Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика воспитания нормальной речи у косноязычных. 7 глава




Одновременно с воспитанием гласных ведется по уже изложенной методике установка согласных, значительная часть которых у гнусавых, как правило, дефективна. При установке согласных, где требуется сильный напор воздуха через рот, нос в этот момент зажимается пальцами. С гласными сочетаются сначала согласные с наименьшим напором воздуха.

После того как усвоены все звуки в отдельности и в словосочетаниях, ведется работа по уничтожению гнусавого влияния одних звуков на другие и по выработке точной дикции.

1. Произносить отдельно а (5 раз), затем отдельно л или и (5 раз), отделяя их от а паузой от 3/4 до 1/4 такта, после чего произнести один раз слитно — ам или аи. Так проработать со всеми гласными.

2. Так же, но в обратном порядке: м или и (5 раз) + а (5 раз) + ма (1 раз).

3. Читать, выделяя паузами от 3/4 до 1/4 такта носовые м и и: вол-н-а, М-осква, ста-и; соседние с ж или и гласные произносить особенно отчетливо.

4. Читать, выделяя таким же образом и или у: р-у-па, с-и-ла.

При упражнениях этой группы особенно полезно для контроля пользоваться носослуховым прибором и зеркальцем. Да и вообще при установках, где это только возможно, следует пользоваться этими приборами, равно как и ручным обтуратором.

5. Читать слова, постепенно набирая их по звукам, произносимым с утрированной артикуляцией: п, па, пар, парт, парти, партии, партина.

Из того, что изложение установок согласных следует по окончании описания воспитания целого ряда звукопроизносительных замыканий, не следует, конечно, что эта работа обязательна в изложенном порядке.

Изложение в таком порядке сделано в видах ясности развития затронутой темы. Выработку же согласных следует вести параллельно с воспитанием гласных звуков и диференцированных движений языка и губ, так как это входит во всю работу как ее органическая часть: при гимнастике языка достигаются и определенные установки звуков; с выработкой четких артикуляторных движений уменьшается сама гнусавость и т. д.

После усвоения правильных звукопроизносительных установок начинается включение их в разговорную речь, что достигается следующими упражнениями.

1. Ритмическое чтение на высоком тоне, громко и отрывисто по слогам, выдерживая после каждого слога паузу в 1/4 такта, также сильно отбивая руками ритм с напряжением мышц плечевого пояса и шеи.

2. То же, но без пауз.

3. Рецитация по первому и второму способам (с паузами и без пауз).

4. Скороговорки, сначала медленно с паузами, после каждого слова, затем все быстрее, наконец, без пауз, но соблюдая четкость согласных, доводя произнесение их до полного автоматизма (быстро наизусть).

5. Чтение, а затем рассказывание с утрировкой артикуляции.

6. Чтение, «выжимая» слова: не отрывисто, а плавно, но с сильным напряжением всего артикуляторного аппарата.

7. Такая же рецитация и импровизация.

8. Чтение с постепенным усилением голоса от шопотного до очень громкого с каждой строкой, словом, слогом и также в обратном порядке (ослабляя голос).

9. Так же рецитации и скороговорки.

10. Выразительное чтение на высоком тоне басен, стихов, прозы; такое же рассказывание.

11. Рассказывание шопотом с усиленной артикуляцией.

Во всех звукопроизносительных упражнениях этой группы, равно как и предыдущих групп, основным моментом является резкое сознательное напряжение в звукопроизношении каждого отдельного звука, изолированного в словесном комплексе, и внимательное вслушивание в речь логопеда.

После того как окончательно проделаны все перечисленные упражнения, в результате которых выработалась лишенная гнусавости речь, полезно в трудных случаях на 2—3 месяца оставить гнусавого с такой речью, в легких случаях можно ограничиться 2—3 неделями.

Если гнусавый в зти сроки не даст рецидива, то можно постепенно затормозить фалъцетоподобное произношение и перейти к постепенному и осторожному развитию разговорной речи грудным голосом. Для этого проделывается:

1. Постановка грудного голоса и выяснение разницы между головным и грудным голосом.

2. Выразительное чтение на обычном грудном голосе: декламация, рассказ.

Последняя группа упражнений является заключительной в логопедической работе.

Для перевоспитания дефективного слуха вначале логопед повторяет в утрированной форме гнусавую речь ученика и заставляет его различать произносимое логопедом нормально и гнусаво, затем приучает его различать свое чистое и гнусавое произношение.

Пройденный курс в тяжелых случаях не дает еще вполне чистой (не гнусавой) и вполне отчетливой разговорной речи: на первых порах, несмотря на проделанную звукосочетательную работу и закрепление отдельных звуков в речи, вновь усвоенные звуки в живой речи тормозят и извращают друг друга, часто совсем выпадают и заменяются старыми установками и т. п.

Необходима еще длительная и упорная борьба за здоровую речь путем ежедневной самостоятельной тренировки в новой речи и неусыпного контроля над своим произношением. Кроме того, периодически, в последующие после окончания занятий месяцы, а иногда и годы, нужно «подкреплять» вновь усвоенное звукопроизношение соответствующими упражнениями под руководством специалиста. Этим предупреждаются возможные рецидивы.

Изложенный метод, в котором частично использованы методы немецкой (преимущественно Гуцман) и некоторые приемы французской логопедии, а также акцентирование на иррадиации возбуждения в нёбно-глоточной области, применяемое Доброгаевым, дает при самых трудных случаях положительные результаты. В логопедии применяются и другие методы, где главное внимание уделяется диференцировке дыхания без особого напряжения речевых механизмов. Сюда относится французская школа, базирующаяся на постановке правильного дыхания и голоса («в маску»), аналогично обучению пению. У нас многие логопеды ведут всю работу на обычно высоком голосе и диференцировке дыхания через нос и рот. В брошюре Е. Ф. Рау «Практическое руководство по исправлению речи при различных видах гнусавости» очень кратко изложена методика, в основе которой лежит диференциация дыхания, развитие слухового внимания и, главным образом, постановка согласных звуков (последняя разработана детально).

В зависимости от характера дефекта, возраста, физического здоровья и других индивидуальных особенностей, применяются те или иные методы: для дошкольников, например, и 1—II классов школы основным методом является игра в задувания через рот разных предметов, надувание пузырей, игра на детских духовых инструментах и т. п., с одновременным развитием слухового внимания и диференцировкой артикуляторных и дыхательных движений и выправлением дефективных звуков.

Французский логопед Э. Друо методику коррекции открытой гнусавости дает следующую

1. Ученик, длительно произнося при широко открытом рте звук а, медленно поднимает кончик языка к деснам: это мешает мягкому нёбу и задней части языка сблизиться.

2. То же движение без а.

3. То же, сначала издавая неопределенный шопотный звук, а затем чуть слышный гласный, подобный э, с постепенным усилением его.

4. Энергично произносить взрывные п и т с гласными, задерживаясь на согласных и отделяя их маленькой паузой от гласных: п\а, т\а, п\э, т\э... (взрыв поднимает мягкое нёбо),затем без паузы: па, та, ап, ат...

Образец систематического занятия (один случай):

1. Длительное а; а-а-а-а (на одном выдохе 4-5 секунд)

2. а-о, о-а, ао, оа.

3. у, е, и.

4. Комбинация с гласными: ауэ; а-у-э.

5. Комбинация с согласными (слоги): ала, аша, ара; ал, аш, ар; лаша, лара; аб, ав, аг, ап,; апа, а-па, а-па-па-па…

6.Простые слова.

Недочеты слуха он рекомендует компенсировать осязанием (прикосновение во время произношения носовых звуков пальцем к носу руководителя и затем к своему) и зрением (зеркальце перед ноздрями); произнесение а чистого и гнусавого перед зеркалом; затем н-a, a, н-a, a.

В менее трудных случаях, по его мнению, достаточно упражняться в громкой речи: при некоторых же видах расщелин добиться полного исчезновения гнусавого тембра вообще невозможно, — можно лишь сделать речь понятной и не вызывающей смеха окружающих.

Кэз рекомендует после простых сочетаний произносить гласные со взрывными согласными: упражняются мышцы нёба и глотки.

В заключение главы о гнусавости приводим некоторые приемы из французской школы, взятые автором из капитального труда Виктора В о «Расщепленное нёбо» (анатомия, хирургия, фонетика и фонетическое обучение), 1931 г.

Общая схема занятий с оперированными при «волчьей пасти»:

1. Развитие физиологического дыхания — долгого и глубокого (рекомендуется измерять дыхание манометром, спирометром и пнеймографом, пользуясь этим как приемом для упражнений) — по 1/4 часа в день (для детей).

2. Развитие речевого дыхания (обычные приемы).

3. Упражнение губ и языка (обычные приемы).

4. Развитие и перевоспитание слуха (обычные приемы).

Коррекция отдельных звуков проводится попутно с другими занятиями.

Коррекция храпящего выдоха. При этом дефекте согласные произносятся с гортанным храпящим призвуком. При тяжелых дефектах нёба этот недостаток трудно поддается искоренению; иногда для этого требуется до года времени. Например, для коррекции храпящего ф сначала воспитывают правильную артикуляцию его, а затем при закрытом носе (сначала одна, а затем обе ноздри) произносятся сочетания с гласными с отделением их интервалами: а-ф, ф-а, ф-е и т. п. Затем то же произносится слитно: аф, фа… Так же поступают при храпящем призвуке в других согласных. Коррекция дефективного взрыва голосовых связок. Часто у гнусавых звуки, образующиеся в ротовой полости, заменяются взрывом (щелканием) голосовых связок. Упражнения для постановки п при этом дефекте:

1. С закрытым носом тихо произносить п, слегка плавно пропуская воздух, чуть приоткрывая сомкнутые губы, без взрыва.

2. Затем: п.-выдох-а (на одном выдохе); так же и с другими гласными.

3. п-пауза— л — гласный звук; пользуются всеми гласными и согласными.

4. а — п, ап...

5. Постепенно интервал уменьшается вплоть до полного слияния: па, пе, пи; пля, пле, пли; апа, опа, опе...

Коррекция речи при потере воздуха через нос и задувании в нос.

1. Подражание фырканию лошади (кучерское беззвучное р).

2. Глубоко вдохнуть и без всякого напряжения в гортани, после некоторой напряженной задержки выдоха, произносить п, т, п.

3. б-выдох-а; г-выдох-д и т. д. (выдох очень короткий).

4. Воспитание самоконтроля этой утечки воздуха: запись на барабанчике

Закрытая гнусавость. Закрытая гнусавость, как и открытая, бывает врожденной (сравнительно редкие случаи) и приобретенной. Она происходит или вследствие механических дефектов в носоглоточной или носовой областях, или же, как доказано Фрёшельсом, вследствие гиперфункции мягкого нёба. То и другое вызывает постоянное или временное, частичное или полное разобщение глоточно-ротовой и носовой полостей. Наблюдается и комбинация тех и других причин.

В результате мы имеем полное устранение или уменьшение в той или иной степени носового резонанса, что и воспринимается нами как особый род гнусавости. Как и в открытой гнусавости, здесь различаются две формы: механическая и функциональная.

Механические причины гнусавости состоят из разного рода болезненных разращений, опухолей или анатомических аномалий в носоглотке или в самом носу (аденоидные разращения, срастание мягкого нёба с задней стенкой глотки, полипы, искривление носовой перегородки, узкие ноздри и т. п.). Вследствие этого голосовыдыхательная струя мало или совсем не проходит через нос. Болезненные процессы в евстахиевой трубе, связанной нервно-мышечно с мягким нёбом, раздражают поднимающие и напрягающие мышцы последнего, и оно остается всегда приподнятым (даже при м и н)— получается, по Фрёшельсу, закрытая «задняя нёбная гнусавость». Как и при открытой гнусавости, дефекты в слуховом контроле могут обусловливать и закрытую гнусавость. В результате такого нарушения нормальной речевой биомеханики все гласные приобретают глухой, несколько гнусавый тембр (так говорят при сильном насморке), между тем как носовые согласные м и н, не получая достаточного для них носового резонанса, или совсем не образуются (вместо м, н звучит почти б, д), или же извращаются (вместо м, н - соответственно мб, нд), вместо мама, наш произносится баба, даш, или мдамба, ндаш. Остальные согласные могут произноситься правильно. В легких случаях наблюдается лишь «заглушение» носовых звуков.

Обычно сама речь при закрытой гнусавости остается довольно понятной. Но «в тех случаях, когда расстройства появляются рано и остаются долгое время, развитие речи в значительной степени нарушается, и получается своеобразная глухая артикуляция звуков, вследствие чего речь становится совершенно непонятной. В этих случаях результаты остаются отрицательными также после удаления опухолей. Дело в том, что такие больные никогда не учились правильно говорить и нуждаются еще в соответственном врачебном лечении их речи».

Устранение закрытой гнусавости. Прежде всего, прибегают к медицинской помощи; последняя путем лечения, прижиганий или хирургии устраняет дефекты, нарушающие правильное резонирование голосовыдыхательной струи в носовой полости. После этого, так как человек продолжает привычно, т. е. гнусаво, говорить, приступают к воспитанию правильного звукопроизношения. Упражнения, главным образом, ведутся по двум направлениям. Во-первых, нужно воспитать правильную работу мягкого нёба, оно в течение ряда лет или не имело надобности достаточно высоко подниматься, — так как и без этого проход в нос был закрыт, а потому и после медицинского вмешательства остается полуопущенным, в результате чего получается уже открытая гнусавость; или же, наоборот, беспрерывно оставалось приподнятым (нёбная форма), — и его надо приучить опускаться при носовых звуках. Во-вторых, нужно позаботиться о правильном направлении голосовыдыхательной струи воздуха при звуках (СНОСКА: Из книги: А. Либман, Патология и терапия заикания и косноязычия, стр. 63) н и т через носовую полость.

Обе эти задачи достигаются упражнениями, какие употребляются и при открытой гнусавости для указанных целей — развития нёбной занавески и диференцировки выдоха через рот и нос. Когда эти две цели будут достигнуты, то останавливаются на выработке звуков м и п. Далее включают их в речь. Результаты здесь достигаются несравненно скорее, чем при открытой гнусавости.

Специальные упражнения (по Фрёшельсу).

1. Протяжное произнесение м и п. При этом резонирование (вибрация) носовой полости и прохождение через нос воздуха проверяются контрольным прикосновением к носу пальцами или пушинкой перед ноздрями, зеркальцем и т. п. Дети младшего возраста прикладывают свою ладонь ко всему лицу от нижнего края лба до верхней губы поочередно то на себе, то на руководителе.

2. Произнесение м и н с гласными: ма, мо, па, по и т. п.; м и н произносятся протяжно. Вначале гласные произносятся тоже в нос, гнусаво, а затем изолируются от носового звука, соединяются с другими гласными и согласными и произносятся чисто: ао, 6а, по и т. п. При этом надо начинать со звонких согласных.

3. В случаях, когда уже при одном открытии рта мягкое нёбо рефлекторно поднимается вверх и закрывает проход в нос, ротовая полость каким-либо способом механически закрывается (например, в нее вставляется кусок резины, обернутый марлей и т. п.), — тогда дыхание произойдет черев нос, хотя челюсти и остаются открытыми (мягкое нёбо рефлекторно опускается),

Когда усвоено правильное произнесение в слогах, то подбираются слова и фразы, где м и н встречаются чаще и в разных сочетаниях.

3) МАТЕРИАЛ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ И УСТРАНЕНИИ КОСНОЯЗЫЧИЯ.

Предлагаемый в приложении материал состоит из лозунгов, пословиц, поговорок, скороговорок, частушек, загадок и детских стишков. Этот материал хотя и не всегда отличается художественностью, однако, благодаря своеобразию звукосочетаний нравится детям и охотно заучивается ими наизусть. Следует предварительно объяснять содержание заучиваемого текста. На первых порах нужно избегать давать такой текст, в котором встречается более одного вновь воспитываемого, следовательно, трудного для логопата звука.

Часть этого материала взята из разных учебников и руководств, детских книжек; часть взята из современной речевой практики или составлена автором в процессе его логопедических занятий. Весь материал расположен по преобладанию какого-либо одного звука. Этим облегчается подбор материала для каждого данного случая. Для более трудных в смысле постановки звуков приведено соответственно больше словесного материала; учтена и доступность текста для разных возрастов логопатов.

Ценным пособием для логопедических проработок является книга по исправлению дефектов речи «Учись правильно говорить», М. Г. Генинги, А. Д. Копейкина, редакция проф. Ф. А. Рау, 1931 г., в 6 выпусках. На каждый косноязычный дефект там имеется обильный и систематически построенный материал. Понятно, что логопед не должен механически следовать ему, не сообразуясь с индивидуальными особенностями каждого логопата и его дефекта. Иногда нужно упорно, систематически, шаг за шагом итти по учебнику; иногда же прорабатывать лишь отдельные звенья его.

И) ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И АКЦЕНТЫ

Акцентом называются такие особенности произношения, которые при наличии употребления всех или почти всех звуков данного языка и овладения его грамматико-синтаксической формой все же делают речь иностранца, говорящего на чужом языке, или провинциала отличной от общепринятого культурного произношения. Эти отличия подчас настолько незначительны, что трудно определяются словами, хотя ухом слушающего легко и безошибочно улавливаются. Акцент обусловливается: 1) особенностью силы голосовыдыхательной струи; 2) формой сужений в ротовой полости при речи; 3) особенностью пользования резонаторами; 4) силой и продолжительностью прикосновений друг к другу артикулирующих органов; 5) вариациями в длительности, интенсивности и высоте тона при произнесении слогов, слов и фраз. Эти различия настолько тонки, что говорящий сам не замечает их. В новой языковой среде легче улавливаются сходства с собственным языком, но произносятся по-своему. Более резкими особенностями являются неправильные ударения и смягчения некоторых согласных (чаще л, р, га, ж, ц).

Обучение. Основным фактором успешности изжития этих недочетов является, прежде всего, речевая среда, а затем возраст. Чем моложе субъект и чем правильнее на данном языке говорят окружающие его, тем скорее он избавляется от своих недочетов.

Из сказанного очевидно, что прежде всего в этом случае надо научить слушать речь окружающих и свою и улавливать отличия своего произношения от общепринятого.

Нужно начинать с гласных звуков. Делается анализ правильных артикуляций и неправильных; приучают наблюдать отличия нормы от акцента. Для правильных установок пользуются всеми известными нам средствами логопедии — и шпателем, и зондом, и зеркалом для проверки направления выдоха и т. п. Основной метод — подражание и возможно частое подсказывание.

Данный гласный звук сначала произносится в слове, а затем выделяется из него и произносится изолированно, например: сады-ы-ы; ы-ы-ы.

Подбираются слова, где данный гласный встречается в разных положениях я звуковых соседствах (был, дыня, стыд).

Упражняются в произнесении резко отличных пар гласных: у-щ а-и; у-щ и-у.

То же на слогах, прямых и обратных с согласными т, л, с; ту-та; ут-ат и т. п. Затем берутся другие согласные. Особенно важны эти упражнения на гласных при коррекции гортанных акцентов (в восточных языках). Упражнения доводятся до автоматического их выполнения. Для упражнения на звуках и слогах подбираются слова одного корня, но с разными приставками и окончаниями или же с одними и теми же приставками или с суффиксами. Для усвоения ударений берутся и производные слова от этого корня, подбираются рифмующиеся слова и т. п.

Особенное внимание обращается на конечные звуки. По усвоении отдельных звуков в слогах и словах переходят к коротким фразам и к разговорной речи. Очень важно вначале заставлять пользоваться полными формами речи {здравствуйте, а не здрасти и т. п.). Сокращенные, принятые в данном языке, формы усваиваются по выправлении акцента. Для усвоения музыки, мелодий данного языка очень полезно слушание и произнесение стихов. Для этого же прорабатываются:

1) разные формы предложений: утвердительные, отрицательные, повествовательные, вопросительные, восклицательные;

2) фразы, выражающие разные эмоции;

3) инсценировки эпизодов из жизни и чтение драматических произведений.

Словесный материал можно черпать из учебников иностранных языков.

Во всей работе главное — неторопливость, тщательность произношения и неослабное внимание к усваиваемому и своему произношению.

Коррекция акцента в общем требует длительного времени, которое еще более удлиняется, если занимающийся продолжает одновременно говорить на своем языке или диалекте и находится в прежнем звуковом окружении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...