Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика воспитания нормальной речи у косноязычных. 5 глава




Ученика заставляют подражательно произносить ряды слогов: бабабада-дада или бада-бада-бада. Если в результате иррадиации возбуждения голосовых связок все же д не произносится звонко, то прибегают к следующему более сложному способу, также рекомендуемому проф. Ф. А. Рау. «Мы исходим, — говорит он, — из звука б, который должен быть усвоен твердо и должен произноситься с резко отчеканенным взрывом. Затем заставляем ребенка просовывать язык между губами и в этом положении произносить ба-ба-ба...

Впечатление слуховое подкрепляется зрительным (занятия происходят перед зеркалом) и осязательным (ощупывают вибрацию гортани). Получится б, имеющее уже некоторый оттенок в сторону д. Следующий этап упражнения заключается в том, что верхняя и нижняя губы отодвигаются пальцами от языка, так что артикуляция производится только, языком, просунутым между зубами, — из межгубного получается межзубное д. Здесь надо следить за тем, чтобы при отстранении губ не получился проторный звук вместо взрывного — нередкое явление, для устранения которого нужно возвратиться к произнесению б и межгубного д, с особенным (утрированным) (СНОСКА: Утрировка произношения является временным средством для обращения должного внимания на тот или иной важный момент артикуляции. К усиленному звуковому эффекту нужно прибегать тем чаще, чем меньше развито слуховое внимание) отчеканиванием взрыва. Когда межзубное д достигнуто с достаточной четкостью, тогда отодвигают язык сначала просто назад, за зубы, а затем вверх, к альвеолам, и после этого проделывают все упражнения по укреплению полученного звука».

Озвончение звука г. Самым трудным в отношении озвончения является звук г.

Исходят из украинского фрикативного г (обозначаем его условно через К). Этот звук обычно сразу усваивается детьми.

Опять-таки на фоне гласного призвука э (ы) повторно произносится фрикативный г (Н).

Далее постепенно в этом же упражнении спинка языка поднимается все выше и выше к нёбу, так что в конце концов получается: эПккэ, эТжПэ, эПнПэ...

Ускоряя темп упражнения, легко добиться того, что мгновенный к между звуками Ш, очень близкими к звуку г, начинает звучать как г. Получается экгкэ, эНгНэ, эШТю..-

Затем ударение переносится на последний слог: эНгЫ, эЫНэ, эЫНэ.

После этого упражнение принимает форму: эгэ-эгэ-эгэ.

Далее производится постепенная замена звука э другими гласными: эгы, зга, игы и т. п.

Наконец, обычной методикой проделывается для укрепления, уточнения и отдиференцировки г от звука п ряд упражнений, после чего звук г включается в речь.

Верные и быстрые успехи дает также и второй прием постановки звука г при исходном согласном д (стр. 83).

Лепетание. Речевой дефект лепечущих состоит в «смягченности» произношения всех или большинства согласных, в общей нечеткости артикуляций, иногда и дефективной йотизации гласных, и в разнообразном смешении звуков, в результате чего получается шепелявящий, сюсюкающий характер речи, со всякого рода хлюпающими и невнятными звукоустановками (билъо оцъинь дюсънъо — было очень душно и т. п.).

В общем разговор лепечущих напоминает детскую, еще не сложившуюся, артикуляторно не окрепшую речь. Часто все звуки изолированно произносятся правильно, но в речевых комплексах — слогах, словах и фразах — многие из них, иногда даже большинство, произносятся дефективно.

Основная причина этого недочета — слабость анализаторного аппарата коры мозга вследствие бедности нервных связей в ее речевой области, отчасти мышечной слабости и самых органов речи. Такая речь у детей, вышедших из периода «физиологического» косноязычия, равно как и у взрослых, является застреванием именно этой «детской», слабо диференцированной речи. У детей младшего возраста это вполне физиологично: в мозгу еще не развились нервные связи, а также мышечные аппараты звукопроизношения (мягкое нёбо, язык, губы) не окрепли. После же 5—7 лет такая речь становится явно патологической. Лепетание часто сопутствует пониженному интеллекту.

Второй, очень важной причиной дефекта, является бедность речевой среды, или бедность речевой тренировки в период зарождения и развития речи.

Обучение. Из этиологии дефекта вытекает и методика его устранения: 1. Развитие и укрепление нейронных связей в речевой области мозга. 2. Укрепление мышечного аппарата. 3. Оздоровление речевого окружения. 4. Развитие интеллекта.

Первое достигается рядом упражнений на диференцировку отдельных звуков друг от друга, на укрепление точного произношения звуков не только в изолированности, но в разного рода сочетаниях, в словах и фразах. Методика в общем та же, что и при выработке и включении в речь дефективных звуков. Здесь лишь часто отпадает трудный момент первоначальной установки отдельных звуков, так как во многих случаях лепечущие произносят изолированные звуки удовлетворительно. Ударными же моментами при ликвидации лепетания являются два: 1) упражнения в ритмической, чеканной, с отбиванием рукой каждого слога, речи и чтении, 2) упражнения на отдиференцировку звуков, смешиваемых лепечущими (см. «Смешение звуков»).

Что касается второй части работы — укрепления мышечного аппарата, то оно достигается описанной гимнастикой языка, в особенности «силовыми» упражнениями. Срок, в который можно достигнуть положительных результатов, — от 12 до 16 месяцев, при условии ежедневной тренировки, главным образом в четкой и ритмической речи (пословицы, скороговорки, стихи и т. п.) и таком же чтении. В отношении причин социального характера необходимо, если речевая среда в период коррекции остается дефективной, принять соответствующие меры для оздоровления ее (подробно см. в «Профилактике»).

Смешение звуков. В особую группу следует выделить часто встречающееся при лепетании так называемое «смешение звуков». Особенно легко смешиваются ш и с, ж и з,ч и ц, щ, р и л, а также звонкие с соответствующими им глухими (Шаша, Шаса — Саша; зележо — железо; чепоцка — цепочка, вирка — вилка, тялерка — тарелка, тедушка и т. п.).

Сущность этого дефекта заключается в недостаточно тонкой анализаторной работе коры мозга в области слухоартикуляторной или же обусловливается пониженной деятельностью периферического органа слуха (тугоухость). Следует эти случаи отличать от тех, когда дети совсем не произносят определенные звонкие звуки, заменяя их соответствующими безголосыми. Здесь же логопат произносит вполне правильно эти звуки, но часто употребляет их один вместо другого. При коррекции этих звуков употребляются в общем те же приемы, как и для отдиференцировки вновь воспитываемых звуков одного от другого, особенно при озвончении согласных (см. выше).

Основной работой здесь является выработка «контрастных» звукопроизносительных сочетаний: произносится в подражание руководителю, или как результат чтения, звонкий согласный (отдельно или с гласным), а затем через определенный промежуток времени также произносится соответствующий ему безголосый: з — с, или наоборот: с — з, или: за-са, са-за, ас-аз, аз-ас и т. п. Сначала паузы между двумя произношениями длиннее, например три секунды, а затем они постепенно укорачиваются, доходя почти до нуля. Тогда делаются упражнения такого рода: на один выдох — сзсзсзсз..., или сазасазасаза..., или гисшс..., или шаоашаса... и т. п.

Когда оба звука прочно отдиференцируются, тогда их включают в слова, дающие опять-таки «контрастные» ряды: зуб-суп, сапог-заток, суп-туба, зуб-жук и т. п.

В общем, работа включения данного звука в речь аналогична с работой по озвончению звуков. Здесь лишь отсутствует самый трудный момент — выработка согласованной работы голосовых связок с соответствующей артикуляцией согласного звука.

Так как в этом случае особенно страдает письмо логопатов, то необходимо одновременно обращать самое серьезное внимание и на выправление этих дисграфий

Пропуски отдельных звуков и слогов. У детей младшего возраста и у умственноотсталых очень часто в словах пропускаются отдельные согласные звуки, в особенности в случаях скопления нескольких согласных подряд (лекарсво — лекарство; тул — стул).

В таких случаях полезно подбирать соответствующие слова и прорабатывать их отраженной речью; многосложные слова — произносить по слогам под такт. Подобный же метод применяется и при опускании целых слогов. Обязательно, если дети уже грамотны, произнесенное сразу записывать или складывать по буквам разрезной азбуки, после чего несколько раз точно прочитать его.

Готтентотизм. Наиболее резкий тип косноязычия — это так называемый готтентотизм. «Готтентотик», помимо гласных, вместо всех согласных звуков алфавита, произносит лишь 2 — 4 стереотипных звука, обычно т (пгь), д (дь), м, н, замещая ими все остальные согласные звуки. «Л гпотю тутапгь (я хочу кушать), «Да мне теда» (дай мне хлеба) — вот образцы готтентотизма. Выработка правильной речи у таких логопатов крайне затруднительна и требует много времени и терпения. Имеющиеся звуки очень прочны, и всякая попытка новой звукоустановки на первых порах кончается крахом: несмотря на показ, даже на механические воздействия, все же произносится стереотипный звук т или д. Требуется очень осторожный и терпеливый подход. Вот пример выработки с. Логопат перед зеркалом, подражая руководителю, произносит несколько раз а. Таким же образом усваивается без особых затруднений установка языка и губ — на с. Затем логопед с этой установкой дует на тыльную поверхность кисти руки косноязычного, который повторяет это задувание со звуком с поочередно то на свою, то (для контроля) на руку логопеда. Далее в таком же порядке и с задуванием на руки произносится раздельно а-с, а потом вместе ас. Следующий этап: ас, ос, ус, ис и т. д. После этого — с-а: логопат произносит с задуванием протяжное с, а логопед осторожно оттягивает вниз его челюсть, произнося: ссссса. Подражая этому и готтентотик в конце концов произнесет са. Далее идет укрепление этого сочетания: са, со, са; со, су, со. Завершается работа произнесением отдельных слов и фраз: сам, сама, сын, сыта, сани, Соня, у сына и т. п. Часто полезно использовать и шпатель, еще лучше зонд, чтобы помешать языку установиться на т или д.

В таком же роде воспитываются и остальные звукоустановки.

Г) КОРРЕКЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Гласные звуки, как наиболее древние в генезисе человеческой речи и наиболее простые по своей биомеханике, сравнительно редко и в незначительной степени подвергаются каким-либо искажениям, за исключением двух дефектов — гнусавости их произношения и общей их смягченности (йотизации), когда страдают преимущественно они. Особенно тяжелым поражением гласных является гнусавость. Часто встречаются и сравнительно легко устраняются следующие дефекты гласных.

Недостаточная диференцировка гласных.

1. у, ю. Эти звуки произносятся часто неотчетливо, почти как о, что зависит от недостаточной работы губного затвора. Для исправления дефекта служат: 1) основные упражнения губ (стр. 51), 2) произнесение у и ю утрированно вытянутыми вперед губами, 3) сочетание с гласными губными пу-бу, бу-пу, пю-бю, бю-пю, пу-бго и т. д.

2. и, ы. Гласный и также часто произносится недостаточно отчетливо, сближаясь с е (эгла — игла, пела — пила и т. п.). Установка правильного звука достигается: а) основными упражнениями губ (2 — 5), стр. 51; б) произнесением звука и с оскалом зубов, — губы утрированно растягиваются в стороны, а челюсти почти сжаты.

3. Сочетания пи-би и т. д.

Иногда, правда, очень редко (при гнусавости), вместо и произносится ы. Тогда: 1) проделываются упражнения 10 — 18 (стр. 56) из основных упражнений, 2) при установке губ и челюстей на имеющийся звук ы спинка языка поднимается значительно больше к нёбу, больше растягиваются в стороны углы рта, а кончик языка упирается в нижнюю десну, и произносится гласный звук, — получается и. В обратных случаях, т. е. если вместо ы произносится и (рил — рыл, сипал — сыпал), поступают наоборот: при установке на звук и спинка языка опускается несколько ниже, рот раскрывается шире, кончик языка отодвигается от зубов. Получается ы. Если же этот звук не получается, то механически нажимают на переднюю половинку языка, заставляя произносить пи, би, ми, из чего получается пы, бы, мы... Далее в обоих случаях полезно такое упражнение: на одном выдохе слитно произносится иыиыиыиыиы..., затем сочетание быби, был-бил, чем достигается диференцировка этих звуков.

Нередко наблюдается недостаточная четкость остальных гласных звуков: слабо отличаются друг от друга: ажо,ожу,а ж э, э и и. Для ликвидации этих недочетов устанавливаются точно звукопроиз-носительные органы данного звука, после чего произносится самый звук. Затем для выработки точной диференцировки производится слитное произнесение на одном выдохе ряда гласных в разных комбинациях — аоуэи, иоуаэ и т. д. При этом особенное внимание обращается на то, чтобы самым тщательным образом предварительно проделывалась соответствующая артикуляторная установка, а затем уже произносился данный звук, причем эти упражнения производятся поочередно то громким голосом, то шепотом, то беззвучно (одно артикулирование). Зеркальный контроль обязателен. После этого переходят к слоговым упражнениям: согласный помещается то перед гласным, то после. Далее идут пословицы и связная речь.

Многие дети при произнесении гласных не открывают в достаточной степени рта. Это нередко ведет к назальности речи. Такой недостаток устраняется произнесением отдельных слогов с открытыми гласными: ма, мэ; па, пэ и т. д. При этом рот широко открывается, и напрягаются мышцы всего туловища (подбородок направлен несколько вниз для развития гибкости мышц глотки и нижней челюсти).

Общая дефективная лабиализация, или йотизация гласных. При этом дефекте все гласные произносятся несколько неточно, не в такой степени, чтобы совсем уподобляться нормальным йотизированным гласным (ё, ю и т. п.), а наподобие немецких о, п. Таким образом, слышится приблизительно е (йэ) вместо а; ё (йо) вместо о; ю вместо у; и вместо ы.

Вследствие этого вся речь приобретает неприятный смягченный характер и отчасти напоминает лепет ребенка. Дефект заключается в том, что все гласные произносятся: 1) с несвойственной им работой губ — лабиализацией («лабиа» по-латыни губы), слишком округляющихся или вытягивающихся вперед; 2) сама артикуляция слишком далеко передвигается вперед; 3) наконец, часто спинка языка перед артикуляцией гласного поднимается слишком высоко, образуя нечто подобное согласному х. Подобное расстройство обусловливается недостаточным нервно-мышечным тонусом звукопроизносительных аппаратов, общей слабостью мышц его. Поэтому устранение дефекта сводится преимущественно к укреплению этих мышц системой гимнастических упражнений.

Упражнения.

1. Усиленное внимание обращается на 1—4 (шея) + 1—7 (губы) (стр. 50, 51).

2. Произнесение отдельных гласных на высоком тоне с сильным напряжением мышц шеи, дна ротовой полости и глотки, для чего подбородок с силой упирается в кулаки или помещается в особый прибор.

3. Производятся кашлевые, кряхтящие звуки с описанным выше сокращением мышц речевого аппарата.

4. Гласные произносятся при сильно сжатых и натянутых на зубы губах (губы «подобраны»), а челюсти остаются почти сомкнутыми («говорить через зубы»).

5. С таким же напряжением губ произносится нараспев на один выдох ряд гласных — аоуэы в разных комбинациях.

6. Производятся сочетания согласных «твердых» с гласными а, о, у, э, ы, причем после произнесения согласных делается маленькая пауза: б ор, в аз а, г алк а и т. д.

Значение последнего упражнения: пауза дает возможность затормозить неправильное привычное произношение гласного звука.

Некоторые особенности, с которыми приходится иметь дело в процессе работы с косноязычными вообще. (СНОСКА: Подробно об этих звуках см. Д. Н. Ушаков, Краткое введение в науку о языке, 1928 г., стр. 24—27).

Вновь выработанный изолированный звук становится прочным достоянием лишь после утверждения его в звуковом комплексе. Хотя некоторые установки достигаются очень быстро (2—3 занятия), но при включении их в словесные комплексы еще долго наблюдаются неточности установок, смешение новых правильных установок со старыми дефективными, а нередко и полные рецидивы последних. Поэтому здесь необходима длительная воспитательная работа в течение целых месяцев без поспешности и скачков.

Все согласные звуки при сочетании со многими согласными (вдруг, отсутствие), а также в исходе слова артикулируются значительно слабее, чем в других положениях, что объясняется тормозящим влиянием соседних звуков. Нужно в этих моментах усиливать артикуляцию до утрировки.

В большинстве случаев легче удаются сочетания согласных с я, е, и, ю, чем с а, о, ы, потому что при этих сочетаниях участвует большая и более напряженная масса мышц языка и ротовой полости. Это дает больше мышечных колебаний, и притом более сильных, благодаря чему и создается лучшая акустическая слышимость.

Изложенный метод применяется в трудных случаях дефекта, а у дебилов и у детей с плохим слуховым вниманием — как правило. В более легких случаях у нормальных детей можно достигнуть хороших результатов одними упражнениями логопатов перед зеркалом в четкой, «чеканной» (проф. Рау) речи, т. е. когда все артикуляторные движения производятся неторопливо и в полной законченности, даже с небольшой утрировкой их.

Д) ОБЩИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

После усвоения отдельных звукопроизносительных установок для закрепления их полезно проделывать такого рода упражнения в артикуляции всех звуков:

1. Молча делать перед зеркалом артикуляторную установку всех звуков. Отсутствие звукопроизношения делает необходимым выявление наиболее точных артикуляторных движений в целях социальных потребностей индивидуума (например, чтение с губ).

2. Произнесение громко и шопотом на одном выдохе рядов (по Сережникову):

1. п т к х; к п т х и т.п.

2. б д г н; г н д б и т. п.

3. б д г—п т к; г б д — к т п и т. п.

4. дтлд — нтлд и т. д.

3. Тянуть на одном выдохе:

Р-------------------------

С------------------------

Ш------------------------

Х-------------------------

Ф----------с---------------

Ш----------х--------------

Ф----с------ш-----------х----

Щ---х------ф-----------с-----

Х----ф------с-----------ш-----

Такие же упражнения производится и с согласными фрикативными звуками ж, з, в, и с сонорными м, щ, л, р.

При этих упражнениях нужно следить за ровностью и экономией выдыхаемого воздуха и одинаковой высотой тона (при звонких).

4. Значительную пользу для укрепления и точности звука приносят эти же упражнения, когда сила растягиваемого звука постепенно меняется: от тихого (пиано) до громкого (форте) — крещендо (нарастание силы звука) и наоборот: от громкого к тихому — диминуэндо (постепенное уменьшение силы звука), наконец, на одном звуке сначала крещендо, а затем с середины диминуэндо.

5. Произнесение слогов с усиленной артикуляцией согласных. Двойная буква означает лишь усиленное артикулирование, но не повторность. Во избежание присвиста (зу с, ц) или нарушения присущей звуку мягкости (ч, щ) необходимо осторожное произнесение этих звуков: ббы, ббэ, бба, ббо, ббу и в обратном порядке, ббп, ббе, ббя, ббе, ббю и т. д. со всеми согласными звуками.

6. Произнесение звукосочетаний типа:

а) бибщ виви, гими, бебе...;

б) йидщ види, беде..., бада... и т. д.

Общие упражнения в речи. Последующие упражнения производятся для 'выработки точного произношения всех звуков алфавита в связной речи. Особенно благодарным материалом являются созвучные нашей современности лозунги, краткие стишки, скороговорки, пословицы, загадки и т. д.: в них хорошо выражен ритм, часто есть рифма, они доступны для понимания детей и легко запоминаются. С них надо начинать. С этой части курса подражание «образцу» в виде работы на слуховом анализаторе становится господствующим.

Упражнения.

1. Произнесение скороговорок шопотом с утрированной артикуляцией.

2. Произнесение одного и того же сначала шопотом, затем вполголоса и, наконец, громко.

3. Произнесение с утрированной артикуляцией и отбиванием такта рукой: каждый слог сопровождается ударом руки.

4. Так же, но слоги произнобятся с паузами через удар.

5. Произнесение с нажатием подбородка на кулаки или же в приборе.

6. Произнесение с подпрыгиванием на каждом слоге (в игре).

7. Произнесение с постепенным ускорением, но с ударом на каждом слоге, без чего возможны беспорядочные, хаотические звукопроизносительные реакции.

8. Произнесение стихотворений, декламаций и т. п.

Е) РОЛЬ ГРАФИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.

В отношении упражнений на печатном или письменном тексте (чтении) следует отметить два момента:

1. Наша письменная (графическая) речь в большинстве случаев очень резко расходится с живой («устной речью»): пишется его, а произносится иво и т. п. Поэтому графическая речь, при воспитании нормального произношения, является большим тормозом, раздражителем неустойчивым, неопределенным (говоря языком физиологии — диффузным), недиференцированным. Поясним последнее: в одном звуковом комплексе графема (буква) г сигнализирует звук г (горла); в другом эта же графема сигнализирует звук в (его), а в третьем — х (мягко, легко). Неточный раздражитель дает такую же неточную ответную реакцию: видя букву г, дети произносят то г, то в, то х, иногда правильно, а иногда нет.

Кроме того, графический состав слова количественно далеко не всегда соответствует его звуковому (фонематическому) составу: пишется солнце, а произносится сонце и т. д. Отмеченный момент является отрицательным в нашем деле.

2. В графическом слове каждый (приблизительно) звук сигнализируется определенным значком (графемой). Это является для нас положительным, облегчающим нашу работу моментом. Действительно, получая зрительный раздражитель (сигнал) каждого звука данного слова, косноязычный легче произносит это слово, не пропуская нужных звуков и не вставляя ненужных. Кроме того, письмо облегчает запоминание наизусть, что особенно трудно дается ученикам — олигофренам.

Пользуясь графической речью, исходят из принципа привлечения возможно большего числа анализаторов при воспитании речи. Логопат не только произносит правильно данный звук или звукосочетание (от слога до фразы), но и записывает их (списывает с доски или таблицы): этим усиливается его аналитико-синтетическая работа, так как новые раздражители (буквы) вовлекают в работу новые приборы коры мозга — лексикографический аппарат, тесно связанный с аппаратами звукопроизношения, этим же логопат одновременно освобождается и от дефектов письма, обусловленных косноязычием. Письмо особенно полезно для логопатов, у которых преобладает зрительный тип памяти: более прочно отложившиеся в коре мозга структуры письменной речи являются базой для устной, содействуя более легкому и точному воспроизведению ее.

Наибольшее число подобных ошибок письма падает на случаи:

1) сигматизмов (главным образом замены свистящих шипящими согласными и наоборот; отчасти свистящих язычно-зубными д и т);

2) отсутствия звонкости у согласных (замены б, г, д, ж, з через п, к, т, ш, с);

3) картавости (замены р через л и обратно — л через ль);

4) замены й через ль и пр.

Поэтому записи логопатами вновь усвоенных звуков с их диференцировкой от других звуков в слогах, словах и коротких фразах являются обязательным моментом логопедической работы со школьниками.

Обезврежение отмеченных выше неблагоприятных моментов, связанных с графикой, достигается, во-первых, тем, что детям заранее прочитывается руководителем данный текст орфоэпически, т. е. согласно принятому произношению, с соответствующими пояснениями. После этого сами дети читают таким же образом. Во-вторых, тем, что на первых порах составляется такой текст, в котором графемы (буквы) вполне соответствуют фонемам (звукам). Последнее хотя и трудно осуществимо, но является идеальным разрешением вопроса. В рамках отдельных слов это достигается сравнительно легко.

Техника пользования графической речью такова. Запись или печатный материал помещается над зеркалом (на классной доске), но целесообразнее укреплять прямо на зеркале, даже писать особым составом на нем или, что еще лучше, отражать в нем графический материал. В последнем случае детям не приходится отрываться от зеркала и таким образом прерывать участие зрения в работе.

Упражнения в чтении.

1. Читать теми же способами, которые указаны при работе с поговорками и т. д.

2. Читать по словам, предварительно беззвучно проделав артикуляцию каждого слова.

3. Читать, отметив карандашом заранее воспитываемые звуки.

4. Читать, выписывая трудно произносимые звуки на классной доске и заучивая их правильное произношение. Например: баба, каша,дедушка, у быка губа тупа и т. п., но не дед (дет) и т. п., где нет соответствия между графемами и фонемами; затем уже, когда усваиваемые звуки достаточно утвердились, записываются фразы, в которых нет полного соответствия графем и фонем: «Что посеешь, то поснснешы (гито пасеиш, то пажнъош). Логопат списывает.

Такое записывание, помимо уже отмеченных положительных сторон, вносит известное разнообразие и оживление в работу.

Ж) ГНУСАВОСТЬ.

Сильно назализированный, крайне неприятный «гнусавый» оттенок речи в основном происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие тех или иных механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба или расстройств функции мягкого нёба. В зависимости от характера дефектов, эта струя воздуха при речи то направляется в значительной части через нос, — получается «открытая гнусавость» (rhinolalia aperta), то, наоборот, проходит почти исключительно через рот — «закрытая гнусавость» (rhinolalia clausa). В обоих случаях образуется неправильное резонирование, акустически воспринимаемое как гнусавость. В каждой из указанных форм различают гнусавость механическую и функциональную. Нередко наблюдают смешанные формы гнусавости (разные комбинации открытой и закрытой, механической и функциональной гнусавости).

Форма гнусавости устанавливается одним из следующих приемов:

1. Гнусавый тембр или отсутствие носового резонанса (глухой, «мертвый» голос) определяется непосредственно слухом.

2. Легко касаются пальцами конца носовой кости и предлагают произносить звуки и слова: если при отсутствии в речи м и н все же пальцами ощущается вибрация, — перед нами открытая гнусавость; если же при произнесении звуков м и и и слов с указанными звуками вибраций нет, — закрытая гнусавость.

3. Гнусавый произносит (по Гуцману) «сш»: если при зажатом пальцами носе звуки не ослабевают, а звучат громче, — открытая гнусавость (закрытый резонатор усиливает звук).

4. Во время речи держат перед ноздрями на ниточке пушинку или ватку: если последние при речи (без м и и) отклоняются от носа, — открытая гнусавость.

5. Также держат зеркальце: если при речи (без и и м) зеркальце потеет, — открытая гнусавость.

6. Чтобы убедиться в парезе (неполный паралич) мягкого нёба, нажимают шпателем на язык: нёбо при этом не подымается.

Открытая гнусавость. В основе открытой гнусавости лежат следующие биомеханические моменты.

На почве врожденного отягчения (сифилис, туберкулез родителей, плохое внутриутробное питание и т. п.) или не происходит полного зарастания нёба, — и между ротовой и носовой полостями отсутствует динамическое разобщение; или же образуется недоразвитое нёбо. Наблюдаются следующие случаи.

1. Расщелина альвеолярного отростка (щель проходит между зубами и расщепляет верхнюю челюсть); расщелина твердого нёба (односторонняя и двусторонняя); расщелина мягкого нёба по срединной (продольной) линии. Расщелины нёба известны под названием «волчьей пасти» или «волчьего зева». Названные щели часто комбинируются в разных вариациях: губная щель одновременно с щелью в мягком нёбе и т. п. Нередко наблюдаются сквозные расщелины (от губы до язычка). Расщелины в нёбе уничтожают необходимое для речи динамическое разобщение резонирующих ротовой и носовой полостей, вследствие чего происходит дефективная гнусавая окраска голоса.

Особенно следует обратить внимание на скрытые формы нёбных расщелин: а) Расщелина в твердом нёбе затянута фиброзной перепонкой, выстланной сверху слизистой оболочкой; такая расщелина называется субмукозной (мукоза — слизистая оболочка), а само нёбо — мукозным. При этом мягкое нёбо может быть нормально развитым, но оно коротко. Следовательно, если имеется гнусавость, а внешне нёбо в порядке, то нужно проверить пальцем, нет ли субмукозной расщелины, б) Левая и правая группы мышц мягкого нёба разобщены и сообщаются лишь очень тонкой слизистой оболочкой. Нередко при сильных механических толчках (крик, кашель) эта перепонка разрывается и образуется уже открытая сквозная расщелина в довольно позднем возрасте после рождения. В обоих случаях мягкое нёбо плохо функционирует, — получается гнусавый голос. Иногда небольшая расщелина кончика язычка является симптомом скрытой расщелины нёба (А. А. Лимберг).

2. Укороченное мягкое нёбо.

3. Полное отсутствие язычка.

4. Укороченный язычок.

5. Расщепленный язычок.

В случаях укороченного нёба и дефектов язычка, хотя мягкое нёбо и поднимается, но не может плотно закрыть проход в нос (в хоаны).

С «волчьею пастью» обычно связывается целый ряд аномалий в костно-мышечных приборах речи, как-то:

а) деформация челюстей (неправильный прикус и т. п.);

б) неправильное развитие и расположение зубов;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...