Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика воспитания нормальной речи у косноязычных. 1 глава




А) ОПЕРАЦИЯ, РЕГУЛЯЦИЯ И ПРОТЕЗИРОВАНИЕ.

При механических дислалиях в своем месте уже указано, что нередко чисто механические причины предрасполагают к звуко-произносительным дефектам, вызываемым неправильным строением анатомических аппаратов звукопроизношения.

Сюда относятся следующие дефекты:

1. Врожденная боковая расщелина верхней губы — встречается довольно часто, обычно неправильно называется «заячьей губой», так как по своему строению ничего общего с губой зайца не имеет. Эта щель иногда рассекает всю губу и соединяется с носовым отверстием. Иногда она бывает двусторонней. При губной расщелине не может происходить в той или иной мере, в зависимости от размеров дефекта, полного смыкания губ, вследствие чего затруднено проиенесение зубно-губных звуков п, б, м, вместо которых получаются ф, в, н, или нечто среднее между тем и другим рядом звуков {фафа вместо папа, ваня вместе баня, Наша вместо Маша).

Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков.

2. Разнообразные расщелины альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба («волчья пасть, или зев»), в результате чего голосовыдыхательная струя всегда проходит через нос, и голос получает носовой тембр, — дефект, известный под названием открытой гнусавости. (Подробнее об этом — в главе о гнусавости.)

3. Разнообразные разращения, опухоли и т. п. в носоглотке и носовой полости, резкое искривление носовой перегородки, препятствующие прохождению голосовыдыхательного тока через нос, — образуют приглушенный носовой тембр голоса, с выпадением согласных м и н, так называемая закрытая гнусавость. (Подробнее — в главе о гнусавости.)

4. Другие аномалии нёба и носоглотки.

а) Укороченное мягкое нёбо, не дающее разъединения носовой и ротовой полости, — получается гнусавый голос.

б) Слишком высокое или узкое твердое нёбо, — страдают переднеязычно-нёбные звуки, особенно р, так как кончику языка трудно образовать контакт с нёбом.

в) Чрезмерно низкое, плоское нёбо — нет достаточного резонанса в ротовой полости.

г) Увеличенные нёбные миндалины или дужки и т. п.

5. Дефекты языка.

а) Слишком большой мясистый язык, заполняющий почти всю ротовую полость, иногда выпирающий сквозь зубы, вследствие своей малоподвижности, дает обычно призубные, межзубные сигматизмы и картавость.

б) Длинный и узкий язык предрасполагает к образованию боковых сигматизмов и затрудняет правильное произношение ш, ж, р, так как воздух протекает по бокам языка.

в) Слишком маленький язык в общем дает те же недочеты, так как не может образовать соответствующего сужения с нёбом.

г) Слишком короткая или чрезмерно натянутая уздечка языка делает невозможным образование р зазубного, иногда искажает шипящие звуки.

д) Частичное или полное отсутствие языка (гангрена, рак, прирожденная аномалия, ранение и т. п.), естественно, дает целый ряд косноязычных явлений, в особенности в отношении переднеязычных нёбных звуков. Однако по свидетельству Белебара (1630 г.), Луи и Гуцмана, даже при полном отсутствии языка внятность речи сохраняется; недостающие звуки заменяются работой других органов: кончик языка заменяется нижней губой, втягиваемой под верхние зубы, — так образуются д, т, н.

6. Дефекты челюстей и зубов.

а) Слишком выдвинутая вперед верхняя челюсть (прогнатия), слишком выдающаяся нижняя челюсть (прогения), нарушая правильный уклад языка и соотношение резонирующих полостей рта, предрасполагают преимущественно к сигматизму.

б) Искривленные на почве рахита челюсти в передней своей части или неправильно выросшие передние зубы дают открытый передний прикус, вызывающий межзубную шепелявость.

Искривленные боковые части челюстей или деформированные боковые зубы образуют открытые (односторонний или двусторонний) боковые прикусы, предрасполагающие к боковому сигматизму (главным образом, дефекты звуков с, з).

в) Очень редкие зубы или отсутствие некоторых из них делают то, что воздух с шипением прорывается через межзубные щели, — получаются неприятные шепелявые е присвистом звуки «кост» вместо «кот», «рост» вместо «рот». Даже выдающийся в сторону зуб может дать шепелявость.

Дефекты зубов различаются:

а) по форме и размерам — крупные, мелкие, клиновидные, грифельные, рудиментарные;

б) по количеству — лишние и недостающие (на почве врожденности, кариоза

в) по расположению в челюсти — редкие, частые, вне челюстной дуги, повернутые по вертикали; поставленные косо внутрь или наружу,

г) гутчинсоновские зубы — деформированные, с поперечными бороздками, зазубренные (на почве люэса)

Стоматология — область медицины, ведающая полостью рта.

В таких случаях необходимо прежде всего заняться исправлением этих органических дефектов. Здесь уже приходится обратиться к помощи специалистов. Исправление анатомических аномалий достигается тремя путями.

1. Оперирование. Хирурги или стоматологи зашивают «заячью губу» и «волчью пасть», удаляют аденоидные разращения и т. п. (Подробнее — в главе о гнусавости.)

2. Регуляция челюстей и зубов. Врачи-стоматологи накладывают на зубы особые упругие проволочки (шины), которые, незаметно и постепенно надавливая на зубы, выравнивают и зубы и челюсти. Для этого требуется довольно продолжительное время, но сама регуляция почти безболезненна и дает большие результаты. Особенно важно следить за развитием челюстей и зубов в возрасте от 5 до 12 лет. Иногда достаточно ничтожного вмешательства врача (удаление лишнего зуба и т.п.), чтобы помочь природе в дальнейшем уже самостоятельно правильно сформировать челюсти и зубы. Регуляцию нужно начинать приблизительно с 7—9 лет. Человек с правильным прикусом и лучше ест, и лучше говорит и, наконец, выигрывает в эстетическом отношении (дефекты в этой области также создают социальное ущемление). К сожалению, до сих пор способ регуляции челюстей и зубов малоизвестен и малодоступен широким массам трудящихся, и его значение еще недостаточно оценено. Сюда же относится и приведение в надлежащий порядок зубов.

3. Протезирование. Если тот или иной анатомический дефект нельзя устранить первыми двумя способами, то пользуются протезами, т. е. вводят в речевой аппарат инородные тела, заполняющие недостающие части его. Так, например, часто при открытой гнусавости расщелину нёба заполняют особыми пластинками (обтураторами), вставляют зубы и т. п.

Однако здесь еще раз следует отметить, что при врожденных механических дефектах расстройства речи носят характер не только механический, но обязательно и функционально-генетический. Поэтому одного устранения механического дефекта недостаточно, — обязательно нужно своевременно начать воспитательную работу. Другое дело, если нарушение анатомии речевого аппарата происходит в период уже сложившейся речи: тогда одно устранение этого дефекта восстанавливает имевшееся здоровое произношение, так как координационные установки уже в свое время были выработаны и могут в любой момент функционировать при наличии соответствующих механических условий. Не следует, однако, думать, что механический момент речи играет в данном случае всегда решающую роль. Сплошь и рядом при тех или иных механических дефектах можно добиться хорошего произношения и без их исправления. Иногда это происходит естественным путем в процессе самой жизни. Вот почему нередко мы наблюдаем при значительных анатомических отклонениях в речевом аппарате все же хорошую речь. Центр тяжести в речевой функции заключается в личных качествах логопата (активность и т. д.), воздействии среды на его личность, в частности на работу центральной нервной системы, и в известной приспособляемости последней, а не в костяках и мышцах.

Наше мнение подтверждается новой работой д-ра Никитиной, дающей процент уклонений в строении периферического речевого аппарата у дислаликов от 39 до 76, а у нормально-говорящих — 56.

Б) ВОСПИТАНИЕ ДИФЕРЕНЦИРОВКИ И РИТМА В ОБЛАСТИ ОБЩИХ И РЕЧЕВЫХ ДВИЖЕНИЙ.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью и т. п., сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет и т. п.). Такие движения являются собственно первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни ребенка. Этим намечается путь искусственного воспитания нормальных движений звукопроизносительного аппарата в случае их дефективности.

Метод воспитания речи путем специфической гимнастики признан целым рядом выдающихся теоретиков и практиков по расстройствам речи (Куссмауль, Коломба, Фаттер, Енько и др.).

Практически этот метод состоит в том, что сложный нервно-мышечный двигательный комплекс данного звука искусственно разлагается на отдельные свои двигательные элементы, каждый из которых изолированно подвергается гимнастической обработке. После завершения этой стадии работы все двигательные элементы синтезируются в одно комплексаторное нервно-мышечное движение, составляющее нужную нам артикуляцию.

Как уже отмечено, вся суть правильной речевой работы заключается в воспитании правильных речевых навыков. Правильные же речевые навыки — это точные, тонко диференцированные звукосочетания в общественном поведении людей. Следовательно, чтобы воспитать здоровую речь, необходимо предварительно выработать диференцировочную работу коры полушарий головного мозга как анатомического механизма речи. В основу коррекции косноязычия положено вообще развитие тонких диференцированных движений во всех областях не только речевой функции, но и общих движений, потому что речевая функция органически связана со всей биомеханикой тела.

Расстройства в звукопроизносительном аппарате связываются с теми или иными нарушениями в движениях мимико-жестикуляторных, как элементах речи, тесно спаянных со звукопроизношением. Ведь анатомо-физиологической основой их являются ассоциативные системы мозговой коры, координационно-увязанные с такими же системами звукопроизношения. Действительно, мы наблюдаем у косноязычных, как общее правило, недостаточность в той или иной степени диференцировки этих движений (языком, губами, лицом, руками). Так как все наши движения связаны друг с другом (организм действует как целостная система), то развитие одних движений вызывает в известной степени развитие других. При этом важно не только развитие диференцировок, но и силы нервно-мышечных приборов: для четкой артикуляции нужны сильные, упругие органы речи — язык, губы, мягкое нёбо и т. д.

Положительная связь между мимической моторикой и общим развитием ребенка (а, следовательно, и звуковыми и семантическими элементами речи) подтверждена многими работами русских, а также и иностранных ученых, в которых они устанавливают факт, что у детей отсталых по своему общему развитию эта моторика бедна и отстает на некоторое количество возрастных ступеней.

«В общем фонде нервно-психических возможностей человека моторика является одним из основных компонентов, при помощи которых целостно действующая личность активно вступает во взаимоотношение с окружающей средой» (Л. А. Квинт).

По Наудозогеру моторная дебильность у идиотов 75%, у имбецилов — 44%, дебилов — 24% и нормальных — 2% (возраст от 9 до 16 лет). То же отмечает и Вермайлен.

Хотя проф. Гуревич, Геллер и др. считают, что эта корреляция (соотношение) необязательна, так как наблюдается и обратная корреляция, все же большинство исследователей стоит за положительную корреляцию.

Теперь становится очевидной необходимость гимнастики не только артикуляторной, но и мимико-жестикуляторной и общих движений тела (физкультура). Учет особенностей возрастной моторики чрезвычайно важен для выработки методики логопедической гимнастики. Логопедическая работа с косноязычными состоит из развития путем гимнастики диференцированной работы: 1) артикулирующих органов речи, 2) фонической трубки (легкие, гортань и т. д.), 3) слухового аппарата (слуховая диференцировка звуков, силы голоса и высоты тона) и, наконец, 4) собственно речевых движений в процессе говорения.

Предлагаемая система устранения косноязычия основывается на изложенных выше принципах общего и в особенности речевого поведения человека, включая сюда и принципы физиологических функций его организма.

Вся работа по устранению косноязычия строится по следующей схеме.

1. Пользуясь уже имеющимся в организме фондом безусловных и условных рефлекторных движений, с которыми физиологически связана речевая функция, развивается и упорядочивается путем ритмических нервно-мышечных движений работа той области коры мозга, которая ведает нервно-мышечными звукопроизносительными движениями речевого типа. Сюда относятся упражнения мышц: лицевых, шейных, плечевого пояса, дыхательных (преимущественно диафрагмы). Руководствуясь принципом: идти от уже имеющихся в организме, протекающих автоматично движений, сформировавшихся в свою очередь на базисе безусловных реакций, к условным, сначала диффузным, а затем все более и более диференцированным, вновь воспитываемым, — вначале воспитываются движения грубые, диффузные (поворачивание шеи, раскрывание и закрывание рта и т. п.). По мере усвоения логопатом этой серии движений и достаточно четкой и сильной работы затронутых мышц, переходят к выработке более диференцированных нервно-мышечных движений в этой же области (диференцировка движений правой половины лица от левой, верхних веточек лицевого нерва от средних и нижних и т. д.). Торможение неправильных движений речевого аппарата достигается, кроме включения зрительного анализатора, введением в работу ритма: воспитываемые отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами такой же длительности.

2. В таком же роде ведется и воспитание движений элементов собственно звукопроизносительного аппарата: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок.

3. После выработки всех необходимых для данного звука диференцированных движений губ, языка и т. п. переходят к воспитанию правильных изолированных звукопроизносительных установок для него, в той или иной степени дефективных у данного субъекта. И здесь при наличии нескольких дефективных звуков, что обычно наблюдается у дебилов, начинают коррегировать те из них, которые раньше появились в фило-, особенно в онтогенезе, теснее всего связаны с органической жизнью ребенка — пищевой или дыхательной реакцией (губные п, б, м, переднеязычные т, д, заднеязычные к, г, ж и т. д.). «Сначала дети произведут легче те звуки, которые впервые произносятся голосовыми органами маленьких детей» (Сеген).

Работа ведется преимущественно на зрительном анализаторе — при помощи добавочного зрительного раздражителя, контролера и тормоза-зеркала, содействующего лучшей диференциации движений, а также на кожно-мышечном. До этого момента в известной степени игнорируется слуховой анализатор. Дело в том, что у логопата слух с самого начала речевой работы воспитался в отношении некоторых звуков дефективно, т. е. в мозгу установились прочные и вместе с тем порочные физиологические связи: он не различает дефективного произнесения от нормального. Поэтому логопат, получив словесный приказ-раздражитель произнести данный звук, произносит его согласно существующему у него навыку, т. е. дефективно. И чем труднее по своей биомеханике дефективный звук, тем труднее логопату преодолеть эту вкоренившуюся дефективность.

Вот почему нельзя базироваться на слухе в период выработки новых артикуляторных установок. Только после укрепления последних осторожно включается слух, т. е. рекомендуется логопату прислушиваться к получающемуся звуку и к образцу его, даваемому руководителем. Работу можно начинать с шопотного звукопроизнесения, обязательно сочетая согласные с а, так как при этом сочетании лучше всего выявляется полнозвучность согласных и создаются благоприятные условия для наблюдения над положением артикулирующих органов в ротовой полости. Важно, чтобы до получения точной биомеханической установки воспитываемого звука проделываемая логопатом работа носила в его глазах исключительно характер зрительно-контролируемого механического упражнения, а не произнесения данного звука, как звука нашей речи.

Если одного зрительного анализатора оказывается недостаточно, чтобы воспитать нужное положение или движение языка, то прибегают к насильственному приданию языку, губам или челюсти заданного движения при помощи пальцев рук, шпателя (лопатки) или соответствующих проволочных зондов. В результате много раз повторяющегося пассивного движения артикулирующего органа, в конце концов через сознательную коррективную работу самого логопата в мозгу вырабатываются координационные установки и получаются точные движения органов речи. Дети особенно четко ощущают «кинестетическим чувством» положение языка при артикуляции, — поэтому полезно использовать этот момент для придания языку определенного положения. Этот метод часто применяется в повседневном поведении, особенно детьми: не удается какое-либо движение правой рукой, — ребенок помогает движению левой рукой. Особенно эффективен он в тех случаях, когда тактильная чувствительность поверхности языка мало развита или же расстроена. Зрение же является одним из важнейших естественных привычных регуляторов в нашей деятельности. Вследствие анатомической связанности зрения в коре мозга с центрами слуходвигательной работы оно является прекрасным контролером, содействующим выработке правильного кожно-мышечного чувства в артикуляторных аппаратах. Особенно полезно производить артикуляторные упражнения под контролем зрения перед зеркалом. «Зеркало умножает контролирующую силу зрительного анализатора до прослеживания малейших диференцированных деталей движения. Оно делает зрительное рефлекторное раздражение непрерывно продолжающимся от восприятия малейших деталей данного движения языком. Зеркало как бы кинематографирует данное движение, рисует его полную, точную, красочно-линейную картину; а это легко остается в памяти наблюдателя этой картины как в своих органах артикуляции, так и у показывающего движение логопеда. Такая же зрительная память чрезвычайно важна для последующих самостоятельных упражнений лечащегося». «Зеркальная гимнастика» является общепризнанным методом воспитания не только артикуляторных, но и вообще мимико-жестикуляторных движений.

При разлитом косноязычии нужно начинать с выработки глухих согласных, как наиболее легко произносимых; притом начинать с сочетания согласный - гласный, особенно при мгновенных б, п и т. п.

4. Усвоенные новые изолированные звуки включаются в звукопроизносительные комплексы, сначала в слоги, затем в слова и фразы (благодарным материалом здесь являются пословицы и скороговорки). В этой стадии логопедии вводится слуховой анализатор, уже как основной рецептор и контролер. Следует отметить, что вначале очень важно новые звуки включать в звуковые комплексы, непривычные для логопата, избегая тех комплексов, где данные звуки произносились им дефективно в течение ряда лет. Полезны слогоподобные сочетания — бра, дра и т. п. и новые слова. Этим смягчается борьба старых (дефективных) установок с новыми.

После достаточного упражнения в выработке правильных звукопроизношений переходят к чтению, рассказу, заучиванию наизусть и декламации, чем и заканчивается курс логопедического воспитания. Конечная цель всей предыдущей работы — автоматизация вновь усвоенных звукопроизносительных установок. Необходимо помнить и применять правило воспитания нормального произношения: все новые звукопроизношения создаются за счет угасания старых, угасание которых идет в силу привычки к ним очень медленно. Старое является тормозом нового. Вот почему постоянное напоминание о правильном звукопроизношении, равно как и правильная речь окружающих, являются необходимыми условиями закрепления достигнутого успеха.

В целях ясности и удобства изложения сначала помещается система основных упражнений, те или иные из которых в соответствии с дефектами речи применяются для устранения их. При проведении логопедического курса упражнения берутся из всех отделов одновременно, в порядке изложенной постепенности и с преобладанием упражнений из тех групп, в которых более всего нуждается данный косноязычный. В тяжелых же случаях, обычно общего косноязычия, следует проделать шаг за шагом все упражнения, быстро пропуская то, что легко удаётся логопату, и тщательно прорабатывая трудно усваиваемое. В особенности они систематично прорабатываются с логопатами-олигофренами.

Гимнастика общих движений тела.

Под ритмическую команду голосом, музыкой или другой формой сигнализации (жесты и т. п.) косноязычные производят гимнастику всего тела и его конечностей.

Ходьба. 1. Шаг на месте. 2. Обыкновенная маршировка. 3. Ходьба спиной вперед. 4. Ходьба с остановками через определенное число шагов и с определенной продолжительностью остановки. 5. Ходьба с чередованием маршировки вперед и маршировки на месте (3 шага вперед — 3 шага на месте и т. д.).

Гимнастика рук и ног. Обычные движения рук и ног при «вольной» гимнастике, но особенное внимание здесь уделяется мелким движениям в суставах пальцев и кисти рук, в ступнях ног и т. п.

Гимнастика туловища. Обычные движения туловища при «вольной» гимнастике, в особенности движения, развивающие грудную клетку.

Комплексная гимнастика конечностей и туловища. Одновременно по заданию в движении участвуют два или более органа: ноги и руки, руки и шея и т. п.

Гимнастика шеи.

1. Поворачивание головы в стороны.

2. Нагибание головы вперед и назад.

3. Вращение головы слева направо и в обратную сторону.

4. Нагибание головы вперед и назад, оказывая этому движению сопротивление руками: подбородок упирается на кулаки рук и с значительным усилием надавливает на кулаки, постепенно поддающиеся книзу. При обратном движении роли меняются: кулаки усиленно напирают вверх, подбородок, сопротивляясь, постепенно уступает им и поднимается вперед — вверх.

Гимнастика речевых механизмов.

Гимнастика челюстей. Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закрывание рта) — свободное и с сопротивлением рук (последнее производится аналогично упражнению шеи).

Гимнастика лицевых мышц.

1. Поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, на лбу появляются продольные морщины, при опускании глаза почти закрываются, и над переносицей образуются вертикальные, поперечные морщинки.

2. Сморщивание всего лица («печеное яблоко») и растягивание его в длину с раскрытием рта.

3. «Нюхательное» движение: верхняя губа несколько подымается, обнажая зубы, и резко выражаются носогубные складки.

4. Попеременное закрывание правого и левого глаза. Если какой-либо глаз, а иногда и оба попеременно не закрываются, то одно веко (лучше — «незакрывающееся») придерживают в закрытом положении пальцем, в то время как другой глаз ритмично закрывают и открывают. Благодаря связи нервов обеих половин лица нервный импульс (толчок) передается на другой глаз, и он начинает закрываться.

5. Попеременное поднимание углов рта: при спокойном состоянии левой половины рта поднимается правый угол рта и обратно.

Последними двумя упражнениями мы воспитываем раздельную работу левой половины лица от правой в его верхних, средних и нижних областях.

6. Открывание рта и одновременное закрывание поочередно глаз — то левого, то правого — комплексные движения.

Гимнастика губ.

1. Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.

2. Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны и вверх-вниз, открывая оба ряда зубов, а затем спокойно сжимаются вновь.

3. Сосательное движение с последующим оскалом при сжатых челюстях.

4. Оскал с раскрыванием и с последующим закрыванием рта и губ.

5. Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов.

6. Вытягивание губ широкой трубкой (раскрытым «хоботком») при раскрытых челюстях.

Все предыдущие упражнения вначале производятся с иррадиацией возбуждения, т. е. в движение определенных мышц вовлекаются и соседние мышцы, а затем постепенно движение концентрируется лишь на одних губах, а все остальные мышечные группы остаются в относительном покое.

7. При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

8. Подымание плотно сжатых губ вверх (к носу) и вниз при плотно сжатых челюстях.

9. Подымание верхней губы: обнажаются только верхние зубы.

10. Оттягивание вниз нижней губы: обнажаются только нижние зубы.

11. Подымание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ: 1) поднять, 2) нижнюю опустить, 3) верхнюю опустить, 4) нижнюю поднять — норма.

12. Движение губ, как при полоскании зубов.

13. Движение губ «хоботком» влево-вправо.

14. Вращательное движение губ «хоботком».

15. При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо-влево.

16. Такое же движение с верхней губой.

17. Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ):

а) упражнения с присоской (стр. 107);

б) упражнения с прибором Гуцмана: губами захватывается, как удила, металлический стержень, к концам которого можно прикреплять груз, постепенно увеличивая его;

в) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости;

г) сжимать губами и удерживать карандаш, стеклянные трубки; при этом дуть так, чтобы воздух проходил по углам рта.

Гимнастика языка.

1. Высовывание языка наружу «лопатой»: языку придается плоская широкая форма так, чтобы он своими боковыми краями касался углов рта.

2. Высовывание языка наружу «жалом»: языку придается возможно более заостренная форма.

Если это движение долго не удается, то язык протискивают между губами, сжимая ими язык с боков.

3. Поочередное высовывание языка «лопатой» и «жалом».

4. Высунутым изо рта языком делают попеременно «лопату» (широко распластанный тонкий язык), «жало» (округлый с заостренным кончиком).

5. Такое же движение, но в ротовой полости, причем кончик языка упирается в верхние зубы.

6. Высовывание языка возможно более изо рта, а затем втягивание возможно глубже в рот, чтобы там образовался лишь мышечный комок; кончик языка становится незаметным.

7. Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо и влево.

8. Круговое облизывание кончиком языка зубов сначала при сомкнутых, затем при раскрытых губах.

9. Такое же облизывание губ, постепенно загибая снаружи кончик языка все больше и больше.

10. Поднимание и опускание задней части языка: кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого и отчасти твердого нёба, то опускается вниз.

Если это движение не удается, то на первых порах корень языка подталкивается вверх пальцами снаружи в области подъязычной кости.

11. Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при раскрытых.

Если присасывание не удается, то употребляются два вспомогательных приема: 1) на спинку языка кладется клейкая конфетка или нёбо смазывается медом, а косноязычный старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфетку или мед; 2) полусогнутый указательный палец накладывается сверху на подбородочную кость, а большим пальцем производится надавливание снаружи снизу вверх на дно ротовой полости, чем подталкивается спинка языка к нёбу.

12. Присасывание всего языка «лопатой» к нёбу и отрывание от последнего со щелканием сначала при сомкнутых, а затем при раскрытых челюстях. Чтобы избегнуть наблюдаемого иногда подымания языка при помощи нижней челюсти, пользуются роторасширителем или «пробкой» (см. упражнение 22).

13. Высунутый «жалом» язык втягивается в рот, касаясь при этом спинкой верхних зубов и нёба, — «лакательное движение».

14. Присасывание языка без отрыва от нёба с раскрыванием и закрыванием рта (кончик языка касается верхней десны).

15. Присасывание к нёбу и отрывание от него спинки языка, кончиком языка упираясь в нижнюю десну, сначала при закрытом, а затем при открытом рте.

16. Раскрывание и закрывание рта при таком же положении языка.

17. Язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

18. Такое же движение, но кончик языка упирается в нижнюю десну.

19. Для подобных силовых упражнений пользуются также динамометром Люце для измерения силы движений языка. При надавливании кончиком языка на круглый «пятачок» металлического стержня, последний другим концом нажимает на пружинку со стрелкой, двигающейся по градуированной дужке.

20. При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во *рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т. п.

21. Высовывание языка «лопатой» изо рта и загибание его вверх и вниз.

22. Такое же движение языка внутри рта за зубами. Если при загибаниях кончика языка рот плохо открывается, следует воспользоваться роторасширителем, или «пробкой». Проще способ с пробкой: в правый или левый угол челюстей вставляется пробка, толщиной в мизинец самого логопата; она может быть резиновой или деревянной. При широко расширенных, таким образом, челюстях производится указанное упражнение.

Иногда необходимо вначале проделать это движение, загибая язык щипчиками или шпателем. Постепенно раскрывать рот все шире и шире. При всех движениях языка вне рта зубы должны быть оскалены.

23. Кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз-назад.

24. Загибание языка «жалом» вверх-вниз снаружи и внутри рта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...