Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности нетрадиционных религий.




Новыми или нетрадиционными религиями называют религиозные движения, получившие распространение во второй половине XX-го века. От традиционных верований новые религии отличаются нововведениями в догматах и культе, существенно расходящимися с установками и обрядами исторических религий.

Одной из характерных черт является то, что новые религии формируются как разновидность харизматических культов. Часто лидер создаёт особую «семью», или «юммуну», в которой его называют «отцом». Здесь устанавливаются обязательные для всех правила поведения и образа жизни. Рядовые члены группы зачастую отказываются от своего имущества в пользу секты. Многие представители новых религий живут в общежитиях, порвав всякие отношения с родными и близкими. Круг их общения крайне узок допускается общение только с членами своей группы, т.е. искусственно поддерживается обстановка полной изоляции от внешнего мира.

Ещё одна характерная черта деятельности сект – использование средств психологического манипулирования: гипноза, медитации, изнурительных, длительных молитв, заклинаний. Культовые действия носят коллективный характер, исключающий всякие свободные проявления.

Вероучение провозглашается уникальным, никогда ранее не существовавшим, хотя чаще всего его догматы заимствованы из разных источников. Существенной особенностью вероучения новых религий является пропаганда апокалиптического взгляда на мир, предопределённости человеческой жизни, покорности судьбе. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращённых, их адаптированию к условиям жизни в секте.

Общая характеристика деятельности нетрадиционных религий включает в себя следующие черты:

1. большинство сект отличается активной миссионерской работой с использованием разных форм и способов – от выступления руководителей на стадионах до доверительных бесед рядовых сторонников;

2. широко используются средства массовой информации – телепередачи, выступления по радио, изданий газет, журналов;

3. использование методов порабощения человеческого сознания – жёсткая дисциплина, гипноз, психотропные средства.

Последователи новых религий, как правило, верующие первого поколения. Приобщение к этим религиям происходит не через традиции и семью, а путём вовлечения человека в многообразные социальные связи и отношения. Причины, по которым люди становятся приверженцами новых религий разные.

Молодёжи свойственно критическое мышление, интерес ко всему новому, непознанному. Противоречия в мировоззрении «отцов» и «детей». Интерес к новому, необычному возрастает в сложные, кризисные периоды развития общества.

Активное распространение новых религий можно объяснить и общим состоянием духовной культуры, которое характеризуется упадком нравственности, распространением массовой культуры. В духовной культуре новой России образовался определённый вакуум, который, во многом и благодаря средствам массовой информации заполняется всяческими суевериями, мистическими учениями.

Кроме того, одной из существенных причин стремления людей к новым культам можно считать и психологическое состояние общества. Страхи, неуверенность в будущем, одиночество, социальные проблемы болезненно влияют на сознание людей.

Для религиозной жизни современной России характерны следующие новые тенденции:

- экуменизм, стремление объединить все христианские конфессии и аналогичные движения, которые пытаются преодолеть различия в верованиях и создать универсальные учения;

- массовое появление зарубежных проповедников и представителей нетрадиционных религий.

В этой ситуации несовершенство законодательства, недостаточные меры по «контрпропаганде», разъяснению деструктивности деятельности сект способствуют быстрому распространению новых религий. Православная Церковь осуждает эти секты, предаёт их анафеме.

Религиоведы из всего многообразия новых религий выделяют следующие разновидности, наиболее распространённые в России: неоязыческие, неохристианские, неоориенталистские объединения, саентологическое направление, сатанинские группы.

 

2.Неоязычество.

Начало 90-х гг. – время быстрого роста неоязыческих групп. Неоязычество распространено в различных организационных формах – клубы исторической реконструкции, общины, культурные центры. В конце 90- х гг. появился ряд крупных объединений –«Московская Славянская Языческая Община», Круг Языческой Традиции», «Союз Славянских Общин» и т.п. Можно выделить некоторые базовые элементы, характерные для большинства языческих групп. Доминирующий признак – антихристианство. Этические принципы:

- человек не раб Божий, а сын;

- человек – составная часть природы наравне с богами, духами, животными и растениями;

- человек обязан почитать предков, заботится о своём потомстве и семье;

- человек должен соответствовать высоким нравстенным и природно-экологическим требованиям.

В отношении объекта поклонения неоязычество может выступать как политеизм, монотеизм или пантеизм. Но почти во всех учениях есть Бог-творец (Род, Сварог). Иногда встречается христианская концепция дуалистического противостояния Белбога и Чернобога, персонифицированных добра и зла. Часть богов могут почитаться как конкретные великие предки, либо как весь род на определённом этапе развития.

Происхождение человека в неоязычестве представлено несколькими направлениями:

- божественное сотворение человека Богом Сварогом;

- люди – прямые потомки богов;

- эволюционное развитие человека из мира природы – «из зверича в людичи»;

- люди (русы) – потомки Ория, прилетевшего из созвездия Орион.

Человек после смерти может попасть в Ирий (рай), переродиться в новом теле (иногда в животном), отправиться в мир Нави (мир мёртвых).Конечная цель жизни человека обычно не определяется. Жизнь или вечна, или циклична.

В качестве символики часто используется право- и левосторонняя свастика; «Коло» или «Перуница» - крест из шести или восьми лучей, вписанный в круг; «Коловорот» шести-восьми лучевая свастика, вписанная в круг; другие солярные и лунарные символы, «древнерусские руны» и др.

Практикуются этнографические обряды, реконструкция быта, одежды, славянских ратоборств. Представители неоязычества занимаются исследованием проблемы

этногенеза славян и соседних народов.

Многие обряды проходят на природе, практикуются походы к священным камням, источникам и т.п.

В большинстве общин звучат лозунги национально-патриотической направленности. Имеются крайне радикальные националистические группы. Современное язычество может содержать в себе элементы расизма, антисемитизма, ксенофобии.

Язычники несогласны со следующими положениями христианства:

- страдальческим и жертвенным характером православия;

- идеей врождённой греховности человека;

-отрицанием плотского и телесного начала в человеке;

- возможностью приобщиться к божественному только посредством церкви;

- космополитизмом христианства;

- иудейскими этническими корнями.

Несогласие со многими постулатами христианства не означает борьбу с ним. Можно встретить разное отношение к православию от идеи спокойного сосуществования до жёсткого неприятия.

Неохристианские течения.

Для них характерны следующие общие черты:

- преобладают группы харизматической направленности;

- руководитель наделяется статусом посланника божьего;

- признают Библию главным источником вероучения, а Иисуса Христа – центральной фигурой доктрины;

-лидеры заявляют о новом прочтении христианства, полученном ими в результате божественного откровения;

- делается акцент на приближающемся конце света.

В современной России неохристианские культы получили широкое распространение. К ним относятся следующие организации: «Новоапостолская церковь», «Церковь Христа», «Церковь Последнего Завета», «Богородичный Центр» и др.

«Богородичный центр» отделился от Русской Православной Церкви в 1990 г. Он был основан бывшим священником Вениамином Береславским, называющим себя пророком. Он опубликовал сборники пророчеств, которые якобы были ниспосланы ему Девой Марией.

Лидеры этой секты утверждают, что выступают за возрождение истинного благочестия, основанного на Библии и свидетельствах о явлениях Богоматери в 20 в. Основная идея вероучения – почитание Богородицы, призывающей всех к покаянию и поддержки своей церкви. Сторонникам этой неохристианской организации обещают спасение перед лицом близящегося конца света.

«Церковь Последнего Завета» основал в г. Минусинске Сергей Тороп, называющий себя Виссарионом. Он объявил себя новым мессией и заявил, что истинное учение открылось только ему, а Русская Православная Церковь исказила догматы христианства.

Согласно вероучению «Церкви Последнего Завета» заканчивается эпоха Ветхого и Нового Заветов, на смену им приходит Последний Завет перед Страшным Судом. Миссией Виссариона является утвердить новое христианство на всей земле и спасти человечество.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...