Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы лекционных занятий




Тема Часы Ссылки на цели
Семестр 6
Раздел I. ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Тема 1. Этнопсихология как научная дисциплина.История и современное состояние этнической психологии. Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии. Место этнопсихологии в структуре этнологического знания. Основные тенденции и направления развития этнопсихологиикак самостоятельной дисциплины. Немецкая школа «психологии народов» (М.Лацарус и Г.Штейнталь). Психология народов В.Вундта. Русская школа этнопсихологии (Н.И.Надеждин, К.Д.Кавелин, И.М.Сеченов и др.). «Психическая этнография» Н.И.Надеждина. Гуманитарная психология К.Д.Кавелина. Естественнонаучная психология И.М.Сеченова. Г.Г.Шпет о предмете этнопсихологии.   1,2,3,9
Тема 2. Основные направления современной этнопсихологии. Психоаналитический подход к исследованию культуры (З.Фрейд, Э.Фромм, Г.Стейн и др.). Современные исследования типов культуры и национального характера. Американская школа психологической антропологии. Исследовательское направление «культура и личность» (Ф.Боас, Р.Бенедикт и М.Мид). Р.Бенедикт об апполоновском и дионисийском типах культуры. М.Мид о типах культуры. Идеи А.Кардинера и Р.Линтона о базовой и модальной личности. Когнитивное направление в антропологии: 1) исследование примитивного мышления (Э.Тайлор, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс); 2) анализ познавательных проблем развития культуры (М.Коул, С.Скрибнер и др.); 3) этносемантика (Берлин, Кэй и др.). Современная французская школа этнопсихологии (Ж.Деверо, У.Л.Барре).   11,12
Тема 3. Методология и методы этнической психологии. Основные принципы и подходы в этнопсихологических исследованиях: релятивизм, абсолютизм и универсализм. Культурный релятивизм как принцип изучения этнических явлений: «культуры равные, но разные». Абсолютизм в этнопсихологии: «культуры равные и одинаковые». Принцип универсализма в этнопсихологических исследованиях: «культуры равные, внешне разные, но в своей основе одинаковые». Особенности emic-методологии в этнопсихологии: «понимающее» изучение одной культуры и ее специфических элементов; использование методов исследования культуры с позиций наблюдаемых («изнутри» системы). Сравнительно-культурный подход и его методологическое значение. У.Риверс как основатель данного подхода. Еtic-методология как основа сравнительно-культурного подхода: «объясняющее» изучение двух и более культур; использование методов анализа единиц культуры с позиций внешнего наблюдателя. Гипотеза Сепира-Уорфа о лингвистической относительности.   2,25
Тема 4. Конкретные методы и приемы этнопсихологического исследования. Методы опроса и наблюдения. Эксперимент. Аппаратурные методы. Тесты интеллекта. Семантический дифференциал. Дополнительные методы в этнопсихологии: метод анализа этнических стереотипов, контент-анализ, моделирование, метод картотеки, тренинг кросскультурных умений и др. Валидность исследований.   2,25
Раздел II. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ)
Тема 5. Этнопсихологические проблемы исследования личности. Концепции базовой и модальной личности (А.Кардинер, Р.Линтон, К.Дюбуа). Emic-подход – системообразующая основа психологической антропологии. Взаимосвязь между психологическими переменными («внутренним миром» человека) и этнокультурными переменными как проблема психологической антропологии. Культурно-историческая психология М.Коула.   10,23
Тема 6. Психологические факторы освоения личностью новой культурной среды. Процессы приобщения личности к иным культурам: культурная адаптация, аккультурация. Адаптация как процесс достижения соответствия новой культурной среде. Факторы культурной адаптации: индивидуальные характеристики, жизненный опыт (культурная дистанция, особенности собственной культуры, особенности страны пребывания). Концепция аккультурации в антропологии и культурной психологии (Р.Редфилд, Р.Линтон и М.Херсковиц). Аккультурация как результат непосредственного контакта с другими культурами. Стратегии аккультурации по Дж.Берри: ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция. Понятие культурного шока. Этническая миграция и аккультурация.   10,23
Тема 7. Психологические механизмы формирования этнокультурной идентичности личности. Этапы становления этнической идентичности. Когнитивный и аффективный аспекты идентичности. Особенности этнической идентичности в традиционных обществах и обществах с высокой социальной нестабильностью. Стратегии поддержания идентичности. Проблема изменения этнической идентичности. Соотношение этнической и других видов социальной идентичности (гражданской, космополитической и пр.). Этническая идентичность и этническое самосознание.   14,16
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Тема 8. Психологическая характеристика этнических общностей. Понятие этнической и национальной психологии. Психологические понятия нации: национальное сознание и самосознание; национальные установки; национальный характер; национальные чувства; национальные стереотипы; национальное достоинство. Культурные аспекты национальной психологии: национальные интересы; национальные традиции; национальная идея. Психологические аспекты патриотизма и национализма.   10,13,21
Тема 9. Концепции национального характера. Описания национальных характеров в античности и средневековье. Примеры рефлексии этнического самосознания: Л.Барцини (описание характера итальянцев); Н.Лосский («Характер русского народа»); Э.Фромм («Бегство от свободы» – описание немецкого национального характера). Ф.Хсю об американском национальном характере. Представления зарубежных исследователей о национальном характере русских (Д.Горер, К.Клахкон). Работы современных отечественных исследователей о русском характере (А.О.Бороноев, Б.С.Братусь, К.Касьянова, П.И.Смирнов). Концепция актуального этнопсихологического статуса личности (Т.Г.Стефаненко, Е.И.Шлягина, С.Н.Ениколопов). Ментальность и национальный характер.   10,21
Тема 10. Социально-психологические и культурные проблемы этничности. Этнос как психологическая общность. Этничность как социально-психологических феномен в трудах Н.М. Лебедевой, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатовой. Концепция этничности Н.Г. Скворцова. Этничность в структуре этнической картины мира.   4,5,10,23
Тема 11. Психологическая характеристика межэтнического общения. Универсальные и специфические аспекты общения в полиэтнической среде. Культура и общение. Ценности, нормы и правила как факторы межэтнического общения. Регулятивная функция культуры. Регуляторы межэтнических отношений: традиция, обычаи и пр. Индивидуализм и коллективизм как формы межэтнического общения. Вербальная и невербальная формы межэтнического общения. Стиль общения как вербальной коммуникации: прямой и непрямой; искусный (вычурный), точный и краткий; личностный и ситуационный; инструментальный и аффективный. Невербальное общение между этносами. Открытый и закрытый стили общения. Проблема проксемики (обособления и дистанцирования). Тактильное взаимодействие в межэтническом общении.   15,22
Тема 12. Сущность, структура и механизмы межэтнических отношений. Системные характеристики межэтнических отношений: структурные (согласованность, унифицированность), динамические (устойчивость, консервативность). Социально-психологические механизмы межэтнических отношений. Механизмы социального контроля. Проблема конформности. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях. Этноцентризм как социально-психологический феномен. Этнические стереотипы (авто- и гетеростереотипы) и их роль в межгрупповом восприятии.   8,10,15
Тема 13. Типы межэтнических взаимодействий и отношений. Воздействие – содействие – противодействие. Конкуренция и сотрудничество. Этническое согласие и этнический конфликт. Социальные причины этнических конфликтов: социально-экономические, культурно-языковые, политические и территориальные. Когнитивные процессы и механизмы этнической напряженности: социальная категоризация, межгрупповая дифференциация и иллюзорная корреляция. Проблемы урегулирования этнических конфликтов. Этнические перемещения и миграции. Процессы культурного научения. Последствия межкультурных контактов. Концепция этнического плюрализма. Мультикультурализм.   8,15,23
Тема 14. Психологические особенности народов России. Русские как представители славянского этноса. Психологические свойства тюркских и алтайских народов России (татары, башкиры, тувинцы, хакасы и алтайцы). Психология финно-угорских народов (мордва, удмурты, мари, карелы, коми, саамы, ханты и манси). Этническая психология монгольских народов (буряты, калмыки). Психология тунгусо-маньчжурской группы народов России (якуты, ненцы, чукчи и коряки, эвенки и эвены, эскимосы и ительмены). Евреи этнопсихологическая общность. Психология народов Северного Кавказа (адыгейцы и черкесы, кабардинцы и балкарцы, дагестанцы и чеченцы, ингуши и осетины).   18,24

 

 

Темы семинарских занятий:

 

Тема семинара Работая на семинаре, студент: Ча сы Ссылки на цели
Семестр 6
Раздел I. ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1. Этнопсихология как научная и учебная дисциплина. Методология этнопсихологии.   - Изучает основные направления этнопсихологии как науки; - выделяет специфику этнопсихологического знания и его востребованность в смежных науках (этнологии, этнографии, культурной антропологии); - сравнивают Emic- и etic- исследовательские подходы в этнической психологии; - работая в малых группах, студенты заполняют таблицу «Методология этнической психологии: основные теории и концепции».   1,2,3,5, 10
2.Методы этнопсихологии   - рассматривает существующие методы этнопсихологии; - изучает эксперимент в этнопсихологических исследованиях, семантический дифференциал (Осгуд, 1965), историко-реконструктивный метод, гештальт-метод, эмпатический метод; - анализирует дополнительные методы в этнопсихологии: метод анализа этнических стереотипов, контент-анализ, моделирование, проективные методики, тренинг кросскультурных умений и др. - рассматривает беседу как действенное средство проникновения в ценностную сферу представителей изучаемого этноса, а также продуктивность бесед, проводимых внутри включенного наблюдения; - анализирует метод «Я, Мы, Они» Д.Катца и К.Брейли (1933).   2,10,25
Раздел II. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ)
3.Психологические факторы адаптации личности в новой социокультурной среде   - анализирует взаимовлияние личности и иной культуры: процессы аккультурации, культурной адаптации; - изучает факторы культурной адаптации: индивидуальные характеристики, жизненный опыт, особенности собственной культуры, особенности страны пребывания; - выделяет проблемы адаптации личности к новой культуре.    
4.Проблемы этнической социализации - Анализирует понятие этнической социализации, агентов и субъектов этнической социализации; - рассматривает теорию А.Кардинера о первичной и вторичной социализации; взгляды М.Мид на роль культуры в процессе социализации личности: постфигуративная (ориентация на традиции и предков), кофигуративная культура (ориентация на современников), префигуративная культура (ориентация на потомков); - изучает концепцию социализации и инкультурации М.Херсковица; - выделяет различия между этими понятиями: социализация как способ включения в общество; инкультурация как способ приобщения к культуре.   10,14
5.Этническое самосознание и этническая идентичность. - рассматривает понятия «этническая идентичность» и «этническое самосознание»; - изучает психологические функции этнического самосознания; - рассматривает стадии формирования, особенности и структуру этнического самосознания; - выделяет общее и особенное в структуре этнического самосознания и этнической идентичности.   10,14,16
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
6.Психологические аспекты межэтнических отношений и проблема толерантности - изучает механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях; - рассматривает межэтнические отношения сквозь призму когнитивных процессов; - рассматривает особенности межэтнической, межкультурной, межконфессиональной толерантности; - - изучает проблему толерантности в межэтнических отношениях.   6,8,13,15
7. Психологические особенности народов ближнего зарубежья. - готовит презентации, в которых рассматривает психологические свойства представителей славянского этноса (белорусы и украинцы), дает психологическую характеристику народов Прибалтики (литовцы, латыши, эстонцы), психологии народов Средней Азии и Казахстана (казахи, узбеки, туркмены, таджики, киргизы), рассматривает народы Закавказья и их психологические особенности (грузины, армяне, азербайджанцы).   19,24
8. Психологические особенности народов дальнего зарубежья - в форме презентаций дает сравнительную характеристику психологии народов Западной Европы (англичане, французы, немцы, испанцы, финны, шведы, норвежцы, итальянцы, греки), народов Ближнего Востока, а также таких народов, как арабы, народы Дальнего Востока, китайцы, японцы, народы Юго-Восточной Азии, индийцы, народы Африки, народы Северной и Южной Америки, народы Австралии и Океании.   20,24

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...