Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая историческая справка об изучении и методах коррекции дефектов речи.




ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О РЕЧИ И ЕЕ ДЕФЕКТАХ

ПРЕДМЕТ ЛОГОПЕДИИ.

Предмет логопедии составляет разработка специфических методов и приемов перевоспитания дефективной речи — устной, лексической (чтение) и графической (письмо) — и профилактики ее дефектов на основе изучения этиологии, патогенеза (динамика развития) и симптоматологии ее расстройств.

Так как в основе значительного числа логопатии лежат те или иные болезненные процессы, аномалии и функциональные расстройства нервно-мышечных аппаратов речи, то здесь мы имеем дело и с патологией, а не только с привычкой.

«Речевые расстройства, — говорит Л. А. Квинт, — не дурная привычка, а патологическое или дефективное состояние». На этой же точке зрения стоят также видные немецкие и американские специалисты: Гуцман, Фрёшельс, Надолечный, Свифт и др. К ним присоединяется и С. М. Доброгаев. Но исходя из этих взглядов, они трактуют речевые дефекты как «болезни» речи и «лечат» их. Понятно, что речевые болезни, если даже и согласиться с этой терминологией, настолько качественно отличны от болезней медицинского характера, как отлична сама речь от актов биологического характера. Допустимо говорить лишь о болезнях речевых механизмов — и только. Эти болезни речи устраняются не лечением, а воспитанием. Это возражение — с одной стороны.

С другой стороны — значительный процент недостатков речи является результатом плохого воспитания в детские годы или воспитания в особых условиях окружающей речевой среды. Здесь перед нами уже не патология, не «болезни» речи, а запущенность или извращение. К таким случаям применим термин «перевоспитание» речи.

Этим дуализмом в этиологии речевых дефектов, вероятно, объясняется путаница в терминологии у специалистов: дефекты речи «исправляют», «лечат», «искореняют» и т. п. Но так как устранение даже патологических дефектов речи осуществляется в основном педагогическими методами (воспитанием здоровых навыков), то логопедия является наукой по преимуществу педагогической.

Вот поэтому правильнее пользоваться в логопедии термином «воспитание», устранение дефекта путем воспитания и т. п. вместо «лечение», или обычного «исправление». Последний термин применим лишь к чисто механическим моментам и, таким образом, не соответствует сущности логопедии.

Так как логопед осуществляет свою работу методами педагогическими, то он, помимо обладания специальными знаниями по некоторым разделам смежных наук, должен быть прежде всего знающим педагогом. Борьба с недостатками речи — по преимуществу дело педагогическое.

Конечно, при устранении дефектов речи педагогу нередко приходится обращаться и к врачу, чтобы он с помощью различных медицинских средств улучшил звукопроизводящие органы (язык, губы, зубы, нёбо и пр.) у косноязычных или укрепил нервную систему у заик и т. п. Этот контакт иногда бывает необходим.

Целевая установка советской логопедии — сделать логопата полноценным и активным участником строительства коммунистического общества.

Следует отметить принципиальную разницу между целевой установкой буржуазной и советской логопедии.

Помимо того, что в капиталистических странах дефект используется для усиления эксплуатации и унижения личности («борьба» немецкого фашизма с дефективностью), само выправление дефекта преследует узко эгоистические, классовые цели. Этими взглядами проникнуты немецкие руководства (Либман и др.), где беспринципное делячество, беззастенчивый карьеризм и нажива, крайний индивидуализм являются основными факторами общественной жизни. Например, в начале своего популярного руководства по логопедии директор Государственного института по исправлению дефектов речи (в Пенсильвании) говорит:

«Речь является существенным моментом для общественной и деловой карьеры. Лишим человека речи, и мы лишим его одного из величайших оружий мозга в его борьбе за успех. Очень редко достигают цели те люди, которые говорят непонятно. Речевые дефекты и неряшливая речь тормозят общественный и деловой успех» (разрядка автора).

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ ИЗУЧЕНИИ И МЕТОДАХ КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ.

Расстройства звуковой речи и полное отсутствие ее (немота) так же древни, как и сама речь.

По мере развития культуры, когда язык, как орудие прогресса и классовой борьбы, приобретал все более и более значительный удельный вес в общественной жизни, усиливается интерес к изучению и устранению расстройств его. Особенное внимание у всех народов, во все времена уделяется глухонемоте и заиканию, как наиболее тяжелым и трудно преодолимым формам речевых страданий.

Естественно, что первые интересующие нас сведения мы находим у представителей науки древней Греции и Рима, где культура слова была доведена до высокого совершенства.

Уже в IV и III вв. до н. э. появляются в Греции, у отцов научной медицины — Гиппократа и Аристотеля, подробные данные о недостатках речи. Причину их видят в дефектах звукопроизводящих органов, а также в неправильном выделении слюны и расстройстве работы мозга.

У Плутарха в I в. н. э. находим рассказ о методе, при помощи которого освободился от заикания величайший оратор Греции Демосфен.

До конца VII в. существовали две точки зрения на сущность логопатии и методов борьбы с ними: 1)логопатии — анатомофизиологические недостатки звукопроводящих органов, следовательно, избавляться от них нужно путем хирургических и т. п. приемов (оттягивающие кровь пластыри, кровопускание); 2)логопатии — внутренние болезни; необходимы, следовательно, внутреннее лечение, гимнастические упражнения для выработки речевых навыков и т. п.

В средние века царил хирургический метод устранения логопатии. В XVI в. появляется ряд обстоятельных описаний речевых расстройств и их лечения (врачи: Авицена, итальянец Меркуриалис), предлагающие медицинское, в том числе и хирургическое лечение и гимнастику речи. В то же время начинается систематическое обучение речи глухонемых в Испании. В начале XVIII в. Амман (швейцарский врач), отец современного устного метода, обучает глухонемых звуковой речи (перед зеркалом и путем чтения с лица) и создает основы физиологии речи; проф. Галлер (Германия) предлагает систему упражнений для устранения косноязычия. В начале XIX в. внесено большое оживление в патологию речи. Появляется ряд крупных работ: Беме пишет о болезнях речи и голоса, Итар первый отличает заикание от других недостатков речи, проф. Франк (Вильна) разрабатывает научную классификацию логопатии, являясь пионером логопедии. Целую революцию в области практической логопедии, а именно в борьбе с заиканием производит знаменитая американка Ли (жена врача), выработавшая свою систему упражнений речевых органов заики посредством вокальной гимнастики, которой она в течение только 2 лет избавила от заикания 150 человек. Хотя, по обычаю того времени, способ Ли держался в строгой тайне, все же этот метод быстро распространяется по всей Европе людьми, стремившимися к наживе. Под покровом «тайны» появляются и шарлатаны, обманывающие доверчивых заик. Двое из них: Геллерман — (изобрел «машинку» для лечения заик) и Фридман получают от русского правительства вознаграждение в 10 000 руб. за «полезное» открытие и разрешение лечить заик. Достойным особого внимания является для нас тот факт, что в 1832 г. Прусское министерство народного просвещения поручает последователю Ли — Бансману учредить во всех учительских семинариях курсы для обучения будущих учителей лечению заикания. В это же время физиолог IIIультгес (Швейцария) издает лучший труд по заиканию, научно отличив заикание от косноязычия, а француз Коломба — наиболее популярную книгу по этому же вопросу. В основу своего метода он кладет пение, ритмическое дыхание и ритмическое, под особый род метронома, чтение; он пользуется и разного рода аппаратами для языка, челюстей и т. п.

В 1838 г. у нас впервые появляется брошюра Лагузена о заикании, не внесшая чего-либо нового в этот вопрос.

В 1841 г. известный немецкий хирург Диффенбах производит сенсацию в медицинском мире, оживив древний хирургический метод лечения заикания (перерезка и вырезка мышц языка); но это увлечение быстро спало, так как способ не оправдал себя.

В это же время высказывается мнение о заикании как о дефекте воспитания, дурной привычке (прусский педагог Безель).

В 60-е годы Блюме восстанавливает древнее мнение о заикании как результате несоответствия мышления и словесного его оформления и рекомендует дыхательную гимнастику. Розентель в Германии, а у нас врач Покровский рекомендуют при заикании электризацию. Немец Денгарт успешно применяет основанную им на медленном выдохе и растягивании первых гласных слова систему лечения заикания. Руфф видит причину заикания в количественном изменении состава крови в центре речи.

Француз Шервен, австриец Коэн, немцы Гуцман (70-е годы) и проф. Куссмауль разрабатывают новое учение о речевых расстройствах; врачи, специалисты по физиологии и патологии речи, создали основу современной логопедии. У нас в 1889 г. вышел классический труд проф. Киевского университета И. А. Сикорского о заикании.

Вторая половина XIX в. внесла большой вклад в изучение речевых расстройств исследованиями поражений головного мозга (Брока, Вернике, Лихтхейм, Дежерин и др.): выяснились причины афатических расстройств, косноязычия, их локализации в мозгу, а в связи с этим и методы их коррекции (главным образом дидактические). Голландцы (Дирр и др.) строят свои методики устранения заикания и пр., исходя из принципов постановки голоса при пении.

В отношении глухонемоты весь XIX в. прошел в спорах о преимуществах мимико-жестикуляторной и звуковой речи — последняя победила.

В 90-е годы XIX в. и в первой четверти XX в. на базе накопленных знаний предыдущего периода ведутся углубленные разработки систем борьбы с логопатиями, издаются капитальные труды. Особенно много дает в этой области немецкая наука (Либман, Гудман-сын, Надолечный, д-р Коэн, Фрёшельс, Гепфнер и др.), у нас — Богданов-Березовский, Андреев, Давиденков, Червинский, Гиммилер. Неткачев, Pay. Открываются специальные частные и государственные институты и школы, амбулатории, курсы и т. п. по борьбе с логопатиями почти во всех государствах Западной Европы, в Америке, в СССР; организуются международные логопедические конгрессы. Логопедия как наука прочно занимает свое место среди других наук современности.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЧИ.

Точное знание происхождения и истории развития языка и его механизмов у человечества (филогенез), а также зарождения и развития речи у ребенка (онтогенез) и биомеханики нормальной речи является необходимым условием для правильного понимания речевых аномалий, а следовательно, и для правильной постановки логопедической работы. Поэтому, прежде чем перейти к вопросам логопедии, необходимо вкратце ознакомиться с современным состоянием учения о речевой функции человека, ее генезисе и динамике. Предок человека, вышедший из той ветви животного мира, откуда произошли и современные человекообразные обезьяны, в силу стихийных сдвигов в природе (ледниковый период и т. д.), оказался в своеобразных, новых для него естественных условиях. Приспособляясь к новым условиям, неговорящий прародитель наш постепенно выработал у себя способность ходить на задних конечностях. Обезьяны постепенно перестали пользоваться руками при передвижении по поверхности земли, стали усваивать прямую походку. Этим был сделан решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку (Энгельс). Освободившимися от функции передвижения передними конечностями он стал производить более диференцированные трудовые процессы. В неустанном труде и борьбе за существование, благодаря наличию рук, он усовершенствовал свои природные органы — зубы, руки, ноги и т. д. — изготовляемыми им орудиями производства, развил свой мозг, одновременно создав новую форму труда — труд коллективный. Преодолевая коллективным трудом природу, человеко-обезьяны в течение многих тысячелетий диференцировэлись в этом производстве, и в результате последующего расслоения одна из этих групп делает прыжок в люди (Марр). На основе такого труда выросла социальность человека, отличающаяся от стадности животных именно наличием общественного труда и умением изготовлять орудия. «Человек есть в самом буквальном смысле zoon politikon, не только общительное животное, но животное, которое только в обществе и может обособляться» (Маркс). Только с возникновением общественных форм труда у людей «явилась потребность что-то сказать друг другу» (Энгельс). Иначе каждый работал бы, не сообразуясь с общей целью данной работы, что сделало бы невозможным развитие организованного коллективного труда и форм общественной жизни. Обезьяно-человек постепенно превратился в говорящего человека (homo loquens), создавшего для себя могущественнейшее орудие — человеческую речь. Развитие же остальных видов животных пошло по другому пути — без умения изготовлять орудия производства без заметного изменения осталось и врожденное, бессознательное сигнальное звукообразование, вполне удовлетворяющее потребности их жизни: вне общественно-производственного труда нет потребности в речи. Вот поэтому язык человека ни в какой мере не может сравниваться с звуковой и мимико-жестикуляторной сигнальной деятельностью животного. Таким образом, наша речь — явление социальное, надстроечное Биологическими же моментами в ней являются анатомические механизмы: или вновь созданные потребностью коллектива в речи специальные аппараты в головном мозгу, или приспособленные для речи уже имевшиеся у человека органы (губы, зубы, язык и т. п.). Язык — это «практическое действительное сознание» наше. Язык и мышление возникли и развиваются как единство на протяжении всей истории человеческого общества. В соответствии с разными стадиями хозяйственной жизни человечества изменялись и его язык и мышление.

Примитивным обществом на стадии первобытного коммунизма была создана ручная (линейная, кинетическая, мимико-жестикуляторная) речь. Эта речь возникла, когда мозг человека под воздействием усложнявшейся трудовой общественности достиг значительного развития, когда в процессе труда правая рука отдиференцировалась от левой. Вначале ручная речь, порожденная производством, будучи средством общения, воспринималась примитивным человеком как орудие производства — рука одновременно была и орудием труда и орудием общения. Сигнальные, т. е. речевые, движения руки — жесты, связанные с движениями лица, возникли на базе эмоциональных переживаний и рабочих движений. Вначале языкотворчество в значительной мере происходило непроизвольно, затем в этом процессе начинают господствовать условные связи, осознаваемые человеком как особая речевая функция. Ручная речь на базе примитивной экономики выражала особый тип мышления, по выражению академика Марра — «ручного» мышления, совершенно отличного от современного (более отвлеченного), и имела свои этапы развития. Постепенно она из только производственной становится разговорной бытовой речью. Ценным свойством ручной речи является ее общедоступность: и в настоящее время разноязычные или немые люди без особых усилий могут говорить, пользуясь ею. Эта речь и по возникновении звуковой еще долго была разговорной и в современной речи является ее существенным компонентом (неотъемлемой частью). Период ее господства определяется длинным рядом тысячелетий. Естественно, что наряду с кинетической речью человек не мог не пользоваться для сигнальных целей природным звукообразованием. Эти звуки, принесенные еще из дочеловеческого состояния, входили как составная часть в ручную речь. С развитием общественного человека они осознавались и теряли свой звериный характер. Когда развитие мышления в результате более сложных производственных процессов, изобретения новых орудий, а в связи с этим усложнения и возникновения новых общественных отношений достигло той ступени, что ручная речь оказалась уже недостаточной для его выражения, перестала удовлетворять потребностям общественной практики, тогда ручную речь постепенно вытеснила звуковая как более дифференцированная и совершенная.

Звуковая речь победила ручную. Она удобна: а) ею можно пользоваться в темноте, несмотря на некоторые преграды (деревья в лесу, стены и т. п.), а также и в процессе труда, когда руки и туловище заняты в производстве; б) ею можно обозначать всевозможные подчас самые отвлеченные понятия, потому что звуки нашей речи очень динамичны и легко комбинируются в разнообразнейшие сочетания. Ни одним из этих свойств не обладает мимико-жестикуляторная речь.

Звуки, выразившие новое практическое сознание людей, — это уже не звериные звуки, а звуки человеческой речи. Но вначале они были сложными, нерасчлененными звуковыми комплексами. Выделение из этих комплексов фраз, слов, а затем наших современных звуков произошло значительно позже.

С развитием классового общества возникают классовые языки, отражающие и выражающие различные классовые идеологии и их борьбу.

Капиталистическая культура делала свой отбор, развивая язык государственный, т. е. язык господствующего класса, и подавляя язык эксплуатируемых масс.

Несмотря на целый ряд различий, фонетических и структурных, все языки мира связаны друг с другом и являются лишь отдельными звеньями грандиозного процесса речевого творчества, базирующегося на едином процессе развития человеческого общества. От величайшего разнообразия языков современности, разделенных классовыми и национальными перегородками, человечество идет к единому языку в едином всемирно-бесклассовом обществе. Грядущая единая бесклассовая культура и единая идеология народов всего мира обусловят выработку единого языка. Но национальные языки еще не скоро исчезнут, так как слияние их в одно целое осуществится лишь через полное свободное развитие каждого из них в отдельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...