Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 18. Структурные элементы текста: архитектоника, сюжет, композиция. Нарушение нормативных требований при структурировании текста.




НЕ СТОИТ ПУГАТЬСЯ. ВЫБЕРЕТЕ ТО, ЧТО БЛИЖЕ ВАМ, ЧТО ВАМ ПО ДУШЕ.

Архитектоника:

1) Архитектоника, или внешняя композиция текста, — членение его на определённые части (главы, подглавки, абзацы, строфы и пр.), их последовательность и взаимосвязь.

В особенностях архитектоники текста проявляется такой его важнейший признак, как связность. Выделенные в результате членения отрезки (части) текста соотносятся друг с другом, «сцепляются» на основе общих элементов. Различаются два вида связности: когезия и когерентность (термины предложены В. Дресслером).

Когезия (от лат. cohaesi— «быть связанным»), или локальная связность, — связность линейного типа, выражаемая формально, преимущественно языковыми средствами. Она базируется на местоимённой субституции, лексических повторах, наличии союзов, соотнесённости грамматических форм и др. См., например:

Зимой Левицкий проводил все своё свободное время в московской квартире Данилевских, летом стал приезжать к ним на дачу в сосновых лесах по Казанской дороге.

Он перешел на пятый курс, ему было двадцать четыре года, но у Данилевских... все... звали его Жоржем и Жоржиком. (И.А.Бунин)

Когезия определяет непрерывность семантического континуума в тексте.

Когерентность (от лат. cohaerentia— «сцепление»), или глобальная связность, — связность, нелинейного типа, объединяющая элементы разных уровней текста (например, заглавие, эпиграф, «текст в тексте» и основной текст и др.). Важнейшие средства создания когерентностиповторы (прежде всего слов с общими семантическими компонентами) и параллелизм.

2) Представление о построении литературного произведения как единого целого, взаимосвязь его составных частей и элементов соотносилось в традиционном литературоведении с понятием архитектоники. Применительно к повествовательному тексту понятия композиции и архитектоники следует принципиально противопоставлять: если композиция является абстрактной моделью отношений элементов произведения, то архитектоника представляет собой конструктивное устройство текста.

3) АРХИТЕКТОНИКА — построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом (как А.), но и к отдельным элементам его: композиция образа, сюжета, строфы и т. п.

Понятие А. обнимает собой соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство.

В понятие А. входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п.

Сюжет:

Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности.

Сюжет как сложное целое состоит из элементов, каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог. (Классическая схема строения сюжета: экспозиция (фон для начала действия) – завязка (начало основного действия) – развитие действиякульминация (высшее напряжение) – развязка).

Принято выделять (вполне условно) обязательные и необязательные элементы. К обязательным относятся те, без которых классический сюжет вовсе невозможен: завязка – развитие действия – кульминация – развязка. К необязательным – те, которые в ряде произведений (или во многих) не встречаются. Сюда часто относят экспозицию (хотя не все авторы так считают), пролог, эпилог, послесловие и др.

Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.

Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письмо о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы».

Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.

Момент высшего напряжение действия называется кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. В романе «Евгений Онегин» кульминация действия в эпизоде дуэли Онегина и Ленского. В «Ревизоре» высшая точка напряжения – сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной.

Кульминация непосредственно предшествует развязке. Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» развязкой служит известие о приезде настоящего ревизора и разоблачение Хлестакова.

В некоторых произведениях в сюжете могут быть пролог и эпилог. Прологом обычно открывается произведение. Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображённых в произведении.С пролога, например, начинается «Фауст» И. Гёте. Основное действие связано с тем, что Мефистофель ведёт Фауста по жизни, добиваясь знаменитой фразы «Остановись, мгновенье, ты прекрасно». В прологе речь идёт о другом: Бог и Мефистофель заключают пари о человеке. Возможен ли человек, который не отдаст душу ни за какие соблазны? Честный и талантливый Фауст выбирается как предмет этого пари. После этого пролога читателю понятно, почему именно в каморку Фауста постучал Мефистофель, зачем ему нужна душа именно этого человека.

Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий («Война и мир» Л.Н. Толстой). [ Эпилог - повествование о судьбе героев после развязки основного действия и / или размышления автора по поводу проблематики произведения.]

Композиция:

1) Термин «композиция» в переводе с латыни означает «составление». Как раздел искусствоведения, литературоведения и языкознания учение о композиции выявляет закономерности построения целостного речевого произведения, роль его отдельных частей, их взаимосвязей в воплощении замысла автора. А сама композиция текста — это строение, структура произведения, последовательность смысловых фрагментов, образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст. Через композицию цепочка предложений, которой представлен любой текст, приобретает важнейшее содержательное качество — смысловую целостность.

2) Композиция — строение, расположение и соотношение составных частей текста, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром и назначением. Композиция текста - это способ его построения, связи его частей, фактов, образов.

Знаменитому римскому учёному Марку Фабию Квинтилиану принадлежит честь разработки теории композиции речи. Квинтилиан выделил восемь частей в речи оратора. Композиция речи, разработанная Квинтилианом вошла в практику позднейшей риторики.

Итак, восемь частей композиции по Квинтилиану:

1. Обращение. Его цель — привлечь внимания аудитории и расположить ее к оратору.

2. Именование темы. Оратор называет то, о чем будет говорить, настраивает слушателей на предмет, заставляет их вспомнить то, что им известно, и готовит их к углублению в предмет.

3. Повествование состоит из описания истории предмета (как возник вопрос, который подлежит разрешению, и как сложилось само дело).

4. Описание. Рассказ о том, каково дело в настоящий момент.

5. Доказательство состоит из логических аргументов, обосновывающих решение проблемы.

6. Опровержение. Доказательство от противного. Допускается иная точка зрения на предмет, которую оратор и опровергает.

7. Воззвание. Обращение к чувствам слушателей. Цель - вызвать эмоциональный отклик аудиториии. Занимает предпоследнее место в структуре речи, потому что люди обычно более склонны выносить суждения, основываясь на эмоциях, а не на логике.

8. Заключение. Краткое изложение всего сказанного и выводы по обсуждаемому делу.

Так или иначе композиция устной речи, предложенная Квинтилианом, с устных текстов перешла на письменные и в какой-то степени вошла в практику многих жанров публицистических, научных, художественных текстов.

Более известны в школьной практике такие основные части композиции, как вступление (зачин) — основная часть — заключение (концовка).

Типовая композиция текста, предложенная Квинтилианом, предполагала последовательное изложение материала речи. Однако таким типом композиции построение текстов не ограничивается.

Типы композиции текста:

линейная композиция представляет собой последовательное изложение фактов и событий и обычно строится по хронологическому признаку (автобиография, отчёт);

ступенчатая композиция предполагает акцентированный переход от одного положения к другому (лекция, доклад),

концентрическая композиция даёт автору возможность перейти от одного положения к другому с возвращением к уже приведённым положениям (по типу спирали), в этом случае подчёркивается уже известное читателю или слушателю, и к этому известному добавляется новое, такой тип композиции способствует хорошему усвоению текста;

параллельная композиция основана на сопоставлении двух или нескольких положений, фактов, событий (например, школьные сочинений, темы которых - «Чацкий и Молчалин», «Онегин и Ленский», «Сестры Ларины»);

дискретная композиция предполагает пропуск отдельных моментов изложения событий. Этот сложный тип композиции характерен для художественных текстов. (Например, такая композиция часто лежит в основе детективов);

кольцевая композиция - содержит повтор зачина и концовки текста. Такой тип композиции даёт возможность вернуться к уже сказанному в зачине на новом уровне осмысления текста.

Так, например, неполный повтор зачина в стихотворении А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» даёт возможность осмыслить сказанное поэтом как жизненное противоречие словам «И повторится все как встарь» в концовке текста;

контрастная композиция основана на резком противопоставлении двух частей текста.

В зависимости от жанра текста композиция может быть:

жёсткой — обязательной для всех текстов жанра (справки, информационные заметки, заявления, докладные записки);

вариативной — примерный порядок расположения частей текста известен, но автор имеет возможность варьировать его (учебник, ответ на уроке, письмо);

нежёсткой — предполагающей достаточную свободу автора, при том, что он ориентируется на существующие образцы жанра (рассказ, очерк, сочинение);

В текстах, построенных на основе логического объединения элементов, используется линейная, ступенчатая, параллельная, концентрическая композиция, в художественных текстах композиция чаще более сложная — она по-своему организует время и пространство художественного текста.

Нарушение нормативных требований при структурировании текста:

Типичные недостатки текста:

· несоответствие избранного композиционного принципа теме, идее текста, специфике фактического материала;

· мозаичность — непоследовательность изложения, неудачное расположение частей (когда есть резкие переходы с одного предмета на другой или неоправданные повторения, нет чёткости композиционных переходов от одного аспекта темы к другому);

· неполнота — отсутствие существенных для данного жанра и данной темы аспектов содержания;

· несоблюдение избранного принципа изложения (по правилам должно быть: от известного к новому, неизвестному; от настоящего к будущему; от причин или условий к следствиям);

· неудачное членение текста на части;

· неудачные композиционные приёмы

Композиция строится с помощью нескольких композиционных приёмов:

§ повтор – перекличка между началом и концом текста, или повторяющаяся деталь как лейтмотив произведения, или рифма;

§ усиление – подбор однородных образов или деталей. Так, по принципу усиления построено описание внутреннего убранства дома Собакевича в «Мёртвых душах» Гоголя: всякая новая деталь усиливает предыдущую: «все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырёх ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжёлого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: “и я тоже Собакевич!” или «и я тоже очень похож на Собакевича!”»;

§ противопоставление – антитеза образов;

§ монтаж – два соседних образа рождают новый смысл. Так, например, в рассказе Чехова «Ионыч» описание «художественного салона» Веры Иосифовны соседствует с упоминанием о том, что из кухни слышалось звяканье ножей и доносился запах жареного лука. Вместе эти две детали создают ту атмосферу пошлости, которую и старался воспроизвести в рассказе Чехов;

· отход от темы;

· несоразмерность частей: непроработанность одних аспектов содержания или излишняя детализация других.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...