Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности функционирования языковых средств.




Стилевые черты:

-подчеркнутая логичность

-доказательность

-точность (однозначность)

-отвлечённость (обобщённость)

Подчеркнутая логичность речи должна позволить автору доказать свою правоту и убедить адресата в своей правоте. От автора текста требуется точность, которая должна исключить возможность непонимания текста. Некоторые ученые отмечают такую стилевую черту, как неэмоциональность, безобразность текста. Действительно, цель науки – воздействовать на адресата не с помощью эмоций, а используя логику и доказательства.

Синтаксические особенности:

Как правило, предложения научного стиля сложные, повествовательные, распространённые, достаточно большие по объему.

В научной речи практически не используются восклицательные и побудительные предложения. Очень часты причастные и деепричастные обороты, страдательные конструкции и безличные предложения. В тексте используются вводные слова и предложения, которые подчёркивают логичность текста: во-первых, во-вторых, итак, следовательно. Употребляются специальные слова и обороты связи, а иногда и целые предложения – предложения скрепы: вначале рассмотрим.., перейдем к проблеме.., об этом говорилось выше..

Текстовые особенности:

В научной речи четко выдержана структура абзаца. Первое предложение абзаца, как правило, является новым положением. Предложение строится по схеме: - тезис….доказательство…

Каждый абзац в научном тексте начинает новую микротему.

Микротема - это наименьший предельный отрезок текста, тему которого можно назвать.

Научный текст легко делится на части, потому что каждая часть достаточно четко композиционно оформлена: зачин – развитие мысли – концовка – вывод.

Для научной речи также характерны особые стандартные обороты: нам представляется возможным доказать.., Нетрудно заметить что…, Из всего сказанного можно сделать вывод.

Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

Характерными особенностями публицистических произведений являются

- актуальность проблематики, - политическая страстность,- образность, - острота и яркость изложения.

В публицистическом стиле речи можно выделить два подстиля: официальный подстиль (доминирует информативная функция) и неофициальный подстиль (информативная и воздействующая функции одинаково существенны).
Отличительной особенностью публицистики является ее многожанровость и связанное с ней большое разнообразие стилевого оформления текстов. Публицистические жанры противопоставлены прежде всего по степени выраженности в них индивидуально-авторского стиля.

ЭТО ПО СУТИ ПОДСТИЛИ, так на паре писали, без перечисления их жанров просто скажите, или вместе с ними, чтобы показать себя, описание их особенностей по-моему не слишком обходимо, по названию понятно.

1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;

2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;

4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;

5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.

ФУНКЦИИ:

Информативная функция – функция сообщения

Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, её источниках и адресатах.

Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает её от научной информации. Другое отличие связано с тем, что перед публицистическими произведениями не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определённых общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Информационная функция требует от автора информативности публицистического текста, т.е. того, чтобы текст содержал сведения, интересные и нужные адресату, а не только самому автору. Этические нормы предполагают достоверность и точность информации. Плохо, если заметка, выпуск новостей, аналитический обзор оказываются информационно пустыми.

Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определённого отношения к излагаемым фактам и в необходимости определённого поведения. Публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность, что как раз и вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции.

Функция воздействия является для публицистического стиля системообразующей, именно она выделяет этот стиль среди других разновидностей литературного языка.

Хотя эта функция характерна также для официально-делового и разговорного стиля, на отбор языковых средств она активно влияет именно в текстах публицистических.

Функция воздействия, связана с тем, чтобы цель его не противоречила общественным интересам, а форма воздействия не воспринималась бы как грубое давление или навязывание субъективных оценок.

Коммуникативная функция является главной функцией языка и проявляется во всех его формах.

Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории.

Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. Не все публицистические жанры в одинаковой мере предполагают экспрессивность текста: она менее вероятна для информационной заметки и более типична для очерка или памфлета. На телевидении эмоциональность менее характерна для выпусков новостей и обязательна для ток-шоу.

Эстетическая функция публицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата.

В различных публицистических жанрах одна из двух названных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.

Лексические признаки

1. В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др.

Речевые образцы отражают характер времени. Многочисленные примеры речевых клише вошли в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: вопрос безопасности, пакет предложений.

2. Эмоционально-оценочная лексика. Слова с положительной оценкой: актив, милосердие, процветание; слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж.

3. В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова пассивного словарного запаса – архаизмы. Например: Доллар и его лекари. Военные барыши растут.

Морфологические признаки

К морфологическим признакам публицистического стиля мы относим частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это:

1) единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью;

2) родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений.

3) настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается;

4) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах.

Синтаксические признаки

К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений:

1) риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?

2) восклицательные предложения: Все на выборы!

3) предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой

4) заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Сложно, но почитайте, чтобы проникнуться.

Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств" (Ш. Балли Французская стилистика. - М., 2001, С. 281). К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств; использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка, использование и абстрактной, и конкретной лексики. Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова. Актуальность содержания заставляет журналиста искать актуальных форм его выражения, общепонятных и в то же время отличающихся свежестью, новизной.

Лексико-фразеологические особенности публицистического стиля.
Лексика эмоционально-экспрессивная, возвышенная (книжный стиль): воззвать, отчизна, восторжествовать. Публицистический стиль характеризуется устойчивыми словосочетаниями, имеющими смысловой оттенок общественно-значимый: широкая известность, большая любовь и почитания, внушает уважение, подчёркивает величие. Преобладают слова с переносным значением (болели за леса, зелёный океан), синонимы и антонимы.
Морфологические особенности публицистического стиля.
Морфологические:
преобладают формы настоящего времени глаголов в повелительном и условном наклонении
употребляются восклицательные частицы (что за, как), указательные частицы (вот, вон), усилительные частицы (даже, ведь, всё-таки)
употребляются междометья
употребляются распространённые обращения
употребляются модальные слова (конечно, вероятно, возможно)
употребляются отрицательные частицы при выражении несогласия
Синтаксические особенности публицистического стиля.
Синтаксические. Публицистический стиль характеризуется готовыми речевыми формулами, которые позволяют легко и оперативно оформить любое высказывание, а поскольку публицистический текст направлен широкому кругу читателей или слушателей, то эти речевые формулы делают его доступным.
+ Ведение в текст открытого авторского «Я» находит своё выражение в различных восклицательных и вопросительных предложениях, риторических вопросах, оценочных словах. Так, риторический вопрос – предложение, вопросительное по структуре, передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение о чём-либо. Имеющееся в риторическом вопросе противоречие между формой (повествовательная структура) и содержанием (значение сообщения) придаёт особую эмоциональную окраску всему тексту. Повторяясь в тексте повествовательного стиля, риторический вопрос передаёт стремление автора создать впечатление непосредственного контакта с читателем или слушателем.
+ Включённость в ткань публицистических высказываний вопросно-ответных единиц объясняется той ролью автора, с которой связан так называемый «эффект присутствия».

+ Вопросительные предложения выполняют различные функции:
служат собственно вопросам
служат вопросам-размышлениям
подчёркивают нужную мысль
выражают предположения
являются эмоциональным откликом на ситуацию

+ Восклицательные предложения могут выражать:
оценку (призрение, ирония, сожаление, вера, восхищение)
побуждение к действию
непосредственный эмоциональный отклик

+ Для публицистической речи характерно использование разговорных средств, которые придают ей простой убедительный тон и ритм, что приводит к облегчению синтаксических конструкций

+ Использование прямой речи. Тоже подчёркивает авторское «Я».

Общая характеристика. В публицистических произведениях затрагиваются актуальные проблемы современности, представляющие интерес для общества (политические, экономические, философские, нравственные, вопросы культуры и искусства). Оказывая своё воздействие на читателя или слушателя, публицистика не только ориентирует людей в этих событиях, но стремится влиять и на поведение людей.

Основной чертой жанров публицистического стиля является сочетание экспрессии и стандарта. Готовые речевые формулы позволяют легко и оперативно оформить любое публицистическое высказывание и делают доступным текст для широкого круга читателей или слушателей. Эмоционально-экспрессивные средства выполняют функцию убеждения.
Репортаж - жанр, в котором рассказ о событиях происходит одновременно с происхождением действия.

Для радио и телерепортажей свойственны средства передающие местонахождение "мы сейчас находимся в..." " передо мной сейчас.."

В письменной же речи используется сочетание настоящего времени с перфектом. Я вижу, что спасатели уже зашли в здание..

Композиция предусматривает фиксацию событий, однако немногие события передаются от начала до конца(футбольный матч, инаугурация) В большинстве случаев, они уже обрабатываются авторами и в них выделяются самые яркие и интересные моменты. Для придания динамики и сближения с читателем используются различные формы, авторское "я" и "мы" в значении "я и присутствующие", эллиптические и односоставные предложения.

Статья - жанр, в котором представлены результаты исследования различных событий. Основной стилистический признак - логика, рассуждение, развертывающееся от главного тезиса к его обоснованию через цепочку промежуточных тезисов с аргументами

В языковом уровне так же характерны элементы выражающие логическую связь, союзы, вводные слова и конструкции типа "приведем пример", "рассмотрим причины". В морфологии - настоящее абстрактное, абстрактные существительные, единственное число с собирательным значением. на уровне лексики отмечается и употребление терминов и узкоспециальных понятия, а так же отвлеченные понятия.

Публицистическая статья может быть представлена в различных формах. Форму определяет содержание, композиция и стилевая направленность.

Широко используется ориентация на разговорный стиль. При этом в статье резко возрастает количество приемов, имитирующих дружеское, заинтересованное устное общение с читателем по серьезному вопросу. В синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи.

Отзыв – выражение мнения и оценка книги, спектакля, фильма и так далее. По типу речи отзыв – это рассуждение, но он включает и описание и повествование. В отзыве три части: тезис, доказательства, выводы.

Очерк - художественно публицистический жанр, требующий образного, конкретно чувственного представления факта и воды.

Это произведение с высокой степенью обобщения материала, герой и событие рисуются автором в процессе анализа общественной проблемы.

События передаются ярко, выразительно, с рассуждениями.

Эссе - прозаическое сочинение(остальная часть определения в признаках)

Признаки эссе:

1) наличие темы

2) выражает индивидуальное мнение, не претендует на всеобъемлющее рассмотрение вопроса.

3) предполагает новое слово в чем либо, новый взгляд или суждение

4) небольшой объем.

5) внутреннее смысловое единство

Структура: вступление, тезисы-аргументы, заключение.

1) мысли выражаются в виде тезисов

2)мысли подкрепляются доказательствами, поэтому за тезисами следуют аргументы.

Аргументы - факты, личные и общественные мнения, ссылки на мнение различных авторов и тд. Оптимальное количество 2, одно может быть неубедительным, три могут перегрузить.

Реклама - особый жанр публицистического стиля. Основная цель - воздействие. Может быть в стихотворной, песенной, прозаической форме. 1) Она должна быть четкой и запоминающейся.

Вследствие - призыв к действию, часто используется повелительное наклонение, а также фамильярное обращение, таким образом каждый воспринимает это как личное обращение и располагается к рекламируемому продукту.

2) она должна быть максимально простой. Сложные обороты и конструкции не используются, предпочитают комбинации простых слов, которые легко запоминаются.

3) В рекламе существует также этикет, нельзя критиковать аналогичные продукты других производителей и использовать аналогичные названия.

4) информация в рекламе может и не соответствовать факту, но это считается скорее рекламным ходом, а не правонарушением.

Фельетон - представление события в комическом освещении.

Могут быть адресными(высмеивающие конкретный факт) и безадресными, высмеивающими общественное явление.

Композиция определяется содержанием. (Аналитические, событийные фельетоны). В них обязательно присутствует словесный комизм.

Доп. фельетон может быть построен как рассказ о событии с заключительной формулировкой авторской оценки изложенного. Автор при этом избирает форму третьего лица и как бы не вмешивается в ход события. Фельетон может быть построен как рассказ об исследовании события. В этом случае используется повествователь в форме первого лица, подчиняющий подачу информации о событии и выражение оценки рассказу о ходе расследования. Повествователь в форме первого лица может быть и участником события. Размышляющий повествователь строит текст как рассуждение о явлении, при этом как бы вспоминая о событиях, которые навели его на ту или иную мысль.

Наибольшее влияние на публицистический стиль оказывает разговорная речь, особенно в жанрах радио-, тележурналистики. Это – устная публицистика.

В устной публицистике отбор языковых средств зависит от типа передачи информации. Например, в телевизионной передаче речь не должна дублировать изображение на экране. Особое место в публицистике занимает ораторская речь. В ней усилие делается на убеждение, т.е. присутствует не только логика, но и воздействие на чувства, призыв к действию.

Отбор языковых средств зависит от способа передачи информации. Например, в телевизионной передаче речь не должна дублировать изображение на экране. Особое место в публицистике занимает ораторская речь. В ней усилие делается на убеждение, т.е. присутствует не только логика, но и воздействие на чувства, призыв к действию.

В любом публицистическом жанре большое значение имеет авторское начало. Это несколько субъективирует повествование. В отличие от делового стиля в публицистическом возможно проявление личного мнения автора. Отсюда большое разнообразие лексики. Прямое воздействие автора на материал, оценка и анализ увиденного усиливают воздействие публицистического текста, увлеченность автора передается читателю или слушателю. Максимальная приближенность текста к собеседнику усиливает его воздействующее влияние.

Интервью – полифункциональный жанр. Это могут быть тексты новостной журналистики, т.е. диалогическая форма представления только что совершившегося или текущего события. Это могут быть аналитические тексты, представляющие диалогическое обсуждение проблемы. Объединяются все эти далекие друг от друга по содержанию произведения (как далека заметка от статьи) только одним – формой диалога, который ведет журналист с информированным лицом.

"Новостное", информационное интервью содержательно представляет собой короткую или расширенную заметку, т.е. оно констатирует событие и сообщает краткую информацию о его деталях. Журналист задает вопросы о некоторых подробностях события, а информированное лицо коротко на них отвечает.

Аналитическое интервью – развернутый диалог о проблеме. Журналист в своих вопросах задает разные аспекты ее рассмотрения (суть, причины, следствия, способы решения), информированное лицо на эти вопросы подробно отвечает.

На уровне формы проявляются все особенности диалогической спонтанной устной речи: особый ритм, обеспечиваемый близкими по длине синтагмами, паузы, поиск слова, неполнота синтаксических конструкций, повторы, подхват реплик, переспросы и т.д.

Интервью в прессе – это письменный текст, передающий устный диалог и сохраняющий некоторые признаки спонтанной устной речи. Например, на стыке реплик сохраняется структурная неполнота второй реплики, повтор первой реплики, употребление указательных местоимений, смысл которых раскрывается в предыдущей чужой реплике. Внутри реплик сохраняются моменты поиска слова, недосказанность и т.п.

Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения.

Цель любой дискуссии - достижение максимальной возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме.

Диспут — специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме). Вообще диспут (от лат. disputare рассуждать, спорить) трактуется в словарях — вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему.

Публичная речь – это основа ораторского искусства.

Публичное выступление также допускает чтение по заранее приготовленному тексту, но зачастую это демонстрирует неумение автора выступать публично. Убедительнее и доходчивее звучит речь произносимая, а не зачитываемая с листа.

Задачей публицистического стиля является освещение актуальных общественно-политических вопросов в целях непосредственного воздействия на общество. Таким образом, он сочетает в себе как информативную, так и экспрессивную функции. К экстралингвистическим характеристикам стиля относятся общественно-политическая сфера общения, его направленность на широкие массы, а также воздействие и агитация как основные цели общения. Эти характеристики определяют и лингвистические параметры стиля. Для публицистического стиля характерны чередования стандарта и экспрессии, логического и образного, оценочного и доказательного, экономия языковых средств, доходчивость, лаконичность, последовательность изложения при информативной насыщенности. Использование языковых средств определяется во многом их социально-оценочными качествами и возможностями с точки зрения эффективного и целеустремлённого воздействия на массовую аудиторию, отсюда характерные для публицистического стиля оценочность, призывность, полемичность. Социальная оценочность языковых средств отличает публицистический стиль от всех других стилей литературного языка, призывность определяет побудительный характер публицистической речи (там же).

В любом публицистическом жанре большое значение имеет авторское начало. Это несколько субъективирует повествование. В отличие от делового стиля в публицистическом возможно проявление личного мнения автора. Отсюда большое разнообразие лексики. Прямое воздействие автора на материал, оценка и анализ увиденного усиливают воздействие публицистического текста, увлеченность автора передается читателю или слушателю. Максимальная приближенность текста к собеседнику усиливает его воздействующее влияние. Поэтому в публицистическом стиле имеется большой выбор средств, помогающих сблизить автора с собеседником. Обращенность к собеседнику особенно характерна для телепередач. Автор (ведущий) пытается привлечь внимание зрителей и заставить их осмыслить происходящее. Можно сказать, что публицистический стиль в какой-то мере объединяет все литературные стили.

Слияние книжности и разговорности, размывание в текстах СМИ границ официального и неофициального, публичного и обиходно-бытового общения исследователи объясняют стремлением журналистов реализовать основную стратегию современных СМИ – стратегию близости к адресату. «Считается, что, если СМИ будут говорить на том же языке, что и большинство в современном обществе, использовать те же правила общения, что в обиходно-бытовой сфере человека, тексты

СМИ станут более понятными и доступными массовому адресату.

С помощью средств разговорности создается впечатление живого устного общения, имеющего место в обиходной сфере коммуникации». Стилистическая контаминация в средствах массовой коммуникации, проявляющаяся в смешении книжных, разговорных, просторечных, жаргонных лексем, стилистически разнородных синтаксических конструкций, в смешении высокого и сниженного, старого и нового, разрешенного и запрещенного в проникновении некоторых жанров неофициальной речи («слухи», «сплетни» и под.), позволяет журналисту обеспечить протекание коммуникативного процесса. «Однако даже для СМИ употребление иностилевых элементов оправданно в том случае, когда они используются для выполнения особых прагматических функций, для создания особой экспрессии, помогающей успешнее воздействовать на массового адресата»

После принятия закона «О государственном языке Российской Федерации» (2005) происходит постепенное очищение текстов СМИ от негативных следствий «свободы» речи: в меньшей степени используется инвективная и обсценная (матерная) лексика, грубая просторечная и жаргонная лексика. Если изменение современного субстрата и его речевых пристрастий в 90-е годы XX в. привело к усилению позиций антинормы в публицистике, то в 2000-е годы норма вновь занимает ведущие позиции, отводя антинорме роль фактора творческого порождения публицистических текстов. Использование некодифицированной лексики становится более мотивированным: вместо немотивированного употребления в репрезентативной и коммуникативной функциях ее функционирование закрепляется за креативными жанрами и в характерологической функции. Ослабляется агрессивная направленность публицистики и усиливается ее креативная и оценочная направленность.

А теперь, дорогие ребята, вам нужно будет пошевелить мозгами, на второй вопрос билета ответить можно пофантазировав. Вот вам опора.

книжная - возвысить, о чем-то торжественном и тд, или же комизм, ирония, с целью высмеять, а разговорная - приблизиться к читателю, выразить "его словами" О_о. Дальше - поподробнее.• Наличие разговорной лексики, часто чтобы приблизиться к уровню читателя, а также с целью экспрессивного воздействия: Несмотря на то, что искоренить преступность на корню, как мечталось не только большевикам в начале 20-х, но и Хрущеву в конце 50-х, так и не удалось, однако, обуздать очень даже получилось. Скоро высшее образование в России можно будет получить всего за 3-4 года. Чиновники кивают (ссылаются) на Европуу них, мол (говорят), все в эти сроки укладываются. Противники же реформы считают, что такое нововведение грозит выпуском липовых (ненастоящих) инженеров и медиков- недоучек (недоучившихся).

В последнее время реклама стала постоянным спутником нашей жизни. В среднем за день человек имеет возможность увидеть от 1000 до 1500 различных коммерческих обращений. Эта цифра может показаться огромной, пока мы не задумаемся о том, мимо скольких рекламных плакатов мы проходим, сколько автобусов с рекламой проходят мимо нас и как реклама все время льется из эфира радиостанций, телевизоров, витрин магазинов и со страниц газет и журналов.

Рекламный текст - особый вид делового текста. Реклама (фр. reclame от лат. reclamo - "выкрикиваю") - это информация о товарах, различных видах услуг с целью оповещения потребителей и создания спроса на товары и услуги.

Цели рекламного текста:

· привлечение внимания

· сообщение информации

· воздействие, приводящее к подсознательному утверждению и закреплению материала (убеждение).

Любой рекламный текст состоит из определённой последовательности его элементов:

1. Заголовок

Для привлечения внимания покупателей используется заголовок. Его смысл должен бить в одну точку, то есть освещать только одну сторону рекламируемого объекта. Аллитерация, крылатые фразы, игра слов и красивые фразеологические обороты могут иметь место, но этого далеко не достаточно для передачи смысла того, что пытаются нам сказать. Поэтому он должен быть кратким, простым, четким и понятным. Ведь у читателей нет времени (да и склонности), чтобы восхищаться стилем, которым написана реклама. Они хотят знать: «Что в этом есть для меня?»

Заголовок может представлять собой:

· название фирмы или рекламный слоган (Компьютеры Cash and Carry. Свободный доступ к низким ценам);

· рекламный слоган и название фирмы (Мы умеем продавать дешевле. Свега);

· Рекламный слоган, включающий название фирмы (Electrolux сделает жизнь легче);

· название фирмы и рекламный слоган, ключевое выражение (тезис) основного текста (LG.Life`s good. СУПЕРпредложение!);

· Название рекламируемого товара и рекламный слоган, включающий название фирмы (Siemens mobile. Ультра [сеть салонов связи] атакует. ЦЕНЫ ОТСТУПАЮТ);

Заголовок может:

· обещать читателю какую либо пользу или выгоду ("Окна нового поколения и свежий воздух в подарок!" - реклама оконного завода "Пластбург");

· содержать новости, полезную информацию (в роли новости может выступать как объявление о появлении нового товара, так и о повышении качества старого продукта или о новом способе его применения; рекламу с новостями читают на 22% больше людей, чем рекламу без новостей);

· содержать название рекламируемого продукта, иначе 90% читателей не поймут, о чём реклама;

· содержать информацию о доступности товара по цене для большинства покупателей или о снижении цены на товар, скидках, специальных акциях и т.п.("Наша техника АКЦИЯ!!! Месяц без торговой наценки!");

· включать сведения, подтверждающие надёжность фирмы ("Сонар. Заказ, доставка, гарантия. Нам 8 лет!");

· носить юмористический характер ("Чувствуешь себя как селёдка в бочке? Да ещё и "под шубой"? - реклама в метро дезодоранта "Rexona");

· быть коротким (до 10 слов) или длинным (короткие заголовки выразительнее и больше привлекают внимание, но длинные - коммерчески выгоднее, так как содержат конкретную информацию, которая действует лучше, чем обобщённая).

2. Текст рекламы

Что может вызвать интерес у читателя? По-настоящему интересный рекламный текст – это тот текст, который не только течет размеренно, доставляет настоящее удовлетворение от чтения, но и все время сообщает нам что-то, чего мы не знаем, но чему все-таки верим. Есть огромная ценность в рекламном тексте, который умеет удивлять, но при условии, что он всегда звучит искренне.

Кульминация рекламного текста строится на двух психологических предпосылках:

· На ожидании неожиданного (любопытстве)

· На чувстве безопасности.

Финал рекламного текста сосредотачивает в одной фразе весь смысл сообщения с целью вызвать эффект прямого действия, т.е. покупку.

Стилистические приёмы при создании рекламного текста.

Важным аспектом в создании рекламного текста является применение закона стилистической формы. В риторике для придания тексту стилистической формы используется тропы и фигуры. Общее, что объединяет тропы и фигуры, - это наличие второго смысла. Тем не менее, тропы и фигуры различаются между собой.

При составлении любых рекламных текстов часто используется метафоры и метонимии.

Когда автор рекламного текста, предлагая колготки, называет их «одеждой для ваших ног», он реализует метафорический принцип. Когда, рекламируя стоматологический салон, рекламист изображает счастливое семейство с белоснежными улыбками, он опирается на метонимию.

Широко употребляется в рекламных текстах и перифраз. Перифраз – замена слова иносказательным описательным выражением. Перифраз строится на определении предмета вместо его прямого называния: ”Они давно победили сырость и мороз?…Белый цвет им идеально подходит в любые дни! Они не боятся кариеса и ржавчины. Им не нужно отмачивать и красить, а прослужат они исключительно долго!!!” (пластиковые окна)

Языковые средства рекламы.

Основными особенностями языка рекламы являются:

· образность, афористичность, приводящая к возникновению слоганов, требование яркости, броскости;

· лаконичность, синтаксическая расчленённость, часто - наличие противительных отношений между компонентами (А, но В; А не В; А, зато В), что обеспечивает быструю усвояемость на уровне подсознания ("Indesit. Мы работаем - вы отдыхаете"; "Квас - не Кола, пей Николу" - реклама кваса "Никола");

· наличие таких контекстуальных отношений, которые обнаружили бы непривычные грани привычного слово-употребления, нарушение коммуникативных ожиданий ("Пребывание на кухне - как путешествие. А путешествовать я люблю налегке. Майонез `Балтимор лёгкий`");

· диалогичность рекламного текста, включающего императивные и восклицательные конструкции с привлечением различных форм обращений, рекламные вопросы и т.п., что создаёт эффект беседы с потенциальным покупателем ("Вы получили лицензию на Вашу деятельность?" - реклама юридической фирмы; "Я повторяю десятый раз для всех: НОЛЬ процентов - первый взнос. НОЛЬ процентов за кредит. Кредит 10 месяцев. Вопросы есть?"; "Не понял, а деньги?" - реклама сети магазинов "Эльдорадо");

· мотивирующий характер рекламы (опора на опыт других людей; аргументация к авторитету).

Ниже перечислены некоторые языковые средства, используемые в рекламе.

· Каламбур - высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений: "... Если нужен ГАЗ!" (реклама автомобилей марки ГАЗ)

· Использование современного жаргона: "Плазменный беспредел" (реклама плазменных телевизоров)

· Рифма: "Модель идеальна, цена оптимальна" (стиральные машины "Candy")

· Юмористическое название, игра слов: "Образовательный центр `ИнтерФэйс`. Английский, французский, немецкий".

· Анафора (повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда): "ДВЕРИ Стильные, Стальные"

· Вопрос: "Эстетично?....Дёшево, надёжно, практично"

· Крылатые выражения, поговорки, пословицы, прямые цитаты или просто заключённый в кавычки текст: "VEKA. Клуб производителей отечественных окон. Ты узнаешь его по профилю"; "А из нашего окна видно Смольный! А из вашего?" (реклама строящегося жилого комплекса); "Компьютер не роскошь, а инструмент образования" (реклама сети магазинов "Компьютерный мир")

· Синтаксический параллелизм: "Рождены природой, рассчитаны наукой, сделаны мастером!"

· Повторы: "Матрица. Матрица. Матрица. Много - это только половина того, что мы предлагаем"

· Включение слов, привлекающих внимание группы потребителей, на которую он рассчитан (если это ограниченный круг лиц): "T-ZONE - это натуральные средства от капризов кожи"

· Включение слов, имеющих положительную окраску или вызывающих эмоциональную реакцию: "Совершенно. КБЕ. Новые окна для России. КБЕЭЛИТА"

· Отклонения от нормативной орфографии:

§ следование нормам дореволюционной орфографии;

§ употребление прописных букв в начале, середине или конце наименования;

§ сочетание латиницы с кириллицей

Газета "Коммерсантъ"; МаксидоМ; "LADAмаркет - максимум преимуществ!"

· Использование окказионализмов - новых слов, отсутствующих в системе языка: "Не тормози! Сникерсни!" (реклама шоколада "Сникерс")

· Персонификация - перенесение на неживой предмет свойств и функций живого лица: "Tefal заботится о вас"

 

На данных примерах показаны, какие именно тексты быстрее привлекут внимание потребителя, за счет использования заголовка, иллюстрации. Сам рекламный текст не должен превышать более 50 символов, иначе он не будет интересен потребителю. Заголовок должен обязательно выделяться среди основного текста, либо цветом, либо размером. Рассмотрено, как лучше расположить тот или иной визуальный объект (слева, т.к. человеческий глаз лучше воспринимает фотографию с левой стороны, а текст (вербальный компонент) справа).

PR-тексты – разновидность текстов массовой коммуникации, они порождены пресс-службами — компонентами массовой коммуникации, направлены массовому адресату, выполняют функции текстов массовой коммуникации.

PR-тексты, как и другие тексты массовой коммуникации (журналистские, рекламные) должны отвечать единым критериям текстов МК, среди них: 1) информативность, 2) коммуникативная направленность, 3) доступность, 4) конкретность, 5) лаконичность, 6) удобство восприятия, 7) эстетичность, 8) возможность оперативного отбора актуальной информации (для некоторых жанров PR-текстов).

Функции PR-текстов:

1. формирование и поддержание положительного имиджа;

2. информирование (т.е. донесение до общественности точки зрения фирмы, сообщение о новостном событии);

3. убеждение (т.е. формирование с помощью текста у общественности устойчивого положительного отношения к субъекту PR);

4. фактическая функция (поддержание коммуникативных связей, например, поздравление);

5. эстетическая функция (создание художественного эффекта, например, приглашение);

6. номенклатурная функция (например, биография).

Виды PR-текстов:

1. Простые первичные PR-тексты

2. Комбинированные PR-тексты

3. Смежные PR-тексты

4. Медиатексты.

Жанры PR-текстов:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...