Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика воспитания нормальной речи у косноязычных. 2 глава




25. Кончик языка «жалом», загибаясь вверх и вниз, точно касается верхних и нижних резцов, десен при широко раскрытом рте.

26. Поочередные загибания кончика языка «жалом»: к носу и подбородку; к губе верхней и нижней; к зубам верхним и нижним; к твердому нёбу и дну рта.

27. Язык «желобком», или «лодочкой»: боковые края лопатообразного языка поднимаются, а по средней продольной линии языка образуется впадина. Если это движение долго не удается, то полезно помогать подыманию краев языка губами, осторожно надавливая ими на боковые края языка. Иногда помогает этому движению надавливание шпателем по средней линии языка, еще лучше — зондом Гуцмана, сделанным из нержавеющей проволоки в 1,7 мм в диаметре. Иногда же дети помогают себе руками (следить за чистотой рук!).

28. Язык «желобком» неподвижен, а губы то широко раскрываются (оскал), то касаются «желобка».

29. Язык «желобком» с осторожным загибанием кончика языка вверх.

30. Язык «чашечкой» вне ротовой полости: боковые и передние края языка поднимаются вверх, спинка опускается.

31. «Чашечка» внутри рта. При выработке «чашечки» также полезно иногда, когда спинка языка не опускается, надавливать на нее сверху шпателем.

32. Закусывание зубами боковых краев языка, оставляя свободным только кончик языка.

33. При положении языка (упражнение 32) оскалить зубы и загибать кончик языка к верхней и нижней десне.

34. Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы почти до клыков, при оскале подымать и опускать кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны.

Упражнения 32—34 довольно трудные, так как края языка большею частью не доходят до боковых зубов. В то же время они очень полезны для многих звукоустановок, поэтому они подлежат очень тщательной проработке.

35. При положении языка (упражнение 34), многократно производить напряженным его кончиком «барабаненье» по верхней десне.

36. Когда описанные движения языка усвоены, то по заданию проделывается ряд движений непрерывно одно за другим: язык «жалом» — «чашечкой» — «лопатой» — вверх и т. д.

Комбинированные движения звукопроизноси-тельного аппарата.

1. Загибание языка вверх-вниз с поочередным закрыванием глаз (язык вниз — закрывается правый глаз; язык вверх — левый глаз, и наоборот).

2. Такое же закрывание глаз с поворачиванием языка влево-вправо.

3. Такое же сочетание движений рта (раскрывание и закрывание) с закрыванием и открыванием глаз.

4. Придать высунутому языку одно из изученных положений и при этом открывать и закрывать рот.

5. Загнуть язык под верхнюю губу, а губами делать движения сосательные и оскаливание.

6. Высунуть язык «жалом», а губами делать предыдущие движения. При всех изложенных упражнениях необходимо тщательно следить, чтобы:

1) каждое движение производилось четко и неторопливо;

2) при каждом движении орган (язык, губы и т. п.) в течение определенного времени оставался неподвижным и затормаживались все лишние движения;

3) все движения производились под команду с соблюдением определенного ритма: каждое движение выдерживалось на счет три (3/4 музыкального такта), с такой же паузой после него.

Что касается гимнастики дыхательного и голосового (фонации) аппаратов, то она будет изложена, во избежание повторений, в главе о заикании, где этим отделам придается особенно большое значение. Дыхательные вместе с голосовыми упражнениями 1—2 и дополнительными голосовыми 1 и 2 полезно проделать и при устранении косноязычия, так же как упражнения данного раздела иногда рекомендуется проделать и при работе с заиками.

После того как логопатами усвоены избранные для него диференцированные движения, приступают к выработке правильного звука взамен недостающего или дефективного и к включению его в речь. Естественно, что нужно начинать от более легких звукопроизносительных установок, переходя постепенно к более трудным. На стр. 35—37 указаны и разъяснены эти градации. Начинать с более легко устранимых дефектов нужно и по соображениям педагогического характера: быстрое появление у логопата правильного звука в результате логопедических приемов стимулирует его к еще более энергичной борьбе со своими недостатками.

Выработка согласных звуков начинается с губных, производимых лицевым нервом, — п, б, м. Здесь нам помогает связь вырабатываемых установок с врожденными сосательными и хватательными движениями губ. Во избежание тормозного влияния, которое наблюдается при выработке диференцированного движения в одном и том же координационном аппарате мозга (двигательные же мозговые центры подъязычного нерва далеко отстоят от таковых лицевого нерва), уже усвоенных звуков на вновь воспитываемые, переходят к установке заднеязычнонёбных х, к, г, так как в процессе глотания пищи корень и задняя часть спинки языка наиболее активны, а следовательно, нужные для этих звуков движения всегда налицо, — остается только воспитать более тонкую диференцировку их. Эти движения производятся преимущественно подъязычным нервом.

Далее, придерживаясь тех же принципов, переходят к установке переднеязычных, сначала не требующих особо тонкой диференцировки, ф, в, д, т, н, затем с, з, нуждающихся в более тонкой диференцированной работе кончика языка. После этого воспитываются ш, ж, следующими — аффрикаты ц, ч и сложный звук щ и, наконец, звуки особенно тонкой диференцировки — л и р.

Уже в период общих упражнений губ и языка нужно использовать те из их движений, при которых легко получается тот или иной звук, и не ждать, пока ребенок проделает всю систему упражнений до самых тонких движений, которые не являются необходимым для данного звука. Например, если удается подымание задней части языка к нёбу при опущенном кончике, то можно ставить звуки к, г, хотя бы логопат еще не воспитал у себя движений «жалом» вверх-вниз и т. д. Такое попутное включение в гимнастическую работу звукопроизносительной вносит известное оживление и поднимает интерес и активность занимающихся.

Но последующее изложение воспитания отдельных звуков нашей речи построено в книге в обратном порядке, и вот почему: подробное изложение методики воспитания наиболее трудных и чаще всего встречающихся дефективных звуков значительно сокращает дальнейшее изложение способов устранения остальных, более легких и реже наблюдаемых их искажений: кто усвоит методику выработки, например звука р, тому очень легко будет справиться и с остальными звуками.

В) КОРРЕКЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Было уже указано, что звук р является одним из самых диференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. Вот почему он особенно легко подвергается разнообразнейшим искажениям и замещениям. Правильный зазубный звук в генезисе звуков детской речи, как правило, появляется позднее всех звуков (Треси, Шульц и др.). Прейер также отмечает, что многие дети очень долго не образуют р и не заменяют его другими звуками (дугой вместо другой, бака вместо барка); напротив, иные рано образуют язычно-гортанное и губное р, но большинство детей обычно акустически смешивает переднеязычное зазубное и велярное или увулярное р.

Искажения и пропуски р называются ротацизмом — (р по-гречески «ро»), а замены нормального (зазубного) р другими звуками нашего алфавита—параротацизмом.

Обычное в нашей литературе наименование этого дефекта «картавость» неточно: картавостью следует называть лишь р, образуемое дрожанием мягкого нёба с язычком или даже одного язычка. Такое р напоминает карканье вороны, отсюда и происхождение самого термина.

Картавое р образуется вследствие сближения спинки задней части языка с противостоящим ей мягким нёбом с язычком. Проходящая через это сужение голосовыдыхательная струя вызывает вибрационное дрожание тонически напряженных наиболее подвижных частей мягкого нёба и отчасти языка, который в целом является неподвижной частью и содействует свободному дрожанию мягкого нёба с язычком образованием в своей задней части «желобка»: к нему вибрирующее нёбо то прилегает, то отрывается.

Благодаря же тому, что кончик языка опущен у нижних зубов, нижеописанный передний резонатор значительно расширяет свои границы, свободно соединяясь с задним резонатором.

Этим обусловливается более низкий тон картавого р, независимо от мягкости или твердости последующего гласного, обычно влияющего при нормальном р на тоновые оттенки вибрирующего звука. Доведенное до большого совершенства такое р у некоторых только и отличается от нормы этим тоном. Если р образовано вибрацией мягкого нёба — перед нами велярное р (Palatummolle — «мягкое нёбо» по-латыни); при вибрации только язычка (Uvula) — увулярное р.

У детей с плохо развитым мягким нёбом (укороченным и малоподвижным) не получается этого рокотания, а лишь неопределенные, трудно улавливаемые акустически звуки типа и, и (йот, йука, дъйава — рот, рука, дрова). Иногда вместо р — беззвучная короткая пауза со сжатием зева (от, ука), или же — придыхательный звук типа украинского г, похожий на наше х, немецкое Ть (кука, кот), или наконец — редуцированный (усеченный, неясный) звук, едва уловимое среднее между ы и э (ыука, ыот).

При картавом р нервно-мышечная работа значительно больше и сложнее, чем при нормальном: работает большее количество мышечных групп и нервов. Следовательно, звукопроизносительная работа здесь мало концентрирована, а сам картавый звук относится к регрессивным (атавистическим) артикуляторным явлениям языка; здесь наблюдается возврат к тому, что было у человека в древней рефлекторной звуковой реакции, когда полушария головного мозга не проявляли еще своего господства над нижележащими частями. Сказанное не относится к случаям, обусловленным речевой средой (например, в некоторых национальных языках велярное р считается нормальным звуком) и речевой запущенностью.

Что касается параротацизма, то, как общее правило, кончик языка обнаруживает стремление сделать артикуляторную установку, близкую по своей локализации к правильному звуку р, но вследствие ряда неблагоприятных моментов эта установка не доводится до своей законченности: нет тонического лопатообразного положения языка за зубами, нет вибраторного дрожания кончика языка и т. п. (замена через л, д, т).

Случаи параротацизма,

1) л (лука, лот);

2) ль (люка, лёт);

3) рь (рюка, рёт);

4) рль (рлюка, рлёт);

5) д, т (дука, дот — обычно при готтентотизме);

6) да, с, а межзубные (дзука, сука, зука; дзот, сот, зот);

7) п, г — сильно прижатая к верхней десне задняя часть кончика языка при задувании на него отрывается, но не вибрирует (кука, гупа, кот, гот);

8) фрикативный г, греческое - (гхука, гхот);

9) р двугубное без вибрации (вука, вот, ковова);

10) р кучерское — вибрируют обе губы, или же одна из них с высовывающимся в этот момент кончиком языка;

11) р щечное или языко-щечное — вибрируют обе щеки или одна из них с кончиком или боковыми краями языка — сильный выдыхательный ток проходит между щеками и краями языка;

12) иг носовое (как немецкое пд) — у нас встречается редко.

Характерны случаи 10 и 11 (собственно не являющиеся параротацизмом): воздействие речевой среды так сильно, что ребенок в напряженной борьбе за данный звук, улавливая его слухом, но не видя его артикуляции, в разнообразных пробах случайно натыкается на своеобразное сочетание движений, дающих р-подобный рокот,— и у него быстро вырабатывается и закрепляется данный рефлекс — суррогат нормального р.

Можно в общем согласиться с проф. Ф. А. Рау, что коррекции легче поддаются случаи, когда кончик языка и при дефекте все же занимает приподнятое положение (случаи 1—6), в особенности если уже производится им рокот.

Зная описанные формы ротацизма и параротацизма, обычно нетрудно обнаружить и определить ту или иную форму дефекта звука р. Помимо уже указанных выше примеров, которые дают возможность установить дефективность звука, но не всегда точный характер дефекта, употребляется еще один специальный прием исследования звука р. Ощупывая пальцами мышцы в подбородочной, подчелюстной, подъязычной и гортанной областях, можно уловить по дрожаниям в названных областях те или иные неправильности звукообразования. При картавом р наиболее сильное дрожание обнаруживается в области гортани и отчасти в области подъязычной кости. При этом исследовании испытуемый удерживает голову в спокойном и прямом положении и произносит р с максимальным напряжением.

Причины ротацизма: а) плохая работа центральной нервной системы, б) речевая среда, в) речевая запущенность, г) короткость уздечки (ankyloglossia; встречается довольно редко), д) слишком толстый, узкий или чрезмерно короткий язык, е) высокое нёбо я т. п., затрудняющие вибрирование кончика языка.

Методика воспитания нормального звука р имеет за собой большую давность (с глубокой древности) и бтличается богатством и разнообразием приемов. Однако далеко не все из этих приемов имеют анатомо-физиологическое обоснование. Являясь приемами чисто эмпирическими, они не могут претендовать на научность. Практика показала, что если при методах, подводящих к р от других звуков, и возможно достигнуть успеха, то обычно, или лишь в легких случаях, когда положительного результата можно добиться простым показом правильной артикуляции р, или же непропорционально большой затратой труда и времени. Коренная ошибка подобных методов в следующем: всякий отдельный звук представляет определенный анатомо-физиологический комплекс слухопроизносительных движений органов речи и имеет свою, уже воспитанную с раннего детства, определенную автоматизированную цепь движений в нервно-мышечном аппарате. Как бы мы ни упражнялись, руководясь слухом и исходя из артикуляции других звуков, в трудных случаях желательных результатов не достигнем. Наоборот, данными упражнениями мы лишь укрепим исходный, звук, затормозив этим появление нужного звука. Поэтому, приступая к воспитанию нормального звука, необходимо предварительно изучить и нормальную биомеханику его, без уяснения которой немыслима правильная организация логопедической работы. Однако следует отметить в отношении коррекции всех звуков вообще, что целая серия «не академических», а чисто практических, «обходных», приемов сплошь и рядом дает хороший эффект, часто даже тогда, когда академические методы оказываются несостоятельными. Здесь проявляется индивидуальное своеобразие биомеханики логопата.

Биомеханика нормального звука р. При зазубном р ротовая щель значительно раскрыта, и весь звукопроиз-носительный аппарат тонически напряжен и неподвижен. Губы раскрыты. Степень раскрытия губ и челюстей зависит от характера артикуляции предшествующего и последующего гласных. Корень языка, средние, боковые и нижние стороны его неподвижно укреплены, что достигается устойчивой неподвижностью нижней челюсти. Для такого тонически напряженного и неподвижного положения речевого аппарата особенно важно сильное напряжение мышц, поддерживающих нижнюю челюсть, к которой прикрепляются другие мышцы, работающие при артикуляции. В целях наиболее сильного задувания на кончик языка выдыхательной струей, вход в носовую полость плотно закрывается системой мышц глотки, дужек и самим мягким нёбом и язычком. Весь язык, в особенности его кончик, приводится в эластически напряженное тоническое состояние. Передняя часть его должна быть возможно тверже, истонченнее и свободней, тогда как остальная часть языка, широко распластанная, несколько приподнятыми боковыми краями касается: верхних зубов почти до клыков. Передняя треть напряженно сокращенного языка несколько приподнята кверху и, образуя в ротовой полости сужение, сближается с передней частью твердого нёба, верхней десной и зубами. В таком положении кончик языка с небольшой, неустойчивой, колеблющейся плотностью прилегает к передним зубам и соседней передней зазубной области. Корень же языка несколько оттягивается вниз-назад, не давая возможности: образования сужения в задней части рта и, таким образом, получения велярного или увулярного р, вместе с тем облегчая прохождение задуваемой по желобу языка струи воздуха. Вследствие нарушения этой напряженной тонической уравновешенности кончик языка загибается или вверх или вниз. Таким нарушителем установленного нервно-мышечного равновесия является выдыхаемый, с силой звучащий (голосовые связки вибрируют) ток воздуха, прорывающийся через язычно-нёбно-зубное сужение и отбрасывающий кончик к верхним зубам, на мгновение закрывая выход звучащему воздуху, что выслушивается ухом как отдельный удар рокота. В силу тоническо-эластической напряженности и непрерывной иннервации кончик языка снова на мгновение поднимается вверх к деснам, чтобы, подчиняясь давлению воздушного тока, опять спуститься и т. д. (обычно 2—3 удара). Акустически получается то, что мы называем «рокотом», т. е. наше рокочущее зазубное р. В известных сочетаниях р звучит глухо (метр, Мопр и т. п.).

Для «мягкости» и «твердости» звука большое значение имеют две резонирующие ротовые полости, которые при звуке р образуются:

1) из небольшой передней, начинающейся от приподнятого кончика языка и верхней десны и продолжающейся до выходного отверстия губ; сверху она ограничивается нижней поверхностью свободной части языка, а снизу дном ротовой полости под этой частью языка;

2) из большой задней, простирающейся от передней верхней десны до задней стенки глотки и гортани. Чем больше этот резонатор к чем больше сужено отверстие губ, тем звук р имеет более густой, низкий шум («твердое» р). Наоборот, при «мягком» р вся масса языка более напряжена, прикасается к твердому нёбу большей частью, чем при р «твердом»; кроме того, углы рта несколько оттянуты в стороны (установка артикуляции на подобие улыбки).

Эти признаки «мягкости» общи для всех согласных звуков.

Как уже сказано, акустический характер р, а следовательно, и его биомеханика зависят от соседних с ним звуков: перед «мягкими» (палатальными) согласными, йотированными гласными(я, е, ю) и перед и — р произносится «мягко» и наоборот.

Артикуляторные пункты и вообще места соприкосновения при артикуляции участвующих в ней приборов крайне индивидуальны. Даваемые нами описания — лишь типовые схемы. Колебания в известных пределах вполне законны и не извращают нашей речи, придавая ей лишь индивидуальное своеобразие. Они обусловлены как общей анатомической структурой речевых механизмов, так и зависимостью каждого звука от соседних с ним звуков. Яркой иллюстрацией к сказанному служат экспериментальные данные проф. Богородицкого.

После того как картавый проделал общую часть курса гимнастических нервно-мышечных упражнений звукопроизносительного аппарата во всех его отделах (дыхания, голоса, мимики и артикуляции), причем особенно тщательно должны быть выполнены упражнения 1, 5, 10, 11, 13, 19, 20, 22, 23, 29, 32—35, переходят к специфическим приемам.

1. Установив лопатообразно язык так, чтобы он касался боковыми краями верхних зубов, а самый кончик языка прикасался к верхней десне, производят вдох-выдох, не отрывая краев языка от зубов: кончик языка то присасывается плотно к десне втягиваемым с некоторым усилием воздухом, то отбрасывается к верхним резцам выдыхаемой струей его. В результате получается легкое шопотное барабаненье кончика языка. Чтобы воздух не проходил в нос, иногда полезно закрыть его пальцами.

2. Одновременно с этим упражнением для развития диференцированной и точной работы кончика языка проделывается, при основной установке языка на р, четкое, быстрое, по многу раз как на один выдох, так и на один вдох, прижимание и отрывание кончика языка у верхних десен. При этом акустически слышится шопотное, подобное т (т-т-т-т) звукообразование. Затем на выдохе присоединяется голос — акустически выслушиваются с-подобные звуки. Эти упражнения содействуют выработке барабанящих точных движений кончика языка.

Далее в этом упражнении в последний момент делается сильное задувание, вызывающее трепетание кончика языка: т-т-т-трррр.

3. На основном положении языка для р картавый производит сильное задувание на кончик языка, лопатообразно прижатый к верхней десне. Здесь очень важно следить за тем, чтобы края задней и средней части лопатообразно направленного языка были плотно прижаты к верхним зубам, почти до клыков; иначе значительная часть выдыхаемого воздуха прорывается между боковыми краями языка и зубами и не дает сильного напора на кончик языка, который остается в таком случае неподвижным. В легких случаях уже при этом получается грубое рокотание барабанящего р. На первых порах для усиления задувания полезно это проделывать с зажатым пальцами носом. В целях выработки ритмичности в воспитываемых движениях полезно производить их под такт, отбиваемый руководителем рукой, сначала под каждый удар, а затем и через удар. Получив таким путем грубую зазубную передненёбную вибрацию языка, когда обычно вибрирует слишком большая часть языка, следует: а) укреплять шопотную вибрацию, добиваясь более мелкого дрожания, б) возможно тщательнее при этом фиксировать неподвижным весь язык, за исключением самой маленькой части кончика языка. Убедиться в неправильности работы языка можно, ощупывая пальцами область подъязычной кости и гортани, где не должно быть вибрирующих движений.

4. После шопотной вибрации переходят к выработке звонкой, т. е. включают. работу голосовых связок. Здесь полезно: а) производить рокотание на коротких толчкообразных выдохах, б) развивать длительный рокот на одном выдохе, в) производить рокот на разной высоте тона, а также напевая рокотом мотив простой песенки, г) рокотать с постепенным усилением и ослаблением голоса. Все эти способы вносят известное оживление в работу и вырабатывают четкий и музыкальный рокочущий звук, чем и заканчивается первый этап работы.

5. До сих пор работа велась преимущественно на зрительном и кожно-мышечном анализаторах, так как, согласно сказанному выше, полагаться на слух на первой стадии воспитания нового звука нельзя: слуховой контроль запаздывает, — мы слышим уже сделанную ошибку, а не предупреждаем ее. Теперь уже следует включить и слуховой аппарат. Руководитель произносит шопотное р в связи с гласными и заставляет картавого прислушиваться, сравнивать свой шепот с этим звуком и пытаться путем сознательного усилия подражать ему. После этого подражательно производится и звонкое рокотание. Таким образом, биомеханический рокот превращается в звук алфавита, этот рокот уже обладает основным свойством речевого звука — связью слухоанализаторной со слуходвигательной работой. При этом вначале берутся сочетания р палатального прежде с я, е (губы не мешают зрительному контролю), затем с е, и, ю (ря, ре, рё, ри, рю). Далее воспитывается сочетание р с остальными гласными (ра, рэ, ро, ру). Сочетания рекомендуется начинать с я, е, и, ю, потому что при них образуется максимальное расширение в задней резонаторной полости рта и высокое поднятие мягкого нёба, что содействует более интенсивному прорыву переднего сужения, а это в свою очередь облегчает образование рокота. Однако нередки случаи, что р легче сочетается с твердым гласным, так как в этих случаях вибрирует меньшая масса языка. Заметив это, должно начать новую работу с «твердым», а затем уже с «мягким» р.

6. р включается в словесный комплекс сначала в слова с начальным «мягким» р (ремень, рига), затем с «твердым» р (рама, рука), далее с р внутри слова в облегченном положении (тереть, берег), и в более затрудненном (брак, верста), наконец, в конце слова (вор, дверь). При этом часто встречаются два затруднения: а) конечное р не произносится «мягко»: этот недочет устраняется упражнением в произнесении слов с прибавкой к конечному р гласной и (двери, дверь); б) р произносится раздельно от предыдущего или последующего звука: к-расный, дво-р, вор-ота. Устраняется: а) быстрым, под такт, отбиваемый рукой, произнесением, б) упражнением в сочетаниях: ар, ор, ур, ер и т. д. Также полезны иногда упражнения на «трудные» сочетания: дер, лтр, пкр, грт, лкр, прл и т. д.

Для диференцнровки «твердого» и «мягкого» р полезно произносить ряды слов: рука —рюхи, раба —ряба и т. п.

К сочетаниям с «твердым» р следует переходить после длительного упражнения на сочетаниях с «мягким» р, да и то следует начать работу осторожно, с шопота, иначе возможен срыв: ввиду поднятия корня языка и опущения мягкого нёба возможно, произнесение старого велярного р (сказанное относится, к случаю чистого ротацизма, а не параротацизма, где этой опасности не существует).

Нельзя забывать, что при громкой голосовой работе нервное возбуждение распространяется (иррадиирует) на область глотки, гортани, языка. При шопотной же речи оно почти целиком концентрируется на артикуляции. Вот почему так важно при воспитании речевых звуков пользоваться на первых порах преимущественно шопотом; в противном случае возбуждение в области гортани будет тормозить работу языка.

Очень часто, при некотором недосмотре за точностью основной установки языка, вначале рокот получается с предшествующим т, что объясняется общностью артикуляторной локализации т и р. В результате получается вместо ррр — тррр, вместо ра— тра и т. д. Этой связанностью, часто довольно стойкой, не следует смущаться; наоборот, полезно использовать этот момент для укрепления в речевой работе нового звука, — подбираются слова, начинающиеся с т или д: три, трава, треск, трюк, дрова и т. п. После того как звук р вполне выявит свою речевую типичность - в этих сочетаниях, следует начать работу по выделению его из комплекса тр и др.

Приемы:

1. Между т (д) и р вставляется редуцированный (неясный) гласный звук: дыррра, тыррра, что достигается некоторым усилием и задержкой при произнесении первых звуков т или д. Далее немудрено будет произнести даррра, таррра и т. п.

2. Произносятся слоги и слова с начальным р и с предыдущим ж: яуррр, хррра, зерррап и т. п., так как нервно-мышечная установка ж совершенно отлична от установки т.

3. Хорошо в этом случае такое же произнесение с предшествующим ж, ш, ч: шрр, жрр, чрр, жррщ шрам, чрез и т. д. Здесь мы имеем установку, очень близкую к установке языка на р, но отличную от установки на т.

Вообще рекомендуется на этом основании по принципу — от легкого к более трудному — начинать первое сочетание с другими звуками так: с предшествующим ж и последующими «мягкими» гласными (жря, окре).

Далее произносятся звукосочетания и слова: дри, жри, зри, ирт, ирз, гтгр, ирд и т. п. Эту работу нужно довести до полной автоматичности, в конце концов базируясь исключительно на слухе. Так заканчивается второй этап работы.

Третьим и последним этапом работы по выработке зазубного р является включение его в обычную речь картавого. Дело далеко нелегкое: картавый еще долго остается во власти прежней привычки произносить дефективное р. Объясняется это связанностью наших речевых звуков в единые словесные комплексы, вне которых они, естественно, не живут. Внедрение р в повседневную жизнь достигается произнесением речевых отрезков, в которых часто встречается р. Особенно хорошо воспользоваться поговорками, пословицами, скороговорками, загадками, специальными стишками.

Упражнения вначале производятся с участием зрительного анализатора медленно и четко, сначала шопотом, затем вполголоса и, наконец, громко. Далее ведется работа на одном слухе, и темп произнесения ускоряется до скороговорки. Такая же постепенность соблюдается при последующем чтении, пересказе и разговоре. На этом заканчивается воспитание нормального р.

При включении р в звуковые комплексы необходимо учитывать важный закон звукосочетаний, давно уже отмеченный лингвистами (Бодуэнде-Куртенэ, Щерба, Богородицкий): звуки в сочетаниях произносятся не так, как они произносятся изолированно, когда выявляется во всей полноте их звуковая типизация, а с теми или иными изменениями под влиянием соседних звуков справа и слева: при быстром ритме речи предшествующая звукоустановка не успевает полностью затормозиться вовремя и, следовательно, задерживает и искажает последующий звук; вместе с тем еще в момент произнесения данного звука уже начинается перестройка артикуляции в соответствии с последующим звуком, искажающим, таким образом, предыдущий звук. Вот почему при включении вновь воспитываемого звука в словесные комплексы следует особенно тщательно, во-первых, подбирать звукосочетания, при которых новый звук легче всего произносится, не теряя своей типизированности, во-вторых — соблюдать медленный ритм, отделять слог от слога паузами и, наконец, слог с новым звуком произносить с подчеркнутым акцентом (ударением) — все это устраняет влияние соседних звуков. Вместе с тем, приступая к воспитанию нового звука, необходимо запретить логопату пользоваться привычным для него дефективным звуком: старый навык будет все время затормаживать вновь вырабатываемый правильный навык.

Продолжительность курса выработки нормального р для детей в «счастливых» случаях — несколько минут, в легких случаях — от 1 до 2 месяцев, в тяжелых случаях до 3 — 5 месяцев при ежедневных занятиях. Результат всегда положительный, конечно, если нет глубокой дегенерации центральной нервной системы или чрезвычайных анатомических дефектов.

Приведенный метод, в основном построенный на приемах Куссмауля, Коломба, с некоторыми практическими добавлениями и изменениями автора, изложен по книге С. М. Доброгаева «Картавость, ее происхождение и лечение». В случаях, когда при вышеизложенной методике успех развивается недостаточно быстро, применяются следующие дополнительные приемы:

1. Чтобы ускорить возможность почувствовать картавому не испытанные им вибраторные движения языка, с одной стороны, и вызвать, пользуясь нейробиотаксисом (связью) лицевого и подъязычного нервов, эти вибраторные движения — с другой, пользуются некоторыми приемами Фаттера, переработанными автором, согласно общим методическим установкам пособия. Благодаря тому, что двигательные нервы губ и кончика языка находятся в указанной связи, т. е. веточки подъязычного нерва вплетаются в губные мышцы, обслуживаемые лицевым нервом, нервные импульсы, идущие по нему и вызывающие вибрацию губ, одновременно могут легко возбудить такие же вибраторные импульсы в подъязычном нерве, а следовательно, вызвать в кончике языка вибраторные движения. Кроме того, кончик языка между вибрирующими губами получает чувствительные раздражения, на которые должен отвечать также соответствующими вибраторными движениями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...