Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сохранность и угасание интеллекта.




Важно отметить, что в начале старости интеллектуальные способности у человека не только еще не ослаблены, но даже совершенствуются (в связи с ослаблением конкурирующей мотивации), и только в дальнейшем наступает постепенное их изменение. Например, установлено, что продуктивность ученых старшего возраста падает не из-за ухудшения интеллектуальных способностей, а главным образом вследствие ослабления мотивации и потери творческой смелости. Они так много знают, что против каждой приходящей на ум мысли немедленно выдвигают большое число контраргументов. Понимание механизма этих трансформаций позволяет осознанно замедлить этот процесс. По данным английского геронтолога Д.Б. Бромлея, снижение невербальных функций становится резко выраженным к 40 годам, а вербальные функции с этого момента интенсивно прогрессируют, достигая максимума в период 40-45 лет. Это свидетельствует о том, что речемыслительные второсигнальные функции противостоят общему процессу старения.

Ослабление интеллекта с возрастом отчасти проявляется в замедлении восприятия, уменьшении объективности мышления и косности суждения.

Ослабление интеллекта может быть связано с нарушениями памяти. В преклонном возрасте особенно сильно страдает произвольное запоминание логически мало связанного материала, в то время как логическая и смысловая память хорошо сохраняется и до 70-90 лет. Особую трудность для старых людей представляет использование имеющейся информации в незнакомой ситуации. При достаточно сохранном удержании в памяти старого материала у них значительно слабеет фиксирование текущего опыта. Возможной причиной этого является понижение личной значимости для них текущей информации по сравнению с прошлой, поэтому у активно работающих пожилых людей все формы памяти сохраняются дольше. Механическое запечатление с возрастом действительно ухудшается, но продуктивность памяти, по отношению к специальным видам деятельности, у пожилых даже выше, чем у молодых людей. Предпосылкой хорошей памяти в этом случае является отчетливое осознание человеком целей и личной значимости своей деятельности.

 

Социализация в старости

Прекращение трудовой деятельности обусловливает определенное изменение социального престижа. Общественное мнение подготавливает пожилых людей к мысли, что они уходят на «заслуженный отдых» - это не способствует формированию активной жизненной установки. Многочисленные клинические данные указывают на то, что бездеятельный образ жизни и пассивность отрицательно сказываются на здоровье человека, приводят к угнетенности, скуке и в конечном итоге к преждевременному старению. В неблагоприятных условиях бездеятельности и апатии могут подчеркиваться и обостряться неприятные черты характера – консерватизм, переоценка прошлого, стремление поучать, ворчливость, эгоцентризм, недоверчивость и обидчивость. Учитывая вероятность такой возрастной психологической деформации, пожилой человек должен осознанно направлять усилия на поддержание в себе духовной гибкости и преодолевать возрастную тенденцию к ригидности во взглядах и действиях, чтобы она не переросла в нетерпимость и неспособность менять установки, держать свой ум открытым для новых идей.

Несмотря на то, что старение неизбежный биологический факт, тем не менее, социально-культурная среда, в которой оно происходит, оказывает на него свое влияние. Психическое здоровье современного человека, на любой фазе жизни, во многом определяется его вовлеченностью в общение.

Чем старше становится человек, тем больше в силу объективных причин сужаются его социальные связи, и снижается социальная активность. Это обусловлено, во-первых, прекращением обязательной профессиональной деятельности.

Во-вторых, постепенно «вымывается» его возрастная когорта, и многие близкие ему люди и друзья умирают или возникают трудности в поддержании отношений (в связи с переездом друзей к детям) или другим родственникам – «иных уж нет, а те далече». (А.С.Пушкин). Почти во всех работах по проблемам старения отмечается, что любой человек старится в одиночку, так как в силу преклонного возраста он постепенно отделяется от других людей. Пожилые люди очень зависят от побочных линий родства и косвенных отношений, стараясь поддерживать их в отсутствии других близких родственников. Интересно, что многие пожилые люди не хотят, чтобы им напоминали о старости, и не любят из-за этого общаться со сверстниками, предпочитая общество, более молодых людей.

В-третьих, старый человек быстрее устает от напряженных социальных контактов, многие из которых ему кажутся не актуально значимыми. И сам ограничивает их.

Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Но острее проблема снижения социальной активности и одиночества переживается стариками, живущими в городах, чем в сельской местности.

В глубокой старости может измениться характер человека. Эти изменения обусловлены не только возрастными особенностями, но и переменой окружения. Например, если человек становится скупым на слова, то это нередко связано с тем, что старых друзей уже нет, а новых заводить уже нет сил и возможностей. Старческая беспомощность, внушаемость и податливость хорошо известны. Эти черты обычно связаны с сужением круга интересов и концентрацией их вокруг собственных желаний и потребностей, иногда в ущерб интересам близких.

В старости неизменно возрастает роль дружбы. Без нее утрата некоторых социальных ролей при постепенном ухудшении здоровья может порождать у человека чувство покинутости. Люди, отошедшие от дел, и потерявшие близких, нуждаются не только в помощи, они испытывают острую потребность в общении с друзьями. У пожилых людей появляется повышенная болтливость и некоторая навязчивость в общении. Такое поведение может явиться следствием глубокого одиночества, недостаточности информационной нагрузки и социального общения. Находить новых друзей в пожилом возрасте трудно, члены семьи давно знают все истории, молодым часто они неинтересны. Эти обстоятельства определили распространение в ряде стран клубов для пожилых людей, где они могут общаться между собой.

Уход на пенсию считается тем рубежом, который разделяет зрелость и позднюю зрелость.

Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельностного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма порой приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье. По одной из версий, время взросления второго поколения оказывает большое влияние на продолжительность жизни многих людей – в связи с потерей очень значимой стороны.

О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст человека считается преклонным – человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла, наверное, зря.

В преклонном возрасте старости человеку предстоит преодолеть три подкризиса: первый – переоценка собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй – связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего – у человека исчезает само озабоченность, и теперь он уже без ужаса может принять мысль о смерти.

 

Долгожители

Цель развития в старости – достижение ощущения, что, во-первых, прожита значи­тельная и полная удовлетворения жизнь, и во-вторых, что в настоящий момент она максимально активна.

Проблемы активности поздней зрелости и старости становятся все более актуальными по мере того, как увеличивается долголетие людей. В связи с успехами медицины и психологии население мира постепенно «стареет». Сколько может жить человек? Медицинская наука утверждает, что организм, каждого из нас, расчитан на 120 лет жизни при ясном уме и добром здравии. Возможное индивидуальное долголетие человека в последние годы оценивается как 70 + (30 – 50) лет. К сожалению, живут в среднем меньше, в частности россияне. Средняя продолжительность жизни человека в России 58 лет – у мужчин и 63 года у женщин, а в западном мире обе эти цифры больше примерно на десять единиц.

При этом существенно, что развитие цивилизации не привело к сокращению числа долгожителей. И теперь встречаются люди, живущие существенно больше, чем средняя продолжительность жизни.

Долгожители встречаются во всех странах. Наряду с этим фактом, изучение географии долгожительства показало, что районы, где живут долгожители, распределены неравномерно. Много долгожителей на Кавказе, именно здесь регистрируются национально-этнические группы с высоким индексом долголетия. На Кавказе проживают 42% всех лиц старше ста лет, особенно высок уровень долголетия в Абхазии и Азербайджане.

Китай в числе лидеров-стран по числу пожилых людей. В нем проживают свыше 120 млн. людей в возрасте старше 60 лет, что составляет более 10 % китайского населения.

Так, в Иране проживал Сеид-Али 195 лет, работавший в эти годы еще без очков, некая Макаранже, жившая в Боливии, оказалась трудоспособной до 203 лет.

История культуры и науки дает нам много примеров не только долголетия, но и сохранения при этом физического здоровья и высокого интеллектуального потенцеала. Так, известный английский акробат Джонсон покинул подмостки на 96-м году жизни и еще несколько лет был в состоянии пройтись на руках перед королем Эдуардом VII. Гокиа Зелиханов в 1967 г. Участвовал в восхождении на Эльбрус в возрасте 115 лет. Л.Н. Толстой научился кататься на велосипеде в 65 лет, а в 75 лет еще бегал на коньках. Ему уже было за 80, а он верхом на лошади делал прогулки по 20 км в день. Великий художник Возрождения - Тициан, проживший 99 лет, достиг небывалого мастерства в последние 25 лет своей жизни. Между 96 и 99 годами он написал «Оплакивание Христа» и создал алтарную часть собора Святого Петра в Риме. Гете было 80 лет, когда он написал вторую часть драматической поэмы «Фауст». И.П. Павлов «Условные рефлексы» и «Лекцию о работе больших полушарий головного мозга были им закончены в возрасте 74 и 78 лет.

Писатель А. Гессен, автор таких талантливых книг, как «Набережная Мойки 12», «Во глубине сибирских руд», «Все волновало нежный ум», «Москва, я думал о тебе», первую свою книгу написал на 84-м году жизни. И подобных примеров бесчисленное множество.

Психическая особенность долгожителей – это, прежде всего, большая активность. Ни один лентяй до глубокой старости не доживает. Жизнерадостность, отсутствие завистливости, неподатливость мрачным настроениям и способность к быстрому восстановлению равновесия после психических травм – все эти качества присущи большинству долгожителей. Надежный путь к долголетию, кроме того, связан с сознательным самоограничением: никакого пресыщения, нужно «беречь желание». Одного из 100- летних жителей – Беч - Карочаву спросили, как он советует дожить до его лет. «Кушать надо мало, своевременно, т.е. когда хочется, каждый день есть кислое молоко, перед сном не есть мяса, не пить вина, не курить, спать на свежем воздухе, сколько захочется, не находиться долго на солнце, не волноваться, ни с кем не спорить и никому не завидовать».

Специалисты по проблеме долголетия – геронтологи пришли к единодушному мнению, что из большого числа изученных факторов наиболее эффективно продлевает жизнь ограничение калорийности пищи, т.е. отсутствие переедания.

В качестве второго фактора была определена наследственность.

К третьему фактору были отнесены сильные семейные связи и устоявшиеся религиозные взгляды.

Заключение

 

В последние годы усилился интерес к психологии развития. Он обусловлен тем, что практически значимыми становятся такие задачи, как научное обоснование профотбора и профессиональной ориентации и переориентации на разных возрастных этапах развития, в том числе и в пожилом возрасте. Современное общество заинтересовано в выявлении «психических ресурсов», в повышении уровня творческого потенциала и работоспособности человека на протяжении его сознательной жизни, в связи с научно-техническим прогрессом и повышением роли человеческого фактора во всех сферах жизни.

Взаимодействие психологии развития и возрастной психологии с практикой осуществляется различными путями: непосредственным образом, через целый комплекс наук о человеке, таких как медицина, спорт, педагогика, а также через психологические науки, образованные в результате установления междисциплинарных связей – медицинскую психологию, психологию труда, юридическую психологию и т.п. Однако не только контакты с отдельными дисциплинами, но и междисциплинарные связи создают новые возможности для развития сфер практического использования возрастной психологии. Б.Г. Ананьев особое значение придавал интеграции наук в системе человекознания. Он писал, что «все больше углубляется понимание относительности границ между гигиеной и воспитанием, оздоровительно-восстановительной практикой и формированием человека, психотерапией и социально-педагогическими воздействиями. Со сближением оздоровительно-гигиенической и педагогической практики связано современное понимание целостности развития, зависимости его не только от гомогенных (например, физического развития от физического воспитания), но и от гетерогенных связей (например, физического развития от умственного воспитания)».1

Прикладные задачи решаются на основе знания общих закономернос-

 

1. Б.. Ананьев. Человек как предмет познания. – СПб., 2002, с. 75

тей онтогенетического развития и комплексного подхода в возрастной психологии. К ним можно отнести определение и научное обоснование возрастных норм психического развития, которые используются в клинике, с целью установления различного рода отклонений в развитии человека, а также в определении социальных функций и ролей человека в различные периоды жизни. Знание возрастных норм и диапазона индивидуальных различий необходимо и в целях прогноза психического развития. Широкий диапазон действия возрастных норм обусловлен тем, что возраст выступает как одна из наиболее интегральных характеристик человека. Оценивая возрастные особенности с позиции комплексного подхода, необходимо учитывать неодинаковую степень связи изменений различных функций и свойств с возрастом.

Расширение возможностей приложения научных знаний по психологии развития к решению прикладных задач связано с системой актуальных проблем, имеющих целью дальнейшее совершенствование всех форм воспитания и образования не только подрастающего поколения, но и взрослого человека.

 

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. Изд.5. — М.: Академический Проект, 2005. — 702 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2002-

288 с. – (Серия «Мастера психологии»).

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977

4. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии//Психологические методы.- Л., 1976

5.Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.

6. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М., 1968

7. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Дисс.в виде науч.докл. на соиск. уч. ст. д. псих. н. М., 1998

8. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х кн. М.,1982

9. Баттеворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития/Пер. с анг. – М.: «Когито-Центр», 2000. – 350 с. (Университетское психологическое образование).

10. Бернштейн Н.А. Предисловие//Тринчер К.С. Биология и информация. Элементы биологической термодинамики. – М., 1965

11. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности.- М., 1995.

12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека: Учеб. пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2004. — 224 с.

13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка.- М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо., 2006. – 512 с.

14. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 200 3. - 1136 с.

15. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Изд. Дом «Удмуртский университет», 2001. – 304с.

16. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956

17. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин – М., 2001. – 368 с.

18. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик.- М., 1984

19. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. — М.: Академия, 2003. — 240 с.

20. Гамезо М.В., Петрова Е.А Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 512 с.

21. Глейтман Г. И др. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001. – 1247 с.

22. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости.- СПб., 1996.

23Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., МГУ, 1987

24. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005.-320 с. – (Серия «Учебники профессора П.С. Гуревича»).

25. Давыдов В.В., Ломпшер И., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника.. - М., 1982.

26. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993

27. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. — М.: Владос, 2003. — 264 с.

28. Детская практическая психология. Учебник/Под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской.. – М., 2000

29. Дерманова И. Б. Проективная методика для диагностики школьной тревожности: Прил. к кн. «Практикум по возрастной психологии»: Учеб.-метод. пособие. — СПб.: Речь, 2002. — 52 с.

30. Дубровина И.В. и др. Психология.- М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

31. Ермолаева М.В. Психология развития: Метод. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. Изд.2. — М.: Мос.Психолого-социальный ин-т (МПСИ), 2003. — 376 с.

32.. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. Изд.2. — М.: Логос, 2004. — 384 с.

33. История педагогики/Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1981. – 367 с.

34. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

35. Крайг Г. Психология развития. Изд.7. — СПб.: Питер, 2003. — 992 с.

36.. Крайг Г. Психология развития. Изд.9. (Мастера психологии). — СПб.: Питер, 2004. — 940 с.

37. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.:Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.

38. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. — М.: Сфера, 2004. — 464 с.

39. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. – Ярославль. 2000

40. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998

41. Кузнецова И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определенного пола в юношеском возрасте. М., 1987.

42. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. Л., 1972.

43. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избр. психологические труды. — М.: Мос.Психолого-социальный ин-т (МПСИ), 2004. — 536 с.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997

44. Марцинковская Т.Д. История развития детской психологии.- М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с.

45. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 1985

46. Митькин А.А. На пути к системной психологии развития. Психологический журнал т.18 №3, 1997.

47.Мухина В.С. Детская психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 352

48. Мухина В.С. возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000.

49. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов.А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

50. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.

51. Наш проблемный подросток/под ред. Регуш; - СПб, 1999

52. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994.

53. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. Изд.4. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 442 с.

54. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М., 1995.

55. Общая психология: Курс лекций /Сост. Е.И. Рогов.- М.: Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 448 с.

56. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования.- М., 1987.

57. Петрова О.О. Возрастная психология: Конспект лекций: Учеб. пособие для вузов Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 224 с.

58. Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2004. — 256 с.

59. Психология. Словарь // Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

60. Психологический словарь/Под. Ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.

61. Психология развивающейся личности/Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.

62. Психология развития/Хрестоматия по психологии. – СПб: Питер, 2001. -512 с.- Серия «Хрестоматия по психологии».

63. Психология развития/Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: «Академия», 2001. – 352 с.

64. Психология развития. /Под ред. А.К. Болотовой. – М.: ЧеРо, 2005, -524 с. (хрестоматия)

65. Психология развития личности: Средний возраст, старение, смерть/Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; СПб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. 384с

66. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов/Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964

67. Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965

68. Психология одаренности детей и подростков /под ред. Н.С.Лейтеса. М., 1996.

69. Принцип развития в психологии/Под ред. Л.И. Анцыферовой. – М.: Изд-во «Наука»,1978 – 367 с.

70. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - Л. Изд.ЛГУ, 1990. – 256 с.

71. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. т.1

72. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.

73. Развитие общения у дошкольников/Под ред. М.И. Лисиной, А.В. Запорожца.М.: Педагогика, 1974

74. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1986

75. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М.:Педагогика, 1985

76. Солдатова Е.Л. Психология развития и возрастная психология: Учеб. пособие для вузов Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 384 с.

77. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: Аспект Пресс,2001.-460 с.

78. Слободчиков, Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтоге не зе: Учеб. Пособие для вузов. – М., 2000)

79. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М., 2000.

80. Степанова Е.И. Психология взрослых:экспериментальная акмеология.- СПб.: Алейтейя, 2000. – 288 с.

81. Такман Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике. Пер.с анг. – М.: ОАО Изд. Группа «Прогресс», 2002. – 572 с.

82. Трофимова Н.М. и др. Возрастная психология. СПб.: Питер, 2005. – 240 с.- (Серия «Учебное пособие»).

Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития ребенка от рождения до одного года//Вопросы генетической рефлексологии. – М., 1929

83. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. Т.1. — М.: МОДЭК, 2005. — 568 с.

84. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996

85. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА- М, 1998.-

576 с.

86. Фролькис В.В. Системный подход, саморегуляция и механизмы старения//Геронтология и гериатрия. – Киев, 1985

87. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1987.

88. Хазалия Н.А. Психологические особенности развития честности на разных стадиях подросткового возраста. М., 1997.

89. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Изд-во НПО «МОДЕК», 2006. – 400 с. – (Серия «Библиотека студента»).

90. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студентов средних пед. Учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999

91. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.

92. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода).- М.: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. –

320 с.

93. Шэффер Д. Дети и подростки. Психология развития. Изд.6. (Мастера психологии). — СПб.: Питер, 2003. — 976 с.

94. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». — М.: Мос. психолого-социальный ин-т (МПСИ), 2002. — 144 с.

95. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов у учащихся. М., 1988.

96. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для вузов. — М.: Академия, 2001. — 144 с.

97. Эльконин Д.Б. Детская психология-.М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 2004. – 384 с.

98. Янкова. З.А., Ачильдиева Е.Ф., Лосева О. К. Мужчина и женщина в семье. М.: Финансы и статистика, 1983

99. Erikson, E.H. Identity:Youth and crisis. New York: Norton, 1968.

100..Piaget, О. (1965). The moral judgment of the child. New York: Free Press.

Рекомендуемая литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. Изд.5. — М.: Академический Проект, 2005. — 702 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2002-

288 с. – (Серия «Мастера психологии»).

4. Баттеворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития/Пер. с анг. – М.: «Когито-Центр», 2000. – 350 с. (Университетское психологическое образование).

5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека: Учеб. пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2004. — 224 с.

6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка.- М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо., 2006. – 512 с.

7. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 200 3. - 1136 с.

8. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. — М.: Владос, 2003. — 264 с.

9. Крайг Г. Психология развития. Изд.7. — СПб.: Питер, 2003. — 992 с.

10. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.:Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.

11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. — М.: Сфера, 2004. — 464 с.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998

13. Мухина В.С. возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000.

14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. Изд.4. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 442 с.

15. Психология развития/Хрестоматия по психологии. – СПб: Питер, 2001. -512 с.- Серия «Хрестоматия по психологии».

16. Психология развития/Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: «Академия», 2001. – 352 с.

17. Психология развития. /Под ред. А.К. Болотовой. – М.: ЧеРо, 2005, -524 с. (хрестоматия)

18. Психология развития личности: Средний возраст, старение, смерть/Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; СПб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. 384с

Изд-во «Наука»,1978 – 367 с.

19. Солдатова Е.Л. Психология развития и возрастная психология: Учеб. пособие для вузов Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 384 с.

20. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: Аспект Пресс,2001.-460 с.

21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтоге не зе: Учеб. Пособие для вузов. – М., 2000)

22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М., 2000.

23. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Изд-во НПО «МОДЕК», 2006. – 400 с. – (Серия «Библиотека студента»).

24. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода).- М.: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. –

320 с.

25. Эльконин Д.Б. Детская психология-.М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 2004. – 384 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...