Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика воспитания нормальной речи у косноязычных. 4 глава




Выше дано объяснение этого явления. Однако выработка нормальных аффрикатов не представляет особенных трудностей;

Биомеханику звука ч можно грубо представить состоящей из биомеханики звуков ть и шь, что дает тъ\шъ — тъшъ = ч.

Для образования шь спинка языка несколько приподнимается кверху, а конец выдвигается несколько вперед. В первый момент произносится тъ, а затем непосредственно (без паузы) произносится шь, очень незначительно (меньше, чем при ш),оттягивая кончик языка после его отрыва от верхней десны при толчкообразном выдохе: тьшь. Артикуляция тъ, приспособляясь к последующему шъ, сильно отличается от обычного тъ. В общем язык ближе к зубам и более напряжен, чем при шъ, что придает ч большую мягкость.

Обучение.

1. Произносится поочередно и многократно: ть-шь; ть-жъ — на одном толчкообразном выдохе.

2. Под один удар рукой на коротком толчкообразном выдохе: тыиь.

3. Производится синтез: косноязычный подражает руководителю по слуху, т. е. руководитель впервые произносит звук ч; до сих пор он произносил лишь ть и шь.

4. Дальнейшая работа, как в предыдущих случаях.

Биомеханика звука щ двоякая:

1) ть + чъ — шъчъ, т. е. шьтьшь= щ (произношение большинства ленинградцев и др.);

2) шь + шь = шьшь (у москвичей и др.).

Обучение состоит из выработки указанных звукосочетаний и дальнейшего включения их в обиходную речь способами, изложенными для звуков ш и ч. Воспитывать щ, по совету проф. Р а у, следует начинать с классической формы щ — шьч: такое щ легче диференцировать от ш, что важно для правописания.

Для коррекции ч и щ применяется зонд Ф. А. Рау.

Процент дефективности ц также значителен, и характер его расстройств разнообразен.

1) тьт (тыиапля — цапля);

2) тьс (тъсапля);

3) тьсь (тьсяпля);

4) тъч (тьчапля);

5) ш (шапля);

6) с (сапля);

7) ть (тяпля) и т. д.

Биомеханику аффриката ц можно рассматривать как биомеханику звуков т и с, так как до сих пор господствует мнение, что ц — тс, когда оба звука произносятся без паузы, слитно, друг за другом. Однако, приспособляясь к последующему движению, кончик языка становится на ть ближе к передним резцам, чем при изолированном т: этим облегчается образование сквозного канала для последующего с; затем кончик языка под напором задуваемой струи воздуха отслаивается от верхней десны и чуть-чуть опускается вниз, но не до положения звука с, — слышится аффрикат ц. Об установках звуков сь и т и дефектах в них см. ниже. По проф. Рау, «кончик языка, аккомодируясь к укладу для следующего с, артикулирует не за верхними резцами, а упирается в нижние зубы, затвор же производится передней частью спинки языка, которая прикладывается к альвеолам». Очевидно, обе формы артикуляции ц широко распространены и, следовательно, равноправны.

Обучение.

1. На одном выдохе многократно произносится: т-с-т-с-т-с, отделяя звук т от звука с небольшой паузой.

2. Оба звука произносятся на одном выдохе без разделения паузой тс, тс.

3. То же, но с точной биомеханикой звука ц, т. е. кончик языка не опускается до локализации звука с, и все сочетания произносятся на коротком, толчкообразном выдохе, причем кончик языка сильно упирается в верхние альвеолы, а воздух прорывается с усилием: тс = ц.

4. Включается слуховой анализатор: логопат подражает уже, руководясь слухом, произносимому руководителем звуку ц.

Эта методика — для первой формы ц; для второй же — сразу по установке языка на т нижнее, произносятся слоги ца, цо..., ац, оц и т. д.

Естественно, что все аффрикаты следует вырабатывать после того, как вполне прочно воспитаны их компоненты: т, ть, ш, шъ, с.

После получения правильно изолированного ц, этот звук постепенно, как это уже показано на других звуках, включается в речь.

т, д, н

Процент дефективности т и д — в среднем до 10% всех литеральных дизартрии.

Вместо правильного т наблюдается:

1) т неотчетливое, часто межзубное;

2) ць (цюча — туча);

Вместо правильного д бывает:

1) т (тай — дай);

2) дь, часто межзубное.

Механическая причина этих дефектов — неправильное (опущенное) положение кончика языка, часто как при шепелявости.

Биомеханика нормальных звуков т и д:

1. Нижняя челюсть несколько опущена, как при ш, губы пассивны.

2. Утонченный, неширокий кончик языка упирается в верхнюю десну, нажимая на нее до шейки верхних резцов и клыков.

3. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов и твердого нёба, вместе с кончиком языка, образуя замкнутую резонансовую полость сверху.

4. Ток выдыхаемого воздуха быстро прорывает образованное прижатием кончика языка смыкание, — получается безголосый взрывной звук т.

Биомеханика звука д отличается от т лишь включением на один момент работы голосовых связок. При мягких т и д спинка языка более приподнята и напряжена, кончик языка большей своей частью прикасается к нёбу, или же кончик языка за нижними резцами касается их десен, а спинка прилегает кзади от верхних альвеол, где и происходит затвор. Боковыми краями выпуклый язык упирается в зубы до верхних клыков.

Обучение. В основных упражнениях при дефективном т обращается внимание на упражнения 2—5; 21—26.

Специальные приемы.

1. Установка языка на звук т с последующим сильным толчкообразным выдыхательным прорывом смыкания.

2. Произносится многократно ттт на одном выдохе.

3. Произносится многократно на одном выдохе: та-та, та-то... то-то, та-ту, та-ту, ту-то, ту-то и т. п.

Очень часто кончик языка при этих звуках поднимается вверх вместе с нижней челюстью, механически поднимающей вверх язык; при этом кончик языка упирается низко в верхние резцы или же в оба ряда зубов, часто несколько высовываясь между ними. В таких случаях предыдущие упражнения полезно делать с «роторасширителем» или с «пробкой». Кончик языка приобретает большую гибкость и подвижность, чем и достигается правильная установка звука: то-тэ-тэ, тэ-дэ и т. п.

4. Далее т включается в речь обычным путем.

Довольно часто т конечное «мягкое» произносится «твердо»: писат, читат и т. д.; иногда вовсе отсутствует «мягкое» т (танут, вместо тянуть). Дефект устраняется следующими упражнениями: 1) Прибавление к конечному т звука и: тянути, читати и т. д., а затем постепенно вместо окончания -ти произносится -ть. 2) Сочетание т с посредствующим вставочным и: тианути. Постепенно и редуцируется и остается лишь ит «мягкое». 3) Далее уже воспитывается диференцировка ть от т: читает — читать, плот — полоть, стол — стекла, тина — тын и т. д.

Таким же образом в общем воспитывается и звук д в случае его дефективности.

Звук н помимо закрытой гнусавости, о чем будет сказано ниже, почти не бывает дефективным; его биомеханика та же, что и для звука д лишь с тем различием, что выдыхаемый воздух проходит через нос, а не через рот (мягкое нёбо опускается), и кончик языка поэтому не отрывается выдыхаемой струей воздуха от альвеол, что обусловливает протяжность (сонорность) этого звука.

Выработка согласного и ведется теми же приемами как т, д, нужно лишь следить, чтобы выдыхаемый воздух проходил через нос.

к, г, х

Звуки к и г также относятся к сравнительно благополучным звукам нашей речи. Чаще всего здесь мы имеем:

1) замена их звуками т или д (тутушта вместо кукушка, дада вместо гага);

2) полное отсутствие их (аша вместо каша, усъ вместо гусь);

3) изредка замена придыхательным г (немецким) или украинским г (Кукушка, голова);

4) едва уловимый взрывной звук, образуемый прорывом воздушной струей голосовых связок; спинка языка не касается нёба ('у'уш'а—кукушка);

5) г часто заменяется звуком п (колубь — голубь).

Дефекты в звуке х наблюдаются редко.

Биомеханика нормального звука к.

1. Нижняя челюсть опущена больше, чем при с, рот полураскрыт, губы пассивно раскрыты.

2. Задняя часть спинки языка прижимается к разным пунктам преимущественно задней части твердого и иногда мягкого нёба, в зависимости от соседних звуков, в особенности от следующего за к гласного.

3. Боковые края языка прижаты к большим коренным зубам.

4. Кончик языка близко кзади, иногда даже касается нижних зубов и десен.

5. Местом смыкания языка с небом полость рта делится почти на две равные резонирующие половины.

6. Выдыхательная струя воздуха, резко продуваясь в точке смыкания языка с нёбом, отрывает язык от последнего, отчего слышится особый взрывной звук к

Звук г произносится таким же образом с присоединением работы голосовых связок, но язык касается нёба на меньшем пространстве, чем при к.

При «мягких» к и г с нёбом смыкается более передняя часть спинки языка и ближе к передней части твердого нёба; особенно сильна эта подвижка кпереди при п.

Обучение. При дефекте этих звуков основным упражнением являются упражнения 10—18, стр. 56.

Специальные упражнения:

1. Кончик языка упирается в нижние десны, а спинка ритмично поднимается до касания с нёбом, затем опускается.

2. Спинка языка с силой плотно прижимается к нёбу, а кончик языка так же сильно упирается в нижние зубы, и в этот момент производится сильный короткий выдох: получается звук к.

3. То же, но выдох производится толчкообразно с многократным прорывом между смычкой: п-п-п-к.

Дальнейшая работа производится обычно. Таким же образом воспитывается звук г с присоединением к описанным приемам голосового звучания.

Хорошие и верные результаты дает следующий остроумный прием (даем описание в изложении проф. Ф. А. Рау):

«Подходим мы к г от только что поставленного звука д (при условии прочного усвоения четкой артикуляции его). В три этапа мы овладеваем этим звуком. Сначала мы указательным пальцем, или шпателем, или ручкой чайной ложки прижимаем кончик языка книзу, за зубами, на расстоянии полсантиметра в момент произнесения слогов да-да-да, В результате этой манипуляции мы услышим дя-дя-дя. Вторым этапом является продвижение нажима на спинку языка до 1—2 см глубины, благодаря чему получаются слоги гя-гя-гя. Последний этап — нажим на спинку языка на глубине 3 см или глубже (смотря по строению челюстей и нёба данного ребенка). Теперь уже должно получиться чистое га-га-га. Точного размера глубины нажима универсально установить невозможно; его нужно видоизменять, руководствуясь своим слухом, единственно верным контрольным аппаратом, констатирующим чистоту произношения.

Долголетняя практика показала нам, что только постепенной подготовкой языка удается без промаха поставить правильное г. Попытка применения сразу глубокого нажима обычно не приводит к цели. Также весьма редко удается достичь хорошего произнесения г исходя от звука к и применяя ощупывание рукой вибраций гортани».

Для получения к применяется этот же прием, но исходят от звука т.

Биомеханика звука х.

1. Нижняя челюсть и зубы, как при звуке к

2. Спинка языка (задняя часть) несколько приподнята, но не касается нёба и образует с ним сужение.

3. Кончик языка несколько оттянут от нижних зубов и десен корень языка оттянут назад-вниз.

4. Резонирует вся ротовая полость.

5. Выдыхаемый воздух, проходя через сужение и ротовую полость, резонирует в последней, в результате чего образуется звук х.

Мягкость достигается большим поднятием и напряжением спинки языка к нёбу.

Обучение. Предварительно делаются упражнения 10—18, стр. 56, после чего делается правильная артикуляторная установка, и при этом производится сильный выдох. Затем полученный звук вводится в речь. Иногда прибегают к изложенному выше способу постепенного надавливания на язык пальцем, причем здесь исходят от звука с.

й я

Дефект довольно редок и состоит в том, что я совсем не образуется перед гласными (ама — яма, эхал — ехал) или же заменяется звуком, сходным с ль но иной артикуляции. Получается ляма, свинля, саралъ вместо яма, свинья, сарай.

Биомеханика звука й очень близка к биомеханике хь или гь (украинское). Но сужение здесь значительно больше, язык очень напряжен, и звук исключительно звонкий. Углы рта оттянуты назад, губы плотно прижаты к зубам, спереди слегка открытым.

Обучение. Делается правильная артикуляторная установка, и произносятся сочетания йа, йэ, йо, йу, йи. Затем произносятся слова с начальным й (йама и т. п.). Далее звук включается в речь.

Если этот прием не приводит к успеху, то пользуются другим способом: произносится звуковой комплекс иа, затем аиа на одном выдохе, слитно, причем и произносится более протяжно, а конечное возможно быстрее. Получается айа. После этого также произносится только йа. Так поступают и с остальными гласными.

В случае же замены й звуком ль (кончик языка или поднят к верхним альвеолам или опущен к нижним деснам, а воздух проходит по обеим или одной стороне языка) употребляется способ надавливания пальцем, исходя от звука з. Во время произнесения длительного з легко нажимают пальцем на переднюю четверть языка — получается й. Далее произносятся сочетания й-а, й-о, й-у; аи, ой; ай-а, ай-о и т. п. (й везде произносится протяжно, «чтобы у ученика образовалось четкое кинестетическое ощущение, характерное для этого звука» (Рау).

Для коррекции к г х й, ы и для устранения смягченного произношения употребляется зонд проф. Ф. А. Рау.

Далее идет обычная работа по включению й в речь.

п, б, м

Звуки п и б поражаются при органических дефектах губ. Тогда вместо п образуется продувной двугубный звук ф (фашня — пашня),а вместо б — в (баня — ваня); б часто недостаточно звонок или заменяется звуком п (паня — баня).

Биомеханика звуков п, б.

1. Губы плотно сомкнуты.

2. Язык свободно плашмя лежит внизу.

3. Мягкое нёбо закрывает вход в нос.

4. Выдыхаемая струя воздуха прорывает сомкнутые губы.

5. Одновременно нижняя челюсть несколько опускается, и слышится взрывной звук п.

Через присоединение к этой работе короткого голосового звучания образуется звук б, губы сомкнуты менее плотно, чем при п. «Мягкие» п и б образуются через слабое поднятие спинки языка и оттягивания по общему правилу углов рта в стороны, что ведет к изменению ротовых резонаторных полостей.

Звук м отличается от звука б в своей биомеханике тем, что:

1) мягкое нёбо опущено, поэтому воздух проходит ровной струей через нос,

2) сомкнутые губы не так напряжены, ибо взрыв для м не типичен

Обучение. Крепко сомкнутые губы прорываются сильным выдохом. Остальное понятно из предыдущих указаний. Для м смыкаются губы, опускается мягкое нёбо, и воздух выдыхается через нос.

Эти звуки также обычно не подвергаются извращению, за исклиючением случаев дефекта в нижней губе или же в верхних зубах (очень редкие). Тогда звук получается неточный, с присвистом и т. п. Довольно часто в замещается звуком ф, нередко оба звука губно-губные, что лишает их точности звучания; очень редко встречается в гнусавое.

Биомеханика звуков ф, в.

1. Верхняя губа несколько приподнята и не касается нижней.

2. Нижняя челюсть немного оттянута вниз (1—2 мм между зубами),

3. Нижняя губа внутренней стороной касается верхних зубов.

4. Мягкое нёбо приподнято, и вход в носовую полость закрыт.

5. Язык лежит плашмя внизу.

6. Резонирует вся ротовая полость целиком.

7. Выдыхаемый через рот воздух просачивается через неплотно сомкнутые верхние зубы и нижнюю губу, — образуется звук ф.

Присоединив к этому голос, получим звук в.

«Мягкость» ф, в образуется приподнятием спинки языка и растягиванием губ.

Обучение. При дефекте этих звуков усиленно ироделываются основные упражнения 1—16, стр. 51—53.

Специальные приемы. Делается нормальная артикуляторная установка и сильно выдыхается воздух. Дальнейшее по общей схеме. При губно-губном ф и в полезно на первых порах поддержать нижнюю губу на артикуляторном пункте пальцем. Для устранения носового в проделываются упражнения по диференцировке дыхания через нос и рот (см. упражнения на стр. 107, 108).

Здесь кстати будет добавить, что при всех изложенных в этой главе артикуляторных упражнениях, если общий мышечный тонус (напряженность сокращения) отдельных органов звукопроизношения слаб, очень полезно включать в эти упражнения «силовой» момент, т. е. движения мышц с большим напряжением. Любое из описанных упражнений выполняется на фоне общего мышечного напряжения, которое достигается одним из способов, изложенных на стр. 95.

Нередко изолированно дефективный или совсем отсутствующий звук — в словесном комплексе произносится, хотя и недостаточно точно. В таких случаях следует уточнить данный звук сначала в словах, где он произносится, а затем уже изолировать его и, доведя до совершенства, снова включить его в живую речь.

Дефекты смягчения согласных звуков. Смягчение (палатализация) согласных достигается, как уже указывалось в отдельных случаях, большей напряженностью во всей мышечной массе языка и большей приближенностью его к нёбу, чем при соответствующих твердых согласных. По Рау, при смягчении некоторых звуков изменяется в некоторой степени и артикуляция; «При тъ, дь, нь кончик языка не поднят к альвеолам, как при т, д, н, а опущен и крепко упирается в нижние резцы, передняя же часть спинки языка артикулирует к верхним альвеолам». По наблюдениям автора такая артикуляция встречается далеко не всегда.

Нередко дети не умеют произносить мягких согласных (дада — дядя, лублу — люблю, кои — конь).

Выработка нормального произношения достигается следующими приемами: «1) делают специальную гимнастику языка: при открытом рте язык, упираясь в нижние резцы, то выгибается круто, почти до соприкосновения с нёбом, то плоско ложится на дно рта; затем при выгнутом положении языка заставляют ученика произносить тъ тъ оть атъ атя оте ань онь оня оне и т. д.; 2) при помощи механического воздействия заставляют ученика произносить та та на па придерживая кончик языка пальцем или шпателем, вследствие чего выходит тя тя ня, пя и т. д.» (Рау).

Выработка у согласных озвончения. Дефект заключается в том, что некоторые, а иногда и все согласные звонкие у данного логопата лишены этой звонкости, т. е. вместо б, д, г, в, ж, з произносятся соответственно п, т, щ ф, ш, с. Это явление освещено уже на стр. 36, где указано, какие звуки чаще всего подвергаются этому недостатку. Почти треть случаев его обусловлена пониженным слухом. Задачей коррекции дефекта является достижение одновременной работы данных артикуляторных движений и голосовых связок. Эта задача в большинстве случаев является далеко нелегкой и требует умелого подхода и большой выдержки.

По степени легкости ликвидации подобного недочета согласные располагаются в такой ряд: в, з, ж, б, д, г; звук г самый трудный.

И в этой группе расстройств в первых упражнениях нужно работать преимущественно на зрительном и кожно-мышечном анализаторах, а главное — вначале ни в коем случае не давать приказа вроде: «говори б» и т. п. Ответом на это неизменно будет звук п, воспитанный с раннего детства. К озвончению звука можно и должно подойти постепенно, путем систематических упражнений.

Общим приемом для всех случаев является следующий: учитель произносит данный звук, а ученик кладет на его гортань руку и ощущает ею дрожание в области гортани. Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую — на гортани учителя, в результате нередко получается звонкий звук. Если же этот способ не дает быстрых результатов, то для каждого звука прибегают к специфическим приемам.

Озвончение звука в. Упражнения.

1. Губное р (стр. 67, прием 1). Здесь уже происходит одновременно работа голосовых связок и губ.

2. Губы смыкаются настолько неплотно, чтобы через них мог проходить беспрерывный значительной силы голосовыдыхательный ток: образуется особый гудящий звук; при этом губы колеблются мелкой вибраторной дрожью (ощущение легкого щекотания, для контроля которого логопат прикасается кончиками пальцев то к губам руководителя, то к своим).

3. При упражнении рот периодически широко раскрывается, — получаются слогоподобные звуки ва-ва-ва (губно-губное ва). Чтобы вызвать работу голосовых связок, как в этом, так и в последующих случаях, полезно прикладывать руку логопата к гортани руководителя во время произношения звуков — он ощущает дрожание гортани и, проделывая то же на себе, скорее улавливает суть дела.

4. Включается слух и произносятся разные сочетания губно-губного в с согласными «твердыми»: ва-во-ву...; ав, ов, ув; ава ово, уво...

5. Делается правильная установка звука в, который произносится вначале только протяжно. Если сразу не получится эвук в, то предварительно проделывают такой прием: на одном выдохе произносится попеременно губно-губное зубно-губное в: ввввв (жирной буквой обозначен губно-зубной звук).

6. Затем идет включение нового звука в слогово-словесную речь по нашей общей схеме. Притом на первых порах следует остановиться на диференцировке звуков в и ф ва-фа, во-фо, вагон — фагот; влага — флаги и т. п.

Озвончение звука з. Упражнения.

1. При установке звукопроизносительных аппаратов на звук с производится на фоне непрерывного голосового звучания э (ы) и на одном длительном выдохе многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. Здесь необходимо очень тщательно следить, чтобы звучание неопределенного гласного типа э (ы) ни в коем случае не прерывалось.

2. Затем предлагается проделывать то же, но с максимальной силой выдоха, чтобы кончик языка вибрировал мелкой дрожью (косноязычный испытывает на кончике языка «щекотание»). В результате этого приема слышится звуковой ряд эзэзэзэз... Включение работы голосовых связок, как и в предыдущих аналогичных случаях, контролируется кожно-мышечным анализатором пальцев рук, которые прикладываются к области гортани. При этом гласные звуки произносятся протяжно, а согласные — кратко, чтобы на последних не прекратилась голосовая работа.

3. Когда в результате этого упражнения получится вполне звонкое з, то уже по слуху проделывается ряд комбинаций гласных с з так, чтобы з находилось между гласными: ызы, изы, аза, озу и т. д., многократно на одном выдохе: ызы-ызы-ызы...

4. Произносятся сочетания: аз, оз, из..., за, зо,зу...; то же многократно на одном выдохе: аз-аз-аз...

Полезно здесь применять чередование ударных с безударными слогами, т. е. делать ударение то на первом слоге, то на втором и т. д., как это рекомендует проф. Рау, так как это «способствует, с одной стороны, четкости, с другой — легкости произношения».

5. Сочетание з с гласными и с соседними звонкими согласными: зма..., зна..., зва...; изба, узда, езда...

6. Производится отдиференцировка з от с: за-са; са-за; су-зу; зуб-суп...

7. Далее з включается обычным путем в речь.

Наши приемы озвончения з основываются на следующих данных физиологии речи:

1. Усиленная голосовая работа гортанных струн, отражаясь на других, обычно комплексаторно работающих с ними аппаратах речи, вызывает в последних вибрирующие движения, резонирующие совместно со всей ротовой полостью.

2. Всякий согласный получает свою наиболее яркую типизацию и наиболее облегченную произносительность между гласными.

3. Сочетание с гласной а основывается на том, что при этом звуке артикуляторные аппараты находятся в «среднем» положении, требующем наименьшего нервно-мышечного напряжения, а следовательно, они меньше всего могут тормозить выявление нового звука.

Озвончение звука ж. Работа производится аналогичным предыдущему способом, конечно, исходя из артикуляторной установки ш. Но если озвончение затруднено, то в крайнем случае можно прибегнуть к следующему способу: при наличии звонкого з, во время произнесения этого звука кончик языка постепенно и осторожно, но не теряя своего дрожания, поднимается вверх, приближается к установке звука ж и в этом положении закрепляется последующими упражнениями. Этим приемом мы создаем биомеханические условия сначала для диффузного звука, мало отличающегося от звука з, затем, пользуясь слухом, достигаем диференцировки звука ж от звука а.

Озвончение звука б. Упражнения для озвончения б могут иметь три исходных физиологических момента, каждый из которых оказывается более выгодным в зависимости от индивидуальности косноязычного.

Первая система упражнений исходит от артикуляторных движений, типичных для б.

Вторая — от губно-губного в.

Третья — от губно-губного носового м.

При неудаче первого подхода пользуются вторым или третьим. Часто эти системы комбинируются.

Исходным моментом является артикуляция звука б.

1. Сильно надуваются щеки (до отказа), а затем сжатым воздухом резко разрываются плотно сомкнутые губы.

2. Такое же надувание щек с последующим затрудненным продуванием тока воздуха через плотно сомкнутые губы; при этом воздух, прорываясь через губы, в местах прорыва образует дрожание верхнего мышечного слоя губ, в результате чего слышится трещащий звук (это обычно наблюдается у младенцев в период гуления).

3. Такое же надувание щек одновременно с неопределенным голосообразованием и с последующим коротким быстрым разрывом губ, в результате чего раздается выстрелоподобный звук ба!

4. Таким же способом производится: бо! бу! бы! бэ!

5. Для усиления закрепления этих сочетаний они произносятся с сильным мышечным напряжением — «движение дровокола» (игра 8).

6. Затем: баж-баж-баоо...

Таким же способом произносятся разнообразные сочетания типа: ба, бо, бу, аб, об, уб и т. д.

Когда звонкость звука достаточно выявится, постепенно уменьшают напряженность щек и выдоха, пока не дойдут до нормального б, после чего обычным путем включают в речь, предварительно прочно отдиференцировав его от п известными нам уже приемами: па-ба, по-бо; папа-баба; пална-балка и т.п.

Исходным моментом является артикуляция звука в, конечно, после его «озвончения», если последнее было нужно.

Упражнения. 1. На полном выдохе произносится длительное губно-губное в с постепенным переходом в конце выхода на звук б (при в губы лишь сближены, а при б плотно смыкаются): вввв-ба — вввв-ба... Если этот прием не дает быстрого результата, то 1) в момент взрыва губы сжимаются пальцами, и логопату приказывается произносить звук в: в момент взрыва получается не в, а диффузный б; 2) во время произнесения губно-губного е, указательным пальцем, быстро двигая его между губами вверх-вниз, то размыкают, то смыкают губы. Если в момент смыкания губ быстро произнести гласный а, то получится слог ба. Постепенно замедляя движение пальца, переходят к четкому произнесению слогов: ба, бе, бу и т. д. Далее этот звук укрепляется повторением.

2. Чередование сочетаний с губно-губными в и б; ва-ба, ва-бо, во-бу и т.д.; ваба, бава, вубо, буво и т. д.

3. Чередование слов с губно-губными в и б: Баня в бане, Ванн — баня и т. д.

4. Сочетание б с разными гласными: бо, ба, бу и т. д.

5 Сочетание б с гласными и согласными звонкими в словах, например: изба, жбан и т. д.

6. Включение б в речь.

Этот прием выработки звука б основывается опять-таки на принципе связывания возбуждений с последующим получением диференцированного звука.

Исходным моментом является звук л.

Упражнения.

1. На фоне протяжного произнесения звука м («мычание») производится быстрое и сильное, с предварительным надуванием щек, раскрывание рта, с прорывом плотно сжатых губ: получается ммммба! ммммба! При этом в момент губного взрыва нос зажимается пальцами.

2. Сочетание ба отделяется от м небольшой паузой: ммм-ба.

3. Произносится путем подражания: ба! бы! бо! и т. д.

4. Дальнейшая работа производится обычным путем.

В этой методике мы исходим из общих артикуляторных моментов биомеханики звуков б и м: одинаковых артикуляторных установок ротовой полости, языка и общей этим звукам работы голосовых связок. Надувая щеки и напрягая смежные аппараты губ, мы достигаем резкого раскрытия рта и губ, усиления возбуждения голосовых связок, сильного возбуждения работы мягкого нёба, — оно поднимается вверх и закрывает проход в нос, в результате чего воздух прорывается через ротовую полость и сомкнутые губы наружу. Получается звук б.

Успешно применяются в данном случае и следующие приемы:

1. Косноязычный с раскрытым ртом прижимается плотно губами к тыльной стороне кисти руки, затем, сильно надувая щеки и издавая протяжный неопределенный гласный звук, быстро отрывает ото рта руку с одновременным выкрикиванием звука а, — получается звук ба, подобный выстрелу.

2. После уточнения этого звукосочетания также производится: бо! бу! бе! и т. д.

3. Произносятся эти же сочетания приемом 1 (стр. 89 вверху), по которому и ведется дальнейшая работа.

Физиологическое обоснование указанного здесь приема то же, что и приемов 1—2. В данном случае лишь рукой оказывается механическое содействие более прочному закрытию выходного отверстия ротовой полости, чем еще более усиливается указанное связывание и его последствия.

Озвончение звука д. После озвончения предыдущего ряда согласных озвончение последующих звуков достигается сравнительно легко, — у логопата уже выработался условный рефлекс для работы голосовых связок, т. е. определенный раздражитель (приказ произносить звонко) сразу же вызывает сочетательную работу связок с данной артикуляториой установкой. Но если первые попытки произвести подражательно звонкое д неудачны, то приходится прибегнуть к специальным приемам и упражнениям (СНОСКА: Проф. Ф. А. Рау, О смешении звуков и букв и его устранении, «Вопросы дефектологии» № 5, 1929 г.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...