с пониманием стабильности, “сделанности” жизни, с переживаниями отсутствия новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить (так свойственным детству и юности), с четким осознанием краткости жизни для осуществления всего желаемого и необходимости отказаться от явно недостижимых целей. Несмотря на кажущуюся устойчивость, зрелость – противоречивый этап жизненного пути человека. Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Особенно острым становится это противоречие в случае негативных оценок, данных личностью своей предшествующей жизни, и необходимости выработать новую жизненную стратегию. Зрелость дает возможность человеку прожить жизнь по собственному сценарию, развернуть ее в ту сторону, которую человек считает целесообразной.
Одновременно взрослый способен преодолевать переживание того, что жизнь не во всем реализовалась так, как мечталось в предыдущих возрастах, и создает философское отношение и возможность терпимости к просчетам и жизненным неудачам. Если молодость во многом живет ориентацией на будущее, ожиданием настоящей жизни, которая начнется, как только (вырастут дети, закончу институт, защищу диссертацию, получу квартиру, рассчитаюсь с долгами, достигну такой-то должности и т.д.), то взрослость в большей степени ставит цели, касающиеся именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и сейчас. Именно поэтому многие, вступая в середину зрелости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации, успешно преодолевая кризис середины жизни. По мнению американского социолога Р. Кесслера, кризис середины жизни грозит в первую очередь тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его организме и в его жизни. В результате 45-летний мужчина, все еще считающий, что он находится в прекрасной физической форме, может испытать эмоциональное потрясение, когда его 15-летний сын начнет обыгрывать его в баскетбол. “Такие люди ни за что не хотят расстаться со своими иллюзиями, – говорит Р. Кесслер. – Они проявляют чудеса изобретательности, продолжая себя обманывать, пока наконец реальность не заявляет о себе в полный голос”. Интересно отметить следующее: Р. Кесслер полагает, что кризис середины жизни более типичен для состоятельных людей, чем для малоимущих и представителей рабочего класса. По отношению ко времени своей жизни, по В.И.Ковалеву, выделяется несколько типов поведения в зрелом возрасте: 1) стихийно-обыденный тип: личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни; она не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их наступление или предотвращать осуществление; поведение такого человека ситуативно, безынициативно, фрагментарно;
2) функционально-действенный тип: личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности; но инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, а не их объективные или субъективные последствия – у такого человека отсутствует “жизненная линия”; 3) созерцательно-пролонгированный тип: личность пассивно относится к бегущему времени своей жизни, у нее отсутствует четкая организация времени жизни; 4) созидательно-преобразующий тип: личность пролонгированно осуществляет организацию времени, связывая его со смыслом жизни, с решением общественных проблем, творчески овладевает временем. Зрелый человек хорошо понимает, что от себя и своего прошлого не убежишь: нельзя еще раз стать 20-летним, нельзя избавиться от груза совершенных ошибок, нельзя в один миг сменить свои ценности на другие, нельзя мгновенно стать другим. Однако в зрелости отчетливо видно, как достигнутый уровень развития может стать источником новых изменений. “Делать обычное по-новому” означает насытить свою профессиональную, общественную, семейную жизнь новыми смыслами и ценностями, ради которых хотелось бы жить. Важно и то, что зрелость увеличивает долю самостоятельности и ответственности в принятии жизненных решений, определении жизненных стратегий. Обретенные ценности осмысляются, обобщаются, проверяются практикой собственной жизни и тем самым приобретают экзистенциальный характер. Взрослый человек обретает новое чувство времени – будущее, кажущееся неограниченным в молодости, приобретает границу, “линию горизонта”. На отрезке между 35 и 50 годами время заметно убыстряет свой ход, а прошлое в нем становится с каждым годом продолжительнее. В связи с этим к 50 годам человек менее активно стремится к сильным изменениям в жизни или ищет работу с постоянно меняющимся содержанием; наоборот, его больше интересуют виды деятельности, в которых можно использовать накопленные знания, жизненный опыт, профессиональную и житейскую компетентность. Но появление линии жизненного горизонта не означает, что зрелый человек начинает готовиться к концу жизни. Наоборот, взрослость раздвигает жизненные горизонты в силу того, что многое из познанного и освоенного на предыдущих возрастных этапах обретает осмысленность, глубину, перспективу, объемность. Жизнь раскрывается взрослой личности во всей полноте и богатстве нюансов. К. Юнг считает, что взрослый человек постепенно высвобождается из плена собственного “Я” и начинает ориентироваться на решение духовных задач, достижение внутреннего чувства общности с другими людьми, миром, космосом. Этого освобождения из плена “Я” достигает не всякий взрослый, но оно позволяет личности действительно развиваться в признанный другими авторитет. Тот, кто не справляется с собственным кризисом и остается “великовозрастным инфантилом”, – проигрывает в глазах молодого поколения, в первую очередь собственных детей.
Ощущение полноты жизни и счастья возникает у человека, когда он самореализуется, т.е. активно воплощает в деятельность свои идеалы и ценности, используя свои таланты и способности, и при этом его не вынуждают поступать против своих убеждений, своей системы ценностей, против того, что имеет для него особый субъективный смысл. Более всего для взрослого человека самоактуализация связывается с профессией и общественным признанием. По мнению английского психолога Д. Левинсона, для того чтобы стать по-настоящему взрослым, мужчине необходимо справиться с четырьмя задачами: 1) увязать мечты и реальность, 2) найти наставника, 3) обеспечить карьеру, 4) наладить интимные отношения. В отношении женщин обнаружено, что, в отличие от мужчин, их стадии жизненного цикла в большей мере структурированы не хронологическим возрастом, а стадиями семейного цикла – брак, появление детей, оставление выросшими детьми родительской семьи. Различия также обнаружились в том, какие мечты возникают у мужчин и женщин. Мужские мечты связаны в первую очередь с карьерой и будущей профессией, женские – в подавляющем большинстве – с семьей и профессией. Женская мечта оказывается расщепленной, что приводит к субъективному переживанию раздвоенности. Это переживание, как правило, связано не с определенным возрастом, а с конкретными обстоятельствами, например, необходимостью оставить работу ради маленького ребенка или с разводом, новым браком. Следует отметить, что Д. Левинсон рассматривает возрастное развитие как регулярную последовательность стадий, как стабильных, так и переходных. В стабильной фазе развитие характеризуется достижением поставленных целей, поскольку основные задачи развития на этом этапе человеку представляются решенными. В переходной фазе сами способы самореализации оказываются предметом анализа для индивида, а новые возможности – предметом поиска. В периоде взрослости Д. Левинсоном отмечены два переходных этапа, характеризующихся пересмотром жизненных программ, – это период около 30 лет и период 40–45 лет. Так, в возрасте 30 лет человек анализирует и, при необходимости, корректирует свою жизнь. При этом мужчины пересматривают собственные установки по вопросам карьеры и способы их реализации, женщины же делают окончательный выбор между карьерой и семьей. Затем в 40–45 лет происходит еще одно переосмысление жизненных ценностей (эти данные касаются исключительно мужчин), когда в сознании некоторых людей обнаруживается тот факт, что “юношеские мечты так и не осуществились”.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|