Особенности построения дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
ОПП 040102 (350100)социальная антропология
Факультет гуманитарного образования
Курс 3, семестр 6
Лекции: 34 часа
Практические работы: 17 часов
Самостоятельная работа: 49 часов
Зачет: 6 семестр
Всего: 100 часов
Новосибирск-2010
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 040102 (350100) социальная антропология
Регистрационный номер 307 мжд/сп от 17.03.2000 г.
ДС.03- Этнопсихология
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной работы, протокол № 5 от 18 января 2010 г..
Программу разработал:
Канд. филос. н., доц. кафедры
социальной работы и социальной антропологии Дерига Е.С.
Заведующий кафедрой:
Д-р социол.н., профессор кафедры СРСА Осьмук Л.А.
Ответственный за основную
образовательную программу:
канд. истор. наук, доц. кафедры СРСА Скалабан И.А.
Внешние требования
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по специальности 350100 - СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
«1.3. Квалификационная характеристика выпускника - социальный антрополог.
Специалист - социальный антрополог в соответствии с общепрофесиональной подготовкой должен:
- знать теоретические основы социальной антропологии как науки;
- владеть методологией и методами социоантропологического исследования;
- уметь использовать компьютерную технику для обработки полученной
информации;
- уметь квалифицированно анализировать понятия цивилизации и культуры, архетипы культуры, ментальность, проблемы общественного мнения;
- знать парадигмы социоантропологического познания, семиотические системы как “кладовые” опыта жизнедеятельности людей;
- уметь определять показатели социокультурного процесса;
- уметь исследовать поведение и жизнедеятельность человека в условиях социокультурных перемещений;
- владеть знаниями и методами социокультурного просвещения общества.
Специалист социальный антрополог должен быть подготовлен:
- к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях;
- к профессиональной работе в органах управления государственного, федерального и муниципального уровня, требующей базового высшего образования;
- к деятельности в общественных и политических организациях;
- к работе в коммерческих структурах в целях научно-информационного обеспечения их деятельности;
- к деятельности по социокультурному просвещению общества;
- к работе в научных институтах и консультантом-экспертом в социологических службах».
Требования ГОС к обязательному минимуму содержания дисциплины:
Шифр дисциплины
| Содержание учебной дисциплины
| Часы
|
ДС.03
| Объект и метод этнопсихологии; идея «психологии народов» в истории науки, этнопсихологические идеи в отечественной философии и социологии; этнически обусловленные особенности психики людей как предметная область этнопсихологии; проблема национального характера; этнические стереотипы и предрассудки; современные методы исследования этнопсихологических характеристик; этническое сознание и самосознание.
|
|
Особенности построения дисциплины
Особенности (принципы) построения учебной дисциплины
Особенность (принцип)
| Содержание
|
Основания для введения дисциплины в учебный план направления или специальности
| ГОС ВПО по специальности 350100-Социальная антропология.
|
Адресат курса
| Студенты 3 курса дневного отделения факультета гуманитарного образования специальности 350100 «Социальная антропология»
|
Основные цели дисциплины в терминах достижений обучающихся
| - сформировать представления о теоретических и практических проблемах этнопсихологии;
- изучить основные понятия и категории этнопсихологии как научной дисциплины;
- изучить психологические механизмы формирования этнокультурной идентичности;
- сформировать навыки анализа психологических проблем межэтнического взаимодействия.
|
Ядро дисциплины
| Теоретические и практические основы этнопсихологии как научной дисциплины.
Психологические механизмы взаимодействия народов. Особенности формирования этнического сознания и самосознания. Проблема национального характера. Этнические стереотипы и предрассудки. Современные методы исследования этнопсихологических характеристик. Психологические механизмы формирования этнической толерантности.
|
Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся, необходимые для успешного освоения курса
| Для успешного освоения курса студентам необходимо знать основы следующих дисциплин:
- общей и социальной психологии (проблемы социализации, культура и развитие личности, проблемы межличностных отношений, формирование социальных стереотипов и предрассудков);
- информатики (иметь опыт работы на персональном компьютере и навыки поиска, анализа и структурирования информации в Интернете);
- социальной антропологии (основные показатели социокультурного процесса, теории социоантропогенеза, методы социоантропологического исследования);
- этнологии (теории этноса и этничности, основные этнологические характеристики народов мира, факторы межэтнических отношений, методы этнологического исследования).
|
*Объем в часах курса
| соотношение между теоретической и практической частями курса - 2:1, то есть лекционные занятия - 34 ч., практические занятия – 17 ч.
|
Основные понятия курса
| этническое сознание и самосознание, национальный характер, менталитет, этнос, этническая культура, этнические стереотипы.
|
Направленность курса на развитие общепредметных, общеинтеллектуальных умений, обладающих свойством переноса
| обобщение, анализ, синтез, оценивание, абстрагирование, индукция, дедукция, моделирование, выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем.
|
Особая технология организации учебного процесса по курсу
| Деятельность студента по изучению дисциплины складывается из посещения:
- лекций (лекционные занятия предполагают применение техники активного слушания (лектор не просто доносит до студентов основное содержание курса, но и задает вопросы, активизирует аудиторию на вдумчивое восприятие информации; лекция-диалог);
- практических занятий. Процедура взаимодействия с аудиторией предполагает использование активных форм обучения (групповые дискуссии, анализ проблемных ситуаций, методик: ЗХУ, чтение с разметкой, прием «Фишбоун», мозговой штурм, стратегии «Зигзаг» и «Уголки», работа с портфолио и др.). Ряд практических заданий имеет соревновательный характер, что позволяет повысить активность студентов в изучении дисциплины и осуществлять процедуру их объективного оценивания.
|
Описание основных “точек” контроля
| В рамках изучения данного курса предполагается проведение:
· промежуточного контроля знаний студентов (домашние задания (письменные и устные), экспресс-опросы в начале лекционных занятий (2 раза за семестр);
· итогового контроля (зачет).
|
Особенности организации учебного процесса по дисциплине
| Курс дает возможность студентам в дополнение к гос. стандарту узнать о.
В курсе помимо традиционных (лекции, семинарские занятия) используются активные формы обучения, позволяющие не только заинтересовать учащихся в изучении предмета, но и развить у них навыки критического мышления (технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»). Помимо этого делается упор на развитие навыков анализа у студентов при изучении той или иной темы курса, написание творческих работ.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: